Подходы психотерапии. Когнитивно-поведенческий подход
Второй подход в психотерапии — это когнитивно-поведенческий. Он берет начало из бихевиоризма, другими словами поведенческой психологии. Здесь личность человека представляют как некий сложный механизм или компьютер, в котором что-то вышло из строя. «Поломк
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Мария КунахПсихолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
📐 Когнитивно-поведенческий подход хорош тем, что в нем все поддается измерению и наблюдению: можно видеть поведения, измерить внимание, память, мышление, восприятие.
📉 Есть у подхода и недостатки. Такой подход плохо справляется с коррекцией личностных расстройств. С помощью него сложно изучить личность в целом, глубоко погрузиться в познание себя и решить многочисленные личностные задачи, когда у человека жизнь пошла наперекосяк по всем фронтам. Подход не позволяет добиться личностного роста.
🤨 Где эмоции? Бихевиористы изучают когниции, поведение и как они сочетаются между собой. Из поля зрения несколько выпадают эмоции, но исследователи решают проблему просто: они считают, что эмоции следуют за мыслью. Мышление первично, а эмоции и поведение вторичны. На этом основывается схема АВС, которую мы уже упоминали. Позитивная психотерапия находится на стыке психодинамического и когнитивно-поведенческого подхода.
⚙️ Чиним механизмы. В области когнитивно-поведенческого подхода считается, что у человека есть негативные установки, иррациональные убеждения, которые влияют на его поведение. Об этом мы говорили, когда перечисляли когнитивные искажения.
Психотерапевты этого направления исправляют поведение через коррекцию образа мышления. А эмоции меняются следом за мышлением.Разберем самые популярные методы из когнитивно-поведенческого подхода. Эффективность этих методов тщательно проанализирована и доказана, вся теория основана на экспериментах и исследованиях.
🌗 Когнитивная психотерапия Бека: направлена на борьбу с депрессией. В ходе терапии человек учится отстраняться от своих иррациональных убеждений, переосмысливать свою проблему и находить выходы из ситуаций, которые казались ему безвыходными.
⛳️ Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Альберта Эллиса (РЭПТ): очень близка по своей сути к вышеупомянутому методу. Отличие в том, что метод помогает отделить безусловное «надо» от «хочу», научиться учитывать желания.
🏃♀️ Схема-терапия: это тот метод, где детские воспоминания и травмирующие события берутся в расчет. Считается, что именно из них складываются схемы — глубинные убеждения о самом себе и отношениях с другими. Метод помогает отследить в какой момент включаются привычные стратегии мышления и поведения (например, избегание), их истоки и заменить их на здоровые.
⚖️ Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ): она была создана для работы с пограничными расстройствами личности. С ее помощью уменьшают чрезмерную эмоциональную реакцию на стресс и снижают риск суицида. Человек учится принимать разные точки зрения на одну проблему, взвешивать «за и против» и выбирать подходящий взгляд на проблему.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКогнитивно-поведенческий подход переживает сейчас бурное развитие. Уже появилась третья волна КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), добавляются все новые знания. Рассматриваются теории, где первично не мышление, а опыт. Третья волна стремится к интегративности, пытается вобрать в себя и психодинамический подход.
Причины популярности КПТ 👇
✴️ Подход позволяет довольно быстро решить локальные проблемы (фобии, расстройства, клинические депрессии) и заметно улучшить качество жизни. Например, избавиться от фобии или панических атак. Примета нашего времени — хотеть за короткий срок получить заметный результат, и данный подход дает эту возможность. Например, при тревожных расстройствах эффекта можно достичь за 15 сеансов. При встречах дважды в неделю это займет около двух месяцев.
✴️ Когнитивно-поведенческая терапия, в отличие от психодинамической, не особо интересуется событиями и травмами детства, их влиянием на текущее состояние. Главное — исследовать мысли и чувства клиента в текущем времени, «здесь и сейчас».
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
28 марта 2022 Ликбез Здоровье
Простой вопрос «Почему?» может разложить всё по полочкам.
Что такое когнитивно‑поведенческая терапия
По сути, когнитивно‑поведенческая терапия (КПТ) — это способ изменить отношение к жизни и себе, основанный на двух важных шагах:
- Осознать (cognition — «познание»), откуда берутся негативные мысли, переживания, привычки. Оценить, как они влияют на вашу жизнь. Найти те логические ошибки, когнитивные искажения, которые заставляют вас переживать. Задаться вопросом «Почему я выбираю страдания, а не радость?».
- Изменить поведение так, чтобы исключить негативные переживания, сосредотачиваясь на позитивных.
Проблемы в личной жизни, социальная тревожность, затяжные стрессы, расстройства пищевого поведения, психологические комплексы, которые мешают жить, — со всем этим можно справиться с помощью когнитивно‑поведенческой терапии.
При этом стоит учитывать, что КПТ не волшебная таблетка. Она не избавит вас от существующей объективной проблемы. Например, если вы страдаете от того, что у вас слишком большой нос, то он останется прежним. Если сходите с ума из‑за развода, партнёр не прибежит обратно с извинениями. Если у вас серьёзное тревожное расстройство или клиническая депрессия, психотерапия не заменит собой медикаменты.
Но когнитивно‑поведенческая терапия научит вас легче относиться к проблемам или даже вовсе поворачивать их себе на пользу. Так, тот же крупный нос может быть причиной страданий или стать изюминкой внешности.
Как работает когнитивно‑поведенческая терапия
Основная идея этого вида психотерапии заключается в следующем. Ваше психологическое состояние зависит не от стрессовой ситуации как таковой, а от того, как вы к ней относитесь. Терапевт научит вас различать разные типы эмоций, понимать, как ваше сознание переключается между ними, и фокусироваться на позитивных.
Вот простой пример: вас пригласили на вечеринку. По этому поводу у вас могут возникнуть такие мысли и переживания:
- «Звучит заманчиво! Там будут мои друзья, а ещё я смогу познакомиться с новыми интересными людьми». Переживание: предвкушающее, счастливое, возбуждённое.
- «Вечеринки — это всё же не моё. Сегодня новый эпизод любимого сериала выходит, лучше останусь дома, не хочу пропускать». Переживание: нейтральное.
- «Я никогда не знаю, что делать и что говорить на этих мероприятиях. Меня снова заставят тост произносить, я выставлю себя дураком, и надо мной опять будут смеяться». Переживание: тревожное, негативное.
Итог: одно и то же событие может приводить к совершенно разным эмоциям. Какую из них выбрать, зависит только от вас. Вы должны сделать процесс выбора осознанным. Как в магазине: вам предложены эмоции, стоят одинаково — какую возьмёте?
Чтобы помочь вам почувствовать себя рациональным «покупателем эмоций», психотерапевт сделает следующее.
Научит выявлять негативные мысли
То есть отлавливать, о чём конкретно вы думаете, когда начинаете испытывать беспокойство. Например, тезис «Надо мной будут смеяться» является негативным.
Поможет оценить и оспорить негатив
Оценить — это значит задаться вопросами: «А точно ли то плохое, что меня пугает, произойдёт? И если произойдёт, действительно ли это будет иметь катастрофические последствия? Может, всё не так страшно?»
Научит заменять негативные мысли реалистичными
После того как вы выявите беспокоящие мысли и проанализируете, их надо будет заменить более рациональными и реалистичными утверждениями. Например: «Да кто меня заставит говорить тост? Я вообще не пью и не планирую поднимать бокалы».
Как быстро может подействовать когнитивно‑поведенческая терапия
Чтобы разобраться, почему та или иная ситуация заставляет вас нервничать, наверняка потребуется время. И оно же понадобится, чтобы приучить ваш мозг выбирать из «ассортимента» эмоций правильные — спокойные и радостные.
Чтобы осознать и изменить поведение, в среднем нужно от 5 до 20 сеансов психотерапии.
Однако длительность работы с психотерапевтом — вопрос индивидуальный. Если ваши психологические проблемы невелики, может хватить и двух‑трёх встреч с врачом. А кому‑то придётся навещать специалиста годами. Заранее предсказать сроки невозможно. Но, как замечают эксперты, в среднем когнитивно‑поведенческая терапия приводит к заметным результатам быстрее, чем другие виды воздействия.
У КПТ есть ещё один бонус: встречи с психотерапевтом можно проводить онлайн, и они будут не менее эффективны, чем очные.
Читайте также 😱😢🙂
- Что такое биполярное аффективное расстройство и как с ним жить
- 9 симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, которые нельзя игнорировать
- Когда пассивная агрессия превращается в расстройство личности и что с этим делать
- Как распознать алкоголизм, депрессию и другие психические расстройства
- Как позаботиться о близких с психическими расстройствами
Когнитивно-поведенческая терапия — InformedHealth.
orgСоздано: 7 августа 2013 г.; Последнее обновление: 8 сентября 2016 г.; Следующее обновление: 2022 г.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — одна из наиболее распространенных и наиболее изученных форм психотерапии. Это комбинация двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.
Какие методы лечения применяются, зависит от болезни или проблемы, которую необходимо лечить. Однако основной принцип терапии всегда один и тот же: то, что мы думаем, как мы себя чувствуем и как мы ведем себя, тесно взаимосвязано, и все эти факторы оказывают решающее влияние на наше самочувствие.
Что такое когнитивная терапия?
Термин «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «распознавать». Суть когнитивной терапии состоит в том, чтобы сформировать четкое представление о ваших собственных мыслях, установках и ожиданиях. Цель состоит в том, чтобы выявить и изменить ложные и неприятные убеждения, потому что зачастую проблемы вызывают не только сами вещи и ситуации, но и то значение, которое мы им придаем.
Например, опасной моделью мышления может быть то, что кто-то немедленно делает отрицательные выводы из происшедшего, обобщает их и применяет к аналогичным ситуациям. В психологии такой обобщенный способ мышления называется «сверхобобщением». Еще одна досадная ошибка в рассуждениях — «катастрофизация»: если происходит что-то тревожное, люди тут же делают преувеличенные выводы о масштабах предполагаемой катастрофы.
Подобные модели мышления иногда могут перерасти в самоисполняющиеся пророчества и усложнить жизнь затронутым людям. Когнитивная терапия помогает людям научиться заменять эти модели мышления более реалистичными и менее вредными мыслями. Это также помогает людям мыслить более ясно и лучше контролировать свои мысли.
Как работает поведенческая терапия?
Поведенческая терапия берет свое начало в американском «бихевиоризме». Эта теория предполагает, что человеческому поведению можно научиться и, следовательно, его можно разучить или изучить заново. Поведенческая терапия направлена на то, чтобы выяснить, усложняют ли определенные модели поведения вашу жизнь или усугубляют ли ваши проблемы. На втором этапе вы работаете над изменением этих поведенческих привычек.
Например, люди, у которых развились депрессивные мысли, часто уходят в себя и отказываются от своих увлечений. В результате они чувствуют себя еще более несчастными и изолированными. Когнитивная терапия помогает выявить этот механизм и найти способы снова стать более активными.
При тревожных расстройствах поведенческая терапия часто включает методы обучения, помогающие успокоиться. Например, вы можете научиться уменьшать тревогу, сознательно вдыхая и выдыхая глубоко, чтобы ваше тело и дыхание могли расслабиться. Делая это, вы концентрируетесь на своем дыхании, а не на том, что вызывает у вас беспокойство. Подобные приемы могут помочь вам успокоиться, вместо того, чтобы нервничать.
Кстати, в Германии большинство психотерапевтов, обученных когнитивно-поведенческой терапии, называют себя поведенческими терапевтами.
Какие мысли и модели поведения вредны, а какие нет?
Вредные мысли или поведенческие привычки могут заставить людей чувствовать себя плохо. Например: вы видите знакомого на улице и здороваетесь, но он не здоровается в ответ. Ваша собственная реакция на это во многом зависит от того, как вы оцениваете ситуацию:
Реакция | Вредный | Нейтральный |
---|---|---|
Мысли | «Он проигнорировал меня – я ему больше не нравлюсь». | «Он меня не заметил — может, ему нехорошо. Я должен позвонить ему и узнать, как он себя чувствует». |
Чувства | Тот, кто так думает, чувствует себя подавленным, грустным и отвергнутым. | Эти модели мышления не вызывают никаких негативных чувств. |
Поведение | Следствием этой мысли является избегание этого человека в будущем, хотя предположение может быть совершенно ложным. | Эта мысль является подсказкой вернуться к человеку, чтобы узнать, все ли в порядке. |
Чем когнитивно-поведенческая терапия отличается от других видов психотерапии?
Когнитивно-поведенческая терапия — это проблемно-ориентированная стратегия. Он фокусируется на текущих проблемах и поиске решений для них. В отличие, например, от психоанализа, он не занимается прежде всего прошлым. Когнитивно-поведенческая терапия гораздо больше связана с решением текущих проблем. Самое главное — помочь людям помочь самим себе: они должны быть в состоянии снова справиться со своей жизнью без терапии как можно скорее. Это не означает, что когнитивно-поведенческая терапия полностью игнорирует влияние прошлых событий. Но в основном это касается выявления и изменения текущих тревожных мыслей и поведенческих моделей.
Аналитическая психотерапия, берущая свое начало от классического психоанализа Фрейда, использует различные методы. Здесь терапевт пытается помочь пациенту обнаружить и понять проблемы и их более глубокие причины.
Когда показана когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения таких состояний, как депрессия, тревога, обсессивно-компульсивные расстройства и зависимости. Но это также вариант лечения физических заболеваний, таких как хроническая боль, шум в ушах и ревматизм. Это может помочь облегчить симптомы.
Когнитивно-поведенческая терапия требует приверженности пациента и собственной инициативы. Терапия может быть успешной только в том случае, если пациент активно принимает участие в лечении, а также работает над своими проблемами между сеансами. Это может быть серьезной проблемой, особенно при тяжелых состояниях, таких как депрессия или тревожные расстройства. Вот почему иногда сначала используются лекарства, чтобы быстро облегчить самые тяжелые симптомы, чтобы можно было начать психотерапию.
Выбор того или иного вида психотерапии также зависит от целей. Если вы чувствуете потребность в глубоком понимании причин ваших проблем, когнитивно-поведенческая терапия, вероятно, не лучший выбор. Это особенно полезно, если вас в основном интересует решение конкретных проблем, а вопрос «почему» вас интересует лишь во вторую очередь.
Как работает когнитивно-поведенческая терапия и сколько времени она занимает?
Важно, чтобы у вас и вашего психотерапевта были тесные и доверительные рабочие отношения. Иногда может потребоваться некоторое время, чтобы найти подходящего терапевта.
На первом занятии вы кратко расскажете о своих текущих проблемах и изложите свои ожидания. Это формирует основу для обсуждения целей терапии и плана терапии. План может быть скорректирован, если ваши личные цели изменятся в ходе терапии.
Терапия часто включает запись собственных мыслей в дневник в течение определенного периода времени. Затем терапевт проверит вместе с вами следующие вещи: Воспринимаю ли я вещи адекватно и реалистично? Что произойдет, если я буду вести себя иначе, чем обычно в определенной ситуации? Вы будете регулярно обсуждать любые проблемы, которые могут у вас возникнуть, и прогресс, которого вы достигли.
Когнитивно-поведенческая терапия также использует упражнения на релаксацию, методы снятия стресса и боли и определенные стратегии решения проблем.
По сравнению с подходами аналитической психотерапии когнитивно-поведенческая терапия является краткосрочным лечением. Но стандартной продолжительности когнитивно-поведенческой терапии также не существует. Некоторые люди чувствуют себя намного лучше уже после нескольких сеансов, а другим требуется лечение в течение нескольких месяцев. Это зависит, помимо прочего, от вида и серьезности проблем. Индивидуальное занятие длится около часа. Сеансы обычно проходят раз в неделю. Когнитивно-поведенческая терапия предлагается в психотерапевтических практиках, больницах и реабилитационных клиниках. Иногда также предлагается в качестве групповой терапии.
Может ли когнитивно-поведенческая терапия также иметь побочные эффекты?
Нельзя исключать побочные эффекты психотерапии. Непосредственное столкновение со своими проблемами или тревогами поначалу может быть очень напряженным, и в результате могут пострадать отношения. Крайне важно открыто поговорить со своим психотерапевтом, если во время терапии возникнут какие-либо трудности.
Практически не проводилось никаких исследований возможных побочных эффектов психотерапии.
Кто покрывает расходы?
В Германии государственное медицинское страхование оплачивает когнитивно-поведенческую терапию для лечения психических заболеваний, таких как депрессия, тревога или обсессивно-компульсивные расстройства, а также зависимостей. Расходы на когнитивно-поведенческую терапию также могут быть покрыты для лечения тяжелых симптомов, возникающих в результате хронического заболевания. Однако иногда может пройти несколько недель или месяцев, прежде чем вы сможете обратиться к терапевту или пока страховая компания не одобрит терапию.
В Германии психотерапевтическая практика может напрямую выставить счет государственной медицинской страховой компании за пять пробных сеансов. Так вы сможете познакомиться с психотерапевтом, узнать, в чем заключаются проблемы и стоит ли терапия. После пробных сессий вы и ваш психотерапевт должны подготовить заявление, объясняющее, почему необходима терапия. Вы должны подать это заявление в свою медицинскую страховую компанию, прежде чем можно будет начать терапию. Помимо этого заявления, ваша медицинская страховая компания также требует медицинского заключения от вашего врача, в котором говорится, что симптомы не вызваны физической проблемой и что нет никаких медицинских причин против психотерапии. Государственная медицинская страховая компания решает, одобрять ли терапию на основе оценки.
Источники
Институт Роберта Коха (RKI). Психотерапевтическое здравоохранение. Берлин: РКИ; 2008 г. (Федеральная отчетность о состоянии здравоохранения, буклет 41).
Медицинская информация IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.
Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Немецкая система здравоохранения. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.
Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Ты можешь найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): типы, методы, применение
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это форма разговорной терапии, которую можно использовать для лечения людей с широким спектром проблем с психическим здоровьем.
КПТоснована на идее о том, что то, как мы думаем (познание), то, как мы чувствуем (эмоции) и то, как мы действуем (поведение), взаимодействует друг с другом. В частности, наши мысли определяют наши чувства и наше поведение.
Таким образом, негативные и нереалистичные мысли могут причинить нам страдания и привести к проблемам. Когда человек страдает от психологического стресса, его интерпретация ситуаций становится искаженной, что, в свою очередь, негативно сказывается на предпринимаемых им действиях.
КПТ направлена на то, чтобы помочь людям осознать, когда они делают негативные интерпретации, и поведенческие модели, которые усиливают искаженное мышление. Когнитивная терапия помогает людям развивать альтернативные способы мышления и поведения, чтобы уменьшить их психологический стресс.
Когнитивно-поведенческая терапия на самом деле является общим термином для многих различных методов лечения, которые имеют некоторые общие элементы. Двумя самыми ранними формами когнитивно-поведенческой терапии были рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), разработанная Альбертом Эллисом в XIX веке.50-х годов, и когнитивная терапия, разработанная Аароном Т. Беком в 1960-х годах.
См. Добсон и Блок (1988) для обзора исторической основы когнитивно-поведенческой терапии.
Содержание
Общие предположения
- Когнитивный подход предполагает, что психические заболевания возникают из-за ошибочных представлений о других, нашем мире и нас самих. Это ошибочное мышление может быть связано с когнитивными недостатками (отсутствие планирования) или когнитивными искажениями (неточная обработка информации).
- Эти познания вызывают искажения в том, как мы видим вещи; Эллис предположил, что это связано с иррациональным мышлением, а Бек предложил когнитивную триаду.
- Мы взаимодействуем с миром через наше мысленное представление о нем. Если наши мысленные представления неточны или наши способы рассуждения неадекватны, наши эмоции и поведение могут стать беспорядочными.
Когнитивный терапевт учит клиентов, как идентифицировать искаженные познания посредством процесса оценки. Клиенты учатся различать свои мысли и реальность. Они узнают, какое влияние познание оказывает на их чувства, и их учат распознавать, наблюдать и контролировать свои собственные мысли.
Поведенческая часть терапии включает в себя задание клиенту домашнего задания (например, ведение дневника мыслей). Терапевт дает клиенту задания, чтобы помочь ему бросить вызов своим иррациональным убеждениям.
Идея состоит в том, что клиент определяет свои собственные бесполезные убеждения, а затем доказывает их ошибочность. В результате их убеждения начинают меняться. Например, тому, кто беспокоится в социальных ситуациях, может быть задано домашнее задание встретиться с другом в пабе, чтобы выпить.
РЭПТ
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип когнитивной терапии, впервые использованный Альбертом Эллисом и направленный на решение эмоциональных и поведенческих проблем.
Целью этой терапии является изменение иррациональных убеждений на более рациональные.
РЭПТ побуждает людей определять свои общие и иррациональные убеждения (например, «Я должен быть совершенным») и впоследствии убеждает их бросить вызов этим ложным убеждениям с помощью проверки реальности.
Альберт Эллис (1957, 1962) предполагает, что каждый из нас придерживается уникального набора предположений о себе и нашем мире, которые направляют нас по жизни и определяют наши реакции на различные ситуации, с которыми мы сталкиваемся.
К сожалению, предположения некоторых людей в значительной степени иррациональны, побуждая их действовать и реагировать ненадлежащим образом, что снижает их шансы на счастье и успех. Альберт Эллис называет эти основных иррациональных предположения .
Некоторые люди иррационально считают себя неудачниками, если их не любят все, кого они знают – они постоянно ищут одобрения и постоянно чувствуют себя отвергнутыми. Это предположение влияет на все их взаимодействие, так что отличная вечеринка может оставить их недовольными, потому что они не получают достаточного количества комплиментов.
Согласно Эллису, это другие распространенные иррациональные предположения :
- Идея о том, что нужно быть полностью компетентным во всем.
- Идея о том, что это катастрофа, когда все идет не так, как вы хотите.
- Идея о том, что люди не могут контролировать свое счастье.
- Идея о том, что вам нужен кто-то сильнее вас, на кого можно положиться.
- Мысль о том, что ваша история сильно влияет на вашу нынешнюю жизнь.
- Идея о том, что существует идеальное решение человеческих проблем, и если вы его не найдете, будет катастрофой.
Эллис считает, что люди часто насильно придерживаются этого нелогичного способа мышления и поэтому используют высокоэмоциональные техники, чтобы помочь им энергично и решительно изменить это иррациональное мышление.
Модель азбуки
Основным помощником в когнитивной терапии является то, что Альберт Эллис (1957) назвал азбукой техники иррациональных убеждений .
Первые три шага анализируют процесс, посредством которого у человека развились иррациональные убеждения, и могут быть записаны в таблицу из трех столбцов.
- A – Активирующее событие или объективная ситуация. В первом столбце записывается объективная ситуация, то есть событие, которое в конечном итоге приводит к некоему типу высокой эмоциональной реакции или негативному дисфункциональному мышлению.
- Б – Убеждения. Во второй колонке клиент записывает пришедшие ему в голову негативные мысли.
- C – Последствие. Третья колонка предназначена для негативных чувств и дисфункционального поведения, которые последовали за этим. Негативные мысли второй колонки рассматриваются как связующий мостик между ситуацией и тягостными чувствами. Третья колонка, С, затем поясняется описанием эмоций или негативных мыслей, которые, по мнению клиента, вызваны А. Это может быть гнев, печаль, тревога и т. д. 90–114.
Эллис считает, что это не активирующее событие ( A ), что вызывает негативные эмоциональные и поведенческие последствия ( C ), а скорее то, что человек интерпретирует эти события нереалистично и, следовательно, имеет иррациональную систему убеждений ( B ), которая помогает вызывать последствия ( C ).
РЭПТ Пример
Джина расстроена, потому что она получила низкую оценку за тест по математике. Активирующее событие А состоит в том, что она провалила тест. Убеждение Б состоит в том, что у нее должны быть хорошие оценки, иначе она ничего не стоит. Следствием, C, является то, что Джина чувствует себя подавленной.
После выявления иррациональных убеждений терапевт часто будет работать с клиентом, чтобы бросить вызов негативным мыслям, основанным на свидетельствах из опыта клиента, путем переформулирования их, то есть переинтерпретации их в более реалистичном свете. Это помогает клиенту развить более рациональные убеждения и здоровые стратегии выживания.
Терапевт поможет Джине понять, что нет никаких доказательств того, что она должна иметь хорошие оценки, чтобы быть достойной, или что плохие оценки ужасны. Она хочет хороших оценок, и было бы хорошо, если бы они были, но вряд ли это делает ее бесполезной.
Если она поймет, что плохие оценки разочаровывают, но не ужасны, и что это означает, что в настоящее время она плоха в математике или учебе, но не как человек, она почувствует грусть или разочарование, но не депрессию.
Печаль и разочарование, скорее всего, являются здоровыми отрицательными эмоциями, и с этого момента она может заставить ее учиться усерднее.
Критическая оценка
Терапевты рационального эмоционального поведения цитируют множество исследований в поддержку этого подхода. Большинство ранних исследований проводились на людях с экспериментально вызванной тревогой или неклиническими проблемами, такими как легкая боязнь змей (Kendall & Kriss, 19). 83).
Однако несколько недавних исследований, проведенных на реальных клинических субъектах, также показали, что рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) часто оказывается полезной (Lyons & Woods, 1991).
Когнитивная терапия
Система терапии Аарона Бека (1967) аналогична системе Эллиса, но наиболее широко используется в случаях депрессии. Когнитивные терапевты помогают клиентам распознавать негативные мысли и логические ошибки, которые вызывают у них депрессию.
Терапевт также помогает клиентам задавать вопросы и бросать вызов своим дисфункциональным мыслям, пробовать новые интерпретации и, в конечном счете, применять альтернативные способы мышления в своей повседневной жизни.
Аарон Бек считает, что реакция человека на определенные расстраивающие мысли может способствовать ненормальности. Когда мы сталкиваемся со многими жизненными ситуациями, нам в голову приходят как утешительные, так и расстраивающие мысли. Бек называет эти непрошенные познания автоматическими мыслями.
Когда поток автоматических мыслей человека очень негативен, можно ожидать, что человек впадет в депрессию (например, «Я никогда не закончу это эссе, моя девушка воображает, что мой лучший друг, я толстею, я у меня нет денег, мои родители меня ненавидят – вы когда-нибудь чувствовали себя так?’).
Довольно часто эти негативные мысли сохраняются, несмотря на доказательства обратного.
Бек (1967) определил три механизма, которые, по его мнению, ответственны за депрессию:
- Когнитивная триада (автоматического негативного мышления)
- Негативные самосхемы
- Ошибки в логике (т. е. ошибочная обработка информации)
Когнитивная триада
Когнитивная триада представляет собой три формы негативного (т. е. беспомощного и критического) мышления, характерные для людей с депрессией: а именно, негативные мысли о себе, мире и будущем.
Эти мысли, как правило, были автоматическими у людей с депрессией, поскольку они возникали спонтанно.
Когда эти три компонента взаимодействуют, они мешают нормальной когнитивной обработке, что приводит к нарушениям восприятия, памяти и решения проблем, а человек становится одержимым негативными мыслями.
Отрицательные самосхемы
Бек считал, что у людей, склонных к депрессии, формируется негативная самооценка.
У них есть набор убеждений и ожиданий в отношении самих себя, которые по существу негативны и пессимистичны.
Бек утверждал, что негативные схемы могут быть приобретены в детстве из-за травмирующего события. Переживания, которые могут способствовать негативным схемам, включают:
- Смерть родителя или брата или сестры.
- Родительский отказ, критика, чрезмерная защита, пренебрежение или жестокое обращение.
- Запугивание в школе или исключение из группы сверстников.
Люди с негативной самооценкой становятся склонными к логическим ошибкам в своем мышлении и склонны избирательно сосредотачиваться на определенных аспектах ситуации, игнорируя столь же важную информацию.
Когнитивные искажения
Бек (1967) выделяет несколько нелогичных мыслительных процессов (т. е. искажения мыслительных процессов). Эти нелогичные модели мышления обречены на провал и могут вызвать сильную тревогу или депрессию у человека.
- Произвольное вмешательство : Делать выводы на основании достаточных или не относящихся к делу доказательств: например, думать, что вы ничего не стоите, потому что концерт под открытым небом, который вы собирались посмотреть, прошел под дождем.
- Избирательная абстракция : Сосредоточение внимания на одном аспекте ситуации и игнорирование других: например, вы чувствуете ответственность за проигрыш своей команды в футбольном матче, хотя вы всего лишь один из игроков на поле.
- Увеличение : преувеличение важности нежелательных событий. Например, если вы поцарапали краску на своей машине и, следовательно, считаете себя совершенно ужасным водителем.
- Преуменьшение : преуменьшение значимости события. Например, учителя хвалят вас за отличную работу над семестром, но вы считаете это мелочью.
- Чрезмерное обобщение : общие негативные выводы на основе одного незначительного события. Например, вы получаете двойку за экзамен, хотя обычно получаете пятерку и, следовательно, думаете, что вы глупы.
- Персонализация : Приписывание негативных чувств других себе. Например, ваш учитель выглядит очень сердитым, когда входит в комнату, значит, он должен быть сердитым и на вас.
Critical Evaluation
Butler and Beck (2000) рассмотрели 14 метаанализов эффективности когнитивной терапии Бека и пришли к выводу, что около 80% взрослых получили пользу от терапии.
Также было обнаружено, что терапия была более успешной, чем медикаментозная терапия, и имела более низкую частоту рецидивов, подтверждая предположение о том, что депрессия имеет когнитивную основу.
Это говорит о том, что знание когнитивного объяснения может улучшить качество жизни людей.
РЭБТ Против. Cognitive Therapy
- Альберт Эллис рассматривает терапевта как учителя и не считает важным теплые личные отношения с клиентом. Напротив, Бек подчеркивает качество терапевтических отношений.
- РЭПТ часто бывает очень директивным, убедительным и противоборствующим. Бек уделяет больше внимания тому, чтобы клиент обнаруживал для себя неправильные представления.
- РЭПТ использует разные методы в зависимости от личности клиента; в когнитивной терапии Бека метод основан на конкретном расстройстве.
Сильные стороны когнитивно-поведенческой терапии
- Модель очень привлекательна, поскольку фокусируется на человеческом мышлении. Человеческие когнитивные способности были ответственны за наши многочисленные достижения, поэтому они также могут быть ответственны за наши проблемы.
- Когнитивные теории поддаются проверке. Когда испытуемыми манипулируют, заставляя принять неприятные предположения или мысли, они становятся более тревожными и подавленными (Римм и Литвак, 1969). 90–111 Было обнаружено, что многие люди с психологическими расстройствами, особенно с депрессией, тревожностью и сексуальными расстройствами, демонстрируют неадекватные предположения и мысли (Beck et al., 1983).
- Когнитивная терапия оказалась очень эффективной при лечении депрессии (Hollon & Beck, 1994) и умеренно эффективен при тревожных расстройствах (Beck, 1993).
Ограничения когнитивно-поведенческой терапии
- Точная роль когнитивных процессов еще предстоит определить : Неясно, являются ли ошибочные познания причиной психопатологии или ее следствием. Левинсон (1981) изучал группу участников до того, как они впали в депрессию, и обнаружил, что у тех, кто позже впал в депрессию, вероятность негативных мыслей была не выше, чем у тех, у кого депрессия не развилась. Это говорит о том, что безнадежное и негативное мышление может быть результатом депрессии, а не ее причиной.
Когнитивная модель имеет узкий охват: Мышление — это лишь часть человеческого функционирования, и необходимо решать более широкие вопросы.
- Этические вопросы : РЭТ – это директивная терапия, направленная на изменение познания, иногда весьма сильное. Для некоторых это может считаться неэтичным подходом.
Ссылки
Бек, А. Т. (1967). Депрессия: причины и лечение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
Бек, А. Т., Эпштейн, Н., и Харрисон, Р. (1983). Познания, отношения и параметры личности в депрессии. Британский журнал когнитивной психотерапии.
Бек, А. Т., и Стир, Р. А. (1993). Руководство по инвентаризации беспокойства Бека . Сан-Антонио: Harcourt Brace and Company.
Батлер, А.С., и Бек, Дж.С. (2000). Результаты когнитивной терапии: обзор метаанализов. Журнал Норвежской психологической ассоциации , 37, 1-9.
Cuijpers, P., Miguel, C., Harrer, M., Plessen, C.Y., Ciharova, M., Ebert, D., & Karyotaki, E. (2023). Когнитивно-поведенческая терапия в сравнении с контрольными состояниями, другими видами психотерапии, фармакотерапией и комбинированным лечением депрессии: всесторонний метаанализ, включающий 409 исследований с участием 52 702 пациентов. World Psychiatry , 22 (1), 105–115.
Добсон, К.С., и Блок, Л. (1988). Историко-философские основы когнитивно-поведенческих теорий. Справочник по когнитивно-поведенческой терапии. Гилфорд Пресс, Лондон.
Эллис, А. (1957). Рациональная психотерапия и индивидуальная психология. Журнал индивидуальной психологии , 13: 38-44.
Эллис, А. (1962). Разум и эмоции в психотерапии . Нью-Йорк: Стюарт.
Холлон, С. Д., и Бек, А. Т. (1994). Когнитивные и когнитивно-поведенческие терапии. В работе А. Э. Бергина и С.Л. Garfield (Eds.), Справочник по психотерапии и изменению поведения (стр. 428–466). Нью-Йорк: Уайли.
Кендалл, П. К., и Крисс, М. Р. (1983). Когнитивно-поведенческие вмешательства. В: CE Walker, изд. Справочник по клинической психологии: теория, исследования и практика, стр. 770–819. Хоумвуд, Иллинойс: Dow Jones-Irwin.
Левинсон, П.М., Стейнмец, Дж.Л., Ларсон, Д.В., и Франклин, Дж.