Гиперактивность у детей – статьи о здоровье
10.11.2022
Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.
Причины развития симптома гиперактивности
Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.
Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.
Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
Симптомы гиперактивности у ребенка
Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.
Признаки синдрома ДВГ следующие:
- суетливость, беспокойство, неусидчивость;
- эмоциональная нестабильность, импульсивность;
- игнорирование правил поведения;
- сложности с организацией деятельности;
- забывчивость и склонность терять вещи;
- проблемы со сном.
Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).
Диагностика
Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.
На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.
Лечение
Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.
Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
Подтверждаю Подробнее
- ИНВИТРО
- Библиотека
- Симптомы
- Гиперактивность ребенка
СДВГ
Гипоксия плода
143 10 Августа
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.
д.Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
3 090 руб Записаться
Нейросонография
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 890 руб Записаться
КТ головного мозга и черепа
Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 890 руб Записаться
МРТ головного мозга
Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 640 руб Записаться
Что делать при СДВГ
В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Рекомендации
Артропатия
2036 25 Марта
Сонливость днем
9836 25 Марта
Частое чихание без видимых причин
10989 16 Марта
Показать еще
Инсульт
Энцефалит
Черепно-мозговая травма
Гипоксия плода
Заикание
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Гипоксия плода
Родовая травма
Аденоиды
Рахит
Неправильный прикус
Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.
Подробнее
Энцефалит
Желтуха
Аутизм
Церебральный паралич
Гипоксия плода
Менингит
Глухота
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Гипервитаминоз D
Гипервитаминоз А
Анемия
Дисбактериоз
Синдром мальабсорбции
Целиакия
Лактазная недостаточность
Муковисцидоз
Токсикоз
Гестоз
Гипоксия плода
Дефицит массы тела
Гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность (БЭН))
Гипотрофия: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Cпастичность
Паралич
Контрактура
Задержка развития
Эпилепсия
Гипоксия плода
Гиперкинезы
Церебральный паралич
Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.
Врач не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите врача из списка
Медицинский офис не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите медицинский офис из списка
Терапевт Травмотолог-ортопед Эндокринолог Уролог Гинеколог Врач ультразвуковой диагностики Врач-кардиолог Врач-педиатр
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Спасибо!
Вы успешно записались на прием
Подробную информацию отправили на вашу электронную почту
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
Гиперактивность: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus. gov/ency/article/003256.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Гиперактивность означает повышенную подвижность, импульсивность действий, меньшую продолжительность концентрации внимания и легкое отвлечение.
Под гиперактивным поведением обычно понимают постоянную активность, легкость отвлекаемости, импульсивность, неспособность сконцентрироваться, агрессивность и подобное поведение.
Типичное поведение может включать:
- Суетливость или постоянное движение
- Блуждание
- Слишком много разговоров
- Трудности при выполнении спокойной деятельности (например, при чтении)
Гиперактивность определить нелегко. Часто это зависит от наблюдателя. Поведение, которое кажется чрезмерным одному человеку, может не показаться чрезмерным другому. Но некоторые дети, по сравнению с другими, явно гораздо более активны. Это может стать проблемой, если мешает учебе или дружбе.
Гиперактивность часто считается скорее проблемой для школы и родителей, чем для ребенка. Но многие гиперактивные дети несчастливы или даже подавлены. Гиперактивное поведение может сделать ребенка мишенью для травли или затруднить общение с другими детьми. Учеба в школе может быть более сложной. Гиперактивных детей часто наказывают за их поведение.
Чрезмерное движение (гиперкинетическое поведение) часто уменьшается по мере взросления ребенка. К подростковому возрасту он может полностью исчезнуть.
Состояния, которые могут привести к гиперактивности, включают:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Заболевания головного мозга или центральной нервной системы
- Эмоциональные расстройства
- Сверхактивность щитовидной железы (гипертиреоз)
Свяжитесь с лечащим врачом вашего ребенка, если:
- Ваш ребенок большую часть времени кажется гиперактивным.
- Ваш ребенок очень активен, агрессивен, импульсивен или испытывает трудности с концентрацией внимания.
- Уровень активности вашего ребенка вызывает социальные трудности или трудности с выполнением школьных заданий.
Медицинский работник проведет медицинский осмотр вашего ребенка и спросит о симптомах вашего ребенка и истории болезни. Примеры вопросов включают, является ли поведение новым, всегда ли ваш ребенок был очень активным и ухудшается ли его поведение.
Медицинский работник может порекомендовать психологическую оценку. Также может быть пересмотр домашней и школьной среды.
Активность — повышенная; Гиперкинетическое поведение
- Центральная нервная система и периферическая нервная система
Чавес-Гнекко Д., Фельдман Х.М. Развивающая/поведенческая педиатрия. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, Garrison J, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 3.
Морроу К. Психиатрия. В: Клейнман К., Макдэниел Л., Моллой М., ред. Справочник Гарриет Лейн . 22-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2021:глава 24.
Урион ДК. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 49.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, MHA, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Воспитание ребенка с СДВГ (для родителей)
Как СДВГ влияет на детей
СДВГ делает детей более невнимательными, гиперактивными и импульсивными, чем это нормально для их возраста. СДВГ мешает детям развивать навыки, которые контролируют внимание, поведение, эмоции и активность. В результате они часто ведут себя так, что родителям трудно с ними справиться.
Например, из-за того, что они невнимательны , дети с СДВГ могут:
- казаться рассеянными
- кажется не слушаю
- плохо обращаю внимание
- плохо следовать указаниям
- нужно много напоминаний, чтобы сделать что-то
- показать плохие результаты в учебе
- проблемы с организацией
Поскольку они гиперактивны , дети с СДВГ могут:
- карабкаться, прыгать или хулиганить, когда пришло время тихо поиграть
- ерзать и, кажется, не может усидеть на месте
- спешить вместо того, чтобы не торопиться
- совершать ошибки по невнимательности
- быть в движении (постоянно в движении)
Поскольку они импульсивны , дети с СДВГ могут:
- много прерывать
- выболтать
- делать что-то не думая
- делают то, что не должны, даже если знают лучше
- есть проблемы с ожиданием, чередованием или обменом
- имеют эмоциональные всплески, выходят из себя или теряют самообладание
Сначала родители могут не осознавать, что такое поведение является частью СДВГ. Может показаться, что ребенок просто плохо себя ведет. СДВГ может вызвать у родителей чувство стресса, разочарования или неуважения.
Родители могут стесняться того, что другие думают о поведении их ребенка. Они могут задаться вопросом, сделали ли они что-то, чтобы вызвать это. Но у детей с СДВГ навыки, контролирующие внимание, поведение и активность, не появляются естественным образом.
Когда родители узнают о СДВГ и о том, какие подходы к воспитанию работают лучше всего, они могут помочь детям развиваться и добиваться успехов.
Чем могут помочь родители?
Воспитание так же важно, как и любая другая часть лечения СДВГ. То, как реагируют родители, может улучшить или ухудшить СДВГ.
Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ:
Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии. Если ваш ребенок принимает лекарства от СДВГ, давайте их в рекомендованное время. Не изменяйте дозу без консультации с врачом. Держите лекарства вашего ребенка в безопасном месте, где другие не смогут до них добраться.
Знайте, как СДВГ влияет на вашего ребенка. Все дети разные. Определите проблемы, которые возникают у вашего ребенка из-за СДВГ. Некоторым детям нужно научиться обращать внимание и слушать. Другим нужно научиться замедляться. Спросите у терапевта вашего ребенка советы и способы, которыми вы можете помочь своему ребенку практиковаться и совершенствоваться.
Сосредоточьтесь на том, чтобы учить ребенка одной вещи за раз. Не пытайтесь работать над всем сразу. Начните с малого. Выберите что-то одно, на чем нужно сосредоточиться. Похвалите усилия вашего ребенка.
Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы узнать, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте с учителем, чтобы помочь вашему ребенку хорошо учиться.
Общайтесь с другими для поддержки и информирования. Присоединитесь к организации поддержки для СДВГ, такой как CHADD, чтобы получать новости о лечении, информацию и т. д.
Узнайте, есть ли у вас СДВГ. СДВГ часто передается по наследству. Родители (или другие родственники) детей с СДВГ могут не знать, что он у них тоже есть. Когда родителей с СДВГ диагностируют и лечат, это помогает им быть лучшими родителями.
Дисциплина с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к дисциплине лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Проконсультируйтесь с терапевтом вашего ребенка о том, как реагировать на поведение вашего ребенка. Дети с СДВГ могут быть чувствительны к критике. Лучше всего исправлять их поведение, поощряя и поддерживая, а не наказывая.
Установите четкие ожидания. Прежде чем куда-то пойти, поговорите с ребенком, чтобы объяснить, как вы хотите, чтобы он вел себя. Сосредоточьте больше энергии на том, чтобы научить ребенка тому, что нужно делать, а не реагировать на то, что не следует делать.
Расскажите об этом. Не стесняйтесь говорить с ребенком о СДВГ. Помогите детям понять, что СДВГ — это не их вина, и что они могут научиться решать проблемы, которые он вызывает.
Проводите особенное время вместе каждый день. Найдите время, чтобы поговорить и насладиться расслабляющими и веселыми занятиями с ребенком, даже если это всего на несколько минут. Уделите ребенку все свое внимание. Хвалите позитивное поведение. Не перехваливайте, а комментируйте, когда ваш ребенок делает что-то хорошее. Например, когда ваш ребенок ждет своей очереди, скажите: «Ты так хорошо меняешься».
Ваши отношения с ребенком имеют самое большое значение. Дети с СДВГ часто чувствуют, что подводят других, делают что-то неправильно или ведут себя «нехорошо». Защитите самооценку вашего ребенка, проявляя терпение, понимание и принятие.