Причины и симптомы аутизма — Mardaleishvili Medical Centre
Аутизм характеризуется расстройством нервной системы и психики. Существует несколько вариантов течения данной патологии.
Ранний детский аутизм, симптомы и признаки которого появляются на первых годах жизни ребенка.
- Синдром Аспергера – может возникнуть в любом возрасте.
- Атипичный аутизм, симптоматика похожа на раннюю форму и синдром Аспергера.
Ранний детский аутизм это отклонение в развитии интеллекта ребенка, нарушение способности к речи. Он бывает легким, средним и тяжелым по течению.
Детский аутизм: причины его возникновения
Точного этиологического фактора в возникновении патологии не обнаружено. Считается, важную роль играет наследственность. У маленького ребенка с симптомами аутизма, обычно есть родственники со сходным расстройством.
Иммунные механизмы играют роль в развитии аутизма. Если у мамы была патология во время беременности или сложные роды, шанс развития раннего аутизма увеличивается.
Возможно удастся выявить точную причину детского аутизма в будущем.
Симптомы раннего детского аутизма
Клиника и степень проявления того или иного симптома отличается в каждом случае заболевания. Общие черты патологии – эмоциональная бедность, речевые расстройства, отставание в интеллектуальном развитии.
Ребенок-аутист живет в своей реальности, старается ограничить воздействие на него внешнего мира. Симптомом аутизма в 1.5 года является то, что ребенок молчит. Он может не говорить ни слова, родителям кажется будто малыш не слышит. Малыш может повторять один и тот же слог или слово.
В более старшем возрасте, дети стараются быть одни, занимают себя каким-либо простым делом. Они избегают чужого взгляда, сами не смотрят в глаза другому человеку.
Интеллектуальная деятельность снижена в общем, но отдельные предметы или занятия хорошо выполняются аутистом, например, арифметика или игра в шахматы.
Для детского аутизма характерным симптомом в 2 года и старше, является отсутствие зрительного контакта с собеседником. Ребенок пытается принять одну позу при занятии чем-либо. Скудная мимика, любит проводить время в одиночестве. Такие дети мало чем увлекаются из того, что интересно их одногодкам.
Они часто заостряют свое внимание на какой-либо детали, а не предмете в целом. Их не интересуют игрушки, групповые игры. Когда ребенок-аутист взрослеет, его увлечения могут принимать форму мании. Например, он может пристраститься к видеоиграм.
Признаками аутизма у младенцев является отсутствие эмоциональной связи с матерью.
Малыш не выражает эмоций – не смеется, не гулит, не плачет. Только при сильном раздражителе, у ребенка начинается истерика.
Помощь ребенку в Тбилиси в клинике Мардалейшвили возможна с трехлетнего возраста при наличии пуповинной крови и с четырех лет – при отсутствии сохранённой пуповинной крови. В данном случае трансплантация проводится собственными стволовыми клетками из костного мозга. Уникальная технология коррекции аутизма собственными стволовыми клетками безопасна, эффективна.
Запишитесь на прием прямо сейчас!
Аутизм:Что такое аутизм и как его распознать?,Причины,Диагностика
Что такое аутизм и как его распознать?
Детский аутизм — серьёзное нарушение развития нервной системы, которым страдает, по разным данным, 1 ребёнок из 160 (по некоторым оценкам, 1 из 50). Проявляется аутизм, прежде всего, нарушениями общения и социальных функций: проблемами с речью, пониманием и выполнением инструкций, нежеланием общаться с окружающими, отстранённостью и стремлением к одиночеству. Второй обязательный симптом аутизма — однообразность или стереотипность поведения. У ребёнка могут быть повторяющиеся движения: взмахи руками, прыжки на месте, бег по кругу, хлопанье в ладоши, а также ограниченные или однообразные интересы или привычки. Часто такие дети чрезмерно интересуются, например, автомобилями, поездами, колёсами, реже – различными символами, цифрами, флагами, вывесками.
Признаки аутизма появляются в возрасте до 3 лет.
На сегодняшний день термин «аутизм» постепенно заменяет более точный диагноз – «расстройство аутистического спектра». Введение этого термина подчёркивает, что один и тот же диагноз может выставляться детям с абсолютно разной выраженностью симптомов, уровнем интеллекта, а также причиной заболевания. То есть нельзя отвергнуть диагноз «аутизм» на основании, что ребёнок «не похож» на других детей с подобным расстройством или у него нет тех или иных проявлений.
К сожалению, чаще всего родители обращаются за помощью, когда ребёнку исполнилось 2-3 года, или позже. Обычно это тот возраст, когда родители впервые обращают внимание, что ребёнок развивается не так, как его сверстники. «Не говорит», «говорит только отдельные слова», «не интересуется другими детьми и игрушками», «не выполняет мои просьбы», «не реагирует на своё имя», — неполный список типичных жалоб, с которыми обращаются к врачу мамы и папы таких детей. Что же мешает обратить внимание на тревожные симптомы раньше? Многие считают, что проблемы с речью, общением или поведением — временное явление, которое пройдёт само по себе. Часто под влиянием родственников появляются успокоительные формулировки: «он ещё выговорится», «маленький ещё», «мальчики более ленивые и говорить начинают позже».
Причины
Сразу следует сказать о том, что однозначного мнения о природе возникновения данного заболевания в среде ученых на сегодняшний день не существует. В течение длительного периода главной причиной считались нарушения структуры генов, и их непосредственное влияние на синоптические связи в коре головного мозга. Однако в последние годы многими учеными высказывается мнение о редко встречающейся мутации, возникающей во время внутриутробного развития плода.
Существует также мнение о действии социального фактора, а именно условий окружающих малыша в первые годы его жизни. Кроме этого, существует ряд неподтвержденных научно версий, среди которых присутствует вакцинация новорожденных. Распространенность заболевания довольно значительная, в среднем детский аутизм встречается у шести человек из тысячи, при этом соотношение заболевших мальчиков к девочкам составляет 4:1.
Симптомы
Основными проявлениями данной болезни является
- ограниченность общения и контакта с окружающим миром;
- узконаправленные интересы и однообразные, часто повторяющиеся, действия;
- умственная отсталость;
- существенная задержка развития речи у ребенка;
- при разговоре заметно, что ребенок испытывает существенные трудности, ему не удается первым заводить беседу и поддерживать ее с окружающими;
- больной часто повторяет заученные фразы, услышанные им ранее;
- присутствие таких понятий как юмор, завуалированное общение, скрытый смысл у больного полностью отсутствует;
- присутствует нарушение чувственного восприятия, малейшее прикосновение к больному вызывает у него состояние дискомфорта.
Симптомами аутизма в раннем детском возрасте также может быть нежелание играть с игрушками или сосредоточение на одной из ее частей. Ребенок может выдвигать ряд необоснованных требований, а именно передвигаться по строго определенному маршруту, осуществлять определенные действия в строго установленном им порядке. Такие дети плохо воспринимают родительскую ласку, не любят коллективных и звуковых игр, ребенок игнорирует обращение к нему, откликаясь лишь на отдельные звуки.
Аутизм у взрослых проявляется своеобразным увлечением определенными темами, характерными движениями, шаблонным мышлением. Третья часть от числа заболевших людей могут достигнуть определенного прогресса в обучении и карьере, однако при этом будут постоянно испытывать существенные трудности в общении. Интеллект взрослых людей не может быть выше среднего, у некоторых наблюдаются способности к самосовершенствованию, страдающий аутизмом может запоминать стихотворения, играть на музыкальных инструментах.
Диагностика
Диагностика на ранних периодах дает возможность помочь развить имеющийся у ребенка потенциал. По этой причине, развиваться аутизм, симптомы которого можно определить уже на первых годах жизни ребенка, будет в зависимости от своевременно проведенной диагностики и квалифицированного лечения.
Для определения стадии развития заболевания существует множество различных программ, включающих тесты и опросы, позволяющие измерить уровень интеллекта ребенка и соответствие необходимому этапу развития. Также обследуется и развитие мышечной системы организма, которая при заболевании может существенно отставать в развитии.
Лабораторные исследования назначаются на усмотрение врача и могут включать в себя
- магнитно-резонансное исследование, при обнаружении изменений в структуре мозга;
- электроэнцефалография – при наличии припадков характерных для данного заболевания;
- хромосомный анализ – в случае отягощенной наследственности.
Причиной для беспокойства родителей могут быть ситуации, когда ребенок в один год не производит характерных для своего возраста звуков, не указывает по просьбе на предмет, в полтора года ребенок не произносит слов, а в два года — простейших фраз. Своевременная диагностика позволит применить адекватное лечение и поможет ребенку развиться полноценно.
Лечение
Основной проблемой лечения данного заболевания является то, что на данный момент не существует единых методов, способных обеспечить полное выздоровление при данной патологии. Кроме этого, до сих пор существуют споры в том, считать ли аутизм болезнью или особым состоянием человека?
В любом случае ребенку необходимо адаптироваться к жизни в обществе, и для этого ему нужно оказать адекватную помощь. Не всем детям суждено стать полноценными членами общества, однако многие из них, достигнув совершеннолетия, могут вести самостоятельную жизнь.
Посещение детьми специализированных летних лагерей и педагогических центров, специализирующихся на лечении данной патологии, благоприятно сказываются на развитии ребенка. Принцип состоит в интенсивном прохождении всевозможных тренингов, как индивидуального, так и группового характера.
Большим успехом пользуется кинезитерапия, лечение музыкой и живописью. Данная терапия позволяет в какой-то мере ослабить аутизм признаки которого могут существенно сглаживаться, помогая человеку достигнуть соответствия общепринятым стандартам общества.
В медикаментозной терапии применяют исключительно симптоматический метод лечения, дающий возможность снять тревогу, депрессии и маниакальные состояния. Главными препаратами в данном случае являются ингибиторы со свойством обратного захвата серотонина.
К применению медикаментов необходимо подходить в комплексе с другими методами лечения, не делая их лишь дополнительным воздействием на организм. Состояние больного очень часто сопровождается приступами агрессии, поэтому возможно применение психотропных препаратов (сонапакс, галоперидол).
Кроме этого, агрессия и чувство вины может развиваться и у родителей. Следовательно, к решению данной проблемы следует подходить комплексно, и индивидуально в отношении каждого отдельно взятого случая.
Аутизм может привести к серьезным осложнениям и развитию сопутствующих психиатрических заболеваний, например эпилепсии.
Что вызывает аутизм? | Аутизм говорит
Приведенная ниже информация не предназначена для диагностики или лечения. Это не должно заменять консультацию с квалифицированным медицинским работником.
Общий вопрос после постановки диагноза аутизм: что является причиной аутизма.
Мы знаем, что нет одной причины аутизма. Исследования показывают, что аутизм развивается из-за сочетания генетических и негенетических или экологических влияний.
Эти факторы повышают риск развития у ребенка аутизма. Однако важно помнить, что повышенный риск — это не то же самое, что причина . Например, некоторые генные изменения, связанные с аутизмом, также могут быть обнаружены у людей, не страдающих этим расстройством. Точно так же не у всех, кто подвергается воздействию фактора риска аутизма в окружающей среде, разовьется это расстройство. На самом деле, большинство не будет.
Генетические факторы риска аутизма
Исследования показывают, что аутизм, как правило, передается по наследству. Изменения в определенных генах повышают риск развития у ребенка аутизма. Если родитель является носителем одного или нескольких таких генных изменений, они могут передаться ребенку (даже если у родителя нет аутизма). В других случаях эти генетические изменения возникают спонтанно в раннем эмбрионе или в сперматозоиде и/или яйцеклетке, которые объединяются для создания эмбриона. Опять же, большинство этих генных изменений сами по себе не вызывают аутизм. Они просто увеличивают риск расстройства
Факторы риска аутизма в окружающей среде
Исследования также показывают, что некоторые факторы окружающей среды могут дополнительно повышать или снижать риск аутизма у людей, генетически предрасположенных к этому расстройству. Важно отметить, что увеличение или уменьшение риска кажется небольшим для любого из этих факторов риска:
Повышенный риск
- Пожилой возраст родителей (любой из родителей)
- Осложнения беременности и родов (например, крайняя недоношенность [до 26 недель], низкий вес при рождении, многоплодная беременность [двойня, тройня и т. д.])
- Беременности с интервалом менее одного года
Снижение риска
- Витамины для беременных, содержащие фолиевую кислоту, до и во время зачатия и во время беременности
Не влияет на риск
Вакцины . Каждая семья имеет уникальный опыт диагностики аутизма, и у некоторых это совпадает со сроками вакцинации их ребенка. В то же время ученые за последние два десятилетия провели обширные исследования, чтобы определить, существует ли какая-либо связь между прививками в детстве и аутизмом. Результаты этого исследования очевидны: вакцины не вызывают аутизм. Американская академия педиатрии составила исчерпывающий список этих исследований.
Различия в биологии мозга
Как эти генетические и негенетические влияния вызывают аутизм? Большинство из них, по-видимому, влияют на важные аспекты раннего развития мозга. Некоторые, по-видимому, влияют на то, как нервные клетки или нейроны мозга взаимодействуют друг с другом. Другие, по-видимому, влияют на то, как целые области мозга взаимодействуют друг с другом. Исследования продолжают изучать эти различия с целью разработки методов лечения и поддержки, которые могут улучшить качество жизни.
Расстройство аутистического спектра.
Симптомы и причиныОбзор
Расстройство аутистического спектра — это состояние, связанное с развитием мозга, которое влияет на то, как человек воспринимает других и общается с ними, вызывая проблемы в социальном взаимодействии и общении. Расстройство также включает ограниченные и повторяющиеся модели поведения. Термин «спектр» в расстройствах аутистического спектра относится к широкому спектру симптомов и степени тяжести.
Расстройство аутистического спектра включает состояния, которые ранее считались отдельными — аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и неуточненную форму первазивного расстройства развития. Некоторые люди до сих пор используют термин «синдром Аспергера», который обычно считается легкой формой расстройства аутистического спектра.
Расстройство аутистического спектра начинается в раннем детстве и в конечном итоге вызывает проблемы в жизни общества — например, в обществе, в школе и на работе. Часто дети проявляют симптомы аутизма в течение первого года жизни. Небольшое количество детей развивается нормально в первый год жизни, а затем проходит период регрессии в возрасте от 18 до 24 месяцев, когда у них появляются симптомы аутизма.
Хотя лекарства от расстройства аутистического спектра не существует, интенсивное раннее лечение может существенно изменить жизнь многих детей.
Товары и услуги
Симптомы
У некоторых детей в раннем младенчестве проявляются признаки расстройства аутистического спектра, такие как снижение зрительного контакта, отсутствие реакции на свое имя или безразличие к опекунам. Другие дети могут нормально развиваться в течение первых нескольких месяцев или лет жизни, но затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными или теряют уже приобретенные языковые навыки. Признаки обычно видны в возрасте 2 лет.
Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра, вероятно, будет иметь уникальную модель поведения и степень тяжести — от низкого до высокого уровня функционирования.
Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в обучении, а у некоторых наблюдаются признаки интеллекта ниже нормы. У других детей с этим расстройством интеллект от нормального до высокого — они быстро учатся, но испытывают трудности в общении и применении своих знаний в повседневной жизни, а также в адаптации к социальным ситуациям.
Из-за уникального сочетания симптомов у каждого ребенка иногда трудно определить тяжесть заболевания. Как правило, это зависит от уровня нарушений и того, как они влияют на способность функционировать.
Ниже приведены некоторые распространенные признаки у людей с расстройством аутистического спектра.
Социальное общение и взаимодействие
У ребенка или взрослого с расстройством аутистического спектра могут быть проблемы с социальным взаимодействием и коммуникативными навыками, включая любые из следующих признаков:
- Не отзывается на свое имя или кажется, что не слышит вас раз
- Сопротивляется объятиям и объятиям и, похоже, предпочитает играть в одиночестве, уходя в свой собственный мир
- Плохой зрительный контакт и отсутствие выражения лица
- Не говорит или имеет задержку речи, или теряет прежнюю способность произносить слова или предложения
- Не удается начать беседу или продолжить ее, или начинает беседу только для отправки запросов или маркировки элементов
- Говорит ненормальным тоном или ритмом и может использовать напевный голос или речь робота
- Повторяет слова или фразы дословно, но не понимает, как их использовать
- Не понимает простых вопросов или указаний
- Не выражает эмоций и чувств и, кажется, не знает о чувствах других
- Не указывает и не подносит объекты, чтобы разделить интерес
- Неправильно подходит к социальному взаимодействию, будучи пассивным, агрессивным или разрушительным
- С трудом распознает невербальные сигналы, такие как интерпретация выражения лица других людей, положения тела или тона голоса
Модели поведения
У ребенка или взрослого с расстройством аутистического спектра могут быть ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности, включая любой из следующих признаков:
- Выполняет повторяющиеся движения, такие как раскачивание, вращение или взмахи руками
- Выполняет действия, которые могут причинить себе вред, такие как кусание или удары головой
- Разрабатывает определенные рутины или ритуалы и становится беспокойным при малейших изменениях
- Имеет проблемы с координацией или странные модели движений, такие как неуклюжесть или ходьба на носочках, а также странный, жесткий или преувеличенный язык тела
- Увлекается деталями объекта, например, вращающимися колесами игрушечной машинки, но не понимает общего назначения или функции объекта
- Необычно чувствителен к свету, звуку или прикосновению, но может быть безразличен к боли или температуре
- Не участвует в подражательной или притворной игре
- Фиксируется на объекте или деятельности с ненормальной интенсивностью или фокусом
- Имеет определенные предпочтения в еде, например, ест только несколько продуктов или отказывается от продуктов с определенной текстурой
По мере взросления некоторые дети с расстройствами аутистического спектра становятся более активными и проявляют меньше нарушений поведения. Некоторые, обычно с наименее серьезными проблемами, в конечном итоге могут вести нормальную или почти нормальную жизнь. Другие, однако, по-прежнему испытывают трудности с языковыми или социальными навыками, а в подростковом возрасте могут возникнуть более серьезные поведенческие и эмоциональные проблемы.
Когда обращаться к врачу
Дети развиваются в своем собственном темпе, и многие из них не соблюдают точные сроки, указанные в некоторых книгах для родителей. Но у детей с расстройствами аутистического спектра обычно проявляются некоторые признаки задержки развития в возрасте до 2 лет.
Если вас беспокоит развитие вашего ребенка или вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть расстройство аутистического спектра, обсудите свои опасения со своим врачом. Симптомы, связанные с расстройством, также могут быть связаны с другими нарушениями развития.
Признаки расстройства аутистического спектра часто проявляются на ранних стадиях развития, когда наблюдаются очевидные задержки в языковых навыках и социальных взаимодействиях. Ваш врач может порекомендовать тесты на развитие, чтобы определить, есть ли у вашего ребенка задержки в когнитивных, языковых и социальных навыках, если ваш ребенок:
- Не отвечает улыбкой или счастливым выражением лица к 6 месяцам
- Не имитирует звуки или мимику к 9 месяцам
- Не лепечет и не воркует к 12 месяцам
- Не делает жестов — например, указывает или машет рукой — к 14 месяцам
- Не говорит ни слова к 16 месяцам
- Не играет понарошку и не притворяется к 18 месяцам
- Не произносит фраз из двух слов к 24 месяцам
- Теряет языковые или социальные навыки в любом возрасте
Записаться на прием в клинику Mayo
Из клиники Mayo на ваш почтовый ящик
Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19.плюс опыт управления здоровьем. Нажмите здесь для предварительного просмотра по электронной почте.
Чтобы предоставить вам наиболее актуальную и полезную информацию, а также понять, какие информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.
Причины
Расстройство аутистического спектра не имеет какой-либо одной известной причины. Учитывая сложность расстройства и тот факт, что симптомы и степень тяжести различаются, вероятно, причин может быть много. И генетика, и окружающая среда могут играть роль.
- Генетика. По-видимому, несколько разных генов вовлечены в расстройства аутистического спектра. У некоторых детей расстройство аутистического спектра может быть связано с генетическим заболеванием, таким как синдром Ретта или синдром ломкой Х-хромосомы. У других детей генетические изменения (мутации) могут увеличить риск расстройства аутистического спектра. Другие гены могут влиять на развитие мозга или на то, как клетки мозга взаимодействуют друг с другом, или они могут определять тяжесть симптомов. Некоторые генетические мутации, по-видимому, передаются по наследству, в то время как другие возникают спонтанно.
- Факторы окружающей среды. В настоящее время исследователи изучают, играют ли такие факторы, как вирусные инфекции, лекарства или осложнения во время беременности, или загрязнители воздуха, роль в возникновении расстройства аутистического спектра.
Нет связи между вакцинами и расстройствами аутистического спектра
Один из самых больших споров в отношении расстройств аутистического спектра сосредоточен на том, существует ли связь между этим расстройством и детскими вакцинами. Несмотря на обширные исследования, ни одно надежное исследование не показало связи между расстройством аутистического спектра и какими-либо вакцинами. На самом деле, первоначальное исследование, вызвавшее споры много лет назад, было отозвано из-за плохого дизайна и сомнительных методов исследования.
Отказ от прививок в детстве может подвергнуть вашего ребенка и других людей опасности заражения и распространения серьезных заболеваний, включая коклюш, корь или эпидемический паротит.
Факторы риска
Число детей с диагнозом расстройства аутистического спектра растет. Неясно, связано ли это с лучшим обнаружением и отчетностью, или с реальным увеличением числа случаев, или с тем и другим.
Расстройство аутистического спектра поражает детей всех рас и национальностей, но некоторые факторы повышают риск для ребенка. Среди них могут быть:
- Пол вашего ребенка. Вероятность развития расстройств аутистического спектра у мальчиков примерно в четыре раза выше, чем у девочек.
- Семейный анамнез. Семьи, в которых есть один ребенок с расстройством аутистического спектра, имеют повышенный риск рождения еще одного ребенка с этим расстройством. Также нередко родители или родственники ребенка с расстройством аутистического спектра сами имеют незначительные проблемы с социальными или коммуникативными навыками или проявляют определенное поведение, типичное для этого расстройства.
- Другие расстройства. Дети с определенными заболеваниями имеют более высокий, чем обычно, риск развития расстройств аутистического спектра или симптомов, похожих на аутизм. Примеры включают синдром ломкой Х-хромосомы, наследственное заболевание, вызывающее интеллектуальные проблемы; туберозный склероз, состояние, при котором в головном мозге развиваются доброкачественные опухоли; и синдром Ретта, генетическое заболевание, встречающееся почти исключительно у девочек, которое вызывает замедление роста головы, умственную отсталость и потерю целенаправленного использования рук.
- Крайне недоношенные дети. Дети, рожденные до 26 недель беременности, могут иметь более высокий риск расстройства аутистического спектра.
- Возраст родителей. Может существовать связь между детьми, рожденными от пожилых родителей, и расстройствами аутистического спектра, но для установления этой связи необходимы дополнительные исследования.
Осложнения
Проблемы с социальным взаимодействием, общением и поведением могут привести к:
- Проблемы в школе и с успешным обучением
- Проблемы с трудоустройством
- Неспособность жить самостоятельно
- Социальная изоляция
- Стресс в семье
- Виктимизация и травля
Профилактика
Нет способа предотвратить расстройство аутистического спектра, но есть варианты лечения. Ранняя диагностика и вмешательство являются наиболее полезными и могут улучшить поведение, навыки и развитие речи.