Разное

Как сделать речь грамотной и красивой: 20 секретов развития красивой грамотной речи

Содержание

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните

5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.

Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов

красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Риторика, 1Русский

11 способов сделать речь грамотной

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Содержание

  • Что такое грамотная речь
  • Критерии, определяющие грамотность речи
  • Как улучшить речь
  • Как правильно развить речь
  • Самостоятельно изучайте специализированную литературу
  • Помощь профессионалов

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.

Самостоятельно изучайте специализированную литературу

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Печать в речь и речь в печать: картирование ранней грамотности

«Чтение пацифистов»

Авторы этой статьи — группа исследователей и практиков, которые стремятся положить конец разногласиям «войн чтения». — и помочь детям научиться читать и писать компетентно и с удовольствием. См. список редакторов, а также 25 признанных на национальном уровне коллег, которые поддерживают эту работу.

Введение

В последнее время среди ученых было много дискуссий о «науке чтения». Такие дискуссии продвигают вперед науку, которая постоянно развивается с течением времени, но тем временем, что должен делать практик на передовой?

Учителям нужна ясность, а не путаница в отношении того, как давать основанные на фактических данных и значимые инструкции, которые, как мы знаем, могут привести 90-95% учащихся к чтению на уровне класса.

Несмотря на то, что чтение является сложной задачей, одна из областей, вызывающих путаницу, похоже, связана с тем, как обучать базовым навыкам, обычно возникающим в начальных классах до 1 или 2 класса. мы считаем наиболее важным в раннем обучении достичь этой критически важной цели для наших детей и для нашего общества.

Грамотность начинается с устной речи

Новое овладение грамотой основано на постоянном овладении устной речью, которую дети развивают, слушая других и выражая свои собственные идеи и чувства. Когда они слушают, как читают интересные книги, ведут беседы и обсуждают интересующие их темы, дети укрепляют пути разговорной речи в мозгу. Эффективное обучение грамоте постепенно отображает новые нейронные сети, тесно связанные с этими речевыми сетями.

Благодаря моделированию и четкому, систематическому обучению навыки чтения и письма развиваются вместе с течением времени по мере того, как дети получают знания о мире, расширяют словарный запас и расширяют свое понимание того, как произносимые слова представлены в печатном виде.

Ранняя грамотность улучшается как при обучении печати в речь, так и в обучении от речи к печати, создавая связи в мозгу, которые связывают новые знания об алфавите с тем, что дети уже знают и постоянно изучают слова — их произношение, их значение, и их использование.

Понимание алфавитного кода

Дети не могут научиться читать, запоминая внешний вид слов или используя подсказки, такие как картинки, для угадывания написанных слов. Им нужно понять, что алфавит — это код, научиться использовать его, чтобы сделать видимыми свои произнесенные слова ( en-code ) и понимать слова, написанные кем-то другим ( de-code ).

Буквы обозначают отдельные звуки, которые мы произносим и слышим при произнесении слова. Когда мы учились говорить, нам не нужно было осознавать, что в словах произносятся отдельные звуки (фонемы). Однако, чтобы использовать алфавит в качестве кода для произносимых звуков, дети должны осознавать каждую фонему, которую они произносят при произнесении слова. Этот важный навык известен как знание фонем (PA).

Чтобы освоить алфавитный код, важно развить автоматическую способность идентифицировать эти звуки речи (около 40 в английском языке) и связывать их с буквами или сочетаниями букв (графемами). Понимание этого процесса помогает учителям направлять обучение детей с помощью четких и систематических инструкций. Слабо развитая ПА устойчиво связана с плохим чтением и правописанием. Имеющиеся данные поддерживают обучение PA сегментированию и смешиванию для всех первых читателей и более интенсивное обучение для читателей, испытывающих затруднения. Учителя должны адаптировать обучение, когда это возможно, к потребностям отдельных учащихся.

Сегментирование и кодирование произносимых слов

Когда детям говорят, что буква «м» обозначает звук /мм/, они понимают, что буква обозначает звук, который они произносят и слышат. Однако, чтобы прочитать и написать слово, подобное mat , дети также должны распознать , что они произносят три разных звука, когда произносят слово mat . Написание слов требует сосредоточения внимания на произношении каждого звука, поскольку слово сегментировано. Важнейший и самый трудный шаг — осознать полную последовательность звуков при произнесении слова, чтобы эти звуки речи можно было связать с буквами и использовать для составления осмысленного слова.

Сегментация звуков слова непростая задача для многих учащихся, и ее необходимо осваивать с помощью инструкций и практики, пока это не станет автоматическим. Знакомство с фонемами и их сегментирование следует обучать параллельно со знанием букв и изучением фонем. Если дети сегментируют знакомое слово, например mat , чтобы составить его по буквам, звуки речи связываются с конкретными буквами, которые используются для того, чтобы произнесенное слово было видимым.

Видимые буквы, которые они собирают или пишут, могут помочь им сохранить в памяти произношение этого звука. Физический акт письма также добавляет к этим мультимодальным связям больше двигательного обучения. Этот процесс называется кодированием.

Знакомство с преобразованием речи в печать и воспроизведением речи вместе

Детям не нужно учить названия, формы и звуки всех 26 прописных и строчных букв, прежде чем они приступят к построению реальных слов. Дети в возрасте четырех лет могут развивать PA и практиковать несколько пар фонема-буква, когда они учатся кодировать простые слова согласная-гласная-согласная (CVC). Использование букв для написания значимых слов физически увлекательно и конструктивно. Например, дети могут начать с прослушивания предложения со словом 9.0029 кот  в нем. Затем им можно показать, как разделить кот на его звуки и использовать подвижные плитки алфавита, чтобы написать кот — C-A-T. Они могут указывать на буквы, смешивая их обратно в слово cat .

Новое слово mat  может использоваться в предложении, сегментироваться, записываться, декодироваться и связываться со значением таким же образом. Теперь букву «м» можно удалить из мата , оставив на . Когда дети начинают пробовать слово сат , их надо спросить, какой звук они произносят в начале слова сат. В этот момент дети должны произнести слово сат, и попытаться самостоятельно определить первый звук, который они произносят . Сначала этот процесс может потребовать повторения и поддержки.

По мере изучения звуков букв дети начинают самостоятельно выбирать буквы и составлять слова. Они превращают слова, которые могут сказать, в слова, которые видят. Читая написанное слово, дети также тренируются в расшифровке. Некоторым детям могут потребоваться более обдуманные шаги к кодированию, практикуя устное сегментирование и смешивание произнесенных слов или манипулируя пустыми плитками перед тем, как взяться за буквы. Освоив обе функции алфавитного кода (кодирование и декодирование), дети могут с удивлением обнаружить, что они могут самостоятельно читать и писать настоящие слова.

Сегментирование и написание произносимых ими слов, а затем объединение звуков этих букв обратно в произносимые слова, в значительной степени способствует обучению грамотному чтению. Важно, чтобы дети знали значение слов, которые они учатся кодировать и декодировать. Благодаря этим действиям у них развиваются связанные пути в мозгу, соединяющие то, что они уже знают о словах (их произношение, значение и использование), с новыми символами, используемыми для чтения и письма. Они могут с удовольствием слушать книги с богатым словарным запасом и захватывающими историями, которые вы читаете и обсуждаете с ними, и самостоятельно берутся за более поддающиеся расшифровке книги.

Распознавание повторяющихся образов

Дети могут самостоятельно «открывать» некоторые правила, связанные с тем, как произносимые слова становятся видимыми. Кажется, что некоторые дети учатся читать практически без систематического обучения. Они научились осваивать код с помощью другого источника — полезного взрослого, программного обеспечения или телевизора — и обобщать распознаваемые шаблоны, чтобы выяснить, как буквы обозначают звуки, которые они произносят и слышат.

Однако многим детям неявное обучение, включающее в себя распознавание образов, дается нелегко, и им потребуются более интенсивные и подробные инструкции, а также время для практики. Образцы распознаются, когда они повторяются снова и снова. Введение слишком большого количества слов, которые неправильно пишутся, например 9.0029 сказал или было , может прервать процесс наблюдения за регулярными образцами правописания. Когда дети учатся кодировать и декодировать, полезно как можно больше работать с правильно написанными словами.

Фонетическое написание слов

Как только дети поймут, что буквы обозначают звуки, которые они произносят, будь то на английском или других европейских языках, они начинают понимать, что могут написать любое произнесенное слово. По мере того, как они учатся выражать свои мысли на бумаге, они какое-то время будут произносить слова фонетически, практикуя PA и фонетику во время письма.

Орфографические исправления можно вносить по мере написания под диктовку, а орфографические модели можно вводить постепенно, чтобы раннее удовольствие ребенка от письма не омрачалось слишком большим количеством «ошибок». Время для кодирования/записи должно планироваться ежедневно.

Развитие автоматического распознавания слов

Исследования мозга показывают, что раннее чтение требует развития нервных путей, связывающих речь с новыми знаниями о печатном тексте. Запоминание визуального вида слов не требует такого же участия речи. По мере того как дети осваивают ПА, фонетику, алфавитный код и знание слов, развиваются более эффективные мозговые пути, чтобы кодировать и декодировать осмысленный текст.

Эти сети будут развиваться со временем по мере того, как новые слова (их произношение, написание, использование, а иногда и несколько значений) будут отображаться и сохраняться. Когда эти нейронные карты создаются и повторяются, знакомые слова больше не декодируются намеренно, а распознаются автоматически . Введение морфем для изменения таких слов, как play в play , player , play и play , может значительно увеличить количество слов, которые распознаются автоматически.

Овладение базовыми навыками распознавания букв, ПА, знанием слов, декодированием и кодированием требует поначалу сознательного внимания и усилий. Подобно обучению езде на велосипеде, с практикой эти навыки становятся автоматическими и бессознательными для большинства детей. Автоматизм с кодом требует как кодирования, так и декодирования. Когда оба становятся опытными и автоматическими, чтение и письмо позволяют всю жизнь получать удовольствие и учиться.

Подводя итог, мы считаем, что ранняя грамотность, как и дыхание, требует равных мер в и из : инструкции печати в речь и речи в печать.

Наша группа исследователей и практиков чтения

Установите автор

Джанин Херрон, доктор философии, исследовательский нейропсихолог
, Talking Fingers

Автор, Выступая на речи

. , доктор философии, профессор чтения, Университет Маунт-Сент-Джозеф, Огайо,

  • Келли Батлер, доктор медицинских наук, главный исполнительный директор, Barksdale Reading Institute, Jackson, MS
  • Линнеа Эри, Эд.Д. Педагог-психолог, почетный профессор, Центр последипломного образования, CUNY
  • Марджи Б. Гиллис, Эд. Д., консультант по вопросам образования, президент компании Literacy How, Inc., исследовательский филиал, Хаскинс
  • Маргарет Голдберг, магистр искусств, преподаватель грамотности, соучредитель проекта «Право на чтение»
  • Ян Хасбрук, доктор философии. Исследователь/консультант. JH Educational Services, соавтор, беглость чтения
  • Луиза Моутс, Эд.Д. Психолог, автор книг LETRS Professional Development и Speech to Print
  • .
  • Лора Стюарт, M.F.A., CAO, 95 Percent Group, соавтор The Everything Guide to Information Text
  • Ян Васович, доктор философии, CCC-SLP, BCS-CL, генеральный директор SPELL-Links/Learning by Design, Inc., изобретатель Earobics
  • Мэриэнн Вульф, доктор философии, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книги «Пруст и кальмар», читатель, вернись домой
  • Поддержка коллег

    • Дональд Болджер, доктор философии. Доцент кафедры человеческого развития Мэрилендского университета
    • Ян Буркинс, изд. Д., соавтор Shifting the Balance, соучредитель The Six Shifts
    • Мэри Э. Дальгрен, Эд.Д. Инструменты генерального директора 4 Чтение
    • Линда Даймонд, автор Справочника по обучению чтению, основатель CORE
    • Стивен П. Дикстра, доктор философии, психолог, Wisconsin Reading Coalition
    • Эльза Карденас Хаган Эд. Д., SLP, президент. Valley Speech Language & Learning Center, научный сотрудник UH, TX
    • Марсия К. Генри, доктор философии, заслуженный профессор Университета штата Сан-Хосе, президент IDA 1992–1996
    • Тиффани П. Хоган Доктор философии, профессор, Институт здравоохранения MGH, научный сотрудник Гарвардского университета.
    • Уэсли А. Гувер, доктор философии. Когнитивный психолог, EO, (на пенсии) SEDL, AIR Austin, TX
    • Райан Ли-Джеймс, доктор философии. CCC-SLP, главный академический директор, Атлантская школа речи
    • Пэм Кастнер, Эд.Д. Ведущий специалист по распространению грамотности в масштабах штата, Penn Training & Tech Assistance Network (PaTTAN)
    • Дэвид Килпатрик, доктор философии, почетный профессор психологии, Государственный университет штата Нью-Йорк в Кортленде, штат Нью-Йорк
    • Г. Рид Лайон, доктор философии, бывший руководитель отдела развития и поведения детей, NIH
    • Нэнси Мазер, доктор философии, заслуженный профессор, Аризонский университет
    • Терри Ноланд, доктор философии, CALP, вице-президент по педагогическим инициативам, Learning Ally
    • Чарльз Перфетти, заслуженный профессор университета, директор по обучению Res. & Dev Center, Университет Питтсбурга,
    • Кен Пью, доктор философии, президент и директор по исследованиям, Haskins Laboratories
    • Тим Шанахан, доктор философии, почетный профессор Иллинойского университета в Чикаго
    • Дональд Шанквейлер, доктор философии, почетный профессор Университета Коннектикута, научный сотрудник, Haskins Laboratories
    • Кит Станович, доктор философии, заслуженный профессор прикладной психологии. & Human Development., Университет Торонто
    • Луиза Спир-Сверлинг, доктор философии. Почетный профессор Южного государственного университета Коннектикута
    • Стефани А. Столлар, доктор философии, доцент Университета Маунт-Сент-Джозеф, основатель Reading Science Academy
    • Даниэль М. Томпсон, доктор философии, CCC-SLP, изд. Консультант, президент группы преподавателей трансформирующего чтения
    • Джозеф Торгесен, доктор философии, почетный профессор психологии и почетный директор FCRR
    • Нэнси Кушен-Уайт, доктор медицинских наук, клинический профессор кафедры педиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, Исследовательская группа дислексии Калифорнийского университета в Сан-Франциско

    Что вы должны сделать в речевой терапии, основанной на грамотности, прежде чем читать

    Появляется все больше и больше исследований, поддерживающих использование модели грамотности в логопедии. Этот подход позволяет вам не только показать реальное применение навыков, над которыми вы работаете, но и позволяет вам нацеливаться на несколько навыков одновременно с помощью всего одного инструмента… книги. Так что же нам делать с этими книгами? Как правило, первое, что приходит на ум, это прочитать страницу или две и ответить на вопросы, потому что мы знаем, что это то, чем ученик будет много заниматься в классе, но это только верхушка айсберга, когда дело доходит до использования книг, плюс есть много вещей, которые должны произойти, прежде чем вы даже доберетесь до этой точки. Когда речь заходит о стратегиях предварительного чтения, преимуществом является фронтальная загрузка.

    1. Уделите время грамматике историй

    Перед тем, как вы начнете читать эту книгу, вам нужно познакомить детей с грамматикой историй и повествований и поработать с ними. Эти элементы (персонаж, обстановка, проблема, чувство, ремонт, попытка, реакция, конец) должны быть поняты нашими учащимися, чтобы помочь им разделить историю на значимые фрагменты, а не на одно «большое событие, в котором произошло много вещей». . Эти элементы также используются в личных рассказах, которыми мы делимся в течение всего дня, потому что, когда мы останавливаемся и думаем об этом, все, что мы делаем в течение дня, — это рассказываем истории. Рассказывать о выходных, о том, что произошло на перемене и т. д. — все это истории. Как только учащиеся поймут эту структуру при использовании книг в вашей комнате, они смогут начать идентифицировать эти части, когда рассказы используются в классе.

    Начните с использования наглядных материалов для представления элементов грамматики рассказа и просто предложите учащимся изучить их и то, что они обозначают. Затем используйте бессловесные книжки с картинками, чтобы помочь детям научиться определять элементы в истории и двигаться дальше.

    2. Формирование базовых знаний

    Базовые знания являются критически важным элементом для использования терапии, основанной на грамотности, и мы должны помнить, что наши ученики могут этого не иметь. Если вы работаете в городе и читаете своим детям историю о ферме, они могут затрудниться ответить на вопросы, основанные на выводах и прогнозах, которые основаны на фоновых знаниях, потому что у них нет опыта. Дети могут в некоторой степени использовать картинки для помощи, но есть предел. Если у ребенка нет фоновых знаний, из которых он мог бы извлечь информацию, чтобы помочь ему связать информацию и придать ей смысл, то работа над навыком в этой истории, вероятно, не даст желаемого эффекта. Начинайте каждую новую книгу с предоставления некоторых базовых знаний о ключевых элементах истории. Возможно, действие происходит в городе, а затем найдите несколько быстрых видеороликов о городах, чтобы дети могли увидеть высокое здание, слившееся в одно целое, услышать громкое движение и обсудить. Если это рассказ о растении, как в «Plantzilla» Джердина Нолена, то расскажите о том, что такое садоводство и как растут растения, найдите несколько видеороликов, показывающих, как растение растет от семени до цветка и т. д. Не только с приобретением базовых знаний, помогите с подключением информация, которую она может помочь придать им уверенности в участии.

    3. Тратьте время на словарный запас

    Хорошо, что касается книг, мы можем немного переборщить со словарными словами, на которых мы сосредоточены. Для рассказа может быть список из 15 слов, и, поскольку список есть, и вы хотите помочь своим ученикам, вы пытаетесь научить все 15 слов за одно занятие. Я не уверен, кому это нужно слышать, но это ваше разрешение прекратить это делать! В то время как все слова применимы к истории, сколько применимо к вашему ученику. Выберите 5, которые соответствуют обоим критериям. Просмотрите книгу и посмотрите, какие слова из этого списка встречаются чаще всего, возможно, вы даже встретите несколько других повторяющихся слов и решите использовать их. Просмотрите эти слова, прежде чем начать читать, таким образом, слово не будет им неизвестно во время рассказа, и они смогут применить свои новые знания слов, чтобы понять контекст. Мне нравится использовать стратегию под названием Word Mapping для работы над словарным запасом. Мой самый большой совет здесь — сначала дать им простое, удобное для детей определение. Не заставляйте их догадываться о том, что, по их мнению, означает только пожимание плечами, а потом они чувствуют себя плохо. Если у вас есть ребенок, который говорит, что уже знает это слово, отлично. Дайте им определение, а затем спросите, думал ли ученик об этом слове так же.

    4. Прогуляйтесь

    Прогуляйтесь с картинками ВСЕЙ КНИГИ, прежде чем читать ее. Это соответствует нашей точке зрения на создание фоновых знаний, только на этот раз мы получаем некоторый фон самой истории.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *