Разное

Душевнобольные люди: Люди с расстройствами психического здоровья живут на цепи

Содержание

Люди с расстройствами психического здоровья живут на цепи

Click to expand Image

Муджи, 24-летний мужчина с расстройством психического здоровья, уже несколько месяцев живет в кандалах в доме Марсийо, частном семейном заведении в Кебумен, Центральная Ява, Индонезия. Когда была сделана эта фотография, Муджи сказал, что он «очень, очень голоден» и, указывая на цепь вокруг лодыжки, сказал, что это «против прав человека». */ © 2019 Andrea Star Reese

(Лондон) – Число людей с расстройствами психического здоровья, которых содержат на цепи, исчисляется сотнями тысяч по всему миру, говорится в опубликованном сегодня докладе Human Rights Watch. Почти в 60 странах Азии, Африки, Европы, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки мужчин, женщин и детей (иногда даже 10-летних) приковывают цепями и запирают в тесных помещениях на недели, месяцы, а порой и годы.

В 56-страничном докладе «Жизнь на цепи: содержание людей с психосоциальной инвалидностью в цепях и оковах» речь идет о том, что из-за массовой стигматизации и отсутствия надлежащих служб психиатрической помощи людей с расстройствами психического здоровья против их воли зачастую держат на цепи дома или в переполненных специальных учреждениях, где царит антисанитария. Жизнь многих из них ограничена крохотным пространством, где эти люди едят, спят и справляют нужду. В государственных и частных учреждениях, а также в центрах народной медицины и религиозных лечебных центрах их часто принуждают голодать, принимать медикаменты или травяные зелья, подвергают физическому и сексуальному насилию.

«Содержание людей с психическими расстройствами на цепи или в оковах – широко распространенная во многих общинах жестокая практика, которая ни для кого не является секретом, – говорит автор доклада Крити Шарма, старший исследователь по вопросам прав людей с инвалидностью в Human Rights Watch.

– Людей годами могут держать прикованными к дереву, запертыми в клетке или овчарне, потому что их семьи сами не справляются, а государство не может обеспечить надлежащую психиатрическую помощь».

В то время как в ряде стран всё больше внимания уделяется вопросам психического здоровья, проблема приковывания людей с расстройствами психического здоровья остается практически вне поля зрения. Отсутствуют скоординированные усилия по ее решению на международном и местном уровне, нет никаких систематических данных. В связи с этим, в преддверии Всемирного дня психического здоровья, который отмечается 10 октября, Human Rights Watch в сотрудничестве с активистами в области охраны психического здоровья из разных стран, имеющими непосредственный практический опыт, а также с организациями по защите прав человека и по борьбе с пытками разворачивает глобальную кампанию #BreakTheChains (#Разорватьцепи), направленную на искоренение практики содержания на цепи или в оковах людей с расстройствами психического здоровья.

Human Rights Watch опросила более 350 человек с психосоциальной инвалидностью (в том числе детей), 430 человек, в семьях которых есть люди с расстройствами психического здоровья, а также работников соответствующих учреждений, специалистов в области психического здоровья, народных целителей, представителей органов власти и защитников прав людей с инвалидностью. Примерно в 60 из 110 стран, в которых проводились исследования, сотрудниками Human Rights Watch были выявлены факты содержания на цепи и в оковах людей с расстройствами психического здоровья, среди них – городские и сельские жители, люди разных возрастных и этнических групп, конфессий, социально-экономических слоев.

Примерно 792 миллиона человек в мире, или каждый десятый житель планеты, включая каждого пятого ребенка, страдают расстройствами психического здоровья. При этом на охрану психического здоровья государства тратят менее двух процентов бюджетов, выделяемых на здравоохранение. В государственных системах медицинского страхования более чем двух третей стран не предусмотрено возмещение людям расходов на услуги по охране психического здоровья.

Но даже когда эти услуги бесплатны или субсидируются государством, серьезным препятствием в получении помощи являются расстояния и транспортные расходы.

В отсутствие надлежащей психиатрической помощи и в условиях плохой информированности населения многие семьи полагают, что у них нет другого выхода, кроме как держать своих родных на цепи. Зачастую они опасаются, что человек может сбежать или причинить вред себе или окружающим.

Цепи и оковы обычно используют в семьях, где считают, что расстройства психического здоровья – это результат одержимости человека злыми духами или наказание за грехи. Часто люди сначала идут к духовным или народным целителям и только в крайнем случае обращаются за профессиональной психиатрической помощью. Муру, 56-летнего мужчину с острова Бали (Индонезия), показывали 103 разным целителям, а когда это не помогло, заперли в комнате на несколько лет.

Во многих странах семьи отвозят родственников (в том числе даже 10-летних детей) в центры народной медицины или религиозные лечебные центры, где с целью усмирения или наказания их держат на цепи или в оковах. Прикованные люди живут в крайне унизительных условиях. Их регулярно принуждают принимать медикаменты, используют альтернативные «методы лечения», такие как зелья из «чудодейственных» трав, голодание, агрессивный массаж, специальные ванны, рецитация Корана человеку на ухо, пение псалмов.

Click to expand Image

Две женщины прикованы цепями в комнате коптской церкви Мамболео в городе Кисуму в западной части Кении, где содержатся более 60 мужчин, женщин и детей с расстройствами психического здоровья. Они вынуждены идти в туалет друг перед другом, в ведро в комнате. */ © 2020 Kriti Sharma/Human Rights Watch

Пребывание человека на цепи или в оковах влияет как на его психическое, так и на физическое здоровье. Посаженные на цепь люди страдают от посттравматического стрессового расстройства, недоедания, инфекций, повреждений нервов, мышечной атрофии и сердечно-сосудистых заболеваний. Цепь ограничивает возможность человека стоять или двигаться. Некоторых людей приковывают друг к другу, и они вынуждены вместе ходить в туалет, вместе спать.

Один кениец, которого держат на цепи, сказал: «Это не то, каким должен быть человек. Человек должен быть свободным».

«Во многих из этих учреждений уровень личной гигиены ужасен: людям не разрешают мыться, менять одежду, их жизненное пространство ограничено радиусом два метра, – говорит Крити Шарма. – Их лишили достоинства».

Без надлежащих средств гигиены и санитарии, без мыла и хотя бы элементарной медицинской помощи прикованные цепями люди подвергаются большему риску заражения Covid-19. А в странах, где из-за пандемии коронавируса услуги по охране  психического здоровья оказались недоступны, люди с расстройствами психического здоровья подвергаются большему риску оказаться на цепи.

Правительствам стран необходимо принять срочные меры для запрещения практики применения цепей и оков и для преодоления стигматизации, а также развернуть качественные, доступные и недорогие общественные службы охраны психического здоровья.

Human Rights Watch также считает, что власти должны безотлагательно организовать проверки и наладить регулярный мониторинг государственных и частных учреждений и принять соответствующие меры в отношении тех из них, которые будут уличены в злоупотреблениях.

«Ужасно, что сотни тысяч людей в мире живут в цепях, в изоляции, подвергаются жестокому обращению и одиноки, – говорит Крити Шарма. – Власти должны перестать замалчивать и игнорировать эту проблему и незамедлительно предпринять реальные действия по ее решению».

Личные истории

«Я в цепях уже пять лет. Цепь такая тяжелая. Что-то здесь не так; мне от этого грустно. Я живу в маленькой комнате, там еще семеро мужчин. Мне не разрешают носить одежду, только нижнее белье. Я ем кашу утром, и, если повезет, вечером мне еще перепадет немного хлеба, но не каждый вечер».
—Пол, мужчина с расстройством психического здоровья, Кисуму (Кения), февраль 2020 г.

«Необходимо прекратить заковывать людей с расстройствами психического здоровья в цепи.

Это должно прекратиться».
—Тина Менса, заместитель министра здравоохранения Ганы, Аккра (Гана), 8 ноября 2019 г.

«Мне грустно, меня тут закрыли. Я хочу посмотреть, что там на улице, хочу ходить на работу, сажать рис. Пожалуйста, откройте дверь. Пожалуйста, откройте дверь. Не вешайте замок».
—Маде, мужчина с психосоциальной инвалидностью, два года назад запертый в зарешеченном помещении, специально построенном на земле его отца, Бали (Индонезия), ноябрь 2019 г.

«Я боялся, что ночью на меня кто-то нападет, а я не смогу защититься, потому что на мне цепь».
—Фелипе, мужчина с расстройством психического здоровья, содержится в психиатрической больнице обнаженным и на цепи с навесным замком, Пуэбла (Мексика), 2018 г.

«Я хожу в туалет в нейлоновые мешки, а вечером их убирают. Последний раз я мылась несколько дней назад. Меня здесь кормят раз в день. Я не могу свободно гулять. Ночью сплю в доме. Меня держат отдельно от мужчин. Ненавижу цепи».

—Мудинат, женщина с психосоциальной инвалидностью, содержится в церкви скованная цепью, Абеокута (Нигерия), сентябрь 2019 г.

«Всё мое детство тетю держали под замком в деревянном сарае, и мне не разрешали с ней общаться. Мои родственники считали, что ее психическое расстройство – это клеймо на всей семье. Я очень хотела помочь тете, но не смогла. И это было ужасно».
—Ин (имя изменено), молодая женщина, выросшая в провинции Гондун (Китай), ноябрь 2019 г.

«Соседи говорят, что я сумасшедшая [малука или н’лханьи]. Меня отвезли в один центр народной медицины, где мне порезали запястья, чтобы ввести лекарства, и еще в другой, где знахарь заставил меня принять ванну с куриной кровью».
—Фиера, 42 года, женщина с психосоциальной инвалидностью, Мапуту (Мозамбик), ноябрь 2019 г.

«Ужасно, что двух моих двоюродных братьев, у которых расстройства психического здоровья, уже много лет держат взаперти в одной комнате. Моя тетя изо всех сил пытается им помочь, но ей приходится бороться со стигмой и отсутствием нормальных служб охраны психического здоровья в Омане. Пришло время властям принять меры, чтобы семьи не оставались один на один с этой проблемой».
—Рида, родственница людей с расстройствами психического здоровья, содержащихся в цепях, Оман, сентябрь 2020 г.

«Меня приковали цепями, били и давали дьявольский ладан. Считается, что ты одержим, и чтобы изгнать дьявола тебе вливают жидкость в нос».
—Бенджамин, 40 лет, защитник прав людей с расстройствами психического здоровья, содержался в цепях в церкви, Монтсеррадо (Либерия), февраль 2020 г.

«Семьи связывают их [людей с расстройствами психического здоровья]. Мы видим это по следам на их телах. У них шрамы».
—Сотрудник отдела прокуратуры по защите людей с инвалидностью, Мексика.

 

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}.tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar .ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} . ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}.tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar .ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} .ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}.tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar .ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} .ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}. tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar .ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} .ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}.tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar .ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} .ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

.tb_button {padding:1px;cursor:pointer;border-right: 1px solid #8b8b8b;border-left: 1px solid #FFF;border-bottom: 1px solid #fff;}.tb_button.hover {borer:2px outset #def; background-color: #f8f8f8 !important;}.ws_toolbar {z-index:100000} .ws_toolbar . ws_tb_btn {cursor:pointer;border:1px solid #555;padding:3px} .tb_highlight{background-color:yellow} .tb_hide {visibility:hidden} .ws_toolbar img {padding:2px;margin:0px}

Следствие и суд: Силовые структуры: Lenta.ru

Уже на заре своего существования человечество знало немало способов расправы с неугодными — от побивания палками и камнями до поедания. Но по мере того как развивались наука и правовая система, появлялись и более утонченные и изощренные методы. Оказалось, что человека достаточно признать сумасшедшим, чтобы лишить его всех прав: у такого можно отобрать собственность, его можно посадить в тюрьму, кастрировать и даже убить без каких-либо юридических последствий. Такая практика существовала сотни лет, и далеко не все методы карательной психиатрии ушли в прошлое, в том числе и в России. «Лента.ру» начинает цикл публикаций об истории психиатрии и о том, как в разные годы она помогала церкви, обществу и государству бороться с неугодными.

«Его посадили в колодки, как помешанного»

Психические расстройства были знакомы людям с незапамятных времен, и не будет большим преувеличением предположить, что в древности с душевнобольными обращались примерно так же, как сейчас обращаются с ними жители удаленных от цивилизации районов Амазонии или тропической Океании. Агрессивных и опасных больных там считают одержимыми злыми духами, а безобидных и тихих — любимцами богов. Первых гонят и бьют, вторых — чаще жалеют.

Не имея других объяснений, люди тысячелетиями считали любые проявления психической патологии карой божьей: примеры этого можно найти и в Библии, и в мифах Древней Греции. При этом эллины со своими душевнобольными не особенно церемонились, даже если они были знатного рода.

«Отец истории» Геродот приводил рассказ о спартанском царе Клеомене, который после утомительного похода вернулся в Спарту, «заболел помешательством» и был принудительно изолирован от своих подданных.

Он [Клеомен] и раньше был не совсем в здравом уме. Каждый раз при встрече с кем-нибудь из спартанцев он бросал ему в лицо палку. Ввиду такого поведения родственники посадили Клеомена в колодки, как помешанного

ГеродотДревнегреческий историк

Находясь в заключении, Клеомен сумел раздобыть у охранника меч, при помощи которого изрезал себя на полосы: «резал на себе кожу в длину от бедер до живота и поясницы, пока не дошел до желудка, который тоже изрезал в узкие полоски, и так умер».

Помешательство спартанского царя просвещенный Геродот объяснял не только наказанием богов, но и тем, что Клеомен неумеренно пил неразбавленное вино. Сегодня медицинский диагноз незадачливого спартанца звучал бы как «алкогольный делирий», или проще — «белая горячка».

«Бичом можно вызвать прояснение рассудка»

Римская империя дает немало примеров буйного помешательства. Достаточно вспомнить «подвиги» Нерона и Калигулы, превративших весь Рим в большой сумасшедший дом. Но то были императорские особы — с обычными гражданами, признанными сумасшедшими, общество особо не церемонилось.

Император Нерон

Фото: Stapleton Historical Collection / Globallookpress.com

Римский врач греческого происхождения Сорн, живший в царствование императора Адриана (II век нашей эры), писал, что некоторые врачи предлагали держать всех без исключения психически больных в темноте, не понимая, что темнота еще больше омрачает голову, в которую, напротив, нужно нести свет. Находились и такие врачи, как Тит, которые проповедовали голодный режим, забывая, что это — вернейший способ довести больного до смерти.

Врачи, сравнивающие умалишенных с дикими животными, укрощаемыми голодом и жаждой, должны сами считаться умалишенными и не браться за лечение других. Исходя из ошибочной аналогии, они предлагают применение цепей. Некоторые заходят так далеко, что рекомендуют бич, полагая, что таким воздействием можно вызвать прояснение рассудка

СорнВрач греческого происхождения, II век нашей эры

В Средние века жизнь человека стоила недорого, а уж жизнь душевнобольного и подавно. Все стороны психических расстройств рассматривались исключительно как предмет и следствие злонамеренного колдовства и одержимости бесами. Отсюда и популярные методы психотерапии.

Наиболее гуманным способом лечения одержимых был экзорцизм — обряд изгнания бесов. В отличие от более поздних времен, в раннем Средневековье доминировало убеждение, что человек может стать подневольной жертвой дьявола, а потому, прежде чем жечь на костре, следовало попытаться его освободить.

В основе ритуала экзорцизма лежит каноническая история, описанная в Евангелии от Марка и Луки, о том, как Иисус изгнал легион демонов из двух буйных сумасшедших, прячущихся в могильных пещерах. Изгнанные демоны вселились в свиней, которые впоследствии утопились.

Франсиско Гойя. «Святой Франциск изгоняет демонов»

Изображение: Public Domain / Wikimedia

Экзорцизм активно практиковался в Западной Европе с конца III века, когда во многих монастырях появилась штатная должность «изгонятеля бесов». Лечению экзорцизмом подвергались все припадочные, эпилептики, истерики и больные психозами. Нередко «терапия» затягивалась, и больные все это время жили при монастырях под присмотром монахов. Там же жили и тихие помешанные — их считали блаженными.

Охота на ведьм

В позднем Средневековье нравы стали жестче, а в качестве психотерапии слову божьему предпочитали пытки и казни. Множество душевнобольных погибли в застенках и на кострах, обвиненные в союзе с дьяволом.

Старт кошмару был дан в 1484 году буллой папы Инокентия VIII Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой предписывалось разыскивать и привлекать к суду людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть демонов.

Три года спустя доминиканские монахи Яков Шпренгер и Генрих Инститорис опубликовали «Молот ведьм», в котором перечислялись популярные способы опознания, изобличения и сокрушения зловредных женщин и колдунов. Несомненным доказательством виновности служило «чистосердечное признание», которое обычно добывали под пытками.

Слухи о многочисленных признаниях виновных в самых ужасных преступлениях разрастались и в силу многократных повторений начинали казаться людям достоверными и неопровержимыми фактами. Всеобщее напряжение, жуть и страх, настойчивость обвинений и постоянство признаний создали в обществе атмосферу повышенной коллективной внушаемости — а это, в свою очередь, способствовало дальнейшему распространению паранойи.

Трудно сказать, каков был реальный процент психически больных среди ведьм, колдуний и их фанатичных истребителей. И как отличить, где кончается суеверие перепуганного невежественного человека и начинается сумеречное состояние истеричной женщины, галлюцинаторно-параноидный синдром больного шизофренией или бред, охватывавший целые города и страны.

А бред, как известно, всегда актуален. Если все вокруг будут увлечены поисками нечистой силы, то бредовые больные и параноики непременно поделятся на ведьм-колдунов и охотников на них.

Бред не корректируется никакими разумными доводами, логикой и фактами — на то он и бред. Переубедить бредового больного невозможно в принципе. Наоборот, любая деталь и мелочь будут интерпретированы им в пользу своей паранойи. Бред захватывает больного человека целиком — ни на что другое отвлечься он уже не в состоянии.

Именно поэтому одни параноики становились жертвами инквизиции, а другие (например, с бредом преследования) выступали в роли доносчиков и яростных обвинителей. Благоприятным «материалом» для инквизиторов также были депрессивные больные с идеями самообвинения, больные с галлюцинаторными расстройствами, истерическими реакциями и различными припадками.

«Дьявол не настолько глуп, чтобы вселяться в сумасшедшего»

Ведьмовские процессы продолжались до 70-х годов XVIII века. Некоторые исследователи считают, что душевнобольные составляли преобладающую массу казненных ведьм и колдунов. Другие, наоборот, полагают, что таким образом вполне здоровые люди сводили счеты друг с другом, добивались определенного положения и материальных выгод.

Обвинив человека, можно было избавиться от врага, политического противника, кредитора, а также завладеть его собственностью, получить награду или продвинуться по службе. Это весьма распространенная практика, которая широко используется до сих пор.

Между тем в одержимость бесами действительно верили даже знаменитые ученые того времени. Основатель научной хирургии Амбруаз Паре (1510-1590) посвятил несколько научных трудов влиянию демонов на болезни внутренних органов человека. Знаменитый врач и философ Парацельс (1493-1541) не сомневался в существовании людей, заключивших союз с дьяволом, хотя и с некоторыми оговорками.

Дьявол не настолько глуп, чтобы вселяться в сумасшедшего, и скорее выберет человека здорового и разумного

ПарацельсЗнаменитый врач и философ (1493-1541)

Однако даже в эти безжалостные времена находились люди, трезво оценивавшие происходящие события. Так Мишель де Монтень в своих знаменитых «Опытах» (1580 год) писал о ведьмах и колдунах, что эти люди представляются ему скорее сумасшедшими, чем виновными в чем-нибудь.

До чего же высоко нужно ставить свое мнение, чтобы решиться сжечь человека живьем

Мишель де МонтеньФранцузский писатель и философ эпохи Возрождения

«Помешанные гибнут, лишенные ухода»

Слово «бедлам» вошло во многие языки мира, в том числе и в русский язык, став синонимом неразберихи, бардака и хаоса. Между тем изначально так называлась одна из первых и самая крупная на тот момент лечебница для психически больных в Лондоне.

Уильям Хогарт. «Сцена в Бетлемской больнице»

Изображение: Public Domain / Wikimedia

В начале XVI века Лондон был уже очень большим городом со многими проблемами. Одной из них стали психически больные, которые стекались сюда со всей Британии и ее заморских территорий. Обыватели требовали изолировать больных, о чем постоянно заявляли через своих представителей в нижней палате парламента.

В результате в городе было открыто несколько заведений для содержания душевнобольных, крупнейшим из которых стало бывшее Вифлеемское аббатство, превращенное в Бедлам. Новое предназначение аббатства, по-видимому, и послужило поводом к разговорному искажению названия, происходившего от библейского города Вифлеема.

Сам же Бедлам на несколько столетий стал символом и эталоном психбольницы. Эту лечебницу в 1786 году ярко описал английский путешественник и филантроп Джон Говард.

Есть тюрьмы, куда сажают идиотов и помешанных, не зная, как иначе избавить от них здоровых, которых они расстраивают и волнуют. Там они гибнут, лишенные всякого ухода, между тем как при других условиях многие из них могли бы выздороветь и сделаться снова полезными членами общества

Джон ГовардАнглийский путешественник и филантроп. 1786 год

Обстановка в Бедламе была действительно кошмарной: множество больных были прикованы цепями к стенам. Голые, годами не мытые люди лежали на гнилой соломе, кишащей насекомыми и крысами, в камерах, куда едва проникал свет. За малейшее неповиновение их избивали смотрители.

По выходным посмотреть на «забавное зрелище» за небольшую плату стекались многочисленные посетители. Собранные деньги шли на оплату скудной еды больных и зарплату надзирателям. Любопытные наблюдения после своего знакомства с Бедламом в 1787 году оставил парижский врач и путешественник Тенон.

Душевные болезни на почве гордости и фанатизма неизлечимы, и лучше, если причиной послужили любовь или деньги. (…) Бурно протекающие случаи дают больше шансов на поправление. (…) Самостоятельно возникающее помешательство более благоприятно, чем наследственное

ТенонПарижский врач и путешественник. 1787 год

И, наконец, главная жемчужина французского доктора — «Нет сумасшедших страшнее рыжих».

Эра «нестеснения»

Не лучше обстояло дело и в других «цивилизованных» странах. В Париже были свои «бедламы», наиболее известные из которых Бисетр (искаженный вариант названия Винчестерского аббатства) и Сальпетриер (бывшая пороховая фабрика, а затем мыловарня) сыграли большую роль в изменении отношения к душевнобольным.

В 1789 году началась Великая французская революция. Начав с Бастилии, восставшие принялись громить и разрушать тюрьмы как символ несвободы. Не обошли вниманием и места содержания умалишенных, тем более что власти уже вовсю использовали их для изоляции инакомыслящих и неугодных режиму граждан.

Революционным актом, имевшим огромные последствия, стало снятие Филиппом Пинелем цепей с душевнобольных в Сальпетриере. Этот эпизод запечатлен на знаменитом полотне художника Робера Флери.

К тому времени Пинель, автор нескольких научных работ по социальной гигиене и психиатрии, был назначен революционным правительством руководителем Бисетра, где радикально улучшил отношение персонала к душевнобольным и их содержание.

Считается, что с этого момента в психиатрии началась эра «нестеснения». Больных не должны были больше заковывать в цепи, были запрещены избиения и пытки. А единственным способом смирения буйных пациентов на долгие годы должна была стать смирительная рубашка. По крайней мере, такими были благие намерения. На практике же положение душевнобольных не улучшалось еще очень долго.

В 1844 году в Англии была учреждена должность «комиссара по душевным болезням». В обязанности комиссаров входила инспекция психиатрических больниц по всей стране и дальнейший отчет перед правительством.

Действительность оказалась ужасной: больные голодали, многих содержали в наручниках, от которых ткани повреждались до кости, на ночь всех загоняли в темные и холодные камеры. Буйные и тихие больные не разделялись, отчего первые били и калечили последних. Повсюду процветало воровство, приписки, подделки документов.

Нередко в психбольницы заключались за взятки неугодные родственники и наследники. Многие пациенты исчезали бесследно. Узнав о скором приезде комиссии, владельцы одной из больниц попытались ее сжечь вместе с пациентами. В другой больнице из 14 женщин 13 были найдены связанными. А в провинциальных больницах пациентов с вечера субботы до утра понедельника оставляли одних и прикованными к койкам, пока персонал отдыхал.

Существенно улучшилось положение душевнобольных лишь к концу XIX века, когда психиатрическая наука значительно продвинулась вперед: были описаны основные душевные болезни, и пациентов стали лечить, а не только изолировать.

«Говорил сумасбродные слова и плевал на образ Богородицы»

В России душевнобольные были точно так же, как и в других странах. В допетровской Руси буйных душевнобольных считали результатом божьего наказания, колдовства, дурного глаза или наговора. Было даже такое слово — божегневные, сейчас уже почти забытое.

Божегневных и бесноватых (эпилептиков, истериков и кататоников — обладателей психопатологического синдрома с двигательными расстройствами) считали опасными, а потому боялись их и старались лишний раз с ними не связываться.

В то же время тихих помешанных и слабоумных идиотов, наоборот, называли божьими людьми и блаженными. Их считали юродивыми, заботились о них и охотно подавали милостыню. В каждом крупном селе был свой деревенский дурачок, пожалеть и покормить которого считалось делом весьма богоугодным.

Лечение кровопусканием

Фото: Niels Keyland / Wikimedia

Вместе с тем были и лжеюродивые, которых подозревали в симуляции и злостном уклонении от работы — «живые мужики, и женки, и девки, и старые бабы бегают из села в село нагие и босые с распущенными волосами, трясутся, бьются и кричат, беспокоя смирных жителей».

Более-менее организованная помощь психически больным оказывалась в православных монастырях. Там же, при монастырях содержались люди с психическими отклонениями, за которых вносили плату их богатые родственники.

Первый российский законодательный акт, регулирующий отношение к душевнобольным относится к царствованию Ивана Грозного. В 1551 году при составлении нового судебника, названного «Стоглавым», было указано, что «одержимые бесом и лишенные разума» должны размещаться по монастырям, «чтобы не быть помехой и пугалом для здоровых, а получить вразумление и приведение на истину».

В 1677 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ, по которому «глупые» не имели права управлять своим имуществом наряду с глухими, слепыми, немыми и запойными. В целом же, в течение всего Средневековья отношение к душевнобольным на Руси было значительно мягче, чем в католических странах Европы.

Первое политическое дело с уклоном в психиатрию случилось в России в 1701 году. Истопник Евтюшка Никонов был арестован за то, что «пришел к солдатам на караул, говорил, будто-де великий государь проклят, потому что он в Московском государстве завел немецкие чулки и башмаки».

На допросе Евтюшка вел себя дерзко: «кричал, бился, говорил сумасбродные слова и плевал на образ Богородицы». По совокупности заслуг истопник был признан падучим и опасным сумасбродом, «за воровство и непристойные слова» бит кнутом, заклеймен и сослан в ссылку в Сибирь на вечное житье.

В 1723 году Петр I распорядился «сумасбродных в монастыри не посылать», а устроить специальные для них госпитали (доллгаузы). Однако первый такой госпиталь был учрежден лишь в 1762 году, уже при Петре III. А в 1775 году Россия была разделена на губернии. Были учреждены приказы общественного призрения, при которых стали строить дома для умалишенных, или «желтые дома». Первый такой дом открыли в Новгороде в 1776 году.

«Произвести в человеке тишину»

В XIX веке больницы для умалишенных появились во всех крупных городах Российской империи. Русская психиатрия ни в чем не уступала лучшим западным образцам. «Беснующихся и задумчивых сумасшедших» лечили самыми передовыми методами: смирительными рубашками, голодом, обливанием ледяной водой, верчением в барабане и капанием воды на темя, рвотными средствами и кровопусканиями.

Если нужно неистовому сумасшедшему бросить [пустить] кровь, в таком случае пробивается жила сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует обморок и больной падает на землю. Такое бросание крови имеет целью уменьшить сверхъестественные силы и произвести в человеке тишину

Рекомендация из старинного российского учебника нервных болезней

В политических целях психиатрия в царской России практически не использовалась. Лишь в единичных случаях инакомыслящие дискредитировались через объявление их сумасшедшими, как произошло, например, с писателем и философом Петром Чаадаевым.

Впрочем, наказание «умалишенному» автору «дерзкой бессмыслицы» на существующую власть оказалось весьма умеренным — год домашней самоизоляции под надзором полицейского лекаря.

А вот любопытный пример совсем другого рода. В 50-е годы XIX века в Преображенской больнице (впоследствии и до сего дня больница имени Петра Борисовича Ганнушкина) находился на излечении «ясновидящий» предсказатель Иван Яковлевич Корейша.

В течение целого ряда лет он пребывал в одиночной палате больницы, где «вел прием граждан» по личным вопросам. За советом к «прозорливцу» обращались представители всех московских сословий. Начальство такое паломничество совершенно не смущало, поскольку пациент являлся важной статьей больничного дохода. Когда Корейша умер в 1861 году, его похороны были грандиозны.

От эволюции к дегенерации

Но вернемся в просвещенную Европу. Передовые научные идеи далеко не всегда и не во всем идут во благо обществу. По крайней мере, не всем его представителям. В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свое революционное сочинение «Происхождение видов», а за два года до этого знаменитый французский врач-психиатр Бенедикт Морель — научный трактат «О вырождениях физических, умственных и нравственных человеческой породы и о причинах, порождающих эти болезненные разновидности».

Вырождение есть болезненное уклонение от первоначального типа, и как бы незначительно ни было это уклонение на первых порах, оно обладает свойством передаваться по наследству, все более и более увеличиваясь. Таким образом, носители вырождения становятся все более и более неспособными выполнять свое назначение в человеческом обществе, а умственный процесс, нарушенный в их лице, подвергается еще большей опасности в дальнейшем потомстве

Бенедикт МорельФранцузский врач-психиатр

Морель выдвинул теорию четырех этапов (поколений) деградации. На первом, люди, подорвавшие свое психическое здоровье неправильным образом жизни, проявляют «нервный темперамент, нравственные пороки, склонность к нарушению мозгового кровообращения (мозговым приливам)».

В следующем поколении это приводит к «апоплексии, алкоголизму, неврозам, эпилепсии, истерии и ипохондрии». В третьем поколении психические расстройства нарастают и вызывают «собственно душевные болезни, суициды и социальную несостоятельность».

Бенедикт Морель

Фото: Public Domain / Wikimedia

И, наконец, в четвертом поколении вырождение приводит к тяжелейшим «интеллектуальным, моральным и физическим нарушениям, в том числе к умственной отсталости, слабоумию и кретинизму». Дарвинская теория эволюции и морелевская — дегенерации — появились практически одновременно и вызвали в обществе огромный резонанс, направив научные умы в определенном направлении.

В 1887 году ученик Мореля, психиатр Жак Маньян издал «Общие соображения о сумасшествии у дегенератов». В этих соображениях Маньян определил наследственные психические заболевания как признак вырождения и дегенерации у некоторой части человеческого вида в ходе естественного отбора и требовал относиться к ним как общественной опасности.

Еще дальше пошел итальянец Чезаре Ломброзо, создавший учение о преступной наследственности. Патологическую предрасположенность к преступной деятельности он связывал с наследованием набора характерных особенностей и внешними признаками деградации. И, как это обычно происходит, от чисто научных теорий люди перешли к самому что ни на есть практическому их воплощению — евгенике.

200 долларов за добровольную кастрацию

Евгеника (от греческого — «хорошего рода, благородный») стала практическим результатом предыдущих теорий. В задачи евгеники входила борьба с вырождением человека, как биологического вида, селекция и улучшение генофонда.

Основателем евгеники считается англичанин Фрэнсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон был настолько увлечен идеей евгеники, что стремился сделать ее «частью национального сознания» и «социальным институтом управления эволюцией человека».

Управлять эволюцией и очищать генофонд начали с душевнобольных, преступников и алкоголиков (нередко в одном лице).

В 1907 году американский штат Индиана принял закон, по которому принудительной кастрации подвергались преступники, а также психически больные люди. Было сделано несколько сот подобных операций.

Еще дальше пошли законодатели Северной Каролины. Там принудительная стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. Во многих штатах поощрялась добровольная стерилизация среди бедняков. За подобную операцию им причиталась премия в размере 200 долларов. На международном конгрессе по вопросам евгеники в Нью-Йорке (1932 год) один из его участников ярко оценил перспективы применения закона о стерилизации.

Нет никакого сомнения, что если бы в США закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 процентов преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы очищены от жертв человеческого горя и страдания

Участник международного конгресса по вопросам евгеники в Нью-Йорке, 1932 год

Программы принудительной стерилизации «неполноценных» граждан осуществлялись в Дании, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Эстонии и Латвии. Но дальше всех по пути «защиты расы от вырождения» продвинулась нацистская Германия, где умственно и расово неполноценных граждан согласно принятым законам не только стерилизовали, но и подвергали эвтаназии.

Продолжение следует.

7 терминов, которых следует избегать при разговоре о психических заболеваниях

Вы можете услышать, как кто-то небрежно использует такие слова, как «сумасшедший», «ненормальный» или «психотик». Эти термины явно оскорбительны при описании человека, живущего с психическим заболеванием. И они также могут быть вредными, когда говорят о чем-то другом в этих терминах. Например, назвать что-то, что кажется бессвязным, «шизофреническим».

Некоторые из этих фраз явно неуместны, но есть и термины, которые, как многие не знают, могут быть оскорбительными. По этой причине я даю своим друзьям и родственникам, а также близким пациентов, с которыми я работаю, список слов, которых следует избегать, говоря о психических заболеваниях. Хотя некоторые люди могут возражать или не возражать против некоторых из этих слов, рекомендуется всегда быть внимательным.

Чем больше мы работаем над тем, чтобы быть внимательными и проявлять уважение, тем ближе мы подходим к тому, чтобы покончить с пагубными предрассудками, окружающими психические заболевания.

Вот семь терминов, которых следует избегать, когда речь идет о психических заболеваниях, и вместо них следует выбирать лучшие альтернативы.

1. Не используйте: «Психическое заболевание» как собирательный термин

Вместо этого используйте: «Психические заболевания» или «Психическое заболевание»

Психическое заболевание — это широкий термин. Он не отражает того, с чем на самом деле имеет дело человек. Например, если вы говорите, что у кого-то «проблемы с сердцем», это на самом деле не дает много информации о том, через что он проходит. Есть много различных типов проблем с сердцем, и не все пациенты с проблемами сердца перенесли сердечный приступ.

Точно так же не все, у кого проблемы с психическим здоровьем, были склонны к суициду или депрессии. Существует множество различных проблем с психическим здоровьем. И два человека с одним и тем же клиническим диагнозом тоже могут проявлять себя по-разному. Таким образом, чтобы с уважением относиться к индивидуальному опыту людей, важно использовать язык, который также признает, что психические заболевания не одинаковы.

2. Не используйте: «Страдает психическим заболеванием», «страдает психическим заболеванием» или «является жертвой психического заболевания»

Вместо этого используйте: «Жизнь с психическим заболеванием»

Диагноз психического здоровья не обязательно является негативным моментом. «Страдание» подразумевает, что кто-то нездоров и несчастен. Существует также несправедливое клеймо, изображающее психические заболевания как слабость. Люди с проблемами психического здоровья могут жить полноценной, здоровой жизнью. И существует широкий спектр методов лечения, поэтому есть много причин не терять надежды.

Некоторые люди с проблемами психического здоровья обнаруживают, что их опыт действительно изменил их жизнь к лучшему. Они могут быть более чуткими, более склонными к творчеству или лучше помогать окружающим. Мы бы никогда не сказали, что кто-то «страдает астмой» или «страдает диабетом». Мы бы сказали, что у них диабет или астма. Диагноз психического здоровья не должен толковаться более негативно, чем любое другое состояние здоровья.

3. Не используйте: «Психически больной» или «Психически больной»

Вместо этого используйте: «Лицо с психическим заболеванием» или «Лицо, страдающее психическим заболеванием»

Люди с проблемами психического здоровья имеют гораздо больше сторон, чем их психические заболевания. Принять кого-то как личность в первую очередь не только более уважительно, но и чтить многие другие стороны этого человека, помимо его диагноза. Это называется использованием языка «первый человек».

Один из способов попрактиковаться в родном языке человека — представить, как бы вы хотели услышать, как кто-то другой говорит о вашем близком члене семьи или друге в той же ситуации. Изменение вашей точки зрения может помочь вам переосмыслить то, как вы думаете и говорите о людях с психическими заболеваниями и подобных стигматизированных субъектах

4. Не используйте: «Шизофреник, психотик, психически больной, сумасшедший или душевнобольной»

Вместо этого используйте: «Лицо, живущее с шизофренией»; «Человек, страдающий психозом, дезориентацией или галлюцинациями»

Мы бы никогда не назвали кого-то «раковым» или «больным сердцем». Люди с проблемами психического здоровья несправедливо маркируются их состоянием здоровья. Люди есть люди, а не болезни. Это еще один пример языка «сначала человек».

В повседневной беседе до сих пор часто можно услышать такие фразы, как «Какой сумасшедший водитель» или «Этот фильм был безумным». В дополнение к изменению того, как вы говорите о людях, бросьте себе вызов и используйте эти альтернативные слова при описании вещи или ситуации.

5. Не использовать: «Нормальное поведение»

Вместо этого используйте: «Обычное поведение» или «типичное поведение»

Нет четкого определения, что такое «нормальный». И это может заставить других чувствовать себя обиженными или защищаться, если их опыт классифицируется как не подпадающий под категорию «нормальных». Использование таких слов, как «обычный» или «типичный», звучит менее критично. (Не говоря уже о том, что каждый из нас так или иначе нетипичен.)

6. Не используйте: «злоупотребление психоактивными веществами», «наркоман» или «пользователь»

Вместо этого используйте: «Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ»

Те, кто борется со злоупотреблением наркотиками или алкоголем, не просто выбирают «злоупотребление» веществом. . Часто к такому поведению приводят нейробиологические факторы и проблемы с эмоциональным здоровьем. Называя это расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы принимаем эти другие факторы. Это устраняет часть вины, связанной с термином «злоупотребление психоактивными веществами», и является небольшим, но важным способом предложить свою поддержку тем, кто выздоравливает от зависимости.

7. Не используйте: «Покончил жизнь самоубийством»

Вместо этого используйте: «Умер в результате самоубийства» или «погиб в результате самоубийства»

Когда кто-то считает, что покончить с собой — действительно лучшее решение, он, скорее всего, не видит ясной реальности вокруг себя. Это симптом некоторых психических заболеваний. Сказать, что кто-то «совершил» самоубийство, предполагает вину. Мы бы никогда не обвинили кого-то в смерти от рака. Таким образом, мы должны использовать язык, который избегает обвинений и стыда, если чьи-то проблемы с психическим здоровьем привели к самоубийству.

Внесение этих языковых корректировок в то, как мы говорим о психических заболеваниях, может также побудить людей чувствовать себя более комфортно, ведя открытый разговор и обращаясь за помощью при суицидальных мыслях или самоповреждающем поведении.

Борьба со стигмой

Мы все можем и должны участвовать в важной работе по дестигматизации психического здоровья. В то время это может показаться мелочью, но каждый разговор имеет значение, когда речь идет об улучшении того, как мы говорим о психических заболеваниях и о том, как мы создаем пространство для того, чтобы каждый чувствовал свою поддержку и поддержку.

Make It OK — это кампания HealthPartners, направленная на устранение стигмы, связанной с психическими заболеваниями. Он предлагает инструменты и ресурсы для практики, как вести позитивный и поддерживающий разговор. Вы также можете. Подпишите обязательство и выступите против стигмы.

Ресурсы

  • Национальный альянс по психическим заболеваниям (НАМИ)
  • MentalHealth. gov
  • Национальная линия спасения от самоубийств | 1-800-273-8255
  • Сделай все хорошо

Психическое заболевание и семья: распознавание тревожных сигналов и способы преодоления

Большинство людей считают, что психические расстройства встречаются редко и «случаются с кем-то еще». На самом деле, психические расстройства распространены и широко распространены. По оценкам, 44 миллиона американцев страдают от той или иной формы психического расстройства в данный год.

Большинство семьи не готовы смириться с тем, что их любимый человек страдает психическим заболеванием Это может быть физически и эмоционально тяжело и может заставить нас чувствовать себя уязвимыми перед мнениями и суждениями других

Если вы считаете, что вы или кто-то из ваших знакомых может иметь умственная или эмоциональная проблема, важно помнить, что есть надежда и помощь.

Что такое психическое заболевание?

Психические заболевания — это заболевания головного мозга, которые влияют на мышление, эмоции и поведение. Поскольку у всех нас есть мозги, проблемы с психическим здоровьем в течение жизни случаются очень часто.

Мозг людей с психическими заболеваниями изменился таким образом, что они не могут думать, чувствовать или действовать так, как им хочется. Для некоторых это означает резкие и неожиданные изменения настроения, например, более грустное или беспокойное состояние, чем обычно. Для других это означает неспособность ясно мыслить, неспособность общаться с кем-то, кто с ними разговаривает, или странные мысли, помогающие объяснить странные чувства, которые у них возникают.

Существует более 200 классифицированных форм психических заболеваний. Некоторыми из наиболее распространенных расстройств являются депрессия, биполярное расстройство, деменция, шизофрения и тревожные расстройства. Симптомы могут включать изменения настроения, личности, личных привычек и/или социальную изоляцию.

Проблемы с психическим здоровьем могут быть связаны с чрезмерным стрессом, вызванным определенной ситуацией или серией событий. Как и в случае рака, диабета и сердечных заболеваний, психические заболевания часто бывают физическими, а также эмоциональными и психологическими. Психические заболевания могут быть вызваны реакцией на стрессы окружающей среды, генетические факторы, биохимический дисбаланс или их комбинацию. При надлежащем уходе и лечении многие люди учатся справляться или восстанавливаться после психического заболевания или эмоционального расстройства.

Чтобы услышать личные описания психических заболеваний, посетите сайт по ощущениям.

Предупреждающие знаки и симптомы

Чтобы узнать больше о симптомах, характерных для определенного психического заболевания, выполните поиск в разделе «Информация о психическом здоровье». Ниже приведены признаки того, что ваш близкий может захотеть поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья.

Особенно важно обращать внимание на внезапные изменения мыслей и поведения. Также имейте в виду, что появление нескольких из перечисленных ниже симптомов, а не только одного изменения, указывает на проблему, которую следует оценить. Приведенные ниже симптомы не должны быть связаны с недавним употреблением психоактивных веществ или другим заболеванием.

Если вы или кто-то из ваших знакомых сейчас в кризисе, немедленно обратитесь за помощью. Позвоните по номеру 1-800-273-TALK (8255), чтобы связаться с круглосуточным кризисным центром, или наберите 911 для получения немедленной помощи.

У взрослых, молодых людей и подростков:

  • Спутанное мышление
  • Длительная депрессия (грусть или раздражительность)
  • Ощущения экстремальных взлетов и падений
  • Чрезмерные страхи, беспокойства и тревоги
  • Социальный уход
  • Резкие изменения в привычках питания или сна
  • Сильные чувства гнева
  • Странные мысли (бред)
  • Видение или слух вещей, которых нет (галлюцинации)
  • Растущая неспособность справляться с повседневными проблемами и деятельностью
  • Суицидальные мысли
  • Многочисленные необъяснимые физические недуги
  • Употребление психоактивных веществ

У детей старшего возраста и подростков:

  • Употребление психоактивных веществ
  • Неспособность справляться с проблемами и повседневной деятельностью
  • Изменения привычек сна и/или питания
  • Чрезмерные жалобы на физические недомогания
  • Изменения способности справляться с обязанностями дома и/или в школе
  • Неповиновение властям, прогулы, кража и/или вандализм
  • Сильный страх
  • Длительное плохое настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом или мыслями о смерти
  • Частые вспышки гнева

У детей младшего возраста:

  • Изменения в успеваемости в школе
  • Плохие оценки, несмотря на большие усилия
  • Изменения привычек сна и/или питания
  • Чрезмерное беспокойство или беспокойство (например, отказ ложиться спать или ходить в школу)
  • Гиперактивность
  • Постоянные кошмары
  • Постоянное неповиновение или агрессия
  • Частые приступы гнева

Как справляться с повседневными проблемами

Принять свои чувства

Несмотря на различные симптомы и типы психических заболеваний, многие семьи, в которых есть близкие с психическими заболеваниями, имеют схожий опыт. Вы можете обнаружить, что отрицаете тревожные сигналы, беспокоитесь о том, что подумают другие люди из-за стигмы, или задаетесь вопросом, что стало причиной болезни вашего любимого человека. Примите, что эти чувства нормальны и распространены среди семей, переживающих подобные ситуации. Узнайте все, что вы можете о состоянии вашего близкого, читая и разговаривая со специалистами в области психического здоровья. Поделитесь тем, что вы узнали, с другими.


Как справиться с необычным поведением

Внешние признаки психического заболевания часто связаны с поведением. Человек может быть очень тихим или замкнутым. И наоборот, они могут расплакаться, испытывать сильное беспокойство или вспышки гнева.

Даже после начала лечения некоторые люди с психическим заболеванием могут проявлять антиобщественное поведение. На публике такое поведение может быть разрушительным и трудным для восприятия. В следующий раз, когда вы и член вашей семьи пойдете к врачу или специалисту в области психического здоровья, обсудите это поведение и разработайте стратегию преодоления.

Поведение человека может вызывать у него такое же беспокойство, как и у вас. Задавайте вопросы, слушайте непредвзято и будьте рядом, чтобы поддержать их.


Создание сети поддержки

По возможности обращайтесь за поддержкой к друзьям и членам семьи. Если вы чувствуете, что не можете обсудить свою ситуацию с друзьями или другими членами семьи, найдите группу самопомощи или поддержки. Эти группы предоставляют вам возможность поговорить с другими людьми, которые испытывают такие же проблемы. Они умеют слушать и давать ценные советы.


Консультация

Терапия может быть полезной как для человека с психическим заболеванием, так и для других членов семьи. Специалист в области психического здоровья может предложить способы справиться с болезнью близкого человека и лучше понять ее.

При поиске психотерапевта проявите терпение и поговорите с несколькими специалистами, чтобы выбрать того, кто подходит именно вам и вашей семье. Это может занять некоторое время, прежде чем вы почувствуете себя комфортно, но в конечном итоге вы будете рады, что обратились за помощью.


Отдых

Человек с психическим заболеванием часто становится центром семейной жизни. Когда это происходит, другие члены семьи могут чувствовать себя проигнорированными или обиженными. Некоторым может быть трудно преследовать свои собственные интересы.

Если вы являетесь опекуном, вам нужно время для себя. Запланируйте время отсутствия , чтобы не расстроился или не разозлился. Если вы выделяете время для себя, это поможет вам смотреть на вещи в перспективе, и у вас может быть больше терпения и сострадания, чтобы справиться с любимым человеком или помочь ему. Физическое и эмоциональное здоровье помогает вам помогать другим.

«Многие семьи, в которых есть близкий человек с психическим заболеванием, имеют схожий опыт»

Важно помнить, что есть надежда на выздоровление и что после лечения многие люди с психическими заболеваниями возвращаются к продуктивной и полноценной жизни.


Другие ресурсы

Психическое заболевание в семье: Часть 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *