«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов) Действительно, нельзя не согласиться с известным социальным психологом современной России А.Г. Асмоловым. Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. В этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать. Индивид – это отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях и ценностях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве и продолжается в течение жизни человека. В процессе становления личности, человек развивает свои уникальные качества и способности, что делает его индивидуальностью. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается совокупность уникальных и неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Индивидуальность выделяет человека из сообщества других людей. В школьном возрасте дети уже начинают отстаивать свое право на индивидуальность через стиль общения, манеры поведения, одежду или через проявление творческих способностей или иных талантов. Примером яркой личности и индивидуальности является итальянский ученый, философ и поэт Джордано Бруно. Он впервые создает систему, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового космизма, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов. Известный русский профессор Илья Николаевич Шевелёв утверждал: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Я полностью согласна с этим утверждением. Моральные принципы — это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.Я считаю, что семья является главным посредником социализации личности. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. С раннего детства у ребенка формируются взгляды, манеры, ценности, привычки, культура поведения и общения с людьми. В семье ребенок узнает морали, права и обязанности, получает представление об обществе и отношениях между людьми. Таким образом основы характера закладываются с ранних лет и дальнейшее его развитие зависит от социальной среды и главным образом от воспитания. В семье формируются основы характера человека, его отношение к моральным, культурным и идейным ценностям. Родители учат детей и указывают на то, что хорошо, а что плохо. Например, помогать пожилым людям и разговаривать вежливо — это хорошо, а воровать и ругаться матом — плохо. На самом деле у каждого человека существует своя система моральных принципов и каждый человек все воспринимает по-разному. Характер же каждого человека меняется с возрастом, т.к. на протяжении всей жизни мы попадаем в различные ситуации, где нужно уметь постоять за себя, действовать разумно, уметь договориться с людьми, принять правильное решение. Приведу следующий пример. Я посмотрела фильм Динары Асановой «Пацаны». Фильм повествует нам о жизни детей из неблагополучных семей, которые пьют, курят и воруют, которые не воспитаны и никем не любимы. Родители этих детишек ничего не вкладывали в них, не воспитывали. Эти дети не знают как вести себя в той или иной ситуации, не знают как правильно постоять за себя. Я думаю, что они боятся окружающего мира, внешних влияний и людей, потому что они чувствуют себя никому не нужными, не знают куда податься, к кому обратиться и поэтому в любой ситуации показывают ненависть и агрессию. Они пьют, курят и воруют — поддаются влиянию всего негативного. Этих детей изначально ничему не учили, им ничего не прививали, они не знают никаких моральных ценностей и принципов и поэтому имеют такой сложный характер. В их жизни находится такой человек, которому они нужны, который готов любого вытащить из «болота», тот, кто готов понести ответственность за все их поступки. Этот человек Павел Васильевич Антонов , начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков. На мой взгляд этот мужчина прекрасно понимает, что эти дети никому не нужны и он принимает их всех как своих. Пытается научить их чему-то новому, отвлечь от плохого, пытается дать им заботу, научиться не бояться ничего вокруг, сделать из них людей, а не каких-то отморозков. Он не хочет, чтобы жизнь любого из них была испорчена. Он считает, что все равны между собой, как дети, так и взрослые и сам общается с ними на равных. Павел Васильевич пытается помочь им раскрыться, исправить сложный характер многих мальчишек, но сложно исправить характер, который уже сформирован.Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные ценности прививаются каждому человеку с детства, а характер преобразуется с возрастом. Как сказал Илья Николаевич Шевелев: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Автор обращается к актуальной теме-теме нравственного воспитания. Я согласна с авторской позицией данного вопроса и приведу аргументы, опираясь на фильм Д.Асановой «Пацаны». Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Именно в период детства родители пытаются привить жизненно-необходимые навыки, научить что такое хорошо, а что такое плохо, заложив правильную основу воспитания. На ребенка влияют социальные условия, атмосфера в семье, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Аккуратность, милосердие, хорошие манеры, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность. Любой родитель хочет заложить именно эту основу в ребёнке с самого детства. Воспитание подростков, скорее всего, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Но, к сожалению, их некоторая доля считает, что своим развитием и воспитанием ребёнок должен заниматься самостоятельно. Такой пример можно увидеть в фильме. Мальчики, оставленные без внимания взрослых, начинают воровать, драться, неуважительно относиться к старшим, становятся беспризорниками. В период же подросткового возраста встаёт ряд особенностей. К примеру, чувство взрослости, стремление к независимости, самовыражению, самостоятельности, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых. Они заставляют подростков противостоять окружающему миру. В период взросления у подростка формируется своя точка зрения, свои идеалы, идеи. Огромное влияние теперь исходит больше от сверстников. Из фильма можно привести пример, когда ребята, узнав о том, что одного из их компании забрали в милицию, несколько человек начинают бунт, остальные подхватывают его. В этой ситуации поведение подростков является коллективно-групповым. Они поддерживают друг друга в данной ситуации и пытаются подражать зачинщикам. При взрослении человеком формируется характер. Человек уже имеет определённый опыт, который он получил в течение жизни. Именно некие ситуации помогают переменить точку зрения в лучшую, а может и в худшую сторону. От этого и меняется и характер. Теперь человек сам формирует своё мировоззрение, сам решает проблемы, сам делает переоценку ценностей. В конце фильма после просмотра телепередачи, в которой говорилось о бывшем уголовнике, ребята задумались над тем, чем они занимались. Я надеюсь, многие сделали для себя выбор в лучшую сторону, которая находится в добром мире, без лжи, грабежа и прочих проступков. Таким образом, характер человека формируется с самого детства. С возрастом он сознательно является творцом своего характера. Он анализирует свое поведение, свои мысли и чувства. «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом», — так писал профессор и автор книг с афоризмами И. Шемелёв, пытаясь донести до нас с вами, что люди ещё будучи маленькими детьми учатся у родителей и близких людей моральным нормам и устоям. Вместе с тем, автор данных слов говорил читателям, что характер зависит от восприятия окружающего мира самим человеком, он складывается с возрастом и формирует личность человека. Чтобы проанализировать данную нам цитату, нужно прежде всего понять, что есть моральные принципы, а что – характер. В качестве моральных принципов выступают нормы общения и поведения в обществе. Для наглядного примера мы можем обратиться к фильму «Пацаны» известного советского кинорежиссёра Динары Асановой. Данная картина начинается со знакомства зрителей с парнями через ответы на вопросы. Но, исходя из того, с каким трудом они пытались объяснить, кто такой «добрый человек», мы понимаем, что эти люди не знают ни добра, ни отзывчивости. Далее нас знакомят с мальчиком пятнадцати лет, который совершенно не знает моральных принципов. Он дерзок и груб по отношению к судьям, в чьих руках находится его ближайшее будущее именно потому, что не знает других способов общения и поведения в обществе. Однако благодаря таким людям, как Павел Васильевич, мы можем наблюдать интересную картину перевоплощения парней из невеж в добродушных и внимательных юношей. Антонов поставил себе такие цели, как раскрытие внутреннего мира, пробуждение совести и искренних чувств, а самое главное – формирование доброго и сильного характера своих подопечных. И у него получилось вселить надежду в их сердца на лучшее будущее. Таким образом, можно с твердостью сказать, что в независимости от заложенных моральных принципов в детстве характер человека меняется на протяжении всей жизни, в следствие чего порой перерождаются и сами нравственные устои. «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом» (И.Шевелев) Известный ученый Илья Николаевич Шевелев поднимает проблему, идущую в ногу с человеком с самых давних времен, не потерявшую свою важность и в наши дни, — проблему становления личности. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» Ежесекундно в мире рождается несколько детей, чей жизненный путь еще даже не начинался. Все мы появились на свет похожими как две капли воды, две ручки, две ножки, и на вид нет ничего уникального в малышах. Совершенно непонятно, кто из них станет известным композитором, а кто выдающимся инженером. Смысл младенческого возраста ограничивается физиологическими потребностями. Мы растем, но только физически, закладываем здоровую базу, которая в будущем сыграет положительную роль в становлении личности («в здоровом теле – здоровый дух»). Научившись говорить, читать, писать, мы подходим к тому периоду, когда малейшие привычки, черты характера, родительское воспитание формируют нас таким, каким мы останемся на всю жизнь. Ребенок подобен чистому листу, на котором хороший художник может изобразить изумительной красоты произведение. Этим творцом могут быть семья, друзья, школа, трудности, встречающиеся на пути, которые как никакое другое событие изображают жизнь с той стороны, которую несамостоятельный ребенок не привык видеть. Набираться опыту, впитывать в себя благодетели, духовно взрослеть — вот, что значит становиться личностью. Но как известно, мир не всегда прогибается под нас, а зачастую ломает, коверкает жизни людей, не сумевших дать отпор. Многие не могут отстоять свою индивидуальность, свое видение мира и понятие о справедливости, становятся приспособленцами, слугами чужих прихотей. Про таких людей говорят, человек без стержня, еще и подхалим. И разве после этого можно назвать его личностью? Едва ли… Индивидуальность требует борьбы: либо ты систему, либо она тебя. История знает много примеров, когда наперекор судьбе люди говорили «нет» тому, что противоречило его принципам. Александр Солженицын писал: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность… Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Писатель и правозащитник, он выбрал путь наибольшего сопротивления, осознанно идя на столкновение с полицейской системой. И именно такие люди, которые умалчивают пороки человеческие, пусть и большими жертвами, но могут отстоять свою индивидуальность, в этом им помогает вера в свою правоту. Другим, уже художественным примером, может послужить выдающаяся киноработа режиссера Александра Прошкина – «Холодное лето пятьдесят третьего». Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Лузга – герой Великой Отечественной войны, капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили и Копалыч — бывший инженер, оклеветанный и сосланный за Урал. Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики», они способны действовать, так как являются личностями, несмотря на всепоглощающую тоталитарную власть они остались Людьми. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Они забывают обиду для того, чтобы отдать все за свою Родину. Возможно, отстаивание индивидуальность, человеческого достоинства и есть первейшая цель нашей жизни. Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом. Фильм режиссёра Динары Асановой «Пацаны» затрагивает вечную глобальную проблему — взаимоотношения между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывают жизнь мальчиков, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизни. Фильм начинается со сцены, в которой мальчишки отвечают на такой простой вопрос «что такое доброта», они не могут объяснить что это, ведь в своей жизни они не ощутили ни капли ласки и заботы, а только грубую силу и ругательства. Возможно, доброта для них — это лишь минимальная степень заботы и внимание со стороны окружающих. Это могут быть конфеты, подаренные на день рождение, отсрочка от тюремного заключение или весточка от родных. За просмотром данного фильма можно задуматься о том, когда маленький ребенок начинает осознавать что такое мораль и моральные принципы. С детства наши родители учили нас быть добрыми и искренними по отношению к другим людям. А этих мальчишек никто не мог научить, люди закрывались от них, не давая им возможности даже узнать о том, что такое доброта. А ведь чтобы в будущем быть воспитанным человеком, необходимо с детства знать, что такое мораль и следовать ей. Мораль — это гуманность к другим людям, к сверстникам, то есть человеколюбие. Если человек имеет такую черту нравственности, то он легко найдет общий язык с другими. Именно Павел Васильевич пробуждает в трудных подростках, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность. И пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, и они подчиняются Паше и никому другому. А при вопросе «Кем ты хочешь стать?» следует ответ «Как Паша…». В сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, нужно только вытолкнуть его наружу и перед нами предстанет прекрасный воспитанный ребенок, которого никто не посмеет назвать испорченным. Герой картины Валерий Приёмыхов говорит в одной из сцен о том, как двадцатилетним парням становилось стыдно перед самим собой. Это значит, что с возрастов формируется ещё одна важная черта человека как характер. Он формируется не с пустого места, а под влиянием той среды, в которую попал человек. Это может быть школа, сверстники во дворе, а для таких мальчишек главное влияние на их характер сыграл лагерь для трудных подростком и так же никем незаменимый Паша. Он смог вытащить наружу все лучшие качества мальчишек, не дав им загубить свою жизнь. В ответ на его помощь они становятся взрослыми мужчинами со своим взглядом на жизнь, а значит и своим характером. Вся система воспитательных мероприятий должна основываться на том, чтобы ребёнок впоследствии мог применить освоенные им принципы поведения, смог бы претворять свои мысли и взгляды в поступки, смог бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил ребенок, не требовали от него проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер создаётся в борьбе с трудностями, путем их преодоления. После простора данного фильма ты наполняешься чувством гордости за таких людей как Паша, которые, не смотря на трудности, могут помочь подросткам подсказать правильный жизненный путь и подарить им основы морали и создать сильный характер, присущих каждому взрослому человеку. «Индивидом рождаются, личностью становятся, Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив свои поступки. К сожалению, сталкиваться лицом к лицу с нестерпимыми трудностями настоящего времени и преодолевать сильные удары судьбы способны не все, но чистое старание — это тоже начало. Попытка «проявить себя лучше» цениться немыслимо дорого, поэтому необходимо правильно располагать нравственными качествами, являющимися отправной точкой в долгом и сложном пути. Думаю, одна из главных проблем современности в том, что лишь единицы желают быть не просто людьми, а личностями. Многие носятся как сумасшедшие, стараются найти себя, свои блестящие особенности и тёмные недостатки. Они действительно верят, что знают, кем являются. Но кто они такие? Обычные люди, индивидуальности которых теряются глубоко в душе, а разумы затмеваются непробиваемой пеленой лживости и нестерпимого эгоцентризма. Существует воля судьбы, которая всегда права, даже если всему миру кажется, что она поступает по-настоящему несправедливо. Там, где приказывает этот высший образец, несчастные должны подчиняться. Там, где он проявляет своё лицемерное сострадание, несчастные должны радоваться. Но каждый пишет историю жизни самостоятельно. И она способна превратиться в идеал; возможно, невыносимо скучный, унылый, спокойный, но идеал. Главное, чтобы эта история была поистине честной и не терзала чувства невинных, добрых и смелых личностей. Я считаю, что внутри каждого человека клокочет врожденная способность к великим делам. Любой способен отстаивать добро и совершать самоотверженные поступки, подобно благородному созданию, либо губить судьбы безобидных людей, подобно безжалостному убийце. Подобная параллель аккуратно проводиться в великолепном кинофильме Александра Прошкина — «Холодное лето пятьдесят третьего…». В небольшом хронометраже картины режиссёру удалось невероятно точно передать трагедию целой страны без тех жестоких арестов, массовых расстрелов, лагерей. Данная работа заставляет трепетать от волнения и сопереживать безжалостным действиям, что разворачиваются на экране. История держит в строгом напряжении многих людей и вызывает сильнейшие эмоции. Однажды в спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых человечность уже ничего не значит. Они, почувствовав свободу, начинают вести себя как хотят. И на защиту бедных людей встают двое ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? Может быть, но в основном потому, что несправедливость жизни не сломила и не отстранила от них понятие чести. Я считаю, что этот фильм повествует о настоящих людях, которые, несмотря на все горькие невзгоды сохранили достойные качества — отвагу, решительность, гордость, жалость, мужественность, гуманность, бесстрашие и сострадание. В этой киноленте помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей есть невероятная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта. Тревога волнует своей угнетённостью, но героические поступки главных героев вызывают истинную гордость. И думается, что не только «воспитание» создаёт личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор всему — впитывая честность и чистоту. Её истинная индивидуальность раскрывается постепенно, а после начинает сверкать различными красками, которые являются неким спасением. Поэтому мне кажется, что никогда нельзя судить о книге по обложке, но можно по первым главам. И точно, по последней. Каталог: ld Скачать 74. 5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Индивид — что это такое (определение в обществознании)
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 21 643 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.
Она трактует этот термин как отдельную особь, живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.
Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.
Определение — что такое индивид
Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый).
Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе взаимодействия с социумом. Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.
Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, сознанием (что это такое?) и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.
Индивид – это обезличенное понятие: в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.
Свойства индивида (человека)
В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:
- целостность и общность психофизиологических черт;
- способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
- собственная позиция и соответствующая ей активность.
Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек.
Индивид, индивидуальность, личность — в чем различие
Рядом с термином индивид близко стоят еще два: личность и индивидуальность. Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.
Индивид
Действительно, все люди рождаются индивидами, как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.
Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.
Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.
Индивидуальность
Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке идет развитие (что это такое?), нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств, которые отличают человека от его «собратьев».
Это ваши способности (что это такое?) и таланты, навыки и умения, которые являются врожденными, но становятся полноценно развитыми только в процессе социализации (что это?).
То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.
Личность
В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.
Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.
Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.
Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.
Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.
Кракое резюме
Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще понятие «человек». Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Теории индивидуальной психологии и адлерианской терапии Альфреда Адлера
Основные выводы
- Раннее взаимодействие с членами семьи, сверстниками и взрослыми помогает определить роль неполноценности и превосходства в жизни.
- Адлер считал, что порядок рождения оказывает значительное и предсказуемое влияние на личность ребенка и его чувство неполноценности.
- Все человеческое поведение целенаправленно и мотивировано стремлением к превосходству. Люди различаются по своим целям и способам их достижения.
- Естественная и здоровая реакция на неполноценность — это компенсация: усилия по преодолению реальной или воображаемой неполноценности путем развития собственных способностей.
- Если человек не может компенсировать нормальное чувство неполноценности, у него развивается комплекс неполноценности.
- Главной целью адлерианской психотерапии является помощь пациенту в преодолении чувства неполноценности.
Школа индивидуальной школы психологии Альфреда Адлера создала пропасть в области психологии, в которой доминировал психоанализ Фрейда.
В то время как Фрейд сосредоточился только на внутренних процессах — в основном сексуальных конфликтах — которые влияют на психологию человека, Адлер был непреклонен в том, что для полного понимания человека психолог должен также учитывать другие внутренние факторы, а также внешние факторы.
Вот почему он назвал свою школу психологии индивидуальной; это слово призвано вызвать значение неделимости, происходящее от латинского individuum (Мосак и др. , 1999, стр. 6).
Содержание
Компенсация, сверхкомпенсация и комплексы
Адлер считал, что основным психологическим элементом невроза является чувство неполноценности и что люди, страдающие симптомами этого феномена, проводят свою жизнь, пытаясь преодолеть эти чувства, никогда не соприкасаясь с реальностью (White, 1917)
Компенсация слабости
Согласно Adler (2013b), у всех младенцев возникает чувство неполноценности и неадекватности сразу же, как только они начинают познавать мир.
Эти ранние переживания, такие как потребность привлечь внимание родителей, формируют бессознательные, фиктивные цели ребенка. Они вызывают у ребенка потребность стремиться к исправлению этой неполноценности — потребность компенсировать слабость развитием других сильных сторон.
В поисках компенсации ребенок может иметь несколько результатов. Во-первых, если ребенок получает адекватное питание и заботу, он может принять свои проблемы и понять, что их можно преодолеть, если усердно работать. Таким образом, ребенок развивается «нормально» и вырабатывает «мужество быть несовершенным» (Лазарсфельд, 19 лет).66, стр. 163-165).
Сверхкомпенсация
Однако иногда процесс компенсации идет наперекосяк. Один из способов, которым это происходит, заключается в том, что чувство неполноценности становится слишком интенсивным, и ребенок начинает чувствовать, что он не может контролировать свое окружение. Он будет очень сильно добиваться компенсации, вплоть до того, что компенсация перестанет быть удовлетворительной.
Это достигает кульминации в состоянии сверхкомпенсации, когда внимание ребенка к достижению своей цели преувеличено и становится патологическим.
Например, Адлер (1917) использует древнегреческого деятеля Демосфена, который ужасно заикался, но в итоге стал «величайшим оратором Греции» (стр. 22).
Здесь Демосфен начал с неполноценности из-за своего заикания и сверхкомпенсировал это не только преодолением заикания, но и получением профессии, которая обычно была бы невозможна для заика.
Комплекс неполноценности
Гиперкомпенсация может привести к развитию комплекса неполноценности. Это отсутствие чувства собственного достоинства, когда человек не может исправить свое чувство неполноценности.
Согласно Adler (2013a), отличительной чертой комплекса неполноценности является то, что «люди всегда стремятся найти ситуацию, в которой они преуспевают» (стр. 74). Это стремление связано с их непреодолимым чувством неполноценности.
Есть два компонента этого чувства неполноценности: первичный и вторичный. Первичная неполноценность — это «изначальное и нормальное чувство» неполноценности, поддерживаемое младенцем (Stein & Edwards, 2002, стр. 23). Это чувство продуктивно, так как обеспечивает мотивацию развития ребенка.
Вторичная неполноценность, с другой стороны, является чувством неполноценности у взрослых, возникающим, когда у ребенка развивается преувеличенное чувство неполноценности (стр. 23). Эти чувства во взрослом и есть то, что вредно, и они составляют комплекс неполноценности.
Комплекс превосходства
Комплекс превосходства возникает, когда у человека есть потребность доказать, что он выше, чем он есть на самом деле. Adler (2013a) приводит пример ребенка с комплексом превосходства, который «дерзок, высокомерен и драчлив» (стр. 82).
Когда этого ребенка лечат с помощью психотерапии, выясняется, что ребенок ведет себя так нетерпеливо, потому что чувствует себя неполноценным.
Adler (2013a) утверждает, что комплексы превосходства рождаются из комплексов неполноценности; они являются «одним из способов, которыми человек с комплексом неполноценности может воспользоваться для избавления от своих трудностей» (с. 97).
Типология личности, или стили жизни
Адлер не одобрял концепцию типов личности; он считал, что эта практика может привести к игнорированию уникальности каждого человека.
Однако он распознал закономерности, которые часто формируются в детстве, и может быть полезен при лечении пациентов, которые им соответствуют. Он назвал эти модели стилями жизни.
Адлер (2013a) утверждал, что, как только психолог узнает образ жизни человека, «иногда можно предсказать его будущее, просто поговорив с ним и попросив его ответить на вопросы» (стр. 100)
Адлер и его последователи анализируют стиль жизни человека, сравнивая его с «социально приспособленным человеком» (с. 101).
Порядок рождения
Термин «порядок рождения» относится к порядку, в котором рождались дети в семье. Адлер (2013b, стр. 150–155) считал, что порядок рождения оказывает значительное и предсказуемое влияние на личность ребенка:
Первенец
Первенец имеет неотъемлемые преимущества благодаря тому, что родители признают его « чем больше, тем сильнее, тем старше».
Придает первенцам черты «хранителя закона и порядка». Эти дети обладают большим количеством личной силы и с благоговением относятся к самой концепции власти.
Второй ребенок
Второй ребенок постоянно находится в тени своих старших братьев и сестер. Они постоянно «стремятся к превосходству под давлением», движимые существованием своего старшего, более могущественного брата или сестры.
Если второго рожденного поощрять и поддерживать, он тоже сможет достичь власти, и он и первенец будут работать вместе.
Младший ребенок
Младшие дети постоянно находятся в состоянии неполноценности. Они постоянно пытаются проявить себя из-за своего представления о неполноценности по сравнению с остальными членами своей семьи.
Согласно Адлеру, есть два типа самых маленьких детей.
Более успешный тип «превосходит любого другого члена семьи и становится самым способным членом семьи».
Другой, более несчастный тип самого младшего ребенка не преуспевает, потому что ему не хватает необходимой уверенности в себе. Этот ребенок становится уклончивым и избегающим по отношению к остальным членам семьи.
Единственный ребенок
Единственный ребенок, по мнению Адлера, тоже несчастный случай.
Из-за того, что они являются единственным объектом родительского внимания, единственный ребенок становится «в высокой степени зависимым, постоянно ждет, пока кто-нибудь укажет ему путь, и постоянно ищет поддержки».
Они также начинают смотреть на мир как на враждебное место из-за постоянной бдительности своих родителей.
Адлерианская психотерапия
Следующий раздел представляет собой краткое изложение шести стадий адлерианской психотерапии, разработанной Stein and Edwards (2002).
Эти этапы служат ориентиром, поскольку путь каждого человека немного отличается.
Как выразился Адлер (2013a): «Точно так же, как невозможно найти два абсолютно одинаковых листа дерева, невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей» (стр. 102).
Поскольку в адлерианской психологии цель состоит в том, чтобы пациент чувствовал себя компетентным и связанным, всеобъемлющая цель адлерианской психотерапии — помочь пациенту преодолеть чувство неполноценности.
Этот процесс имеет три подцели:
- Уменьшить комплекс неполноценности преувеличенного чувства неполноценности до нормального и полезного размера, когда пациент стремится к значимости, но не подавляется;
- Уменьшить и изгнать комплекс превосходства постоянного стремления к превосходству над другими; и
- Способствовать развитию чувства общности и равенства.
Фаза 1: Установление терапевтических отношений
Чтобы психотерапия была эффективной, важно, чтобы терапевт и клиент начинали со здоровых рабочих отношений. Должна быть «теплая, чуткая связь», которая открывает дверь для постепенного прогресса.
Эта связь создается искренней теплотой и состраданием, выраженными терапевтом, в дополнение к доверию клиента в отношениях.
Фаза 2: Оценка
Терапевт должен провести тщательную оценку клиента, чтобы разработать эффективный терапевтический процесс. Анализ должен выявить как минимум следующие элементы:
- Чувство неполноценности
- Фиктивная цель, определяемая как «воображаемый компенсаторный самоидеал, созданный для того, чтобы вызвать в будущем постоянное и полное избавление от первичного чувства неполноценности»
- Психологическое движение, определяемое как «мыслительные, чувственные и поведенческие движения, совершаемые человеком в ответ на ситуацию или задание»
- Чувство общности
- Уровень и радиус действия
- Схема апперцепции
- Отношение к профессии; любовь и секс; и другие люди
Эти оценки проводятся с помощью различных методов, включая проективное использование ранних воспоминаний в дополнение к тестированию интеллекта, карьеры и психологии.
Этап 3: Поощрение и разъяснение
Процесс поощрения клиента помогает ему уменьшить чувство неполноценности. Терапевт может начать с признания смелости, которую клиент уже проявил, и продолжить обсуждением небольших шагов, которые клиент может предпринять, чтобы стать более уверенным в себе.
Например, если у клиента ограниченный радиус активности, клиент и терапевт могут обсудить способы расширения своей деятельности.
Вторым важным аспектом этой фазы является прояснение основных чувств и убеждений клиента относительно себя, других и жизни в целом. Это делается с помощью сократовского опроса.
С помощью этого метода терапевт бросает вызов личной логике клиента и сосредотачивается на психологическом движении вокруг своей фиктивной цели.
Фаза 4: Интерпретация
Как только терапия достигает точки, когда клиент добился определенного прогресса, и он и терапевт изучили значение его движения в связи с его целями, терапия готова начать интерпретацию стиль жизни клиента.
Это должно быть сделано только тогда, когда клиент достаточно поощрен, и это должно быть сделано с большой осторожностью.
Обсуждение и осознание таких тем, как комплекс неполноценности, может быть трудным для клиента, но новое понимание может изменить ситуацию.
Фаза 5: Перенаправление стиля жизни
Теперь, когда клиент и терапевт осознали проблемы, связанные со стилем жизни клиента, задача становится переориентировать стиль жизни на удовлетворение жизни.
Это включает в себя уменьшение и продуктивное использование чувства неполноценности, изменение фиктивной конечной цели и усиление чувства общности.
Это достигается различными способами в зависимости от конкретных потребностей клиента.
Фаза 6: Метатерапия
Наконец, некоторые клиенты могут пожелать дальнейшего личного развития в направлении более высоких ценностей, таких как правда, красота и справедливость.
С этой целью терапевт может стимулировать клиента к тому, чтобы он стал лучшей версией самого себя.
Этот процесс, безусловно, сложен и требует глубокого понимания индивидуальности клиента.
Критическая оценка
Как и все психодинамические подходы к человеческой психологии, индивидуальная психология Адлера подвергается критике за то, что она ненаучна и ее трудно доказать эмпирически. В частности, его сосредоточенность на бессознательной фиктивной цели позволяет утверждать, что адлерианская психология нефальсифицируема.
Хотя теории Адлера трудно окончательно доказать, недавняя нейробиология оказала некоторую поддержку.
Недавнее исследование, обобщающее современные неврологические данные и то, как они соотносятся с психологией Адлера, согласуется с заявлением, сделанным Маслоу в 1970 году:
«Адлер становится все более и более правильным с каждым годом. По мере поступления фактов они все сильнее и сильнее поддерживают его образ человека» (Miller & Dillman Taylor, 2016, стр. 125).
Что касается психотерапии Адлера, современное отношение таково, что хотя эта практика проста и понятна неспециалисту, она ошибочна, поскольку не основана на опыте.
Форма консультирования Адлера подвергается критике за отсутствие глубины, в частности, за отсутствие основы для решения вопросов, не связанных с такими понятиями, как порядок рождения и ранние воспоминания (Capuzzi & Stauffer, 2016, стр. 142).
В чем Адлер не согласился с Фрейдом?
Зигмунд Фрейд | Альфред Адлер |
---|---|
Поведение мотивировано внутренними биологическими влечениями (секс и агрессия) | Поведение мотивировано социальным влиянием и стремлением к превосходству |
У людей нет выбора в формировании своей личности | Люди несут ответственность за то, кто они есть |
Настоящее поведение обусловлено прошлым (например, детством) | Текущее поведение определяется будущим (ориентация на цели) |
Акцент на бессознательном процессе | Люди осознают, что они делают и почему |
Фрейд разделил личность на компоненты (ид, эго, суперэго) | Адлер считал, что человека следует изучать в целом (холизм) |
Отношения однополых родителей имеют первостепенное значение | Отношения в более широкой семье, в том числе с братьями и сестрами, имеющими первостепенное значение |
Ссылки
Адлер, А. (2013a). Наука жизни (возрождение психологии). Рутледж.
Адлер, А. (2013b). Понимание человеческой природы (возрождение психологии). Рутледж.
Адлер, А., Джеллифф, С. Эли. (1917). Изучение неполноценности органов и ее психической компенсации: вклад в клиническую медицину. Нью-Йорк: Издательство нервных и психических заболеваний.
Капуцци, Д. и Штауффер, доктор медицины (2016). Консультирование и психотерапия: теории и вмешательства . Германия: Вили.
Лазарсфельд, С. (1966). Мужество несовершенства. Американский журнал индивидуальной психологии, 22 (2).
Миллер, Р. и Диллман Тейлор, Д. (2016). Выдерживает ли теория Адлера испытание временем?: Изучение индивидуальной психологии с точки зрения нейронауки. Журнал гуманистического консультирования, 55 : 11-128. doi:10.1002/john.12028
Mosak, H.H., Maniacci, M., Maniacci, M.P. (1999). Учебник по адлерианской психологии: аналитическая, поведенческая и когнитивная психология Альфреда Адлера . Соединенное Королевство: Бруннер/Мазель.
Stein, HT & Edwards, ME (2002). Адлерианская психотерапия. In Herson, M. & Sledge, MH (1-е изд.), Энциклопедия психотерапии (Том 1, стр. 23-31). Нидерланды: Elsevier Science.
Уайт, Вашингтон (1917 г.). Теории Фрейда, Юнга и Адлера: III. Адлерианская концепция неврозов. The Journal of Abnormal Psychology, 12 (3), 168.
Глава 4, часть 2: Индивидуальная психология Адлера – PSY321 Текст курса: Теории личности
Адлер разработал концепцию индивидуальной психологии, исходя из своего наблюдения, что психологи начинают игнорировать то, что он называл единством личности.
Если коротко обобщить Индивидуальную Психологию, дети начинают жизнь с чувством неполноценности по отношению к своим родителям, а также ко всему миру. Жизнь ребенка становится постоянным усилием преодолеть эту неполноценность, и ребенок постоянно беспокоен. Когда ребенок стремится к превосходству, он творчески формирует цели, даже если конечной целью является вымышленное представление о достижении превосходства. Действительно, Адлер считал, что невозможно думать, чувствовать, желать или действовать без осознания какой-либо цели и что каждое психологическое явление может быть понято только в том случае, если оно рассматривается как подготовка к какой-либо цели. Таким образом, вся жизнь человека становится сосредоточенной на заданном плане достижения конечной цели (какой бы она ни была). Такая перспектива должна быть уникально индивидуальной, поскольку у каждого человека особое детское чувство неполноценности, творческий стиль жизни и конечные цели будут уникальными для их собственного опыта (Адлер, 19).14/1963).
Предположение о том, что стремление преодолеть свою неполноценность является движущей силой, лежащей в основе развития личности, является, конечно, значительным отступлением от предположения Фрейда о том, что развитие вращается вокруг поиска психосексуального удовлетворения. Еще одно важное отличие состоит в том, что Адлер не проводил различия между сознательным и бессознательным разумом, как это делал Фрейд:
Использование терминов «сознание» и «бессознательное» для обозначения отличительных факторов в практике индивидуальной психологии некорректно. Сознание и бессознательное движутся вместе в одном направлении и не являются противоречиями, как это часто думают. Более того, между ними нет четкой демаркационной линии. Это просто вопрос открытия цели их совместного движения. (стр. 56; Адлер, 19 лет)29а)
Неполноценность и компенсация
В 1907 году Адлер опубликовал свое классическое «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», которое было переведено на английский язык 10 лет спустя (Adler, 1917). В первую очередь это была медицинская статья о последствиях неполноценности органов, в которой Адлер рассматривал, как нервная система помогает организму адаптироваться к физическим недугам, возникшим буквально в результате неполноценного развития органов. Например, часто предполагается, что слепые люди лучше слышат. Однако социальные психологи продемонстрировали, что социальная среда может сильно влиять на нашу чувствительность к внешним раздражителям. Причина этого, вероятно, как раз в том, что Адлер назвал основным средством, с помощью которого мозг может компенсировать любой дефицит; привлекая внимание к процессам, необходимым для компенсации. Таким образом, если у человека проблемы со зрением, он уделяет более пристальное внимание слуху, а также другим органам чувств. Однако это не идеальная система, и она также может привести к сверхкомпенсации. В результате усилия психики (в том числе бессознательные усилия) по компенсации какой-либо проблемы могут быть вызваны самыми разнообразными физическими симптомами. Как отмечал Фрейд, истерические симптомы обычно проявляются как физические проблемы. Согласно Адлеру, в основе этих физических симптомов, даже если они вызваны исключительно психикой, должна лежать неполноценность некоторых органов внутри тела (Адлер, 19).17).
Адлер не ограничивал свою теорию неполноценности органов медицинскими проблемами или невротическими симптомами, а, скорее, расширил теорию, включив в нее все аспекты жизни. Компенсация относится к типичному способу, которым человек стремится преодолеть трудности. Например, если человек сломает руку, он научится действовать с помощью гипса, а если он потеряет зрение, он научится пользоваться тростью или работать с собакой-поводырем (Dreikurs, 1950; Mosak & Maniacci, 1999). Если мы рассмотрим компенсацию в более психосоциальной сфере, примеры могут включать студента колледжа, который не может найти подходящего парня или девушку, поэтому он сосредотачивается на том, чтобы стать отличником, студент, который не успевает в учебе, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы стать звездным спортсменом. , или единственный ребенок, который хотел иметь братьев и сестер, имеет много собственных детей (Лундин, 19 лет).89). В таких случаях компенсация приводит к балансу в жизни. Слабость или, по крайней мере, предполагаемая слабость компенсируется другими способами (Manaster & Corsini, 1982). Сверхкомпенсация предполагает доведение компенсации до крайности. Например, человек, родившийся с больной ногой, стремится стать профессиональным танцором, или человек, родившийся в бедности, стремится стать миллионером, а затем продолжает работать по 80 и более часов в неделю, стремясь стать миллиардером. Вообще говоря, механизмы неполноценности личности более сложны, чем механизмы неполноценности органов. Точно так же компенсация и сверхкомпенсация являются более сложными, когда они относятся к личности человека, чем когда они связаны с физическими проблемами (Manaster & Corsini, 19).82).
Когда человеку трудно преодолевать жизненные трудности, у него может развиться то, что Адлер назвал комплексом неполноценности (Адлер, 1928, 1929а, 1931а). Хотя чувство неполноценности универсально, как и стремление к превосходству, люди не созданы равными. У всех нас есть разные сильные и слабые стороны. Однако, когда человек не может компенсировать свои слабости, и его переполняет чувство неполноценности, возникает комплекс неполноценности. По Адлеру, термин «комплекс» не совсем точен, потому что так называемый комплекс неполноценности сложен и пронизывает всю личность. И все же это не всегда может быть очевидно. Человек с комплексом неполноценности может чувствовать себя комфортно в ситуациях, в которых у него достаточно опыта, чтобы чувствовать себя уверенно, хотя он может создавать такие ситуации, избегая конкуренции, которая может обнажить его слабости (Адлер, 19 лет). 29а). Однако комплекс неполноценности проявляется в напряженных или трудных ситуациях и часто принимает форму оправданий, почему человек не может следовать определенному курсу действий. Для психологов, согласно Адлеру, наличие комплекса неполноценности обычно можно распознать по противоречиям, определенным эмоциям, таким как сомнение, и в целом по нерешительному поведению. Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы поощрять людей, никогда не обескураживать их и помогать им понять, что они способны решать проблемы и встречать жизненные трудности (Адлер, 19 лет).29а).
90–20 Когда сильное чувство неполноценности, связанное с комплексом неполноценности, становится невыносимым, оно может трансформироваться в уникальную иллюзию, которую Адлер назвал комплексом превосходства (Adler, 1928, 1929a, 1931a). Комплекс превосходства не следует рассматривать как продолжение нормального процесса стремления к превосходству. Комплекс превосходства возникает из комплекса неполноценности и на самом деле является продолжением сильного чувства неполноценности. Интересно, что такие люди обычно не позиционируют себя как превосходные личности; вместо этого они могут быть высокомерными, высокомерными, властными или цепляться за видных и важных людей. Напротив, люди, которые действительно выше других, часто имеют чувство скромности (Лундин, 19 лет).89; Мосак и Маниаччи, 1999). Сложность комплекса превосходства и его происхождение из чувства неполноценности и постоянного стремления к всеобщему превосходству можно увидеть не только в невротических симптомах и других формах психических заболеваний, но и в преступном поведении.Мы видим детей, которые начинают воровать, страдающих от чувства превосходства. Они считают, что обманывают других; что другие не знают, что они воруют. Таким образом, они богаче с небольшими усилиями. Это же чувство очень сильно выражено у преступников, считающих себя высшими героями… он хочет устроить так, чтобы избежать решения жизненных проблем. Таким образом, преступность является результатом комплекса превосходства, а не выражением фундаментальной и изначальной злобы. (стр. 80-81; Адлер, 19 лет)29а)
Стиль жизни и план жизни
По словам Адлера, каждый сталкивается в жизни с трудностями и стремится их преодолеть. Поскольку каждый человек сталкивается со своими уникальными трудностями и стремится компенсировать их собственными характерными способами, учитывая среду (или культуру), в которой он живет, у человека развивается чувство смысла своей жизни, и он ставит цель для своих стремлений. Первоначально Адлер называл последовательное движение к этой первостепенной цели жизненным планом, но этот термин оказался несколько запутанным. Поэтому Адлер вместо этого решил назвать стремление к цели стилем жизни. Стиль жизни объединяет личность, так как он основан на раннем жизненном опыте. Однако индивидуальная психология смотрит не в прошлое, а скорее в будущее. Зная стиль жизни человека, мы можем предсказать его будущие действия (Адлер, 19 лет).29а, 1931а).
Стиль жизни не всегда легко распознать, особенно у психически здорового человека или в периоды относительного затишья. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или с новой трудностью, его стиль жизни становится понятным другим. Для нормального человека стиль жизни – это рамки, в которых человек адаптируется к своему обществу таким образом, что общество получает пользу от работы человека, а сам человек имеет энергию и мужество, чтобы противостоять любым проблемам и трудностям. которые возникают (Адлер, 1929а). Стиль жизни включает в себя наше индивидуальное творчество, способы, которыми мы решаем проблемы и компенсируем неполноценность, наши взгляды, мнения и цели. Он объединяет и выражает нашу личность, обеспечивает согласованность того, как мы живем, и помогает нам найти свое место в мире (Adler, 1931a; Dreikurs, 1950; Lundin, 1989; Mosak & Maniacci, 1999).
Стиль жизни закладывается довольно рано в детстве, что может стать серьезной проблемой, если окажется дисфункциональным стилем жизни. Комплекс неполноценности — это, конечно, один из ошибочных стилей жизни. Когда комплекс неполноценности возникает из-за фактической неполноценности органа, это может быть особенно неприятно. Роберт Лундин (1989) описал случай старшеклассника, которого он знал по колледжу, ростом всего 5 футов 3 дюйма (очень мало для мужчины, хотя на самом деле это было бы лишь кажущейся неполноценностью). Он был чрезвычайно высокомерным и враждебным по отношению к младшим ученикам, утверждая, что превосходит их интеллектуально во всех отношениях. Он даже предложил быть соседом Лундина по комнате, поскольку Лундин явно нуждался в его помощи, чтобы улучшить неполноценную личность Лундина! Лундин отклонил предложение. Адлер отметил, что неполноценность органов не всегда является негативной ситуацией, и, учитывая современные достижения в области протезирования, теперь еще более верно то, что неполноценность органов не обязательно снижает качество жизни человека. Однако Адлер подчеркивал, что важнее всего то, как человек переживает слабость своей неполноценности органов. Одни стараются избегать или отрицать проблему, другие постоянно «борются и борются» со своими трудностями. В конце концов, все сводится к творческой способности личности адаптироваться (см. ниже; Адлер, 19 лет).32а/1964).
В дополнение к стилю жизни, который может быть результатом неполноценности органов (или воспринимаемой неполноценности органов), Адлер обсудил два других фактора, которые обычно приводят к неблагополучному образу жизни и которые можно отнести в первую очередь к родительскому влиянию: баловство и пренебрежение. Избалованный образ жизни особенно беспокоил Адлера. Он имел в виду не детей, которых любят и о которых заботятся, а детей, чьи родители постоянно нависают над ними, решают любую проблему и освобождают ребенка от любых обязанностей или ответственности. В результате ребенок никогда не научится заботиться о себе или взаимодействовать с другими в духе сотрудничества.
Чем глубже я вникал в проблему неврозов и разбирал представленные случаи, тем яснее приходил к выводу, что в каждом индивидууме с неврозом прослеживается какая-то степень баловства… В таких условиях ребенок развивается как паразит … (стр. 88-89; Адлер, 1932а/1964)
Развивая эту идею, Адлер писал, что, когда имеешь дело с «трудными детьми, нервными или душевнобольными, самоубийцами, правонарушителями, наркоманами или извращенцами и т. д.», ему не хватает социального чувства (Адлер, 19).64). Другими словами, они просто плохо функционируют в отношениях с другими, потому что им никогда не приходилось этого делать. Что же касается безнадзорного ребенка, нежеланного, то у него вообще не было возможности для социального взаимодействия, поскольку его собственная семья не взаимодействует с ним. Адлер считал, что в случаях самоубийства можно желать даже смерти как средства мести тем, кто обидел ребенка или пренебрег им, показывая другим, что они потеряли в том, кого не смогли полюбить (Адлер, 1967). Поскольку чувство пренебрежения относительно, изнеженные дети часто оказываются в более позднем возрасте в ситуациях, когда они чувствуют себя заброшенными, поскольку они могут больше не получать того баловства, к которому они привыкли (Адлер, 19 лет).32а/1964).
Социальные интересы и сотрудничество
Адлер считал, что правильный путь к достижению превосходства лежит через общественный интерес и сотрудничество, которое естественным образом следует за ним. Однако это не какая-то возвышенная философия, а простая реальность. По словам Адлера, «мы находимся в середине потока эволюции». Таким образом, человеческий вид в целом стремился к превосходству, точно так же, как каждый индивидуум стремится к личному превосходству (Адлер, 1964). Слабость человека заставляет его искать поддержки у других, живя в обществе:
Все люди чувствуют себя неадекватно в определенных ситуациях. Они чувствуют себя подавленными жизненными трудностями и не способны справиться с ними в одиночку. Следовательно, одна из сильнейших тенденций человека состоит в том, чтобы образовывать группы, чтобы он мог жить как член общества, а не как изолированный индивидуум. Эта общественная жизнь, без сомнения, очень помогла ему в преодолении чувства неполноценности и неполноценности. Мы знаем, что так обстоит дело с животными, где более слабые виды всегда живут группами… С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно, потому что природа дала им средства самозащиты. У человека нет ни их великой силы, ни их когтей, ни их зубов, и потому он не может жить врозь. Таким образом, мы находим, что начало общественной жизни лежит в слабости личности. (стр. 60-61; Адлер, 19 лет)29а)
Эта эволюционная перспектива объясняет тот парадокс, что индивидуальная психология сосредоточена в основном на социальных отношениях! Опять же, мы знаем (хотя, возможно, бессознательно), что в одиночку мы слабы и неполноценны, но вместе мы можем совершить великие дела. Обнадеживающее видение Адлера будущего состоит в том, что когда-нибудь социальное чувство человечества преодолеет все, что ему противостоит, и люди будут жить в гармонии. В то же время, однако, он признает, что многие вещи по-прежнему препятствуют этому и работают на разрушение социальных чувств и социальных интересов детей, такие как сексизм, расизм, бедность, преступность, смертная казнь, самоубийство, жадность, плохое обращение с бедными, инвалиды и старики, а также все формы предубеждений, дискриминации и нетерпимости (Адлер, 19 лет). 64). Это непростая задача, стоящая перед человечеством, но Адлер предположил, что путь к гармонии частично лежит в признании трех основных связей, которые каждый человек должен учитывать. Во-первых, мы привязаны к этому единому миру, земле. Мы должны научиться выживать здесь, учитывая все преимущества и недостатки, которые это означает. Во-вторых, мы не единственный представитель человечества. Через сотрудничество и объединение мы можем найти силу для всех и обеспечить будущее человечества. Наконец, мы должны признать, что есть два пола. Для Адлера эта последняя связь разрешается прежде всего через любовь и брак. Хотя это может показаться продуктом культурного воспитания Адлера, это также подразумевает заботу и уважение к представителям другого пола. В противном случае любовь — это слово, употребляемое без смысла. Адлер предположил, что если мы придаем смысл жизни через признание этих трех связей с нашим окружением, тогда другие могут разделить с нами смысл жизни, и тогда польза вернется к нам (Адлер, 19). 31а).
В более практическом плане общественный интерес проявляется в сотрудничестве. Чтобы человек преодолел собственное чувство неполноценности, он должен знать, что он ценен, что происходит только от вклада в общее благо. Адлер считал, что те, кто ищет личной власти, преследуют ложную цель, и в конце концов они вообще исчезнут из жизни. Однако, внося свой вклад в семью и общество, воспитывая детей или способствуя успеху своей культуры или общества, человек может претендовать на чувство бессмертия. Индивидуальная психология основана на предпосылке, что когда человек осознает, что общее благо необходимо для развития человечества, он будет стремиться к личному развитию, которое соответствует высшему благу. Они признают, что и хорошее, и проблемы, которые встречаются на их пути, принадлежат всем, и они будут сотрудничать в поисках решения проблем. Они не будут просить ничего взамен, так как осознают, что все, что они делают для блага других, в конечном счете идет и им на пользу (Адлер, 19). 33/1964). Эта перспектива удивительно близка к восточной философии и концепциям межбытия и кармы, хотя религиозные отсылки Адлера в основном христианские (хотя Адлер родился евреем, позже стал христианином).
В американском обществе работа часто выполняется командами. Краткое определение команды — это два или более человека с разными ролями, которые социально взаимодействуют для достижения какой-то общей цели. Команды могут привести к успешным результатам в самых разных условиях, таких как разработка программного обеспечения, олимпийский хоккей, реагирование на вспышки заболеваний или неожиданное повреждение космического корабля, такого как «Аполлон-13». Однако команды также могут привести к групповым неудачам, таким как неудачи международной разведки, приведшие к 9/11 террористическая атака на Всемирный торговый центр, авария космического корабля «Колумбия» или широко известная гибель людей, связанных со штормом, на горе Эверест в 1997 году (Kozlowski & Ilgen, 2006; Marks, 2006; подробнее о горе Эверест см. Букреев). и ДеУолт, 1997; Кракауэр, 1997). Учитывая важность командной работы как в личных условиях, так и внутри организаций, было проведено большое количество исследований команд, посвященных когнитивным, мотивационным и поведенческим факторам, а также информации об эффективном дизайне команды, обучении команды и лидерстве в команде. Несмотря на обилие информации о положительных и отрицательных факторах командной работы, в западном мире существует интересное противоречие:
…Мы обучаем наших детей индивидуально. Мы нанимаем, обучаем и вознаграждаем сотрудников как отдельных лиц. И, тем не менее, мы глубоко верим, что люди, объединенные в команду, мало задумываясь о составе команды, обучении и развитии, а также о лидерстве, будут эффективными и успешными. (стр. 115; Козловски и Ильген, 2006 г.)
Жизненные задачи — работа, общественная жизнь и любовь
На основе трех описанных выше связей, наших связей с землей, человечеством и противоположным полом, Адлер описал три жизненные задачи: работа, общественная жизнь и любовь. Работа связана с землей в эволюционном смысле, начиная с того времени, когда наши древние предки были охотниками/собирателями, зависящими от окружающей среды в поисках пищи и крова. По словам Адлера, все жизненные вопросы можно найти в этих трех задачах, которые постоянно бросают нам вызов на протяжении всей жизни. Эти задачи взаимосвязаны, поскольку каждая из них зависит от успешного выполнения двух других. Учитывая эту взаимосвязь, Адлер считал, что то, как человек подходит к каждой из этих задач в своем стиле жизни, многое говорит о том, что он считает смыслом жизни. Необходимо, конечно, чтобы был баланс. Например, человек в несчастливом браке может проводить много времени на работе. Это представляет собой ошибочный образ жизни (Адлер, 19 лет).31а, 1964). Что еще хуже, это тот, кто не выполняет ни одной из жизненных задач.
Важность рабочего задания заключается в том, что мы должны что-то делать со своим временем. Когда люди начали сотрудничать, они смогли разделить свой труд. Кто-то охотился, кто-то занимался сельским хозяйством, кто-то стал ремесленником, кто-то растил молодежь, а кто-то в конце концов служил в армиях, защищавших всех остальных. Таким образом, каждый человек выполнял ценную роль в обществе (даже если эта роль не была престижной), и каждый извлекал выгоду из способности каждого человека стать более экспертом в своей роли.
Конечно, такого рода общественное сотрудничество есть вторая задача жизни, совместной жизни или, как ее иногда называют, иметь друзей. Работать с другими на общее благо может быть довольно сложно, если люди делают это только для собственной выгоды или если они не доверяют или боятся тех, с кем, как кажется, сотрудничают. По мере того как общества становились более развитыми, а образование становилось важной частью общества, в большинстве обществ поощрялись социальные интересы как аспект образования. В Америке, например, мы говорим о детях, которые учатся быть хорошими гражданами, и в школах много уроков гражданского права. Кроме того, общества устанавливают не только формальные и неформальные руководящие принципы и нормы приемлемого поведения, но и пишутся фактические законы для наказания тех, кто действует вопреки общему благу. Не то чтобы это было легко! Первая поправка к американской конституции гарантирует свободу слова, которая включает в себя право оспаривать само существование нашей формы правления. Однако общепризнано, что большее благо приносит защита людей от возможных злоупотреблений властью со стороны правительства. Не вдаваясь в обсуждение политики, этот баланс, который направлен на то, чтобы служить наилучшим интересам сообщества граждан, привел к одному из самых продолжительных правительств в мире сегодня.
Когда Адлер упомянул третью задачу жизни, задачу любви, он в первую очередь имел в виду выбор партнера для рождения и воспитания детей. Когда ребенок рождается впервые, любовь к матери является основой для развития у ребенка социальных чувств. Если ребенок запущен, он не учится относиться к другим, или если он избалован, ему не нужно общаться с другими. Ранний вызов для ребенка обнаруживается в характере отца, а затем любых братьев и сестер, которые могут быть частью семьи. Обычно они не относятся к ребенку с такой же нежной любовью, как мать. Если мать защищает ребенка от этого, балуя и балуя младенца, развивается беспорядочный образ жизни, но если мать оставляет ребенка наедине с этим новым вызовом, он должен полагаться на свои творческие силы, чтобы приспособиться к этим различным социальные отношения. Дети с готовностью обладают этой способностью, если им позволяют ее использовать. Позже в жизни каждый человек должен выбрать себе пару, чтобы иметь собственных детей, и его способность приспосабливаться к любовным отношениям, очевидно, будет зависеть от его собственного развития в более раннем возрасте. У активных и дружелюбных членов сообщества будет больше возможностей встретить того, кто им действительно нравится. Люди, которые успешны и продуктивны в своей работе, смогут лучше обеспечивать семью. И, конечно же, окончательное существование каждого члена сообщества зависит от продолжения размножения вида. Таким образом, работа, совместная жизнь и любовь объединяются в здоровом обществе для всеобщего блага (Адлер, 19 лет).31а, 1964; Лундин, 1989; Мосак и Маниаччи, 1999).
Творческая сила личности и вымышленный финализм
Наука индивидуальной психологии развилась из усилий понять эту таинственную творческую силу жизни; та сила, которая выражается в желании развиваться, стремиться и достигать, и даже компенсировать поражения в одном направлении стремлением к успеху в другом. (стр. 32; Адлер, 1929а)
Адлер считал, что все мы рождены с творческой силой: творческой силой человека. Он не отвергал понятия наследственности, темперамента или предрасположенности, но подчеркивал, что важно не то, с чем мы рождаемся, а то, что мы с этим делаем (Адлер, 19).32а/1964). Как отмечалось выше, младенцы неполноценны, поэтому каждый начинает жизнь с чувства неполноценности. Это приводит к стремлению к превосходству и выработке стиля жизни, направленного на достижение какой-либо цели. Природа этого стиля жизни уникальна, потому что он создается ребенком, и это делается в очень раннем возрасте. Это не детерминистская перспектива; это создание стиля жизни именно таково, творческое, а потому оно должно быть уникальным (отсюда Индивидуальная Психология). Поскольку Адлер считал, что всякая мысль и поведение ориентированы на какую-то цель, должна быть какая-то цель, которая лежит в основе того, как создается стиль жизни. Поскольку ребенок не может заглянуть в будущее и создать конкретную цель в жизни, Адлер предложил нам руководствоваться вымышленной целью, так называемым вымышленным финализмом (Адлер, 19).14/1963, 1928, 1929а, 1932а/1964; Лундин, 1989; Манастер и Корсини, 1982).
Вымышленная конечная цель включает в себя чувство превосходства или, по крайней мере, возвышение личности до такой степени, что жизнь кажется стоящей жизни (Adler, 1928). Таким образом, его не нужно точно определять, что важно для нашего рассмотрения, что он создан маленьким ребенком. И тем не менее оно существует в сознании ребенка, обеспечивает рамки, в которых творчески формируется стиль жизни, и служит целью жизни ребенка (хотя и остается по преимуществу бессознательной). Также важно признать, что хотя эта цель является вымышленной, она полностью положительна и является здоровой и естественной мотивационной силой (Lundin, 19).89). Вымышленный финализм точно не следует путать с фиктивным превосходством. Фиктивное превосходство — это воображение или ложное убеждение, что кто-то на самом деле превосходит других. Это типичный невротический симптом, который возникает, прежде всего, из-за изнеженности. Избалованный ребенок лучше, по крайней мере, в том смысле, что все делается для него. Однако взрослая жизнь больше не поддерживает это заблуждение, а ребенок так и не научился приспосабливаться к жизненным вызовам. В результате их стиль жизни определяется ожиданием того, что проблемы будут решены за них. С другой стороны, здоровый ребенок научился сталкиваться с трудностями и стремиться к их преодолению. Таким образом, здоровый ребенок вырабатывает стиль жизни, который включает в себя процесс столкновения с жизненными препятствиями и их преодоления, и это переносится в здоровую взрослую жизнь (Адлер, 19 лет). 32б/1964). В своем обсуждении творческой силы личности и вымышленного финализма Адлер обратился к тому, что можно рассматривать как основу когнитивной психологии и когнитивной терапии.
Согласно Адлеру, прототип стиля жизни, поскольку он указывает на вымышленный финализм, имеет определенную направленность. На протяжении всей жизни человека его восприятие мира вынуждено «попадать в канавку, установленную линией направления» (Адлер, 19).29а). Он назвал это явление схемой апперцепции. В результате этой схемы человек интерпретирует переживания до того, как они будут приняты, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом, который человек придал своей жизни. Когда человек развил ошибочный смысл жизни или когда опыт не может примириться с тем смыслом, который он имеет, он может быть вынужден изменить свою схему апперцепции. Однако это нелегко и происходит только тогда, когда на это есть достаточное социальное давление (Адлер, 19 лет).31а).
Дополнительные материалы
Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и мужество
В этом видео [8:58] описываются мысли Альфреда Адлера о превосходстве как фундаментальной движущей силе человеческого поведения, а также его взгляды на то, что порождает комплексы неполноценности.