25. Культура общения и этикет.
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.
Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).
Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами.
Понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетика, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Важными знаками в окружающей человека среде является выражение лиц людей.
Вот что об этом пишет В.Солоухин “А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидел. Улыбка предназначена другим людям, ч им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.
грамотную речь. Но культура речи – это ещё и целая отрасль языкознания, называемаяЭтикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Первый известный нам трактат о поведении “Дисциплина клерикалис”, опубликованный в 1204 году, сочинён испанским священником Педаро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. Она легла в основу пособия по этикету, издававшихся в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них, главным образом, излагались правила поведения за столом. Уделялось внимание порядку ведения беседы, приема гостей. Этими правилами стали пользоваться и дипломаты, а со временем – коронованные особы, дворяне, купцы, ученые. В позднее средневековые законодателями правил этикета становятся королевские семьи Европы.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
Основы культуры общения и этикет
Все статьи → Культурология → Теория культуры → Основы культуры общения и этикет
Общение — это деятельность в культуре в соответствии с культурными образцами, ценностями и нормами. Эти нормы отличаются большим разнообразием: политические, правовые, моральные, этикетные. Это также обычаи и традиции. Все эти нормативные образования призваны ориентировать человека в организации культуры общения.
В основе культуры общения лежит мораль, так как она включена во все сферы общественной жизнедеятельности. Моральное сознание человека оценивает все явления общественной жизни с точки зрения соответствия или несоответствия их моральным ценностям и нормам. Положительные, духовно значимые явления человеческой практики поддерживаются, отрицательные мобилизуют волю людей на их уничтожение. Кроме того,
Как правило, моральное сознание ориентирует человека на идеалы добра, справедливости, гуманизма, то есть готовность относиться к человеку как к наивысшей ценности. В практике повседневной жизни моральные идеи и ценности воплощаются в человеческих контактах: быт, семья, служебные и соседские связи — основная сфера общения. Именно в этих контактах появляются такие нравственные качества, как помощь, дружба, уважительное отношение, долг, верность, любовь и т. п. В таком общении большую роль играет этикет — нормы внешней культуры человека.
Этикет оформляет почти все нормы непосредственного общения человека. Вспомним слова поэта: «Пустое «Вы» сердечным «Ты» она внезапно заменила…». Приветствие, обращение к женщине или старику, вручение подарка и т. п. предполагает знание и соблюдение этикета.
Не в только межличностных отношениях людей проявляется моральная сторона этикета. Существует правовая культура общения, которая основана на таких моральных принципах как уважение к правам человека, его достоинству, соблюдении принципа физического ненасилия.
Политическая деятельность также является полем общения в соответствии с определенными моральными нормами делового этикета, дипломатического и др. , которые предполагают заботу государства о благе граждан, соблюдение общественной справедливости, гласность и открытость политической жизни государства и т. п. Об этом говорит существование во многих парламентах европейских стран комиссий по этике, утверждение этических кодексов, способствующих контролю за моральным значением деятельности политиков и политических партий.
Деловое общение также предполагает соблюдение таких моральных принципов, как честность, верность слову, долг перед обществом. Все сферы общения, культура общения признана моральными идеями и нормами, которые ориентируют его на гуманные принципы. Что же такое этикет?
Буквальное значение этого слова, пришедшего к нам из французского языка — «ярлык», «этикетка».
Этикет — установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо общении.
Разновидностями этикета являются дипломатический, военный, деловой, этикет повседневного неформального общения.
Существует также этикет узких профессиональных групп: можно говорить об этике врача, юриста, учителя. Наиболее массовым видом этикета является внешняя культура поведения человека в деловом и повседневном общении.Моральными основами этикета являются такие черты, как толерантность, уважение, сочувствие.
Быть толерантным значит терпеть, выдерживать другого человека таким, каким он есть. Признать за ним право на жизнь, думать и действовать по-своему. Быть толерантным — значит сперва что-то осудить, а потом примириться с тем, что осуждается.
В современных подходах толерантность рассматривается как состояние терпимой сдержанности в присутствии чего-то, что не любят или не одобряют. В толерантности встроен элемент осуждения.
Толерантность призвана обеспечить людям возможность жить вместе даже в том случае, если у них разные моральные установки и ценности, разные взгляды на жизнь. Иными словами, толерантность предусматривает некую дистанцию, разведение в разные стороны людей, социальных групп, культур и общение этих людей, групп и культур.
Толерантность предполагает взаимность. Иначе это будет только ширма или тактический ход, направленный на удушение оппонента. Ведь «золотое правило» морали уже обязывает нас быть толерантными. В то же время толерантность предполагает существование каких-то высших ориентиров и ценностей.
Уважение — такое отношение к человеку, которое реализует на практике признание человеческого достоинства. Это не единичный волей акт: подарки, поздравления и т. п., а целостный моральный аспект уважений. Отсутствие реального уважения к человеку является одной из причин упадка культуры общения в нашем обществе. Там, где достоинство человека сводится к его классовой принадлежности, к толщине кошелька или особому положению в государственной чиновничьей структуре, для уважения остается мало места. Есть только один способ дать отпор покушениям на наше достоинство — самоуважение. Человек не должен допустить, чтобы над ним издевались.
Сочувствие в общении означает, что мы не просто слушаем, ценим нашего партнера, уважаем его достоинство, но активно вникаем в его проблемы, заботы, то есть сочувствуем. Сочувствие близко к состраданию. По выражению Шукшина, «культурный человек… это тот, кто в состоянии сострадать».
Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В христианстве — это принцип отношения Бога к людям, в древнеиндийской культуре — это любовь к ближнему, у Аристотеля милосердие — это чувство, противоположное гневу: жалость, сострадание, благотворительность. Если общество перестает быть милосердным к своим нуждающимся согражданам, оно становится морально больным, бездуховным.
Использованная литература:
1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
1. Невербальные формы общения
Этикет ведения разговора
Дебра Барретт, Расширение Мичиганского государственного университета —
Хорошие манеры по-прежнему являются частью нашей культуры. Вот несколько советов, как вести разговор, используя хорошие манеры.
Расширение Мичиганского государственного университета часто способствует развитию навыков общения среди участников 4-H и волонтеров. Хорошие манеры являются важными элементами эффективного общения. Они важны для повседневного взаимодействия, а также для поддержания позитивной рабочей атмосферы. В статье Северо-восточного университета говорится: «Когда дело доходит до работы в офисе или в других профессиональных условиях, этикет имеет значение. То, как вы представляете себя и взаимодействуете с окружающими — будь то ваши коллеги, начальники или непосредственные подчиненные, — говорит о том, кто вы есть как человек и как член команды, и может напрямую повлиять на траекторию вашей карьеры».
Хорошие манеры ставят других выше вас и являются признаком уважения и вежливости. Этикет предполагает вежливое поведение и может помочь наладить отношения с людьми, независимо от того, применяется ли он на рабочем месте или на общественном собрании. По мере того, как некоторые рабочие среды переходят к более неформальным рабочим местам и открытому пространству, хорошие манеры становятся все более важными для построения командной работы и позитивного общения между коллегами. Вот несколько советов, как поддерживать хорошие манеры в разговоре:
- Сделайте слова «пожалуйста» и «спасибо» частью вашего ежедневного разговора.
- Когда кто-то говорит: «Спасибо», скажите в ответ «пожалуйста».
- Избегайте неудобных слов, таких как гм, ха, хм, нет и да. Вместо этого сделайте паузу и подумайте, прежде чем говорить.
- Говорите приятно.
- Будьте осторожны с «дружескими ругательствами», которые на самом деле могут обидеть и не совсем смешны, как вы хотели, т. е. «заткнись» или «ну и что».
- Растопите лед, задавая такие вопросы, как «Откуда вы?» или «Какие у тебя хобби?»
- Говорите по очереди и избегайте длинных историй или слишком большого количества деталей.
- Если вы разговариваете по мобильному телефону в общественном месте, найдите тихое место, где вы сможете продолжить разговор, или понизьте голос, чтобы никто не слышал ваш разговор.
- Оставляя сообщение на автоответчике или голосовой почте, говорите четко; всегда указывайте свое имя, кому вы звоните и почему вы звоните.
- Будьте хорошим слушателем, кивая головой и устанавливая зрительный контакт.
- Прокомментируйте то, что сказал другой человек.
- Не перебивать, пока кто-то еще говорит.
- В зависимости от поколения, с которым вы общаетесь, подумайте о том, чтобы не отправлять электронные письма, текстовые сообщения и не разговаривать по электронным устройствам во время разговора с кем-то. Для многих это интерпретируется как неуважение.
Применение этих советов на практике улучшит новые разговоры и укрепит отношения с друзьями и коллегами.
Расширение Университета штата Мичиган и Программа развития молодежи штата Мичиган 4-H помогают подготовить молодых людей к успешному будущему. Чтобы получить дополнительную информацию или ресурсы по поиску карьеры, подготовке кадров, финансовому образованию или молодежному предпринимательству, напишите нам по адресу 4-HCareerPrep@anr. msu.edu.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Деловой этикет, основные манеры и межкультурное общение | Малый бизнес
Шелли Фрост
Межкультурное общение на рабочем месте открывает двери для потенциального непонимания как произносимых слов, так и невербального общения. То, как сотрудники взаимодействуют и общаются друг с другом, влияет на то, насколько хорошо разные члены команды работают вместе для эффективного рабочего места. Деловой этикет и манеры, учитывающие разнообразную аудиторию, помогают улучшить общение в офисе.
Значение
Манеризмы и методы общения различаются в зависимости от культуры. Некоторые различия незначительны, в то время как другие сильно отличаются от одной культуры к другой. Например, поцелуй в щеку является приемлемым способом приветствовать кого-либо во многих европейских странах, в то время как этот метод не считается приемлемым в США. Люди из разных культур также имеют разные точки зрения, что может вызвать путаницу. Когда люди из разных культур общаются в деловой обстановке, эти различия иногда вызывают непонимание или трудности при обмене информацией.
Ожидания
Создание набора ожиданий и стандартных методов коммуникации помогает улучшить коммуникацию внутри организации. Все сотрудники нуждаются в понимании поведения, которое ожидается при взаимодействии с коллегами. В компании с большим разнообразием может потребоваться подробное описание ожидаемого поведения. Напишите политику или запись в справочнике для сотрудников, чтобы описать лучшие практики делового этикета и манер, например, как приветствовать коллег, личное пространство и активно слушать.
Обучение
Учебные занятия по культурному разнообразию, деловому этикету и общению дают всем сотрудникам общую точку отсчета. Обучайте сотрудников конкретным различиям между культурами, особенно если у вас есть несколько основных групп внутри организации. Например, если у вас есть филиалы в США и Англии, ваше обучение должно быть сосредоточено в первую очередь на культурных и коммуникативных различиях в этих двух странах. Информирование сотрудников о различиях помогает им лучше научиться общаться друг с другом.
Советы
Сотрудники должны понимать позицию компании в отношении культурного разнообразия и коммуникативных ожиданий. Создайте атмосферу терпимости ко всем культурам, не допуская шуток или дискриминации, основанных на культурных традициях. Следите за сообщениями компании, чтобы не создавать непреднамеренных стереотипов в отношении определенной этнической группы. Сосредоточьтесь на четком, лаконичном языке, который ценит всех участников разговора.