Разное

Формы мышления: Формы мышления. 11-й класс

Формы мышления. 11-й класс

Цель: ввести основные понятия формальной логики.

(Приложение 1.)

Слайд 1.

Сегодня мы приступаем к изучению новой раздела математической науки под названием Логика. Прослушав мое вступление, запишите, для чего нужно изучать логику.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для чего? Для того чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.

Слайд 2.

Представьте себе круг вашего знания по логике сегодня, только в начале ее изучения. Это знание невелико, и его можно изобразить небольшим кружочком. Вне этого кружочка лежит все то, чего вы пока не знаете.

Его граница является границей вашего знания, но одновременно она является и границей вашего незнания.
Сократ знал, конечно же, гораздо больше в этой области знаний, чем вы сейчас, потому что много размышлял и не боялся высказывать то, о чем он думал.
Круг его знания изобразим в виде большого круга.
Заметим, что граница его незнания существенно больше границы вашего. Теперь вам понятно, почему он воскликнул: “Я знаю, что ничего не знаю!”?
Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем их не осознавать, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми.

В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.
Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Представьте себе, что вас спросили: “Почему днем бывает светло?” А вы ответили: “Потому что днем свет делает день светлым”. Вы нарушили правила логики и, по сути, ничего не объяснили.

Слайд 3.

Логика – одна из древнейших наук. Ее основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории “понятие” и “суждение”, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Слайд 4.

Для чего же изучают логику?
Итак, предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда существует в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Рассмотрим эти формы мышления.

Слайд 5.

Понятие – форма мышления, отражающая основные, существенные признаки предмета.

Примеры понятий:

  • Апельсин
  • Трапеция
  • Белизна
  • река Нил
  • ураганный ветер
  • студент медицинского института

Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Можно ли по этим признакам отличить апельсин о неапельсина?

Слайд 6.

В 18 веке Леонард Эйлер предложил способ наглядной геометрической иллюстрации объемов понятий и отношений между ними, которая носит название кругов Эйлера.
Рассмотрим множество учеников вашего класса (Е). Те ученики, которые занимаются спортом, образуют множество спортсменов (А). Те, кто увлекается литературой, образуют множество (В). Те, кто учится на одни пятерки и четверки и на каникулах отдыхает у бабушки, образуют еще одно множество (С). Предположим, что среди учеников, составляющих множество С, нет ни одного, занимающегося спортом, т.е. множества С и А не имеют общих элементов. Множество учеников класса, которые знают пять иностранных языков (D), будет пустым, если таких полиглотов в вашем классе нет. Данную ситуацию графически можно изобразить, например, так.

Слайд 7.

Суждение (высказывание, утверждение) – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.

Примеры суждений:

  • этот апельсин вкусный.
  • Если прошел дождь, то на улице весна.
  • На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане.

Слайд 8.

Языковым выражением суждений являются повествовательные предложения. Суждение бывает простым и сложным.

  • Наступила весна.
  • Наступила весна, и прилетели грачи.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Одно и то же суждение разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания, образования и т.д.

Например, для кого-то истинным является, что свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания, а для кого-то – свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги.
Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в каждом конкретном случае. Например, суждение – Он хороший шахматист может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто имеется в виду под местоимением “он”. Заметим, что “договориться” мы можем только по отношению к простым суждениям. Значения же истинности сложных суждений вычисляется. При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым. Интерес представляет то, чем суждения отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них, а именно их форма.

Слайд 9.

Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.

Попробуйте определить логическую форму следующих суждений:

  • Все лошади едят овес
  • Все реки впадают в море
  • Все школьники – отличники
  • Все книги имеют страницы
  • Все планеты вращаются вокруг звезд

Во всех этих рассуждениях говорится о разном, но они имеют одинаковую логическую форму: Все S есть Р.

А суждения

  • Все медузы не имеют головы
  • Люди не боги

имеют другую логическую форму: Все S не есть Р.

Слайд 10.

Умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.
В русском языке слово “умозаключение” используется в двух значениях: для обозначения процесса рассуждения, размышления, приводящего к некоторому выводу, и для обозначения результата этого процесса.

Слайд 11.

Еще в древности было известно рассуждение, ставшее классическим образцом верного логического умозаключения:

  • Все люди смертны.
  • Сократ – человек.
  • Сократ смертен.

Заметим, что посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения. Всякое умозаключение, так же как и суждение, имеет свою форму. Эта форма может быть логически правильной или логически неправильной. Так, в примере с Сократом, форма умозаключения логически верная.

Слайд 12.

Примеры верных умозаключений:

1) Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, есть параллелограмм.
Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
Квадрат – это параллелограмм.

2) Все граждане России имеют право на отдых.
Я – гражданин России.
Я имею право на отдых.

Слайд 13.

3) Если цветы поливают, то они не засохнут.
Цветы засохли.
Цветы не поливали.

Слайд 14.

Правильно ли рассуждает человек, когда он говорит:

Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Алюминий проводит ток.
Алюминий – металл.

Из истинных посылок получилось истинное заключение. Можно предположить, что, рассуждая по данной форме, мы получим из истинных посылок истинное заключение во всех случаях. Проверим это:

Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Вода проводит ток.
Вода – металл.

Из истинных посылок получилось ложное заключение. Наше предположение о том, что, рассуждая по данной форме, мы всегда из истинных посылок получим истинное заключение, ошибочно. Следовательно, те, кто рассуждает по данной форме, либо ошибаются сами, либо вводят слушателей в заблуждение.

Определите истинность или ложность следующих умозаключений:

1) Если у человека повышена температура, то он болен; этот человек болен; следовательно, у него должна быть повышенная температура.
2) Все зебры полосаты; это животное полосато; это животное зебра
3) Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в молочном отделе. Это бутылка с ряженкой.

4) Все школьники – отличники. Вовочка – школьник. Вовочка – отличник.
5) Людей много. Сократ человек. Сократов много.

Вывод: итак, с точки зрения содержания суждений в процессе мышления формируется истинное или ложное отражение мира, а если рассматривать мышление со стороны формы, то имеет значение только его логическая правильность или неправильность.

Слайд 15.

ДЗ.

  1. Приведите по 2 примера понятий, суждений, умозаключений из курсов математики, истории, информатики.
    Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: квинтэссенция; добродетель; истина; ложь (используйте толковый словарь)
  2. Определите правильность следующего рассуждения: Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
  3. Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок:
    1) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.
    2) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все, что законно, можно делать без страха.
    3) Некоторые уроки трудны. Все, что трудно, требует внимания.

Формы мышления: какие существуют, их характеристики

Содержание:

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Содержание

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Мышление – сложный психический процесс, присущий человеку, позволяющий организовать познавательную деятельность и управлять ей. Мышление может касаться различных сфер жизни и деятельности, а также иметь определенные формы.

Что такое мышление

Мышление – способность человеческой психики обрабатывать и фиксировать информацию, применять ее на практике и использовать по мере необходимости.

Мышление помогает человеку преодолевать препятствия, давать объективную оценку происходящим событиям, осознавать и изучать окружающий мир, видеть его свойства и закономерности. Мышление бывает прямое и косвенное. То, что человек может осмыслить, если почувствует, увидит, потрогает – относится к прямому виду. То, что человек осмысливает через ощущение и восприятие, является косвенным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Мышление способствует развитию сознания, формированию суждений и логических умозаключений. Мыслительные операции, влияющие на качество и образ жизни, из всех живых существ на планете может совершать только человек.  

Исследователи выделяют разные характеристики и направления мышления.

Основные формы

Самая популярная классификация мышления в психологии определена по форме. Под формой мышления понимают результат мыслительных операций, способствующих осознанию происходящих событий и окружающего мира, оценке взаимоотношений и обобщению информации.

Формы мышления взаимосвязаны и взаимодополняемы:

  • понятие;
  • умозаключение;
  • суждение.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции. Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию.

Умозаключение

Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.

Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.

Подвиды умозаключения:

  1. Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
  2. Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
  3. Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
  4. Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.

Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.

Суждение

Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

Формы мышления в психологии, их описание

За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:

Наглядно-действенное

Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.   

Образное

Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.  

Индуктивное

Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.

Дедуктивное

Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.

Абстрактно-логическое

Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.

Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Все виды мышления развиваются с раннего детства. Ребенок начинает познавать мир, получая информацию из разных источников. В возрасте 1-3 лет развивается наглядно-действенное мышление. Малыш трогает предметы, пробует их на вкус, твердость или мягкость. Ощущения, которые он получает, ложатся в основу его понимания и становятся базой для развития.

Игрушка мягкая, кубики твердые, шапка теплая, туфельки красивые. Далее дети учатся находить применение некоторым предметам: из кубиков строят дом, кукол кладут спать, кофту надевают.

Следующим этапом развивается образное мышление. Малыши делают выводы, основываясь на полученных образах, видах явлений. По мере развития психики и усложнения практической деятельности человек развивает и другие виды мышления. Причем взрослый вполне может пользоваться в практической деятельности разными типами мышления и успешно практиковать их совмещение.   

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

Понимание мыслеформ и мыслесущностей

Во-вторых, акт мышления или чувства также создает то, что называется психическим излучающим полем. Концепция психического излучающего поля аналогична концепции передающей башни, которая посылает телевизионные сигналы. Когда вы думаете и чувствуете что-то сильно, вы тоже излучаете энергетическое поле с качеством этой энергии. «Излучающая вибрация», по словам Безант и Ледбитера, «передает характер мысли, но не ее предмет». Или, выражаясь другими словами, мыслеформа содержит точное содержание ваших мыслей и эмоций, в то время как психическое излучающее поле содержит только качество ваших мыслей и эмоций.

Например, счастье и радость, исходящие от одного человека, могут вызывать аналогичные вибрации у находящегося рядом человека. Возможно, вы тоже замечали это в своей жизни. Вы чувствуете себя счастливым, когда вступаете в контакт с кем-то, кто счастлив, потому что этот человек излучает энергетическое поле счастья. Однако, когда вы вступаете в контакт с кем-то, кто злится, вы также склонны чувствовать себя подавленным.

Мыслеформы реальны в том смысле, что они становятся (на какое-то время) своего рода независимыми живыми существами. Чтобы привести аналогию, мыслеформа является духовным эквивалентом компьютерной программы. Подпрограммы будут продолжать работать с одной и той же программой до тех пор, пока не возникнет намерение и внимание (вы) изменить их.

Мыслесущности: какая забота?

По словам Бизанта и Ледбитера, мыслеформа, направленная на человека, будет иметь определенно заметные эффекты. Например, мысль о любви и о желании защитить, сильно направленная на какого-то любимого человека, создаст сквозную форму. Эта мыслеформа пойдет к человеку, о котором думают, и останется в его или ее ауре в качестве экранирующего и защищающего агента; он будет искать все возможности для служения и все возможности для защиты (при наличии кармических прав).

Верно и обратное. Негативная мыслеформа будет иметь противоположный эффект. Например, если бы вы находились в среде (например, в офисе), которая содержит много стресса и гнева, вы, как правило, подвергались бы стрессу и гневу. Это происходит из-за сильных психических излучающих полей стресса и гнева, которые там присутствуют.

Существует несколько типов негативных мыслеформ. Бывают ослабляющие мысли, которые вызываются излишними умаляющими замечаниями и критикой. Они, как правило, оказывают серьезное разрушительное воздействие на человека, на которого они проецируются. Негативная мыслеформа, принятая в ауре и некоторых чакрах человека, приведет к плохой самооценке, низкой уверенности в себе, низкой самооценке и помешает будущему успеху человека. Это похоже на введение подпрограммы, которая снова и снова запускает одну и ту же негативную программу.

Есть и другие, такие как агрессивные мысли (обычно проецируемые продавцами, чтобы заставить вас купить вещи, которые вам на самом деле не нужны), снобистские мысли, расистские мысли и мысли о насилии среди прочих.

Преднамеренно или нет, эти негативные программы имеют тенденцию вызывать плохие последствия. Следовательно, важно научиться защищать (или ограждать) себя от негативных мыслеформ. Также важно изучить и применять методы, которые могут помочь очистить ваше пространство.

Искусство и наука создания мощных мыслеформ

В работах Алисы Бейли процесс создания концепции или «построения мыслеформы» рассматривается как глубоко эзотерический магический акт. Согласно Е. П. Блаватской в ​​ее книге («Тайная Доктрина»), «План [космоса] был составлен Идеями Вселенной, а созидательный труд был оставлен Сонмам разумных Сил и Сил». Это означает, что все начинается с мысли, учитывая, что она содержит «чертеж», по которому строится творение… включая Вселенную. Даже устройство, которое вы используете для чтения этой статьи, возникло как мысль, когда создатель задумал дизайн.

Почему это важно? Если можно научиться искусству создания мощных мыслеформ, то можно использовать силу своих мыслей, чтобы создать жизнь, полную процветания и успеха как в материальном, так и в духовном плане. Мастер Чоа Кок Суи обучал этому искусству и науке на его семинаре Крияшакти, который связан с материализацией ваших целей и желаний с использованием комбинации пранической энергии и силы мысли.

3 типа мышления, один из которых — корень всех страданий | Джастин Себастьян

О том, как непрекращающиеся мысли вызывают большинство наших проблем

9 мин чтения

·

13 мая 2017 г.

Если Джеймс Аллен был прав, то у нас большие проблемы.

Он сказал: «Человек — это буквально то, что он думает, его характер — полная сумма всех его мыслей».

У нас большие проблемы, потому что мы никогда не контролируем свои мысли. Не верите мне? Проведите простой эксперимент:

Что бы вы ни делали, не думайте о белом медведе. Давай, закрой глаза, расслабься, но не думай о белом медведе.

Итак, что случилось? Скорее всего, вас захлестнули мысли о белом медведе.

Парадокс белого медведя — лишь один из примеров того, как мало мы можем контролировать свой разум. Если мысли определяют наш характер, и мы не можем контролировать, какая мысль возникает следующей, значит ли это, что мы не можем контролировать то, кем мы становимся?

До недавнего времени ответы на такие вопросы оставались под эгидой философии или религии. Однако недавние достижения в области технологий нейровизуализации изменили парадигму.

«Хотя иногда кажется, что все наши мысли — это непрекращающийся поток бесполезной болтовни, реальность такова, что наши самые полезные мысли обычно молчат.

Существует три типа мыслей, которые производит наш мозг: проницательные (используемые для решения проблем), эмпирические (сосредоточенные на поставленной задаче) и непрекращающиеся (болтовня).

Эти типы настолько сильно отличаются друг от друга, что встречаются в разных частях нашего мозга». ~ Solve for Happy, главный бизнес-директор Google X

Проницательное мышление помогает нам осуществлять долгосрочное планирование и решать проблемы. Эмпирическое мышление привлекает наше внимание к нашим чувствам, таким как зрение, слух и осязание. Оба эти типа мышления имеют решающее значение для навигации в реальном мире.

Однако беспрерывное размышление бесполезно. Это создает ненужные страдания. Когда мы занимаемся непрекращающимся размышлением, внимание будет приковано к тому, что является наиболее проблематичным в данный момент. Он будет сосредоточен на какой-то реальной или воображаемой боли, на недавних обидах или давних разочарованиях. Непрерывное мышление также связано с психическими расстройствами, такими как депрессия, тревога и шизофрения.

Чтобы хорошо функционировать в современном мире, нам нужно отличать то, что работает на нас, и то, что работает против нас. Эмпирическое и проницательное мышление работают на нас. Постоянное мышление работает против нас.

«Ваш мозг производит мысли в качестве биологической функции, чтобы служить вам. И обнаружение того, что каждый из этих типов мыслей возникает в совершенно разных областях мозга, означает, что мы можем научиться использовать один тип больше, чем другой.

Нам нужно много внимания уделять настоящему, когда мы выполняем задания, а также нам нужно решать проблемы. Это очень полезные функции.

Что нам на самом деле не нужно, так это повествовательный компонент мысли, бесполезная, бесконечная болтовня — часть, которая заставляет нас чувствовать себя немного сумасшедшими и держит нас в ловушке страдания.

Конкретные элементы могут различаться, но бесконечный поток болтовни — это то, что мы все разделяем. Нас беспокоит то, что еще впереди; это умаляет нас; это дисциплинирует нас; оно спорит, борется, спорит, критикует, сравнивает и редко останавливается, чтобы перевести дух. День за днем ​​мы слушаем, как он говорит и говорит». ~ Решите для счастья, главный бизнес-директор Google X

Когда нас провоцирует эмоционально заряженная мысль, она остается в нашем сознании надолго. Если присмотреться, то можно заметить извращенную стратегию, благодаря которой она остается в нашем уме:

Мы повторяем одни и те же мысли многократно, как сумасшедшие!

Реальность такова, что если вы идете по улице, почти все, кого вы видите, разговаривают сами с собой в своей голове. Они постоянно оценивают все, что видят. Они проигрывают фильмы о том, что произошло с ними вчера. Они живут в фантастических мирах того, что произойдет завтра. Они просто вырваны из базовой реальности.

Будем честными, если бы мы начали озвучивать мысли в голове, нас бы заперли в психиатрической больнице. Но когда мы делаем это в уединении своего разума, это почему-то кажется нормальным.

«Представьте, что вы находитесь в общественном месте и видите, как незнакомец находит свои потерянные солнцезащитные очки. Он восклицает, как вы могли бы, «Вот они!» и срывает их со стола. Приступ смущения часто проходит через всех участников в такие минуты, но когда высказывание ограничивается короткой фразой и вызвано таким безобидным событием, говорящий не сделал ничего необычного, и свидетели еще не охвачены страхом.

Представьте, однако, если бы этот человек продолжал громко обращаться к себе: «Где ты думал, что они были, идиот? Вы бродили по этому зданию уже десять минут. Теперь я опоздаю на обед с Джули, а она всегда вовремя!»

Мужчине не нужно говорить больше ни слова, чтобы обеспечить наше вечное недоверие к его способностям. И все же состояние этого человека ничем не отличается от нашего собственного — это именно те мысли, которые мы можем думать в уединении нашего разума». ~ Пробуждение Сэма Харриса, доктора философии — Когнитивная неврология

Если мы не выйдем из транса непрекращающихся мыслей, мы навсегда останемся в ловушке своего разума. Тем не менее, это не так сложно, как вы думаете. Для большинства из нас переключение режимов мышления естественно, мы делаем это постоянно.

«Представьте, например, что кто-то вас очень разозлил — и как только это психическое состояние, кажется, полностью овладело вашим сознанием, вы получаете важный телефонный звонок, который требует от вас наилучшего социального лица. Большинство людей знают, каково это — внезапно отказаться от негативного состояния ума и начать действовать в другом режиме. Конечно, большинство из них при следующей возможности снова беспомощно запутываются в своих негативных эмоциях.

Станьте чувствительными к этим прерываниям непрерывности ваших психических состояний. Вы в депрессии, скажем, но вдруг рассмеялись чем-то, что вы прочитали. Вы скучаете и нетерпеливы, сидя в пробке, но затем вас подбадривает телефонный звонок от близкого друга. Это естественные эксперименты по смене настроения. Обратите внимание, что внезапное обращение внимания на что-то другое — что-то, что больше не поддерживает ваши текущие эмоции, — приводит к новому состоянию ума. Обратите внимание, как быстро могут разойтись облака. Это настоящие проблески свободы». ~ Пробуждение Сэма Харриса, доктор философии — Когнитивная неврология

Если мы научимся прерывать бездумное мышление, мы сможем вырваться из оков отрицательной петли. Проблема не в мышлении. Это мышление, не зная, что ваше мышление. Проблема в постоянном мышлении. Это безрассудство.

Подход A-B-C был разработан доктором Альбертом Эллисом, чтобы помочь пациентам избавиться от бесконечных мыслей. Затем ее адаптировал доктор Мартин Селигман, которого считают отцом позитивной психологии. Согласно Селигману, отрицательная петля состоит из 3 компонентов

  • Бедствие : Мы сталкиваемся с бедствием А , когда сталкиваемся с неблагоприятным событием.
  • B Элифы: Затем мы создаем рассказы о невзгодах, которые становятся нашими B Элифами.
  • C последствия: Эти убеждения затем влияют на то, что мы делаем дальше, поэтому они становятся C последствиями.

Вот пример — вы кричите на свою помощницу, потому что она забыла распечатать ключевой отчет перед вашей встречей (Невзгоды). Затем вы думаете: «Я действительно паршивый начальник» (Убеждение). Затем вы плохо работаете во время встречи, потому что ваша уверенность в себе резко упала (Последствия).

Ключевой момент находится между невзгодами и верой. Когда вы сталкиваетесь с невзгодами, повествование, которое вы создаете, стимулирует ваши убеждения. Если вы позволите непрекращающимся размышлениям управлять повествованием, оно всегда будет дрейфовать в сторону негатива, просто так устроен наш разум. Ключ к разрыву негативной петли — прервать механизм формирования убеждений. Есть два способа прервать наше привычное непрерывное мышление:

  • Переключиться на проницательное мышление
  • Переключиться на эмпирическое мышление

Мартин Селигман рекомендует «диспут» как инструмент для переключения на проницательный способ мышления. Когда вы сталкиваетесь с невзгодами и замечаете, что формируются негативные убеждения, вам нужно спорить с самим собой. В частности, вы ищете ошибочные предположения. Вот пример:

Беда : Коллега раскритиковал мою идею продукта перед командой во время нашего еженедельного собрания.

Вера : Она права; это была глупая идея. У меня не очень развито воображение, и теперь вся команда видит, насколько я некреативен. Я никогда не должен был говорить!

Последствия : Я чувствовал себя глупо и не говорил до конца встречи. Я не хочу присутствовать ни на каких других собраниях команды на этой неделе и уже придумал предлог, чтобы избежать завтрашнего собрания.

Спор : Я преувеличиваю. Мой коллега имел полное право критиковать мою идею; в этом не было ничего личного, и ее критика была уместна. Она даже похвалила мое творческое мышление, когда встреча закончилась. Все, что мне нужно сделать, это немного лучше обдумать свои идеи в следующий раз .

Однако рассуждения с непрекращающимися мыслями часто просто приводят к тому, что копают еще более глубокую яму негатива.

Переключение вашего ума в эмпирический режим мышления является более мощной альтернативой. Сосредоточив внимание на наших чувствах, дыхании, обонянии, осязании, звуке и зрении, мы отключаем непрекращающееся мышление.

Доктор Эллен Лангер, социальный психолог из Гарвардского университета, считается пионером осознанности на Западе. Согласно ее исследованию, мы можем сместить фокус, забивая разум вещами, которые он не может оценить или судить, — вещами, которые он может только наблюдать. Вот как она это описывает:

Направьте свое внимание за пределы себя. Наблюдайте за светом в комнате, обращайте внимание на то, что находится на вашем столе, уловите запах кофе, просачивающийся на кухне, обратите внимание на текстуру дерева на столе или прислушайтесь к отдаленным звукам машин на улице. Не оставляйте ничего незамеченным. Замечайте каждую мельчайшую деталь вокруг себя. Это то, что вы привыкли делать, будучи новорожденным ребенком. Просто наблюдайте.

Иногда я использую модифицированную версию этого подхода, когда я начинаю называть объекты в уме по мере того, как я их замечаю:

Стол, кофе, кухня, дерево, стол, машина, кондиционер, прохладный воздух….

И, прежде чем вы это осознаете, непрекращающаяся мысль исчезает. Поскольку мозг плохо справляется с многозадачностью, ему необходимо остановить все предыдущие мыслительные процессы, чтобы усвоить новую информацию. Если новая информация обрабатывается в другой области мозга, маловероятно, что вы снова погрузитесь в непрекращающееся мышление.

Когда вы впервые начинаете тренировать свой ум таким образом, вам может показаться, что избавиться от непрекращающихся мыслей сложно. В тот момент, когда вы перестаете замечать вещи, ваш мозг возвращает предыдущую мысль. Однако при достаточной практике вы можете научиться вырываться из бесконечных мыслей. В конце концов вы можете посмотреть на непрекращающиеся мысли и сказать: «Это звучит иррационально и вредно! Уходи и принеси мне что-нибудь стоящее для размышления».

Способность разорвать замкнутый круг непрекращающихся мыслей — это не просто метод снижения стресса. Это может изменить вашу жизнь.

«Наш разум — это все, что у нас есть. Они все, что у нас когда-либо было. И это все, что мы можем предложить другим. Это может быть неочевидно, особенно когда есть аспекты вашей жизни, которые, кажется, нуждаются в улучшении — когда ваши цели не реализованы, или вы изо всех сил пытаетесь найти карьеру, или у вас есть отношения, которые нужно исправить.

Но это правда. Каждый опыт, который у вас когда-либо был, был сформирован вашим разумом. Каждые отношения настолько хороши или настолько плохи, насколько это возможно, из-за вовлеченного в них ума.

Если вы постоянно злитесь, подавлены, растеряны и не любите, или ваше внимание сосредоточено на чем-то другом, не имеет значения, насколько вы успешны или кто есть в вашей жизни — вы не получите от этого никакого удовольствия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *