Разное

Духовная ценность она из высших потребностей человека: В чем заключаются духовные потребности человека. Как охарактеризовать духовные потребности человека

Духовные потребности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» [11].

А.Г. Здравомыслов [4] выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» [2].

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» [2].

 

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;

  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;

  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» [7]. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10]. Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;

  2. потребности общения;

  3. нравственные потребности;

  4. эстетические потребности;

  5. научно-познавательные потребности;

  6. потребности в укреплении здоровья;

  7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10, c. 55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному — возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому.

А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» [9, c. 24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека — в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» [9, c.22]. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» [1, c. 28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» [3, c.45]. «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» [3, c.

34]. «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c. 45]. Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» [6, c. 3].

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» [6, c. 3].

Литература:
  1. Дорофеева Е.В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.

  2. Духовные потребности. – URL: http://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html.

  3. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.

  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

  5. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.

  6. Нурова А.Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа, 2007. – 17 с.

  7. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.

  8. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.

  9. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.

  10. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.

  11. Электронный ресурс. – URL: http://bibliofond. ru/view.aspx?id=452626

  12. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки, 1993. – 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, духовная, духовное потребление, духовная потребность человека, стремление, духовная потребность, духовное творчество, потребность человека, творческий процесс, Эстетическая потребность.

Духовные потребности человека

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. Если вы тоже мечтаете заработать много денег, спросите у богатых, счастливы ли они? Большинство скажет что нет. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Виды духовных потребностей

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами – политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности — это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека – это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

  1. Добро. Это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу.
  2. Красота. Это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору.
  3. Истина. Взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина – это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий – истинное богатство человека — в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества.

Духовные потребности общества — это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Удовлетворение духовных потребностей

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды.

Если потребность в духовном развитии не прекращает одолевать вас, то удовлетворить её можно с помощью тех же методов, которые используются при формировании духовных потребностей у детей. Эти способы даже не нужно запоминать. Они настолько естественны, что в повседневной жизни мы порой их даже не замечаем.

  1. Общение с природой. Многие люди воспринимают дачу как каторгу, а выезд на природу им давно не приносит должного удовольствия. Попробуйте расслабиться и полюбоваться закатом или шелестом листьев под ногами. А если на даче овощи, которые вы посадили, наконец, взошли и этот факт доставил вам чувство радости и восторга, можете не сомневаться что вы находитесь в гармонии с самим собой.
  2. Обращение к искусству. Многие людей способны взволновать такие сферы искусства как музыка, архитектура, живопись, графика, танец и другие. Выберите для себя то направление, к которому вы неравнодушны и ваша потребность в гармонии будет полностью удовлетворена.
  3. Прислушивайтесь к себе. Ваш внутренний голос может сообщить вам много важной информации. Не нужно отстраняться от него. Найдите время, чтобы его услышать. Это может быть прогулка на природе, занятие йогой или посещение церкви. Слушайте свой внутренний голос хотя бы 5 минут в день, и вы заметите, как в душе наступает чувство умиротворенности. Вы добьетесь чувства согласия с самим собой и начнете более уверенно принимать решения.
  4. Общайтесь с животными. Наши братья меньшие способны поднять на ноги даже физически неполноценного человека. Что говорить о тех, кто просто нуждается в духовной гармонии. Становясь ближе к созданиям природы, мы сами становимся её частью, а значит, обретаем душевное спокойствие.

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях – выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство – это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

 

Похожие статьи

Задатки и способности

Все мы слышали о том, что у каждого человека есть свои определённые способности, развивая которые можно добиться небывалых высот. Главное, как можно раньше определить, какие в человеке есть задатки. Или всё-таки способности? Давайте для начала разберемся, в чём различие между тем и другим.

Духовная деятельность

Некоторые ошибочно полагают, что духовная деятельность заключается в бесконечном внутреннем самокопании, которое должно привести к просветлению и очищению души. Тем не менее, это совсем не так, ведь подобная деятельность является одной из потребностей личности, и нацелена на рождение её моральных ценностей.

Как развить уверенность в себе?

Многие люди отдали бы всё на свете лишь бы стать увереннее в себе. На самом же деле вовсе не обязательно продавать душу дьяволу, чтобы поднять свою самооценку и научиться ценить в себе свои самые хорошие качества. Подробнее об этом мы расскажем в нашем материале.

Уверенность в себе — упражнения

Для того чтобы помочь людям развить уверенность в себе психологами был придуман ряд тренингов и упражнений, направленных на внушение человеку своей значимости в социуме. С самыми действенными из этих упражнений мы предлагаем вам ознакомиться в этом материале.

Духовность и иерархия потребностей Маслоу — Мисти Сансом

Разговоры о «сдвиге в сознании» или движении к изучению духовности с каждым днем ​​становятся все более открытыми и общепринятыми.

Практики, которые считались фантастическими, теперь преподаются в школах и на предприятиях. И если вы посмотрите на поведенческие теории, такие как иерархия потребностей Маслоу, в сочетании с общим улучшением уровня жизни во всем мире, этот сдвиг и коллективный поиск обретают смысл.

В 1943 году Абрахам Маслоу опубликовал статью по психологии под названием «Теория мотивации человека».

Его теория заключалась в том, что существуют основные потребности, которые каждый человек по своей природе мотивирован удовлетворять. Когда потребности на одном уровне удовлетворены, этот человек стремится удовлетворить потребности на следующем уровне и так далее. Он определил следующие потребности: физиологические потребности, безопасность, социальные потребности, уважение и самореализация. Спустя десятилетия он пересмотрел свою теорию и добавил к ней самопревосхождение*.

Вот обзор каждого из уровней:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:

Потребности первого уровня физиологические: пища, вода, кров. Когда они находятся под угрозой или не защищены, человек поглощен удовлетворением этих потребностей — все остальное не имеет значения. Это чистое выживание.

ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:

Когда физиологические потребности удовлетворены, у людей появляется мотивация следующего уровня: потребности в безопасности и защищенности. Это такие вещи, как защита от непогоды и ощущение безопасности. Вещи, которые угрожают этому уровню, — это стихийные бедствия, жизнь в зоне боевых действий, насилие в семье и даже финансовая нестабильность. Как правило, мы удовлетворяем эти потребности за счет теплого и безопасного дома, стабильного дохода и проживания в безопасном районе.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:

Когда потребности в безопасности удовлетворены, мы переходим к социальным потребностям: потребности в любви, принадлежности и привязанности. Это может быть семья, друзья, сообщество, религия или даже банда. Потребность, которая здесь удовлетворяется, связана с любовью, общением и принятием.

ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ:

Следующий уровень — уважение. Именно здесь мы ищем вещи, которые повышают наше чувство собственного достоинства, такие как достижения и общественное признание. Однако, чтобы пройти этот уровень, мы должны развить твердое чувство собственного достоинства; не полагаться на других для этого. Человек с «низким» уровнем уважения обычно обращается к другим за своими потребностями в уважении, а человек с «высшим» уровнем уважения развивает чувство внутренней самооценки.

«Нижняя» версия — это то, от чего люди могут колебаться и возвращаться к ней. Мы можем получить солидную дозу внешнего подтверждения, и это продвинет нас на более высокие уровни, но это никогда не будет устойчивым. Мы испытаем затишье во внешнем подтверждении, и мы внезапно вернемся к необходимости удовлетворять наши потребности в уважении… и обычно это резкий спуск. Поэтому важно искренне и полностью развиваться на «верхнем» уровне уважения, чтобы перейти к более высоким уровням самореализации и самопреодоления.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:

Как только мы перешли от внешней проверки к внутренней, мы переходим на уровень самореализации. Этот уровень связан с самосознанием, личным развитием и раскрытием потенциала. Обычно это фаза, когда мы переходим от внешней мотивации к внутренней мотивации.

Вы начинаете лучше понимать, кто вы и чем занимаетесь. Вы развиваете самодисциплину, ставите цели и раскрываете свое предназначение. Вы стремитесь развиваться и поощряете себя к достижению и росту. Это мощный этап жизни, и изначально это уровень, который Маслоу определил как высший уровень развития человека**. 9. На этом уровне наши заботы переходят от нас самих к другим, и мы посвящаем свою жизнь служению другим любым способом, который нам кажется правильным.

Или, как выразился Маслоу:

«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как цель, чем средство, к самому себе, к значимым другим, к людей в целом, другим видам, природе и космосу».0006 Он определил, что люди, работающие на самом высоком уровне личного развития, имеют «пиковые переживания», которые описываются способами, отражающими мистические переживания, духовные пробуждения или глубоко «надличностные» (за пределами нашего физического «я») переживания.

Эти люди и этот опыт поднимают наш человеческий потенциал все выше и выше. Маслоу считал, что, поскольку наше общество вознаграждает мотивацию, в основном основанную на уважении, любви и других социальных потребностях, только 1% населения сможет достичь этих последних двух уровней самоактуализации и самопревосхождения, даже несмотря на то, что у каждого из нас есть потенциал. сделать это.

Я думаю, что это меняется.

По мере того, как средний уровень жизни продолжает повышаться, у нас как общества появляется больше возможностей исследовать свою духовность. Хотя бедность и лишения все еще очень реальны для большого числа людей, нам повезло жить в эпоху, когда все больше людей могут с комфортом удовлетворять свои физиологические потребности и потребности в безопасности. Это приводит к увеличению числа людей, работающих на более высоких уровнях модели Маслоу, поскольку меньше энергии тратится на выживание и больше уходит на более глубокое самопознание.

По мере того, как все больше людей достигают более высоких уровней, также возникает эффект притока к другим на более низких уровнях, который происходит через совместное знание и естественную «отдачу», которая происходит при достижении Самоактуализации и Самопревосхождения. Это создает огромный общий сдвиг в сторону личностного роста и развития в обществе, а также большее признание духовных концепций и практик, поскольку результаты становятся более очевидными для более широкой аудитории.

Таким образом, несмотря на то, что теория Маслоу все еще очень актуальна в своем нынешнем виде, возможно, даже более, нам повезло, что мы живем в захватывающее время трансформации, когда его оценка достижения 1% самоактуализации или самопревосхождения опровергается в самым невероятным образом.

*Эта модель иерархии более применима к индивидуалистическим обществам и культурам, разделяющим физическое и духовное, как и большинство западных обществ. Люди из коллективистских обществ и культур, которые растут в связи с духовным не меньше, чем с физическим, обычно имеют самоактуализацию как конечную потребность. Например: развиваться как личность, чтобы выполнять роль лидера в группе.

**Честно говоря, я не уверен, что вы когда-нибудь полностью прекратите самореализацию. Я действительно думаю, что вы достигаете определенной точки, когда вы готовы двигаться вверх к самопревосхождению, но вместо того, чтобы полностью покинуть этот уровень, вы как бы работаете параллельно на обоих уровнях и ориентируетесь во все более сложных областях. 9Небольшое отступление от самопревосхождения заключается в том, что некоторые люди избегают идеи духовности, но в любом случае полностью самотрансцендентны. Я люблю это и нахожу этих людей особенно интересными. Обычно они невероятно духовные люди, просто не такие, как вы ожидаете. Я уверен, что вы можете придумать кого-то, кто идеально подходит для этого. Они, как правило, старше, они посвятили свою жизнь чему-то (ясное чувство цели), они полностью довольны тем, кто они есть, и очень эффективны в том, что они делают (самореализация). У них также есть глубокая связь с тем, что они делают, в том смысле, что они работают интуитивно, проводят параллели и понимают то, что они делают на философском уровне, и кажутся духовно связанными необъяснимым образом (самопревосхождение). А ведь они могли прочитать все это и подумать: «Что за ерунда». Я встречал таких же фермеров и огородников. Я люблю это!

Пирамида потребностей Маслоу и путь к самореализации

Пирамида потребностей

Абрахам Маслоу — один из самых известных психологов. Важную часть своей карьеры он посвятил поискам смысла жизни. После многих лет исследований ему удалось составить непротиворечивую карту человеческих потребностей. Сначала в статье под названием « Теория мотивации человека », а затем в его книге под названием « Мотивация и личность ». Его работы привели к знаменитым Пирамида Маслоу .

Все потребности человека классифицируются в пятиуровневой иерархии:

  1. Физиологические
  2. Безопасность
  3. Социальные
  4. Самоуважение и
  5. Самоактуализация
90409 Первые две потребности 60 основные. T Следующие две – это эмоциональные потребности. Пятый нужен для самореализации . Они диктуют правила всего человеческого поведения.

Диаграмма 1: Пирамида Маслоу: Иерархия человеческих потребностей

Материальные и духовные потребности

Общая концепция пирамиды заключается в том, что нижние ступени удовлетворяют в основном наши материальные потребности. В высших мы находим духовные нужды. Как это бывает в лестнице или пирамиде, трудно (хотя и не невозможно) подняться на высшие ступени, не пройдя предварительно нижние. Поэтому физиологические потребности имеют приоритет над духовными, хотя в этом нет абсолютной необходимости.

Давайте посмотрим, как это описывает сам Маслоу:

«Это правда, что человек может жить одним хлебом — когда хлеба нет. Но что происходит с человеческими потребностями, когда хлеба много? Сразу возникают новые высшие потребности, которые заменяют физиологические. А когда эти удовлетворены, появляются новые, еще более высокие, и так далее»

Успех в жизни во многом зависит от того, сумеем ли мы подняться на вершину пирамиды и достичь самореализации. Мы могли бы думать об этом как о видеоигре, в которой мы должны выполнить одно задание, чтобы перейти к следующему. Но это не работает именно так. Наша жизнь позволяет нам перейти к следующему шагу, даже если мы еще не полностью завершили предыдущие.

Пять ступеней пирамиды Маслоу

Итак, все наши потребности можно разделить на пять категорий. Рассмотрим их подробно, начиная снизу вверх.

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (Рептильный мозг)

Наш рептильный мозг хочет чувствовать, что у нас есть все необходимое для выживания.

Первый уровень: Физиологические потребности

Этот уровень содержит все абсолютно необходимые потребности для выживания. К ним относятся кислород, вода, еда и жилье. Все, что требуется нашему физическому телу, чтобы продолжать жить и размножаться.

Второй уровень: потребности в безопасности

Как только наши физиологические потребности удовлетворены, мы начинаем искать более безопасную среду. Для этого мы ищем работу и стабильный доход. Мы пытаемся получить все больше и больше ресурсов. Защитите нашу собственность. Может быть, сохранить или инвестировать на будущее.

Диаграмма 2: Пирамида Маслоу: Основные, эмоциональные потребности и потребности самореализации . Это сделает наш эмоциональный мозг более счастливым.

Третий уровень: Социальные потребности

Люди — основные социальные животные. Наша цель — найти хорошее место в обществе. Итак, мы связываемся с другими в отношениях дружбы или сотрудничества. Мы принимаем участие в группах, развиваем индивидуальность и расширяем все наши социальные навыки. Мы также учимся быть полезными. Возможно, мы создадим семью. Создайте приятную, знакомую среду вокруг нас. Это дает нам любовь, интерес и чувство принадлежности. Мы стремимся участвовать в чем-то большем, чем мы сами.

Четвертый уровень: потребность в уважении

Учитывая нашу социальную природу, мы все хотим иметь хорошую славу, уважение, уважение и признание со стороны других. Кроме того, мы хотим чувствовать уверенность, свободу и независимость. Эти потребности также называются эгоистическими потребностями, поскольку ими движет наше эго.

ПОТРЕБНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ (Творческий мозг)

Пятый уровень: Потребности в самореализации

Это высшая ступень лестницы человеческих потребностей. Это наше желание найти место в жизни. Придавайте смысл всему, что мы делаем. Найдите более высокую цель. Оставьте свой след в нашем путешествии по жизни. Однако, чтобы преуспеть во всем этом, нам сначала нужно обновить себя до следующей расширенной версии. Нам нужно сделать качественные изменения в нашем характере. Приобретайте новые навыки. Используйте наши таланты. Мечтайте и преследуйте их всеми возможными способами. Одним словом, нам нужно стать лучше.

Потребности роста и потребности дефицита

Потребности на первых четырех этапах обозначаются как потребности дефицита . Это означает, что эти потребности проистекают из нашего желания избавиться от своих слабостей или приобрести то, чего нам не хватает. По мере того, как мы приобретаем все большую и большую адекватность, наша мотивация снижается. Диаграмма 3: Пирамида Маслоу: Потребности роста и дефицита0065 .

Это не что иное, как наше стремление к себе -развитие . Когда это желание удовлетворено, вместо снижения нашей мотивации происходит обратное. Он усиливается. Когда мы становимся лучше, наша уверенность в себе возрастает. Итак, мы хотим стать еще лучше.

Препятствия на нашем пути к самоактуализации

Как сказал Маслоу:

«Чем бы человек ни был, он должен быть»

Он назвал эту эзотерическую человеческую потребность, самоактуализацией .

Для художника это может быть необыкновенная работа. Для спортсмена это может быть важный новый рекорд. Что касается визионера, то это может стать воплощением большой мечты в реальность.

Для каждого из нас это может быть удовлетворение потребности чувствовать себя счастливым.

Очевидно, что лишь немногие из нас могут достичь вершины пирамиды. Маслоу подсчитал, что только 2% людей могут достичь состояния самоактуализации. Основная причина, по которой люди достигают вершины, заключается в их способности концентрироваться. Им также удается преодолевать или игнорировать большинство препятствий, которые останавливают все остальные.

Такими препятствиями могут быть:

  • Отсутствие качественного образования
  • Фиксированное мышление (неправильное представление о том, что люди не меняются)
  • Низкая мотивация (неспособность к самомотивации)
  • Отсутствие подходящего примера (родитель, учитель , друг, наставник)
  • Слишком много внимания к неважному
  • Неспособность видеть общую картину

В список выше мы могли бы добавить жизненные невзгоды, такие как финансовые, медицинские или другие. Из-за этого мы можем годами застревать на нижних ступенях пирамиды. Однако жизнь полна примеров людей, доказавших обратное. Они достигли самореализации, несмотря на удивительно трудные обстоятельства, с которыми столкнулись. Невзгоды не только остановили их, но, наоборот, помогли взлететь.

Характеристики и поведение людей, которые достигают самореализации
  • У них высокие моральные стандарты. В значительной степени они принимают себя и жизнь такими, какие они есть
  • Обычно они склонны меньше сосредотачиваться на себе и больше на внешнем. Почти всегда у них нестандартное мышление и несколько необычное чувство юмора.
  • Они следуют ответственному и объективному подходу к жизни, неся полную ответственность за свои действия и решения. Кроме того, они честны и никогда не подделывают.
  • Исключительно творческий человек: всегда с удовольствием пробует что-то новое вместо того, чтобы выбирать известные и легкие пути. Они мирятся с неопределенностью.
  • Они аутентичны и развивают свои собственные взгляды вместо того, чтобы принимать господствующую точку зрения традиции, авторитета или большинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *