«Проблемы законодательного обеспечения охраны окружающей среды при использовании природных ресурсов»
Рекомендации
Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы законодательного обеспечения охраны окружающей среды при использовании природных ресурсов в Российской Федерации, участники парламентских слушаний, организованных Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, отмечают следующее:
Россия обладает огромным и разнообразным по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, что позволяет успешно развивать базовые отрасли экономики (ТЭК, черная, цветная металлургия, химическая промышленность, лесоперерабатывающая отрасль, стройиндустрия и ряд других).
Вместе с тем, как отмечалось Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России 30 января 2008 года: «В условиях экономического подъема наша промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы».
По степени выбросов отходов в окружающую среду к наиболее опасным отраслям относятся цветная и черная металлургия, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, угольная, химическая, нефтехимическая, лесная, нефтедобывающая и некоторые другие виды промышленности.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
В то же время уменьшение экологических барьеров в последние годы не столько ускорило экономический рост, сколько создало условия для поддержания устаревших технологий в ущерб перевооружению производства.
В силу нечеткого правового регулирования и несовершенства механизма стимулирования плательщиков к выполнению природоохранных мероприятий действующая система платежей за загрязнение окружающей среды не выполняет в полной мере ни фискальных, ни регулирующих функций.
Система налогообложения природопользователей не создает в должной степени условия для стимулирования рационального недропользования, и инвестиционной привлекательности низкопродуктивных месторождений.
Недостаточно развита нормативно-правовая база в области агролесообустройства, способствующего обеспечению полноводности рек и водоемов, чистоты воды, оптимизации фитосанитарного состояния агроландшафтов.
Принимаемые нормативные акты иногда усугубляют и без того сложную экологическую ситуацию.
Так, например, приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»:
— в нарушение действующего законодательства изменил порядок исчисления платежей за размещение отходов, приведший к росту сумм платежей до размеров, несовместимых с ведением экономической деятельности в основных отраслях экономики России;
— противоречит действующему водному законодательству, содержит ссылки на отсутствующие механизмы нормирования, что приводит к предъявлению предприятиям заведомо невыполнимых требований;
— содержит избыточные административные процедуры.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия законопроектов «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и «Об обязательном экологическом страховании».
Эффективному развитию рационального природопользования, природоохранной деятельности способствовал бы переход к новой разрешительной системе, базирующейся на технологическом нормировании. Действующая система нормирования негативных воздействий на окружающую среду характеризуется необоснованно завышенными требованиями к качеству выбросов, сбросов, размещению отходов предприятий. Она недостаточно стимулирует проведение природоохранных мероприятий из-за недостижимости установленных нормативов.
В условиях истощения природных ресурсов практически не учитывается промышленный потенциал накопленных и образующихся отходов, являющихся техногенным ресурсом. При этом действующая система управления не только не стимулирует процессы ликвидации и переработки отходов, а скорее способствует их накоплению на территориях предприятий и в местах для этого не предназначенных. Многие нормативные и методические документы в сфере обращения с отходами устарели и не соответствуют не только современному научно-техническому уровню, но и находятся в серьезном противоречии с международными нормами и правилами. Необходима разработка новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также разработка и финансирование федеральной целевой программы «Отходы производства и потребления (2009 — 2013 годы)».
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ряд определений введены без расшифровки. В частности это относится к понятию «наилучшая существующая технология», для которого не уточнены критерии отнесения технологий к этой категории и не приводится обоснование выбора этих технологий. За рубежом «наилучшие доступные технологии» эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет, с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
Эта директива требует, чтобы государства-члены ЕС обеспечивали регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием «наилучших доступных технологий».Не используется должным образом то обстоятельство, что Россия имеет в природоохранной сфере уникальный потенциал глобального уровня. Данное обстоятельство необходимо иметь ввиду, так как природоохранная проблематика все более выдвигается на передний план мировой политики. Однако на практике оказывается, что при выгодности участия страны в многосторонних экологических соглашениях из 17 принятых мировым сообществом в течение последних пяти лет конвенций и протоколов Россия присоединилась или ратифицировала только 3.
Положение осложняется тем, что из-за издержек реформы системы органов исполнительной власти и исключения из Федерального закона «Об охране окружающей среды» статьи 15 «Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятия по охране окружающей среды» за пределами компетенции федеральных органов исполнительной власти осталось централизованное решение проблем, связанных с охраной окружающей среды программно-целевыми методами.
В целях решения проблем законодательного обеспечения охраны окружающей среды при использовании природных ресурсов участники парламентских слушаний приняли следующие рекомендации:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку и рассмотрение проектов федеральных законов:
«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
«Об обязательном экологическом страховании»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части введения экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, а также на землях особо охраняемых природных территорий).
1.2. Подготовить предложения, касающиеся вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и внести их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
1.3. Рассмотреть вопрос о подготовке законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» применительно к уточнению понятийного аппарата в области наилучших существующих технологий (НСТ), критериев отнесения технологий к категории НСТ, обоснования их выбора и использования в системе природопользования.
1.4. Рассмотреть вопрос о расширении сотрудничества со странами СНГ и ШОС по гармонизации нормативной правовой базы в части охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды.
2.2. Разработать и утвердить федеральные целевые программы «Экология и природные ресурсы России» и «Отходы производства и потребления (2009-2013 годы)».
2.3. Подготовить и внести в установленном порядке новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с учетом Модельного закона «Об отходах производства и потребления», принятого 31 октября 2007 г. на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
2.4. Повысить эффективность сотрудничества в области охраны окружающей среды с международными организациями (Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программой Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Советом Европы), двусторонними и многосторонними программами содействия и сотрудничества.
2.5. Разработать правовые и экономические механизмы стимулирования внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий производств, наилучших существующих технологий.
2.6. Ускорить разработку и утверждение нормативов в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
2.7.Завершить процедуру по разграничению объектов государственного экологического контроля федерального и регионального подчинения.
2.8. Подготовить и утвердить нормативные правовые акты:
об упрощении отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
об освобождении субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанности лицензирования деятельности по обращению с отходами, которые не являются результатом их основной деятельности, при условии наличия заключенного договора с юридическим лицом, профессионально осуществляющим сбор, использование, транспортирование и размещение опасных отходов и имеющим на это соответствующую лицензию;
о регламентации проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды в районах закрытия (ликвидации) горнодобывающих предприятий.
2.9. Разработать и утвердить в установленном порядке методические документы по оценке экологического ущерба на основе всестороннего комплексного подхода к оценке компонентов природной среды.
2.10. Подготовить предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на экономическое стимулирование предприятий, осуществляющих экологическое страхование и инвестирующих в ресурсосберегающие и экологически чистые технологии и природоохранные мероприятия.
2.11. Подготовить предложения по стимулированию добровольного страхования, имея ввиду предоставление льгот для страхователей, добровольно осуществляющих экологическое страхование.
2.12. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об использования страховыми компаниями резерва предупредительных мероприятий в качестве фактора, стимулирующего развитие страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды; по внесению изменений в порядок формирования резервов страховых компаний с учетом специфики проведения экологического страхования; по изменению существующего порядка налогообложения резерва предупредительных мероприятий в части отнесения их расходов на себестоимость услуг страховых компаний.
2.13. Рассмотреть вопрос о подготовке изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот для предприятий, внедряющих ресурсосберегающие и наилучшие существующие технологии.
2.14. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части целевого использования средств на природоохранные мероприятия, поступающие в бюджеты в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2.15. Выявить терминологические несоответствия в официальных русских переводах международных документов (Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Директив ЕС и других документов), провести гармонизацию этих терминов с принятой в Российской Федерации терминологией.
2.16. Обеспечить гармонизацию действующей нормативной базы в области гигиены почвы с международными нормами.
2.17. Поручить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможности включения Суздальского района Владимирской области в качестве пилотного в области оптимизации агролесообустройства в федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
2.18. Поручить Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору пересмотреть требования приказа от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», приостановив его действие до устранения имеющихся противоречий как в самом приказе, таки и в смежных нормативно-правовых актах.
2.19. Выявить наличие на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных и водозащитных зонах, на землях лесного фонда несанкционированных свалок и принять меры по их ликвидации.
2.20. Рассмотреть вопрос о разработке для различных отраслей промышленности национальных стандартов, предусматривающих внедрение наилучших существующих технологий с учетом международного опыта.
2.21. Ускорить осуществление гармонизации российских стандартов в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения с международными.
2.22. Провести инвентаризацию объектов размещения отходов, образующихся в результате разведки, добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых и разработать с участием недропользователей систему мер по их утилизации.
2.23. Разработать и принять в установленном порядке единый нормативно-правовой акт, регламентирующий отнесение отходов к конкретному классу опасности.
2.24. Пересмотреть практику взимания платежей за сбросы шахтных вод, образующихся при откачке вод затопляемых шахт и разрезов в рамках государственной программы по реструктуризации угольной отрасли, финансируемой из федерального бюджета.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
3.1. Шире использовать на региональном уровне эколого-экономические регуляторы: платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажу прав (разрешений) на допускаемые загрязнения, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, создание рынка экологических услуг.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Ассоциации экологического страхования:
4.1. Содействовать внедрению добровольного страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования в субъектах Российской Федерации, поддержав инициативу Ассоциации экологического страхования о проведении региональных пилотных проектов добровольного экологического страхования, принять активное участие в деятельности по популяризации целей, задач, содержания экологического страхования, в информировании потенциальных страхователей о преимуществах экологического страхования, как эффективного инструмента управления экологическими рисками.
Файл (doc,375Kb)
Экологические проблемы поселения -Экология
В условиях реформирования экономики вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Ростовской области, остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды – оставляет желать лучшего. В связи с этим возрастает необходимость принятия мер направленных на улучшение экологической ситуации, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением. Ввиду вышеизложенного, необходимо своевременно наводить санитарный порядок как на территории поселения, так и на прилегающей к поселению территории, а также контролировать экологическую обстановку на водных объектах, увеличивать площади зеленых насаждений на территории поселения.
Одной из экологических проблем в Недвиговском сельском поселении остается проблема несанкционированных свалок, рост которых приводит интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Поэтому формирование экологической культуры жителей Недвиговского сельского поселения – это повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении.
Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами затрагивают интересы всех россиян. Ведь они приводят к возрастанию экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, к загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды.
В связи с этим необходимы конкретные меры, которые будут направлены на улучшение экологической ситуации и охрану окружающей среды.
Экологическая ситуация в Ростовской области, и в частности в Мясниковском районе, характеризуется высоким уровнем человеческого воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Но, согласитесь, высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие регионов могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Стремительное развитие рынка потребления влечет за собой непрерывный рост объемов образования и накопления коммунальных отходов, что делает проблему их утилизации одной из важнейших задач человечества. В связи с этим переработка отходов приобретает большое значение для каждого. Новые заводы решат проблемы с утилизацией
Для учащихся проводятся разные экологические акции, конкурсы
Повышение уровня экологической культуры человека, его экологического образования и воспитания имеет важное значение для увеличения эффективности охраны окружающей среды. Значительная роль в этом вопросе отводится школам поселения. И дети с большим удовольствием принимают участие в круглых столах по проблемам экологии, организуют экскурсии по территории района, в ходе которых наводят санитарный порядок, высаживают саженцы деревьев, развешивают кормушки для птиц, изготовленные своими руками.
Кроме того, в библиотеках поселения организуются выставки на экологическую тему, проводятся встречи и беседы с жителями.
12.11.2019, 490 просмотров.
Использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду
Изображение
Использование природных ресурсов
Потребление и производство зависят от природных ресурсов, которые извлекаются из окружающей среды и часто обрабатываются или производятся для формирования конечных продуктов и услуг. которые мы производим и потребляем.
- Сюда входят такие материалы, как металлы и минералы, которые используются для создания таких продуктов, как сталь для зданий, алюминий для автомобилей, медь для электротехнических изделий и многие другие редкоземельные минералы, которые используются в производстве электроники, такой как смартфоны.
- Сельское хозяйство, которое производит нашу еду и напитки, а также одежду, которую мы носим, в значительной степени зависит от природных ресурсов, включая землю, почву и воду, а также от таких экосистемных услуг, как опыление.
- Продукты и услуги, которые мы производим и потребляем, также зависят от сжигания ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и газ, для выработки энергии, которая приводит в действие машины, фабрики, перерабатывающие предприятия, транспорт и использование многих продуктов и услуг.
- Даже такие услуги, как финансы, образование, здравоохранение и телекоммуникации, которые не производят физические продукты, полагаются на инфраструктуру, технологии и энергию, которые создаются и питаются с использованием природных ресурсов.
Количество материалов, используемых в производстве и потреблении, продолжает расти на глобальном уровне, а скорость добычи материалов во всем мире опережает как рост населения, так и экономический рост, а это означает, что мы используем больше материалов и менее эффективно.
Если бизнес продолжится в обычном режиме, к 2060 году мировая добыча ресурсов увеличится на 110%.
Скорость добычи материалов во всем мире опережает рост населения и экономики, это означает, что мы используем больше материалов и менее эффективно.
Воздействие на окружающую среду
Нерациональные методы потребления и производства не только истощают природные ресурсы за счет использования материальных ресурсов, но также оказывают воздействие на окружающую среду в результате добычи, обработки, производства, потребления и удаления отходов на каждом этапе производства продукта или жизненный цикл службы.
Воздействие неустойчивого потребления и производства на окружающую среду приводит к трем планетарным кризисам, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время: изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение.
Изменение климата
- Одним из наиболее известных последствий неустойчивого производства и потребления для окружающей среды является изменение климата, которое в первую очередь вызвано сжиганием ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и газ, для получения энергии, необходимой для экономической деятельности. Эта энергия используется для тяжелой техники для добычи полезных ископаемых и промышленного сельского хозяйства; заводы по переработке и производству продукции; грузовики, корабли и самолеты для перевозки продукции; энергия, связанная с потреблением продуктов и услуг; а также энергии для необходимой утилизации и переработки отходов производства и потребления.
- Помимо энергии, изменение климата также вызвано добычей и производством определенных материалов, которые могут выделять парниковые газы в результате химических процессов, таких как производство стали для зданий и инфраструктуры. Производство продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов также является основным источником парниковых газов из-за использования удобрений, содержащих азот, а также выращивания скота, выделяющего метан, и расчистки земель для выращивания и выпаса скота, что снижает количество углерод, который может быть захвачен и сохранен деревьями и растительностью, и увеличивает количество CO2 в атмосфере.
Утрата биоразнообразия
- Постоянно растущее количество земли, которое необходимо использовать для производства и потребления, например, для сельского хозяйства, добычи сырья, лесного хозяйства или зданий и инфраструктуры, означает расчистку земли и удаление всех естественных деревья и растительность. Это уничтожает биоразнообразие растительной жизни на этой земле, а также наносит вред животным и насекомым из-за потери их среды обитания. Последствия этой утраты биоразнообразия ужасны и уже наносят ущерб системам жизнеобеспечения пищи, воды и воздуха, от которых зависят все живые существа на Земле.
Загрязнение
- Загрязнение, создаваемое неустойчивым производством и потреблением, также наносит большой ущерб жизнеобеспечивающим системам питания, воды и воздуха на планете и, как следствие, вредит здоровью человека и здоровье планеты. Хотя мусор в виде упаковки или вышедших из употребления продуктов является серьезной проблемой, которая наносит ущерб жизни как в океанах, так и на суше, загрязнение происходит не только в конце срока службы продукта или услуги. Загрязнение происходит на каждом этапе цепочки создания стоимости продукта или услуги, во время добычи сырья, обработки и производства товаров, а также распределения и потребления.
Последствия этих воздействий на окружающую среду, вызванных неустойчивым потреблением и производством, могут иметь обратный эффект, который еще больше снижает качество и количество доступных природных ресурсов. Например, неустойчивое использование удобрений в сельском хозяйстве может привести к снижению качества почвы и воды, необходимых для будущего сельского хозяйства и рыболовства.
Эти воздействия на окружающую среду также глубоко взаимосвязаны и влияют друг на друга, например, загрязнение способствует изменению климата, а утрата биоразнообразия усугубляется как изменением климата, так и загрязнением.
Изменение климата в первую очередь вызвано сжиганием ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и газ, для получения энергии, обеспечивающей неустойчивое производство и потребление.
Социально-экономические последствия
Использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду в результате неустойчивого потребления и производства также имеют социально-экономические последствия для людей во всем мире.
- Утрата природных ресурсов и ущерб окружающей среде могут поставить под угрозу средства к существованию, особенно для более чем одного миллиарда фермеров в мире, что приведет к отсутствию продовольственной и экономической безопасности, а также к проблемам с питанием.
- Помимо питания, загрязнение земли, воздуха и воды в результате неустойчивого потребления и производства также вызывает серьезные проблемы со здоровьем, особенно у людей, живущих в бедных странах.
- Утрата природных ресурсов и средств к существованию, зависящих от них, также является основной причиной конфликтов и войн, которые могут поставить под угрозу права человека, нанести дополнительный ущерб окружающей среде, разрушить средства к существованию и нанести вред здоровью человека.
Эти социально-экономические последствия, вызванные неустойчивым потреблением и производством, также неодинаково ощущаются во всем мире, что усугубляет неравенство.
Это самые бедные люди, которые в наибольшей степени зависят от природных ресурсов как источника средств к существованию и в наибольшей степени подвержены риску повреждения этих ресурсов и воздействия на окружающую среду, имея наименьшие средства и поддержку, чтобы справиться с последствиями.
Беднейшие люди в мире, средства к существованию которых напрямую зависят от природных ресурсов и больше всего подвержены риску повреждения этих ресурсов.
Использование ресурсов и его последствия
Использование ресурсов
Высокий уровень жизни, которым мы наслаждаемся здесь, в Германии, полностью зависит от наличия природных ресурсов. Помимо абиотического и биотического сырья, мы используем воду, почву, воздух, биоразнообразие и землю в качестве среды обитания и в рекреационных целях; а для получения энергии мы используем энергию ветра, солнечную энергию и приливные течения. Эти ресурсы также служат поглотителями выбросов, свалками отходов и незаменимыми производственными факторами для сельского и лесного хозяйства.
Но, к сожалению — и неизбежно — использование ресурсов по всей цепочке поставок приводит к загрязнению окружающей среды; плюс использование ресурсов во всем мире неуклонно растет.
Последствия для окружающей среды по всей цепочке поставок
То, как мы используем ресурсы, часто вызывает необратимые экологические изменения. Добыча и переработка нерегенеративного сырья часто является энергоемкой деятельностью, связанной с крупномасштабным вмешательством в экосистемы и водный баланс, что приводит к загрязнению воздуха, почвы и воды. Даже добыча и производство возобновляемых ресурсов часто связаны с интенсивным использованием энергии, материалов, химикатов и, в некоторых случаях, воды; и все это выливается в загрязнение. Земли с нуля часто преобразуются для создания пахотных земель, а в некоторых случаях при этом разрушаются целые экосистемы.
Короче говоря, добыча и переработка сырья всегда воздействуют на окружающую среду, приводя к деградации почв, нехватке воды, утрате биоразнообразия, нарушению функций экосистем и усилению глобального потепления. И это еще не все. Использование продуктов, изготовленных из сырья, почти всегда приводит к выбросам парниковых газов, загрязнению, повреждению экосистемы и/или утрате биоразнообразия. Продукты нуждаются в энергии и воде, а также в земле для доставки, сбыта и использования. Неправильное использование продукта провоцирует вредные выбросы, которые могут попасть в нашу воду, почву и воздух. Те самые элементы инфраструктуры, которые мы считаем само собой разумеющимися, такие как наши дома, не говоря уже о бесчисленных повседневных делах, часто требуют экстенсивного использования ресурсов и приводят к тому, что новые земли заасфальтированы, что наносит ущерб экосистемам и портит красоту природы.
И даже на конечном этапе цепочки поставок неизбежен вред окружающей среде. Например, переработка требует энергии, использование отходов для получения энергии приводит к образованию парниковых газов и других загрязняющих веществ, а новые земли постоянно заняты свалками отходов.
Таким образом, использование ресурсов уже несколько превышает регенеративные возможности земли в силу того, что невозобновляемые природные ресурсы конечны, а качество их часто посредственно. Растущее давление на природные ресурсы в результате устойчивого роста населения во всем мире может спровоцировать конкуренцию со стороны других потенциальных видов использования.
Использование ресурсов также имеет социальные последствия
Бесчисленные социальные последствия использования ресурсов связаны с такими вопросами, как распределение сырья, свободный доступ к чистой воде и всемирная продовольственная безопасность.
Использование сырья на душу населения в промышленно развитых странах мира оценивается в четыре раза выше, чем в менее развитых странах. Однако, в то время как львиная доля добавленной стоимости от использования ресурсов создается в промышленно развитых странах, менее развитые страны часто несут основную тяжесть экологических и социальных последствий производства сырья.
Производство сырья
Жители рассматриваемых регионов сообщают о нарушениях, таких как серьезные нарушения прав человека или постоянный экологический ущерб в результате добычи сырья, что часто вызывает проблемы со здоровьем в результате загрязнения воздуха и питьевой воды. Другие последствия включают в себя изгнание местного населения со своей земли и вынужденное селиться в другом месте, не говоря уже о растущей бедности. В областях, которые страдают от этих последствий, усилия со стороны компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых и аналогичных операций, по обеспечению устойчивого развития немногочисленны и редки. Более того, в некоторых государствах прибыль от производства сырья используется для финансирования вооруженных конфликтов. По статистике ООН, природные ресурсы играют ключевую роль в 40 процентах всех внутригосударственных конфликтов.
С точки зрения жизненного цикла продукта, мы здесь, в Германии, несем, по крайней мере, частичную ответственность за такие экологические и социальные результаты в силу нашей растущей зависимости от импортного сырья и продуктов, изготовленных из него. В некоторых случаях это также относится к устойчивому сырью, такому как корма для животных и энергетические культуры, которые мы используем в таком изобилии и для которых используются большие участки плодородной земли. Использование удобрений и пестицидов в некоторой степени не контролируется, и не принимаются никакие защитные меры. Это может негативно сказаться на здоровье местного населения. Перемещение и насильственное переселение местного населения, а также захват земель могут подорвать снабжение местного населения продовольствием, а неустойчивые методы производства часто провоцируют деградацию почв и нехватку воды, а также уничтожают столь необходимые плодородные земли.
Утилизация продуктов с истекшим сроком службы
Утилизация продуктов с истекшим сроком службы также может иметь социальные последствия. Неправильная и незаконная утилизация вывозимых отходов может спровоцировать токсичные выбросы и тяжелые заболевания – не говоря уже о том, что такую работу часто выполняют дети.
На пути к прозрачности и устойчивому развитию
Здесь, в Германии, мы реализуем различные стратегии, направленные на более эффективное использование ресурсов и рациональное использование ресурсов, с целью удержания негативных социально-экологических последствий использования ресурсов в разумных пределах. Также ключом к таким усилиям являются программы управления отходами и законы об ответственности за качество продукции.
В интересах достижения этих целей мы участвуем в передаче знаний и технологий, направленной на содействие эффективному использованию ресурсов и управлению.
Однако устойчивое и эффективное использование ресурсов часто достижимо только в том случае, если стандарты устойчивого развития определены и соблюдаются.