Как научить ребёнка говорить — Лайфхакер
18 июня 2019 Ликбез Советы
Беседовать с младенцем нужно с первых дней жизни.
Почему важно не упустить момент
Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.
Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.
Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.
Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
- Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
Чем вы можете помочь
- Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
- Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
- Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.
В каких случаях стоит беспокоиться
Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.
Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев
Чему учится ребёнок
- Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
- Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
- Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
- Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
Чем вы можете помочь
- Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
- Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
- Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
- Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
- Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
- Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.
Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.
В каких случаях стоит беспокоиться
В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.
Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
- Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
- Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
Чем вы можете помочь
- Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
- Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.
В каких случаях стоит беспокоиться
Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.
Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года
Чему учится ребёнок
- Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
- Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные.
Чем вы можете помочь
- Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
- Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
- Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
- Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
- Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
- Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».
В каких случаях стоит беспокоиться
В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.
Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет
Чему учится ребёнок
- Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
- Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
- Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
Чем вы можете помочь
- Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали: чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
- Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
- Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
- Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.
Ричард Н. Аслин
профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей
Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.
В каких случаях стоит беспокоиться
В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.
У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.
Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет
Чему учится ребёнок
- Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
- Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
- Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.
Чем вы можете помочь
- Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
- Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.
Эрика Хофф
профессор психологии, автор книги Language Development
Дети не могут научиться тому, что они не слышат.
- Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
- Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
- Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.
В каких случаях стоит беспокоиться
В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.
Читайте также 👍👶👧
- Как сделать развивающую доску для ребёнка
- Как научить ребёнка считать играючи
- Как вырастить ребёнка-билингва
- Как понять, отдавать ли ребёнка в детский сад
- Как не переборщить с ранним развитием ребёнка
Как самостоятельно научить ребенка разговаривать: способы игры и упражнения
Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.
Основные этапы развития речи у ребенка
От 0 до 6 месяцев
Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.
Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.
Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.
От 6 до 12 месяцев
Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».
От 1 до 1.5 лет
Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.
От 1.5 до 3 лет
В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.
От 3 лет
Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.
Когда учить ребенка разговаривать
Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.
Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.
Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей
Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.
Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.
Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.
Рассказывайте ребенку обо всем
От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.
Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.
Звукоподражание
Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.
Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.
Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.
Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.
С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.
Упрощенное повторение
От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.
Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.
Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.
Игра со звуком и слогом
Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.
Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.
Развитие мелкой моторики
Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.
Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.
Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.
Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.
- При небольшим проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадка», когда ребенок учится цокать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка.
- Для работы над буквой «ш» или шипящими нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом приподнимаются его боковые стороны. Полезными будут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Пробуйте на себе произнесение звука, и вы сможете донести это движение.
- Самую большую сложность имеет буква «р». Необходимо показывать правильное расположение губ и языка и тренировать его каждый раз, напоминать, помогать и быть терпеливым, если получается плохо.
- То же самое касается буквы «ж» — медленное проговаривание и соблюдение техники при жужжании помогут в игровой форме освоить сложный звук.
- Для всех букв есть подборки скороговорок и стишков для тренировки, которые легко найти в интернете. Повторяйте их вместе с ребенком, чтобы он видел правильную артикуляцию.
Дополнительные советы:
- следите за прикусом! Частое сосание пустышки или соски может привести к проблемам с артикуляцией. Сейчас продают специальные насадки на бутылочки с небольшим отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит лучше формируют правильный прикус.
- пальцы во рту так же мешают формированию прикуса, поэтому следите, чтобы малыши не держали их во рту слишком долго.
Дефекты в речи: когда необходим логопед
Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.
В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!
Советы по обучению говорить
В этой статье дается краткое введение в развитие речи и включены соответствующие возрасту занятия для детей от рождения до 3 лет, которые учатся говорить.
Научиться говорить — это процесс, который начинается с рождения, когда ваш ребенок узнает, как могут звучать голоса. К 2 годам большинство детей имеют большой словарный запас и могут составлять слова, чтобы выразить свои потребности и идеи. Давайте посмотрим, как разворачивается этот процесс и что вы можете сделать, чтобы поощрить способность вашего ребенка к общению.
Учимся говорить: от рождения до 3 месяцев
Ваш ребенок слушает ваш голос. Он воркует, булькает и пытается издавать те же звуки, что и вы. Вы можете помочь своему малышу узнать, какими приятными могут быть голоса, если вы:
- Пойте своему ребенку. Вы можете сделать это еще до того, как он родится! Ваш ребенок услышит вас.
- Поговорите со своим малышом. Разговаривайте с другими, когда она рядом. Она не поймет слов, но ей понравятся твой голос и твоя улыбка. Ей также понравится слушать и видеть других людей.
- Запланируйте тихое время. Младенцам нужно время, чтобы тихо лепетать и играть без телевизора, радио или других шумов.
От 3 до 6 месяцев
Ваш ребенок учится тому, как люди разговаривают друг с другом. Вы поможете ему стать «говорящим», когда вы:
- Держите ребенка близко, чтобы он смотрел вам в глаза.
- Поговорите с ним и улыбнитесь.
- Когда ваш ребенок лепечет, имитируйте звуки.
- Если он попытается издать тот же звук, что и вы, повторите слово.
От 6 до 9 месяцев
Ваш малыш будет играть со звуками. Некоторые из них звучат как слова, например «баба» или «дада». Младенец улыбается, когда слышит счастливый голос, и плачет или выглядит несчастным, когда слышит сердитый голос. Вы можете помочь своему ребенку понять слова (даже если он еще не может их произнести), когда вы:
- Играете в такие игры, как «Ку-ку» или «Кексик». Помогите ей двигать руками вместе с рифмой.
- Дайте ей игрушку и скажите что-нибудь о ней, например: «Почувствуй, какой пушистый медвежонок».
- Дать ей посмотреть на себя в зеркало и спросить: «Кто это?» Если она не отвечает, назовите ее имя.
- Задавайте ребенку вопросы, например: «Где песик?» Если она не отвечает, покажи ей, где.
От 9 до 12 месяцев
Ваш ребенок начнет понимать простые слова. Она останавливается, чтобы посмотреть на вас, если вы говорите «нет-нет». Если кто-то спросит: «Где мама?» она будет искать тебя. Она будет показывать пальцем, издавать звуки и использовать свое тело, чтобы «сказать» вам, чего она хочет. Например, она может посмотреть на вас и поднять руки, чтобы показать вам, что она «хочет встать». Она может дать вам игрушку, чтобы вы знали, что она хочет поиграть. Вы можете помочь своему ребенку «заговорить», когда вы: Покажите ему, как махать рукой «пока-пока».
От 12 до 15 месяцев
Младенцы начинают использовать слова. Это включает в себя последовательное использование одних и тех же звуков для идентификации объекта, например, «баба» для бутылки или «джуджу» для сока. Многие младенцы знают одно или два слова и понимают 25 и более. Он даст вам игрушку, если вы попросите об этом. Даже без слов он может попросить вас о чем-то, указав на что-то, потянувшись к нему или посмотрев на него и пробормотав что-то. Вы можете помочь своему ребенку произнести слова, которые он знает, когда вы:
- Говорите о вещах, которые вы используете, например, о «чашке», «соке», «кукле». Дайте ребенку время назвать их.
- Задайте ребенку вопросы о картинках в книгах. Дайте ребенку время назвать предметы на картинке.
- Улыбайтесь или хлопайте в ладоши, когда ваш ребенок называет предметы, которые он видит. Скажи что-нибудь об этом. «Вы видите собачку. Он ооочень большой! Посмотрите, как он виляет хвостом».
- Говорите о том, о чем больше всего хочет поговорить ваш ребенок. Дайте ему время рассказать вам обо всем.
- Спросите о том, чем вы занимаетесь каждый день: «Какую рубашку вы выберете сегодня?» «Ты хочешь молока или сока?»
- Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок. Если он скажет «мяч», вы можете сказать: «Это твой большой красный мяч».
- Представьте игру с любимой куклой или игрушечным животным вашего ребенка. Включите его в свои разговоры и игру. «Ровер тоже хочет играть. Может ли он катать мяч вместе с нами?
От 15 до 18 месяцев
Ваш ребенок будет использовать более сложные жесты для общения с вами и продолжит пополнять свой словарный запас. Она может взять вас за руку, подвести к книжной полке, указать на книгу и сказать «бук», чтобы сказать: «Я хочу почитать с вами книгу». Вы можете помочь своему ребенку поговорить с вами, когда вы:
- Скажи ей: «Покажи мне свой нос». Затем укажите на свой нос. Она скоро укажет на свой нос. Проделайте это с пальцами ног, пальцами, ушами, глазами, коленями и так далее.
- Спрячьте игрушку, пока она смотрит. Помогите ей найти его и разделите с ней радость.
- Когда он указывает на что-то или дает вам что-то, поговорите с ней об этом предмете. — Ты дал мне книгу. Спасибо! Посмотрите на картинку, на которой ребенок катает мяч».
От 18 месяцев до 2 лет
Ваш ребенок сможет следовать указаниям и начнет складывать слова, например, «машина поедет» или «хочу сок». Он также начнет притворяться, что это способствует развитию речи. Вы можете стимулировать коммуникативные навыки вашего ребенка, если вы:
- Попросите ребенка помочь вам. Например, попросите его поставить чашку на стол или принести вам свою обувь.
- Научите ребенка простым песенкам и потешкам. Читайте своему ребенку. Попросите его показать и рассказать вам, что он видит.
- Поощряйте ребенка разговаривать с друзьями и семьей. Он может рассказать им о новой игрушке.
- Вовлеките своего ребенка в притворную игру. Вы можете разговаривать по игровому телефону, кормить кукол или устраивать вечеринки с игрушечными животными.
От 2 до 3 лет
Языковые навыки вашего ребенка будут расти как на дрожжах. Он будет соединять больше слов, чтобы составить простые предложения, например, «Мама, иди, пока». Он сможет ответить на простые вопросы, например, «Где твой медведь?» К 36 месяцам он сможет отвечать на более сложные вопросы, например: «Что вы делаете, когда голодны?» Он будет все больше и больше притворяться, разыгрывая воображаемые сцены, например, ходить на работу, чинить игрушечную машинку, заботиться о своей «семье» (о куклах, животных).
Вы можете помочь своему ребенку сложить вместе все новые слова и научить его важным вещам, когда вы:
- Научите своего ребенка произносить свое имя или фамилию.
- Спросите о количестве, размере и форме вещей, которые показывает вам ваш ребенок.
- Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Это помогает им развивать свои собственные идеи и учиться их выражать. Если это черви, то можно сказать: «Какие толстые, волнистые черви! Сколько их?… Куда они идут? Жди, смотри и слушай ответ. При необходимости вы можете предложить ответ: «Я вижу пять. Они идут в парк или в магазин?
- Попросите ребенка рассказать вам сказку, связанную с любимой книгой. «Что случилось с теми тремя свиньями?» Чтение стимулирует развитие речи. Отведите его на сказку в местной библиотеке. Вашему малышу понравится делиться книгами как с вами, так и со сверстниками.
- Делайте много ролевых игр. Разыгрывание историй и ролевых игр создает богатые возможности для использования и изучения языка.
- Не забывайте, что работало раньше. Например, вашему ребенку все еще нужно время для тишины. Это не только для сна. Выключите телевизор и радио и дайте ребенку насладиться спокойной игрой, пением и разговором с вами.
(Примечание: эта информация была адаптирована с разрешения из Learning Link: Helping Your Baby Learn to Talk, C.E. Morrisset Huebner and P. Lines, 1994, Washington, DC: U.S. Department of Education, Office of Educational Исследование и совершенствование.)
Как научить моего малыша говорить (5 способов ускорить процесс)
По мере того, как ваш ребенок приближается к ясельному возрасту, ему предстоит с нетерпением ждать многих этапов развития, таких как ходьба и разговор. Но не все малыши рано начинают говорить, что может беспокоить родителей, которые задаются вопросом, не случилось ли что-то не так.
«Как заставить моего малыша говорить?» – частый вопрос, который задают себе родители. Научить вашего малыша говорить не получится за одну ночь — для этого требуется терпение и последовательность.
Во-первых, давайте обсудим, какие речевые вехи ожидаются у малышей. К первому дню рождения большинство годовалых детей могут последовательно произносить два слова. В большинстве случаев это слова «мама» и «папа».
В 15 месяцев добавляется еще одно или два слова. Также должно быть много прото-декларативных указаний: указание на объект и озвучивание звука. Большинство 18-месячных детей могут сказать не менее 6 слов и начнут повторять другие.
Они также могут узнавать и указывать на некоторые части тела. Языковые навыки действительно улучшаются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. Двухлетний ребенок должен сказать несколько фраз из двух слов и около 50 отдельных слов.
Также будет много звуков, похожих на разговоры, но неразборчивых. Это называется жаргонизм. К 3 годам ваш малыш должен начать произносить предложения из 3 слов и вести короткие разговоры. Ясность речи должна повышаться с 70 % в возрасте 3 лет до 100 % к 5 годам (1) .
Содержание
- Как научить моего малыша говорить
- Что такое поздний заговор?
- Насколько распространены поздние разговоры?
- Когда обратиться к специалисту
- Как насчет двуязычных малышей?
- Babble, Babble
Как заставить моего малыша говорить
1.
Создайте возможности для разговораУ вас есть бесчисленное множество способов создать возможности для разговора, которые побудят вашего малыша начать говорить. Эти возможности обычно возникают, когда ваш ребенок чего-то хочет.
Чтобы сдвинуться с мёртвой точки, положите любимую игрушку в недоступное место. Подождите, пока ваш ребенок это увидит, а затем позвольте ему попросить об этом.
Если ваш малыш начинает показывать пальцем, а не говорить, скажите: «Хочешь красную машину? Вот красная машина». Это поможет им понять, как использовать свои коммуникативные и разговорные навыки, чтобы попросить о помощи.
Еще один способ — предсказать, что ищет ваш малыш, а затем снова поставить его вне досягаемости. Если пришло время перекусить, и они обычно хотят йогурт, то подождите, пока они его не попросят.
Прогуливаясь по дому, попробуйте переставить некоторые игрушки вашего малыша. Разместите предметы на столе или полках — держите их на уровне глаз малыша, чтобы он мог их заметить. Затем подождите, пока ваш малыш попросит об этом.
Если у вас есть головоломки или Мистер Картофельная Голова, которые отлично подходят для обучения частям тела, вы должны подождать, чтобы передать им части, пока они не попросят. Повторяйте то, что ваш малыш говорит или пытается сказать.
Одна из наших любимых игр — играть в забывчивого родителя. Это творит чудеса, тонко привлекая малышей и повышая их уверенность, когда они что-то вспоминают.
Во время выполнения рутинных действий, таких как одевание, нарушение порядка или притворство забывчивости. Забудьте надеть штаны и переходите сразу к носкам и туфлям.
Пусть ваш малыш уловит вашу ошибку, а затем похвалите его, например: «Да, штаны важнее обуви. Хорошая работа.»
Если ваш малыш не улавливает, вы можете тонко указать на свою ошибку. Скажите что-нибудь вроде: «О, где твои штаны? Мама забыла?» Вашему малышу понравится играть в эту игру.
2. Работайте над развитием языковых навыков
Пытаясь расширить языковые навыки вашего малыша, вы всегда должны сосредоточиться на переходе на следующий уровень. Не пытайтесь пропустить вперед и научить вашего малыша чему-то слишком сложному, но и не возвращайтесь назад.
Многие малыши разговаривают или общаются, используя всего несколько слов. Ваша цель состоит в том, чтобы увеличить их словарный запас постепенно.
При этом всегда слушайте своего ребенка и следуйте его примеру. Переход к чему-то слишком сложному не заинтересует их и не вдохновит даже на попытку. Помните, что веселье — лучший способ учиться.
Язык дается естественным образом почти всем детям, но прогрессу будет способствовать, если вы будете использовать темы, которые ему интересны. Ваш ребенок любит животных? Расскажите о животных, которых вы видите в реальной жизни, или о тех, кого замечаете в книгах.
Слушайте и наблюдайте, как ваш малыш пытается общаться. Мы включили несколько стратегий, которым вы можете следовать:
Увеличить слова
Будучи малышом, ваш ребенок, вероятно, сможет сказать несколько слов. Итак, отличное место для начала — добавить больше слов к тому, что они говорят.
Допустим, вам вручают игрушечную машинку и говорят слово «машинка». Затем верните его и скажите: «Да, машину, большую синюю машину. Это идет врум врум.
Возьмите все, что дает вам ваш ребенок, и немного увеличьте его, прежде чем отдать обратно. Это стратегия, которую вы можете использовать с раннего возраста, даже если ваш малыш еще не говорит.
Если вы указываете на мяч, скажите: «Мяч! Это большой мяч». Используйте короткие слова, которые можно понять и повторить.
Имитировать
Когда ваш малыш пытается сказать слово, используйте то, что он вам дает, и подражайте ему. Это похоже на то, что вы делаете, когда лепечет ребенок. Вы имитируете их звуки и слова, показывая им, что их слышат.
В свою очередь, ваш малыш начнет подражать вам и вашим словам, тем самым расширяя свои языковые навыки.
Опишите и прокомментируйте
Станьте спортивным комментатором во время игры — расскажите и опишите, что делает ваш малыш. Если они играют с мячом, скажите: «Вы отскакиваете мяч — вверх и вниз он летит». Определители ударения и местоимения, чтобы помочь с грамматикой.
Помогите ребенку организоваться, внося предложения. Если ваш ребенок любит играть с домашними животными, предложите поселить овец в сарае.
Это даст толчок их мышлению, дав им новую перспективу для размышлений. Но не забывайте следовать их репликам — не становитесь режиссером спектакля.
Устранение негатива и тестирование
Малыши все еще учатся, поэтому, если вы продолжите встречать их усилия негативом, они в конце концов перестанут пытаться. Расширяйте их слова вместо того, чтобы говорить, что это неправильно.
Если ваш малыш неправильно произносит слово «слон», переверните его и повторите утвердительно: «Да, слон». Это полезнее, чем отрицательно сказать: «Нет, слон».
Делая это, вы исправляете, не будучи слишком прямолинейным.
Также следует попытаться ограничить тестирование. Если вы и ваш малыш играете, не спрашивайте постоянно, как называются разные игрушки. Постоянное их тестирование, особенно во время игры, может раздражать и мешать веселью.
Этикетка с похвалой
Легко сказать «Хорошая работа», но лучше быть конкретным. Назовите свою похвалу, сказав что-то вроде: «Хорошая работа, убирай все свои игрушки». Это подкрепляет хорошие поступки, которые они делают, поощряя хорошее поведение.
По мере того, как ваш малыш расширяет свой словарный запас, хвалите его. Вместо того, чтобы говорить «Хорошая работа», используйте «Хорошая работа, говорю, пожалуйста» или «Хорошая работа, говорю спасибо». Вы также помогаете создать позитивное ощущение от общения, мотивируя их продолжать попытки и добавлять больше слов.
Помните об очереди
Большинство из нас виновны в том, что всегда берут на себя ответственность за ситуации с нашими малышами. Тем не менее, важно дать им поворот, когда это возможно. Это фантастический способ развить коммуникативные навыки, даже если он не предполагает разговоров.
Допустим, ваш малыш обращается к вам, если ему нужна помощь в чем-то, например, в открытии коробки сока. Спросите ребенка: «Тебе нужна помощь, чтобы открыть коробку?» Затем подождите, пока они вручат его вам, тем самым приняв очередь.
Отвечайте быстро
Пока ваш малыш учится говорить, очень важно показывать ему важность общения. Быстро реагировать — отличный способ сделать это.
Немедленная реакция на слова и жесты может помочь вашему ребенку развить и смоделировать более сложные языковые навыки.
3. Ведите дневник
Отличный способ отслеживать прогресс — вести дневник. Обратите внимание на слова или жесты, которые ваш ребенок использует для общения. Может быть, они отходят от нежелательных вещей, не хотят или качают головой.
Коммуникативные жесты являются важной частью обучения разговору. Ваш малыш должен ассоциировать слова с соответствующими действиями, например, приветствовать или прощаться, махать руками или пожимать друг другу руки.
Продолжайте записывать то, что было достигнуто, и опирайтесь на это. Дневник также полезен, если вашему малышу нужно обратиться к специалисту.
4. Занимайтесь каждый день по 30 минут
Хотя ваш малыш будет совершенствовать свои языковые навыки в течение дня, найдите 30 минут, когда вы оба сможете сосредоточиться на игре, направленной на расширение слов.
5. Читайте вместе
Чтение с малышами, чтобы они заговорили, отличается от чтения сказки перед сном. Здесь вы хотите, чтобы они смотрели книгу вместе с вами. На каждой странице указывайте на картинки, задавайте вопросы и помогайте их описать.
Хотя чтение книг младенцу или малышу в таком юном возрасте может показаться странным, на самом деле это стимулирует понимание языка. Исследования показывают, что речевые и языковые навыки детей, которые много читают, намного превосходят таковые у детей, которые мало читают 9.0137 (2) .
Примечание редактора:
Д-р Леа Александер, доктор медицинских наук, FAAP
youtube.com/embed/KeQoxhuIXnM?modestbranding=1″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»/>Что такое поздно говорить?
Дети, которые могут понять, что вы говорите, но имеют ограниченный словарный запас в возрасте от 18 до 35 месяцев, считаются поздно говорящими (3) .
Выразительный словарный запас ребенка основан на словах, которые он использует, а не на том, как он их произносит. Они могут произносить такие слова или фразы, как «птичка», «смотри, мама», «мама ушла» и т. д. (4) .
Это отличается от понимания, которое показывает, что понимает ваш ребенок. Возможно, ваш ребенок не сможет произнести слово «обувь», но если вы попросите его принести обувь, не указывая и не жестикулируя, он поймет, что вы имеете в виду.
Другим определяющим фактором того, кто поздно начинает говорить, является наличие задержки в других областях развития, таких как ходьба и игра.
Если у малыша также наблюдается задержка развития в этих областях, педиатр будет искать такие состояния, как проблемы со слухом или аутизм (5) .
Когда я вижу пациентов с задержкой речи, моя первая рекомендация — пройти обследование слуха. Если слух нарушен, малыши не могут правильно учиться и имитировать звуки речи. Поскольку большинство малышей в силу своего развития неспособны проводить те же тесты слуха, что и дети старшего возраста, я обычно направляю их к аудиологу или отоларингологу для проведения теста, более соответствующего возрасту. В зависимости от результатов теста могут потребоваться слуховые аппараты и/или логопед.
Что касается признаков аутизма, я обычно вижу больше, чем просто задержку речи. Часто наблюдается повторяющееся поведение, или ребенок легко расстраивается из-за очень незначительных вещей. При подозрении на аутизм полезно пройти обследование у педиатра по развитию (6) .
Примечание редактора:
Доктор Леа Александер, MD, FAAP
Когда дети должны говорить?
Младенцы обычно произносят свое первое слово в возрасте от 8 до 15 месяцев. Это в значительной степени зависит от того, что вы делаете, чтобы расширить их язык, и как часто вы это делаете.
Поначалу у детей, вероятно, будет медленный прогресс. Когда им исполнится 18 месяцев, они должны учить примерно десять новых слов каждый месяц в будущем (7) .
Расширение их словарного запаса ускоряется в возрасте от 17 до 20 месяцев. Они приближаются к отметке в 50 слов, и вы можете ожидать новые слова каждый день.
Однако помните, что цифры не всегда имеют значение — все дети разные и учатся со своей скоростью. Сосредоточьтесь на том, как используются слова. Коммуникация — ключевой навык, на который стоит обратить внимание.
Насколько распространены поздние разговоры?
Запоздалый разговор — обычное дело. По оценкам, примерно каждый пятый ребенок поздно начинает говорить (8) . Интересно, что другое исследование показало, что мальчики чаще испытывают задержки, чем девочки (9) .
Не волнуйтесь слишком сильно — многие дети поздно расцветают и догонят (10) .
Тем не менее, не отмахивайтесь от их задержек и не скрещивайте пальцы, чтобы они из этого не выросли. Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь за помощью.
Когда обратиться к специалисту
Вам следует обратиться к логопеду, если:
- Вашему малышу 20 месяцев и он использует менее 20 слов, таких как существительные или имена, глаголы, прилагательные, описательные или социальные слова. .
- В возрасте 24 месяцев ваш малыш не использует по крайней мере 50 слов и не объединяет два или более слов.
- Если вы беспокоитесь — лучше выявить проблему на ранней стадии.
Как насчет двуязычных малышей?
Билингв — это когда человек свободно говорит более чем на одном языке. Родители все чаще знакомят своих детей с несколькими языками с раннего возраста. Хотя по этой теме не так много исследований, знание более чем одного языка не вызовет задержек (11) .
Некоторые из моих родителей двуязычных малышей выражают беспокойство по поводу задержки речи. Я уверяю их, что «общее количество слов» на этапе их развития важнее, чем то, какие слова произносятся на каждом языке. Большинство малышей хорошо адаптируются к изучению более чем одного языка. Кажется, они даже знают правильный язык, чтобы говорить за разных людей. Например, если родители говорят по-английски, а дедушка и бабушка говорят по-испански, ребенок будет говорить по-испански только с этим дедушкой и бабушкой (12) .
Примечание редактора:
Dr. Leah Alexander, MD, FAAP
Что влияет на языковые навыки вашего ребенка? Объем ввода и возможности использовать свой словарный запас. Однако очень важно попытаться составить профиль различных языков и того, с кем ваш ребенок говорит на них.
Не сравнивайте себя или своего малыша с другими двуязычными семьями. Все люди разные, и вашему ребенку может быть недостаточно знакомо с языком вашего меньшинства. Ваш ребенок доберется туда, но если вы беспокоитесь, обратитесь за помощью.
Не теряйте язык
Если ваш малыш поздно начинает говорить, а логопед предлагает вам бросить язык, вежливо откажитесь. Быть двуязычным — это огромное преимущество, а не причина задержек.
Бэббл, Бэббл
Детские годы очень веселые, так как ваш малыш начинает ходить и может общаться с вами. Но легко беспокоиться, когда ваш ребенок развивается не в соответствии с вашей родительской книгой о вехах.
Одна веха говорит — к 18 месяцам они должны знать десять слов — говорят о давлении.
Многие родители спрашивают: «Как мне научить моего малыша говорить?» Есть много способов сделать это, но лучше всего просто быть рядом с ними. Возьмите слова, сказанные вам, и преувеличивайте, расширяйте и развивайте их.
Относительно часто поздно начинают говорить, поэтому не волнуйтесь, если другие дети заговорят раньше вас — все дети разные.