Функции речевого этикета | Творческие проекты и работы учащихся
Речевой этикет и его функции
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией.
Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Принципы современного речевого этикета
Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще Иммануилом Кантом : «поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать.
Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним.
В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка.
Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.
Этикетные ситуации
Ситуация установления контакта: основные правила речевого этикета в начале беседы связаны с речевым оформлением приветствия и обращения. Для русского языка основной формулой приветствия является слово «здравствуйте». Его синонимами могут быть словосочетания «приветствую Вас» с архаическим оттенком и «добрый день, утро, вечер» более душевные, по сравнению с основной формулировкой.
Этап приветствия является одним из важнейших в установлении контакта, слова должны произноситься с искренней интонацией, с вложением ноток позитивной эмоциональности. Средствами привлечения внимания служат слова: «позвольте/разрешите обратиться», «простите», «извините» .
Ситуация обращения: обращение – одна из трудных этикетных ситуаций, так как бывает непросто подобрать подходящее наименование человека, к которому необходимо обратиться. Самое лучшее обращение – по имени-отчеству или по имени, но оно не всегда возможно. Худший вариант: обращение со словами «девушка», «женщина», «мужчина».
В ситуации профессионального общения можно обратиться по наименованию должности человека, например, «уважаемый директор». Обращение ни в коем случае не должно указывать на какие-то личные характеристики человека (пол, возраст, национальность, вера).
Ситуация завершения контакта: завершающий этап в общении также очень важен, его запомнят собеседники и нужно постараться, чтобы оставить положительное впечатление. Привычные правила речевого этикета, примеры которых мы знаем с детства, рекомендуют использовать для прощания традиционные словосочетания: «до свидания», «до встречи», «прощайте».
Однако завершающая стадия также должна включать и слова благодарности за потраченное время на общение, возможно, за совместную работу. Этому помогают устойчивее формулы: «было очень приятно с вами пообщаться, надеюсь на дальнейшее сотрудничество».
Но шаблонные фразы должны произноситься максимально искренне и с чувством, чтобы они приобрели подлинный смысл. Иначе прощание не оставит желаемого эмоционального отклика в памяти собеседника.
Перейти к разделу: 3. Основные правила речевого этикета
Речевой этикет — виды, функции, основные правила
Этикет – это не только нормы поведения в обществе, но и умение правильно изъясняться. Это красота речи и ее содержание, а также использование фраз в зависимости от ситуации.
Речевой этикет — набор правил (гласных и негласных), благодаря которому в обществе поддерживаются социальные институты и устанавливается иерархия. В зависимости от культуры и социального класса правила речевого этикета могут значительно меняться.
Знание речевого этикета позволяет человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане.
Содержание
- Взаимосвязь культуры и речи
- Формирование культуры общения
- Что такое речевой этикет?
- Основные правила речевого этикета
- Виды речевого этикета
- Функции речевого этикета
- Языковые и поведенческие средства
- Формулы речевого этикета
- Речевой этикет и деловое общение
- Правила для удачного официального общения
- Этапы делового общения
- Принципы речевого делового этикета
- Этикет деловых разговоров по телефону
- Речевой этикет разных социальных групп
Взаимосвязь культуры и речи
Культурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу.
Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью.
Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии.
Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:
- отсутствие какого-либо образования и грамотности письма;
- узкий кругозор;
- отсутствие коммуникативного навыка;
- обилие «сорных» слов в речи;
- использование ненормативной лексики.
Важно! В некоторых случаях знание этикета не гарантирует достойного общения. Иногда это вопрос личностных качеств собеседника.
Формирование культуры общения
Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.
Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).
В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.
Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.
Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.
Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:
- семья;
- ближайшее окружение;
- учебное заведение.
Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.
В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.
На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:
- соседи;
- случайные люди на улице;
- друзья и их родители.
Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.
Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.
Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.
Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:
- выработать общительность и общественную активность;
- установить коммуникативные взаимоотношения с окружающими;
- повысить академическую успеваемость
- разить быструю адаптацию к разнообразной деятельности.
Что такое речевой этикет?
Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.
Интересно почитать: Речевой этикет в Китае.
Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.
Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:
- во время приветствия;
- в момент прощания;
- при просьбе;
- во время обращения;
- в момент извинения.
Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.
Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.
Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.
Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.
Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.
История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.
Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.
Основные правила речевого этикета
Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.
К обязательным относятся следующие правила речи:
- соблюдение правил и литературных норм в разговоре;
- отсутствие ненормативной лексики;
- недопущение бестактности, грубости и неуважения;
- соблюдение обязательных этапов речи – начало разговора, основная часть беседы и заключение;
- отсутствие ошибок и искажения терминологии.
Рекомендации речевого этикета предписывают:
- говорить по существу, избегая пустых, бессмысленных слов.
- вести беседу, учитывая уровень развития собеседника – изъясняться понятно для него;
- не перебивать оппонента, выслушивать полностью;
- быть вежливым и тактичным;
- не переходить на личности во время спора;
- соблюдать спокойную тональность.
Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:
- Ровная, нейтральная интонация. Повышение голоса и его понижение — это отклонение от нормы в стандартной беседе. Собеседники должны хорошо слышать друг друга, но окружающие, если они есть, не должны испытывать от чужой беседы никаких неудобств.
- Приветствие и прощание. Каждая беседа обязательно должна начинаться с приветствия (его тип будет зависеть от ситуации) и прощания.
- Представление, если в беседе более двух человек и кто-то с кем-то не знаком. Очень невежливо начинать разговор с другими, не представившись. Тот, кто приводит в компанию новое лицо, обязан его представить. Если в диалоге между несколькими людьми нет знакомых, правило строго не соблюдается.
Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.
Виды речевого этикета
Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.
Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.
Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.
Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.
Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:
- Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
- Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.
Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.
Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.
В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:
- материальным — обмен продуктами деятельности;
- когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
- кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
- мотивационным – обмен намерениями;
- деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.
Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.
- Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
- Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
- Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
- Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
- Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
- Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.
Важно! Любая форма разговора подчиняется определенному регламенту, соблюдать который нужно неукоснительно.
Функции речевого этикета
Речевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.
- Установление контакта. Речевой этикет привлекает внимание собеседника, побуждает его к контакту и возможному знакомству.
- Поддержание контакта. В этом случае этическое общение способствует сохранению контакта без углубления в какую-либо тему разговора. Оно необходимо для составления впечатления о собеседнике и поддержания приятельской связи.
- Демонстрация уважения и позитива. В некоторой степени это основная функция речевого этикета, которая осуществляется словами приветствия и прощания, извинения, сочувствия, просьбы и т.д.
- Регуляция поведения. Соблюдение норм речи делает поведение людей предсказуемым и понятным для окружающих, а также проясняет социальную роль каждого из собеседников и определяет порядок действий в той или иной ситуации.
- Профилактика конфликтов. Речевой этикет способствует нормальному общению между людьми. Своевременное извинение и вежливость помогают избегать острых углов в разговоре, а если конфликт уже начался – выйти из него с наименьшими потерями.
Важно! Этикетное общение – это обязательное условие беседы с окружающими, которое гарантирует нормальные отношения между людьми. Оно наделяет человека положительными качествами и облегчает взаимодействие с обществом.
Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения.
Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках.
Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим.
Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым.
Языковые и поведенческие средства
Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.
Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.
Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».
С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.
Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.
Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.
В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:
- умеренная жестикуляция и мимика;
- дистанция общения;
- выраженная доброжелательность и сдержанная эмоциональность;
- демонстрация интереса;
- избегание спорных ситуаций;
- некатегоричность собственных высказываний;
- исключение неодобрения;
- исключение излишнего интереса к личным подробностям;
- участие в общей беседе;
- краткость и равномерность общения со всеми;
- минимум информации о себе;
- обсуждение нейтральных тем – дети, животные, погода, путешествия;
- помощь собеседнику в щекотливой ситуации;
- выражение несогласия молчанием, вопросом или переходом на другую тему;
- умеренное использование юмора;
- запрет на сарказм;
- исключение грубых и просторечных выражений;
- положительное настроение;
- соблюдение временных рамок и периодичности общения.
Формулы речевого этикета
На любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями.
Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:
- слова приветствия и прощания – «здравствуйте», «приветствую вас», «до встречи», «до свидания»;
- извиняющие фразы – «извините», «прошу меня простить», «простите за…»;
- обращение – «могу я к вам обратиться?»;
- слова сочувствия – «соболезную», «искренне сочувствую»;
- просящие фразы – «будьте так добры, передайте…»;
- пригласительные слова – «буду рад вас видеть»;
- комплименты и поощрения – «вы замечательный специалист»;
- благодарность – «от всего сердца благодарю», «спасибо», «я вам очень признателен».
Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение.
Речевой этикет и деловое общение
Деловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя.
Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.
ВАЖНО! В зависимости от разных жизненных ситуаций деловой этикет тоже можно разделить на условные группы.
Правила для удачного официального общения
Главное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость.
Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника.
Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу.
Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт.
Официальное общение предусматривает следующие правила:
- манеры и речь в соответствии с конкретной ситуацией;
- предельная ясность речи – четкое произношение, ясность изложения;
- достоверность информации;
- корректность;
- умеренность;
- внимательность;
- соблюдение дистанции.
Этапы делового общения
Как и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:
- приветствие – первым приветственное слово произносит младший по возрасту или рангу;
- диалог, с соблюдением канонов и вежливости;
- разрешение спорных ситуаций – умение обходить острые углы, конструктивный диалог;
- повседневное взаимодействие – решение ежедневных вопросов;
- невербальное общение – внимательность и радушие, выраженные в жестах и мимике;
- прощание – заключительный этап общения, от которого зависит обоюдное впечатление.
Принципы речевого делового этикета
Соблюдение принципов делового общения помогает налаживать и устанавливать длительные партнерские отношения. К ним причисляются:
- субординация;
- позитивный образ и доверие;
- внимательность к мнению оппонента;
- учтивость;
- ситуативность;
- ориентирование на согласованный регламент.
Этикет деловых разговоров по телефону
Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:
- начинаются они с приветствия и представления с названием организации и должности говорящего;
- разговор должен быть лаконичным, по существу;
- необходимо соблюдать последовательность беседы;
- переговоры ведут вежливо, неторопливо, спокойным голосом;
- дикция должна быть четкой;
- после разговора требуется произнести слова прощания.
Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.
Речевой этикет разных социальных групп
Речевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:
- возраста;
- половой принадлежности;
- образования;
- уровня воспитания;
- профессионального направления;
- уровня достатка;
- иерархической принадлежности.
Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания.
Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания.
. Речевой этикет, его функции и формулы общения.
Каждый нация устанавливает стандартные нормы социального поведения (в т.ч. речевое поведение) определяется моделями поведения. Как комплекс социальная система общество создает рамки поведения для индивидуумов. Эти рамки – этикет – система правил внешнего культура, его/ее поведение, достоинство, хорошие манеры и т. д. Этикет существует в двух формах поведения: словесный (речь) и невербальный , которые тесно связаны и взаимозависимы.
Если этикет регулирует внешнее поведение в соответствии с социальными правилами, SE регулирует речевое поведение.
SE есть составная часть этикета, изображаемые правила речевого поведения в системе «коммуникативных формул, признанных обществом и используется с целью установления речевого контакта собеседников, придать разговору выразительную тональность в соответствии с их социальными частями и ролевым положением в формальном и неформальные обстоятельства».
Эти устойчивые коммуникативные формулы, или стереотипы общения, являются типичными конструкциями используется в различных бытовых ситуациях.
совокупность всех этикетных формул выстраивает систему речи этикет каждой нации. Эти формулы используются в коммуникативных ситуации, знакомые всем носителям языка, свойственные всем сферам, а именно: обращения, приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности, приглашения, поздравления, отказы.
Формулы этикета могут быть использовано:
SE как общественно-языковое явление функционально определяется особыми функций :
Контактная (фатическая) функция имеет дело с установлением, сохранением или исправлением индивидуальных или социальных (массовые) отношения. Эта функция касается всех групп SEF, потому что даже расставаясь договариваемся о возможности дальнейшего контакта.
Вежливость (коннотативная) функция связана с вежливым поведением между собеседники.
Регуляторная функция касается все сферы СЭ, поскольку выбор СЭФ регулирует отношения между говорящим и слушающим.
Императив (добровольный) функция предугадывает реакцию собеседника – словесную, жестовую, реакция активности.
Апелляционная функция тесно связано с императивным, так как для привлечения чьего-либо внимание означает произвести впечатление на собеседника.
Эмотивно-экспрессивная функция является факультативным, так как он характерен не для всех единиц SE.
Все SE функции действуют на основе коммуникативной функции язык. Будь то на рабочем месте или в личной жизни общения форма поведения, требующая специальных навыков. В прошлом они применялись только к некоторым видам разговорной речи – обычно к виды формального ораторского искусства, включая, например, защиту в зале суда и дебаты, которым традиционно обучали под заголовком «риторика». Но прототип объекта современного общение – это «обычная» беседа, своего рода неформальная взаимодействие с семьей, друзьями и коллегами по работе. Стандарты, которые определение «хорошего коммуникатора» должно больше касаться этики межличностное поведение, чем с традиционной языковой ценностью суждения: ценные качества включают ясность, честность, открытость, прямота и готовность слушать, но не корректность, изящество и остроумие
Eсть значительные культурные различия в таких областях, как значение молчание, выражение вежливости, использование прямоты и косвенность или уместность раскрытия своего опыта и чувства к другим.
Такие ценности, как «напористость» и «открытость» настойчиво преподносятся как транскультурные идеалы.Среди препятствиями для успешной межкультурной коммуникации являются не только и не столько языковые ошибки, сколько ошибки в коммуникативных поведение. Носители языка, скорее всего, не обращают внимания на фонетические, грамматические, или лексические ошибки собеседника, но они болезненно реагируют на речевое и поведенческое этикетное насилие [2].
СЭФ (Речь Формула этикета) служат для представления в первую очередь вежливости. собеседников, так как это некое универсальное устройство установление контакта между собеседниками, принадлежащими к разным культуры. В большинстве обществ существуют определенные способы поведения и говорить, которые считаются вежливыми (слово « вежливо » означает иметь или показывать хорошие манеры, чуткость к чужому чувства и/или правильное социальное поведение.) Но это не одно и то же во всех обществах.
Иногда Англичане выражают вежливость способами, которые обычно не используются на других языках. Например, носители британского английского часто использовать косвенность или неуверенность, чтобы быть вежливым в ситуациях где другие языки более прямолинейны. Носители американского английского склонны быть более прямыми в подобных ситуациях.
Другой Примером может служить то, как носители британского английского обычно говорят Спасибо ты для мелких или важных вещей в ситуациях, когда говорящие на другом языке языки не считают это необходимым. Например, когда продавец дает сдачу покупателю, оба человека будут часто говорят Спасибо ты . Носители американского английского обычно этого не делают.
На с другой стороны, в некоторых ситуациях в британском английском возможно не отвечать, когда кто-то благодарит вас, но и на американском английском как и в некоторых других языках, необходимо ответить, например, говоря
Иногда В английском языке не используются формы вежливости, которые распространены в других языках. языки. В некоторых языках, например, вежливо отвечайте на комплимент отказом принять его и скажите что-то плохое о себе или о том, что было сделал комплимент. На английском, хотя можно немного поколебаться прежде чем принять его. Обычно считается невежливым отказывать комплимент слишком сильно [15, 4-11].
Условные обозначения вежливости основываются на универсальных соображениях, среди которых уважение и забота о партнере.
Близнец принципы заботы и уважения к партнеру отражены в два вида вежливости: позитив и минус . «Положительная» вежливость проявляется в уважении интереса к интересы, деятельность, мнения, убеждения и т. д. партнеров, поздравляя их с достижениями, восхваляя их качества, д., а также сочувствуя их бедам и разделяя собственный. Это может сочетаться с физической близостью, контактом и обмен эмоциональными сигналами. Позитивная вежливость контрастирует с «негативная» вежливость, при которой говорящий пытается избежать смущения, беспокойства или неудовольствия, демонстрируя осведомленность о требования партнера. Таким образом, возможность открытого конфликта с условной травмой или правонарушением можно избежать или, по крайней мере, уменьшить.
СЭФ, как универсальное средство, используется в большинстве коммуникативных ситуаций для устанавливать, поддерживать и поддерживать тесный контакт и на основе принципа вежливость, являются одной из важнейших черт успешного межкультурное общение.
Итак, сегодняшний Этикет зародился более трехсот лет назад, когда возникла необходимость правильно вести себя в социальных ситуациях. Термин «этикет» иногда используется как синоним слова «манеры». В зависимости от сфера, в которой используется определенный тип поведения, может быть этикетом. разных типов. В рамках речевого этикета выделяют еще два подтипа, которые находятся в поле зрения статьи. Речь этикет – это отражение речевого поведения нации, следовательно, речевое поведение зависит от социального поведения с его нормы, установленные каждой нацией. Речевой этикет – это система формулы общения, которые используются в повседневных ситуациях. Эти формулы могут быть использованы, чтобы установить контакт, чтобы контакт пошел включить или разорвать контакт. SE как социолингвистический феномен функционально детерминирована и ее функции основаны на коммуникативной функция языка.
ГЛАВА II. МОБИЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Функциональный аспект речевого этикета в Рунете
Реферат
Данная статья посвящена функционированию формул речевого этикета в жанре «социальная сеть» в интернет-общении между пользователями русскоязычного сегмента сети Интернет. Выявление и описание функциональных особенностей речевого этикета в различных формах интернет-общения, определяющих основные тенденции функционирования речевого этикета, осуществлялись путем сплошной выборки, лингвистического наблюдения, сравнения и описания речевого материала, лингвистической интерпретации, и количественный анализ. Формулы речевого этикета, используемые в интернет-коммуникациях сетевых изданий, в первую очередь несут фатическую функцию, поэтому в определенной мере реализуется эмоционально-модальная функция. Социальная регулирующая функция выражена очень слабо или совсем не выражена. Анализ функционирования формул речевого этикета в интернет-пространстве способствует углубленному пониманию социальной и языковой природы речевого этикета. Результаты исследования формул речевого этикета на электронных страницах интернет-изданий позволяют сделать вывод, что в данной сфере интернет-коммуникации большинство пользователей не используют формулу вежливости. Результаты количественного анализа употребления формул вежливости в электронных сетевых изданиях показывают тенденцию к снижению уровня общей культуры пользователей столичных сайтов («Эхо Москвы», «Фонтанка.ру») по сравнению с местными провинциальными сайтами. сайты (orsk.ru).
Ключевые слова: интернет-общениеинтернет-диалогсоциальная сетьонлайн-публикацииформулы речевого этикетафункции речевого этикета
Введение
Создание и постоянное технологическое совершенствование Интернета позволяют говорить о наступлении революционного этапа коммуникации, открывающего неограниченные возможности для процесса коммуникации.
Для современного человека межличностное общение в сети становится важнейшим видом взаимодействия; поэтому это явление привлекает внимание многих ученых, исследующих его в различных аспектах.
Межличностное общение предполагает использование определенных средств, выражающих вежливый тон вербального взаимодействия. Таким образом, изучение функционирования речевого этикета в новой коммуникативной среде становится важным аспектом изучения особенностей речевого поведения пользователей сети Интернет.
Данная статья посвящена вопросам функционирования формул речевого этикета в жанрах блога и социальных сетей в интернет-диалоге между гражданами, использующими русскоязычный сегмент сети Интернет, и представителями власти.
Наиболее частотными ситуациями речевого этикета в интернет-диалогах представителей власти и народа являются ситуации обращения и просьбы, а наименее частотными — ситуации извинения и приглашения. Вежливый тон общения на административных сайтах объясняется тем, что все сообщения пользователей публикуются под их настоящими именами.
Незначительное количество речевых формул, случаев грубости, вульгарного тона общения и случаев антиэтикета в интернет-публикациях связано с анонимностью коммуникантов. Формулы обращения, комплимента и одобрения регулярно используются в сообщениях участников онлайн-бесед с формулами речевого этикета, тогда как формулы просьбы, приветствия и прощания используются крайне редко.
Формулы речевого этикета могут выполнять фатическую, социально-регулирующую и эмотивно-модальную функции в диалогах на административных сайтах. В онлайн-общении на веб-ресурсах социально-регулятивная функция выполняется слабо или не выполняется вовсе.
Анализ функционирования этикетных речевых формул в интернет-пространстве дает преимущества для более глубокого понимания социально-языковой природы речевого этикета.
Постановка проблемы
Интернет-лингвистика, как относительно новая область научного анализа и описания коммуникативных процессов, получила развитие в работах Горошко и Поляковой (2014), Мухтаровой (2015), Чендлера (2015), Кристалла (2003, 2011), Селедки ( 2014, 2015) и другие.
Особое место в современных лингвистических исследованиях виртуального межличностного общения занимают исследования таких форм электронного текста, как интернет-диалог, который выделяется как разновидность обычного диалога.
Научное исследование различных аспектов функционирования речевого этикета является одной из основных задач языкознания, так как использование языковых средств выражения вежливости является не только фактором речевого общения, но и важным признаком культуры общества и элемент национального культурного кода.
Исследовательские вопросы
Многочисленные исследования речевого этикета, проводимые в России и за рубежом, редко затрагивают вопросы его присутствия и исполнения в интернет-пространстве.
Поэтому актуальность данного исследования определяется все возрастающим значением интернет-коммуникации в различных сферах речевого общения. Вопросы функционирования, нормализации и варьирования речевого этикета в интернет-пространстве представляются актуальными, поскольку представляют особо важные проблемы речевого поведения нового формата.
Изучение особенностей функционирования формул вежливости в интернет-пространстве может способствовать более детальному пониманию социальной и языковой природы речевого этикета.
Изучение специфики функционирования речевого этикета в социальных сетях требует определения как наиболее употребительных или частых формул речевого этикета, так и наименее употребительных формул, чтобы можно было выявить степень вежливости в интернет-общении.
Цель исследования
Целью представленного исследования является изучение особенностей и закономерностей использования формул речевого этикета в процессе интернет-общения на страницах российских интернет-изданий. Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
для выбора экспериментального случая исследования и разработки алгоритма исследования;
для определения единиц анализа;
на пробу формул речевого этикета и распределение выявленных формул речевого этикета на тематические группы;
провести количественный анализ формул речевого этикета, используемых в российских интернет-изданиях, и установить функции, реализуемые формулами речевого этикета в социальных сетях.
Методы исследования
Для выявления особенностей функционирования речевого этикета в интернет-общении использовались следующие методы:
непрерывный отбор проб;
лингвистическое наблюдение;
описание речевого материала;
математическая обработка данных;
лингвистический перевод.
Для наиболее эффективного проведения нашего исследования мы разработали алгоритм, следуя которому, удалось выбрать источники фактического материала и определить тематику интернет-диалога.
Это также помогло выделить из фактического материала формулы речевого этикета для дальнейшей математической обработки и лингвистической интерпретации обнаруженных данных.
Находки
Согласно Законодательству, применительно к электронным СМИ существует общепризнанное понятие «интернет-издание». Отдельными выпусками или обновлениями считается продукция сетевых сайтов (Федеральный закон от 27. 12.1991 N 2124-1, 2018).
Всевозможные публикации в социальных сетях или новостных лентах становятся важнейшими источниками информации, формирующими языковые нормы современного общества, оказывающими реальное влияние на речевое поведение больших групп людей, а значит, и на культуру общества. самого общества.
В нашем исследовании мы попытались рассмотреть особенности функционирования языковых средств выражения вежливости на примере электронных сетевых изданий («Эхо Москвы» (онлайн-издание), fontanka.ru (онлайн-издание), orsk.ru (Саратовская Авиакомпании закрываются с 31 мая 2018 года)).
Всего мы проанализировали тексты пятисот информационных сообщений и комментариев и в 77 текстах обнаружили 121 формулу речевого этикета и вежливую форму «Ты». В остальных 473 текстах и комментариях языковые средства выражения вежливости не используются субъектами общения.
Обнаруженные формулы речевого этикета можно разделить на следующие тематические группы: обращение (37), комплимент (11), благодарность (4), одобрение (4), сожаление (1), прощание (1), приветствие (1). , просьба (1), поздравление (1), а также «ты» как специфическая форма обращения (59).
Таким образом, можно констатировать, что наиболее частым языковым средством выражения вежливости является «ты» как форма обращения и обращения. Такие формы, как комплимент, благодарность и одобрение, встречаются реже, но все же довольно часто. Речевые формулы сожаления, приветствия, прощания, просьбы и поздравления употребляются лишь изредка.
Заключение
Интеграция речевого этикета в общий контекст общения осуществляется через его специфические функции, такие как фатическая, социально-регулирующая, эмоционально-модальная, социально-характеризующая, национально-культурная. Основной специализированной функцией речевого этикета является фатическая функция, которая реализуется во всех тематических группах речевого этикета от приветствия или обращения до прощания (Агаркова, Путилина, 2017).
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что интернет-диалог на страницах интернет-изданий в большинстве случаев может происходить без использования каких-либо формул речевого этикета: 88% пользователей сайта «Эхо Москвы», 84% «fontanka. ru» и 79% сайта «orsk.ru» не используют в комментариях языковые средства вежливого выражения.
Субъекты диалогов, содержащие в текстах своих сообщений речевой этикет, чаще всего используют в качестве формы обращения вежливое «ты» (48%), формулы обращения (30%), комплименты (10%) и одобрение ( 10%). В некоторых редких случаях используются приветствия, прощания, сожаления, просьбы и приветствия.
Лингвистическое наблюдение за диалогическим общением в интернет-публикациях свидетельствует о широком использовании так называемого антиэтикета, который выражается в публикациях с некоторыми оскорбительными и грубыми высказываниями в адрес того или иного субъекта интернет-общения.
Наиболее агрессивное речевое поведение выражено на сайте «Эха Москвы»; так и в других исследуемых электронных СМИ, таких как «fontanka.ru», «orsk.ru» подобная лексика встречается значительно реже.
Результаты математической обработки данных и лингвистической интерпретации свидетельствуют об отсутствии социально-регулирующей функции речевого этикета в онлайн-общении посредством сетевых изданий, поскольку коммуниканты игнорируют различия в своем социальном статусе. Социально-характеризующая и национально-культурная функции в этих сферах интернет-коммуникации также не реализуются.
Эмоционально-модальная функция проявляется в ситуациях комплимента, одобрения, поздравления, благодарности, просьбы и сожаления. Несмотря на единичные случаи употребления приветствия и прощания, фатическая функция в интернет-диалоге выражается через использование обращений и вежливого «ты» как формы обращения.
Данные, обнаруженные нами в ходе анализа речевого этикета на интернет-ресурсах, используемых органами местного самоуправления в общении с населением, позволяют сделать вывод о том, что онлайн-взаимодействие граждан с представителями исполнительной власти осуществляется с соблюдением всех норм вежливости, так как большинство субъектов интернет-общения использовали формулы речевого этикета.
Можно констатировать, что наиболее часто встречающимися ситуациями функционирования речевого этикета в онлайн-диалоге граждан и власти являются ситуации обращения и просьбы, а наименее частотными — ситуации извинения и приглашения.
Результаты нашего исследования позволили доказать, что общая вежливость, наблюдаемая в интернет-диалоге между местными жителями и представителями органов исполнительной власти, в основном обусловлена тем, что сообщения, размещенные на соответствующих сайтах, публикуются под настоящие имена тех, кто их послал.
Каталожные номера
- Агаркова О. А., Путилина Л. В. (2017). Прагмалингвистические особенности формул извинения в современном русском языке. Вестник Оренбургского государственного университета, 6(206), 32-37.
- Кристалл, Д. (2011). Интернет-лингвистика: руководство для студентов. Лондон-Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francis Group.
- Кристалл, Д. (2003). Язык и Интернет. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Чендлер, Д. (2015). Персональные домашние страницы и создание идентичности в Интернете. Получено с http://visualmemory.co.uk/daniel/Documents/short/webident.html .
- Горошко, Е. И. , Полякова, Т. Л. (2014). Интернет-жанр твиттинга как предмет исследования нового направления Интернет-лингвистики – виртуального жанра. Жанры и типы текста в научном медийном дискурсе. С. 238-249..
- Херринг, Южная Каролина (2015 г.). Новые рубежи в интерактивных мультимодальных коммуникациях. В А. Георгопулу и Т. Спиллоти (ред.), Справочник Routledge по языку и цифровой коммуникации. Лондон: Рутледж. Получено с http://info.ils.indiana.edu/~herring/hldc.pdf
- Херринг, Южная Каролина (2014). Исследование: Коммуникация с помощью компьютера. АСИС&Т. Бюллетень, 40(3). Получено с http://www.asis.org/Bulletin/Feb-14/FebMar14_Herring.html .
- Херринг, Южная Каролина (2014). Язык и Интернет. Краткая энциклопедия общения. Оксфорд: Уайли-Блэквелл. Получено с http://ella.slis.indiana.edu/~herring/concise.pdf
- Мухтарова А. Н. (2015). Язык – совершенное орудие человеческого общения. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5(1), 44.
- Федеральный закон от 27.