Экология личности. С чего начать? Г.Ильин
На Главную К списку номеров К содержанию номера
Тема конференции «Экология личности» на первый взгляд может показаться литературщиной — впервые об экологии личности или даже экологии души было заявлено, кажется, в статье поэта А. Вознесенского, напечатанной в «Литературной газете» лет пятнадцать назад. До того об экологии человека говорилось в основном как о научной дисциплине, изучающей хозяйственное отношение человека к миру: взял — верни, сломал — почини, в колодец не плюй, под себя не ходи.
Однако сегодня становится ясно, что экологическая тематика приобретает не просто научный, но прежде всего личностно-ориентированный аспект. Переходя от экологии вообще к экологии личности, мы переходим от человечества к отдельному человеку.
А в чем собственно разница между человеком и человечеством, разве человек — не капля, в которой отражается все человечество, разве он не микрокосмос, содержащий в себе макрокосмос человечества?
Так-то оно так, да только в едином человечестве люди очень уж отличаются друг от друга. Они не только не считают себя братьями («человек человеку — брат», «все люди от Адама с Евой», как им издавна толкуют) и даже не только равнодушны друг к другу («человек человеку — бревно», по выражению А. Ремизова), — они время от времени смертельно ненавидят друг друга по поводу, часто более ничтожному, чем земледелец Каин скотовода Авеля. ; Каин, как известно, убил своего единственного брата Авеля за то, что Яхве предпочел принять его жертву (по-видимому, упитанного агнца или тельца), отказавшись от даров земли (скорее всего, мацы из полбы), собранных Каином.
Для обсуждаемой проблемы сказанное имеет принципиальное значение. Если люди не способны бережно относиться друг к другу, можно ли ожидать иного отношения к природе? Людей, которые бы отвечали критерию хозяйственного отношения не только к природе и к другим людям, но и к самому себе, наберется немного.
Очень многие, от короля до лагерного зэка, руководствуются другими принципами — «после нас хоть потоп» и «умри ты сегодня, а я завтра». Однако экологическое отношение требуется от каждого, поскольку окружающая среда — общая для всех.Итак, проблема состоит в том, чтобы отыскать механизм, средство или способ установления общего, обязательного для всех отношения не только друг к другу, но и к природе, окружающей среде: Можно ли полюбить природу, подобно тому, как церковь призывает людей «возлюбить» друг друга? Можно ли любить природу, не любя ни других людей, ни даже самого себя? Или если не любовь, то не найдется ли какое-то другое, столь же обязывающее и действенное чувство? Возможно ли решение этой проблемы, а если возможно, то каким может быть решение, — об этом пойдет речь в дальнейшем.
Возвращаясь вновь к названию конференции, добавим, что оно представляется оправданным еще и потому, что в современных условиях изменилась постановка проблемы — речь должна идти не столько об отношении человека к окружающей среде, сколько об отношении человека к самому себе и себе подобным. Экология личности — это прежде всего хозяйственное отношение человека к самому себе или, по выражению французского культуролога М. Фуко, забота о себе, о собственном теле, собственном здоровье.
Обратимся к практике экологического образования: насколько действенными являются усилия по формированию экологического сознания, мышления, поведения, не находимся ли мы в ситуации крыловской басни, когда «Васька слушает, да ест», и не следует ли формирование экологического сознания увязать прежде всего с нравственным воспитанием? В свете сказанного, вопрос, что называется, риторический. В таком понимании нравственное и экологическое сознание сказываются неотделимыми, нельзя достичь одного без другого. Это усложняет формирование экологического сознания, мышления, поведения, поскольку к вагону экологических проблем добавляется маленькая тележка нравственных, или наоборот.
Но прежде сориентируемся в проблемном поле. Ф. Тейлор, основоположник научной организации труда, в начале уходящего века определил две причины плохой работы — природную (леность работника) и систематическую (плохую организацию труда). С первой он боролся, обращаясь к мотивации работника, со второй — рационализируя процесс труда и его средства. В проблеме экологического образования можно выделить, по аналогии с подходом Тейлора, две равно важные причины скверного отношения к окружающей среде — природную (особенности личности) и систематическую, лучше сказать, социальную. Соответственно выделяются две группы проблем экологического образования: личностные и социальные.
Решение группы социальных проблем предполагает проведение экологической политики, создание промышленных и агропромышленных технологий, которые бы минимизировали негативные последствия пребывания человека на земле, причем независимо оттого, хороший это человек или плохой: ресурсосберегающие, безотходные, экологически чистые технологии и способы обитания человека.
Поскольку же это задача сложная и долгая, можно, как делают некоторые просвещенные страны, вывозить вредные производства в непросвещенные страны. Решение этих проблем предполагает специальную подготовку и специальное экологическое обучение.А вот первая, природная группа проблем — забота прежде всего экологического воспитания, которое неотделимо от нравственного. Это может показаться банальностью, но в таком случае следует назвать банальными правила арифметики. Однако в отличие от арифметики, с нравственными правилами все обстоит гораздо сложнее — их можно знать, и в то же время пренебрегать ими.
Социолог Макс Вебер выделил несколько регуляторов общественной жизни, источников влияния, власти, которые лежат в основе появления и определяют существование социальных союзов: харизма, традиция, закон. Все они регулируют не только отношения людей друг с другом, но и отношение людей к миру, природе, окружающей среде.
Харизма — предполагает внеповседневные качества человека, воспринимаемые как сверхъестественные (независимо от того, действительные ли они или мнимые, предположительные). Влияние на членов союза осуществляется вследствие их веры в существование этих качеств у лидера. Вера в магическую силу, в откровение, в героя предполагает наличие такого рода качеств. У нас харизма именовалась культом личности.
Традиция — основана на вере в привычное, в незыблемость устоев и необходимость их сохранения: «не нами положено — лежи во веки веков», говоря словами протопопа Аввакума. Примером влияния, основанного на традиции, является патриархальная власть во всех ее проявлениях: отец семейства, царь-батюшка, отец небесный.
Закон — рационально установленная общая норма поведения. Возникновение современного западного государства, как и западных церквей, было в значительной степени делом юристов. Закон выступает основой и условием существования бюрократической власти и гражданского общества.
Решение проблемы экологического образования населения необходимо вести с опорой на все три регулятора социальной жизни — яркая личность, традиция и закон. Эти социальные регуляторы имеют в основе психологические механизмы — соответственно, чувство, привычку и рассудок.
Своеобразие постсоветского периода российской истории состоит в том, что многие люди оказались лишенными основных нравственных принципов и их гарантов, таких, как бог, монарх, закон, обычай, остались «без бога в душе», «без царя в голове», без почтения к закону и веры в традицию. Говоря словами китайцев, немало повидавших в своей истории, наступило время негодяев. В особенности этому способствовало горбачевское изречение «Все, что не запрещено — разрешено». Для многих это прозвучало как разбойничий клич «Сарынь, на кичку!». Как будто не было известно со времен Римской империи, что «не все дозволенное — нравственно».
Когда нет устойчивых, действенных и согласованных социальных регуляторов общественной жизни, остается надежда на совесть — нравственный императив личности. «Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть, незваный гость, докучный собеседник», в определении Пушкина. Этот зверь в каждом из нас может спать или быть усыпленным, и весьма крепко, но рано или поздно просыпается, каким бы человек ни был — бесстрашным злодеем, хладнокровным циником или обыкновенным бревном. И тогда… снова Пушкин, «Борис Годунов»: — «и рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот в ком совесть нечиста». Вот почему экология личности — это то, с чего следует начинать решение экологических проблем.
Итак, благословясь, начни с себя всякий, кто ощущает себя личностью, прислушайся к себе!
Хотел закончить на этом, но подумал о возможной реакции аудитории — мол, покаяние, раскаяние, достоевщина — это уже было.
Речь вдет о том, что ни президент-надежа, и ни долгожданные законы, ни объединяющая национальная идея, никакие иные социальные регуляторы не могут быть гарантом нашего экономического и экологического благополучия, но именно совесть каждого является гарантом существования и утверждения и того, и другого, и третьего. Именно совесть способствует наведению порядка в душе, просыпаясь при неполадках. Да, она может стать когтистым зверем, одичавшим в заточении и неволе, в душевной темнице, но в том-то и задача нравственного воспитания, чтобы не доводить ее до такого состояния.
Итак, совесть должна стать такой же категорией непрерывного экологического образования населения, какими в педагогике являются знания, умения, навыки, а в педагогической психологии — сознание, мышление, привычки и чувства, с той, разумеется, разницей, что она остается категорией не обучения, но воспитания.
Георгий Ильин,
доктор педагогических наук,
г. Москва
© Общество «Знание» России, 2000
На Главную К списку номеров К содержанию номера
ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ
Рассматриваются существующие концептуальные подходы к изменениям российского и европейского экологического законодательства за последние несколько лет, взаимодействию с общественными организациями, а также к влиянию гражданского общества и местных инициатив на процесс принятия решений.
Переведенное название | Ecology of personality, society and environment in the agenda of relations between Russia and EU |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 141-148 |
Журнал | Актуальные проблемы Европы |
Номер выпуска | 1 |
Состояние | Опубликовано — 2014 |
- 11. 00.00 ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
- Перечень ВАК
- APA
- Author
- BIBTEX
- Harvard
- Standard
- RIS
- Vancouver
Чумаков, И. А., & Максимчик, М. А. (2014). ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ — ЕС. Актуальные проблемы Европы, (1), 141-148.
@article{ef8abd9269774e159c93028d69737442,
title = «ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ — ЕС»,
abstract = «Рассматриваются существующие концептуальные подходы к изменениям российского и европейского экологического законодательства за последние несколько лет, взаимодействию с общественными организациями, а также к влиянию гражданского общества и местных инициатив на процесс принятия решений.»,
author = «Чумаков, {И. А.} and Максимчик, {М. А.}»,
year = «2014»,
language = «Русский»,
pages = «141—148»,
journal = «Актуальные проблемы Европы»,
issn = «0235-5620»,
publisher = «Институт научной информации по общественным наукам РАН»,
number = «1»,
}
Чумаков, ИА & Максимчик, МА 2014, ‘ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ — ЕС’, Актуальные проблемы Европы, № 1, стр. 141-148.
ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ — ЕС. / Чумаков, И. А.; Максимчик, М. А.
В: Актуальные проблемы Европы, № 1, 2014, стр. 141-148.
Результат исследований: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
TY — JOUR
T1 — ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ — ЕС
AU — Чумаков, И. А.
AU — Максимчик, М. А.
PY — 2014
Y1 — 2014
N2 — Рассматриваются существующие концептуальные подходы к изменениям российского и европейского экологического законодательства за последние несколько лет, взаимодействию с общественными организациями, а также к влиянию гражданского общества и местных инициатив на процесс принятия решений.
AB — Рассматриваются существующие концептуальные подходы к изменениям российского и европейского экологического законодательства за последние несколько лет, взаимодействию с общественными организациями, а также к влиянию гражданского общества и местных инициатив на процесс принятия решений.
UR — https://elibrary.ru/item.asp?id=21290002
M3 — Статья
SP — 141
EP — 148
JO — Актуальные проблемы Европы
JF — Актуальные проблемы Европы
SN — 0235-5620
IS — 1
ER —
Crystal Knows — Является ли личность генетической? Как экологические и наследственные факторы влияют на личность
Люди — сложные существа, и их личность и поведенческие модели, возможно, являются их наиболее сложными аспектами. Увлечение этим аспектом человеческого поведения можно увидеть в популярных дебатах, таких как «Природа против природы». Воспитание или в социальных теориях, таких как исследование близнецов Бушара. Ученые-социологи давно изучают человеческое поведение и то, являемся ли мы результатом нашей биологии или нашей среды, стремясь ответить на вопрос «Является ли личность генетической?».
Если наши личности являются результатом генетики, то мы формируем их рано и остаемся неизменными на протяжении всей жизни. Однако если они являются результатом нашего окружения, то наши личности могут развиваться на протяжении всей жизни, и наш опыт будет оказывать на них более существенное влияние. Исследования пришли к выводу, что человеческие личности и темпераменты формируются как генетикой, так и окружающей средой; хотя мы можем родиться с определенными личностными чертами, все же есть возможность развить другие по мере того, как мы получаем жизненный опыт.
Является ли личность генетической?
Часто кажется, что человек наследует вспыльчивость или склонность к перфекционизму своих родителей. Тот же самый ребенок может унаследовать большие голубые глаза и густые вьющиеся волосы своего родителя. Хотя может быть ясно, что физические характеристики являются генетическими корреляциями, трудно понять, являются ли поведенческие черты результатом генетики или они приобретаются благодаря годам воздействия в детстве.
Черты личности, такие как открытость опыту или близость, по-видимому, формируются воспитанием ребенка. Напротив, более стабильные характеристики, такие как отвлекаемость или покладистость, по-видимому, укоренены в ДНК ребенка. Вы можете пройти тест на личностные качества , чтобы определить свой тип личности и поведенческие характеристики. Специфические характеристики связаны с разными геномами, что делает их зависимыми от генетики, а другие признаки могут развиться позже из-за внешних факторов. Хотя понятно предположить, что личность является результатом генетики, важно учитывать, что личности являются наследственными и являются результатом окружающей среды или других факторов.
Что определяет личность: 2 фактора, основанные на исследованиях
Генетика
Множество переменных формируют наши черты, генетика является одной из них. Фактически, исследование показало, что от 20% до 60% нашего темперамента определяется генетикой. Они также обнаружили, что определенные первичные гены участвуют в коммуникации клеток внутри мозга, что напрямую влияет на чью-то личность и поведение. Обладание определенными генами может значительно повлиять на общительность, предрасположенность к тревоге или депрессии, самоконтроль и многое другое.
То же исследование показало, что хотя наши личностные черты могут развиваться по мере взросления благодаря жизненному опыту и событиям, наш основной темперамент в целом остается прежним. Это говорит о том, что в основе нашего темперамента лежат определенные черты, имеющие генетические компоненты.
Темперамент обычно связан с наследственностью и включает в себя общие поведенческие черты, влияющие на то, как мы поступаем, например, настойчивость или застенчивость. Следовательно, личность, как правило, связана с тем, почему мы что-то делаем — например, с открытостью опыту или приятностью — и формируется нашей генетикой и воспитанием.
Окружающая среда
Если генетические варианты составляют только 20-60% нашей личности, откуда берется другая часть? Факторы окружающей среды, такие как воспитание, культура, географическое положение и жизненный опыт, сильно влияют на нашу личность. Например, ребенок, выросший в гармоничной среде, может иметь более позитивный или спокойный взгляд и характер. Напротив, ребенок, выросший в беспокойной семье, может быть более склонен к развитию агрессии или других неблагоприятных черт.
Доказательством этой теории является знаменитое Миннесотское исследование близнецов. С 1979 по 1999 год исследователи изучали как однояйцевых, так и разнояйцевых близнецов, разлученных при рождении, чтобы определить влияние генов и окружающей среды на их личность по мере их старения. Это исследование показало, что однояйцевые близнецы имеют около 50% одинаковых черт, тогда как разнояйцевые близнецы имеют около 20%. Исследование также показало, что 70 % различий в IQ были связаны с генетическими вариациями, а остальные 30 % были связаны с воздействием окружающей среды.
При изучении различных пар близнецов, их генетических различий и аспектов личности ученые также обнаружили, что, хотя эти генетические эффекты сильно влияют на личность, другие факторы, такие как ведение здорового образа жизни и участие в интеллектуальной деятельности, сыграли большую роль в их общем благополучии. -Бытие и развитие.
Факторы окружающей среды, влияющие на поведение человека
Вот некоторые из влияний окружающей среды, которые могут повлиять на личностные характеристики и развитие:
Культура
Культура определяется как общие ценности, обычные верования, традиции и социальные нормы группы. Возможно, это один из самых мощных факторов, определяющих индивидуальные различия и личностные характеристики. Например, человек, воспитанный в индивидуалистической культуре, может ценить независимость или личный успех. Напротив, человек, выросший в более коллективистской культуре, может ценить социальную гармонию и потребности группы выше своих собственных.
Географическое положение
Подобно культуре, географическое положение напрямую влияет на поведение человека. В зависимости от вашего местоположения вы сталкиваетесь с разным опытом, трудностями, культурами и многим другим. Например, в увлекательном исследовании 1,5 миллиона человек в Соединенных Штатах оценивались на основе личностных характеристик. Исследование выявило три различных региональных различия личности по всей стране:
Группа 1: Верхний Средний Запад и Глубокий Юг в основном состоят из людей с «дружелюбным и традиционным характером».
Кластер 2: Запад в основном состоит из людей расслабленных, творческих, спокойных и эмоционально стабильных
Кластер 3: Северо-Восток в основном состоит из людей, которые подвержены большему стрессу и поэтому более вероятно возникновение раздражительности или депрессии
Сообщество
В пределах географического положения и культуры формируются более мелкие группы, называемые сообществами. Эти сообщества, как правило, состоят из людей, живущих в одном месте и имеющих общие черты, цели или интересы. Влияние сообщества может включать образцы для подражания, религию и контекст соседства. Например, теория Р. Дж. Сэмпсона под названием «Теория социальной дезорганизации» предполагает, что, когда люди живут вместе в сообществе, развиваются эмерджентные свойства: характеристики, которые нельзя предсказать на основе индивидуальных характеристик жителей. Это означает, что на развитие личности сообщества в целом фактически влияют его жители. Поэтому связь между сообществом и личностью достаточно сильна.
Образование
Другим фактором окружающей среды, влияющим на характеристики личности, являются школы, в которые ходили люди, и их образование. Исследования показали, что различные школьные переживания связаны с изменениями личности. Например, у ученика, который уделяет первостепенное внимание учебе и выполнению домашних заданий, может повыситься добросовестность. Напротив, учащийся, находящийся в стрессовой или нестабильной школьной среде, может усилить невротизм.
Генетические черты личности (унаследованные от родителей)
Хотя существует бесконечное множество вариантов того, как человек ведет себя и воспринимает мир, часто измеряются пять основных характеристик. Модели личности, такие как «Большая пятерка», измеряют приятность, открытость, экстраверсию, невротизм и добросовестность. По этим основным характеристикам можно определить тип личности. В то время как окружающая среда, безусловно, играет роль в развитии личности, генетическое влияние, как правило, оказывает еще более значительное влияние. Благодаря семейным и генетическим исследованиям было обнаружено, что многие гены и возникающие в результате поведенческие черты напрямую связаны с наследственностью. Вот некоторые другие унаследованные черты личности:
Отвлекаемость
Обнаружено, что определенные трудности в обучении, возникающие из-за высокого уровня отвлекаемости, такие как СДВГ, связаны с многочисленными унаследованными генами. К сожалению, нет генетических тестов, чтобы определить, есть ли у кого-то СДВГ; однако после почти 2000 исследований было обнаружено, что гены, обычно связанные с СДВГ, часто передаются в семьях. Обычно, если человек легко отвлекается и у него диагностировано такое состояние, как СДВГ, очень вероятно, что у другого кровного родственника или родителя также есть это.
Лидерство
В новом исследовании было обнаружено, что определенные унаследованные последовательности ДНК коррелируют со способностями к лидерству. В этом исследовании был обнаружен определенный генотип, связанный с передачей лидерских качеств из поколения в поколение. Хотя лидерство все еще можно рассматривать как навык, который нужно иметь или развивать, важно отметить роль, которую играет поведенческая генетика.
Невротизм
Во время исследований близнецов в Миннесоте ученые обнаружили, что некоторые черты, включая невротизм, передаются по наследству. Люди с этой чертой более уязвимы к стрессу и часто считаются более нервными и чувствительными к раздражителям, в то время как люди без этой черты могут иметь более позитивное и спокойное поведение. Врачи предположили, что людям с более высоким уровнем этой черты потенциально может быть полезна терапия, хотя жизнь с низким уровнем стресса была бы наиболее полезной.
Влияние окружающей среды на черты личности
Терпение
Окружающая среда, в которой растет ребенок, может влиять на уровень его терпения и реакцию на стрессоры. Исследование , измеряющее терпение детей за границей, показало, что те, кто проживает в более отдаленных и сельских районах, как правило, более терпеливы, чем те, кто живет в более промышленно развитых городских районах. Способность быть терпеливым и терпимым к неопределенности значительно различалась в зависимости от местоположения, что позволяет предположить, что окружающая среда сильно повлияла на эту черту.
Близость
Еще одна черта, измеренная в ходе исследований близнецов в Миннесоте, — это потребность в близости, которая, по-видимому, больше основана на окружающей среде, чем на генетике. Исследователи обнаружили, что две трети этой черты личности зависят от прошлого опыта. Кто-то, выросший в нелюбящей или индивидуалистической среде, может иметь небольшое количество этой черты, что означает, что они склонны держаться особняком и не имеют сильного желания быть в эмоционально напряженных отношениях или ситуациях. Врачи также заявили, что этот ген, в частности, можно значительно усилить за счет качественного взаимодействия с семьей; эта черта будет больше развиваться у детей, подвергшихся эмоциональной и физической близости в подростковом возрасте.
Этикет
У людей из разных сообществ или культур могут быть разные обычаи, когда речь идет о манерах и этикете. Вежливый человек, который придерживается хороших манер, обычно имеет другое воспитание, чем человек, который ведет себя противоположным образом. Определенные стандарты приличия, приемлемого поведения и морали приводят к усвоенному выражению того, как человек ведет себя в различных условиях. Например, в американской культуре вежливо говорить «пожалуйста» и «спасибо» и отправлять письма с благодарностью после получения подарка. В Испании вежливо приветствовать других поцелуем. Этикет варьируется в зависимости от культуры и, следовательно, по-разному влияет на развитие личности.
Генетика и личность: основные выводы
Распространенный спор о природе и воспитании ставит вопрос о том, являются ли люди результатом своей генетики или окружающей среды. Различные исследования показали, что множественные аспекты личности являются результатом определенных генов и воздействия окружающей среды. Хотя многие из наших личностных черт могут развиваться по мере того, как мы растем и получаем жизненный опыт, наши основные темпераменты и характеристики остаются относительно постоянными.
Хотя влияние окружающей среды, несомненно, играет роль в формировании нашей личности, наше поведение в первую очередь определяется генетикой. Изучение своего собственного типа личности может помочь вам лучше понять свою внутреннюю работу и модели поведения.
Начните с бесплатного теста личностных качеств сегодня!
Роль окружения в формировании личности
Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка , подумайте о ком-то вроде Моцарта. Откуда взялся такой уровень музыкального гения? Да, в его семье были музыканты, но никто из них даже близко не подходил к его уровню. К тому времени, когда ему исполнилось пять лет, Моцарт умело играл на скрипке и клавишных и уже сочинял музыку. Его сестра тоже была опытным музыкантом в юном возрасте, но никогда не проявляла особого мастерства в композиции.
Портрет шестилетнего Моцарта, написанный Пьетро Антонио Лоренцони (1763) по заказу Леопольда Моцарта. (Изображение: Неизвестно/Моцартеум, Зальцбург)Чтобы стать музыкальным вундеркиндом, нужно, чтобы многие характеристики соответствовали друг другу. У многих людей может быть часть шаблона, но у Моцарта все совпало. Конечно, его гениальность заключалась не только в генетике. Его отец был второстепенным композитором и учителем музыки, и наличие учителя музыки в доме, безусловно, дало начало Моцарту. Если бы его отец был кузнецом, а у Моцарта никогда не было возможности учиться музыке, его гений, вероятно, не развился бы. У Моцарта, должно быть, была какая-то особая комбинация генов, которой не было у его родителей, братьев и сестер, хотя у них было 50 процентов одинаковых генов.
Это стенограмма из серии видео Понимание тайн человеческого поведения . Смотрите прямо сейчас на The Great Courses. Харизму трудно определить, но мы все можем думать о людях, обладающих определенной долей харизмы — той особой магии или обаяния, которая привлекает к ним людей, которую можно увидеть во многих артистах.
Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, это помогает, если вы физически привлекательны; трудно представить многих харизматичных люди, которые действительно непривлекательны. Вы также должны быть хотя бы умеренно экстравертным и общительным, а также обладать определенными навыками межличностного общения и умение общаться с людьми. Добавьте немного уверенности в себе вместе с некоторыми хорошие вербальные способности.
Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, помогает, если вы физически привлекательны, хотя бы в меру экстравертны, общительны, обладаете определенными навыками межличностного общения, умением общаться с людьми, уверенностью в себе, а также хорошими вербальными способностями.
Харизма требует сочетания высокого уровня всех этих вещей, каждая из которых имеет некоторую генетическую основу. Если у вас нет их всех, вы, вероятно, не очень харизматичны. Тогда возможно, что один ребенок в семье имеет правильную комбинацию генов и излучает харизму, в то время как его брат или сестра относительно замкнуты или менее общительны.
Узнайте больше об интеллекте и гениальности на протяжении всей жизни
Роль окружающей среды
Личность часто зависит от определенных комбинаций генов, которые не обязательно являются общими для братьев и сестер, но как насчет влияния окружающей среды на личность? Рассмотрим влияние родителей и семейного окружения на личность. Можно было бы ожидать, что дети, одинаково воспитанные одними и теми же родителями в одном доме, должны стать похожими, но это не обязательно так.
Верно, что влияние окружающей среды, включая воспитание детей, влияет на личность. Основываясь на генетических данных, исследователи пришли к выводу, что среда определяет примерно от 50 до 70 процентов личности. Но исследователи также обнаружили, что среда, которую дети из одной семьи разделяют друг с другом, оказывает гораздо более слабое влияние на их личность, чем среда, которую каждый ребенок испытывает индивидуально.
Есть определенные занятия, которыми занимаются дети в семье: в прошлом году они все вместе отправились на семейный отдых, а вчера вечером все вместе поужинали. Но многие события случаются только с одним ребенком — с двумя разными учителями второго класса или один брат играет в группе, а другой нет.
Общий опыт, общий для всех детей в семье, не делает их личностями похожими друг на друга (Изображение: Павел Винник/Shutterstock)Исследования показывают, что общий опыт, общий для всех детей в семье, сильно влияет на их личность. меньше, чем неразделенное влияние окружающей среды, которое каждый ребенок испытывает отдельно. Общая среда и опыт, которые разделяют дети в семье, не делают их настолько похожими друг на друга, как можно было бы ожидать.
Узнайте больше об интеграции психологического опыта
Усыновленные дети: неразделенные влияния
Одно из самых убедительных доказательств того, что общее семейное окружение не делает детей похожими, проистекает из исследований с усыновленными детьми. Если общее семейное окружение сделало детей похожими друг на друга, то дети от разных биологических родителей, усыновленные в одну семью, должны иметь более схожие личности, чем два неродственных человека, выросших в разных домах. Согласно последним исследованиям, это не так.
Однояйцевые близнецы имеют схожую психологию из-за генетики, а не из-за семейного окружения. (Изображение: JGA/Shutterstock) вырос в одной среде. Тот факт, что совместное проживание в определенной среде во время взросления не делает братьев и сестер похожими, удивляет большинство людей.Общие влияния — это переменные, общие для всех детей в семье: дом и город, в котором они живут, количество телевизоров и книг в доме, отношение и ценности их родителей, посещение семьей церкви, финансовое положение, приезжающие родственники, домашний питомец, семейный отдых и так далее.
Узнайте больше о развитии человеческого мозга
Неразделенные влияния — это вещи, которые не разделяют дети в одной семье. Например, у детей, вероятно, разные группы друзей и разные учителя в школе. Их родители, вероятно, тоже относятся к ним немного по-разному, потому что каждый ребенок уникален, а также потому, что сами родители меняются по мере того, как у них рождается больше детей. Финансовое положение семьи может измениться, когда разные дети разного возраста, и брак родителей может иметь разные взлеты и падения на этом пути, так что некоторые дети могут увидеть больше конфликтов между родителями. Братья и сестры в одной семье также имеют разный личный опыт, разные болезни и разные травмы.
Даже дети, растущие в одной семье, имеют много разных, неразделенных переживаний, и эти различия помогают объяснить некоторые различия в характере. Исследования показали, что неразделенные части детского окружения оказывают более сильное влияние на развитие личности, чем общие части. В некоторых исследованиях общая среда практически не оказывает заметного влияния на личность. Например, если мы учитываем генетическое сходство между братьями и сестрами, они едва ли больше похожи друг на друга, чем случайно выбранные люди, даже если они выросли в одной семье.
Общие вопросы об окружающей среде и личности человека
В: Влияет ли окружающая среда человека на его личность?
Окружение действительно влияет на личность , но биология и генетика также играют роль в определении черт личности.
В: Является ли личность генетической или окружающей средой?
Генетика и окружающая среда влияют на личность. Исследования близнецов показали, что генетика играет большую роль, чем влияние родителей, когда дело доходит до поведенческих результатов, но неразделенные факторы окружающей среды играют еще большую роль. Например, если один из близнецов попадет в плохую компанию в школе, это окажет огромное влияние на его или ее поведение.
В: Какие факторы влияют на поведение человека?
Многие факторы влияют на поведение человека , , включая среду, в которой человек вырос, генетику, культуру и сообщество, в которое входят учителя и одноклассники.
В: Каковы два влияния окружающей среды на личность?
Одним из факторов влияния окружающей среды на личность является культура. Например, некоторые культуры диктуют, что дети должны быть сдержанными и говорить только тогда, когда к ним обращаются. Еще одно влияние окружающей среды — школа. Поскольку дети проводят большую часть своего времени в школе, это может иметь огромное влияние на их личность.