Гиперактивность у детей — ПроМедицина Уфа
Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.
Причины развития симптома гиперактивности
Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.
Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.
Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
Симптомы гиперактивности у ребенка
Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.
Признаки синдрома ДВГ следующие:
- суетливость, беспокойство, неусидчивость;
- эмоциональная нестабильность, импульсивность;
- игнорирование правил поведения;
- сложности с организацией деятельности;
- забывчивость и склонность терять вещи;
- проблемы со сном.
Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).
Диагностика
Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.
На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.
Лечение
Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.
Что такое гиперактивность у ребенка, признаки гиперактивности у детей, как снизить, признаки синдрома
Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью.
Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.
Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ.
Признаки гиперактивности
Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.
Главными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:
- проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
- не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
- не слушает то, что говорят;
- имеет трудности с выполнением инструкций;
- есть проблемы с организацией и планированием;
- избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
- постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
- забывает о важных делах, например, домашних заданиях.
При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:
- не сидит на месте, дергается, извивается;
- не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
- хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
- находится в постоянном движении;
- бегает и лазает в неуместных местах;
- не может тихо играть и отдыхать;
- чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
- не умеет ждать;
- прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
- действует без раздумий;
- не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.
Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.
Существуют три основных типа СДВГ:
- с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
- с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
- смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.
Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более.
Причины гиперактивности у детей
Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:
- Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
- Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
- Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
- Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
- Неправильное питание.
На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.
Лечение гиперактивности у детей
Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.
Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:
- Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
- Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
- Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
- Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.
Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.
Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.
При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.
Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.
Гиперактивность: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/003256.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Гиперактивность означает повышенную подвижность, импульсивность действий, меньшую продолжительность концентрации внимания и легкое отвлечение.
Под гиперактивным поведением обычно понимают постоянную активность, легкость отвлекаемости, импульсивность, неспособность сконцентрироваться, агрессивность и подобное поведение.
Типичное поведение может включать:
- Непоседливость или постоянное движение
- Блуждание
- Слишком много разговоров
- Трудности при выполнении спокойной деятельности (например, при чтении)
Гиперактивность определить нелегко. Часто это зависит от наблюдателя. Поведение, которое кажется чрезмерным одному человеку, может не показаться чрезмерным другому. Но некоторые дети, по сравнению с другими, явно гораздо более активны. Это может стать проблемой, если мешает учебе или дружбе.
Гиперактивность часто считается скорее проблемой для школы и родителей, чем для ребенка. Но многие гиперактивные дети несчастливы или даже подавлены. Гиперактивное поведение может сделать ребенка мишенью для травли или затруднить общение с другими детьми. Учеба в школе может быть более сложной. Гиперактивных детей часто наказывают за их поведение.
Чрезмерное движение (гиперкинетическое поведение) часто уменьшается по мере взросления ребенка. К подростковому возрасту он может полностью исчезнуть.
Состояния, которые могут привести к гиперактивности, включают:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Заболевания головного мозга или центральной нервной системы
- Эмоциональные расстройства
- Гиперактивность щитовидной железы (гипертиреоз)
Позвоните лечащему врачу вашего ребенка, если:
- Ваш ребенок все время кажется гиперактивным.
- Ваш ребенок очень активен, агрессивен, импульсивен и испытывает трудности с концентрацией внимания.
- Уровень активности вашего ребенка вызывает социальные трудности или трудности с выполнением школьных заданий.
Медицинский работник проведет медицинский осмотр вашего ребенка и спросит о симптомах вашего ребенка и истории болезни. Примеры вопросов включают, является ли поведение новым, всегда ли ваш ребенок был очень активным и ухудшается ли его поведение.
Медицинский работник может порекомендовать психологическую оценку. Также может быть пересмотр домашней и школьной среды.
Активность — повышенная; Гиперкинетическое поведение
- Центральная нервная система и периферическая нервная система
Feldman HM, Chaves-Gnecco D. Педиатрия, связанная с развитием и поведением. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 3.
Морроу К. Психиатрия. В: Клейнман К., Макдэниел Л., Моллой М., ред. Справочник Гарриет Лейн . 22-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2021:глава 24.
Урион ДК. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 49.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, MHA, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) у детей
Что такое СДВГ?
СДВГ, также называемый синдромом дефицита внимания, представляет собой поведенческое расстройство, обычно впервые диагностируемое в детстве, которое характеризуется невнимательностью, импульсивностью и, в некоторых случаях, гиперактивностью. Эти симптомы обычно возникают вместе; однако одно может происходить без другого (ов).
Симптомы гиперактивности, если они есть, почти всегда проявляются к 7 годам и могут проявляться у очень маленьких дошкольников. Невнимательность или дефицит внимания могут быть незаметны, пока ребенок не столкнется с ожиданиями начальной школы.
Какие существуют типы СДВГ?
Три основных типа СДВГ включают следующие:
СДВГ, комбинированный тип. Этот наиболее распространенный тип СДВГ характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением, а также невнимательностью и отвлекаемостью.
СДВГ импульсивного/гиперактивного типа. Этот наименее распространенный тип СДВГ характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости.
СДВГ, невнимательный и отвлекаемый тип. Этот тип СДВГ характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности.
Что вызывает синдром дефицита внимания/гиперактивности?
СДВГ является одной из наиболее изученных областей психического здоровья детей и подростков. Однако точная причина расстройства до сих пор неизвестна. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что СДВГ является генетическим. Это биологическое заболевание головного мозга. У детей с СДВГ обнаруживаются низкие уровни дофамина (химического вещества мозга), который является нейротрансмиттером (разновидность химического вещества мозга). Исследования мозга с использованием ПЭТ-сканеров (позитронно-эмиссионная томография; форма визуализации мозга, которая позволяет наблюдать за работой человеческого мозга) показывают, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях мозга, которые контролируют внимание, социальные суждения. , и движение.
Кто страдает синдромом дефицита внимания/гиперактивности?
По оценкам, от 4% до 12% детей страдают СДВГ. Мальчики в 2-3 раза чаще страдают СДВГ гиперактивного или комбинированного типа, чем девочки.
Многие родители детей с СДВГ испытывали симптомы СДВГ в детстве. СДВГ обычно встречается у братьев и сестер в одной семье. Большинство семей обращаются за помощью, когда симптомы у их ребенка начинают мешать обучению и адаптации к школьным и возрастным занятиям.
Каковы симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности?
Ниже приведены наиболее распространенные симптомы СДВГ. Однако каждый ребенок может испытывать симптомы по-разному. 3 категории симптомов СДВГ включают следующее:
Невнимательность:
Короткая продолжительность концентрации внимания для возраста (трудно удерживать внимание)
Трудно слушать других
Трудности с вниманием к деталям
Легко отвлекается
Забывчивость
Плохие организаторские способности для возраста
Плохие навыки обучения для возраста
Импульсивность:
Часто перебивает других
С трудом ждет своей очереди в школе и/или социальных играх
Склонен выпаливать ответы вместо того, чтобы ждать, пока его вызовут
Часто рискует и часто не задумываясь, прежде чем действовать
Гиперактивность:
Кажется, что он находится в постоянном движении; бежит или карабкается, иногда без видимой цели, кроме движения
С трудом остается на своем месте, даже когда это ожидается
ерзает руками или ерзает на своем месте; чрезмерно ерзать
Чрезмерно болтает
С трудом занимается спокойной деятельностью
Постоянно и часто теряет или забывает вещи
Неспособность сосредоточиться на задаче; переходит от одной задачи к другой, не доводя ни одну из них до конца
Симптомы СДВГ могут напоминать другие заболевания или проблемы с поведением. Имейте в виду, что многие из этих симптомов могут возникать у детей и подростков, у которых нет СДВГ. Ключевым элементом диагностики является то, что симптомы должны значительно нарушать адаптивное функционирование как дома, так и в школе. Всегда консультируйтесь с врачом вашего ребенка для постановки диагноза.
Как диагностируется синдром дефицита внимания/гиперактивности?
СДВГ — наиболее часто диагностируемое расстройство поведения в детском возрасте. Педиатр, детский психиатр или квалифицированный специалист в области психического здоровья обычно выявляют СДВГ у детей. Детальный анамнез поведения ребенка от родителей и учителей, наблюдения за поведением ребенка и психопедагогическое тестирование способствуют постановке диагноза СДВГ. Поскольку СДВГ представляет собой группу симптомов, диагностика зависит от оценки результатов из нескольких различных источников, включая физические, неврологические и психологические тесты. Некоторые тесты могут использоваться для исключения других состояний, а некоторые могут использоваться для проверки интеллекта и определенных навыков. Проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка для получения дополнительной информации.
Лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности
Конкретное лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности будет определено лечащим врачом вашего ребенка на основании:
Возраст вашего ребенка, общее состояние здоровья и история болезни
Степень выраженности симптомов у вашего ребенка
Толерантность вашего ребенка к определенным лекарствам или методам лечения
Ожидания от течения состояния
Ваше мнение или предпочтение
Основные компоненты лечения детей с СДВГ включают поддержку родителей и обучение поведенческим методам, правильное размещение в школе и медикаментозное лечение. Лечение психостимуляторами высокоэффективно у большинства детей с СДВГ.
Лечение может включать:
Психостимулирующие препараты. Эти лекарства используются из-за их способности уравновешивать химические вещества в мозге, которые мешают ребенку поддерживать внимание и контролировать импульсы. Они помогают «стимулировать» или помогают мозгу сосредоточиться и могут использоваться для уменьшения основных характеристик СДВГ.
Лекарства, которые обычно используются для лечения СДВГ, включают следующее:Метилфенидат (риталин, метадат, концерта, метилин)
Декстроамфетамин (декседрин, декстростат)
Смесь солей амфетамина (Adderall)
Атомоксетин (Страттера). Нестимулирующий препарат SNRI (селективный ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина) с полезными свойствами при сопутствующих симптомах настроения.
Лисдексамфетамин (Вивансе)
Психостимуляторы использовались для лечения расстройств поведения у детей с 1930-х годов и широко изучались. Традиционные стимуляторы с немедленным высвобождением действуют в организме быстро, действуют от 1 до 4 часов, а затем выводятся из организма. Также доступны многие стимулирующие препараты длительного действия, действующие от 8 до 9 часов и требующие приема 1 раз в день. Дозы стимулирующих препаратов должны соответствовать школьному расписанию ребенка, чтобы помочь ребенку концентрировать внимание в течение более длительного периода времени и улучшить успеваемость в классе. Общие побочные эффекты стимуляторов могут включать, но не ограничиваться следующим:
Большинство побочных эффектов употребления стимуляторов слабо выражены, уменьшаются при регулярном использовании и реагируют на изменение дозы. Всегда обсуждайте возможные побочные эффекты с лечащим врачом вашего ребенка.
Антидепрессанты также можно назначать детям и подросткам с СДВГ, чтобы помочь улучшить внимание при одновременном снижении агрессии, тревоги и/или депрессии.
Психосоциальные методы лечения.