Разное

Как это скептическое отношение: что это такое и как связан с критическим мышлением?

Содержание

что это такое и как связан с критическим мышлением?

По непонятным причинам общественное мнение рисует скептика как странное, вечно сомневающееся существо без устойчивой точки зрения. А скептицизм воспринимается как форма пессимизма или уныния. Но ведь страсть получить исчерпывающее доказательство может быть очень полезной. Без скептической оценки невозможно здраво рассуждать об информации из интернета, защититься от аферистов, фильтровать сплетни и противостоять уловкам маркетологов.

В статье расскажем о гранях скептицизма, пользе критического мышления и стратегиях для тех, кто хочет научиться доверять здравому смыслу.

Что такое скептицизм?

Скептицизм — это склонность воздерживаться от категорических суждений, критически-недоверчивое отношение к любому общепринятому феномену или навязанной извне информации, которая не подтверждена и не доказана. Слово происходит от греческих слов «Scepsis» – «сомнение» и «Scepticos» – «разглядывающий, наблюдающий». То есть скептицизм побуждает не столько сомневаться, сколько изучать и расследовать. Быть скептиком – значит, иметь здоровую долю недоверия и здравого смысла, чтобы отличить истинное от поддельного.

Скептицизм начался с учение древнегреческого философа Пиррона, основанное в первом веке до нашей эры. Учение базируется на утверждении: «Думать – значит, сомневаться. Человеку несвойственно быть уверенным в чем-либо». Скептик как раз идет по пути сомнения: он осмысливает все варианты ответов, потом приходит к выводу, что все варианты являются равносильными. В итоге скептик воздерживается от суждения, ведь не знает, какое утверждение истинно. По словам современных ученых это самое терпимое учение, которое не отрицает правоты других идеологий.

Скептицизм имеет свои достоинства и недостатки. В нем одновременно уживаются консерватизм и жажда истины. С одной стороны это некое силовое поле, которое оберегает людей от псевдофактов, плохих идей, чрезмерной доверчивости, манипуляций. Но скептический взгляд может быть проявлением пассивности, цинизма, подозрительности, страха утратить свою точку зрения.

Так что главный минус в крайностях. Отсутствие критичности делает человека легкой мишенью для мошенников. Нездоровый скептицизм ничему не доверяет без доказательства. Поэтому он не верит в Бога, любовь, дружбу.

Пройти тест на тип личности

Грани скептицизма.

Яркое, богатое явление скептицизма напрямую связано с человеческой природой. Это мощное древнее философское направление, метод научного познания и часть жизни человека. В XXI веке сложилось несколько подходов к классификации форм скептицизма. Вот одна из классификаций по характеристикам мыслительного процесса:

Философский скептицизм не подразумевает сомнения ради сомнения. Изначальной целью нового направления было воздержание от решительных и окончательных высказываний. Поэтому скептицизм – именно поиск истины, а не ее отрицание, как зачастую интерпретируется это философское направление.

Научный скептицизм нужен для того, чтобы проверять и критиковать удобные, но не обоснованные псевдонаучные теории. Сложный и многогранный феномен научного скептицизма содержит две составляющие научного исследования: с одной стороны стремление к доказательству, с другой – сомнение.

Религиозные скептицизм – сомнение в истинности религиозных учений или по отношению к религиозным деятелям, не связанное с отрицанием религии в целом. Религиозными скептиками становятся по разным причинам. Одни в прошлом переживали неприятный опыт, связанный с религиозными учениями. Вторые скептически относятся к бездоказательным духовным истинам. Третьи изучают все догмы и остаются в недоумении от противоречивых вероучений.

Нейтральный скептицизм ничего не утверждает и ничего не опровергает. Он просто высказывает свою точку зрения, не дожидаясь, пока другие согласятся или не согласятся с аргументами. Если сказать иначе – он предпочитает молчать, а не говорить.

Здоровый скепсис – это скорее стиль мышления или мировоззрение человека. Это вовлеченность и активность разума. Так что быть скептиком – мудрый выбор. Если хотите построить карьеру, заслужить уважение, сделать мир более безопасным и разумным – критическое мышление вам в помощь.

Как научиться критическому мышлению?

Мыслить критически – значит анализировать информацию, уметь отличать правду высшей пробы от лжи, учитывать все аргументы, бесстрастно рассуждать и выходить из ситуаций с выгодой для себя. С чего начать?

1. Признать проблемы в своем мышлении.

Начальная точка тренировки – самопознание. Нужно научиться наблюдать за собой со стороны, анализировать свои решения. Для начала можно разобрать неприятные ситуации, которые случаются регулярно: не просто описать ход мыслей, но выявить логику, роль эмоций в принятии решения.

Одновременно понадобится тренировка памяти. Плохая память может искажать события до неузнаваемости, выдавать полученную информацию за событие, пережитое на самом деле. Зато тренированная память дает все материалы для того, чтобы сравнить полученные данные с пережитым опытом.

Обязательно нужно учесть преграды на пути критического мышления. Это страх высказывать собственное суждение, нежелание размышлять над полученной информацией. Это неуверенность в себе, чересчур быстрая критика своих идей. Сюда же относится недостаток знаний, отсутствие нужного опыта.

Пройти тест на уверенность в себе

2. Применить руководство по критическому мышлению для решения проблем.

Выработайте привычку переосмысливать одну проблему в неделю. Можно использовать примерный формат:

  • Проблема. Убедитесь, что она существует.
  • Ситуация. Опишите проблему с разных сторон: хронологической, логической, эмоциональной.
  • Анализ. Подумайте, что произошло на самом деле, докопайтесь до сути.
  • Мозговой штурм. Составьте список возможных решений, пусть самых рискованных и невероятных.
  • Решение. Принимайте решение взвешенно, выбирайте то, что сработает в конкретном случае.
  • Действие. Действуйте четко по плану, хотя бы ля того, чтобы проверить критическое мышление в действии.
  • Оценка. Оцените результат, свои ошибки, приобретенный опыт.

3. Развивать качества, необходимые для критического мышления.

  1. Наблюдательность – значит подмечать детали, собирать информацию.
  2. Скепсис – подвергать здоровому сомнению любую информацию, даже из самого надежного источника.
  3. Объективность – ограничивать влияние эмоций там, где нужен холодный ум.
  4. Любопытство – проявлять интерес к миру, к людям.
  5. Точность – оценивать, насколько точным получился вывод или все же остаются слабые места.
  6. Аналитическое мышление – принимать решения на основании наблюдений, сборе и оценке доказательств.
  7. Эмпатия – учитывать человеческий фактор.
  8. Открытость всему новому – непредвзято относиться к альтернативным трактовкам.
  9. Беспристрастность – принимать во внимание все доказательства, точки мнения, сведения.
  10. Коммуникация – следить за ходом мыслей собеседника.

4. Читать книги, которые помогут развить критическое мышление.

Книги по критическому мышлению пишут лауреаты Нобелевской премии, известные психологи, биологи, научные журналисты, бизнес-тренеры и ученые университетов. Выбор книг тоже впечатляет. Такое чтение – это возможность освоить новый навык и реальный шанс изменить жизнь.

Выводы:

  • Скептицизм – искусство сомневаться в недоказанном.
  • Скепсис – это не самоцель, а способ обрести душевный покой.
  • Последователи учения скептиков призывали следовать утверждениям разума, своим природным инстинктам, читать книги, заниматься наукой и познавать мир.
  • Научиться мыслить критически нужно для того, чтобы найти истину.

Пройти тест на эмпатию

Скептицизм — Православный портал «Азбука веры»

  • Скеп­ти­цизм, или хорошо ли во всем сомне­ваться? С. Л. Худиев
  • Скеп­ти­цизм К.А. Махлак
  • Рели­ги­оз­ный скеп­ти­цизм в Риме перед Рож­де­ством Хри­сто­вым А.И. Садов

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склон­ный к рас­смат­ри­ва­нию, раз­мыш­ле­нию; рас­смат­ри­ва­ю­щий, иссле­ду­ю­щий) –

1) фило­соф­ское направ­ле­ние, в рамках кото­рого сомне­ние (в пра­виль­но­сти рас­суж­де­ний, в надеж­но­сти знаний,  в воз­мож­но­сти позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти и т. п.) арти­ку­ли­ру­ется как важ­ней­ший прин­цип мыш­ле­ния, а истин­ность знаний оце­ни­ва­ется как отно­си­тель­ная;
2) теория, отри­ца­ю­щая воз­мож­ность досто­вер­ного позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти;
3) кри­ти­че­ское, недо­вер­чи­вое отно­ше­ние к чему-либо.

Когда появился скеп­ти­цизм?

Скеп­ти­цизм возник в IV в. до Р.Х. Созда­те­лем этого учения был древ­не­гре­че­ский фило­соф Пиррон.

Явля­ются ли скеп­тики ате­и­стами?

Со времен антич­но­сти скеп­ти­цизм не отри­цает суще­ство­ва­ние Бога (или богов): дока­за­тель­ства Его (их) отсут­ствия так же недо­ста­точны, как и суще­ство­ва­ния (хотя, напри­мер, Ленин поло­жи­тельно отно­сился к позд­нему скеп­ти­цизму, рас­смат­ри­вая его тропы как «заро­дыш диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма», направ­лен­ный против Абсо­люта).

Каково отно­ше­ние пра­во­слав­ных бого­сло­вов к скеп­ти­цизму?

Скеп­ти­цизм, как направ­ле­ние мыш­ле­ния, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее сомне­ние в истин­но­сти знаний, в том числе в истин­но­сти знаний о суще­ство­ва­нии Бога, прин­ци­пи­ально про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­ному учению. Так, напри­мер, рус­ский духов­ный писа­тель Сергей Васи­лье­вич Бул­га­ков в своем труде «Пра­во­сла­вие. Рас­колы. Ереси. Секты» отме­чает: «Скеп­ти­цизм, кото­рый по самому суще­ству своему раз­ру­шает самые осно­ва­ния всякой истины и всякой веры, вреден и пагу­бен. Такой скеп­ти­цизм есть не что иное, как наклон­ность или зло­на­ме­рен­ное ста­ра­ние не согла­шаться на истины веры и нрав­ствен­но­сти и под­вер­гать все сомне­нию, без всяких здра­вых осно­ва­ний, или по одним мнимым осно­ва­ниям — не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отверг­нуть всякую истину, при­весть ее в сомне­ние и сде­лать недо­ступ­ною».
Однако, воз­мож­ность здра­вого, скеп­ти­че­ского отно­ше­ния к неко­то­рым поло­же­ниям, рас­смат­ри­ва­е­мым в рамках пра­во­слав­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, не отри­ца­ется Цер­ко­вью. Поло­жим, в рамках Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия, помимо дог­ма­тов, кото­рые должен при­ни­мать каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, рас­смат­ри­ва­ются част­ные бого­слов­ские мнения, име­ю­щие как своих сто­рон­ни­ков, так и своих про­тив­ни­ков.

Что такое здо­ро­вый скеп­ти­цизм?

В ряде слу­чаев под здра­вым скеп­ти­че­ским мыш­ле­нием можно пони­мать здра­вую рас­су­ди­тель­ность. Такая рас­су­ди­тель­ность может убе­речь хри­сти­а­нина от соскаль­зы­ва­ния в заблуж­де­ние, может спо­соб­ство­вать пра­виль­ному усво­е­нию им дог­ма­ти­че­ских и нрав­ствен­ных истин.
«Воз­люб­лен­ные! не вся­кому духу верьте, но испы­ты­вайте духов, от Бога ли они, потому что много лже­про­ро­ков появи­лось в мире», — пишет св. Иоанн Бого­слов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте мла­денцы, а по уму будьте совер­шен­но­летни», — учит апо­стол Павел (1Кор.14:20).
«При­ла­гая к сему все ста­ра­ние, пока­жите в вере вашей доб­ро­де­тель, в доб­ро­де­тели рас­су­ди­тель­ность, в рас­су­ди­тель­но­сти воз­дер­жа­ние, в воз­дер­жа­нии тер­пе­ние, в тер­пе­нии бла­го­че­стие, в бла­го­че­стии бра­то­лю­бие, в бра­то­лю­бии любовь», — настав­ляет апо­стол Петр (2Пет. 1:5-6).

Исто­рия явле­ния

Скеп­ти­цизм изна­чально оформ­ля­ется как одно из направ­ле­ний в антич­ной фило­соф­ской мысли в IV в. до н. э. При этом скеп­ти­цизм не был строго орга­ни­зо­ван­ным фило­соф­ским дви­же­нием и пред­став­лял собой ряд школ, состо­я­щих из после­до­ва­те­лей кон­крет­ных фило­со­фов. Тем не менее  общий контур этого тече­ния воз­можно очер­тить, оттал­ки­ва­ясь от оппо­зи­ции фило­со­фов-скеп­ти­ков фило­со­фам-дог­ма­ти­кам. Скеп­тики кри­ти­ко­вали поло­же­ния, выдви­га­е­мые дог­ма­ти­ками, но при этом не пред­ла­гали какие-либо аль­тер­на­тив­ные пози­тив­ные поло­же­ния.

К фило­со­фам-пред­ше­ствен­ни­кам скеп­ти­цизма, как пра­вило, отно­сят Герак­лита (др.-греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксе­но­фана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI‑V в. до Р. Х.), а также пред­ста­ви­те­лей Элей­ской школы (однако, не всех) и прак­ти­че­ски всех софи­стов (послед­них, на основе мето­до­ло­ги­че­ски схожих под­хо­дов, иногда даже отож­деств­ляют со скеп­ти­ками). Диоген Лаэрт­ский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) суще­ствен­ным обра­зом рас­ши­рял поня­тие скеп­ти­цизма, вклю­чая в число его пред­ше­ствен­ни­ков даже антич­ного поэта Гомера (др.-греч. Ὅμηρος; при­близ. VIII–VII вв. до н. э.). Основ­ным кри­те­рием, кото­рый поз­во­лял Дио­гену отно­сить к скеп­ти­цизму весьма зна­чи­тель­ное коли­че­ство авто­ров, явля­лось отсут­ствие мета­фи­зи­че­ского дог­ма­тизма в твор­че­стве этих авто­ров.

Антич­ный скеп­ти­цизм можно рас­смат­ри­вать как реак­цию на мета­фи­зи­че­ский дог­ма­тизм, свой­ствен­ный прак­ти­че­ски всем иным антич­ным фило­соф­ским школам. Родо­на­чаль­ни­ком скеп­ти­цизма как опре­де­лен­ного направ­ле­ния в антич­ной фило­со­фии являлся фило­соф Пиррон из Элиды (др.-греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Алек­сандра Маке­дон­ского Пиррон побы­вал в Индии, что давало осно­ва­ние ряду иссле­до­ва­те­лей свя­зы­вать воз­ник­но­ве­ние скеп­ти­цизма Пир­рона с вли­я­нием на него буд­дист­ских идей. Отме­ча­ется, что неко­то­рые выска­зы­ва­ния дан­ного фило­софа являют прямое сход­ство  с такого рода идеями (напри­мер: «Ничто в дей­стви­тель­но­сти не явля­ется ни пре­крас­ным, ни без­об­раз­ным, ни спра­вед­ли­вым, ни неспра­вед­ли­вым, так как в себе всё оди­на­ково, и поэтому оно не в боль­шей сте­пени одно, чем другое»1).

Вторая волна антич­ного скеп­ти­цизма раз­ви­ва­лась в стенах Сред­ней ака­де­мии, в твор­че­стве пла­то­ника Арке­си­лая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Арке­си­лай испы­ты­вал суще­ствен­ное вли­я­ние Пир­рона и пред­ло­жил эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский метод воз­дер­жа­ния от суж­де­ний.

Нако­нец, третья волна скеп­ти­цизма – позд­ний антич­ный скеп­ти­цизм, наи­бо­лее ярким пред­ста­ви­те­лем кото­рого являлся Секст Эмпи­рик (др.-греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2‑я поло­вина II века н. э.). С точки зрения Секста рас­суж­де­ния о мире и вещах пред­став­ляют собой лекар­ства от дог­ма­тизма: «скеп­тик из чело­ве­ко­лю­бия хочет по воз­мож­но­сти исце­лить рас­суж­де­нием само­мне­ние и ско­ро­па­ли­тель­ность [заклю­че­ний] дог­ма­ти­ков» (Pyrrh. III, 280).

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели обо­зна­чают ука­зан­ные выше три волны антич­ного скеп­ти­цизма как стар­ший пир­ро­низм, ака­де­мизм и млад­ший пир­ро­низм соот­вет­ственно. Довольно подробно данные стадии раз­ви­тия антич­ного скеп­ти­цизма разо­брал оте­че­ствен­ный исто­рик фило­со­фии А. Ф. Лосев (в мона­ше­стве Анд­ро­ник) в «Исто­рии антич­ной эсте­тики». В част­но­сти, Лосев ука­зы­вает, что т. н. «стар­ший пир­ро­низм» пред­став­лял собой инту­и­тивно-реля­ти­вист­ский скеп­ти­цизм, осно­ван­ный на жиз­нен­ной прак­тике и повсе­днев­ной дея­тель­но­сти. Сле­ду­ю­щий период – ака­де­мизм — рефлек­тивно-веро­ят­ност­ный скеп­ти­цизм. На этом этапе скеп­ти­цизм ста­но­вится эпи­сте­мо­ло­ги­че­ским под­хо­дом, а вопросы этики сме­ня­ются вопро­сами позна­ния. Нако­нец, млад­ший пир­ро­низм был оха­рак­те­ри­зо­ван окон­ча­тель­ным пере­хо­дом скеп­ти­цизма в эпи­сте­мо­ло­ги­че­скую плос­кость, где он и остался как осо­бен­ная форма евро­пей­ской кри­ти­че­ской теории позна­ния. Лосев назы­вал этот период логи­че­ски-реля­ти­ви­сти­че­ским скеп­ти­циз­мом. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью малых пир­ро­ни­стов явля­лась поста­новка под сомне­ние тех дог­ма­ти­че­ских и мета­фи­зи­че­ских утвер­жде­ний, кото­рые до этого ста­вить под сомне­ние было не при­нято. В част­но­сти, Эне­си­дем (др.-греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомне­ние суще­ство­ва­ние Бога и ука­зы­вал, что дока­зать или опро­верг­нуть Его суще­ство­ва­ние невоз­можно.

С III в. н. э. скеп­ти­цизм как направ­ле­ние фило­соф­ской мысли в Европе зату­хает. В Сред­ние века, в усло­виях повсе­мест­ной рели­ги­оз­но­сти, а также упадка книж­ной куль­туры в эпоху Темных веков, скеп­ти­цизма в чистом виде не суще­ство­вало, но у хри­сти­ан­ских схо­ла­сти­ков можно встре­тить те или иные скеп­ти­че­ские утвер­жде­ния и приемы. Сред­не­ве­ко­вые авторы в целом сдер­жано и с неко­то­рой долей непри­язни отно­си­лись к антич­ному скеп­ти­цизму. В част­но­сти, свт. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Но после того, как Сексты и Пир­роны и охота к сло­во­пре­ниям, подобно какой-то тяжкой и зло­ка­че­ствен­ной болезни, вторг­лись в наши церкви, пусто­сло­вие стали почи­тать учё­но­стью»2.

Обра­ще­ние к скеп­ти­цизму в евро­пей­ской мысли свя­зано с воз­рож­де­нием инте­реса к антич­ным авто­рам-скеп­ти­кам. В част­но­сти, это про­ис­хо­дит в 70‑х годах XVI века, когда были опуб­ли­ко­ваны в пере­воде на латин­ский язык трак­таты Секста Эмпи­рика «Три книги Пир­ро­но­вых поло­же­ний» и «Против учёных». Скеп­ти­цизм полу­чает широ­кое рас­про­стра­не­ние в раз­лич­ных сферах интел­лек­ту­аль­ной жизни – начи­ная от науки и закан­чи­вая этикой — и ста­но­вится сино­ни­мом поня­тия «сво­бо­до­мыс­лие». Одно­вре­менно с этим скеп­ти­цизм в Новое время, за счет широ­кого инте­реса к нему, начи­нает вклю­чать в себя мно­же­ство раз­но­об­раз­ных тече­ний и под­хо­дов, кото­рые в более стро­гом смысле слова скеп­ти­че­скими не явля­лись (но могли быть просто кри­ти­кой того или иного явле­ния). Это при­во­дило к раз­мы­ва­нию опре­де­ле­ния поня­тия «скеп­ти­цизм» в Новое время. Это, в свою оче­редь, при­во­дило к тому, что разные авторы под­ра­зу­ме­вали под скеп­ти­че­ским под­хо­дом довольно разные вещи. Напри­мер, извест­ный мате­ма­тик и фило­соф Рене Декарт фор­му­ли­руя свои фило­соф­ские идеи, отста­и­вал идею о суще­ство­ва­нии все­со­вер­шен­ного Творца — то есть с точки зрения антич­ного опре­де­ле­ния был дог­ма­ти­ком, оста­ва­ясь при этом скеп­ти­ком в рамках эпи­сте­мо­ло­ги­че­ской мето­до­ло­гии.

Скеп­ти­цизм в совре­мен­ном мире

В Новей­шее время скеп­ти­цизм прочно вошел в фило­со­фию сци­ен­тизма в каче­стве широ­кого набора интел­лек­ту­аль­ных под­хо­дов для опре­де­ле­ния истин­но­сти и/или лож­но­сти утвер­жде­ний. Наи­бо­лее ярко совре­мен­ный скеп­ти­цизм в его эпи­сте­мо­ло­ги­че­ском раз­резе изучен и раз­ра­бо­тан в трудах таких авто­ров, как Пол Фей­е­ра­бенд, Ван Фра­асен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.

В совре­мен­ной России скеп­ти­цизм не только в кон­тек­сте науч­ной мето­до­ло­гии, но и в кон­тек­сте попу­ля­ри­за­ции науки пред­став­лен т. н. «Обще­ством скеп­ти­ков», а также экс­перт­ным сове­том премии Гарри Гудини, в кото­рый в числе про­чего входят доктор био­ло­ги­че­ских наук Михаил Гель­фанд, пере­вод­чик Алек­сандр Сер­геев и биолог Алек­сандр Панчин.

Про­блема соот­но­ше­ния скеп­ти­цизма и Пра­во­сла­вия

Оче­видно, что на миро­воз­зрен­че­ском уровне хри­сти­ан­ство вообще и Пра­во­сла­вие, в част­но­сти несов­ме­стимо со скеп­ти­циз­мом, как с после­до­ва­тель­ной миро­возрен­че­ской уста­нов­кой. Хри­сти­ан­ство пред­ла­гает ряд пози­тив­ных утвер­жде­ний (напр., о суще­ство­ва­нии Еди­ного Лич­ност­ного Бога — Творца и про­мыс­ли­теля мира, о чело­веке как образе Бога, о Христе как о Воче­ло­ве­чив­шемся Сыне Божьем, Иску­пи­теле людей, о Церкви как о Бого­че­ло­ве­че­ском орга­низме, Теле Хри­сто­вом  и проч.) в каче­стве обя­за­тель­ной основы для миро­воз­зре­ния веру­ю­щих. Само согла­сие или несо­гла­сие с набо­ром таких утвер­жде­ний (дог­ма­ти­че­ское учение Церкви) высту­пает в каче­стве кри­те­рия при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. В рамках же скеп­ти­цизма любые пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские поло­же­ния, выдви­га­е­мые в каче­стве объ­ек­тив­ных и общезна­чи­мых, под­вер­га­ются после­до­ва­тель­ной кри­тике. Само нали­чие в Церкви дог­ма­тов озна­чает прин­ци­пи­аль­ную несов­ме­сти­мость цер­ков­ного веро­уче­ния со скеп­ти­циз­мом как после­до­ва­тель­ным миро­воз­зре­нием.  Поэтому неуди­ви­тельно, что в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике скеп­ти­цизм нередко вос­при­ни­ма­ется как сино­ним неве­рия, ниги­лизма, а также как про­яв­ле­ние над­мен­но­сти, гор­дыни и само­мне­ния. Напри­мер, иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров) харак­те­ри­зо­вал совре­мен­ный ему скеп­ти­цизм сле­ду­ю­щим обра­зом: «Скеп­ти­цизм не имеет ника­кого отно­ше­ния ни к позна­нию, ни к логике. Это – опре­де­лен­ная нрав­ственно-пси­хо­ло­ги­че­ская болезнь. Она порож­да­ется бес­пло­дием и твор­че­ской бес­по­мощ­но­стью. В духов­ной обла­сти это про­яв­ля­ется, прежде всего, в неспо­соб­но­сти иметь веру и познать неви­ди­мый мир. В куль­туре скеп­ти­цизм, кри­ти­цизм, ниги­лизм всегда воз­ни­кали как след­ствие твор­че­ской несо­сто­я­тель­но­сти»3.

При этом часто основ­ной мише­нью хри­сти­ан­ской кри­тики скеп­ти­цизма часто изби­ра­ется свой­ствен­ный данной миро­воз­зрен­че­ской уста­новке морально-нрав­ствен­ный реля­ти­визм. В самом деле, если ника­кие пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские утвер­жде­ния не могут при­ни­маться в каче­стве без­условно истин­ных, то и любые нрав­ственно-эти­че­ские уста­новки ста­но­вятся лишь отно­си­тель­ными, а потому не вполне обя­за­тель­ными.

Одно­вре­менно с кри­ти­кой скеп­ти­цизма как миро­воз­зрен­че­ской уста­новки, можно отме­тить, что в каче­стве эпи­сте­мо­ло­ги­че­ского метода (скеп­ти­цизм, как отказ при­ни­мать какое-либо поло­же­ние без дока­за­тель­ства) исполь­зу­ется в научно-бого­слов­ской работе так же, как это про­ис­хо­дит и в других обла­стях науки. Однако стоит отме­тить, что сами иссле­до­ва­тели не склонны (и вполне спра­вед­ливо) обо­зна­чать нор­маль­ный для любого иссле­до­ва­теля кри­ти­че­ских подход к мате­ри­алу в про­цессе своих иссле­до­ва­ний как скеп­ти­цизм.


При­ме­ча­ния:

1 Пиррон из Элиды // Сайт “Хронос”.

2 Гри­го­рий Бого­слов. Слово 21, Похваль­ное Афа­на­сию Вели­кому, архи­епи­скопу Алек­сан­дрий­скому / Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Гри­го­рия Бого­слова, архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского, Т. I — СПб.: Изд. Л. П. Сой­кина, 1912. — С. 305—327.

3 О неве­рии и скеп­ти­цизме // Азбука веры. Форум.

Скептическое отношение | Учения Михаила

Автор: ФИЛ УИТТМЕЙЕР и другие

Черты характера


Скептики — это люди, которые идут по жизни с нахмуренными бровями и проницательным взглядом — в прямом и переносном смысле. Они не верят, пока сами не проверят. Это пресловутые «сомневающиеся Фомы», которые должны увидеть это своими глазами. Они не убеждены, пока не собраны все факты, и не любят строить теории, пока доказательства не будут тщательно исследованы. Однако, как только доказательство получено, они твердо верят. Трудно поколебать систему убеждений скептика, потому что, опять же, должна быть еще одна гора доказательств и логики, чтобы ниспровергнуть ее. Знаком скептиков является вопросительный знак — они сомневаются во всем. Они насмешники, агностики мира.

Это Отношение ограничивает область знаний, в которую верят Скептики, и то, как они в это верят: допускается только объективное знание. Субъективные прозрения не допускаются, то есть субъективные прозрения других. Допускаются их собственные субъективные взгляды. Например, теология и философия не относятся к объективной сфере, поэтому скептики не считают их действительными, если они не верят в них по своей сути или не имеют убедительного личного опыта. Для чистых, крайних скептиков действительными считаются только научные физические доказательства, и только материальный мир считается реальным. Формальные философии этих взглядов называются «эмпиризм» и «материализм».

Интеллектуальный центр является аналогом Скептического отношения. Скептик аналитичен от себя к миру. Эта абстракция выражается в том, что скептики видят себя отчужденными от мира, а мир — навсегда отделенным от них самих. Они считают других незнакомцами, и им требуется много времени, чтобы подружиться с другими. С другой стороны, Интеллектуальный Центр, будучи Порядковой частью оси Выражения, является аналитическим внутри себя. Эта абстракция выражается в том, что интеллектуально ориентированные люди много думают. Обратите внимание, что тип информации, предпочитаемый Скептиками, — это тип информации, обрабатываемой Интеллектуальным центром. Эти двое — «команда». Это то, чем являются двойники друг друга.

Скептикам особенно не хватает воображения. На самом деле они могут пренебрегать воображением. Они думают, что глупо жить в своих «мечтах», предпочитая жить в «реальном мире». Однако у скептиков есть полная противоположность воображению: проекция — они видят свои иллюзии в мире, а не в голове. Все Установки, кроме Прагматизма, дают своим обладателям искаженное восприятие мира, но Скептики чаще всего видят только в своем мире то, что хотят видеть — они «проецируют» свое восприятие туда. Помимо воображения, скептики обычно рассматривают философию как пустую трату времени, поскольку она в значительной степени теоретическая, а вовсе не практическая, научная или доказуемая. Если скептики и исследуют философию, то только для того, чтобы разбирать идеи других.

Положительный Полюс (Расследование)

Положительный Полюс Скептицизма — это +Расследование, которое характеризуется исследованием всего («Какие доказательства?»). Здесь много любопытства, исследования скорее научного, чем теоретического характера. Из скептиков получаются хорошие исследователи: они обладают превосходной способностью исследовать факты или разрабатывать тесты для выявления законов природы. Они ничего не предполагают, но проверяют все. Скептиков беспокоит обнаружение того, что они чего-то не знают, поэтому они стремятся это узнать. Если вы хотите подразнить скептика, просто дайте ему часть информации и наблюдайте, как он будет искать остальную часть. Если вы разговариваете со скептиком, лучше рассчитывайте на допрос и перекрестный допрос — это часть их способа общения с другими. Может показаться, что +Сыщики приближаются к вещам, чтобы изучить их. Они есть, но они только приближаются. Скептики сохраняют определенную дистанцию ​​во время анализа. Они никогда не присоединяются к объекту своего исследования.

Отрицательный полюс (подозрение)

Отрицательный полюс скептицизма — Подозрение. Зла и безобразия в мире, конечно, предостаточно, но люди на этом полюсе видят зло и безобразие даже там, где его нет, — они изобретают его запас, чтобы удовлетворить свой спрос на него. Все, что не понято, считается злом. Они верят, что зло коварно и всепроникающе и победит. Они расценивают сотрудничество между другими людьми как заговор. Они не «используют сомнения», а скорее считают других виновными, пока их невиновность не будет доказана. Такие люди часто проявляют недружелюбие при первой встрече, и другим людям требуется много времени, чтобы избавиться от недоверия. Они ничего не принимают «за чистую монету», а вместо этого видят в этом зловещее («В чем подвох?»). Они ищут скрытые мотивы в других («Это то, что он сказал, но что он имеет в виду на самом деле») и считают себя очень проницательными, когда «обнаруживают» такие скрытые мотивы. Они верят в худший сценарий и видят темную сторону других людей. Даже если мир не кажется злым, они воспринимают его как бессмысленный и бессмысленный, хаотичный и бессвязный. Когда личность агрессивна, крайним выражением этого полюса является враждебность. Такие люди хотят возложить вину на кого-то («Вот где вина»). Обвинения могут быть направлены на телевидение, правительство, религию или что-то еще. Когда личность пассивна, крайним выражением этого полюса является нигилизм — вера в ничто, вера в то, что жизнь не имеет цели и смысла. В сочетании с Негативным полюсом режима осторожности, -фобией, может возникнуть некоторая паранойя.

Способ преодоления -Подозрения заключается в том, чтобы рассмотреть и применить Положительный Полюс дополнительного Идеалистического Отношения, +Слияние. Начинайте искать объединяющие факторы в мире, такие как тот факт, что вселенная протекает достаточно гладко, согласно закону, а не хаотично, и что обществу удается действовать слаженно, несмотря на различия, и что большинство людей, хотя часто глупые и невежественны, тем не менее действуют из лучших побуждений и уж точно не злы. Если дела так затянулись, верьте, что они продолжатся.

Скептицизм дополняет Идеализм. Вспомните, что отрицательным полюсом идеализма является -абстракция (или -наивность), и вы поймете, почему скептики не любят двусмысленностей и гипотез. Они намереваются провести расследование, чтобы прояснить неясности. Скептики не заинтересованы в том, чтобы придумывать какую-то грандиозную теорию или схему для объяснения вещей. Они хотят разобрать вещи только для того, чтобы добраться до реальных фактов и посмотреть, как один факт соотносится с другим фактом. В то время как идеалисты не ценят уродство, скептики не ценят красоту. В то время как идеалисты видят единство во вселенной, скептики видят множество. В то время как идеалисты предполагают, что каждый является его другом, пока не доказано, что он враг, скептики считают каждого врагом, пока не доказано, что он друг. В то время как идеалисты считают, что у них есть ответы, скептики думают, что у них есть вопросы. В то время как Идеалисты доверяют, Скептики сомневаются.

В научной и философской литературе много говорится о противопоставлении редукционизма холизму. Со времен Ньютона и до Эйнштейна считалось, что Вселенная состоит из атомов и что все разделено. Со времен Эйнштейна все больше открытий и осознаний того, что Вселенная также построена на универсальных принципах и что все взаимосвязано. Что ж, Скептическая установка — это проявление в личности редукционистского восприятия, а идеалистическая установка — это выражение в личности холистической философии. Что это означает с точки зрения личности, так это то, что Скептик верит, что мир управляется случайностью и случайностью, а не замыслом и смыслом. Идеалисты будут объяснять вещи аналогиями — одна вещь похожа на другую, что доказывает им что-то. Скептики не будут использовать аналогии, потому что они думают, что ничто в действительности не похоже ни на что и что между вещами нет такой всеобщей абстрактной связи.

Преимущество этого Отношения для человека, у которого оно есть, заключается в том, что его нелегко обмануть ложными утверждениями. В мире много притворства и обмана, и скептиков не так-то просто обмануть. Это спасает их от горя. Недостатком такого отношения является то, что скептики упускают большую часть красоты и мудрости, которые есть в мире. Не веря в это, они не замечают его, когда видят. Они медленно верят в истины, которые очевидны для других.

Фил Уиттмайер


Ченнелинг о скептическом отношении


Порядковое отношение оси выражения называется «скептическим». Скептики смотрят на мир вдумчиво, и, поскольку он ординален (ориентирован на детали, ограничен), они тщательно исследуют (оттачивают) то, что видят, чтобы попытаться осмыслить это интеллектуально. Они немного сомневаются в том, что видят, что побуждает их анализировать это.

У ученых и журналистов часто бывает скептическое отношение, и оно для них идеально. Скептик имеет положительный полюс «расследования». Это хорошая идея не предполагать, что то, что представлено, является тем, за что оно претендует; часто это не так. Поэтому иметь скептика в качестве основы для видения мира совсем не плохо. В положительном полюсе скептики проверяют факты. Если у них хороший интеллект и хорошо развитая способность рассуждать и отличать правду от лжи, в процессе может прийти много понимания. Отрицательный полюс — «подозрение». В подозрениях скептик никогда не завершает процесс проверки фактов, а застревает в бесконечных сомнениях; он не желает принимать факты такими, какие они есть, потому что предпочитает другие факты или кажущиеся факты.

Есть люди, которые позиционируют себя как профессиональные скептики, но обычно они не проводят открытых исследований; они заранее составляют свое мнение довольно консервативным, если не реакционным образом, и стремятся навязать свои решения о том, что есть факты, всему, с чем они сталкиваются. Это не то же самое, что скептическое отношение, но оно может иллюстрировать отрицательный полюс. Закрытость — это опыт отрицательного полюса, в общем, а непредубежденность — положительный полюсный атрибут — он допускает больше сущности, потому что сущность (душа) обычно непредубеждена. Душа ищет новых впечатлений и не хочет, чтобы ее путь был закрыт или задвинут в сторону в узкий коридор.

Шеперд Худвин — From Michael On Attitudes


Следующая страница | Идеалистическое отношение

О Филе Уиттмайере

Фил — давний ученик Михаила, написавший несколько рукописей длиной в книгу об учениях Михаила, многие из которых размещены на этом сайте. Он был активным членом сообщества в течение многих лет, и его можно найти на большинстве собраний Майкла.

Фил в настоящее время живет в Колорадо.

Вам понравилась эта статья? Поделись с друзьями

Покупай в магазине New Age

Комментарии

Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика

Сократ

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
Похожие темы:
философия пирронизм Академический скептицизм атараксия

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомнительного знания утверждает, изложенных в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0128 skeptikos

был «исследователем», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.

С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.

Чувства и приложения

Скептицизм развился в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.

Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.

Древний скептицизм

На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.

Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Апологии он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает.

Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был воспринят как нечто вроде скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 ​​до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.

В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и названная поэтому «академическим» скептицизмом. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, было задумано как ответ на взгляды Цицерона.)

Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I век до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали затруднения при определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.

Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *