Разное

Факторы влияющие на развитие интеллекта: Факторы интеллектуального развития ребёнка | Блог 4brain

Факторы интеллектуального развития ребёнка | Блог 4brain

Не секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

1

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

2

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

3

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Факторы, влияющие на развитие интеллекта.

Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями.

Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к т.н. алкогольному синдрому плода – состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но также умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, и нельзя вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной.

Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижено. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллекта определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ. Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны.

Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой-то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (
h
2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость – величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, 

h2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.

В 1981 году Т. Бушар и М. Макги свели воедино результаты около 150 работ, выполненных на различных типах родственников (возрастной контингент — в основном дети и подростки).

Корреляции тем Выше, чем больше генов и среды разделяют родственники. Например, МЗ близнецы, выросшие вместе, имеют более Высокий коэффициент, чем те, Которые росли врозь.

Более высокое сходство близнецов, воспитанных вместе, объясняется общими средовыми условиями. Живущие вместе, но не имеющие общих генов, также демонстрируют положительную, хотя и невысокую корреляцию, очевидно за счет общей среды. Если по приведенным коэффициентам корреляции оценить показатель наследуемости интеллекта, то в среднем он окажется близким к 50%.

факторов, влияющих на интеллект — agriinfo.in

Факторы, влияющие на интеллект

1) Наследственность и среда:

Наследственность обеспечивает развитие физического тела с определенными врожденными способностями, а среда обеспечивает созревание и обучение организма. В 1940 г. Ньюман пришел к выводу, что вариации I.Q. около 68% были обусловлены наследственностью и 32% — средой.

Изменения I.Q. в течение жизни человека. обусловлено средой, так как наследственность не может измениться. Это изменение объясняется улучшением питания, стимулирующими ситуациями.

Окружающая среда детей в возрасте от 2 до 4 лет представляется критической, поскольку в это время ребенок обычно изучает язык. Лучшие дома, школы, медицинские учреждения, меньше экономической дискриминации. Обеспечивает средство для достижения умственно дееспособного населения.

2) Возраст:

Человек, который был ярким или скучным в детстве, имеет тенденцию оставаться ярким или скучным на протяжении всей своей жизни. Рост I интеллекта может продолжаться до двадцати лет, человек достигает своего максимума 10 примерно в 20 лет и остается стабильным до 10 лет, а затем снижается. Некоторые способности остаются постоянными, в то время как другие быстро снижаются из-за снижения физической работоспособности. Замечено, что более умный человек имеет более быстрый умственный рост и продолжает развиваться дольше, чем умственно менее способный.

3) Раса и национальность :

Нет явных доказательств того, что раса является фактором, определяющим интеллектуальный уровень. Различия между семьями связаны с окружающей средой. Различия в расах также связаны с возможностью тренировок в ранние годы.

Все данные указывают на то, что различия в унаследованных интеллектуальных способностях в зависимости от расы незначительны или отсутствуют. Есть различия, в основном из-за возможностей для обучения и обучения. Идея низших рас из-за наследственности неверна.

Похожие сообщения

4) Культура:

 Ответы на интеллектуальный тестовый вопрос очень культурны. Культурность будет определять степень мироощущения и способностей человека.

5) Здоровье и физическое развитие:

Физическое и психическое здоровье связано со способностью достигать желаемых результатов. Умственная деятельность с хрупким здоровьем, человек может не обладать достаточной энергией, чтобы заниматься умственной деятельностью до такой степени, что он достигает успеха. Физические дефекты, такие как полное созревание клеток мозга, сенсорные и физические недостатки, во многом мешают наблюдаемому разумному поведению. Болезни также влияют на интеллект. Эмоциональные тела могут мешать способности. Неблагоприятное самочувствие влияет на психическое состояние личности.

6) Пол:

Считается, что мальчики умнее девочек. Научные исследования показали, что между полами нет существенных различий, в среднем девочки демонстрируют небольшое превосходство в языке, памяти и оценке. Различия в интеллекте частично обусловлены условиями окружающей среды

7) Социально-экономические условия:

Дом играет важную роль в раннем развитии. Бытовые условия влияют на отношение к поведению. Финансовое положение или родители, соседство и условия окружающей среды также влияют на интеллект, но за счет их социально-экономического положения.

Умственно отсталые, Люди (Слабоумные): Лица с IQ ниже 70 называются умственно отсталыми или слабоумными людьми. Они страдают от маменции или удачливости ума. Леди-это самый низкий класс

Факторы, влияющие на интеллект, наследственность и окружающую среду, возраст, расу и национальность, культуру, здоровье и физическое развитие, пол, социальные и экономические условия

Предыдущий пост

Ветрозащитные экраны и защитные полосы

Следующий пост

Выращивание красноватого (Raphanus Sativus)

Больше историй

1 из 25

Определяется ли интеллект генетикой?: MedlinePlus Genetics

Как и большинство аспектов человеческого поведения и познания, интеллект представляет собой сложную черту, на которую влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.

Интеллект сложно изучать, отчасти потому, что его можно определять и измерять по-разному. Большинство определений интеллекта включают способность учиться на собственном опыте и адаптироваться к изменяющимся условиям. Элементы интеллекта включают способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно и понимать сложные идеи. Многие исследования полагаются на показатель интеллекта, называемый коэффициентом интеллекта (IQ).

Исследователи провели множество исследований, чтобы найти гены, влияющие на интеллект. Многие из этих исследований были сосредоточены на сходствах и различиях IQ в семьях, особенно на усыновленных детях и близнецах. В других исследованиях изучались вариации во всех геномах многих людей (подход, называемый полногеномными ассоциативными исследованиями или GWAS), чтобы определить, связаны ли какие-либо конкретные области генома с IQ. Исследования не выявили окончательно какие-либо гены, которые играют важную роль в различиях в интеллекте. Вполне вероятно, что задействовано большое количество генов, каждый из которых вносит лишь небольшой вклад в интеллект человека. Другие области, влияющие на интеллект, такие как память и вербальные способности, включают дополнительные генетические факторы.

Окружающая среда также сильно влияет на интеллект. Во время развития ребенка факторы, влияющие на интеллект, включают его домашнюю среду и воспитание детей, образование и доступность учебных ресурсов, а также здравоохранение и питание. Окружающая среда человека и гены влияют друг на друга, и бывает сложно отделить влияние окружающей среды от влияния генетики. Например, если уровень интеллекта человека подобен уровню интеллекта его родителей, связано ли это сходство с генетическими факторами, передающимися от родителей к ребенку, с общими факторами окружающей среды или (что наиболее вероятно) с комбинацией того и другого? Ясно, что как экологические, так и генетические факторы играют роль в определении интеллекта.

Пломин Р., Дорогой И.Дж. Различия в генетике и интеллекте: пять особых открытий. Мол Психиатрия. 2015 фев; 20 (1): 98-108. doi: 10.1038/mp.2014.105. Epub 2014, 16 сентября. Обзор. PubMed: 25224258. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC4270739.

Пломин Р., фон Штумм С. Новая генетика интеллекта. Нат Рев Жене. 2018 март; 19(3):148-159. doi: 10.1038/nrg.2017.104. Epub 2018, 8 января. PubMed: 29335645. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC5985927.

Сникерс С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *