Разное

Диссонанс в литературе это: диссонанс | это… Что такое диссонанс?

Диссонанс — что это такое

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 158 817 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «диссонанс» часто употребляется в повседневном разговоре.

Его также можно встретить в учебниках по музыке, литературе, искусству и психологии.

Что же означает этот термин и почему он так популярен среди людей различных профессий?


Диссонанс — это отсутствие гармонии

Французское слово диссонанс произошло от латинского dissonantia и в буквальном переводе означает несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии.

В современной русской речи «диссонанс» употребляется в двух значениях:

  1. Негармоничное сочетание звуков (прямое значение).
  2. Разлад, несогласованность (переносное значение).

Противоположные по смыслу слова – консонанс, ассонанс (что это?), согласие, созвучие, унисон.

Диссонанс в музыке

Термин «диссонанс» имеет прямое отношение к музыке.

Согласно толковому словарю он означает напряженное созвучие, которое образуется в результате сочетания двух или нескольких звуков.

Всем, кто изучал музыкальную грамоту, хорошо известны диссонирующие интервалы – секунды, тритоны и септимы. Их звуки как будто противоречат друг другу и воспринимаются на слух раздельно, вызывая неприятные ощущения.

Отношение к диссонансу среди музыкантов неоднозначное. Многие композиторы умышленно используют в своих произведениях несогласованное сочетание звуков с целью придать особую остроту своим сочинениям.

Услышать диссонирующие аккорды можно во многих музыкальных композициях. Особенно богаты ими произведения эпохи модернизма и баллады (что это?) современных рок-групп. В числе известных композиторов, применявших принцип диссонанса – Прокофьев, Стравинский, Вагнер.

Диссонансная рифма

В литературе диссонанс – это неточная рифма, в которой совпадают послеударные гласные и не совпадают ударные.

Диссонансная рифма встречается в древнерусской поэзии («Слово о полку Игореве») и народных песнях. Некоторое развитие она получила в творчестве Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Александра Блока.

Данная форма стихосложения не приобрела большой популярности и в современной поэзии встречается довольно редко. Пример диссонансной рифмы: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).

Диссонанс в архитектуре, живописи, дизайне

В изобразительном искусстве и архитектуре диссонанс — это несогласованность элементов художественной композиции по цвету, размеру, масштабности, форме.

Авторы используют такой прием сознательно, чтобы усилить впечатление от увиденного или акцентировать внимание зрителя на отдельных деталях. Принцип диссонанса был очень популярен в архитектуре стиля Барокко. В наши дни он также не утратил актуальности, хотя порой производит неоднозначное впечатление…

В живописи принцип несогласованности получил отдельное развитие. Известно, что Винсент Ван Гог любил применять в своих картинах трагические цветовые диссонансы. Ярким примером такого подхода является его полотно «Ночное кафе».

Создавая этот шедевр, художник использует заостренные угловатые контуры, сокращенные перспективные линии, слишком интенсивные контрастирующие цвета, слишком мрачные тени. Все эти приемы направлены на то, чтобы вызвать у зрителя ощущение тревоги, тоски, одиночества.

Диссонанс очень популярен у современных дизайнеров и модельеров.

В своих декорах и нарядах от кутюр они используют ломаные, рваные формы, несочетаемые материалы. В последние годы этот стилистический прием становится особенно востребованным.

Диссонанс в психологии

Психический дискомфорт, вызванный столкновением противоречивых убеждений, получил в психологии название когнитивный диссонанс. В ситуации когда этот внутренний конфликт не получает своевременного решения, он выходит на внешний уровень и становится причиной разлада в отношениях между людьми.

Диссонанс может проявиться между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной, между индивидом и социумом. Особую остроту он приобретает в случаях, когда человек обладает ярко выраженной индивидуальностью, а его мировоззрение противоречит общепринятым взглядам.

Такой индивид (кто это такой?) вносит ощущение дисгармонии в повседневные ситуации, будоражит сознание окружающих непривычной манерой поведения, громкими заявлениями, нетипичными реакциями на происходящее.

Каждый случай психологического диссонанса требует внимательного подхода. При своевременном разрешении он позволяет не только сохранить отношения, но и вывести их на новый более высокий уровень.

Краткое резюме

Красивое французское слово диссонанс может употребляться в различных контекстах, но практически всегда означает разлад и дисгармонию.

Принцип диссонанса позволяет добиться особой остроты восприятия, акцентировать внимание на наиболее важных моментах, посмотреть непредвзятым взглядом на ставшие уже привычными вещи и явления.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Диссонанс

Диссонанс  в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.
Маяковский рифмовал «слово-слева-слава»; «дула-дола-дело», то есть добивался созвучия как предударных, так и послеударных звуков, что характерно для поэтов XX века. В древнерусской и народной поэзии на созвучие предударных не обращали столь пристальное внимание, рифмуя «комони-оседлани» (в «Слове о полку Игореве») или «беленький-миленький» (в народной песне), тем не менее рифмы нисколько не теряли в своей пре­лести:

Молодка, молодка молоденькая,
Головка, головка победненькая!
Разорительница — сношенька,
Расплетай-косу — свашенька,
Потеряй-красу — подруженька.

В народной поэзии рифма, основанная на диссонансе, обычно вплетена в узор ассонансов, аллитераций и различных комбинаций созвучий, на фоне которых она оттеняется, становится пластично выпуклой. Подобный тип рифмы равноправен с любым другим. Рифма что надо! Только ее во избе­жание терминологической путаницы будем называть не диссонансом, а диссонансной рифмой, оставив термин «диссонанс» звуковому рисунку, соткан­ному из разнозвучных ударных гласных.
В русском языке под ударением различаются шесть гласных: а, о, и, ы, у, э, в то время как слов — несколько сот тысяч. Поэтому в связанном тексте гласные обычно сочетаются друг с другом, чередуясь. Когда в стихах над всеми ударными доминирует какая-то одна гласная, мы ее выделяем на слух как стилистическое средство звуковой выразительности, как ассонанс:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Когда же гласные не повторяются в стихе или в параллельных частях стихотворного текста, то перед нами диссонанс — одно из средств, усиливающих выразительность эмоциональной речи:

Первый карман — с орехами,
Второй карман — со изюмом,
Третий карман — со бобами.

Этот отрывок четко делится на параллельные части. На фоне звуковых повторов одной из них (карман, карман, карман) — другая часть восприни­мается как диссонанс (с орехами, изюмом, бобами).
Если ассонанс как бы притягивает, сплетает словесные образы, то диссонанс, напротив, отделяет их, подчеркивает градацию:

Напоил меня
Русский царь,
Напоил меня тремя пойлами:
Первое пойло — пулечка свинцовая,
Второе — шашка острая,
Третье — пика длинная.

В народной песне «Поп Емеля» по разным саням вместе с различными персонажами рассажены и различные ударные гласные:

Во первых-то санях атаманы сами,
Во вторых-то санях есаулы сами,

А в четвертых санях разбойнички сами,
А в пятых-то санях мошенники сами,
А в шестых-то санях да Гришка с Маринкой,
А в седьмых-то санях сам поп-от Емеля.

Здесь ударные гласные словно становятся «визитной карточкой» персо­нажей. Ее, кажется, недостало попу Емеле. Но так может представиться на первый взгляд. В прозвище главного героя слышен намек на его духовный мир, хотя и без того известно, что поп Емеля не атаман, не есаул, а разбойничек и мошенник. Последняя звуковая связь возникла как выражение смысловых связей. Уподобление попа Емели разбойничкам и мошенникам подчеркнуто звуковой аналогией, которая стала ощутима благодаря дис­сонансу в параллельных местах текста. В свою очередь, сам диссонанс про­ступил столь отчетливо благодаря рассыпанным вокруг звуковым повторам. Такое звуковое построение стиха очень характерно для фольклора. Не зря авторские стихи, где диссонанс вкрапливается в параллельные части текста, веют дыханием народной поэтики. Тематически оправданно звучит по­добный диссонанс в первой строфе стихотворения Марины Цветаевой:

Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать — крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»

Широкой, раздольной песней звучит стихотворение Вел. Хлебникова:

Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут.
Когда умирают люди — поют песни.

Мастерски достигает интонации детской, наивной восторженности И.Анненский в стихотворении «Сухая селедка»:

Видали ль вы белую стену — пустую, пустую, пустую?
Не видели ль лестницы возле — высокой, высокой, высокой?

Лежала там близко селедка — сухая, сухая, сухая…
Пришел туда мастер, а руки — грязненьки, грязненьки, грязненьки.
Принес молоток свой и крюк он — как шило, как шило, как шило…

В стиховой строке диссонанс служит обособлению грамматически однородных понятий:

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья…

Второй стих у Пушкина имел иной вид: «Нескромные пиры, заботы, заблужденья». Думается, что в «заботах» повинен ассонанс: четыре ударных «о» по звуковой инерции вызвали пятое. Понятно, что «заботы» были заменены на «забавы» прежде всего не звука, а смысла ради. Но как в итоге хороша встреча ассонанса с диссонансом!

Другое стихотворение («Юрьеву») Пушкин начинает и завершает диссонансом:

Здорово, рыцари лихие
Любви, свободы и вина!
Здорово, молодость и счастье,

Застольный кубок и бордель.

Диссонанс усиливает выразительность повтора однородных понятий, который и сам по себе является эмоциональным средством. С сильного волнения начинает Бунин стихотворение:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.

В строфе диссонанс выделяется с особой четкостью, если он обрамлен ассонансами соседних стихов, как, например, у Тютчева:

О, как пронзительны и дики,
Как ненавистны для меня
Сей шум, движенье, говор, крики
Младого пламенного дня.

Как гармонично живописует Тютчев разлад своего поэтического духа с тем, что мешает самоуглубленности! Так что вопреки нелестному представлению, связанному со словом «диссонанс», он, как и любое иное средство звуковой организации стиха, служит выразительности поэтической речи.

Другие термины на сайте

Ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи. Однако эстетическим эффек­том ассонанс превосходит аллитерацию. И не то чтобы аллитерация была хуже ассонанса. Просто ассонанс попадается много реже аллитерации, что обусловлено причиной объективной.

Верлибр (Его история и природа)

Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно.

Метафора l в широком понимании — любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение со­вести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной об­разности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.

Обновлено ( 30.08.2017 21:04 )
Просмотров: 40862

Примеры и определение диссонанса

Определение диссонанса

Диссонанс — это использование невежливых, резко звучащих и необычных слов в поэзии. Другими словами, это преднамеренное использование негармоничных слов, фраз или слогов, предназначенное для создания резких звуковых эффектов. Диссонанс противоположен ассонансу и похож на какофонию, которая также представляет собой использование негармоничных звуков. Это неприятное сочетание согласных и гласных создает неловкий звук, который делает чтение неудобным и добавляет эмоциональной глубины ситуации или моменту.

Использование диссонанса в повседневной жизни и музыке

Диссонансы также встречаются в повседневной жизни. Например, звук плачущего ребенка и кричащего человека являются диссонирующими звуками. Эти звуки раздражают и тревожат слушателей. В музыке диссонанс может заставить слушателей чувствовать себя некомфортно; однако это помогает создать ощущение напряжения в музыкальных композициях.

Примеры диссонанса в литературе

Пример №1:

 Монолог испанского монастыря (Роберт Браунинг)

«Гр-р-р-вот, отвращение моего сердца!
Полейте ваши проклятые цветочные горшки!
Если бы людей убивала ненависть, Брат Лоуренс,
Божья кровь не убила бы тебя!
Что? ваш миртовый куст хочет подстричься?
О, у этой розы есть прежние претензии –
‘Св, там Вечерня! Plena gratia
Ave, Дева! Г-р-р-вы свиньи!

Браунинг привлекает внимание своих читателей, начиная и заканчивая вышеприведенное стихотворение словом «Гр-р-р». В то время как в остальной части строфы он использовал диссонанс.

Пример № 2:

Веселье орлов (Уолт Уитмен)

«Сцепление сцепленных когтей, живое, свирепое, вращающееся колесо,
Четыре бьющихся крыла, два клюва, вращающаяся масса, тесная борьба,
В кувыркающихся поворотах группируются петли, падающие прямо вниз».

Уитмен использовал диссонанс, описывая орлов. Он объединил ассонанс и односложные и двусложные слова, чтобы создать диссонанс.

Пример №3:

Ветер (от Теда Хьюза)

«В полдень я поднялся вдоль дома до
Дверь угольного склада. Один раз взглянул вверх –
Сквозь сильный ветер, который вдавил мне глаза
Палатка холмов забарабанила и натянула растяжки…
Ветер отшвырнул сороку, а черная-
Задняя чайка гнулась, как железный прут медленно. ”

Обратите внимание, насколько различны гласные звуки в следующих строках, что они кажутся противоречащими друг другу. Эти резкие звуки создают тревожный эффект, который привлекает наше внимание.

Пример № 4:

Воскресное утро (от Уоллеса Стивенса)

«Самоуспокоенность пеньюара и поздний ужин»
Кофе и апельсины в солнечном кресле,
И зеленая свобода какаду
Святая тишина древних жертвоприношений.

Это очень хороший пример диссонанса, когда резкие слова прерывают плавный и ритмичный поток слов и, следовательно, создают тревожный и резкий эффект.

Пример №5:

Макбет (Уильям Шекспир)

«Из всех людей я избегал тебя.
Но вернись. Моя душа уже слишком заряжена твоей кровью.

В приведенных выше строках Шекспир использовал пустой стих и варианты гласных для создания неприятных эффектов.

Пример #6:

Carrion Comfort (Джерард Мэнли Хопкинс)

«Не раскручивать — они могут быть слабыми — эти последние нити человека
Может ли что-то, надеяться, желать, чтобы настал день, не выбирать не быть.
Сканирование…
С мрачными пожирающими глазами мои израненные кости?»

Хопкинс использовал аллитерацию с высоким ударением слогов и диссонанс, которые отражают внутреннее смятение говорящего, шум и неудобные ситуации.

Пример №7:

Принцесса Ида (Гилберт и Салливан)

«Женщины из Адаманта, прекрасные неофиты —
Кто жаждет таких наставлений, как мы даем,
Прислушайтесь, пока я раскрою притчу.
Слон сильнее человека,
Но человек покоряет его. Почему? слон
Везде слоновья, но здесь (постукивая себя по лбу)…»

В этих строках используется резкий разговорный стиль. Кроме того, использование диссонанса делает его стиль более резким, вызывая у читателей шок и удивление.

Функция

Использование негармоничных звуков создает неприятные эффекты и привлекает внимание читателей, создавая интересные вариации. Его можно найти в поэзии, пьесах, рекламе, музыке и повседневной жизни. Его цель — изобразить какой-то дискомфорт, заставив читателей или зрителей испытать шок и удивление. Это помогает описать ситуации, которые являются эмоционально бурными и бурными. Однако иногда поэты используют диссонанс и для создания юмористических эффектов. Они часто используют эти звуки неожиданным образом, чтобы обнаружить ограничения языка.

сообщите об этом объявлении

Диссонанс — определение и примеры

В поэзии диссонанс представляет собой нарушение ритма стиха. Любая гармония, которая могла бы быть в стихотворении, нарушена. Это может быть конец рифмованной схемы или целенаправленное сочетание твердых согласных звуков, которые прерывают ощущение строки.

Произношение диссонанса: дих-со-нахнс

Исследуйте диссонанс

  • 1 Определение диссонанса 
  • 2 Способы создания диссонанса
  • 3 Примеры в литературе
  • 4 Диссонанс, ассонанс и благозвучие
  • 5 Почему писатели используют диссонанс?
  • 6 Связанные литературные термины
  • 7 Другие ресурсы