Диссонанс — что это такое
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 158 817 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «диссонанс» часто употребляется в повседневном разговоре.
Его также можно встретить в учебниках по музыке, литературе, искусству и психологии.
Что же означает этот термин и почему он так популярен среди людей различных профессий?
Диссонанс — это отсутствие гармонии
Французское слово диссонанс произошло от латинского dissonantia и в буквальном переводе означает несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии.
В современной русской речи «диссонанс» употребляется в двух значениях:
- Негармоничное сочетание звуков (прямое значение).
- Разлад, несогласованность (переносное значение).
Противоположные по смыслу слова – консонанс, ассонанс (что это?), согласие, созвучие, унисон.
Диссонанс в музыке
Термин «диссонанс» имеет прямое отношение к музыке.
Согласно толковому словарю он означает напряженное созвучие, которое образуется в результате сочетания двух или нескольких звуков.
Всем, кто изучал музыкальную грамоту, хорошо известны диссонирующие интервалы – секунды, тритоны и септимы. Их звуки как будто противоречат друг другу и воспринимаются на слух раздельно, вызывая неприятные ощущения.
Отношение к диссонансу среди музыкантов неоднозначное. Многие композиторы умышленно используют в своих произведениях несогласованное сочетание звуков с целью придать особую остроту своим сочинениям.
Услышать диссонирующие аккорды можно во многих музыкальных композициях. Особенно богаты ими произведения эпохи модернизма и баллады (что это?) современных рок-групп. В числе известных композиторов, применявших принцип диссонанса – Прокофьев, Стравинский, Вагнер.
Диссонансная рифма
В литературе диссонанс – это неточная рифма, в которой совпадают послеударные гласные и не совпадают ударные.
Диссонансная рифма встречается в древнерусской поэзии («Слово о полку Игореве») и народных песнях. Некоторое развитие она получила в творчестве Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Александра Блока.
Данная форма стихосложения не приобрела большой популярности и в современной поэзии встречается довольно редко. Пример диссонансной рифмы: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).
Диссонанс в архитектуре, живописи, дизайне
В изобразительном искусстве и архитектуре диссонанс — это несогласованность элементов художественной композиции по цвету, размеру, масштабности, форме.
Авторы используют такой прием сознательно, чтобы усилить впечатление от увиденного или акцентировать внимание зрителя на отдельных деталях. Принцип диссонанса был очень популярен в архитектуре стиля Барокко. В наши дни он также не утратил актуальности, хотя порой производит неоднозначное впечатление…
В живописи принцип несогласованности получил отдельное развитие. Известно, что Винсент Ван Гог любил применять в своих картинах трагические цветовые диссонансы. Ярким примером такого подхода является его полотно «Ночное кафе».
Создавая этот шедевр, художник использует заостренные угловатые контуры, сокращенные перспективные линии, слишком интенсивные контрастирующие цвета, слишком мрачные тени. Все эти приемы направлены на то, чтобы вызвать у зрителя ощущение тревоги, тоски, одиночества.
Диссонанс очень популярен у современных дизайнеров и модельеров.
В своих декорах и нарядах от кутюр они используют ломаные, рваные формы, несочетаемые материалы. В последние годы этот стилистический прием становится особенно востребованным.
Диссонанс в психологии
Психический дискомфорт, вызванный столкновением противоречивых убеждений, получил в психологии название когнитивный диссонанс. В ситуации когда этот внутренний конфликт не получает своевременного решения, он выходит на внешний уровень и становится причиной разлада в отношениях между людьми.
Диссонанс может проявиться между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной, между индивидом и социумом. Особую остроту он приобретает в случаях, когда человек обладает ярко выраженной индивидуальностью, а его мировоззрение противоречит общепринятым взглядам.
Такой индивид (кто это такой?) вносит ощущение дисгармонии в повседневные ситуации, будоражит сознание окружающих непривычной манерой поведения, громкими заявлениями, нетипичными реакциями на происходящее.
Каждый случай психологического диссонанса требует внимательного подхода. При своевременном разрешении он позволяет не только сохранить отношения, но и вывести их на новый более высокий уровень.
Краткое резюме
Красивое французское слово диссонанс может употребляться в различных контекстах, но практически всегда означает разлад и дисгармонию.
Принцип диссонанса позволяет добиться особой остроты восприятия, акцентировать внимание на наиболее важных моментах, посмотреть непредвзятым взглядом на ставшие уже привычными вещи и явления.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных. Маяковский рифмовал «слово-слева-слава»; «дула-дола-дело», то есть добивался созвучия как предударных, так и послеударных звуков, что характерно для поэтов XX века. В древнерусской и народной поэзии на созвучие предударных не обращали столь пристальное внимание, рифмуя «комони-оседлани» (в «Слове о полку Игореве») или «беленький-миленький» (в народной песне), тем не менее рифмы нисколько не теряли в своей прелести: Молодка, молодка молоденькая, В народной поэзии рифма, основанная на диссонансе, обычно вплетена в узор ассонансов, аллитераций и различных комбинаций созвучий, на фоне которых она оттеняется, становится пластично выпуклой. Подобный тип рифмы равноправен с любым другим. Рифма что надо! Только ее во избежание терминологической путаницы будем называть не диссонансом, а диссонансной рифмой, оставив термин «диссонанс» звуковому рисунку, сотканному из разнозвучных ударных гласных. По лужкам трава расстилается. Когда же гласные не повторяются в стихе или в параллельных частях стихотворного текста, то перед нами диссонанс — одно из средств, усиливающих выразительность эмоциональной речи: Первый карман — с орехами, Этот отрывок четко делится на параллельные части. На фоне звуковых повторов одной из них (карман, карман, карман) — другая часть воспринимается как диссонанс (с орехами, изюмом, бобами). Напоил меня В народной песне «Поп Емеля» по разным саням вместе с различными персонажами рассажены и различные ударные гласные: Во первых-то санях атаманы сами, А в пятых-то санях мошенники сами, А в шестых-то санях да Гришка с Маринкой, А в седьмых-то санях сам поп-от Емеля. Здесь ударные гласные словно становятся «визитной карточкой» персонажей. Ее, кажется, недостало попу Емеле. Но так может представиться на первый взгляд. В прозвище главного героя слышен намек на его духовный мир, хотя и без того известно, что поп Емеля не атаман, не есаул, а разбойничек и мошенник. Последняя звуковая связь возникла как выражение смысловых связей. Уподобление попа Емели разбойничкам и мошенникам подчеркнуто звуковой аналогией, которая стала ощутима благодаря диссонансу в параллельных местах текста. В свою очередь, сам диссонанс проступил столь отчетливо благодаря рассыпанным вокруг звуковым повторам. Такое звуковое построение стиха очень характерно для фольклора. Не зря авторские стихи, где диссонанс вкрапливается в параллельные части текста, веют дыханием народной поэтики. Тематически оправданно звучит подобный диссонанс в первой строфе стихотворения Марины Цветаевой: Простите меня, мои горы! Широкой, раздольной песней звучит стихотворение Вел. Хлебникова: Когда умирают кони — дышат, Мастерски достигает интонации детской, наивной восторженности И.Анненский в стихотворении «Сухая селедка»: Видали ль вы белую стену — пустую, пустую, пустую? Пришел туда мастер, а руки — грязненьки, грязненьки, грязненьки. Принес молоток свой и крюк он — как шило, как шило, как шило… В стиховой строке диссонанс служит обособлению грамматически однородных понятий: Я твой — я променял порочный двор Цирцей, Второй стих у Пушкина имел иной вид: «Нескромные пиры, заботы, заблужденья». Думается, что в «заботах» повинен ассонанс: четыре ударных «о» по звуковой инерции вызвали пятое. Понятно, что «заботы» были заменены на «забавы» прежде всего не звука, а смысла ради. Но как в итоге хороша встреча ассонанса с диссонансом! Другое стихотворение («Юрьеву») Пушкин начинает и завершает диссонансом: Здорово, рыцари лихие Диссонанс усиливает выразительность повтора однородных понятий, который и сам по себе является эмоциональным средством. С сильного волнения начинает Бунин стихотворение: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, В строфе диссонанс выделяется с особой четкостью, если он обрамлен ассонансами соседних стихов, как, например, у Тютчева: О, как пронзительны и дики, Как гармонично живописует Тютчев разлад своего поэтического духа с тем, что мешает самоуглубленности! Так что вопреки нелестному представлению, связанному со словом «диссонанс», он, как и любое иное средство звуковой организации стиха, служит выразительности поэтической речи. Другие термины на сайте Верлибр (Его история и природа) Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно. Метафора l в широком понимании — любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение совести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной образности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков. |
|
Обновлено ( 30.08.2017 21:04 ) | Просмотров: 40862 |
Примеры и определение диссонанса
Определение диссонанса
Диссонанс — это использование невежливых, резко звучащих и необычных слов в поэзии. Другими словами, это преднамеренное использование негармоничных слов, фраз или слогов, предназначенное для создания резких звуковых эффектов. Диссонанс противоположен ассонансу и похож на какофонию, которая также представляет собой использование негармоничных звуков. Это неприятное сочетание согласных и гласных создает неловкий звук, который делает чтение неудобным и добавляет эмоциональной глубины ситуации или моменту.
Использование диссонанса в повседневной жизни и музыке
Диссонансы также встречаются в повседневной жизни. Например, звук плачущего ребенка и кричащего человека являются диссонирующими звуками. Эти звуки раздражают и тревожат слушателей. В музыке диссонанс может заставить слушателей чувствовать себя некомфортно; однако это помогает создать ощущение напряжения в музыкальных композициях.
Примеры диссонанса в литературе
Пример №1:
Монолог испанского монастыря (Роберт Браунинг)«Гр-р-р-вот, отвращение моего сердца!
Полейте ваши проклятые цветочные горшки!
Если бы людей убивала ненависть, Брат Лоуренс,
Божья кровь не убила бы тебя!
Что? ваш миртовый куст хочет подстричься?
О, у этой розы есть прежние претензии –
‘Св, там Вечерня! Plena gratia
Ave, Дева! Г-р-р-вы свиньи!
Браунинг привлекает внимание своих читателей, начиная и заканчивая вышеприведенное стихотворение словом «Гр-р-р». В то время как в остальной части строфы он использовал диссонанс.
Пример № 2:
Веселье орлов (Уолт Уитмен)«Сцепление сцепленных когтей, живое, свирепое, вращающееся колесо,
Четыре бьющихся крыла, два клюва, вращающаяся масса, тесная борьба,
В кувыркающихся поворотах группируются петли, падающие прямо вниз».
Уитмен использовал диссонанс, описывая орлов. Он объединил ассонанс и односложные и двусложные слова, чтобы создать диссонанс.
Пример №3:
Ветер (от Теда Хьюза)«В полдень я поднялся вдоль дома до
Дверь угольного склада. Один раз взглянул вверх –
Сквозь сильный ветер, который вдавил мне глаза
Палатка холмов забарабанила и натянула растяжки…
Ветер отшвырнул сороку, а черная-
Задняя чайка гнулась, как железный прут медленно. ”
Обратите внимание, насколько различны гласные звуки в следующих строках, что они кажутся противоречащими друг другу. Эти резкие звуки создают тревожный эффект, который привлекает наше внимание.
Пример № 4:
Воскресное утро (от Уоллеса Стивенса)«Самоуспокоенность пеньюара и поздний ужин»
Кофе и апельсины в солнечном кресле,
И зеленая свобода какаду
Святая тишина древних жертвоприношений.
Это очень хороший пример диссонанса, когда резкие слова прерывают плавный и ритмичный поток слов и, следовательно, создают тревожный и резкий эффект.
Пример №5:
Макбет (Уильям Шекспир)«Из всех людей я избегал тебя.
Но вернись. Моя душа уже слишком заряжена твоей кровью.
В приведенных выше строках Шекспир использовал пустой стих и варианты гласных для создания неприятных эффектов.
Пример #6:
Carrion Comfort (Джерард Мэнли Хопкинс)«Не раскручивать — они могут быть слабыми — эти последние нити человека
Может ли что-то, надеяться, желать, чтобы настал день, не выбирать не быть.
Сканирование…
С мрачными пожирающими глазами мои израненные кости?»
Хопкинс использовал аллитерацию с высоким ударением слогов и диссонанс, которые отражают внутреннее смятение говорящего, шум и неудобные ситуации.
Пример №7:
Принцесса Ида (Гилберт и Салливан)«Женщины из Адаманта, прекрасные неофиты —
Кто жаждет таких наставлений, как мы даем,
Прислушайтесь, пока я раскрою притчу.
Слон сильнее человека,
Но человек покоряет его. Почему? слон
Везде слоновья, но здесь (постукивая себя по лбу)…»
В этих строках используется резкий разговорный стиль. Кроме того, использование диссонанса делает его стиль более резким, вызывая у читателей шок и удивление.
Функция
Использование негармоничных звуков создает неприятные эффекты и привлекает внимание читателей, создавая интересные вариации. Его можно найти в поэзии, пьесах, рекламе, музыке и повседневной жизни. Его цель — изобразить какой-то дискомфорт, заставив читателей или зрителей испытать шок и удивление. Это помогает описать ситуации, которые являются эмоционально бурными и бурными. Однако иногда поэты используют диссонанс и для создания юмористических эффектов. Они часто используют эти звуки неожиданным образом, чтобы обнаружить ограничения языка.
сообщите об этом объявленииДиссонанс — определение и примеры
В поэзии диссонанс представляет собой нарушение ритма стиха. Любая гармония, которая могла бы быть в стихотворении, нарушена. Это может быть конец рифмованной схемы или целенаправленное сочетание твердых согласных звуков, которые прерывают ощущение строки.
Произношение диссонанса: дих-со-нахнс
Исследуйте диссонанс
- 1 Определение диссонанса
- 2 Способы создания диссонанса
- 3 Примеры в литературе
- 4 Диссонанс, ассонанс и благозвучие
- 5 Почему писатели используют диссонанс?
- 6 Связанные литературные термины
- 7 Другие ресурсы
Определение диссонанса
Диссонанс происходит от латинского слова «dissonantem», означающего «различаться по звуку». Когда он используется, он делает чтение стихов или прозы неудобным. В некоторых случаях диссонанс используется для того, чтобы не прерывать и не заставлять читателя чувствовать себя плохо. Вместо этого он используется, чтобы помочь передать определенное чувство. Это может быть внезапность или неожиданность. Писатель также может вызвать чувство беспокойства или подозрения диссонансом. Если персонаж делится своими сокровенными мыслями и пытается выразить свои эмоциональные стрессоры, вполне вероятно, что поэт будет искать диссонанс как способ подчеркнуть эту боль.
Хотя многие примеры диссонанса связаны с неудобными или болезненными ситуациями, его также можно использовать с юмором.
Способы создания диссонанса
- Звуки : один из наиболее распространенных способов — это объединение звуков слов, которые конфликтуют. Это могут быть гласные и согласные. Это наиболее эффективно, когда звуки контрастируют друг с другом.
- Ритм : когда используется неправильный ритм, читатели часто чувствуют, что что-то диссонирует, но не могут сразу определить, что это такое. Когда схема рифмовки изменяется в дополнение к размеру, это может быть еще более эффективным.
- Звуки слов : сочетание резко звучащих слов — один из лучших способов создать диссонанс.
Примеры в литературе
Ветер Теда ХьюзаВ этом стихотворении Хьюза поэт описывает ночь страха, когда семья прячется в своем доме. На улице бушует страшная буря. Они находятся во власти природы, и им нечего делать, кроме как пережидать бурю и надеяться, что она в конце концов утихнет. Вот несколько строк из стихотворения, которые демонстрируют, как можно использовать диссонанс в поэзии.
В полдень я прошел вдоль дома до
Дверь угольного склада. Как только я посмотрел —
Сквозь сильный ветер, который помял мои глазные яблоки
Палатка холмов забарабанила и натянула растяжки…
Ветер отбросил сороку и черную-
Задняя чайка медленно гнулась, как железный прут.
В этих строках Хьюз совсем иначе использует гласные звуки. Их так много разных, что они начинают конфликтовать друг с другом.
Слова точны и ясны. Он использует такие слова, как «ударный», «барабанный» и «напряженный», чтобы передать определенное чувство.Узнайте больше стихов Теда Хьюза.
Макбет Уильяма Шекспира
Произведения Уильяма Шекспира часто являются источником различных литературных приемов. Диссонанс не исключение. В Macbeth читатели могут найти несколько примеров конфликтующих гласных звуков, необычного использования слов и многого другого. В следующих часто цитируемых строках поэт использует белый стих. Он также увеличивал гласные звуки, чтобы создать неприятный эффект диссонанса:
Из всех мужчин я избегал тебя.
Но вернись. Моя душа слишком заряжена
Кровью твоей уже.
Почти каждый гласный звук в этом небольшом отрывке отличается. Макбет использует эти строки, говоря с Макдуфом и угрожая ему, человеку, которому суждено покончить с собой.
Исследуйте стихи Уильяма Шекспира.
Carrion Comfort Джерарда Мэнли Хопкинса
Этот сонет назван одним из «ужасных сонетов» Хопкинса. Он принадлежит к этому набору стихов, которые он написал в один из самых мрачных периодов своей жизни. Они также включают такие стихи, как « Нет худшего, нет ‘и ‘ Я просыпаюсь и чувствую наступление темноты, а не дня ‘. В «Утешение падали» Хопкинс описывает глубины отчаяния говорящего и то, что он узнал во время своей депрессии. Это идеальная установка для включения диссонанса. Вот несколько строк, демонстрирующих, как Хопкинс использовал эту технику:
Может что-то, надеюсь, пожелаю, чтобы день настал, не быть.
Скан…
С мрачными пожирающими глазами мои израненные кости?
В этих строках есть примеры аллитерации и диссонанса, призванные дать читателю почувствовать внутреннюю борьбу говорящего. Читатели также могут найти примеры в таких строках, как «Почему? Чтобы моя мякина могла летать; мое зерно лежит, чистое и ясное» и «Нет во всем этом тяжелом труде, в этом сплетении, с тех пор, как (кажется) я поцеловал жезл».
Прочитайте стихи Джерарда Мэнли Хопкинса.
Диссонанс, ассонанс и благозвучие
Эти три термина связаны друг с другом и часто путаются друг с другом. Диссонанс противоположен ассонансу. Последнее — это повторение гласных звуков в строке текста, будь то поэзия, проза или драма. Диссонанс, с другой стороны, часто возникает, когда гласные звуки не повторяются, а звуки гораздо более разбросаны и отличаются друг от друга. Благозвучие относится к качеству звука в письме. Это, наряду с какофонией, является способом описания того, на что похож звук в произведении. В какофоническом произведении отсутствует мелодия или гармония. Часто неприятно слышать/читать. Благозвучное произведение противоположно. Это приятно для слуха.
Почему писатели используют диссонанс?
Диссонанс используется, чтобы придать тексту очень специфический, неприятный эффект. Как показывают приведенные выше примеры, его лучше всего использовать, когда автор хочет передать чьи-то эмоции. Смятение, страх, дискомфорт и отчаяние — все это вероятные кандидаты.