Разное

История праздника в россии 8 марта: история и традиции, как празднуют Международный женский день

история и традиции, как празднуют Международный женский день

Больше 40 лет — с 1975 года Международный женский день отмечается Организацией Объединенных Наций, а в России, Азербайджане, Армении, Беларуси, и Туркменистане 8 Марта является национальным праздником.

История праздника

28 февраля 1908 года в Нью-Йорке больше 15 тысяч женщин вышли на митинг, требуя уменьшить рабочий день и добиться равных c мужчинами зарплат. Через год Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля национальным женским днем. А еще через год американские представительницы приехали на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток в Копенгаген, где познакомились с коммунисткой Кларой Цеткин, которая выступила с предложением сделать женский день международным.

В 1911 году одна из лидеров Социал-демократической партии Германии Елена Гринберг предложила отметить Международный женский день в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта в честь Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1913 году в шествиях приняли участие также женщины во Франции и России, Чехии, Венгрии и других странах. Причем мероприятия проходили в различные дни марта. В 1914 году женский день решено было отметить воскресенье, которое выпало на 8-е число. В этот день к акции присоединились дамы из США, Великобритании, Австрии, Дании, Германии, Нидерландов, России и Швейцарии.

В 1921 году в СССР прошла 2-я Коммунистическая женская конференция, которая постановила отмечать Международный женский день 8 марта — в честь петроградской демонстрации, прошедшей в этот день (23 февраля по старому стилю) 1917 года.

В 1965 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому Международный женский день 8 Марта стал праздником и выходным днем.

Что празднуется в Международный женский день

С 1975 года Организация Объединенных Наций отмечает 8 Марта как Международный день борьбы за права женщин и международный мир, объявляя каждый год определенную тематику. Кроме того, в России и некоторых других странах этот праздник также является национальным. В этот день женщины различных стран и континентов собираются вместе, чтобы обсудить уровень их борьбы за равенство, мир и справедливость.

В нашей стране 8 Марта по-прежнему называется Международным женским днем, но воспринимается больше как праздник весны, когда каждая женщина ждет внимания и заботы со стороны своих любимых мужчин. Представители сильного пола получают возможность порадовать своих дорогих дам не только цветами и подарками, но и приятными словами и совместно проведенным временем.

Традиции праздника

В прекрасный весенний праздник принято приглашать женщин на прогулки и свидания. Каждый год парки Москвы предлагают множество идей проведения 8 Марта. Исторические экскурсии, праздничные концерты, мастер-классы по изготовлению подарков своими руками, различные фотозоны и места «Свободный микрофон», где можно вслух поздравить женщин, — варианты есть для каждого.

Если прогулки на свежем воздухе вам не подходят, или погода в этот день не радует, то концертные залы традиционно проводят в эти специальные программы. Выступления мужских коллективов, мюзиклы и концерты-поздравления — неизменные составляющие Международного женского дня.

Работающие женщины обычно получают подарки и внимание со стороны коллег-мужчин и начальства. Кроме того, принято поздравлять своих учительниц, бабушек и других знакомых представительниц прекрасного пола.

Подарки на 8 Марта

В преддверии Международного женского дня практически каждый мужчина задумывается над тем, чем порадовать своих близких женщин. На помощь пришли социологи, которые провели опрос и выяснили рейтинг подарков, о которых мечтают российские женщины.

На первом месте (43% опрошенных) оказались ювелирные украшения. На второй строчке (34%) — косметика и парфюмерия. А замкнули тройку лидеров этого топа — сертификаты и подарочные карты различных магазинов, а также бытовая техника (особенно для красоты, а не для кухни).

Кроме того, универсальным подарком остаются цветы.

Международный женский день 8 Марта: история возникновения праздника

Международный женский день родился из массовых протестов за права женщин, но со временем превратился в «День весны» и просто еще один выходной. Однако феминистское движение постепенно возвращает этому празднику его первоначальное значение. Forbes Woman вспоминает историю 8 Марта

Фабричные работницы гуляют по Бродвею

Историю возникновения праздника 8 Марта можно проследить до 1908 года, когда по улицам Нью-Йорка прошли маршем женщины, выступающих за равные с мужчинами права и против невыносимых условий труда. Они требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, запрета детского труда и предоставления права голоса. 

Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток (в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма). Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания (за исключением похоронных процессий) по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли (в некоторых газетах писали: прогулялись) по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников.

Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».

Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля.

Материал по теме

Печальным подтверждением справедливости требований, с которыми выходили на акции протеста женщины, стал пожар, произошедший на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года. Работницы недоедали и, чтобы заглушить чувство голода, постоянно курили. Вероятно, так и начался пожар, унесший жизни 23 мужчин и 123 женщин, преимущественно мигранток. Одни погибли в огне, другие разбились, пытаясь выбраться с девятого этажа — хлипкая пожарная лестница быстро обрушилась, а входные двери на время рабочей смены запирались. 

Всего за год до этого на фабрике прошла забастовка, участницы которой требовали повысить зарплаты и улучшить условия труда, — но тогда руководство не пошло на уступки. После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств, а председательница нью-йоркского отделения Лиги Роза Шнейдерман сформулировала требование (позже широко растиражированное) «хлеба и роз», подразумевая, что женщины имеют право не только на прожиточный минимум, но и на достойный уровень жизни.

В 1912 году в своей речи она заявила: «Богатая женщина имеет право и на жизнь, и на солнце, и на музыку, и на искусство. Среди этого нет ничего, на что не имела бы права и самая скромная работница. У работницы должен быть хлеб, но у нее должны быть и розы. Помогите, вы, привилегированные женщины, дайте ей право голоса для борьбы!» 

Женский Первомай

Тем, кто придумал праздник 8 Марта в его современном виде, считается Клара Цеткин, которая с 1870-х годов участвовала с социалистическим движении в Германии и боролась за права женщин. С 1892-го по 1917 год она была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit («Равенство»), в которой печатались статьи об избирательном праве, неоплачиваемом труде и международном женском движении. Правда, от буржуазных феминисток Цеткин, как и другие социалистки, отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества.

В 1907 году она была соучредителем Интернационала социалистических женщин. На его первом конгрессе в Штутгарте присутствовали 58 делегаток, на втором в Копенгагене — уже больше 100 представительниц профсоюзов, социалистических партий и женских рабочих клубов. В многочисленных спорах о том, как все же донести до властей свои требования избирательного права и улучшения условий труда (выдвигалось даже предложение объединить усилия с буржуазными феминистками, которое, впрочем, было отвергнуто), возникла идея совместно проводить ежегодные массовые акции — по образцу первомайских демонстраций, которые к тому времени уже стали традицией. Так был учрежден Международный день трудящихся женщин.

Клара Цеткин (Фото Public domain)

На следующий год его отметили в Австрии, Дании и Швейцарии, где на митинги и демонстрации вышли суммарно более 1 млн женщин и мужчин. Праздник приурочили к 40-летию Парижской коммуны (социалистического правительства Франции, продержавшегося всего 72 дня), но сдвинули на день — на воскресенье, 19 марта. 

С началом Первой мировой войны к требованиям избирательного права и улучшения условий труда добавились пацифистские лозунги и протесты против войны. Но война разобщила представительниц женских движений: пока одни требовали прекращения огня, другие становились сестрами милосердия и оканчивали шоферские курсы, чтобы помогать фронту. Даже внутри социалистических партий шли постоянные споры со взаимными обвинениями. Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод. 

Хлеба и мира

«Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба,  — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. — Они начали с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия». «В Москве нет хлеба. То тут, то там происходят уличные вспышки. Сегодня на Калужской площади толпа разнесла разгромила две булочные.

Полиция… действовала «холодным» оружием, то есть кулаками «по шее» и «по зубам»… Были случаи замерзания в очередях», — такую запись можно найти в дневнике писательницы Рашели Хиль-Гольдовскй от 18 февраля 1917 года. «Слыхал, что на Выборгской стороне забастовавшие рабочие с помощью баб перевернули трамвай, один трамвай зажгли и вообще останавливали трамваи» — свидетельствовал другой очевидец. «Женщины стояли в очереди за хлебом и были основными протестующими», — говорит историк Рошель Рутшильд из Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал, что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин. 

Вообще женский день в России был учрежден еще в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю (по «новому стилю»), вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году.

В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство. 

8 Марта  стало частью советской символической политики, его празднование из протеста против неравенства превратилось в торжество, а лозунги теперь прославляли образ советской женщины. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться.

Материал по теме

К середине XX века, когда, как пишет историк Наталья Козлова, была сформирована «армия тружениц и рожениц», акценты сместились. В 1965 году 8 Марта стало выходным днем (незадолго до этого в Москве прошел Всемирный конгресс женщин), а среди сопровождающих его лозунгов появились призывы к борьбе за мир во всем мире (это было актуально в условиях холодной войны), он стал мыслиться как день международной солидарности женщин. На Западе примерно в то же время появился миф о том, что празднование Женского дня восходит даже не к 1908-му, а к 1857 году, когда в Нью-Йорке была жестоко подавлена одна из первых акций протеста работниц текстильных фабрик. Но и это не сделало 8 Марта популярным — праздник прочно ассоциировался с Советским Союзом.

Как 8 Марта стало международным праздником

Официальное празднование 8 Марта в качестве Международного женского дня было учреждено ООН только в 1975 году, в преддверии Декады женщин ООН — так назвали десятилетие с 1976-го по 1985 год, в течение которого прошли две международные конференции, посвященные гендерным проблемам, и была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Работа над ней началась еще в 1960-е не в последнюю очередь благодаря второй волне феминизма. 

Страны подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязуются направлять регулярные отчеты в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (или КЛДЖ) ООН — не реже, чем раз в четыре года. В России последний — девятый — доклад был опубликован в 2019 году. Комиссия рассматривает отчет и направляет стране-участнику замечания и рекомендации. 

Кроме того, в Декаду женщин появилась новая структура в составе ООН — ЮНИФЕМ, или Женский Фонд Организации Объединённых Наций. Это подразделение Организации объединенных наций оказывало финансовую поддержку программам, которые продвигали права женщин и гендерное равенство. В 2010 году ЮНИФЕМ упразднили, открыв другую структуру — ООН-Женщины. 

Ее работу можно условно разделить на несколько блоков: это исследовательская деятельность (сбор данных и публикация отчетов), помощь государствам-партнерам в проведении справедливой политики, сотрудничество с международными неправительственными организациями, которые работают в зонах кризисов, просвещение. Используя эти форматы, структура работает со следующими проблемами и темами:

  • насилие в отношении женщин;
  • проблемы женщин в условиях гуманитарных катастроф;
  • дискриминация, права женщин с инвалидностью и ВИЧ;
  • доступ женщин к образованию;
  • их участие в политике, экономике, науке, культурной деятельности.

Цветы, конфеты, феминизм

В постсоветской России о происхождении 8 Марта, кажется, вовсе забыли, и из дня борьбы за права женщин эта дата превратилась в «Праздник весны», лишенный феминистского пафоса. По данным исследования, проведенного Mail.ru (есть в распоряжении редакции), только 7% россиян считают 8 Марта днем, посвященным борьбе за права женщин, 5% — днем в поддержку женщин. 30% воспринимают его как день весны. Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве. Для самих женщин праздник является прежде всего поводом отдохнуть (об этом сказали 53% респонденток), 33% надеются получить подарки. 22% опрошенных женщин считают обязательными символами 8 Марта конфеты и духи.

Материал по теме

Все это происходит на фоне растущего во всем мире интереса к женской повестке и все более интенсивной борьбы с гендерным неравенством. Например, официальные мероприятия структуры «ООН-Женщины», посвященные 8 Марта, каждый год посвящены какой-либо актуальной проблеме — от доступа к образованию до борьбы с насилием. Тема 2022 года — «Гендерное равенство сегодня для устойчивого завтра». 

При этом 8 Марта — не единственная дата, связанная с гендерной проблематикой. Есть дни, посвященные поддержке женщин в разных сферах и из разных социальных и профессиональных групп: например, 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке, 15 октября — Международный день сельских женщин. В разных странах в разные даты отмечаются День матери, День девочек.

Есть и дни, напоминающие о тех проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины: 6 февраля отмечается Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах, 19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта , 23 июня — Международный день вдов. А 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, начинается ежегодная кампания «16 дней против насилия в отношении женщин». 

Каждый такой день дает дополнительный повод поговорить о неравенстве — впрочем, борьбу с ним феминистки ведут без оглядок на календарь.

Почему Международный женский день отмечается 8 марта: радикальная причина

Пока люди во всем мире отмечают Международный женский день — ежегодное празднование 8 марта — страны от Кыргызстана до Камбоджи будут официально чтить права женщин и достижения в политической, экономической, социальной и культурные сферы. Этот день был объявлен официальным праздником Организации Объединенных Наций с 1975 года, который был Международным годом женщин, и является национальным праздником во многих частях мира.

Но истоки этого дня уходят гораздо дальше, чем в 1975 год, и более радикальны, чем можно было бы ожидать от столь широко празднуемого дня.

Рассказывая о социалистических движениях начала 20-го века, подробнее об истории возникновения Международного женского дня (IWD):

Как начался Международный женский день?

Толчок к учреждению Международного женского дня можно проследить до Нью-Йорка в феврале 1908 года, когда тысячи женщин-швейниц объявили забастовку и прошли маршем по городу в знак протеста против условий их труда. «Как и сегодня, эти женщины занимали менее организованные рабочие места [чем их коллеги-мужчины], находились в нижних эшелонах швейной промышленности, работали за низкую заработную плату и подвергались сексуальным домогательствам», — говорит Эйлин Борис, профессор феминистских исследований в Калифорнийский университет Санта-Барбары.

В честь годовщины забастовок, продолжавшихся более года, 28 февраля 1909 года в США впервые был отмечен Национальный женский день, инициатором которого выступила Социалистическая партия Америки.

Во главе с немецкой активисткой и социалисткой Кларой Цеткин идея превратить этот день в международное движение в защиту всеобщего избирательного права была выдвинута на Международной конференции трудящихся женщин в 1910 году. Цеткин была известна как страстный оратор и защитник прав работающих женщин, и ее усилия имели решающее значение для признания этого дня на большей части Европы в начале 19 века.10 с.

Самая значимая акция протеста в честь Международного женского дня

Хотя Международный женский день начался с выступления женского рабочего движения в США, в 1917 году он принял поистине революционную форму в России.

Как раз когда идея Цеткин распространилась по Европе Россия (где в 1913 году был установлен Международный женский день) столкнулась с волнениями и по другим причинам. Именно на фоне измученной войной страны, повсеместной нехватки продовольствия и эскалации народных протестов 19Демонстрация 17-го Международного женского дня прошла 23 февраля того же года — эквивалент 8 марта по русскому календарю, что указывает на значимость даты поминовения сегодня.

Хотя это был не первый Международный женский день в России, историк и активист Рошель Рутшильд из Гарвардского центра российских и евразийских исследований Дэвиса указывает на различия между более ранними протестами и этой демонстрацией, которая прошла в тогдашней столице Петрограде и в которой приняли участие тысячи людей. . «Женщины в основном стояли в очереди за хлебом и были основными протестующими», — говорит она. «На самом деле мужчины-революционеры, такие как [Леон] Троцкий, были расстроены из-за них, поскольку эти непослушные и непослушные женщины выходили на улицу в этот Международный женский день, когда они должны были ждать до мая», — имея в виду ежегодные протесты рабочих 1 мая.

Несмотря на первоначальные директивы революционных лидеров, протесты, начавшиеся 8 марта, переросли в ежедневные массовые забастовки рабочих всех секторов, требующих хлеба, улучшения прав и прекращения самодержавия. Через неделю царь отрекся от престола, что ознаменовало падение Российской империи и проложило путь к социализму и образованию Советского Союза в 1922 году.

«Можно утверждать, что эти демонстрации спровоцировали отречение царя Николая и конец династия Романовых», — говорит Рутшильд. «Вероятно, это была самая значимая из всех демонстраций, посвященных Международному женскому дню».

8 марта (23 февраля по юлианскому календарю) буржуазно-демократическая революция, первая из двух революций в России 1917 года. и получили — право голоса в 1917 году как прямое следствие мартовских протестов и после того, как более 40 000 женщин и мужчин снова вышли на улицы, требуя всеобщего избирательного права. Это сделало Россию первой крупной державой, принявшей закон об избирательном праве для женщин, на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах. Фактически, суфражистки в Великобритании и их коллеги в США смотрели на Россию как на пример и считали то, что они считали прогрессом страны и освобождением женщин, зеркалом своих собственных правительств, предупреждая, что они отстают.

«Женские движения, будь то избирательное право или трудовые права, всегда имели международную связь, — говорит Борис. Британская суфражистка Эммелин Панкхерст, посетившая Россию в июне 1917 года, и создание Международной женской лиги за мир и свободу во время Первой мировой войны являются примерами этих глобальных связей в начале 20-го века.

Эти две суфражистки несли свое знамя к воротам Белого дома 22 июня 1917 года. В сообщении обвиняется Вудро Вильсон, но позже он выступил в поддержку Девятнадцатой поправки. Слова «свободная Россия» относятся к избирательным правам женщин, введенным временным режимом, свергнувшим царя в марте.

Bettmann—Bettmann Archive

Однако празднование Международного женского дня само по себе не имело такого большого значения в США на протяжении 20-го века, как в других странах, в основном из-за его политических ассоциаций с Советским Союзом и социализмом среди усиление напряженности времен холодной войны. Тот факт, что официальное празднование Дня ООН было установлено только в 1975 году, подчеркивает этот момент и может в некоторой степени объяснить, почему этот день до сих пор не так широко признан в США, как в других странах, хотя не случайно, что мартовский день Месяц истории женщин в стране.

«Я думаю, это действительно интересно, что во всем мире люди отмечают этот день, который на самом деле возник в США, — говорит Рутшильд, — но в США его не соблюдают в такой же степени».

«Предстоит сделать еще много шагов»

За столетие, прошедшее с момента его учреждения, Международный женский день стал отмечаться так же часто, как празднованием, так и протестом, но наследие этого дня по-прежнему связано с борьбой за права женщин. права — элемент, который приобрел новую актуальность в последние месяцы, особенно в связи с тем, что движение #MeToo приобрело глобальные масштабы.

Обращаясь к истории Международного женского дня сегодня в России, Рутшильд указывает на «иронию» недавних изменений в законах, затрагивающих российских женщин; например, в прошлом году Владимир Путин подписал противоречивую поправку к закону, декриминализирующую некоторые формы домашнего насилия. «Как общество, которое рекламировало женское освобождение, так быстро превратилось в общество, которое так резко отреагировало на представления о женском равенстве и правах женщин?» она сказала.

И Россия далеко не единственная страна, где женщины продолжают сталкиваться с ущемлением своих прав. «Конечно, в США есть люди и лидеры, которые тоже хотели бы повернуть время вспять, — говорит Рутшильд. За время, прошедшее после избрания президента Трампа в 2016 году и Женского марша в начале 2017 года, американских женщин мобилизовали на действия разговоры о сексуальных домогательствах, равной оплате труда, угрозах репродуктивному здоровью и многом другом.

Международный женский день вряд ли скоро потеряет свою радикальность.

«Дни, подобные IWD, — это время, чтобы отпраздновать достигнутые успехи и оценить, как далеко мы продвинулись, — говорит Борис, — но также и увидеть, что предстоит сделать еще много шагов, и вновь посвятить себя борьбе впереди ».

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

История Международного женского дня

8 марта женщины всей России получат коробки конфет, тюльпаны и открытки в честь Международного женского дня. Между тем, что это первый государственный праздник весны и всеобщее дарение цветов, он может показаться светлым и радостным праздником нежности, материнства и красоты. И во многом таким праздник стал в России. Но так ли это было задумано?

История Женского дня

Хотя Женский день не является государственным праздником в большинстве стран и отмечается не так широко, как в России, Женский день является международным по масштабу и происхождению. 8 марта 1857 года сотни женщин, работающих на текстильных фабриках Нью-Йорка, объявили забастовку, протестуя против бесчеловечных условий труда, двенадцатичасового рабочего дня, а также требуя повышения заработной платы и предоставления права голоса. В последние выходные февраля 1908 года женщины снова вышли на улицы Нью-Йорка с практически неизменными требованиями: лучших условий труда и права голоса. В 1909 забастовки усилились, и к 1910 году на Международной конференции женщин-социалистов в Копенгагене Социалистическая партия Америки предложила сделать Женский день ежегодным международным праздником. Разочарования женщин действительно были глобальными. В Россию праздник пришел в виде крупной акции протеста в 1917 году: женщины вышли на улицы Петрограда против голода, войны, царского режима, что послужило началом массового движения, завершившегося Февральской революцией 1917 года. В течение многих лет после этого праздник отмечался преимущественно в коммунистических странах как день продолжения борьбы за равноправие. Только в 1970-е годы были Женским днем, принятым Организацией Объединенных Наций.

От прав женщин к женственности

Так как же Россия перешла от прав женщин к шоколаду и цветам? Ответ не однозначный, но, похоже, произошло две вещи: ощущение прогресса и желание деполитизировать праздник.

8 мая 1965 года Международный женский день был объявлен в СССР государственным праздником в ознаменование выдающихся достижений советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности, а также большой вклад женщин в укрепление дружбы между всеми народами во имя мира. Заявление звучит почти как «спасибо», признавая, как далеко продвинулись женщины, и тонко устраняя возможность продолжать двигаться вперед. В конце концов, государственный праздник был дан не для того, чтобы продолжать борьбу, а чтобы быть благодарным женщинам. В заявлении упоминался мир и предлагалось отношение к празднику. Мы видим, как эти идеи выходят за рамки слов и превращаются в образы: праздничные открытки подчеркивали солидарность, дружбу и даже изображали белых голубей как символы мира.

После распада Советского Союза в некоторых странах праздник продолжали отмечать. Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Абхазия по-прежнему отмечают Международный женский день 8 марта. С другой стороны, в Эстонии и Литве 8 марта больше не является государственным праздником. В Таджикистане 8 марта стало Днем матери. В этих странах было естественное желание дистанцироваться между своей новой политической и культурной реальностью и прошлым гнетом Советского Союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *