Разное

Когда не поздно: Не поздно или непоздно: как правильно пишется

Содержание

Почему никогда не поздно | PSYCHOLOGIES

23 275

Познать себя

Секунды, минуты, часы, календари — всего этого без нас просто не было. Эти плоды нашего мыслительного процесса помогали нам «выйти из сумрака», строить дома, собирать урожай, изобретать и открывать. Однако постепенно мы перестали воспринимать время как партнера, теперь оно — предмет поклонения и источник фрустраций.

В нашем языке слово «время» происходит от древнерусского «веремя» — «вращение». День за днем, рассвет за рассветом. Но так было раньше. В современной науке время — стандартная мера, на которую опираются, исследуя и синхронизируя процессы природы и общества. Вот только подходит ли эта универсальная мера каждому человеку с его индивидуальным ритмом?

Когда в рамках социальных исследований респондентов изолировали в пещерах без каких-либо возможностей определить время, они не нуждались в общепринятом эталоне, а создавали свой.

Время для нас — не только продолжительность какого-либо процесса или явления, но и прошлое, настоящее и будущее. По мнению ученых, мы воспринимаем время с помощью внутренних «биологических» часов — элементарных ритмических явлений вроде сна и отдыха, рабочего дня, обеденного перерыва и… продолжительности эмоций.

Иллюзия времени

Представьте, что перед вами — экран телевизора. Вы не можете мгновенно увидеть Париж, Юпитер или дно Марианского желоба, но это не значит, что их нет. Нечто аналогичное происходит со временем: мы находимся здесь и сейчас, но одновременно в прошлом и будущем. Проживаем все события, которые произошли или произойдут в этих временных измерениях. Мы одновременно юны, зрелы и стары. Мы вне времени, вне возраста. Но у нас есть выбор.

Статистика, цифры, возраст в паспорте — лишь иллюзия. Мы можем хвататься за нее, как за ограничивающее убеждение, или использовать как спасательный круг, с удовольствием и пользой проживая каждое мгновение. Каждую секунду, делая тот или иной выбор, мы порождаем очередную реальность. Каждые 24 часа проживаем новую, неповторимую жизнь, которую можем наполнить теми или иными событиями.

Это те самые действия, которые мы можем предпринять, если изменимся или хотя бы искренне этого пожелаем. Мы свободны в выборе своего будущего.

Психология времени

В отличие от статистики и цифр, наша жизнь — не иллюзия. Она наша реальность. Однако мы склонны наделять время другими ролями, видеть в нем:

  • палача (так мы поступаем, отмеряя «остаток» с помощью бегущей стрелки часов),
  • средство манипуляции («Тебе уже столько лет, а ты еще не…», «Поторопись, а не то опоздаешь», «Сезонные распродажи»),
  • инструмент самообмана (многим из нас свойственно откладывать на завтра свои мечты).

Древние майя предложили миру принцип: жить каждую секунду. Они верили, что каждый день бесценен тем, что предстоящий сон — это маленькая смерть. Фатально? Отнюдь, если воспринимать каждый день как маленькую жизнь, то каждый год будет состоять из 365 дней счастья.

Восприятие времени субъективно и весьма относительно. Мы зависим от настроения, состояния здоровья, заинтересованности чем-либо или кем-либо в данный момент. Вот почему большое количество ярких событий порождает иллюзию быстрой и динамичной жизни, а депрессия и плохое самочувствие создают ощущение вязкости и медлительности. Особенно ярко этот феномен проявляется в кризисные этапы жизни.

Избегайте «эффекта Пигмалиона»: старайтесь не прогнозировать и не предсказывать свое будущее

Единственное, что может разогнать туман искажения, — уверенная позиция «здесь и сейчас». Как ее сформировать?

  1. Как можно меньше прокручивайте в голове фантастические фильмы «Мое прошлое» и «Мое будущее». Любые воспоминания и предположения — иллюзии, которые мы просматриваем через «преувеличенное» стекло нынешних эмоций и ожиданий.
  2. Управляйте фокусом внимания: где оно, там и время. Именно поэтому, направляя фокус на прошлое, мы оставляем в нем свою нынешнюю молодость.
  3. Следите за здоровьем: оно влияет на наше восприятие реальности. Гормональный фон может кардинально раскачать нашу «лодку реальности».
  4. Избегайте «эффекта Пигмалиона»: старайтесь не прогнозировать и не предсказывать свое будущее. Внушение искажает наше поведение, которое в свою очередь становится причиной происходящего. Мы словно сами реализуем собственное «предсказание».
  5. Старайтесь реализовывать собственные потребности: от этого напрямую зависит работа биологических часов. Зависимости, разочарования в любви, проблемы со здоровьем и даже чувство голода способны исказить ход времени. Если в данную секунду нам плохо, время в прошлом будет искажаться сильнее, а будущее будет восприниматься неопределенным и безрадостным.

Обратить необратимое

Мы — то, во что мы верим. Сколько великих открытий было совершено в зрелом возрасте. Сколько прекрасных историй любви случилось именно тогда, когда в паспорте было уже «сильно за…».

Когда нам кажется, что мы чего-то не можем, — нам только кажется. Внутри нас живет тот, кто все может. В этом секрет успеха. Поздно или рано — очередное убеждение, созданное, чтобы убаюкивать наши лень и страх. Именно поэтому 20% людей творят историю побед и свершений, а 80% отговаривают их от этого.

Наше время таково, каким мы его видим. Оно вполне может стать нашим верным партнером

Мы сами выбираем свое время и свой старт. Прячась от выбора «жить и быть» в постоянном цейтноте «обладать», мы не решаем своих проблем. Мы не влияем на бег часов, однако полностью несем ответственность за свое эмоциональное состояние «в моменте».

Наше время таково, каким мы его видим. Оно вполне может стать нашим верным партнером и помощником, как, собственно, и планировалось изначально. Что для этого нужно?

Честность, чтобы признать свои потребности и желания. Усилие, чтобы направить свою энергию на достижение собственных целей. Здоровье тела и души, которое поможет сохранять ощущение 100%-го заряда нашего «таймера».

Об авторе

Лера Елецкая — психолог, стратег. Подробнее в ее Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Пожилая сестра жалуется на жизнь, но не хочет ничего менять. Что мне с ней делать?»

«Муж вернулся к бывшей жене и взрослому сыну. Повелся на очередную манипуляцию?»

«Сколько у тебя было партнеров?»: что говорить о своем сексуальном опыте

Ида Галич: «Мы все марафонцы, а ведем себя как спринтеры»

Научиться массажу и пойти на кулинарные курсы: 30 приключений для пары — выберите подходящие занятия

«Все считали, что меня опекает состоятельный муж, но за нашу жизнь я расплатилась сполна»

Начальник — самодур? Как правильно себя вести: советы эксперта по общению

«Я не умею сочувствовать другим. Не ощущаю даже любви к близким»

Никогда не поздно. Почему взрослым просто необходимо учиться

Тезисов в пользу непрерывного обучения становится все больше. И если молодые люди уже согласны с концепцией Lifelong Learning, то многие представители старшего поколения все еще считают, что им поздно учиться дальше.

Надя Макова, издатель медиа «Теории и практики» и CEO LXP платформы K-AMPUS в авторской колонке разбирается, почему продолжать обучение никогда не поздно, в чем особенности обучения для взрослых, и как вернуть человека на образовательный трек даже после долгого перерыва.

Зачем взрослым нужно обучение?

Во-первых, вне зависимости от возраста человеку нужно учиться, чтобы его мозг оставался активным.

Существует понятие — нейропластичность мозга. О нем говорят много исследователей, нейропсихологов и проведено много экспериментов. Это качество мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи. Когда вы перестаете что-то практиковать, связи между вашими нейронами ослабевают. Обучение же, тем более во взрослом возрасте, помогает поддерживать существующие и создавать новые нейронные связи.

Например, знаменитая на весь мир серия исследований лондонских таксистов, проведенная ирландским нейрофизиологом Элеанор Магуайер, доказала, что процесс обучения заставляет мозг развиваться. Лондон топографически очень сложный город, и таксистам приходится стараться несколько лет, чтобы получить лицензию. Магуайер доказала, что те, кто прошел обучение на лондонского таксиста, имеют увеличенный гиппокамп (он отвечает за память, и от него во многом зависит обучаемость). Чем более развит ваш гиппокамп — тем лучше ваша память и способность сопоставлять новые знания со старой базой. Проще говоря, исследования доказали: чем больше вы учитесь — тем лучше вы учитесь, чем дольше вы учитесь — тем легче вам становится. Поговорка «учиться никогда не поздно» тоже о нейропластичности.

Вопреки стереотипам, чем старше люди становятся, тем чаще они используют новые технологии для обучения чему-то новому или поддержанию своих знаний в актуальном состоянии. Так международная компания Reuters провела исследование о том, как представители различных поколений слушают подкасты.

Доля опрошенных, использующих подкасты для обучения новым вещам:

Поколение Z намного больше внимания уделяет развлекательным и музыкальным подкастам, чем познавательным и обучающим. В то время как поколение Х (35+) больше всех использовало подкасты для обучения. Так что не стоит недооценивать стремление этой группы к обучению и освоению новых форматов. К тому же, более взрослые люди осознанно и добровольно выбирают обучение чаще, чем развлечение.

Во-вторых, одно из последних исследований Microsoft показало, что 41 процент людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя, а 46 процентов планируют сделать серьезный поворот или карьерный переход. Поскольку за последний год в людях произошли столь большие перемены, сотрудники переоценивают приоритеты и всю свою жизнь. Будь то из-за меньшего количества возможностей для общения или карьерного роста, нового призвания или множества проблем, связанных с пандемией, все больше людей рассматривают свой следующий шаг.

К тому же непрерывное обучение поможет оставаться востребованным специалистом. В конце 2019 года консалтинговая компания BCG и международный альянс ведущих онлайн-платформ по поиску работы The Network (в России представлен компанией hh. ru) опубликовали результаты опроса 366 тыс. сотрудников из 197 стран, включая Россию. Более 60% респондентов убеждены, что их текущая работа изменится под влиянием таких трендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта.

Какие креативные профессии сегодня могут освоить люди во взрослом возрасте?

Если есть мотивация и вовлечение, то взрослый человек может освоить любую креативную профессию. Творческий рынок сейчас по миру растет более чем на 8% каждый год и является одним из самых динамичных.

В результате опроса 9,2 тыс. человек по всей стране, СберНПФ и Rambler&Co выяснили, что более трети россиян (36%) ждут пенсию, чтобы начать заниматься творчеством. Каждый второй респондент мечтал о творческой профессии с детства.

Почти половина (42%) респондентов признались, что в детстве мечтали о творческой профессии. Каждый десятый хотел стать актером, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.

К тому же возможностей для этого сейчас гораздо больше: сейчас относительно стабильное время, и людям старшего возраста на сегодняшний день представлены большие перспективы, не только образовательные, но и карьерные, досуговые. В настоящее время людям предоставляется в том числе и большая свобода — уже не нужно выбирать профессию раз и навсегда, никто не ждет, что вы проработаете всю жизнь на одном заводе. Гораздо больше поощряется наличие хобби, личных достижений за пределами работы и семьи.

Чем старше респонденты, тем реже они соглашаются осваивать абсолютно новые для себя профессии и чаще высказывают готовность к повышению квалификации и освоению смежных профессий.

Как работодатели сейчас относятся к более взрослым сотрудникам?

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Стоит ждать роста конкуренции за кандидатов в целом. У приверженцев эйджизма конкуренция будет особенно острой.

В 2020 году компания Headhunter провела Опрос среди работодателей о преимуществах сотрудников старшего возраста. Большинство респондентов выделили следующие качества:

  • люди старшего возраста наиболее заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве (невысокая текучесть кадров среди работников в возрасте 45+) — 69%;

  • они имеют ценный багаж знаний и опыта — 67%;

  • у них широкий круг профессиональных связей, контактов, полезных компании, — 47%;

  • у них невысокие зарплатные притязания — 44%;

  • они готовы передавать опыт молодым, они хорошие наставники — 38%;

  • они знают, чего хотят в работе, и умеют этого добиваться — 29%;

  • они — авторитет в компании, к ним прислушиваются партнеры и клиенты — 9%;

  • другое — 2%;

  • затрудняюсь ответить — 2%.

Вот что еще говорят рекрутеры о сильных сторонах представителей более взрослых сотрудников:

  • ответственность;

  • свобода от родительских обязательств и связанных с детьми форс-мажоров (таких как больничные, утренники и школьные турслеты), поскольку дети уже выросли;

  • удовлетворенность горизонтальным типом карьеры;

  • эмпатия и устойчивость к конфликтам;

  • лояльность к компании.

У хороших работодателей нет предубеждения против пожилых или юных сотрудников, тем более что Трудовой кодекс запрещает дискриминацию по возрасту.

Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?

Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:

Какая у вас цель?

В онлайн-обучении это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.

Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.

Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».

Зачем вам нужен этот навык?

Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.

Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?

Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.

С кем и у кого вы хотите учиться?

Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.

В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видеочат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно. Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно.

Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:

  • Профиль преподавателя

  • Содержание курса

  • Техническая поддержка курса

  • Обратная связь и трекинг прогресса

  • Отзывы участников

  • Экономическая целесообразность обучения

  • Информации о курсах на сайте и в социальных сетях

Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.

Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.

Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.

Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.

Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.

Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.

Что может насторожить
  • Устаревшие архивные видеолекции

  • Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить

  • Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками

  • Нерелеватная учебная программа.

  • Отсутствие трекинга прогресса

  • Плохие отзывы в тематических группах или сообществах

  • Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса

Какими должны быть курсы для взрослых?

Взрослые идут учиться только тогда, когда возникает потребность в конкретном знании или навыке, и изучают преимущественно то, что можно применить «здесь и сейчас», а не учатся просто так, «на будущее».

У взрослого человека немного свободного времени, поэтому обучение воспринимается как «сверхзадача». Главное правило — в начале курса обучающийся должен убедиться, что здесь он точно найдет решение проблемы. В описании курса должно быть сразу видно, для кого он предназначен, какие вопросы снимает, что потребитель получит после его прохождения.

Два главных барьера, которые встают на пути эффективного обучения взрослых — вовлечение и мотивация. Эти барьеры проявляются не только в процессе обучения, но и на этапе применения полученных знаний.

Основные принципы андрагогики

Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:

  1. Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
    Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.
    Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.

  2. Обучение взрослых должно строиться на практике.
    Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача — улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.

  3. Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
    Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.

  4. Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.
    Знания, которые вы сообщаете взрослому не должны быть оторваны от контекста его повседневной профессиональной реальности. Не стоит забывать и о том, что взрослый человек сам принимает решение брать или не брать знание, и как бы не был хорошо подготовлен материал, он возьмет ровно то, что посчитает нужным, в отличие от детей и подростков, которые учатся всему подряд.

Тексты песен, содержащие термин: не слишком поздно

В лирике

По исполнителю

По альбому

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ