Разное

Этапы социализации стадии социализации: Этапы социализации личности

Содержание

что это такое, виды, этапы, формы

Содержание

  1. Стадии социализации
  2. Агенты социализации
  3. Фазы социализации личности
  4. Проблемы социализации личности
  5. Проблемы социализации современной молодежи
  6. Сущность социализации
  7. Виды социализации
  8. Первичная социализация
  9. Вторичная или повторная социализация
  10. Перманентная социализация
  11. Функции социализации
  12. Особенности перманентной социализации
  13. Факторы, влияющие на социализацию личности
  14. Досрочная социализация
  15. Семейная социализация
  16. Гендерная социализация
  17. Подростковый период
  18. Этапы социализации
  19. Молодость и зрелость
  20. Старость

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.

  1. Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  2. Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Важно! Главные учителя – это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  1. Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  2. Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  3. Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  1. Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  2. Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  3. Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.

Проблемы социализации личности

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.

Изменения стартовых возможностей молодежи предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения современного общества. Среди них:

Проблемы социализации современной молодежи

Проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно:

  • разрыв в системе образования и воспитания;
  • деформация принципа преемственности поколений;
  • усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;
  • целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Подростковый период

В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Источники

  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://forpsy.ru/works/uchebnoe/stadii-sotsializatsiya-lichnosti/
  • https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
  • https://medru.su/polezno-znat/socializaciya-osnovnye-tipy-i-etapy.html
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • https://www. syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti
  • https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsializatsiya-individa.html

 

 

Как вам статья?

виды, этапы и условия социализации

Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Сущность социализации
  • 2 Виды социализации
    • 2.1 Первичная социализация
    • 2.2 Вторичная или повторная социализация
    • 2.3 Перманентная социализация
  • 3 Стадии социализации и их факторы
  • 4 Этапы социализации
    • 4. 1 Этап адаптации
    • 4.2 Этап индивидуализации
    • 4.3 Этап интеграции

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий.

Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

5 стадий социализации

Купить

Посмотреть в галерее

Существует пять стадий социализации, процесс, который определяется как «взаимодействие с другими людьми социально приемлемым способом». ‘  Социализация является важной частью жизненного цикла человека, и мы начинаем учиться социализироваться с момента рождения. На каждом из пяти этапов социализации мы практикуем уроки, которые мы постоянно изучаем при взаимодействии с людьми. Пять ключевых стадий социализации следующие.

  1. Стадия примата
  2. Вторичная ступень
  3. Стадия для взрослых
  4. Предварительный этап
  5. Ресоциализация

1. Первичная стадия социализации

Первичная стадия социализации, также называемая семейной стадией, охватывает наши ранние годы развития. Первичная социализация начинается с рождения и вращается вокруг нашей семьи и домашней обстановки. Первичный этап социализации охватывает первые пять лет жизни ребенка. На начальном этапе социализации мы, будучи детьми, закладываем основы для дальнейшего развития социализации. Дети изучают основы взаимодействия, ранние когнитивные навыки, семейные ценности и социально приемлемое поведение. На этапе первичной социализации развиваются языковые и культурные убеждения, которые определяют модели будущего роста. Негативные воздействия на начальном этапе создают равную негативную траекторию развития, исправить которую на более поздних стадиях становится труднее.

Первичная стадия социализации имеет отношение к социальному развитию человека, потому что она закладывает основу, на которой зарождается будущий рост.

2. Вторичный этап социализации

Вторичный этап социализации начинается, когда ребенок испытывает внешние, несемейные воздействия и начинает понимать мир за пределами дома. Вторичная стадия социализации продолжает траекторию, установленную на первичной фазе. Культурное признание и позитивное понимание разнообразия, заложенные в первые годы, продолжают развиваться на втором этапе. В этот момент формируются первые группы сверстников, тем самым добавляя новое измерение к нашему социальному росту. По мере того, как мы продвигаемся через вторичную стадию социализации, мы знакомимся с противоположными точками зрения и часто обнаруживаем, что наши идеалы подвергаются сомнению, иногда незначительному, а иногда значительному. Такие вызовы жизненно важны для здорового социального развития, и основные ценности, привитые в первые годы жизни, растут либо здоровым, либо нездоровым образом.

На этапе вторичной социализации язык человека и невербальные взаимодействия умножаются, и мы начинаем устанавливать социальную иерархию. В этот период начинают формироваться наши позиции в социальных взаимодействиях. Мы учимся понимать разные роли и то, как их играть, и начинаем развивать наши собственные идеи и концепции.

Вторичная стадия социализации имеет решающее значение для дальнейшего роста и перехода во взрослую жизнь, где навыки первичной и вторичной стадий подвергаются дальнейшей проверке.

3. Взрослая стадия социализации

На взрослой стадии социализации концепция общительности разбивается на индивидуальные взаимодействия. На взрослой стадии социализации наша жизнь проходит через различные роли: ученика, друга, любовника, работника и работодателя. Каждая из этих ролей приносит уникальный набор правил и навыков социализации. Умение разветвляться и по-разному взаимодействовать с различными группами во многом зависит от успешного развития на первичной и вторичной стадиях социализации.

Ранние этапы социализации прививают ценности, которые позволяют нам изменять наше взрослое поведение в зависимости от ситуации. Когда рост в раннем периоде социализации задерживается или подвергается негативному влиянию, взрослые с трудом приспосабливаются к различным условиям и обнаруживают, что их потенциал роста ограничен.

Взрослая стадия социализации больше связана с общением в культуре, в которой мы живем, а не с внутренним ростом. Однако более ранние этапы социализации закладывают основы и обеспечивают основной период социального развития.

4. Упреждающая социализация

Упреждающая социализация представляет собой более широкую стадию, которая проходит одновременно на всех фазах социализации, но в основном на взрослой стадии . Упреждающая социализация предполагает рост упреждающего понимания ожидаемого поведения. Эта фаза социализации облегчает наше понимание принятых и ожидаемых социальных условностей.

Предвосхищающая социализация включает в себя акт социального подражания. Например, когда люди проводят время с определенным типом личности, они начинают подражать их стилям общения и манерам. Именно в этом аспекте социализации формируются социальные стереотипы. Например, люди из районов с высоким уровнем преступности более склонны сами прибегать к преступлению в акте социального подражания.

Предвосхищающая стадия важна для нашего развития, потому что, ассоциируя себя с теми, кто придерживается определенного набора социальных ценностей, мы с большей вероятностью примем эти ценности.

5. Ресоциализация

Ресоциализация — это стадия социализации, которая включает обучение и приспособление к новым социальным структурам и может произойти на любом этапе жизни. Ресоциализация происходит, когда человек радикально меняет свои социальные навыки или социальные знания. Часто поведенческие изменения, связанные с ресоциализацией, проявляются после смены местоположения в окружающей среде. Например, эмиграция в другую страну потребует значительной степени ресоциализации. Однако незначительные изменения, такие как переезд в более или менее благополучный район, также могут вызвать стадию ресоциализации.

Ресоциализация имеет отношение к социальному развитию, поскольку позволяет людям приспособить усвоенное поведение к взаимодействию с новым окружением.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения правил социального поведения. Однако не существует единого правила, которому должно следовать общество, поэтому этапы социализации не будут одинаковыми для всех. В каждой стране, районе, семье и социальном классе существуют свои правила, в рамках которых подпадает приемлемое поведение. Человек, родившийся в британской семье из высшего общества, будет иметь другие базовые навыки социализации по сравнению с тем, кто живет в неблагополучном районе Лос-Анджелеса. Тем не менее, оба человека могут учиться и адаптироваться к различным средам благодаря навыкам упреждающей социализации и ресоциализации.

Социализация — это неотъемлемая, но многогранная составляющая нашего развития и постоянно развивающийся процесс. С возрастом мы проходим через различные этапы социализации, но основы, которые мы изучаем в начале, прокладывают путь для дальнейшего роста во взрослой жизни.

Как социализация влияет на личность?

Социализация напрямую влияет на личность, обеспечивая основу для восприятия социальных стимулов и принятия на их основе решений. Однако социализация — это только грань личности (хотя и важная). Люди могут практиковать социализацию, выстраивая свою деятельность над аспектом «воспитания», который уравновешивает и формирует внутреннюю «природу» человека. Со временем и настойчивостью люди с отточенными навыками социализации разовьют глубокую способность сопоставлять естественные импульсы своей личности с приобретенным опытом социальных норм.

Как изоляция влияет на социализацию?

Изоляция негативно влияет на социализацию . Социализация — это практика взаимодействия с другими, поэтому изоляция себя от социальных взаимодействий фактически прекращает социализацию. В результате длительного воздержания от социализации навыки, полученные на разных этапах социализации, могут быть забыты, что приводит к социальной неловкости. В свою очередь, социальная неприспособленность может способствовать дальнейшему уходу от общества, создавая негативную петлю изоляции.

Социальная изоляция влияет на каждый этап жизни. В своей статье Одиночество и кортизол (2014) Лейси, Кумари и Бартли заявили, что длительная социальная изоляция детей имеет серьезные последствия на протяжении всей жизни. Эти эффекты включают ухудшение успеваемости, снижение достигнутого социального класса во взрослом возрасте и усиление психологического стресса.

Какие типы личности склонны к социализации?

Типы личности, наиболее склонные к социализации, имеют доминирующую экстравертную функцию. Экстравертные типы личности черпают энергию из социального взаимодействия, в то время как интровертные типы находят это истощающим и поэтому стараются максимально минимизировать общение.

Тип личности ENFJ очень склонен к социализации, поскольку они не только чувствуют прилив энергии, находясь рядом с людьми, но и сам акт социализации приносит им огромную радость и счастье. Точно так же тип личности ESFP находит большое удовольствие в общении с членами семьи. Проведение времени с другими людьми способствует развитию личности ESFP.

Почему так важна социализация в раннем детстве?

Социализация важна в раннем детстве, поскольку уроки, которые дети усваивают на этапах начальной и вторичной социализации, закладывают основу для всего будущего социального развития и роста. Дети, выросшие в семье, в которой общение отдается приоритету, в будущем, как правило, будут более общительными, чем дети, выросшие в домах, где общение ограничено.

Преимущества социализации в раннем детстве не ограничиваются обучением поведению в различных ситуациях. Эти преимущества также включают приобретенное сочувствие и языковые навыки, раннее понимание командной работы, повышенный уровень уверенности и здоровое уважение к людям из разных социальных и культурных слоев.

Как социальные факторы влияют на развитие ребенка?

Социальные факторы влияют на развитие ребенка тремя способами. Во-первых, на развитие ребенка существенно влияет семейная среда. Правила и границы, установленные внутри семьи, формируют основу усвоенного социально приемлемого поведения. Во-вторых, группы сверстников сильно влияют на развитие ребенка. Люди, с которыми ассоциируют себя дети, могут иметь долгосрочное влияние на их социальное развитие. Это происходит из-за силы предвосхищающей социализации, которая заставляет нас подбирать и имитировать социальную грацию тех, кто нас окружает. Последним социальным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются средства массовой информации . Обучение детей средствам массовой информации, которые они потребляют, позволяет ограничить вредное влияние, но при этом извлечь выгоду из положительных аспектов.

Какая связь между социализацией и антисоциальным поведением?

Связь между социализацией и антиобщественным поведением заключается в том, что антиобщественное поведение обычно возникает из-за неадекватных навыков социализации, которым обучают на начальной и вторичной стадиях социализации. Общепризнано, что те, кто в молодом возрасте страдает от сниженного социального обучения, с возрастом демонстрируют усиление антиобщественного поведения и социальной фобии.

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержанию

Цели обучения

  1. Перечислите основные изменения жизненного пути.
  2. Приведите пример того, как события в детстве могут повлиять на всю жизнь.
  3. Обсудите, что подразумевается под ресоциализацией.
  4. Перечислите любые две характеристики учреждения в целом.

Как вы, наверное, уже поняли, большинство теорий и дискуссий о социализации касаются детства. Тем не менее, социализация продолжается на протяжении нескольких этапов жизненного пути, которые чаще всего классифицируются как детство, юность, взрослость и старость. Внутри каждой из этих категорий ученые дополнительно выделяют подкатегории, такие как ранняя юность и поздняя юность, ранняя взрослость и средняя взрослость и так далее. В этом разделе описываются некоторые важные аспекты основных этапов жизненного пути.

Детство

Несмотря на растущее признание всей жизни, детство (включая младенчество), безусловно, остается наиболее важным этапом жизни большинства людей для социализации и когнитивного, эмоционального и физиологического развития, которое так важно в первые годы жизни любого человека. жизнь. Мы уже обсуждали, что может произойти, если младенец не получит «нормальной» социализации хотя бы от одного взрослого, а дикие дети — печальное напоминание о том, что социализация необходима для создания существа, которое не только выглядит человеком, но и действительно является человеком в более широком смысле.

смысл слова.

Однако за этой основополагающей важностью детства скрывается неприятная правда. Что касается образования, здоровья и других результатов, у многих детей в детстве не все в порядке. Более того, то, насколько хорошо они живут, часто зависит от их социального положения — их социального класса, их расы и этнической принадлежности, а также их пола. Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике регулярно публикует отчет под названием «Дети Америки: ключевые национальные показатели благополучия » (включая сокращенную версию в некоторые годы). В этом отчете содержится ежегодная обновленная информация о том, как дети справляются с более чем тремя десятками мер. В последнем отчете Форума, опубликованном в июле 2010 г., приводятся некоторые тревожные факты о благополучии детей, а также показано, какое влияние на их благополучие оказывает социальное положение (Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике, 2010 г.).

Согласно одному важному открытию, только около 55% детей в возрасте 3–5 лет, не посещающих детский сад, ежедневно получали от членов семьи чтение. Эта цифра варьировалась в зависимости от уровня дохода. Только 40% детей из семей, живущих за чертой бедности, воспользовались таким образом, по сравнению с 64% детей, доходы семей которых как минимум в два раза превышали уровень бедности.

Согласно другим важным выводам, в 2008 году около одной пятой детей в США жили в бедности, и эта цифра выросла до более чем 30% афроамериканских и латиноамериканских детей. Кроме того, чуть более одной пятой детей жили в семьях, которые иногда испытывали «нехватку продовольствия», то есть у них были проблемы с обеспечением едой хотя бы одного члена семьи. Более 40% домохозяйств с детьми в 2007 г. характеризовались скученностью или физически неадекватными условиями.

То, что происходит в детстве, может иметь последствия на всю жизнь. Травматический опыт в детстве — пренебрежение или жестокое обращение, свидетели насилия, серьезные травмы и т. д. — подвергают детей гораздо большему риску многих негативных последствий. Они чаще совершают серьезные правонарушения в подростковом возрасте, и на протяжении всей жизни они чаще сталкиваются с различными психическими проблемами, расстройствами обучения и злоупотреблением психоактивными веществами. У них также меньше шансов окончить среднюю школу или поступить в колледж, вступить в брак или избежать развода, если они все же вступят в брак, а также получить и сохранить работу (Adams, 2010). Отдельные этапы жизненного пути на самом деле не так уж и разделены.

Подростковый возраст

Как помнят многие читатели, подростковый возраст может быть очень сложным периодом. Подростки уже не просто дети, но еще и не полноценные взрослые. Они хотят независимости, но родители и учителя продолжают указывать им, что делать. Давление со стороны сверстников в подростковом возрасте может быть огромным, а употребление табака, алкоголя и других наркотиков становится серьезной проблемой для многих подростков.

Все это социальные аспекты подросткового возраста, но подростковый возраст также является временем больших биологических изменений, а именно полового созревания. Совершенно очевидно, что половое созревание имеет заметные физиологические последствия и для многих подростков по крайней мере одно очень важное поведенческое последствие — сексуальную активность. Но раннее половое созревание также, по-видимому, имеет два дополнительных эффекта: как среди мальчиков, так и среди девочек оно увеличивает вероятность совершения правонарушений, а также вероятность стать жертвой насилия (Schreck, Burek, Stewart, & Miller, 2007). Считается, что эти двойные последствия происходят по крайней мере по двум причинам. Во-первых, раннее половое созревание приводит к стрессу, а стресс приводит к антиобщественному поведению (которое также может привести к насилию по отношению к подростку, совершающему такое поведение). Во-вторых, подростки, переживающие раннее половое созревание ( рано созревающие ) чаще общаются со старшими подростками, которые, как правило, более склонны к правонарушениям, потому что они старше. Поскольку их влияние «стирается», ранние зрелые люди чаще попадают в неприятности и также с большей вероятностью становятся жертвами насилия.

Романтические отношения, включая желание состоять в таких отношениях, также имеют большое значение в подростковом возрасте. Принятие желаемого за действительное, безответная любовь и разбитые сердца — обычное дело. Считается, что свидания с несколькими партнерами способствуют преступности и злоупотреблению психоактивными веществами, отчасти потому, что свидания происходят на вечеринках и в других местах без присмотра, где могут иметь место правонарушения и употребление наркотиков, а отчасти потому, что эмоциональные проблемы, иногда сопровождающие свидания, могут привести к правонарушениям, употреблению наркотиков. или и то, и другое (Сеффрин, Джордано, Мэннинг и Лонгмор, 2009 г.).).

Как показало обсуждение детства, социальный класс, раса и этническая принадлежность, а также пол продолжают влиять на переживания людей в подростковом возрасте. Подростковый возраст, безусловно, может быть интересным этапом жизненного пути, но то, как мы живем в подростковом возрасте, часто сильно зависит от этих трех фундаментальных аспектов нашего социального положения.

Начало взрослой жизни

2008 год был годом финансовых потрясений в Соединенных Штатах. Безудержное лишение права выкупа и банкротство банков вызвали цепь событий, вызвавших недоверие к правительству, неплатежи по кредитам и массовую безработицу. Как это повлияло на молодежь США?

Creative Commons 2.0

Миллениалы, иногда также называемые поколением Y, — это термин, описывающий поколение, родившееся в период с начала восьмидесятых до начала девяностых. В то время как рецессия была в самом разгаре, многие были в процессе поступления, посещения или окончания средней школы и колледжа. Из-за того, что перспективы трудоустройства были на самом низком уровне, большое количество выпускников не могли найти работу, иногда возвращаясь к своим родителям и изо всех сил пытаясь погасить студенческие ссуды.

По данным New York Times , этот экономический застой заставляет миллениалов откладывать то, что большинство американцев считает взрослой жизнью: «Кажется, что традиционный цикл сбился с курса, поскольку молодые люди не привязаны ни к романтическим партнерам, ни к постоянным домой, возвращаясь в школу из-за отсутствия лучших вариантов, путешествуя, избегая обязательств, яростно соревнуясь за неоплачиваемую стажировку или временную (и часто изнурительную) работу «Обучай для Америки», предвосхищая начало взрослой жизни» (Хениг, 2010).

Термин «поколение бумеранга» описывает недавних выпускников колледжей, для которых отсутствие адекватной работы после окончания колледжа часто приводит к возвращению в родительский дом (Davidson, 2014).

Становление взрослой жизни, как показывает опыт многих миллениалов, является относительно недавним этапом жизни, расположенным между подростковым возрастом и полноценной взрослой жизнью. Этот термин описывает молодых людей, которые не имеют детей, не живут в собственном доме или не имеют достаточного дохода, чтобы стать полностью независимыми. Джеффри Арнетт (2000) предполагает, что ранняя взрослость — это особый период между 18 и 25 годами, когда подростки становятся более независимыми и исследуют различные жизненные возможности. Арнетт утверждает, что этот период развития можно отделить от подросткового и юношеского возраста. Формирующаяся взрослость предлагается как новая стадия развития, сосредоточенная на «исследовании идентичности, нестабильности, самофокусировке и ощущении промежуточного состояния».

Арнетт назвал этот период «бесролевой ролью», потому что появляющиеся взрослые выполняют самые разнообразные действия, но не ограничены какими-либо «ролевыми требованиями».

Пять вех, определяющих взрослую жизнь, пишет Хениг, — это «окончание школы, уход из дома, обретение финансовой независимости, вступление в брак и рождение ребенка» (Henig 2010). Для достижения этих социальных вех миллениалам требуется больше времени, если они вообще достигаются. Социологи задаются вопросом, какое долгосрочное влияние положение этого поколения может оказать на общество в целом.

Совершеннолетие

Совершеннолетие обычно определяется как возраст от 18 до 64 лет. Очевидно, что 18-летние сильно отличаются от 64-летних, поэтому ученые часто отличают молодых людей от взрослых среднего возраста. В некотором смысле многие молодые люди, в том числе большинство читателей этой книги, откладывают вступление в «полную» взрослую жизнь, поступив в колледж после школы, а некоторые продолжают учиться в аспирантуре или профессиональной школе. К тому времени, когда последние получают свою ученую степень, многим уже далеко за 30, и они, наконец, начинают работать на полную ставку, возможно, через дюжину лет после тех, кто заканчивает среднюю школу, но не поступает в колледж. Эти последние люди вполне могут жениться, иметь детей или и то, и другое к тому времени, когда им исполнится 18 или 19 лет., в то время как те, кто ходит в колледж, и особенно те, кто получает ученую степень, могут подождать, пока им не исполнится 20 или от начала до середины 30 лет, чтобы предпринять эти важные шаги.

Из исследований юношеской взрослой жизни ясно одно: люди начинают «успокаиваться», когда выходят из подросткового возраста, и их поведение в целом улучшается. По крайней мере, две причины объясняют это улучшение. Во-первых, как все чаще признают ученые, подростковый мозг еще не полностью созрел физиологически. Например, лобная доля, область мозга, отвечающая за рассуждения и способность учитывать последствия своих действий, еще не полностью сформирована, что делает подростков более импульсивными. По мере взросления мозга в возрасте от 20 до 20 лет импульсивность снижается, а поведение улучшается (Ruder, 2008).

Во-вторых, как признают социологи, взрослость — это время, когда укрепляются «ставки» людей в обществе и конформизм. Многие женятся, у некоторых появляются дети, и большинство устраиваются на свою первую постоянную работу. Эти «поворотные моменты», как их называют, прививают чувство ответственности, а также увеличивают цену плохого поведения. Если вы состоите в браке, ваш супруг может быть не очень рад тому, что вы ходите по барам каждые выходные или даже чаще; если вы работаете полный рабочий день, ваш работодатель может быть не очень доволен вашим появлением на работе с похмелья. Брак и занятость как поворотные моменты, таким образом, помогают объяснить общее улучшение поведения, которое происходит после того, как люди достигают совершеннолетия (Laub, Sampson, & Sweeten, 2006).

Социальный класс, раса и этническая принадлежность, а также пол продолжают влиять на то, как люди живут во взрослом возрасте. Глава 8 «Социальная стратификация» — глава 11 «Гендер и гендерное неравенство» и разделы в некоторых последующих главах обсуждают этот важный, но обескураживающий факт нашего социального мира.

Старость

Этот этап жизненного пути неофициально начинается в возрасте 65 лет. Опять же, ученые проводят более тонкие различия, такие как «молодой-старый» и «старый-старый», из-за множества различий между людьми в возрасте 65 или 66 и те, кому 85, 86 и даже старше. Глава 12 «Старение и пожилые люди» целиком посвящена этому периоду жизненного пути. Здесь мы просто укажем, что старость может быть периодом жизни, приносящим удовлетворение для одних людей, но полным тревог и проблем для других людей, с социальным положением (социальный класс, раса и этническая принадлежность, и пол), опять же, часто оказывающим существенное влияние. . Эти проблемы усугубляются негативными взглядами и даже предубеждениями, которые многие американцы питают к старости и пожилым людям. Поскольку все мы хотим когда-нибудь состариться, обсуждение старения и пожилых людей в главе 12 «Старение и пожилые люди» должно представлять особый интерес.

Ресоциализация и тотальные институты

Некоторые люди живут в условиях, когда их жизнь настолько контролируется, что их ценности и убеждения резко меняются. Это изменение настолько резкое, что эти люди фактически ресоциализируются. Такая ресоциализация происходит в том, что Эрвинг Гофман (1961) назвал тотальными институтами. Как следует из их названия, эти учреждения полностью контролируют жизнь людей, которые в них живут.

Существует несколько типов тотальных учреждений: психиатрические лечебницы, нацистские концлагеря, военные учебные лагеря, монастыри и монастыри. Некоторые ученые также сказали бы, что уголовные тюрьмы являются тотальными учреждениями, поскольку они демонстрируют некоторые из тех же процессов, что и в других типах. Как следует из этого списка, тотальные институты можно использовать в хороших или плохих целях, как и ресоциализацию.

Независимо от того, говорим ли мы о тотальных институтах, хороших или плохих, все они разделяют определенные процессы и процедуры, которые делают их тотальными институтами. Наиболее важной характеристикой является то, что они полностью контролируют жизнь своих сокамерников, пациентов или как бы там ни назывались живущие в них люди. Эти жители, если использовать общий термин, не имеют свободы или автономии. Им говорят, что и когда делать, а наказание за нарушение правил может быть весьма суровым. В нацистских концлагерях наказанием были пытки или смерть; в религиозных монастырях это может быть изгнание; в учебном лагере это может быть военный трибунал; в психиатрических лечебницах это может быть одиночное заключение в смирительной рубашке.

Во-вторых, тотальные учреждения лишают своих резидентов идентичности, чтобы ослабить их самоидентификацию и обеспечить соответствие правилам учреждений. Их жители обычно носят униформу, часто бреют головы и, в зависимости от учреждения, могут быть известны под номером или новым именем. Эти процедуры делают всех более похожими друг на друга, чем в противном случае, и помогают ослабить самоидентификацию жителей. Будут ли эти результаты хорошими или плохими, опять же зависит от того, какой институт в целом мы имеем в виду.

В-третьих, тотальные учреждения подвергают своих подопечных жестокому обращению и, нередко, злоупотреблениям, хотя характер этого злоупотребления и имеет ли место оно вообще, очевидно, зависит от того, какое тотальное учреждение мы имеем в виду. Нацисты морили узников концлагерей голодом, пытали их, раздевали догола, проводили над ними отвратительные эксперименты и, конечно же, истребили миллионы (Gigliotti & Lang, 2005). Литература о психиатрических лечебницах полна примеров жестокого обращения с проживающими там пациентами (Гоффман, 1961). Сержанты-инструкторы также известны своим суровым обращением с новобранцами: некоторые наблюдатели считают эту практику необходимой для военной дисциплины и готовности, в то время как другие считают ее неоправданным злоупотреблением.

Ресоциализация часто сопровождается церемонией унижения, столкновением, в ходе которого унижается весь житель учреждения, часто на глазах у других обитателей или должностных лиц учреждения (Goffman, 1961). Сержант-инструктор может назвать физически неподготовленного новобранца-мужчину «девушкой» или «леди» и подвергнуть сомнению его мужественность перед другими новобранцами. В психиатрической больнице или тюрьме заключенного могут раздеть догола и проверить его интимные зоны на наличие вшей и других паразитов. Бритье головы новобранцам или заключенным в тюрьмах — еще один пример церемонии унижения.

Ресоциализация также происходит в группах, не находящихся в учреждениях. Анонимные Алкоголики — одна из таких групп, поскольку они пытаются изменить систему ценностей алкоголиков, заставляя их усвоить несколько принципов того, как жить. Цель здесь, конечно, состоит в том, чтобы алкоголик бросил пить и продолжал воздерживаться от употребления алкоголя (Davis & Jansen, 1998). Некоторые религиозные культы также ресоциализируют своих членов и продолжают вызывать много споров в современном обществе (Cowan & Bromley, 2008).

Социализация и социальные изменения

Эта глава началась с новости об избиении и убийстве гея и продолжилась рассказами о двух женщинах, выросших на Юге, когда там царила расовая сегрегация. Эти истории иллюстрируют силу социализации, которая может иметь как хорошие, так и плохие последствия. Социализация в своей культуре необходима для существования любого общества, и социализация также необходима для того, чтобы любой индивидуум был «человеком» в социальном смысле этого слова, как показало наше обсуждение диких детей. Тем не менее, социализация может также привести к установкам и поведению, которые большинство из нас справедливо осудило бы. Социализация создала гомофобный менталитет, из-за которого трое подростков избили Чарли Ховарда и бросили его в реку, а также породила расистский менталитет, который Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит описали в своих рассказах о взрослении на Юге. Большинство из нас социализированы, чтобы стать хорошими, готовыми к сотрудничеству членами общества, но некоторые из нас социализированы, чтобы придерживаться очень негативных взглядов на определенные группы в обществе.

В отношении многих социальных проблем, с которыми сегодня сталкиваются Соединенные Штаты, — преступлений на почве ненависти, других преступлений, насилия в отношении женщин, сексизма, расизма и т. д. — не будет преувеличением сказать, что новые модели социализации в конечном счете необходимы, если наше общество хочет иметь возможность эффективно решать эти проблемы. Родители маленьких детей и подростков несут большую ответственность за то, чтобы наши дети не научились ненавидеть и причинять вред другим, но то же самое делают наши школы, средства массовой информации и религиозные организации. Ни одна нация не идеальна, но такие страны, как Япония, уже давно более успешны, чем Соединенные Штаты, в воспитании своих детей щедрыми и готовыми к сотрудничеству. Их примеры содержат много хороших уроков для Соединенных Штатов.

Key Takeaways

  • Четыре стадии жизненного пути: детство, юность, взрослость и старость. Социализация продолжается на протяжении всех этих стадий.
  • То, что происходит в детстве, может иметь последствия на всю жизнь. Травматические переживания и другие негативные события в детстве могут ухудшить психологическое благополучие в подростковом возрасте и позже и привести к различным поведенческим проблемам.
  • Социальное положение в обществе — социальный класс, расовая и этническая принадлежность и пол — влияет на то, насколько хорошо люди живут на разных этапах жизненного пути.
  • Ресоциализация включает далеко идущие изменения в ценностях, убеждениях и поведении человека.
  • Учреждения Total полностью контролируют жизнь своих обитателей. Обычно они пытаются уничтожить индивидуальность своих жителей и часто подвергают их жестокому обращению.
  • Новые методы социализации могут быть необходимы для решения многих социальных проблем, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты и другие общества.

Каталожные номера

Адамс, Э. Дж. (2010). Заживление невидимых ран: почему имеет смысл инвестировать в помощь детям с учетом травм . Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики правосудия.

Кратко о

американских детях: Ключевые национальные показатели благополучия, 2010 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.

Арнетт, Джеффри (2000). Становление взрослой жизни: теория развития от позднего подросткового возраста до двадцатых годов». Американский психолог 55 (5): 469-480.

Дэвидсон, Адам. 2014. «Официально, дети-бумеранги не уйдут». New York Times , 20 июня. Проверено 27 октября 2014 г. (http://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html?_r =0).

Хениг, Робин Маранц. 2010. «Что насчет двадцатилетних?» New York Times , 18 августа. Проверено 28 декабря 2011 г.

Лауб, Дж. Х., Сэмпсон, Р. Дж., и Суитен, Г. А. (2006). Оценка теории преступления Сэмпсона и Лауба на протяжении всей жизни. В FT Cullen (Ed.), Подведение итогов: состояние криминологической теории (том 15, стр. 313–333). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Рудер, Д. Б. (2008). Мозг подростка: работа в процессе. Гарвардский журнал, 111 (1), 8–10.

Шрек, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *