Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
Психологическая библиотека
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.
М., 2001.
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
Наблюдение и эксперимент — это общенаучные методы, с древних времен применявшиеся как в естественных, так и в гуманитарных науках. Применяя эти методы, психолог-диагност имеет возможность непосредственно фиксировать объективные параметры диагностируемого объекта.
Под наблюдением в методической литературе принято понимать целенаправленное непосредственное восприятие внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта с последующей фиксацией результатов в рабочих документах (протокол, карточка или дневник наблюдения). От обыденного наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.
Помимо способов фиксации методики наблюдения могут различаться по другим основаниям. В методической литературе принято различать, в частности, включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение осуществляется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым, когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытым оно будет в том случае, когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклянной стеной, прозрачной в одном направлении (для наблюдателей) и непрозрачной — в другом (для наблюдаемых). В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Ведь диагностируемые не преступники, за которыми с санкции прокурора по закону может быть установлено негласное наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект наблюдения (индивидов, группу) о записи их поведения. Правда, отечественная и зарубежная социальная психология и социология знают примеры включенного скрытого наблюдения [24].
Еще одним основанием, позволяющим различать виды наблюдения, является степень его формализации, стандартизации. В связи с этим различают полусвободное и формализованное наблюдение. Некоторые ученые выделяют еще по этому основанию и свободное наблюдение. Но последнее противоречит самому определению этого метода. Целенаправленность уже предполагает выделение для наблюдения и фиксации из всего многообразия явлений только те, которые соответствуют поставленной проблеме и цели диагностирования. Если в полусвободном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, эмпирических индикаторов, восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, а наблюдатели фиксируют только эти выделенные единицы и никакие другие.
В качестве примера формализованного наблюдения можно привести ставшую уже классической схему Р. Бэйлса, разработанную им для изучения взаимодействия членов группы в определенных фазах групповой деятельности [7]. Выделенные им 12 единиц наблюдения позволяют достаточно подробно описать действия каждого участника группы при выполнении ею группового задания. Известны и другие схемы формализованного наблюдения.
То же самое можно сказать и о так называемом социометрическом наблюдении, когда в качестве единицы наблюдения избирают частоту и направленность контактов. Регистрация контактов производится в определенной карте.
В методической литературе выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное — в искусственно организованных. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.
В социальной психологии выделяют также метод наблюдения значимых ситуаций [13, 26]. Суть этой разновидности метода наблюдения, предложенной в отечественной психологии Е. С. Кузьминым, заключается в наблюдении за испытуемыми в особых, значимых для них, условиях [41].
Выделяют систематическое и несистематическое (случайное) наблюдение. При этом следует отметить, что термин «систематическое наблюдение» страдает некоторой неопределенностью: он характеризует как периодичность, так и всесторонность наблюдения за изучаемым объектом или же наблюдение за ним в различных ситуациях, состояниях.
С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т. е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени. В данном случае наблюдение наиболее тесно переплетается с биографическим методом изучения личности.
Заслуживает внимание карта наблюдения Д. Скотта, предназначенная для выявления дезадаптации школьников. Она позволяет установить: а) степень недоверия к новым людям; б) наличие депрессии; в) уход в себя; г) тревожность; д) враждебность; е) недостаток социальной нормативности; ж) невротические симптомы; з) неблагоприятные условия среды; и) сексуальное развитие; к) умственную отсталость; л) болезни и физические дефекты, а также некоторые другие характеристики.
При организации наблюдения следует учитывать, что в определенных ситуациях должны срабатывать как правовые, так и этические ограничения.
Метод наблюдения весьма тесно связан с методом эксперимента [8, 14, 15,21,32].
Сутью последнего является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый им объект (предварительно изученный и описанный) осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной), а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные, так и контрольные группы.
В реальной практике из всего множества параметров, характеризующих диагностируемый объект, выбирается ограниченное число наиболее значимых [20, 23].
В методической литературе выделяют эксперименты натурные, мысленные, полевые и лабораторные.
Натурный (естественный) эксперимент предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диагностирования.
Мысленный эксперимент предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с информацией о нем, его моделью. Однако для этого модель должна быть более или менее адекватна реальному объекту. Достичь такого подобия в социальной сфере очень трудно. Поэтому в настоящее время применяется в основном натурный эксперимент.
Полевой эксперимент отличается от лабораторного тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях. Он может проводиться на всех уровнях, во всех сферах социальной жизни. Но здесь помимо методологических трудностей возникает масса этических и даже правовых проблем. Главный этический принцип при проведении всех экспериментов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что экспериментальная ситуация, создаваемая специалистом, не должна ухудшать положение диагностируемых, вести к росту напряженности и конфликтам, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей (А.Н. Сухов, 1978).
Перечисленные выше методологические, организационные и этические трудности значительно сужают диапазон применения эксперимента в социально-психологической диагностике, так как нередко данные, полученные в лабораторных условиях, не «работают» в реальной жизни.
Практика ставит вопрос о теоретическом и правовом обосновании проведения социальных экспериментов. Уйти от проведения социальных экспериментов невозможно. Существует реальная потребность в социальных изменениях и инновациях. Дело остается за их грамотным, компетентным проведением.
Аппаратурные методы социально-психологической диагностики относятся к разновидностям экспериментальных методик. В основе этой группы методов лежат технические устройства, аппараты, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику диагностируемого объекта; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты диагностирования.
Выполнение хотя бы одной из перечисленных функций позволяет относить методику к аппаратурной.В работе ленинградских социальных психологов «Методы социальной психологии» раскрыты различные гомеостатические методики, «анализатор программ» средств массовой коммуникации и устройство полуавтоматизированной анкеты [20, 23].
Учеными были разработаны и коэффициенты — интегральные показатели успешности работы диагностируемых групп [20].
В лабораториях ЛГУ под руководством Е. С. Кузьмина, Н. Н. Обозова и других были созданы гомеостатические методики, основанные на электрических цепях и целой системе вспомогательных физических, электронных приборов. Принципиальной схемой большинства таких электрических гомеостатов явился классический в электротехнике «мост Уинстона» — четыре сопротивления, соединенные в виде ромба. Каждое «плечо» этого ромба делается из переменных сопротивлений (резисторов) [20].
В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций как гомеостатических, так и других аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф», «Групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и т. д. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу.
Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета») [20]. Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.
НАВЕРХ
Наблюдение и эксперимент как методы научного познания
Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод научного познания
Определение 1Наблюдение представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.
Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.
Выделяют следующие компоненты наблюдения:
- наблюдатель;
- объект исследования;
- условия наблюдения;
- средства наблюдения (измерительные инструменты).
Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя.
Выделяют следующие виды наблюдения:
- качественное;
- количественное.
Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.
Эксперимент как метод научного познания
Определение 2Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.
Выделяют следующие компоненты эксперимента:
- лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
- система, которая изучается исследователем;
- протокол эксперимента;
- реакции системы, которые фиксируются с помощью необходимых приборов.
Существуют различные виды экспериментов.
Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:
- исследовательский (поисковый) эксперимент;
- проверочный (контрольный) эксперимент;
- воспроизводящий эксперимент;
- изолирующий эксперимент;
- качественный и количественный эксперимент;
- физический, химический, биологический, социальный эксперимент.
Эксперимент может быть натуральный и умственный:
- Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий.
- Умственный эксперимент — это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий.
Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.
Контролируемый эксперимент — это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования. Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».
Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее — в социологии.
Преимущества эксперимента перед наблюдением
Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:
- Явления, которые изучаются, воспроизводятся по желанию исследователя.
- Эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях.
- Варьирование условий предоставляет возможности изолировать изучаемый объект от усложняющих обстоятельств и приблизиться к его изучению в «чистом виде» с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях).
- В эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.
В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:
- Во-первых, он является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования. Эксперимент опосредован теоретическим исследованием и его результатами, т.к. он основывается на теоретическом знании. Эксперимент ставит своей целью проверку научной гипотезы. Так же в эксперименте используется различные познавательные средства, что приближает его к эмпирическому уровню познания. Результаты эксперимента – это установленные факты и эмпирические зависимости.
- Во-вторых, эксперимент относится к познавательной и практической деятельности одновременно. Цель эксперимента — приращение знания, но так же он связан и с преобразованием окружающей действительности.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
Наблюдательные и экспериментальные исследования
Когда люди читают об исследовании, они могут не обращать внимания на то, как оно было разработано. Но чтобы понять качество результатов, важно немного знать о дизайне исследования.
В соответствии с общепринятой иерархией доказательств, самые надежные доказательства получают из систематических обзоров, за которыми следуют данные из рандомизированных контролируемых испытаний, когортных исследований и затем исследований случай-контроль.
Последние три являются исследованиями, которые попадают в одну из двух основных категорий: обсервационные исследования или экспериментальные исследования.
Обсервационные исследования
Обсервационные исследования — это исследования, в которых исследователи наблюдают за действием фактора риска, диагностического теста, лечения или другого вмешательства, не пытаясь изменить то, кто подвергается или не подвергается этому воздействию. Когортные исследования и исследования случай-контроль представляют собой два типа обсервационных исследований.
Когортное исследование: В исследовательских целях когорта — это любая группа людей, которые каким-либо образом связаны между собой. Например, когорта рождения включает всех людей, родившихся в течение определенного периода времени. Исследователи сравнивают то, что происходит с членами когорты, которые подвергались воздействию определенной переменной, с тем, что происходит с другими членами, которые не подвергались воздействию.
Исследование «случай-контроль»: Здесь исследователи определяют людей с существующими проблемами со здоровьем («случаи») и аналогичную группу без проблем («контроль»), а затем сравнивают их в отношении воздействия или воздействий.
Экспериментальные исследования
Экспериментальные исследования — это исследования, в которых исследователи внедряют вмешательство и изучают его эффекты. Экспериментальные исследования обычно рандомизированы, то есть испытуемые группируются случайно.
Рандомизированное контролируемое исследование (РКИ): Подходящие люди случайным образом распределяются в одну из двух или более групп. Одна группа получает вмешательство (например, новое лекарство), в то время как контрольная группа не получает ничего или неактивного плацебо. Затем исследователи изучают, что происходит с людьми в каждой группе. Любая разница в результатах может быть связана с вмешательством.
Сильные и слабые стороны
Сильные и слабые стороны плана исследования следует рассматривать в свете типа вопроса, на который должно ответить исследование. Иногда наблюдательные исследования — единственный способ исследовать определенные вопросы. Например, было бы неэтично планировать рандомизированное контролируемое испытание, преднамеренно подвергая работников потенциально опасной ситуации. Если проблема со здоровьем является редким состоянием, исследование случай-контроль (которое начинается с существующих случаев) может быть наиболее эффективным способом выявления потенциальных причин. Или, если мало что известно о том, как проблема развивается с течением времени, лучшим вариантом может быть когортное исследование.
Однако результаты наблюдательных исследований по своему характеру могут быть оспорены. Они рискуют содержать смешанные предубеждения. Пример: когортное исследование может обнаружить, что люди, которые регулярно медитируют, менее склонны к сердечным заболеваниям, чем те, кто этого не делает. Но эту связь можно объяснить тем фактом, что люди, которые медитируют, также больше занимаются спортом и придерживаются более здоровой диеты. Другими словами, хотя когорта определяется одной общей характеристикой или воздействием, они также могут иметь общие характеристики, влияющие на результат.
РКИ до сих пор считается «золотым стандартом» для получения надежных доказательств, потому что мало что оставлено на волю случая. Но растет осознание того, что такие исследования несовершенны, и что многие вопросы просто невозможно изучить с помощью такого подхода. Такие исследования требуют много времени и средств — могут пройти годы, прежде чем будут получены результаты. Кроме того, интервенционное исследование часто ограничено тем, сколько участников могут контролировать исследователи или как долго участники могут жить в контролируемых условиях. В результате РКИ не было бы подходящим исследованием для выявления результатов, которые проявляются через много времени или которые, как ожидается, повлияют на очень незначительное количество людей.
Источник: At Work , Issue 83, Winter 2016: Institute for Work & Health, Toronto [Этот столбец обновляет предыдущий столбец, описывающий тот же термин, который первоначально был опубликован в 2005 году.]
Методы наблюдения: натуралистический , Участник и контролируемый
по
Saul McLeod, PhD
Обновлен на
Обновлен на
Сол Маклеод, доктор философии
Преподаватель, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Манчестерский университет
Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним дополнительное и высшее образование.
Узнайте о нашем редакционном процессе.0003
Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) может показаться очевидным методом проведения исследований в области психологии. Однако существуют разные типы методов наблюдения, и необходимо различать:
1. Контролируемые наблюдения
2. Натуралистические наблюдения
3. Наблюдения участников
В дополнение к вышеуказанным категориям, наблюдения также могут быть либо открытыми/раскрытыми (участники знают, что их изучают), либо скрытыми/нераскрытыми (исследователь держит свою настоящую личность в секрете от испытуемых, действуя как подлинный член группа).
В общем, наблюдения относительно дешевы, и исследователю требуется немного ресурсов. Однако они часто могут быть очень длительными и длительными.
В этой статье
Контролируемое наблюдение
Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), как правило, проводится в психологической лаборатории.
Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, и использует стандартную процедуру. Участники случайным образом распределяются в каждую группу независимых переменных.
Вместо подробного описания всего наблюдаемого поведения часто бывает проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (т. е. провести структурированное наблюдение).
Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение по отдельным категориям. Кодирование может включать числа или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.
Категории в расписании закодированы таким образом, чтобы собранные данные можно было легко подсчитать и превратить в статистику.
Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения для изучения реакции младенцев на короткие периоды разлуки с матерью. Во время процедуры «Незнакомая ситуация» измерялось поведение ребенка при взаимодействии с матерью, т.е.
- Близость и поиск контактов
- Обслуживание контактов
- Избегание близости и контакта
- Устойчивость к контакту и удобство
Наблюдатель записывал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценивал поведение по интенсивности по шкале от 1 до 7.
Иногда поведение участников наблюдают через двустороннее зеркало или они снято. Альберт Бандура использовал этот метод для изучения агрессии у детей (исследование куклы Бобо).
Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь электроды прикрепляются к скальпу участников. Наблюдаются изменения электрической активности головного мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограмма – ЭЭГ).
Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.
Контролируемые наблюдения также обычно не включают участников, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию (например, наблюдая за двусторонним зеркалом).
Сильные стороны
- Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями с использованием того же графика наблюдений. Это означает, что его легко проверить на надежность.
- Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть числовыми), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с естественными наблюдениями.
- Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены за короткий промежуток времени. Это означает, что можно получить большую выборку, в результате чего результаты будут репрезентативными и их можно будет обобщить на большую популяцию.
Ограничения
- Контролируемые наблюдения могут быть недостоверными из-за эффекта Хоторна/характеристик спроса. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя иначе.
Естествознание
Естествознание — метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.
Этот метод включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Исследователь просто записывает то, что он видит, любым возможным способом.
При неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Записывать может слишком много, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.
По сравнению с контролируемыми наблюдениями это как разница между изучением диких животных в зоопарке и их изучением в их естественной среде обитания.
Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.
Сильные стороны
- Благодаря возможности наблюдать поток поведения в его собственной обстановке, исследования имеют большую экологическую достоверность.
- Как и тематические исследования, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей. Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, оно часто предлагает пути исследования, о которых раньше не думали.
Ограничения
- Эти наблюдения часто проводятся в микро (малом) масштабе и могут не иметь репрезентативной выборки (предвзятой по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на более широкое общество.
- Естественные наблюдения менее надежны, так как другие переменные не поддаются контролю. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
- Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен тому, чтобы уметь распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.
- При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), то есть невозможно установить причинно-следственные связи.
Участник наблюдения
Совместное наблюдение — это разновидность описанного выше (естественное наблюдение), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую он изучает, чтобы глубже понять свою жизнь.
Если бы это были исследования животных, мы бы сейчас не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы рядом с ними!
Леон Фестингер использовал этот подход в известном исследовании религиозного культа, считавшего, что конец света вот-вот наступит. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.
Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Тайное — это когда исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрыты от изучаемой группы.
Исследователь принимает фальшивую личность и роль, обычно изображая из себя настоящего члена группы.
С другой стороны, открытый — это когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения понаблюдать.
Ограничения
- Может быть сложно получить время/конфиденциальность для записи. Например, исследователи не могут делать заметки открыто при скрытых наблюдениях, так как это раскроет их прикрытие. Это означает, что они должны ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.
- Если исследователь будет слишком вовлечен, он может потерять объективность и стать предвзятым. Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Эта проблема заключается в том, что они могут выборочно сообщать информацию вместо того, чтобы записывать все, что они наблюдают. Тем самым снижая достоверность их данных.
Запись данных
В исследованиях с контролируемым/структурированным наблюдением исследователь должен принять важное решение о том, как классифицировать и записывать данные. Обычно это включает метод выборки. Три основных метода выборки:
- Выборка событий . Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события) его интересуют, и фиксирует все случаи. Все остальные типы поведения игнорируются.
- Выборка по времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет происходить только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и записывает возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
- Мгновенная (целевое время) выборка .