Кто такой лидер и как им стать, развитие и формирования лидерских качеств
Понятие «лидер» используют в бизнесе, политике, спорте, музыке для обозначения авторитетного, влиятельного субъекта в группе, ведущего за собой остальных. Такая личность имеет определенные способности, которые помогают управлять другими. Психологию лидерства хотели бы познать многие, чтобы стать ключевыми фигурами в обществе. Становясь лидером, человек получает больше возможностей и перспектив, ему открывается доступ к ресурсам и бонусам, недоступным обычным людям.
Лидерские качества — врожденные или приобретенные? На эту тему ученые спорят со времен древних греков и римлян. Первой, наиболее известной теорией лидерства была теория, что человек рождается лидером. По прошествии времени исследователи убедились, что качества лидера можно сформировать и развить.
Какими качествами должен обладать лидер
Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:
- Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
- Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
- Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
- Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
- Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
- Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
- Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
- Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
- Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
- Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.
Типы лидерства
Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.
Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.
Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.
Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.
Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:
- Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
- Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
- Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.
Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:
- По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
- По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
- По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.
Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.
Что делать для формирования лидерских качеств
Самосовершенствование — долгий и упорный процесс, требующий постоянной работы над собой. Чтобы развивать лидерские качества, необходимо для начала реально оценить свои способности, что у вас получается лучше — генерировать идеи, организовывать людей или проводить деловые встречи? Добивайтесь в этом совершенства, следуя правилам:
- Ежедневное планирование дел — распределить задачи, время из реализации. Составляйте план с вечера и старайтесь придерживаться его.
- Контроль эмоций. Не рубите сплеча в важных делах, сохраняйте спокойствие и принимайте обдуманные решения.
- Ответственность. Следите за выполнением поставленных перед командой задач. Принимайте своевременные меры для устранения проблем.
- Имидж. Внешний вид, речь, позы и жесты играют важную роль в отношениях лидера с группой. Неопрятный, безграмотный, экзальтированный человек не внушает доверия. Обратитесь к имиджмейкерам, пройдите курсы ораторского мастерства. Чаще выступайте публично.
Не бойтесь менять свою жизнь, выходить из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда не занимались (научитесь танцевать, пойдите в поход). Это научит быть самостоятельным в выборе, быстро воплощать свои идеи.
Интересуйтесь инновациями в вашей работе и смежных областях, расширяйте свои компетенции.
Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах жизни, а не только на работе.
Программа саморазвития
Составьте план из нескольких разделов — от краткосрочных целей до долгосрочных задач по самосовершенствованию. В каждый раздел включите теоретические и практические мероприятия, которые мобилизуют все ваши способности.
Литература
Читайте блоги успешных управленцев, статьи и научные труды по психологии лидерства — это поможет понять специфику лидерства, изучить современные модели управления людьми, проанализировать проблемы в быту и профессиональной деятельности.
Книги для развития:
- «Лидер без титула»
. Автор Р. Шарма — топовый эксперт, советник по вопросам лидерства в компаниях Microsoft , Nike , Coca Cola, IBM и других. В результате 15-летней работы он собрал ценные мысли, кейсы, идеи, принципы раскрытия лидерских качеств. Человек сам выбирает, кем он будет в жизни — хозяином или жертвой. Автор мотивирует читателя найти и реализовать свой потенциал, чтобы изменить жизнь к лучшему. Художественное повествование легко читается, доступно для восприятия. - «21 неопровержимый закон лидерства». Бестселлер написал Джон Максвелл — американский специалист по мотивации, бывший протестантский пастор, автор 60 известных книг, посвященных аспектам лидерства. Читатель получает действенные рекомендации по развитию лидерских навыков. Книга полезна тем, кому интересна специфика формирования эффективно работающей команды и выработка качеств настоящего лидера.
- «Почему люди должны следовать за вами?». Р. Гоффи и Г.Джонс — основатели и руководители консалтинговой компании Creative Management Associates, услугами которой пользовались известные мировые компании в области корпоративной культуры, организационного дизайна и развития лидерства. Материал для книги авторы собирали в течение 5 лет. Свежеиспеченный руководитель найдет для себя ответы на вопросы «Как себя вести в команде?», «Как завоевать авторитет?». На основе анализа десятков успешных лидеров (поведение, жизненный путь) авторы предлагают инструментарий, как раскрыть себя, развить качества, полезные руководителю.
- «7 навыков высокоэффективных людей». Автор — Стивен Кови, американский консультант по вопросам организационного управления, руководства. Он предлагает читателю мощные инструменты развития личности. Книга переведена на 38 языков, продано более 20 млн.
- «Харизма лидера» — труд нашего соотечественника Радислава Гандапаса, бизнес-тренера по развитию личности и лидерству. В числе его клиентов — лидеры политических партий, главы компаний. Издал 8 книг и снял 13 фильмов. Что такое харизма? Откуда она появляется? Можно ли развить в себе эту силу или она достается немногим в момент рождения? Автор ответит на все эти вопросы и расскажет, как обычному человеку завоевать звание лидера.
Мотивирующие фильмы
Просмотр кинокартин про успех придаст сил действовать и добиваться успеха:
- «Человек, который изменил все» (2011г.) — драма Б. Миллера. Смысл фильма хорошо передают слова главного героя: «Я ненавижу проигрывать даже сильнее, чем хочу выиграть». Используя аналитический ум, математический расчет и другие способности, спортивному менеджеру удалось подобрать сильных игроков и добиться победы. Картина — хорошее методическое пособие для начинающих управленцев.
- «Гарвардский бомж» (2003 г.). Режиссер П.Ливайн. Фильм основан на реальных событиях. Главная героиня прошла немало испытаний, но смогла добиться лучшей жизни, поднявшись по социальной лестнице. Если вы сомневаетесь в своих способностях, после просмотра картины поменяете мнение и начнете действовать.
- «Король говорит!» (Т. Хупер, 2010 г.). Хорошая мотивация для обучения ораторскому искусству. Фильм снят в жанре исторической драмы. Сын британского короля Георга V не может выступать перед аудиторией, потому что сильно заикается. В результате долгих занятий с логопедом молодой человек научился говорить без запинок. После смерти отца он стал королем. В момент, когда было нужно сплотить народ (началась война), главный герой произносит убедительную, вескую речь, вселяя в подданных уверенность и спокойствие.
Тренинги
Занятия проводят практикующие психологи, HR-специалисты. Тренинг может быть в виде краткосрочных курсов, олимпиады, мастер-класса. Преподаватели — опытные коучи, которые дают теоретические знания, помогают определить тип собственного лидерства, учат развивать сильные стороны и корректировать слабые. Для самостоятельного обучения создают онлайн-платформы, которые предлагают программы на раскрытие лидерского потенциала, выработку качеств успешного человека и эффективного руководителя.
Анализ лидерских качеств проводят в виде тестирования, анкетирования, игр. Тренинг поможет разобраться, нужно ли вам лидерство, какой выбор сделать и как развивать нужные качества.
Конкурсы
В России с 1998 года действует федеральная программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой проводят профессиональную переподготовку и развитие управленческих компетенций участников.
Так, в 2017 году стартовал конкурс управленцев нового поколения «Лидеры России» и региональные конкурсы, в частности «Лидеры Карелии».
В рамках конкурсных мероприятий участники проходят тесты, участвуют в тренингах на развитие управленческих компетенции, деловых играх на потенциал, общаются с наставниками — представителями органов власти, успешными бизнесменами.
Участие в подобных конкурсах дает человеку возможность понять, годится ли он на роль лидера, в каком направлении ему двигаться, чтобы соответствовать этому «портрету», помогает подняться по карьерной лестнице.
Примеры развивающих упражнений
Кто я?
Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».
Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.
Диалог с внутренним критиком
Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.
Дневник успеха.
В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.
Мнение окружающих
Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.
«Учимся у других»
Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.
Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).
Дайте каждому характеристику, как руководителю.
Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.
Развитие мотивации
Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?
Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.
Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.
Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.
Игры для тренингов
Ты и твое имя.
Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:
- И — интеллект;
- В — внимательность в мелочах;
- А — активность в коммуникации;
- Н — настойчивость.
Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.
Харизматичная личность
Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.
Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.
Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:
- Нужна ли харизма лидеру?
- Какие из рассказанных историй запомнились?
- Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
- Как этому научиться?
Синхронный перевод
Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.
5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.
Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.
Основные качества присущие лидеру: как выглядит руководитель, какой он и в чем его суть
Основные лидерские качества личности – список
Современный мир давит на человека со всех сторон, требует от него постоянной активной позиции, умения гибко и дипломатично мыслить, оперативно реагировать на изменения ситуации, последовательно и решительно действовать.
Не все люди способны соответствовать таким жестким требованиям, но достаточно, чтобы на одну группу был хотя бы один такой товарищ. Обычно именно он показывает способность принять на себя ответственность за действия всего коллектива и становится руководителем.
Важно подходить своей общественности. От тренера футбольной команды потребуются одни навыки, от капитана корабля – другие. Есть и общие, необходимые в обществе умения.
Давайте разберем, кто же такой лидер и его основные личностные качества в списке:
- ответственность;
- честность и порядочность;
- готовность рисковать;
- уверенность в себе и своих силах;
- желание проявлять инициативу;
- последовательность в действиях и решениях.
Чтобы добиться успеха в каком-либо деле не обязательно быть таким человеком. Но у такого человека гораздо больше шансов быстрее добиться желаемого результата. Поэтому целесообразно развивать в себе подобные умения, это поможет в жизни и бизнесе. Давайте рассмотрим их подробнее.
Уверенность в собственных силахВажно быть уверенным в том, что делаешь. Но при этом нельзя допускать, чтобы вера была слепой. Следует адекватно оценивать свои способности и силы коллектива, на этом уже строить возможные цели. Работнику необходимо проявлять сильные волевые способности и иметь хорошую самооценку. Если человек в себе не уверен, то руководить он не сможет.
Поставленные цели обязаны быть достижимыми, нельзя ставить перед людьми нереальные задачи и ждать выполнения. Так быстро растеряется мотивация, а руководителя перестанут уважать и слушать.
Активная позиция в жизниПридется всегда стремиться быть в центре происходящего, находиться рядом с рассказчиком и постоянно общаться с каждым членом коллектива. Если знать новости и изменения раньше всех, то становится реально оказаться на шаг впереди.
Моральная готовность рисковатьНеобходимо чувствовать в себе решимость идти на риск при необходимости. Придется это делать довольно часто, но при условии, что это приведет к позитивным переменам. Не нужно бросаться во все авантюры без разбора.
Но и останавливаться из-за того, что одно из действий привело к негативным последствиям, нельзя. Следует внимательно анализировать ошибки и планировать новое движение с корректировкой, чтобы не допустить повторения ошибок.
Проявление инициативыБез этой характеристики построить лидерство не получится. Следует быть инициативным, предлагать решения проблем и нестандартные пути движения организации. Он не боится выходить за пределы зоны комфорта и начинать принципиально иное. Такой человек не будет ждать, когда все произойдет само.
МотивацияОн знает, зачем он делает свою работу, так ка кзамотивирован на результат или на процесс, притом, не всегда зарплатой. Иногда это желание завоевать новую высоту, добиться определенной цели или изменения. Он может мотивировать себя и коллектив в равной степени.
Порядочный и честныйЭто база, без которой не получится построить хорошие отношения с подчиненными. Руководство, которое врет и ведет себя неправильно, не получит авторитета среди работников. Даже мелкая, но частая ложь способна уничтожить доверие сотрудников.
Последовательный в действияхТакие люди не просто действуют, они идут по размеченному плану, руководствуются им и сверяются, отмечая выполненные пункты. Обычно это продуманные списки, которые способствуют в достижении успеха.
ОтветственныйЭто обязательная, базовая способность. Если человек не способен отвечать за предстоящие и произошедшие события, компания развалится. Если же он будет пытаться переложить ответственность на других, то репутация быстро растеряется.
Но личность – это не все. Необходимо также быть организатором, дипломатом и кое-что еще. Давайте рассмотрим это подробнее.
Управленческие и организационные качества лидера
Что умеет настоящий руководитель:
- Вести за собой – все подчиненные не просто выполняют работу, но и чувствуют свою значимость, хотят помочь общему делу. К нему прислушиваются и доверяют, он притягивает собственными поступками и идеями.
- Организационные способности – каждый занят отдельной частью целого, нет путаницы и повтора циклов. Важно упорядочивать действия команды, воодушевлять и делегировать.
- Видение перспективы – он заранее знает, как может закончиться любое начинание. Надо ясно представлять себе развитие дела, доносить это в радужных красках до подчиненных. Следует вычленять главное среди мелочей и выбирать курс.
- Гибко и маневренно двигаться – серьезный навык своевременно менять планы, принимать правильные решения. Этот тип планирования должен помогать «огибать острые углы» и подбирать безопасный путь.
- Дипломатичное руководство – раздавать задачи и общаться так, чтобы людям в подчинении нравилось работать, а с партнерами строились дружественные отношения.
- Умение поддерживать – иногда самые талантливые работники не могут избавиться от страха перед выполнением каких-то пунктов, от этого страдает общая цель и производительность, поэтому важно обладать умением подбодрить всех подчиненных.
Этот человек обязан выдерживать любой стресс и заставлять своих людей верить в то, что поставленная цель легко будет достигнута общими силами. Нужно быть личностью, которая умеет вести конструктивно диалог и выводить его в подходящее русло.
Необходимые личные качества, присущие руководителю:
- чувство юмора;
- рациональность;
- воображение;
- открытость к новым знаниям;
- готовность учиться и меняться;
- харизматичность.
Важно умело управлять собственной группой, для этого потребуется совокупность нескольких личностных и социальных характеристик.
Психологические и социальные характеристики
Это способность строить качественные и доверительные отношения внутри коллектива. Задача «главного» – выполнять свою роль и функции так, чтобы взаимоотношения между людьми при этом только налаживались.
Какие качества современного успешного лидера должны быть у руководителя:
- Коммуникабельнность – умение любить общаться с персоналом, находить общий язык со всеми вне зависимости от их роли, должности, пола и возраста. Это помогает упрочнить позиции команды.
- Справедливость – ни один человек не простит несправедливости от своего начальника. Все споры и сложности необходимо решать так, как будет правильно. Каждому члену группы требуется уверенность в том, что с любым вопросом он может обратиться к начальству и получит грамотный, честный и объективный ответ.
- Командность – настоящему руководителю предстоит отстаивать интересы своих работников перед вышестоящими или проверяющими органами, внешними и внутренними, защищать их от угроз и штрафов.
- Создающий все условия для реализации и самореализации – он сделает все, чтобы его персоналу было удобно и комфортно работать, а фирма работала как часы. Он занимается обучением, дает все необходимое для морального и карьерного роста новых кандидатов на лидирующие позиции. За это обычно их ценит весь коллектив компании.
Лидерские таланты руководителя
Осталось разобраться с несколькими характеристиками, без которых любому будет сложно контролировать ситуацию. Важно развивать их в себе, чтобы принять на себя руководство.
Какой он, самый лучший лидер:
- умеет следить за собственными эмоциями, держать под контролем и не показывать их;
- пунктуальный, не опаздывает на службу и приходит вовремя на совещания и встречи;
- способен уговорить партнера или работника сделать то, что необходимо для развития предприятия должным образом;
- концентрируется на задаче и может все организовать, чтобы выполнить ее;
- позитивно мыслит и общается;
- четко выражает мысли;
- настойчивый, иногда жесткий, но при этом открыт общению и новым идеям;
- харизматичный, заинтересованный в результате;
- грамотно планирующий время – личное и подчиненных.
Формальное и неформальное лидерство
В любом коллективе может образоваться сразу два человека, которые будут лидировать формально или неформально.
Первый вид руководит официально, в соответствии с должностной инструкцией и должностью. Он не всегда оказывается приятным для отдела, не в каждом случае может завоевать уважение людей, которым раздает задачи.
Второй вид командиров возникает самостоятельно, без назначения от владельца фирмы. Это просто кто-то из работников, который может отстоять интересы коллег, высказать предложение, вести за собой. Ему верят и за ним идут, доверяют и советуются. Но его мнения и решения будут контролироваться вышестоящими менеджерами.
Неформально кто-то начинает лидировать, если руководство начинает руководить авторитарно. В данном раскладе реальные начальники воспринимаются тиранами, их назначения и приказы воспринимаются в штыки.
Если же фирмой руководят в либерализированном или демократичном стилях, то неформальное лидерство возникает изредка. Начальство не боятся, нет нужды добиваться отстаивания интересов.
Демонстрация лидерских качеств
Необходимо показать свои возможности не только словами, но и действиями. Взгляд держать уверенным, твердым, как и позицию. Мимика и жесты – под контролем. Взгляд не отводить и не прятать во время разговоров. К собеседнику относиться только с уважением, не повышать голос.
Следует соблюдать осанку, внешний вид: как в одежде, так и во всем образе. Одеваться в соответствии с занимаемой должностью. Не стоит приходить на руководящий пост в свитере с пирожными или вызывающим макияжем.
Суть личностных качеств лидера и его виды
Стремление лидировать отличает человека, который хочет занять более высокое место в жизни. Это желание есть у всех людей, но большинство об этом не задумываются или не собираются действовать, предпочитая оставаться на своем месте.
В зависимости от того, какой стиль управления принят в компании, есть три вида лидерства. Давайте рассмотрим их подробнее.
АвторитарныйПри этом типе руководства человек получает возможность анонимно принимать решения – персонал не знает, кто конкретно отдал этот приказ. Выполнение задачи часто контролируется сразу несколькими начальниками. Он получает возможность критиковать, наказывать и лишать премии тех, кто не выполняет показатели. Все это не добавляет ему репутации и положения среди коллег.
Недостатки:
- нередко принятые решения оказываются ошибочными, ведь начальство сильно оторвано от реальной ситуации в фирме;
- сотрудники безынициативные и пассивные;
- неудовлетворенная и недовольная общественность;
- морально тяжело работать всем в подчинении.
Советуем пользоваться стилем лишь в опасных ситуациях – при авариях или если есть угроза жизни человека. Таким способом можно подавить массовые волнения, но если постоянно двигаться в таком ритме, то это завершится развалом и полной потерей мотивации коллектива.
ЛиберальныйНет тотального контроля, но нет и четкости в планировании. Меры наказания могут оказаться непредсказуемыми.
Довольно часто персонал не мотивированный, есть тенденции к регрессу и потере стимула. Сотрудники не довольны начальством, потому что не понимают их действий и приказов. Климат не самый благоприятный, люди влияют на коллег негативно, происходят постоянные склоки и обсуждения за спиной.
ДемократическийЗдесь человек не принимает решения сам, он привлекает к обсуждению коллектив. В результате получается решить сразу несколько проблем – люди заинтересованы в получении результата, понимают, почему именно так нужно действовать и в чем сложности пути. Если удается превратить работу в цельно действующий организм, мотивированы будут все. Рабочая активность постоянно стимулируется и выходит на новые уровни.
Это наиболее оптимизированная и эффективная модель руководства, но для ее воплощения нужен истинный и профессиональный руководитель, формальный и неформальный одновременно. Психологически людям так проще работать, а начальство знает обо всех трудностях и тонкостях действительности.
Как выглядит лидер: основные признаки
Определить такого индивидуума просто – достаточно найти в нем следующие навыки:
- способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте;
- информированность во всем, что происходит вокруг;
- есть все личные качества для лидерства;
- желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то;
- навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы;
- активность и желание что-то менять;
- постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса;
- видит ситуацию за границей признанной нормы.
Бывших лидеров не бывает. Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности.
Какие функции выполняет в коллективе
Любая группа людей это своя налаженная система, которая не может нормально функционировать без вожака. Зачем он нужен:
- организует жизнь отдела во всех сферах сразу;
- создает правила, в которых будет всем комфортно работать, затем следит, чтобы они выполнялись;
- официально разговаривает с начальством от лица всех людей;
- отвечает за результаты деятельности всей общественности, следит за тем, какими будут итоги;
- координирует и меняет при необходимости задачи, которые будет выполнять определенный сотрудник, чтобы добиться максимальной производительности.
Как развивать в себе лидерские качества — список способов
Не так просто взять и стать лидером, если вы не родились им. Это труд и работа над собой, а главное – желание измениться и поменять свою жизнь. Мало иметь хорошую физическую форму и здоровье, многое зависит от характера.
Что обязательно следует сделать:
- записаться на специальные курсы, где помогут исправить все ошибки речи и неверную дикцию – сложно быть убедительным оратором с дефектами;
- больше читать, особенно классики – это влияет на разговор и словарный запас;
- каждый день 5-10 минут разговаривайте и спорьте с зеркалом – только первые несколько дней это выглядит странно, затем помогает стать убедительнее.
Можно записаться в школу танцев или в тренажерный зал. Это поможет прийти к хорошей физической форме, добавит уверенности в себе. Кроме того, это расслабляет и снимает эмоциональное напряжение.
Компания business-result поможет развить в себе все необходимые способности – мы комплексно подходим к каждой задаче, помогаем выявить главные и второстепенные цели, чтобы не распыляться в попытках сделать сразу все. Мы занимаемся обучением менеджеров и разработкой схем мотивации, чтобы ваш коллектив начал достигать любых, даже самых смелых высот.
Заключение
Мы рассмотрели, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, чтобы его подчиненные принимали его в качестве руководителя, начали прислушиваться и действовать в соответствии с его грамотным руководством. Это необходимо, чтобы организация постоянно добивалась новых позиций на рынке, пока не станет там наиболее популярной и крупной по сравнению с конкурентами.
Как повысить самосознание
- ВЕДУЩАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ СТАТЬЯ
Великих лидеров часто считают обращенными вовне — общающимися и влияющими на других, поскольку они ведут организацию к успеху.
В то время как коммуникация и влияние являются двумя из «Основных 4» основных навыков лидерства, определенных в нашем исследовании, другие 2 — способность к обучению и самосознание — больше ориентированы на себя.
Самосознание возникает, когда вы осознаете различные аспекты себя, включая сильные и слабые стороны, личностные черты, поведение, тревоги и эмоции. Это может быть самым сложным из четырех для развития, но он также может служить основой для укрепления всех ваших других лидерских навыков.
Эффективность лидера ограничивается или усиливается самосознанием и варьируется в зависимости от того, насколько хорошо лидеры понимают себя, как на них смотрят другие и как они справляются с возникающими взаимодействиями.
Повышение самосознания
Используйте окно Джохари для развития самосознания
Прежде чем приступить к повышению самосознания, полезно понять разницу между тем, как вы видите себя, и тем, как вас видят другие. Окно Джохари — это конструктивный инструмент, который помогает вам организовать ваше самосознание в сетку 2 на 2, где 4 части представляют то, что известно и неизвестно о вас другим людям, и то, что известно и неизвестно о вас самому себе. :
- То, что известно о вас другим, является общедоступным .
- То, что о вас неизвестно другим, частное .
- То, что не известно ни вам, ни другим, непознаваемо, и не очень актуально.
- То, что известно о вас другим, но не известно вам, является вашими слепыми пятнами .
Это, пожалуй, самый интересный квадрант из всех. Когда открывается то, что другие знают о вас, чего вы не знали о себе, и вы чувствуете себя ошеломленным, пытаясь узнать, как другие видят вас на самом деле, это может привести к динамичным, мощным изменениям. Вещи, о которых вы не подозреваете, но которые знают о вас другие, могут помешать вам точно оценить собственное поведение, эмоции, тревоги и производительность.
Хотя такие моменты случаются редко, они являются драгоценным подарком. И хотя правда может навредить, она также может научить. Наше самосознание возрастает, когда мы открываем правду о себе. Хороший коуч по лидерству поможет вам определить ваши «слепые пятна» и составить план их устранения.
Повышение внутреннего и внешнего самосознания
4 ключевых аспекта самосознания
Прежде чем вы сможете повысить самосознание, самосознание имеет 4 аспекта, наиболее важных для лидеров:
- Мудрость лидерства: Это выводы из вашего опыта, которые вы можете применить в решении проблем, с которыми сталкиваетесь.
- Идентификация лидера: Это то, кем вы являетесь в своем текущем профессиональном и личном контексте.
- Лидерская репутация: Это то, как другие воспринимают вас как лидера на основе вашего текущего и предыдущего поведения.
- Бренд лидерства: Это то, к чему вы стремитесь, и действия, которые вы предпринимаете для поддержки этой миссии.
Давайте рассмотрим каждый компонент более подробно, чтобы вы могли повысить свое внутреннее и внешнее самосознание для большего успеха.
Мудрость лидерства
У лучших лидеров есть банк уроков и анекдотов, которые они могут использовать для решения новых задач. Эти прозрения не возникают спонтанно, а являются результатом постоянной практики.
Ключом к развитию лидерской мудрости является нахождение времени для размышлений о своем опыте. Это включает пересмотр своего опыта с разных точек зрения, участие в «поверхностном размышлении» для выявления прошлых действий и поведения и практику «глубокого размышления» для изучения лежащих в основе убеждений, эмоций и предположений.
К этому размышлению нужно возвращаться снова и снова, и хорошие лидеры часто возвращаются к одному и тому же опыту несколько раз, чтобы получить новые идеи по мере своего роста.
Лидерская идентичность
Ваша лидерская идентичность или социальная идентичность влияет на то, как вы руководите, знаете ли вы об этом или нет. На самом деле, все мы делаем предположения о своей идентичности и идентичности других. К сожалению, когда мы работаем вместе, предположения часто воспринимаются как реальность. Вот почему на нашем разнообразном глобальном рынке еще более важно понять нашу собственную идентичность и то, как она формирует взаимодействие с другими.
Думайте о своей роли лидера как о трех концентрических кольцах (которые могут пересекаться). Во внешнем кольце находится ваша данная личность — характеристики, в отношении которых у вас нет выбора. Эти естественные черты включают возраст, национальность, расу, некоторые физические характеристики и тому подобное.
Второе кольцо — выбранная вами личность. Эти черты описывают ваш статус, характеристики, которыми вы управляете, и навыки. Общими атрибутами выбранной личности являются, среди прочего, ваша профессия, политическая принадлежность и хобби.
Самое внутреннее кольцо — это ваша сущность. Это качества, которые делают вас уникальными; некоторые могут меняться в течение вашей жизни, в то время как другие остаются постоянными. Сюда входят поведение, ценности и убеждения.
Получите доступ к нашему вебинару!
Понимание аспектов социальной идентичности может помочь вам определить ситуации, когда действия и решения могут основываться на бессознательных предубеждениях или когда вы непреднамеренно закрываете различные точки зрения.
Доступ к вебинару
Мы используем социальную идентичность, чтобы классифицировать людей по группам, отождествлять себя с определенными группами и сравнивать различные группы. Знание своей лидерской идентичности может помочь вам найти точки соприкосновения с другими и улучшить ваше внутреннее и внешнее самосознание, что приведет к более крепким отношениям или уменьшит вероятность недопонимания во время критических коммуникаций.
Чтобы применить это на практике, используйте следующие вопросы, чтобы проработать ваши текущие предположения о вашей собственной личности, а также личности кого-то в вашей организации, например:
- Когда вы строите отношения на работе, что вы хотите знать о другом человеке? Что вы замечаете в первую очередь? Вас привлекают определенные характеристики?
- Какие предположения вы делаете о других людях на основании их социальной идентичности?
- Если бы кто-то другой описывал вашу личность, как вы думаете, что бы он заметил в первую очередь? Что будет для них наиболее актуальным и почему?
- Какие предположения, по вашему мнению, делают о вас другие люди, исходя из вашей социальной идентичности?
- Как вы думаете, много ли у вас общего с другими людьми, с которыми вы работаете?
«CCL изменили меня навсегда, когда я принял участие в их флагманской программе развития лидерства. Программа помогла мне лучше понять себя и оценить свои лидерские качества».
— Натали Дин Хокинс,
Помощник управляющего деревней, деревня Пайнхерст
Участник программы развития лидерства (LDP)®
Лидерская репутация
Ваша лидерская репутация — это то, что другие думают о вас как о лидере. Понимание своей репутации лидера поможет вам понять, как вас могут воспринимать и судить другие. Знание того, как вас воспринимают, укрепит вашу способность общаться с другими и влиять на них .
Чтобы понять свою репутацию лидера, задайте вопросы о своей репутации и о том, какие эмоции вы вызываете на рабочем месте; попытайтесь посмотреть на свое поведение так, как это могут сделать другие, и проверьте, соответствует ли ваша репутация вашим ценностям и желаемому бренду лидерства.
Лидерский бренд
Откуда люди узнают о ваших способностях к лидерству и как вы сообщаете об этом? Вот что такое ваш лидерский бренд — желаемый набор лидерских качеств и моделей поведения.
Понимание вашего лидерского бренда — того, как вы хотели бы, чтобы вас воспринимали, — позволяет вам действовать, чтобы изменить это восприятие в позитивном и подлинном ключе. Ваш лидерский бренд должен определять ваши уникальные сильные стороны, сообщать о них другим, обеспечивать постоянный опыт, соответствующий ожиданиям других людей, и делать явным то, что скрыто.
Ключевым моментом здесь является выявление, усиление и шлифовка ваших самых сильных сторон и убедитесь, что вы сообщаете о них людям, с которыми вы сталкиваетесь внутри и за пределами вашей организации. Сильный бренд лидерства можно развить только в том случае, если вы осознаете себя — вам нужно знать, какова ваша репутация лидера, и иметь продуманный план ее укрепления, чтобы подпитывать ваши стремления к лидерству.
Для тех лидеров, которые работают над этим, большее внутреннее и внешнее самосознание в этих 4 областях принесет значительные дивиденды.
Готовы сделать следующий шаг?
Повысьте свое самосознание и укрепите другие лидерские навыки из «Основных 4», которые являются ключевыми для всех лидеров, с помощью нашей программы основных лидерских навыков Lead 4 Success®.
Или сотрудничайте с нами, чтобы повысить самосознание всей вашей команды с помощью индивидуального обучения для ваших руководителей с использованием наших модулей, основанных на исследованиях. Доступные темы лидерства включают подлинное лидерство, эмоциональный интеллект, психологическую безопасность, самосознание и многое другое.
| Что исследовать дальше
| Связанные решения
20 февраля 2022 г.
Эффективное руководство
Об авторе (авторах)
Leading Effectively Staff
Эта статья была написана нашими сотрудниками Leading Effectively, которые анализируют десятилетия новаторских, экспертных исследований и опыта в этой области, чтобы поделиться контентом, который поможет лидерам на всех уровнях . Подпишитесь на наши электронные письма, чтобы получать последние исследовательские статьи о лидерстве и идеи, отправленные прямо на ваш почтовый ящик.
Сопутствующее содержимое
Эффективное лидерство Статья
Создайте (лучше) культуру: создайте чувство принадлежности на работе
Узнайте о ценности принадлежности к организационной культуре. Лидеры, которые создают чувство принадлежности на рабочем месте, поддерживают инклюзивность и прокладывают путь к большей производительности, инновациям, удовлетворенности и настойчивости в преодолении трудностей.
Белая книга
Как развитие лидерства влияет на вовлечение и удержание
Масштабируемое развитие лидерских качеств может повысить вовлеченность сотрудников, способствуя их удержанию, а также воспитывать и готовить будущих лидеров. Узнайте 3 ключа к раскрытию мотивации, сокращению текучести кадров и построению канала лидерства.
Подкаст
Лидируйте с этим: чему искусственный интеллект может научить нас о человеческом общении и развитии
В этом выпуске Эллисон и Рен погружаются в захватывающий мир искусственного интеллекта и его влияния на лидерство, общение и развитие человека. Они обсуждают новаторскую работу, проделанную OpenAI, в том числе их известную языковую модель ChatGPT и новую языковую модель на основе ИИ Bard, и ведут ее.
Ирония честности: черты характера, необходимые лидерам
Академики и популярная пресса пытались раскрыть причины громких скандалов, связанных с этикой, подчеркивая роль недостатков характера в организационных или личных неудачах.
Мы провели исследование, используя альтернативный подход, изучив важность сильных сторон характера для работы лидеров в организациях.
Мы изучили взаимосвязь между эффективностью работы руководителей высшего звена и менеджеров среднего звена и обнаружили, что это 4 черты характера, которые необходимы лидерам :
В целом, мы обнаружили, чем больше честности, храбрости, дальновидности и социального интеллекта имеют лидеры, тем выше их рейтинги эффективности.
В этом нет ничего удивительного; широко известно, что они входят в число качеств хорошего лидера.
Но это еще не все.
Какие черты характера наиболее важны для лидеров? Подсказка: один — это
Честность.Затем мы вместе изучили черты характера, чтобы определить их относительная важность для производительности. Мы также сравнили результаты нашей выборки менеджеров среднего звена с результатами нашей выборки руководителей высшего звена.
То, что мы обнаружили, удивило и, возможно, немного смутило. Некоторые черты характера более важны, чем другие, когда вы рассматриваете уровень лидера, и их важность различается для менеджеров среднего звена по сравнению с руководителями высшего звена. Мы обнаружили, что:
- Социальный интеллект был наиболее важной чертой характера для работы менеджеров среднего звена, в то время как
- Честность была самой важной чертой характера для руководителей высшего звена.
Кроме того, при сравнении результатов двух выборок, как честность , так и храбрость были значительно более важными предикторами эффективности для руководителей высшего звена, чем для менеджеров среднего звена.
Учитывая, что социальный интеллект был самым важным из 4 сильных качеств характера для эффективности менеджеров среднего звена, мы рекомендуем менеджерам среднего звена пройти обучение лидерству, направленное на улучшение их социального интеллекта.
Менеджеры среднего звена могут «застрять в середине» организационной иерархии. Им поручено передавать видение тех, кто находится наверху, другим на более низких уровнях в организации, и в то же время они должны взаимодействовать с сотрудниками более низкого уровня в повседневной работе на уровне земли. Чтобы справиться с этими проблемами, лидерам среднего звена нужны определенные навыки для продвижения.
Чтобы развить более высокий уровень социального интеллекта, менеджеры среднего звена должны получить опыт развития на рабочем месте или инвестировать в программу обучения менеджеров среднего звена, чтобы они могли научиться улучшать отношения на рабочем месте, учитывая их особое место в организациях.
Мы обнаружили, что руководители высшего звена также должны обращать внимание на эти сильные стороны характера, особенно на честность и храбрость, которые могут идти рука об руку:
- Целостность необходима при принятии решения о том, какие действия следует предпринять.
- Храбрость необходима для совершения непопулярных действий.
Эти черты характера являются ключевыми для руководителей высшего звена.
Ирония (и проблема) наших выводов о чертах характера лидеров
Наше исследование показало, что, хотя честность является наиболее важным качеством характера для руководителей высшего звена, она имеет меньшее отношение к работе менеджеров среднего звена.
Ирония этого утверждения может пролить свет на то, почему наверху организаций случаются этические неудачи.
Эффективность работы — часто используемый показатель продвижения по службе. Менеджеры, которые лучше всего справляются со своими текущими функциями, обычно продвигаются на более высокие уровни управления.
Тем не менее, судя по нашим результатам, менеджеры среднего звена могут быть повышены до должностей высшего уровня без особого внимания к их добросовестности, так как это не считается таким же важным, как другие факторы при оценке их текущей эффективности.
Таким образом, когда менеджеры среднего звена повышаются до высшего руководства, они могут обладать или не обладать добросовестностью для эффективной работы на более высоких уровнях. Поскольку честность до этого момента не имела значения для их работы, она может не учитываться при их продвижении по службе.
Организации могут продвигать людей по служебной лестнице, не зная о критической силе характера, необходимой для этих должностей высшего уровня. Когда менеджеры среднего звена достигают вершины организации, они могут не иметь и не развить в себе честность, необходимую на самом высоком уровне руководства.
Что еще более тревожно, руководители могут не знать, что у них есть проблемы с добросовестностью, когда они становятся генеральным директором или получают должность высшего руководства. Руководители высшего звена в нашем исследовании переоценивали свою честность по сравнению с оценками их честности, предоставленными их непосредственными подчиненными. Та же картина не была обнаружена для менеджеров среднего звена.