Разное

Личность и ее свойства: 1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал

Содержание

1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал

Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность можно рассматривать как конкретного человека, представителя определенного общественного класса, коллектива, осознающего свое отношение к окружающей действительности и занимающегося общественно полезной деятельностью, наделенного индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами.

Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии означает системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Психологию же личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений.

На формирование личности оказывает влияние целый ряд факторов. (Приложение А).

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности дня обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор, физиологические особенности человека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Социализация личности — это процесс овладении человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных дли конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой — проявляется индивидуальность человека.

Основными свойствами личности являются: направленность, способности, характер, темперамент.

Под направленностью понимают психологическое свойство личности, систему ее побуждений, взглядов, выражающееся в потребностях, мировоззрении, установках, целях жизни и деятельность личности.

Потребность – это испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия, неудача — плохое настроение и самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость, агрессию. Стремление к удовлетворению потребностей — основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.

Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

Жизненные цели — долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Мотивы — осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий. Цель — то, к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий.

Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

Мировоззрение – совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество, это ценностные ориентации конкретного человека.

Способности – свойство личности, связанное с качествами личностями, которые благоприятствуют овладению каким-либо делом, эффективному его осуществлению. Различают частные способности и способности к определенному виду деятельности. К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух и др. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Второй вид способностей — способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам — направленности, характеру, психофизиологии.

Характер – свойство личности, определяющее линию поведения человека, сложившаяся система устойчивых отношений к труду, другим людям, к окружающему миру и к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности личности, но связаны и со специальными знаниями, ценностными ориентациями, умениями, навыками, привычками и качествами. Отношения к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, добросовестности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативности и других. Отношения к людям выражены в уважительности личности, гуманности, вежливости, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруистичности, общительности, конфликтности и др. Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей. Отношение к себе в психологии связывается с явлением рефлексии – умением и привычкой смотреть на себя со стороны, видеть глазами других людей, считаться с оценкой ими себя.

Уровень развитости рефлексии у конкретной личности во многом характеризует уровень ее развития в целом, определяет ее отношение к самосовершенствованию и достойному поведению среди людей. Характер воплощает в себе морально-психологические особенности личности.

Темперамент – свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов (возбуждения и торможения), зависящую от особенностей высшей нервной деятельности данного человека. Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы:

• сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей — заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;

• холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;

• флегматический. В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;

• меланхолический. Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Понятие личности и ее свойств. Личность и общество

Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens – представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Соотношение понятий темперамент, характер, личность
  • Меланхолоидная группа
  • Развитие способностей
  • Способности
  • Сангвиноидная группа
  • Признаки одаренности
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Профессиональная пригодность
  • Асимметрия полушарий и стратегия обработки информации
  • Типология характеров

Характеристики, основы и природа

РЕКЛАМА:

В данной статье представлена ​​информация о характеристиках, основах и характере личности:

Личность подразумевает психологический и социальный характер, который человек приобретает благодаря наследственным биологическим данным, которые обеспечивают ему основу для развития и социального роста среды, в которой он возникает.

Изображение предоставлено: akroncf.org/Portals/0/Uploads/Images/Buckingham%201%20smaller%20res.jpg

РЕКЛАМА:

Продолжающийся процесс, посредством которого ребенок находится под влиянием других (особенно родителей), называется социализацией. Это курс обучения, посредством которого ребенок начинает действовать в соответствии с особыми требованиями, которые налагает на него членство в определенном обществе.

Термин «личность» используется в различных значениях. Как правило, он используется для обозначения внешнего мировоззрения человека. В философии это означает внутреннее качество. Но в социальной психологии термин «личность» не указывает ни на внешний или внешний паттерн, ни на внутреннее качество. Это означает интегрированное целое.

Термин «персона» использовался для обозначения действий человека. В современном мире и психологии оно стало обозначать совокупность индивидуальных характеристик и качеств. Различные мыслители, социальные психологи и другие специалисты по-разному определяли личность.

РЕКЛАМА:

По словам К. Янга, «личность — это систематизированная совокупность привычек, черт, отношений и идей индивидуума, поскольку они внешне организованы в роли и статуи, а внутренне связаны с мотивацией, целями и различными аспектами самости. Как сказал Г.В. Олпорт определил: «Личность — это динамическая организация с индивидуумом тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».

Под личностью Огберн понимает «интеграцию социально-психологического поведения человека, представленную привычками действий и чувств, установками и мнениями».

Согласно Лундбергу и другим, «термин личность относится к привычкам, отношениям и другим социальным чертам, характерным для поведения данного человека».

«Личность представляет собой те структурные и динамические свойства человека или людей, которые отражаются в характерных реакциях на ситуации». Это рабочее определение личности, данное Лоуренсом А. Пьюином.

РЕКЛАМА:

Личность представляет собой совокупность физических, психических и социальных качеств в комплексе. На основе определений можно сказать, что существуют два основных подхода к изучению личности: (1) психологический и (2) социологический. Психологический подход рассматривает личность как определенный стиль, свойственный индивидууму. Этот стиль определяется характерной организацией психических тенденций, комплексов, эмоций и чувств.

Социологический подход рассматривает личность с точки зрения статуса индивида в группе, с точки зрения его собственного представления о своей роли в группе, членом которой он является. То, что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей личности.

Таким образом, личность есть сумма представлений, установок и ценностей человека, определяющих его роль в обществе и составляющих неотъемлемую часть его характера. Личность приобретается индивидом в результате его участия в групповой жизни.

Характеристики личности:

Новый гребень обсудил личность в свете определенных характеристик и черт. Эти характеристики и черты следующие:

1. Личность – это то, что уникально в каждом человеке:

РЕКЛАМА:

Личность относится как к внутренним, так и к внешним качествам, некоторые из которых носят весьма общий характер. Но он уникален для каждого человека. Никакой другой человек не может воспроизводить или имитировать качества личности этого человека.

2. Личность относится, в частности, к устойчивым качествам личности:

У каждого человека есть определенные чувства, а также другие постоянные черты и качества. Личность в основном состоит из устойчивых или постоянных качеств, которые проявляются в форме социального поведения и пытаются приспособиться к окружающей среде.

3. Личность представляет собой динамическую ориентацию организма на окружающую среду:

Личность представляет собой процесс обучения. Это происходит по отношению к окружающей среде. Мы не приобретаем сразу все черты личности.

4. Социальные взаимодействия сильно влияют на личность:

Личность не есть индивидуальное качество. Это результат социального взаимодействия. Другими словами, это означает, что когда мы вступаем в контакт с другими членами общества, мы приобретаем определенные качества, в то время как проявляем некоторые другие. Все это формирует личность.

5. Личность представляет собой уникальную организацию с устойчивой динамической и социальной предрасположенностью:

РЕКЛАМА:

В личности разные качества не сочетаются. Они, по сути, объединены в одно целое. Эта интеграция есть не что иное, как результат организации, которая может различаться от человека к человеку. Поведение человека, направленное на одного конкретного человека, может отличаться от поведения другого человека. Поэтому; мы ставим условие подходящей окружающей среды. Эта пригодность связана с индивидуальной спецификой.

Основы личности:

На основе различных определений можно сказать, что личность основана на определенных структурах. Это (i) физиологическая структура организма, (ii) психическая структура организма и (iii) социальная и культурная структура. Эти структуры способствуют формированию личности.

Человек рождается с определенными физическими и психологическими чертами или структурами. Физиологические и психологические черты реагируют на социальную и культурную атмосферу. Следовательно, формируется личность. Ниже обсуждаются различные структуры, формирующие личность.

1. Физиологическая структура:

Физиологическое строение человека в значительной степени влияет на развитие личности. Фундамент этой конструкции закладывается в утробе матери. Физиологическая структура находится под сильным влиянием определенных внутренних и внешних факторов. Наследственность, а также социальная среда влияют на развитие физиологической структуры.

РЕКЛАМА:

Наследственность влияет на интеллект и умственные способности. Эти факторы действительно влияют на развитие личности, потому что они имеют место в обществе.

Наследственность накладывает ряд ограничений и ограничений на личность человека. Культура во многом является даром наследственности. Благодаря этой культуре человек может приспосабливаться к различным ситуациям.

Помимо биологической наследственности, в социальной наследственности существует передача личностных характеристик от одного поколения к другому через модель родства. Средством передачи является не зародышевая плазма, а психогенетическое влияние родителей на ребенка. Наследственность может оказаться сырьем, из которого опыт формирует личность.

2. Психическая структура личности:

Психическая структура состоит из (а) отношений, (б) черт, (в) чувств, (г) чувств и эмоций, (д) ​​ценностей и идеалов.

РЕКЛАМА:

Установки влияют на психическую структуру, а затем и на физиологические структуры.

Черты являются как врожденными, так и приобретенными качествами человека.

Чувства и эмоции играют очень важную роль в развитии личности. Поведение человека очень сильно зависит от чувств и эмоций. Эмоции недолговечны, а чувства постоянны. Чувства можно назвать постоянными эмоциями. Ощущение снова более кратковременно. Это чувство, которое превращается в эмоцию. Чувства и эмоции играют жизненно важную роль в развитии личности человека.

Ценности и идеалы также в значительной степени влияют на развитие личности. Почти все наше поведение в той или иной степени определяется ценностями и идеями.

3. Социально-культурная структура:

Каждое общество имеет свою собственную культуру, и в атмосфере этого социокультурного фона личность человека развивается по-своему. Отношение человека во многом зависит от культурного порядка. Мы находим различия в поведении индивидов в зависимости от социокультурной среды. Именно поэтому культура играет важную роль в развитии личности.

Помимо вышеперечисленных структур важную роль в формировании личности играет опыт. Человек — дитя опыта. Опыт бывает двух типов: один младенец приобретает в своей группе, например в семье. Родители, будучи очень близкими к ребенку, оказывают на него глубокое влияние. Ребенок вылеплен в своем доме по образцу своих родителей. Он улавливает их манеры, манеры и самообладание. Усвоение социальных норм от родителей и других агентов социализации оказывает на него существенное формирующее влияние.

РЕКЛАМА:

Другой набор опыта, через который он проходит, является результатом его взаимодействия с другими людьми в контексте социальной ситуации. У детей, воспитанных в одной семье, может не быть подобного опыта. Смена социальной среды в семье, разное отношение родителей к детям, темперамент товарищей по играм, школьная среда создают разный опыт. Личность, которую человек приобрел, также играет роль в определении влияния нового опыта.

Характер связи между культурой и личностью:

Культура и личность взаимосвязаны. Культура очень сильно влияет на развитие личности. Отношения между культурой и личностью, обсуждаемые различными учеными, перечислены ниже.

Человек — животное социальное. Но он не рождается социальным. Он рождается в потоке социального процесса, в культурной среде. Культура делает его человеком из биологического организма. Только через взаимодействие с себе подобными, носителями культуры, его изначальная природа преобразуется в человеческую природу и он приобретает то сочетание действий и мыслей, которое называется личностью.

Как заметил Клиффорд Гирц: «Культура обеспечивает связь между тем, чем люди внутренне способны стать, и тем, чем они на самом деле становятся один за другим. Становление человеком становится индивидуальным, а мы становимся индивидуальными под руководством культурных образцов». Опыт, приобретаемый индивидом в социальном процессе, имеет культурный компонент. Поэтому модель культуры в основном определяет широкие контуры личности человека.

Линтон сформулировал следующие общие постулаты в отношении взаимоотношений личности и культуры.

1. Опыт детства человека оказывает неизгладимое впечатление на личность, особенно на проективную систему.

РЕКЛАМА:

2. Сходство переживаний порождает конфигурацию личности.

3. Члены общества используют одинаковые методы воспитания своих детей, хотя они совсем не похожи.

4. Методы воспитания детей отличаются от общества к обществу.

Некоторые социологи и антропологи провели определенные исследования, чтобы иметь однозначное представление о влиянии культуры на личности. Очень ценны в этом отношении исследования, проведенные Рут Бенедикт. Были проведены исследования индейцев зуни или племен зуни в Нью-Мексико, племени добу в Малайзии и племени арапаш в Новой Гвинее и т. д.

Исследования выявляют некоторые черты влияния культуры на личность членов общества. Эти черты свидетельствуют о влиянии культуры на биологическую и психологическую деятельность личности. Это можно дополнительно пояснить из следующих примеров.

1. Влияние культуры на внутреннее биологическое поведение:

Культура влияет на биологическое поведение людей, такое как физическое развитие, аппетит и т. д. У инжиров есть тенденция выделять слюну при виде красивой женщины.

2. Влияние культуры на сексуальное поведение:

РЕКЛАМА:

Бердок, Бич и Форд провели несколько экспериментов, чтобы проверить влияние культуры на человеческую личность в отношении сексуального поведения. Их исследования показывают, что на сексуальное поведение в значительной степени влияют культурные особенности.

3. Влияние культуры на восприятие:

Компания Hellowel провела несколько экспериментов, чтобы доказать, что культурные особенности сильно влияют на восприятие.

4. Культура и познание:

По мнению некоторых социологов и антропологов, на познание очень сильно влияет культура. Племя йоруба очень тонко различает осмысленное объяснение и важные факты.

5. Влияние культуры на чувства и эмоции:

Labora провела несколько экспериментов в этом отношении. Например, плевок свидетельствует о ненависти в большинстве обществ, но в Африке некоторые племена не считают это таковым.

6. Влияние культуры на образ жизни:

Различные культуры имеют разные типы привычек. Например, в Америке ребенок указывает высоту, он делает это, разводя ладонь параллельно земле или горизонтально, а в Мексике это обозначается, располагая план перпендикулярно.

7. Влияние культуры на ненормальное поведение:

В разных культурах существуют разные стандарты в отношении ненормального поведения. Это касается приданого, самоубийств, норм ненормального сексуального поведения и т.д.

РЕКЛАМА:

Мы находим различия в личностных качествах членов разных обществ, таких как пунктуальность и чистоплотность. Обычаи, закон, религия, искусство и идеология создают ценности, влияющие на личность. Поскольку эти ценности различаются от одного общества к другому, члены разных обществ демонстрируют разные личности. Ценность, придаваемая религиозной жизни индусами и мусульманами в Индии, приводит к совершенно другому типу личности по сравнению с более практической ценностью, придаваемой религиозной жизни жителями Запада.

В культуре также существуют различия в характере. Все члены общества не имеют одинаковой личности. Это связано с различием культурного опыта внутри общества. Человек не только соприкасается с культурой общей, национальной культурой, как это называется. Он также подвергается воздействию культур определенной группы в более широком обществе, таких как класс, религия и каста. Эти группы имеют самобытную культуру, которая отличается от группы к группе.

Это субкультуры. Мусульмане или племена Индии имеют свою собственную субкультуру в более широких рамках культуры Индии. Точно так же сельский и городской образ жизни, как правило, порождает разные типы людей с разными способами мышления, чувствами, действиями и восприятием.

Культура – ​​это человеческий продукт. Это не сила, действующая сама по себе и независимая от людей. Существует бессознательная тенденция бросать вызов культуре – наделять ее жизнью и относиться к ней как к вещи. Культура есть создание общества во взаимодействии, и ее существование зависит от непрерывности общества. Следовательно, в строгом смысле культура ничего не «делает» сама по себе. Короче говоря, культура — это человеческий продукт, она не наделена жизнью самостоятельно.

Нет сомнения, что каждый человек является продуктом культурной среды, в которой он родился. Личность определяется не только культурой. Культура не определяет все стороны человеческой личности. Рут Бенедикт пишет: «Ни один антрополог, имеющий опыт работы с другими культурами, никогда не верил, что люди являются автоматами, механически исполняющими указы своей цивилизации.

Ни одна наблюдаемая культура не смогла еще искоренить различия в темпераментах людей, которые ее составляют. Это всегда дело взаимных уступок». Индивид получает культуру как часть социального наследия, в свою очередь, может переформировывать культуру и вносить изменения, которые затем становятся частью наследия последующих поколений.

Характеристики, факторы, роли, теории личности

Личность – это систематизированная совокупность привычек, черт, отношений и идей индивидуума, так как они внешне организованы в роли и статусы, а внутренне связаны с мотивацией, целями, и различные аспекты самости.

Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», означающего «говорить через».

Этот латинский термин использовался для обозначения маски и актеров, которые носили ее в Древнем Риме и Греции; Личность человека представляет собой сочетание черт и паттернов, влияющих на его поведение, мышление, мотивацию и эмоции.

Это побуждает людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом; по сути, это то, что делает каждого человека уникальным. Со временем эти паттерны сильно влияют на личные ожидания, восприятие, ценности и отношения.

Вдобавок к этому, личность возникает внутри человека и остается неизменной на протяжении всей жизни. Это паттерн устойчивых состояний и характеристик человека, влияющих на его поведение в направлении достижения цели. У каждого человека есть уникальные способы проецирования этих состояний.

Изучение личности сосредоточено на двух широких областях;

  1. Один из них – понимание индивидуальных различий в определенных характеристиках личности, таких как общительность или раздражительность.
  2. Другой — это понимание того, как различные части человека объединяются в единое целое.

Что такое личность?

Личность – это динамическая организация внутри индивидуумов тех психофизических систем, которые определяют их уникальное приспособление к окружающей среде.

Файст и Файст сказали, что «личность — это набор относительно постоянных черт и уникальных характеристик, которые придают как постоянство, так и индивидуальность поведению человека».

Под личностью Огберн понимает «интеграцию социально-психологического поведения человека, представленную привычками действий и чувств, установками и мнениями».

Согласно Лундбергу и другим, «термин личность относится к привычкам, отношениям и другим социальным чертам, характерным для поведения данного человека».

Лоуренс А. Пьюин сказал: «Личность представляет собой те структурные и динамические свойства человека или людей, которые отражаются в характерных реакциях на ситуации».

Таким образом, личность представляет собой совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Это индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения. Это высшая реализация врожденной привычки живого существа.

Это мужество, брошенное в лицо жизни, абсолютное утверждение всего, что составляет личность, наиболее успешное приспособление к универсальным условиям существования в сочетании с максимально возможной свободой самоопределения.

Например, у него очень приятный характер, или он был влиятельной личностью в генной инженерии.

Характеристики личности

Термин «личность» используется в различных значениях. Как правило, он используется для обозначения внешнего мировоззрения человека. В философии это означает внутреннее качество.

Но в социальной психологии термин «личность» не указывает ни на внешний, ни на внешний паттерн, ни на внутреннее качество. Это означает интегрированное целое. В современном мире и психологии оно стало обозначать совокупность индивидуальных характеристик и качеств.

Различные мыслители, социальные психологи и другие специалисты по-разному определяли личность. Это совокупность физических, психических и социальных качеств.

Таким образом, личность есть сумма представлений, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера. Индивид приобретает личность в результате своего участия в групповой жизни. Это относится к чему-то гораздо более существенному и прочному в человеке.

Помимо этого основного пункта согласования, у личности есть другие характеристики или общие черты.

Личность – это то, что уникально в каждом человеке.

Личность относится к внутренним и внешним качествам, некоторые из которых являются весьма общими. Но он уникален для каждого человека. Человек не может воспроизводить или имитировать качества личности другого человека.

Личность относится, в частности, к устойчивым качествам человека.

У каждого человека есть определенные чувства и другие постоянные черты и качества.

Личность в основном состоит из устойчивых или постоянных качеств, которые проявляются в форме социального поведения и попытки приспособиться к окружающей среде.

Личность представляет собой динамическую ориентацию организма на окружающую среду.

Личность представляет собой процесс обучения. Это происходит об окружающей среде. Мы не приобретаем сразу все черты личности.

Личность не есть индивидуальное качество. Это результат социального взаимодействия.

Другими словами, это означает, что когда мы вступаем в контакт с другими членами общества, мы приобретаем определенные качества, в то время как проявляем некоторые другие. Все это формирует личность.

В личности разные качества не складываются.

Фактически они объединены в одно целое. Эта интеграция есть не что иное, как результат организации, которая может различаться от человека к человеку. Поведение человека, направленное на одного конкретного человека, может отличаться от поведения другого.

Вот почему; ставим условие подходящей среды. Эта пригодность связана с индивидуальной спецификой.

Последовательность

Как правило, в поведении присутствует узнаваемый порядок и регулярность. По сути, люди действуют одинаково или сходным образом в различных ситуациях.

Психологические и физиологические

Личность — это психологическая конструкция, но исследования показывают, что на нее также влияют биологические процессы и потребности.

Влияет на поведение и действия.

Личность влияет не только на то, как мы двигаемся и реагируем в окружающей среде; это также заставляет нас действовать определенным образом.

Несколько выражений

Личность проявляется не только в поведении. Это также можно увидеть в наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других социальных взаимодействиях.

Личность — это уникальная комбинация паттернов, влияющих на поведение, мышление, мотивацию и эмоции человека. Существует много подходов к современному психологическому изучению личности, включая психодинамический, обучающий, гуманистический, биологический, личностный и культурный подходы.

Его можно описать как то, как человек влияет на других, как он понимает и видит себя, а также как он измеряет свои внутренние и внешние черты. Он охватывает относительно стабильные чувства, мысли и модели поведения человека.

На самом деле наша личность меняется с течением времени.

10 Факторы личности

В области организационного поведения личность представляет собой совокупность чувств, мышления, поведения и реакций человека на различные ситуации и людей.

Наша личность отличает нас от других людей, и понимание чьей-либо личности дает представление о том, как этот человек может действовать и чувствовать в различных ситуациях. Понимание личности разных сотрудников помогает эффективно управлять поведением организации.

Обладание этими знаниями также полезно для трудоустройства людей на работу и организации. Сильный характер – залог успеха. Это также ключевой фактор хорошего лидерства.

Человек с позитивным настроем может направлять свои мысли, контролировать свои эмоции и регулировать свое отношение. У каждого человека свой характер, и на его формирование влияет множество факторов. Мы называем их «детерминантами личности или факторами личности».

10 факторов личности;

Факторы окружающей среды

Факторами, оказывающими влияние на формирование нашей личности, являются культура, в которой мы выросли; наша ранняя обусловленность; нормы среди нашей семьи, друзей и социальных групп; и другие воздействия, которые мы испытываем.

Эти факторы окружающей среды играют существенную роль в формировании нашей личности.

Он устанавливает отношение, ценности, нормы и восприятие человека. В зависимости от культур и традиций у людей формируются различные представления о добре и зле.

Эти факторы окружающей среды также включают район, в котором живет человек, его школу, колледж, университет, место работы, друзей и родителей; каждый играет роль детерминанта своей личности.

Физические факторы

Многие физические факторы определяют личность человека. К этим физическим факторам относится общая физическая структура человека: его рост, вес, цвет кожи, пол, красота, язык тела и т. д.

Физические факторы являются одной из основных причин этого. Большинство физических структур время от времени меняются, как и личность. Упражнения, косметика, операции и т. д. изменяют многие физические черты; следовательно, личность человека также развивается.

Ситуационные факторы

Ситуационные факторы обычно можно наблюдать, когда человек ведет себя контрастно и проявляет разные черты и характеристики. Таким образом, ситуационные факторы оказывают существенное влияние на личность.

Они часто выявляют черты человека, которые обычно не замечаются. Несмотря на то, что в целом личность человека стабильна и последовательна, она меняется в различных ситуациях.

Различные требования ситуаций вызывают различные аспекты личности. Поэтому мы не должны рассматривать модели личности изолированно. Этот аспект очень важен для организационного поведения, поскольку руководитель контролирует ситуацию.

Наследственность

Наследственность относится к тем факторам, которые были определены при зачатии. Считается, что физическое строение, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав, рефлексы, уровень энергии и биологические ритмы полностью или существенно зависят от родителей.

Наследственный предрасполагает к определенным психическим, физическим и эмоциональным состояниям. Исследования установили, что эти психологические характеристики могут передаваться по наследству. Однако такое убедительное доказательство недоступно людям.

Наибольшее влияние на развитие личности оказывают семья и социальные группы. Родители и другие члены семьи оказывают сильное влияние на развитие личности ребенка. Родители имеют большее влияние на развитие личности по сравнению с другими членами семьи.

Помимо домашнего окружения человека и членов семьи, существуют и другие социальные факторы, такие как друзья, соседи, родственники и т. д. Эти группы оказывают свое влияние в процессе социализации и идентификации.

Процесс идентификации

Процесс идентификации происходит, когда человек пытается идентифицировать себя с каким-то человеком, с которым он чувствует себя идеальным в семье.

Во-первых, идентификацию можно рассматривать как сходство поведения между ребенком и моделью.

Вторую идентификацию можно рассматривать как мотивы или желания ребенка быть похожим на модель.

В-третьих, это можно рассматривать как процесс, посредством которого ребенок приобретает атрибуты модели.

Культурные факторы

Культура является основным фактором, определяющим принятие решений человеком. Он в целом определяет отношение к независимости, агрессии, соперничеству и сотрудничеству. Каждая культура ожидает и обучает своих членов вести себя приемлемым для группы образом.

Интеллект

Определенно существует определенная связь между интеллектом и личностью. Интеллект в основном наследственный. Очень умные люди могут лучше приспосабливаться к дому, школе и обществу, чем менее умные люди.

Половые различия

Мальчики обычно более напористы, решительны и энергичны. У них лучше потребность в успехе в отношении интересов и способностей. Мальчики проявляют интерес к технике и занятиям на свежем воздухе. Они предпочитают приключения.

А вот девушки менее энергичны в играх. Они более тихие и заинтересованы в личной внешности. Личные, эмоциональные и социальные проблемы ранят их больше.

Таким образом, половые различия играют жизненно важную роль в развитии личности человека.

Психологические факторы

Психологические факторы играют большую роль в функционировании поведения человека и развитии его личности. Некоторыми психологическими факторами являются мотивы, приобретенные интересы, отношения, характер, интеллектуальные способности и т. д. заинтересованное лицо.

Роль личности в организационном поведении

Личность играет ключевую роль в организационном поведении, поскольку то, как люди думают, чувствуют и ведут себя, влияет на многие аспекты рабочего места. Личность людей влияет на их поведение в группах, их отношение и то, как они принимают решения.

На рабочем месте личность влияет на такие вещи, как мотивация, лидерство, производительность и конфликты. Чем больше руководство понимает, как работает личность в организационном поведении, тем лучше оно подготовлено для эффективного достижения своих целей.

Одним из факторов, определяющих важность личности в акушерстве, является среда, в которой изучается личность человека; в конце концов, влияние личности на организацию относительно и зависит от того, как организация была структурирована.

Слабо структурированные организации с нечетко определенными ролями, как правило, оказывают наибольшее влияние по сравнению с сильно структурированными организациями с более определенными ролями. Люди имеют много разных взглядов на мир, которые влияют на их личности.

Когда возникает ситуация, человек будет справляться с ней, основываясь на своих личных ценностях, убеждениях и личных качествах. Эти черты формируются на протяжении всей жизни человека и не могут быть легко изменены, поэтому менеджерам полезнее попытаться понять это, а не бороться с этим.

Есть два типа ценностей, определяющих наше поведение в организации; личные и общепринятые ценности организации.

Мы склонны действовать в соответствии с этими ценностями, которые определяют, что этично, а что нет. Убеждения и ценности остаются относительно стабильными независимо от нашей ситуации.

С другой стороны, наши чувства и поведение легко поддаются влиянию среды, в которой мы функционируем.

Такие черты, как открытость, эмоциональная стабильность и доброжелательность, предсказывают, что человек будет меньше конфликтовать, лучше работать в команде и позитивно относиться к своей работе.

Людей с этим типом личности следует помещать в ситуации, когда они будут работать с другими или руководить ими. Позитивные навыки межличностного общения — это черта личности, которая сильно влияет на работу.

Люди, которые проявляют эту черту, обычно любят работать с другими, и они обладают эмпатией и чувствительностью, которые позволяют им хорошо ладить с другими.

Личность сильно влияет на принятие решений и независимость.

Черты личности, такие как самоэффективность, добросовестность и активность, способствуют правильному принятию решений в условиях давления и независимости, в то время как такие черты, как невротизм и неоткрытость, этого не делают.

В свете этих размышлений наши личные ценности и характеры определяют наши действия и поведение. Поскольку организационное поведение основано на наших личных ценностях, крайне важно понимать личности сотрудников, чтобы эффективно использовать организационное поведение.

Один из фундаментальных вопросов в понимании поведения людей заключается в том, как мы понимаем человека в организационной среде.

Джексон и Картер (2000) отметили, что в рабочих организациях мы часто принимаем ограниченное представление о человеке, больше сосредотачиваясь на степени готовности преследовать организационные цели.

Поведение людей в организации, связанное с работой, обусловлено внешними и индивидуальными факторами.

При подходе к окружающей среде межличностные, групповые и социальные влияния и индивидуальные факторы распространяются на когнитивные способности, приобретенный опыт, личностные стили, мотивацию и физические характеристики.

Общим аспектом личности является то, как мы думаем о ее влиянии на поведение. Мы склонны думать об этом с точки зрения человека с определенным набором черт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *