Разное

Каждый человек обладает биологической и социально психологической: Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

Природное и общественное в человеке. Тренировочные задания формата ЕГЭ.

Обществознание 10 класс (профиль). Тема: Природное и общественное в человеке.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни развития способностей человека

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

********

Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки индивида.

1) нейродинамика; 2) задатки; 3) ценности; 4) биологические потребности; 4) мировоззрение; 5) возраст; 6) эмоции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Индивид — единичный представитель человечества.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира.

4) Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям.

5) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

6. Установите соответствие между характеристиками и качествами человека, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) социальная роль

Б) физиологические особенности

B) биологические потребности

Г) сознательные цели

Д) направленность

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

1) индивид

2) личность

7. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

8. Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса — честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса — внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

9. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

A) расти и физически развиваться

Б) оценивать себя и свои поступки

B) видеть цель своих действий

Г) воспроизводить свой род

Д) формировать свои взгляды на мир

ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ

1) социальная

2) биологическая

10. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство и юность сменяются зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением им социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности так же, как и задатки к определенным видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

11. В приведённом ниже списке найдите признаки гениальности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) следование традиционным образцам

2) оригинальность и неповторимость результата деятельности

3) репродуктивный характер деятельности

4) гениальные произведения — это результат озарения свыше

5) стандартизация действий

6) гениальность — это результат длительной тренировки, отработки навыков в упражнениях

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, *** (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства *** (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные *** (В) организма являются лишь *** (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — *** (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и *** (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) особенность

2) способности

3) личность

4) игра

5) общество

6) задатки

7) возможности

8) деятельность

9) группа

13. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

A) способность к продолжению рода

Б) приспособление к климатическим условиям

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность определять цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

2) биологическая

14. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

15. Наблюдения и эксперименты, проведенные психологами, свидетельствуют о том, что природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей и во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Какие особенности природы человека подтверждает данный вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сущность человека образует совокупность природных и социальных свойств

2) в социуме происходит развитие индивидуальности человека

3) человеку свойственна сложная структура эмоциональной деятельности

4) люди обладают мышлением и речью

5) способности человека определяются врожденными факторами

6) усилием своей воли человек может преодолевать внешние сопротивления и обстоятельства

 

 

 

16. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества

Б) неповторимое своеобразие, уникальность каждого человека

B) единичный представитель человеческого рода

Г) тип темперамента, особенности строения тела человека

Д) художественный талант, особенности мировоззрения, неповторимый стиль в общении с людьми

ТЕРМИНЫ

1) индивидуальность

2) индивид

3) личность

17. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе удовлетворения потребностей.

18. Изучая природу человека, ученые сравнивают его поведение и поведение животных. Один из их выводов заключается в том, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно остается поведением инстинктивно-биологическим. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. В этом, в частности, проявляется социальная природа человека. Какие из перечисленных суждений ее характеризуют? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в своей деятельности человек реализует собственную жизненную программу

2) человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам

3) как телесно-материальное образование человек подвержен энергетическим воздействиям

4) человек ведет себя в соответствии с общественными нормами

5) человек выдвигает цели, соответствующие системе своих ценностных установок

6) в поведении человека присутствуют биологические инстинкты

19. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Рост Владимира 195 см.

Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе.

В) Фёдор физически вынослив.

Г) Василий любит классическую музыку.

Д) У Николая много друзей.

СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1) биологическая

2) социальная

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Преодоление противоречий в *** (А) через овладение соответствующими способами её выполнения (умениями, навыками, приёмами, знаниями) ведёт к *** (Б) и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения *** (В) принадлежит обучению и *** (Г). Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и *** (Д) ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. В формировании *** (Е) существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии».

Список терминов:

1) воспитание

2) деятельность

3) личностный

4) качественный

5) индивид

6) личность

7) развитие

8) роль

9) потребность

21. Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.

2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.

4) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

5) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

22. Илье Анатольевичу 38 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

23. Установите соответствие между видами способностей человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) повышенная гибкость суставов

Б) феноменальная память

B) музыкальный слух

Г) развитое воображение

Д) физическая сила

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ

1) специальные

2) интеллектуальные

3) природные

24. Выберите верные суждения о личности и её качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.

2) Социальная природа человека проявляется в его инстинктах и рефлексах.

3) Человек может стать личностью вне общества.

4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

5) Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.

25. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Галины светлые волосы и карие глаза.

2) Галина добрая и отзывчивая.

3) Галина — внешне привлекательная девушка.

4) Рост Галины ниже среднего.

5) Галина — честный человек.

6) Галина дружит с одноклассниками.

26. Установите соответствие между признаками и их носителями (человеком или животными): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

A) способность абстрактно мыслить

Б) наличие представлений о сверхъестественных силах

B) наличие физиологических и экзистенциальных потребностей

Г) в основном инстинктивный характер активности

Д) способность к целеполаганию

НОСИТЕЛИ ПРИЗНАКОВ

1) человек

2) животное

3) человек и животное

27. Выберите верные суждения, в которых называются способности человека, связанные с его социальной сущностью. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человек обладает способностью устанавливать цели своей деятельности на длительные временные периоды.

2) Человек адаптируется к изменяющимся природным условиям.

3) Человек способен мыслить абстрактно.

4) Человек заботится о воспроизводстве своего рода.

5) Человек чередует периоды активности и отдыха.

28. В приведённом ниже списке найдите характеристики человека как индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общительность и коммуникабельность

2) спортивное телосложение

3) холерический тип темперамента

4) обладание развитыми профессиональными навыками

5) сочетание женской красоты и обаяния с высоким профессионализмом

6) высокая степень ответственности и дисциплинированности

29. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активности, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

A) в основе инстинкт

Б) целесообразность

B) продуктивность

Г) преобразующий характер

Д) обусловленность генетической программой

ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1) человек

2) животные

 

Типовые экзаменационные варианты обществознание

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11 классов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ЕГЭ 2017 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям — оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену. Издание разработано при научно-методической поддержке Федерального института педагогических измерений.

ТИПОВЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА.
Выберите верные суждения об обществе и его развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.
2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.
3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.
4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.
5) Общество представляет собой сложную статичную систему.

Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
2) Индивид — единичный представитель человечества.
3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира.
4) Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям.
5) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

Ученые-социологи страны Z проводили исследование современной молодёжи. Они использовали различные методы. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование молодых людей
2) наблюдение за поведением разных групп молодёжи
3) описание внешнего вида представителей разных молодёжных субкультур
4) выявление закономерностей поведения разных групп молодёжи
5) выдвижение гипотез о связи выявленных фактов
6) формулирование выводов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ-2017
ТИПОВЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 2017
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
ОТВЕТЫ
Ответы к тренировочным заданиям
Ответы к примерным вариантам.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

  • ЕГЭ, Обществознание, Типовые экзаменационные варианты, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2017
  • ЕГЭ 2016, Обществознание, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е.
  • ЕГЭ, Обществознание, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2016
  • ЕГЭ 2009, Обществознание, Сборник заданий, Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Котова О.А.

Следующие учебники и книги.

Область социальной психологии и психологии личности

Цели обучения

  • Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности

Социальная психология

Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.

Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.

Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.

Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.

Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

Существует множество интересных примеров социально-психологических исследований, и о многих из них вы прочтете позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.

Как вы прочтете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в в данном случае мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что явились на исследование, и могли отказаться от причинения боли или более серьезных последствий другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работают на исследователя и имеют четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

Психология личности

Еще одной важной областью изучения в социальной и личностной областях является, конечно же, психология личности . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на построении целостной картины личности и ее основных психологических процессов.

  • исследование индивидуальных психологических различий.
  • исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми.
  • Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с их заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).

    Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении личностных черт , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

    Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

    Попробуйте

    Глоссарий

    психология личности: изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным

    личностная черта:  последовательный образ мыслей и поведения

    Внесите свой вклад!

    У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

    Улучшить эту страницуПодробнее

    БИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ЧТО ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ГОВОРИТ О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ

    • Список журналов
    • Рукописи авторов HHS
    • PMC4685725

    Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.

    De Paul Law Rev. Авторская рукопись; доступно в PMC 2015 21 декабря.

    Опубликовано в окончательной редакции как:

    De Paul Law Rev. 2007 Spring; 56(3): 837–846.

    PMCID: PMC4685725

    NIHMSID: NIHMS741938

    PMID: 26702156

    , Доцент *

    Информация об авторе Авторские права и Информация о лицензии Отказ от ответственности

    Поведение человека зависит от генетических вариаций. То, как люди различаются в своих интеллектуальных способностях, характере и психическом здоровье, в значительной степени зависит от их унаследованной генетической предрасположенности. Десятилетия исследований близнецов, усыновленных детей и семей привели к неизбежному заключению, что наиболее надежно измеряемые психологические характеристики в некоторой степени зависят от генов. Поведение также демонстрирует признаки генетического влияния; то, как человек переживает стрессовые жизненные события, например, показывает некоторое генетическое влияние. Даже личные аспекты людей, такие как духовность и политическая идеология, в определенной степени зависят от генов. 1 Поэтому неудивительно, что гены влияют на то, как функционируют семьи и как члены семьи относятся друг к другу. 2 Семейные отношения всех видов — родитель-ребенок, брат, сестра и супружеские отношения — могут быть показаны как по крайней мере частично продукт генетических факторов.

    В этой статье обсуждается генетическая перспектива поведения, которая дает представление о биологических факторах, влияющих на семейные отношения. Часть II представляет собой краткий обзор методов исследования, используемых для понимания влияния как генетики, так и окружающей среды на поведение человека. Затем в части III обсуждаются несколько ключевых открытий в области поведенческих наук, в частности их отношение к тому, как члены семьи относятся друг к другу. Основное внимание уделяется следующему: (1) характеристикам родителей и различиям в том, как они относятся к собственным детям; (2) характеристики детей и то, как они могут реагировать на поведение своих родителей; и (3) интерактивные процессы, происходящие между родителями и детьми. В то время как основное внимание в части III уделяется отношениям между родителями и детьми, в части IV рассматриваются отношения братьев и сестер и супружеских отношений. В части V обсуждается общая интерпретация семейных отношений с точки зрения поведенческой генетики.

    Что свидетельствует о подавляющем влиянии генетических факторов на психологическую функцию человека? Что значит сказать, что психологические аспекты семейных отношений являются функцией генов? Ответы на эти вопросы требуют базового понимания поведенческих генетических исследований, которые помогают разделить влияние генов и окружающей среды на поведение человека.

    Общая стратегия поведенческих и генетических исследований включает изучение членов семьи с разной степенью генетического родства и родства с окружающей средой. 3 Например, генетические влияния на признак очевидны, если пары монозиготных (MZ) близнецов (генетически идентичных) больше похожи друг на друга, чем дизиготные (DZ) близнецы (которые имеют только около 50% общих генов). , или если пары биологических братьев и сестер, воспитанных вместе, похожи друг на друга больше, чем неродственные (например, приемные) братья и сестры, воспитанные вместе. В общем, если психологические черты и наблюдаемое поведение имеют генетический компонент, то генетически сходные родственники должны быть более похожи друг на друга, чем люди с меньшим количеством общих генов. 4

    Что касается влияния окружающей среды, исследователи в области поведенческой генетики обычно различают два широких класса эффектов: (1) факторы окружающей среды, общие для родственников, которые заставляют их вести себя одинаково; и (2) уникальная, индивидуальная среда, которую не разделяют родственники, что делает их отличными друг от друга. Они называются, соответственно, разделяемой и неразделяемой средами. Общие влияния окружающей среды очевидны, когда большее сходство черт наблюдается у тех родственников, у которых больше общего опыта (например, братья и сестры, выросшие вместе, а не отдельно), или когда близнецы больше похожи друг на друга, чем можно было бы предсказать их генетическое родство. Доказательства неразделенной среды часто возникают из-за различий, наблюдаемых между генетическими родственниками, то есть из-за отсутствия у них сходства. Различия между однояйцевыми близнецами MZ, например, должны проистекать из неразделенной среды. Изучение сходств и различий между родственниками с разной степенью генетического и экологического родства дает основные данные для понимания эффектов генов и, таким образом, влияния общей и неразделенной среды на поведение. 5

    В течение нескольких десятилетий после первых исследований близнецов, семей и усыновления (количество которых резко возросло с 1970-х годов) генетические факторы были вовлечены в широкий спектр человеческого поведения, таких как когнитивные способности и личность, а также как и большинство серьезных психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. 6 В совокупности эти исследования показывают, что члены семьи, которые генетически более тесно связаны между собой, демонстрируют большее сходство, чем неродственные лица, в измеряемых аспектах личности (например, экстраверсия или невротизм), интеллектуальных функциях (например, вербальных навыках и пространственных способностях) и вероятности диагнозе психологического расстройства (например, депрессии или шизофрении). 7

    Какое-то время считалось сложной задачей найти устойчивый аспект поведения, на который, по-видимому, не влияют гены. Такие конструкты, как религиозное поведение и политические взгляды, которые традиционно считались строго продуктом культуры, стали предметом поведенческих генетических исследований. Несколько удивительно, что даже на эти культурно определенные модели поведения оказывают влияние генетические вариации, по крайней мере, внутри отдельных групп. Например, хотя религия человека может быть определена культурой и, таким образом, не зависеть от генетических влияний, степень, в которой человек участвует в ритуалах или придерживается принципов определенной религии, по-видимому, зависит от его генетического наследия. 8 Действительно, было показано, что даже степень, в которой человек может поддерживать крайне либеральные или консервативные идеалы (например, права на аборт или права геев), зависит от генетических факторов; Близнецы MZ намного больше похожи, чем близнецы DZ, а биологические братья и сестры больше похожи, чем приемные братья и сестры в консервативном отношении, начиная с подросткового возраста. 9

    Примерно в то же время, когда это определяемое культурой поведение стало предметом поведенческих генетических исследований, исследователи начали изучать другие переменные, которые традиционно рассматривались как полностью «окружающие» факторы. Это исследование поставило под сомнение давнюю перспективу социального обучения в психологии развития. То, что традиционно считалось «экологическими» мерами, включая аспекты воспитания, стало пониматься как продукт как генов, так и окружающей среды. Таким образом, мы возвращаемся теперь к рассматриваемому вопросу: различные аспекты семейных отношений и то, как на них влияет сложное взаимодействие между генами и окружающей средой.

    Гены влияют на поведенческие и психологические характеристики каждого человека, включая интеллектуальные способности, личность и риск психических заболеваний, — все это влияет как на родителей, так и на детей в семье. Способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на отношения между родителями и детьми, можно увидеть на рис. Эта модель представляет собой стандартный способ, которым специалисты по поведенческой генетике думают о человеческом поведении в контексте семейных отношений. Гены родителей влияют на их собственное поведение (включая то, как они воспитывают своих детей), а гены детей влияют на их собственное поведение (включая то, как они реагируют на своих родителей). Передача генов от родителя к ребенку является важным звеном, которое ведет к сходству между поведением родителя и ребенка. Например, в той мере, в какой гены предрасполагают человека к агрессивному поведению, в том числе к насилию по отношению к другим, родители и дети будут демонстрировать сходство в этой области поведения. Это может предложить еще одно объяснение «цикла насилия», в котором жестокое воспитание связано с агрессией и другим антиобщественным поведением детей. 10 Антиобщественное поведение действительно демонстрирует умеренное генетическое влияние в широком диапазоне исследований. 11

    Открыть в отдельном окне

    Поведенческая генетическая модель поведения родителей и детей

    Помимо прямой генетической передачи, модель указывает на два других важных пути, которыми поведение родителей и детей может быть связано. Во-первых, поведение родителей само по себе может быть важным аспектом окружения ребенка, что можно рассматривать как форму «культурной передачи». Например, интеллект, личность и психическое здоровье матери могут оказывать влияние на окружение ребенка; матери с более высоким интеллектом и образованием тратят больше времени на чтение своим детям и вовлечение их в активную деятельность. 12 Однако важно отметить, что на каждую из этих характеристик может влиять генетический состав матери, и, таким образом, можно увидеть, как генотип матери может в конечном итоге быть связан с окружающей средой ребенка. Связь между генами и средой обычно называют корреляцией генотип-среда (r GE ). Одним из способов возникновения r GE является пассивная форма культурной передачи, которая называется пассивной r GE 9009.8 . 13

    Третья связь между поведением родителей и детей устанавливается через «вызывающие воспоминания реакции», которые поведение детей может вызывать у родителей. Поскольку на поведение ребенка влияют его гены, генетически разные дети, живущие в одной семье, могут вызывать разные реакции родителей. Это может привести к другой форме корреляции генотип-среда, r GE вызывающей формы. 14 То есть генетически обусловленные различия между детьми (например, характеристики темперамента) могут вызывать разные реакции их родителей (например, дисциплинарные стили). Таким образом, гены и окружающая среда могут быть сложным образом переплетены в отношениях между родителями и детьми.

    Эти сложности могут быть раскрыты с помощью исследований близнецов, семей и усыновления. Генетическое влияние на родительское поведение можно понять, изучив сходства и различия в стилях воспитания взрослых близнецов. Стили воспитания взрослых близнецов, измеряемые позитивностью, негативностью и наблюдением за своими детьми, более тесно коррелировали для MZ, чем для DZ близнецов. 15 Обзоры других исследований показывают сходные закономерности, согласно которым гены родителей влияют на то, как они воспитывают своих детей. 16

    Доказательства родительского поведения, вызванного детьми, были продемонстрированы путем изучения того, как родители по-разному реагируют на двух или более детей в одной семье, таких как близнецы и другие братья и сестры. Например, у детей DZ-близнецов больше различий, чем у MZ-близнецов, в уровнях аффекта и теплоты, получаемых их родителями, 17 . Это открытие было воспроизведено с использованием отчетов родителей об их собственном поведении, а также путем наблюдения за родителями. общение со своими разными детьми. 18 Исследования усыновленных детей также выявили вызывающие воспоминания реакции у воспитывающих родителей в зависимости от генетической предрасположенности ребенка, измеряемой характеристиками их биологических родителей. Приемные родители детей, рожденных от более антисоциальных родителей, сообщали о более принудительном воспитании и негативном влиянии. 19 Эти дети с генетическим высоким риском демонстрировали больше проблем с поведением в детстве и подростковом возрасте, 20 и, таким образом, могли вызвать более негативное отношение со стороны родителей. Ключевым моментом является то, что направление причинности не обязательно может идти от родителя к потомку; когда дети вызывают родительское поведение, оно может двигаться в обратном направлении.

    Пассивные r Эффекты GE лучше всего понятны в исследованиях, сравнивающих отношения между родителями и детьми у усыновленных и неудочеренных детей. Поскольку усыновленные дети генетически не связаны с их воспитывающими родителями, пассивный r GE не влияет на их сходство, поскольку гены родителей не связаны с окружающей средой детей. Если возникают пассивные эффекты r GE , будь то через эффекты культурной передачи или другие механизмы, 21 корреляции между характеристиками родителей и результатами детей должны быть сильнее, когда родители воспитывают своих собственных генетических детей. На самом деле, одно исследование приемных и неприемных семей показало, что оценки родителями семейной сплоченности, низкого уровня конфликтов и открытого общения о чувствах в раннем детстве были связаны с более низкими оценками агрессии в возрасте семи лет, но только для не приемных детей. 22 Эта связь между ранней средой и детским исходом не была обнаружена для усыновленных детей, что позволяет предположить, что пассивные корреляции ген-среда могут существовать в неприемных семьях, которые имеют большее сходство по сравнению с приемными семьями. 23

    Как и другие области человеческого поведения, воспитание детей само по себе подвержено генетическому влиянию. Это означает, что «плохое воспитание» само по себе может зависеть от генетической наследственности родителей. Отрицательный аффект, чрезмерный контроль и даже жестокое обращение и пренебрежение могут быть связаны с генетической структурой родителей. Это не означает, что факторы окружающей среды не важны, и не делает такое поведение простительным. Это просто означает, что гены могут в какой-то степени объяснить родительское поведение.

    Почти наверняка воспитание детей оказывает влияние на их окружение. Тот факт, что на поведение родителей, включая стиль воспитания, могут влиять гены, не означает, что такое поведение не оказывает влияния на детей, получающих такое воспитание. Каковы наилучшие методы проверки истинного средового опосредования отношений между родительским и детским поведением? Поведенческие генетические модели — усыновление и расширенные исследования близнецов — на самом деле представляют собой идеальные методы для выявления воздействия окружающей среды при одновременном контроле генетических факторов. 24 Поведенческие генетические исследования помогли решить вопрос о генетических и экологических последствиях жестокого воспитания и их связи с последующими поведенческими проблемами у детей путем изучения, например, различий в физическом жестоком обращении с однояйцевыми близнецами. Сходство близнецов в отношении жестокого обращения было существенным и одинаковым для пар MZ и пар DZ, что позволяет предположить, что генетические различия детей не вызывают жестокого воспитания. Однако это не исключает возможности того, что гены родителей могли повлиять на их жестокое воспитание. Что наиболее важно, связь между жестоким воспитанием и более поздним антиобщественным поведением ребенка оставалась значимой даже после учета генетических различий у детей. 25 Следует отметить, что это генетически информативное исследование представило убедительные доказательства влияния агрессивного воспитания на исходы детей из окружающей среды.

    Также было показано, что влияние жестокого обращения на развитие ребенка усугубляется генетической предрасположенностью ребенка. Дети, унаследовавшие вредный ген, вызывающий дефицит моноаминоксидазы (МАО-А), кажутся особенно уязвимыми к физическому жестокому обращению по сравнению с детьми с нормальным геном МАО-А. 26 Эти результаты подчеркивают важность взаимодействия генотипа X с окружающей средой, 27 , при котором генетическая предрасположенность усиливает уязвимость к окружающей среде и наоборот. Мы можем ожидать, что более детальное понимание этого сложного взаимодействия между конкретными генетическими механизмами и измеряемой средой появится в течение следующих нескольких лет, поскольку все больше исследований начинают получать ДНК-маркеры генетических вариаций.

    Специалисты по поведенческой генетике также изучали семейные отношения помимо отношений между родителем и ребенком. Взаимодействия между братьями и сестрами, например, были исследованы как у братьев и сестер-близнецов, так и у братьев и сестер, не являющихся близнецами. В отличие от родителей и детей, которые всегда имеют ровно половину своих генов, братья и сестры различаются по степени генетического родства. Близнецы MZ генетически идентичны; Близнецы DZ и братья и сестры, не являющиеся близнецами, имеют примерно половину своих генов, хотя некоторые пары могут иметь более или менее общий генетический материал. Это различие в генетическом родстве может объяснить, почему у некоторых братьев и сестер более тесные отношения, чем у других. Было показано, что генетическое сходство между братьями и сестрами влияет как на их положительное, так и на отрицательное взаимодействие друг с другом, 28 , а также уровни взаимной конкуренции и сотрудничества. 29 Как правило, братья и сестры с более сильным генетическим составом демонстрируют более тесные, более совместные и позитивные отношения друг с другом.

    Генетические вариации среди братьев и сестер, живущих в одной семье, также были предложены в качестве важного источника дифференцированного воспитания. Дифференциальное воспитание двух братьев и сестер, хотя и проистекающее изначально из их генетических различий, оказывает влияние окружающей среды на психологические результаты детей и может со временем усиливать различия между братьями и сестрами.

    Качество отношений между супругами также было предметом поведенческих генетических исследований. Сообщалось, что сходство близнецов в отношении удовлетворенности браком выше для пар MZ, чем для пар DZ, 30 , что свидетельствует о важности индивидуальных генетических факторов в определении успеха брака. Действительно, исследования близнецов также показали значительно большую согласованность развода среди пар MZ, чем среди пар DZ, что свидетельствует о существенном генетическом влиянии на вероятность неудачного брака. 31 Генетически обусловленные черты личности, такие как негативная эмоциональность (т. е. невротизм), также являются предвестниками развода и во многом могут объяснить генетический риск развода. 32

    Один урок, который можно извлечь из поведенческих генетических исследований воспитания детей и других типов семейных отношений, состоит в том, что нужно быть осторожным в выводах, основанных на обнаружении семейного сходства в нуклеарных, неприемных семьях. Рассмотрим хорошо известный вывод о том, что дети жестоких людей, вероятно, станут агрессивными и жестокими и, возможно, даже сами станут жестокими родителями в более позднем возрасте. 33 Хотя заманчиво предположить, что такое сходство является результатом обучения и опыта, вполне возможно, что унаследованные генетические факторы могут объяснить передачу жестокого обращения из поколения в поколение. Семейное сходство по данной характеристике не обязательно подразумевает генетическое влияние или влияние окружающей среды, поскольку и то, и другое может объяснить наблюдаемое сходство среди членов семьи. Таким образом, сам факт того, что дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, с большей вероятностью сами станут жестокими, не доказывает наличие причинно-следственной связи между родительским поведением и последствиями для ребенка. Благодаря генетически контролируемым исследованиям мы пришли к пониманию того, что и гены, и окружающая среда играют роль в цикле насилия. 34 Гены могут предрасполагать некоторых взрослых к насилию и агрессии даже по отношению к собственным детям. Такое поведение, в свою очередь, может иметь реальное влияние окружающей среды на психическое здоровье ребенка и на поведенческие результаты. Детские гены могут также предрасполагать их к оппозиционному и другому антиобщественному поведению, что может вызывать негативные родительские чувства со стороны взрослых, которые их воспитывают.

    Тот факт, что генетическое влияние крайне важно для большинства областей поведения, не означает, что влияние окружающей среды не имеет значения. На гены обычно приходится не более половины-двух третей вариаций, наблюдаемых в психологических чертах большинства людей. Но большинство влияний окружающей среды основано на индивидуальном опыте и воздействиях, которые не разделяют члены семьи. Для семей это означает, что наиболее наблюдаемое сходство между их отдельными членами является функцией их генетического сходства, а не их общего опыта.

    Наконец, поведенческие генетические исследования семейных отношений предоставляют ценную информацию, необходимую для разработки эффективных программ вмешательства и профилактики серьезных проблем психического здоровья и поведения. Установление того, что воздействие окружающей среды однозначно опосредует связь между поведением родителей и детей, является шагом к обеспечению успеха программ лечения, направленных либо на родителей, либо на детей.

    1. Обзор поведенческих генетических методов и результатов см. Пломин Роберт и др. Поведенческая генетика. (4-е изд.) 2001 г. [Google Scholar] Недавний обзор результатов в области психологии см. Бушар Томас Дж. Мл., МакГью Мэтт. Генетическое и экологическое влияние на психологические различия человека. Дж. Нейробиология. 2003;54:4. [PubMed] [Академия Google]

    2. Для обсуждения генетического и экологического вклада во взаимодействие между членами семьи см. Рейсс Дэвид, Нейдерхайзер Джена М. и др. Код отношений: расшифровка генетических и социальных влияний на развитие подростков. 2000 [Google Scholar]

    3. Evans David M, et al. Биометрическая генетика. Биологический психол. 2002;61:33. [PubMed] [Google Scholar]

    4. См. Plomin et al., выше примечание 1.

    5. Идент. .

    6. См. идентификатор .

    7. Там же; см. также Bouchard & McGue, , выше, , примечание 1.

    8. Plomin et al. , , выше, , примечание 1.

    ,

    . Абрахамсон Эми С. и др. Бунтующие подростки? Генетические и экологические влияния на социальные установки подростков. Дж. Личность и соц. Психол. 2002; 83:1392. [PubMed] [Академия Google]

    10. Видом Кэти Спатц. Цикл насилия. Наука. 1989; 244:160. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Цикл Насилия ] Видом Кэти Спатц, редактор. Насилие порождает насилие? Критический анализ литературы. Психол. Бык. 1989;106:3. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Порождает ли насилие насилие ].

    11. См., например, Ри Су Хён, Уолдман Ирвин Д. Влияние генетики и окружающей среды на антисоциальное поведение: метаанализ исследований близнецов и усыновления. Психол. Бык. 2002;128:490. [PubMed] [Google Scholar]

    12. Черни Стейси С. Влияние домашней среды на общие когнитивные способности. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. 1994. с. 262. [Google Scholar]

    13. Подробное описание корреляции ген-среда и ее различных форм см. в Plomin et al., , , примечание 1, и Evans et al., , выше, , примечание 3.

    . 14. См. Evans et al., выше примечание 3.

    15. Neiderhiser Jenae M, et al. Генетическое и экологическое влияние на материнство подростков: сравнение двух выборок. Развивающая психология. 2004;40:335, 342 табл.4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    16. См. Тауэрс Хилари и др. Генетическое и экологическое влияние на воспитание детей и супружеские отношения: текущие выводы и будущие направления. Брак и семья. 2001; 33:11, 16–18. [Google Scholar]

    17. Роу Дэвид К. Влияние окружающей среды и генетики на аспекты воспринимаемого воспитания: исследование близнецов. Развивающая психология. 1981;17:203. [Google Scholar]

    18. O’Connor Thomas G, et al. Исследование наблюдаемых взаимодействий между родителями и подростками для братьев и сестер-близнецов. Детский Дев. 1995;66:812. [PubMed] [Google Scholar]

    19. O’Connor Thomas G, et al. Корреляции генотип-среда в позднем детстве и раннем подростковом возрасте: антисоциальные поведенческие проблемы и принудительное воспитание. Развивающая психология. 1998;34:970, 971. [PubMed] [Google Scholar]

    20. Id . в 977.

    21. См. Evans et al., выше примечание 3, стр. 41–42.

    22. Нейдерхайзер Джена М. Семейная среда в раннем детстве и результаты в среднем детстве: генетическое посредничество. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. [Google Scholar] выше прим. 12, в 249.

    23. Идент. .

    24. Чтобы получить четкое представление о путанице между генетическими факторами и факторами окружающей среды в семейных исследованиях и решениях с использованием генетически контролируемых дизайнов, см. Моффит Терри Э. Новый взгляд на поведенческую генетику в психопатологии развития: взаимодействие генов и окружающей среды в антисоциальном поведении. Психол. Бык. 2005; 131:533. [PubMed] [Академия Google]

    25. См. Джеффи Сара Р. и др. Жертва физического жестокого обращения с антисоциальным ребенком: свидетельство процесса, опосредованного окружающей средой. J. Аномальный психол. 2004; 113:44. [PubMed] [Google Scholar]

    26. Caspi Avshalom, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851. [PubMed] [Google Scholar]

    27. Взаимодействия гена X с окружающей средой концептуально и статистически отличаются от корреляций GE, хотя и те, и другие представляют способы, которыми гены и среда могут влиять на поведение в сочетании. См. в целом Evans et al., выше , примечание 3 (предоставляет подробное представление как взаимодействий гена X с окружающей средой, так и корреляций GE и того, как их можно обнаружить в генетически информативных исследованиях).

    28. Пломин Роберт и др. Природа и воспитание: генетический вклад в измерения семейной среды. Развивающая психология.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *