Социальные статусы и роли. Социальный статус человека
Что такое социальный статус личности
Человек как обладатель социально значимых черт называется личностью. В структуре личности выделяют социальные статусы, социальные роли и направленность.
Социальный статус — это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.
Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе — дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.
Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.
Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола — предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.
Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль (см. ниже).
Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).
Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка etc.
Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой — низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.
Что такое социальная роль личности
Социальная роль — это образец поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса.
Роль — те действия, которые ожидаются от человека с определенным статусом. Иногда говорят, что социальная роль — это динамическая часть социального статуса.
Роли, как и статусы, бывают предписанными от рождения (аскриптивными) либо приобретенными, достигаемыми. Роли могут быть именно социальными (обезличенными, профессиональными: ученик, учитель, продавец), а могут быть межличностными (возлюбленный, отверженный).
Обычно у человека можно выделить доминирующую роль, наиболее типичную и привычную для окружающих.
Социальная роль — это некий шаблон прав и обязанностей. Например, школьный учитель обязан передавать знания ученикам и вправе требовать от них внимания и уважения. Однако разные люди играют эту — и любую другую — роль несколько по-разному. Не бывает двух одинаковых учителей.
Статусно-ролевой набор и ролевые конфликты
Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде.
Статусно-ролевой набор. Пример
Руководитель отдела крупной компании — это социальный статус — на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным. Он должен давать задания, контролировать работу, поощрять за успехи.
Одновременно этот же человек выступает в роли подчиненного по отношению к директору. Он обязан выполнять указания босса, согласовывать с ним свои действия, отчитываться о работе отдела.
Вне офиса у этого же человека есть статусы отца и мужа, гражданина, актера любительского театра. Каждый из этих статусов предполагает свой набор ролей. Например, статус гражданина предполагает роли избирателя, налогоплательщика и проч.
Иногда из-за противоречивых требований к поведению человека возникают ролевые конфликты. Соответствовать всем ожиданиям невозможно, и чем-то приходится пожертвовать. По видам ролевые конфликты делятся на:
Внутриролевые конфликты — противоречия между требованиями к одной и той же роли. Например, хороший родитель должен быть то любящим и мягким, то требовательным и строгим.
Межролевые конфликты — противоречия между требованиями разных ролей одного человека. Например, роль хорошего работника требует подолгу трудиться, а это мешает исполнять обязанности хорошего родителя.
Личностно-ролевые конфликты — противоречия между личными убеждениями и требованиями роли. Например, нежелание солдата исполнять приказ об убийстве, который противоречит его морали.
Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.
Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.
В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.
Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.
В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.
Выберите верные суждения о социальном статусе
Задание 1. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
Ответ: 134
Задание 2. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.
3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.
4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.
Ответ: 134
Задание 3. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.
2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.
3) Социальный статус связан с определенным набором прав и обязанностей.
4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом.
5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.
Ответ: 235
Задание 4. Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определенного социального статуса.
2) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.
3) Все социальные роли человека определяются при его рождении.
4) Освоение новой роли всегда является результатом вертикальной социальной мобильности.
5) Исполнение многих социальных ролей официально регламентировано.
Ответ: 125
Задание 5. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный статус всегда определяется способностями и заслугами человека.
2) Социальный статус отражает положение индивида в социальной группе.
3) Личный социальный статус определяется самооценкой человека.
4) Один человек может иметь несколько социальных статусов.
5) Социальный статус всегда связан с определенным набором прав и обязанностей.
Ответ: 245
7. Социальные статусы и роли. Социология. Курс лекций
Первая точка зрения изложена в учебном пособии «Основы социологии» А.И.Кравченко (37, С. 65 – 77).
Социальный статус – это устойчивое положение индивида внутри социальной группы, связанное с определенными правами и обязанностями. Однако надо иметь в виду, что каждый отдельный индивид в каждый данный момент своей жизнедеятельности обладает не одним, а несколькими статусами, т.е. принадлежит к различным общностям и занимает различные положения в социальных группах. В определенном смысле можно сказать, что индивид в обществе – существо многостатусное. Вместе с тем в этом статусном многообразии выделяется доминирующее положение. Этот статус называется главным, и, как правило, он обусловлен должностью, которую человек занимает в той или иной социальной структуре: директор, профессор, инженер, юрист, рабочий и т.д.
Система статусов, которой характеризуется положение человека в обществе, подвижна и изменчива. Но в ней всегда присутствует некая постоянная составляющая, которую образуют статусы прирожденные или предписанные. Они обусловливают положение индивида в обществе в связи с его социальным происхождением: рабочий, крестьянин, интеллигент и т.п., а также указывают на принадлежность индивида к социальной группе, унаследованной от родителей: пол, национальность, раса… Иногда в литературе выделяются естественные статусы, под которыми понимаются устойчивые объективные характеристики человека, связанные с его происхождением и периодами жизни: детство, юность, зрелость, старость.
В статусной классификации выделяются достигнутые статусы – это положение в обществе, приобретаемое индивидом благодаря его усилиям и воле, требующим от него определенных знаний, способностей, образования, квалификации. Данную группу иногда называют профессионально-должностной, и именно она является базой для формирования главного статуса личности.
Приведенной классификацией не исчерпывается многообразие статусов, существующих в обществе. Перечисленные являются основными. Кроме них существует еще огромное множество не основных, эпизодических статусов: пешеход, прохожий, пассажир, свидетель, зритель и т.д. Они характеризуют временное положение человека в связи с соответствующей ситуацией, и часто никак не регистрируются, и подчас трудно определяемы. Но они есть, и влияют на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Никогда, ни в какой момент человек не существует вне статусов. Кроме того, за каждым статусом: основным или не основным, стоит определенная социальная группа: реальная или номинальная, соответственно.
Итак, социальный статус – это позиция, положение индивида или группы, которую они занимают в социальной системе. Каждый статус связан с другими через систему прав и обязанностей. Например: статус «преподаватель» имеет смысл только по отношению к статусу «студент». Он наделен правом преподавать студенту свой предмет, оценивая его знания, аттестовать или нет, – в зависимости от того, как студент выполняет свою основную функцию – учиться. Иначе говоря, преподаватель и студент вступают между собой в социальные взаимодействия как представители двух социальных групп, как носители социальных статусов. Таким образом, необходимо уяснить следующее.
- Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой.
- Взаимодействуют между собой только субъекты-носители статусов посредством выполнения своих функций.
- В социальные отношения вступают не статусы, а индивиды и группы, занимающие соответствующие положения.
- Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через субъекты социального взаимодействия и их роли.
Ролевая теория личности занимает в социологии значительное место. Ее основные положения были разработаны и сформулированы американскими социологами Джорджем Гербертом Мидом, Робертом Мертоном, Талкоттом Парсонсом и другими исследователями. Основные положения этой теории описывают А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 70 – 78), Ж.Т.Тощенко (63, С. 310 – 328), А.И.Кравченко (37, С. 73 – 77), Э.В.Тадевосяна Социология. Учебное пособие (61, С. 143 – 158) и другая литература.
Обратите внимание на отличие и связь социальных ролей и социальных статусов. Если статус – это положение личности в любой иерархической общественной структуре, выраженной совокупностью прав и обязанностей, то роль – динамичная деятельностная характеристика статуса, т.е. процесс реализации статусных прав и обязанностей. В этой связи социальную роль можно определить как ожидаемое поведение социального субъекта, связанного с его статусом, и типичного для индивидов соответствующего статуса в данном обществе. Один статус обычно предполагает множество ролей. Их совокупность Р.Мертон определил понятием «ролевой набор». Необходимо также иметь в виду, что социальные роли регламентируются соответствующими каждому данному статусу нормами и образцами поведения. Это обстоятельство делает социальные роли предсказуемыми, как правило, соответствующими социальным ожиданиям.
Предписания, положения и ожидания соответствующего поведения называются
- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
- Предписания, т.е. требования или нормы, связанные с данным поведением.
- Критерии оценки предписанной роли.
- Санкция, т.е. реакция общества или социальной группы на качество и последствия выполнения социальной роли, реализуемая в форме поощрения или наказания.
Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить индивида к определенному типу поведения, и выполняют они важнейшую функцию регулирования социального взаимодействия.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор