что это такое и как связан с критическим мышлением?
По непонятным причинам общественное мнение рисует скептика как странное, вечно сомневающееся существо без устойчивой точки зрения. А скептицизм воспринимается как форма пессимизма или уныния. Но ведь страсть получить исчерпывающее доказательство может быть очень полезной. Без скептической оценки невозможно здраво рассуждать об информации из интернета, защититься от аферистов, фильтровать сплетни и противостоять уловкам маркетологов.
В статье расскажем о гранях скептицизма, пользе критического мышления и стратегиях для тех, кто хочет научиться доверять здравому смыслу.
Что такое скептицизм?
Скептицизм — это склонность воздерживаться от категорических суждений, критически-недоверчивое отношение к любому общепринятому феномену или навязанной извне информации, которая не подтверждена и не доказана. Слово происходит от греческих слов «Scepsis» – «сомнение» и «Scepticos» – «разглядывающий, наблюдающий». То есть скептицизм побуждает не столько сомневаться, сколько изучать и расследовать. Быть скептиком – значит, иметь здоровую долю недоверия и здравого смысла, чтобы отличить истинное от поддельного.
Скептицизм начался с учение древнегреческого философа Пиррона, основанное в первом веке до нашей эры. Учение базируется на утверждении: «Думать – значит, сомневаться. Человеку несвойственно быть уверенным в чем-либо». Скептик как раз идет по пути сомнения: он осмысливает все варианты ответов, потом приходит к выводу, что все варианты являются равносильными. В итоге скептик воздерживается от суждения, ведь не знает, какое утверждение истинно. По словам современных ученых это самое терпимое учение, которое не отрицает правоты других идеологий.
Скептицизм имеет свои достоинства и недостатки. В нем одновременно уживаются консерватизм и жажда истины. С одной стороны это некое силовое поле, которое оберегает людей от псевдофактов, плохих идей, чрезмерной доверчивости, манипуляций. Но скептический взгляд может быть проявлением пассивности, цинизма, подозрительности, страха утратить свою точку зрения.
Так что главный минус в крайностях. Отсутствие критичности делает человека легкой мишенью для мошенников. Нездоровый скептицизм ничему не доверяет без доказательства. Поэтому он не верит в Бога, любовь, дружбу.
Пройти тест на тип личности
Грани скептицизма.
Яркое, богатое явление скептицизма напрямую связано с человеческой природой. Это мощное древнее философское направление, метод научного познания и часть жизни человека. В XXI веке сложилось несколько подходов к классификации форм скептицизма. Вот одна из классификаций по характеристикам мыслительного процесса:
Философский скептицизм не подразумевает сомнения ради сомнения. Изначальной целью нового направления было воздержание от решительных и окончательных высказываний. Поэтому скептицизм – именно поиск истины, а не ее отрицание, как зачастую интерпретируется это философское направление.
Научный скептицизм нужен для того, чтобы проверять и критиковать удобные, но не обоснованные псевдонаучные теории. Сложный и многогранный феномен научного скептицизма содержит две составляющие научного исследования: с одной стороны стремление к доказательству, с другой – сомнение.
Религиозные скептицизм – сомнение в истинности религиозных учений или по отношению к религиозным деятелям, не связанное с отрицанием религии в целом. Религиозными скептиками становятся по разным причинам. Одни в прошлом переживали неприятный опыт, связанный с религиозными учениями. Вторые скептически относятся к бездоказательным духовным истинам. Третьи изучают все догмы и остаются в недоумении от противоречивых вероучений.
Нейтральный скептицизм ничего не утверждает и ничего не опровергает. Он просто высказывает свою точку зрения, не дожидаясь, пока другие согласятся или не согласятся с аргументами. Если сказать иначе – он предпочитает молчать, а не говорить.
Здоровый скепсис – это скорее стиль мышления или мировоззрение человека. Это вовлеченность и активность разума. Так что быть скептиком – мудрый выбор. Если хотите построить карьеру, заслужить уважение, сделать мир более безопасным и разумным – критическое мышление вам в помощь.
Как научиться критическому мышлению?
Мыслить критически – значит анализировать информацию, уметь отличать правду высшей пробы от лжи, учитывать все аргументы, бесстрастно рассуждать и выходить из ситуаций с выгодой для себя. С чего начать?
1. Признать проблемы в своем мышлении.
Начальная точка тренировки – самопознание. Нужно научиться наблюдать за собой со стороны, анализировать свои решения. Для начала можно разобрать неприятные ситуации, которые случаются регулярно: не просто описать ход мыслей, но выявить логику, роль эмоций в принятии решения.
Одновременно понадобится тренировка памяти. Плохая память может искажать события до неузнаваемости, выдавать полученную информацию за событие, пережитое на самом деле. Зато тренированная память дает все материалы для того, чтобы сравнить полученные данные с пережитым опытом.
Обязательно нужно учесть преграды на пути критического мышления. Это страх высказывать собственное суждение, нежелание размышлять над полученной информацией. Это неуверенность в себе, чересчур быстрая критика своих идей. Сюда же относится недостаток знаний, отсутствие нужного опыта.
Пройти тест на уверенность в себе
2. Применить руководство по критическому мышлению для решения проблем.
Выработайте привычку переосмысливать одну проблему в неделю. Можно использовать примерный формат:
- Проблема. Убедитесь, что она существует.
- Ситуация. Опишите проблему с разных сторон: хронологической, логической, эмоциональной.
- Анализ. Подумайте, что произошло на самом деле, докопайтесь до сути.
- Мозговой штурм. Составьте список возможных решений, пусть самых рискованных и невероятных.
- Решение. Принимайте решение взвешенно, выбирайте то, что сработает в конкретном случае.
- Действие. Действуйте четко по плану, хотя бы ля того, чтобы проверить критическое мышление в действии.
- Оценка. Оцените результат, свои ошибки, приобретенный опыт.
3. Развивать качества, необходимые для критического мышления.
- Наблюдательность – значит подмечать детали, собирать информацию.
- Скепсис – подвергать здоровому сомнению любую информацию, даже из самого надежного источника.
- Объективность – ограничивать влияние эмоций там, где нужен холодный ум.
- Любопытство – проявлять интерес к миру, к людям.
- Точность – оценивать, насколько точным получился вывод или все же остаются слабые места.
- Аналитическое мышление – принимать решения на основании наблюдений, сборе и оценке доказательств.
- Эмпатия – учитывать человеческий фактор.
- Открытость всему новому – непредвзято относиться к альтернативным трактовкам.
- Беспристрастность – принимать во внимание все доказательства, точки мнения, сведения.
- Коммуникация – следить за ходом мыслей собеседника.
4. Читать книги, которые помогут развить критическое мышление.
Книги по критическому мышлению пишут лауреаты Нобелевской премии, известные психологи, биологи, научные журналисты, бизнес-тренеры и ученые университетов. Выбор книг тоже впечатляет. Такое чтение – это возможность освоить новый навык и реальный шанс изменить жизнь.
Выводы:
- Скептицизм – искусство сомневаться в недоказанном.
- Скепсис – это не самоцель, а способ обрести душевный покой.
- Последователи учения скептиков призывали следовать утверждениям разума, своим природным инстинктам, читать книги, заниматься наукой и познавать мир.
- Научиться мыслить критически нужно для того, чтобы найти истину.
Пройти тест на эмпатию
Скептицизм — Православный портал «Азбука веры»
- Скептицизм, или хорошо ли во всем сомневаться? С. Л. Худиев
- Скептицизм К.А. Махлак
- Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым А.И. Садов
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склонный к рассматриванию, размышлению; рассматривающий, исследующий) –
2) теория, отрицающая возможность достоверного познания объективной действительности;
3) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо.
Когда появился скептицизм?
Скептицизм возник в IV в. до Р.Х. Создателем этого учения был древнегреческий философ Пиррон.
Являются ли скептики атеистами?
Со времен античности скептицизм не отрицает существование Бога (или богов): доказательства Его (их) отсутствия так же недостаточны, как и существования (хотя, например, Ленин положительно относился к позднему скептицизму, рассматривая его тропы как «зародыш диалектического материализма», направленный против Абсолюта).
Каково отношение православных богословов к скептицизму?
Скептицизм, как направление мышления, подразумевающее сомнение в истинности знаний, в том числе в истинности знаний о существовании Бога, принципиально противоречит православному учению. Так, например, русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков в своем труде «Православие. Расколы. Ереси. Секты» отмечает: «Скептицизм, который по самому существу своему разрушает самые основания всякой истины и всякой веры, вреден и пагубен. Такой скептицизм есть не что иное, как наклонность или злонамеренное старание не соглашаться на истины веры и нравственности и подвергать все сомнению, без всяких здравых оснований, или по одним мнимым основаниям — не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отвергнуть всякую истину, привесть ее в сомнение и сделать недоступною».
Однако, возможность здравого, скептического отношения к некоторым положениям, рассматриваемым в рамках православных богословских дисциплин, не отрицается Церковью. Положим, в рамках Православного Догматического Богословия, помимо догматов, которые должен принимать каждый православный христианин, рассматриваются частные богословские мнения, имеющие как своих сторонников, так и своих противников.
Что такое здоровый скептицизм?
В ряде случаев под здравым скептическим мышлением можно понимать здравую рассудительность. Такая рассудительность может уберечь христианина от соскальзывания в заблуждение, может способствовать правильному усвоению им догматических и нравственных истин.
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», — пишет св. Иоанн Богослов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни», — учит апостол Павел (1Кор.14:20).
«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь», — наставляет апостол Петр (2Пет. 1:5-6).
История явления
Скептицизм изначально оформляется как одно из направлений в античной философской мысли в IV в. до н. э. При этом скептицизм не был строго организованным философским движением и представлял собой ряд школ, состоящих из последователей конкретных философов. Тем не менее общий контур этого течения возможно очертить, отталкиваясь от оппозиции философов-скептиков философам-догматикам. Скептики критиковали положения, выдвигаемые догматиками, но при этом не предлагали какие-либо альтернативные позитивные положения.
К философам-предшественникам скептицизма, как правило, относят Гераклита (др.-греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксенофана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI‑V в. до Р. Х.), а также представителей Элейской школы (однако, не всех) и практически всех софистов (последних, на основе методологически схожих подходов, иногда даже отождествляют со скептиками). Диоген Лаэртский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) существенным образом расширял понятие скептицизма, включая в число его предшественников даже античного поэта Гомера (др.-греч. Ὅμηρος; приблиз. VIII–VII вв. до н. э.). Основным критерием, который позволял Диогену относить к скептицизму весьма значительное количество авторов, являлось отсутствие метафизического догматизма в творчестве этих авторов.
Античный скептицизм можно рассматривать как реакцию на метафизический догматизм, свойственный практически всем иным античным философским школам. Родоначальником скептицизма как определенного направления в античной философии являлся философ Пиррон из Элиды (др.-греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Александра Македонского Пиррон побывал в Индии, что давало основание ряду исследователей связывать возникновение скептицизма Пиррона с влиянием на него буддистских идей. Отмечается, что некоторые высказывания данного философа являют прямое сходство с такого рода идеями (например: «Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое»1).
Вторая волна античного скептицизма развивалась в стенах Средней академии, в творчестве платоника Аркесилая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Аркесилай испытывал существенное влияние Пиррона и предложил эпистемологический метод воздержания от суждений.
Наконец, третья волна скептицизма – поздний античный скептицизм, наиболее ярким представителем которого являлся Секст Эмпирик (др.-греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2‑я половина II века н. э.). С точки зрения Секста рассуждения о мире и вещах представляют собой лекарства от догматизма: «скептик из человеколюбия хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков» (Pyrrh. III, 280).
Некоторые исследователи обозначают указанные выше три волны античного скептицизма как старший пирронизм, академизм и младший пирронизм соответственно. Довольно подробно данные стадии развития античного скептицизма разобрал отечественный историк философии А. Ф. Лосев (в монашестве Андроник) в «Истории античной эстетики». В частности, Лосев указывает, что т. н. «старший пирронизм» представлял собой интуитивно-релятивистский скептицизм, основанный на жизненной практике и повседневной деятельности. Следующий период – академизм — рефлективно-вероятностный скептицизм. На этом этапе скептицизм становится эпистемологическим подходом, а вопросы этики сменяются вопросами познания. Наконец, младший пирронизм был охарактеризован окончательным переходом скептицизма в эпистемологическую плоскость, где он и остался как особенная форма европейской критической теории познания. Лосев называл этот период логически-релятивистическим скептицизмом. Отличительной особенностью малых пирронистов являлась постановка под сомнение тех догматических и метафизических утверждений, которые до этого ставить под сомнение было не принято. В частности, Энесидем (др.-греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомнение существование Бога и указывал, что доказать или опровергнуть Его существование невозможно.
С III в. н. э. скептицизм как направление философской мысли в Европе затухает. В Средние века, в условиях повсеместной религиозности, а также упадка книжной культуры в эпоху Темных веков, скептицизма в чистом виде не существовало, но у христианских схоластиков можно встретить те или иные скептические утверждения и приемы. Средневековые авторы в целом сдержано и с некоторой долей неприязни относились к античному скептицизму. В частности, свт. Григорий Богослов писал: «Но после того, как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать учёностью»2.
Обращение к скептицизму в европейской мысли связано с возрождением интереса к античным авторам-скептикам. В частности, это происходит в 70‑х годах XVI века, когда были опубликованы в переводе на латинский язык трактаты Секста Эмпирика «Три книги Пирроновых положений» и «Против учёных». Скептицизм получает широкое распространение в различных сферах интеллектуальной жизни – начиная от науки и заканчивая этикой — и становится синонимом понятия «свободомыслие». Одновременно с этим скептицизм в Новое время, за счет широкого интереса к нему, начинает включать в себя множество разнообразных течений и подходов, которые в более строгом смысле слова скептическими не являлись (но могли быть просто критикой того или иного явления). Это приводило к размыванию определения понятия «скептицизм» в Новое время. Это, в свою очередь, приводило к тому, что разные авторы подразумевали под скептическим подходом довольно разные вещи. Например, известный математик и философ Рене Декарт формулируя свои философские идеи, отстаивал идею о существовании всесовершенного Творца — то есть с точки зрения античного определения был догматиком, оставаясь при этом скептиком в рамках эпистемологической методологии.
Скептицизм в современном мире
В Новейшее время скептицизм прочно вошел в философию сциентизма в качестве широкого набора интеллектуальных подходов для определения истинности и/или ложности утверждений. Наиболее ярко современный скептицизм в его эпистемологическом разрезе изучен и разработан в трудах таких авторов, как Пол Фейерабенд, Ван Фраасен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.
В современной России скептицизм не только в контексте научной методологии, но и в контексте популяризации науки представлен т. н. «Обществом скептиков», а также экспертным советом премии Гарри Гудини, в который в числе прочего входят доктор биологических наук Михаил Гельфанд, переводчик Александр Сергеев и биолог Александр Панчин.
Проблема соотношения скептицизма и Православия
Очевидно, что на мировоззренческом уровне христианство вообще и Православие, в частности несовместимо со скептицизмом, как с последовательной мировозренческой установкой. Христианство предлагает ряд позитивных утверждений (напр., о существовании Единого Личностного Бога — Творца и промыслителя мира, о человеке как образе Бога, о Христе как о Вочеловечившемся Сыне Божьем, Искупителе людей, о Церкви как о Богочеловеческом организме, Теле Христовом и проч.) в качестве обязательной основы для мировоззрения верующих. Само согласие или несогласие с набором таких утверждений (догматическое учение Церкви) выступает в качестве критерия принадлежности к христианской традиции. В рамках же скептицизма любые позитивные мировоззренческие положения, выдвигаемые в качестве объективных и общезначимых, подвергаются последовательной критике. Само наличие в Церкви догматов означает принципиальную несовместимость церковного вероучения со скептицизмом как последовательным мировоззрением. Поэтому неудивительно, что в православной публицистике скептицизм нередко воспринимается как синоним неверия, нигилизма, а также как проявление надменности, гордыни и самомнения. Например, иеромонах Иов (Гумеров) характеризовал современный ему скептицизм следующим образом: «Скептицизм не имеет никакого отношения ни к познанию, ни к логике. Это – определенная нравственно-психологическая болезнь. Она порождается бесплодием и творческой беспомощностью. В духовной области это проявляется, прежде всего, в неспособности иметь веру и познать невидимый мир. В культуре скептицизм, критицизм, нигилизм всегда возникали как следствие творческой несостоятельности»3.
При этом часто основной мишенью христианской критики скептицизма часто избирается свойственный данной мировоззренческой установке морально-нравственный релятивизм. В самом деле, если никакие позитивные мировоззренческие утверждения не могут приниматься в качестве безусловно истинных, то и любые нравственно-этические установки становятся лишь относительными, а потому не вполне обязательными.
Одновременно с критикой скептицизма как мировоззренческой установки, можно отметить, что в качестве эпистемологического метода (скептицизм, как отказ принимать какое-либо положение без доказательства) используется в научно-богословской работе так же, как это происходит и в других областях науки. Однако стоит отметить, что сами исследователи не склонны (и вполне справедливо) обозначать нормальный для любого исследователя критических подход к материалу в процессе своих исследований как скептицизм.
Примечания:
1 Пиррон из Элиды // Сайт “Хронос”.
2 Григорий Богослов. Слово 21, Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, Т. I — СПб.: Изд. Л. П. Сойкина, 1912. — С. 305—327.
3 О неверии и скептицизме // Азбука веры. Форум.
Скептическое отношение | Учения Михаила
Автор: ФИЛ УИТТМЕЙЕР и другие
Черты характера
Скептики — это люди, которые идут по жизни с нахмуренными бровями и проницательным взглядом — в прямом и переносном смысле. Они не верят, пока сами не проверят. Это пресловутые «сомневающиеся Фомы», которые должны увидеть это своими глазами. Они не убеждены, пока не собраны все факты, и не любят строить теории, пока доказательства не будут тщательно исследованы. Однако, как только доказательство получено, они твердо верят. Трудно поколебать систему убеждений скептика, потому что, опять же, должна быть еще одна гора доказательств и логики, чтобы ниспровергнуть ее. Знаком скептиков является вопросительный знак — они сомневаются во всем. Они насмешники, агностики мира.
Это Отношение ограничивает область знаний, в которую верят Скептики, и то, как они в это верят: допускается только объективное знание. Субъективные прозрения не допускаются, то есть субъективные прозрения других. Допускаются их собственные субъективные взгляды. Например, теология и философия не относятся к объективной сфере, поэтому скептики не считают их действительными, если они не верят в них по своей сути или не имеют убедительного личного опыта. Для чистых, крайних скептиков действительными считаются только научные физические доказательства, и только материальный мир считается реальным. Формальные философии этих взглядов называются «эмпиризм» и «материализм».
Интеллектуальный центр является аналогом Скептического отношения. Скептик аналитичен от себя к миру. Эта абстракция выражается в том, что скептики видят себя отчужденными от мира, а мир — навсегда отделенным от них самих. Они считают других незнакомцами, и им требуется много времени, чтобы подружиться с другими. С другой стороны, Интеллектуальный Центр, будучи Порядковой частью оси Выражения, является аналитическим внутри себя. Эта абстракция выражается в том, что интеллектуально ориентированные люди много думают. Обратите внимание, что тип информации, предпочитаемый Скептиками, — это тип информации, обрабатываемой Интеллектуальным центром. Эти двое — «команда». Это то, чем являются двойники друг друга.
Скептикам особенно не хватает воображения. На самом деле они могут пренебрегать воображением. Они думают, что глупо жить в своих «мечтах», предпочитая жить в «реальном мире». Однако у скептиков есть полная противоположность воображению: проекция — они видят свои иллюзии в мире, а не в голове. Все Установки, кроме Прагматизма, дают своим обладателям искаженное восприятие мира, но Скептики чаще всего видят только в своем мире то, что хотят видеть — они «проецируют» свое восприятие туда. Помимо воображения, скептики обычно рассматривают философию как пустую трату времени, поскольку она в значительной степени теоретическая, а вовсе не практическая, научная или доказуемая. Если скептики и исследуют философию, то только для того, чтобы разбирать идеи других.
Положительный Полюс (Расследование)
Положительный Полюс Скептицизма — это +Расследование, которое характеризуется исследованием всего («Какие доказательства?»). Здесь много любопытства, исследования скорее научного, чем теоретического характера. Из скептиков получаются хорошие исследователи: они обладают превосходной способностью исследовать факты или разрабатывать тесты для выявления законов природы. Они ничего не предполагают, но проверяют все. Скептиков беспокоит обнаружение того, что они чего-то не знают, поэтому они стремятся это узнать. Если вы хотите подразнить скептика, просто дайте ему часть информации и наблюдайте, как он будет искать остальную часть. Если вы разговариваете со скептиком, лучше рассчитывайте на допрос и перекрестный допрос — это часть их способа общения с другими. Может показаться, что +Сыщики приближаются к вещам, чтобы изучить их. Они есть, но они только приближаются. Скептики сохраняют определенную дистанцию во время анализа. Они никогда не присоединяются к объекту своего исследования.
Отрицательный полюс (подозрение)
Отрицательный полюс скептицизма — Подозрение. Зла и безобразия в мире, конечно, предостаточно, но люди на этом полюсе видят зло и безобразие даже там, где его нет, — они изобретают его запас, чтобы удовлетворить свой спрос на него. Все, что не понято, считается злом. Они верят, что зло коварно и всепроникающе и победит. Они расценивают сотрудничество между другими людьми как заговор. Они не «используют сомнения», а скорее считают других виновными, пока их невиновность не будет доказана. Такие люди часто проявляют недружелюбие при первой встрече, и другим людям требуется много времени, чтобы избавиться от недоверия. Они ничего не принимают «за чистую монету», а вместо этого видят в этом зловещее («В чем подвох?»). Они ищут скрытые мотивы в других («Это то, что он сказал, но что он имеет в виду на самом деле») и считают себя очень проницательными, когда «обнаруживают» такие скрытые мотивы. Они верят в худший сценарий и видят темную сторону других людей. Даже если мир не кажется злым, они воспринимают его как бессмысленный и бессмысленный, хаотичный и бессвязный. Когда личность агрессивна, крайним выражением этого полюса является враждебность. Такие люди хотят возложить вину на кого-то («Вот где вина»). Обвинения могут быть направлены на телевидение, правительство, религию или что-то еще. Когда личность пассивна, крайним выражением этого полюса является нигилизм — вера в ничто, вера в то, что жизнь не имеет цели и смысла. В сочетании с Негативным полюсом режима осторожности, -фобией, может возникнуть некоторая паранойя.
Способ преодоления -Подозрения заключается в том, чтобы рассмотреть и применить Положительный Полюс дополнительного Идеалистического Отношения, +Слияние. Начинайте искать объединяющие факторы в мире, такие как тот факт, что вселенная протекает достаточно гладко, согласно закону, а не хаотично, и что обществу удается действовать слаженно, несмотря на различия, и что большинство людей, хотя часто глупые и невежественны, тем не менее действуют из лучших побуждений и уж точно не злы. Если дела так затянулись, верьте, что они продолжатся.
Скептицизм дополняет Идеализм. Вспомните, что отрицательным полюсом идеализма является -абстракция (или -наивность), и вы поймете, почему скептики не любят двусмысленностей и гипотез. Они намереваются провести расследование, чтобы прояснить неясности. Скептики не заинтересованы в том, чтобы придумывать какую-то грандиозную теорию или схему для объяснения вещей. Они хотят разобрать вещи только для того, чтобы добраться до реальных фактов и посмотреть, как один факт соотносится с другим фактом. В то время как идеалисты не ценят уродство, скептики не ценят красоту. В то время как идеалисты видят единство во вселенной, скептики видят множество. В то время как идеалисты предполагают, что каждый является его другом, пока не доказано, что он враг, скептики считают каждого врагом, пока не доказано, что он друг. В то время как идеалисты считают, что у них есть ответы, скептики думают, что у них есть вопросы. В то время как Идеалисты доверяют, Скептики сомневаются.
В научной и философской литературе много говорится о противопоставлении редукционизма холизму. Со времен Ньютона и до Эйнштейна считалось, что Вселенная состоит из атомов и что все разделено. Со времен Эйнштейна все больше открытий и осознаний того, что Вселенная также построена на универсальных принципах и что все взаимосвязано. Что ж, Скептическая установка — это проявление в личности редукционистского восприятия, а идеалистическая установка — это выражение в личности холистической философии. Что это означает с точки зрения личности, так это то, что Скептик верит, что мир управляется случайностью и случайностью, а не замыслом и смыслом. Идеалисты будут объяснять вещи аналогиями — одна вещь похожа на другую, что доказывает им что-то. Скептики не будут использовать аналогии, потому что они думают, что ничто в действительности не похоже ни на что и что между вещами нет такой всеобщей абстрактной связи.
Преимущество этого Отношения для человека, у которого оно есть, заключается в том, что его нелегко обмануть ложными утверждениями. В мире много притворства и обмана, и скептиков не так-то просто обмануть. Это спасает их от горя. Недостатком такого отношения является то, что скептики упускают большую часть красоты и мудрости, которые есть в мире. Не веря в это, они не замечают его, когда видят. Они медленно верят в истины, которые очевидны для других.
Фил Уиттмайер
Ченнелинг о скептическом отношении
Порядковое отношение оси выражения называется «скептическим». Скептики смотрят на мир вдумчиво, и, поскольку он ординален (ориентирован на детали, ограничен), они тщательно исследуют (оттачивают) то, что видят, чтобы попытаться осмыслить это интеллектуально. Они немного сомневаются в том, что видят, что побуждает их анализировать это.
У ученых и журналистов часто бывает скептическое отношение, и оно для них идеально. Скептик имеет положительный полюс «расследования». Это хорошая идея не предполагать, что то, что представлено, является тем, за что оно претендует; часто это не так. Поэтому иметь скептика в качестве основы для видения мира совсем не плохо. В положительном полюсе скептики проверяют факты. Если у них хороший интеллект и хорошо развитая способность рассуждать и отличать правду от лжи, в процессе может прийти много понимания. Отрицательный полюс — «подозрение». В подозрениях скептик никогда не завершает процесс проверки фактов, а застревает в бесконечных сомнениях; он не желает принимать факты такими, какие они есть, потому что предпочитает другие факты или кажущиеся факты.
Есть люди, которые позиционируют себя как профессиональные скептики, но обычно они не проводят открытых исследований; они заранее составляют свое мнение довольно консервативным, если не реакционным образом, и стремятся навязать свои решения о том, что есть факты, всему, с чем они сталкиваются. Это не то же самое, что скептическое отношение, но оно может иллюстрировать отрицательный полюс. Закрытость — это опыт отрицательного полюса, в общем, а непредубежденность — положительный полюсный атрибут — он допускает больше сущности, потому что сущность (душа) обычно непредубеждена. Душа ищет новых впечатлений и не хочет, чтобы ее путь был закрыт или задвинут в сторону в узкий коридор.
Шеперд Худвин — From Michael On Attitudes
Следующая страница | Идеалистическое отношение
О Филе Уиттмайере Фил — давний ученик Михаила, написавший несколько рукописей длиной в книгу об учениях Михаила, многие из которых размещены на этом сайте. Он был активным членом сообщества в течение многих лет, и его можно найти на большинстве собраний Майкла. Фил в настоящее время живет в Колорадо. Вам понравилась эта статья? Поделись с друзьями Покупай в магазине New Age Сократ Смотреть все СМИ Просмотреть весь связанный контент → Резюме скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомнительного знания утверждает, изложенных в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0128 skeptikos
Комментарии
Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика
Прочтите краткий обзор этой темы
С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.
Чувства и приложения
Скептицизм развился в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.
Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.
Древний скептицизм
На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.
Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Апологии он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает.
Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был воспринят как нечто вроде скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.
В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и названная поэтому «академическим» скептицизмом. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, было задумано как ответ на взгляды Цицерона.)
Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I век до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали затруднения при определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.
Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.