Разное

Детишки куклы: Куклы дети известных мастеров / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Содержание

Семейные обережные куклы на Руси

Обережные куклы стали важной частью русской культуры еще в языческие времена. Считалось, что они помогают в переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, а всю семью — от сглаза, ссор и завистников. Кукол создавали только женщины, и по особым правилам: лоскуты брали от ношеной одежды, ножницы и иголки не использовали, лиц куклам не рисовали — чтобы не вселился злой дух. О том, какие обереги хранили домашний очаг наших предков, — в материале портала «Культура.РФ».

Свадебные обереги

Оберег «Неразлучники». Фотография: Pinterest.com

Оберег «Пеленашка». Фотография: on-woman.com

Оберег «Десятиручка». Фотография: Mfina.ru

Неразлучники на общей «руке» — обычно ее роль исполняла веточка — считались главным свадебным оберегом. Туловище невесты сворачивали из белого лоскутка, а юбку — из красной ткани. Ниткой намечали шею, повязывали платок и яркий передник. Жениха одевали в штаны, сапоги и красную рубаху. Красный цвет в одежде неразлучников служил пожеланием богатства, здоровья и счастья. После венчания их вешали под дугу упряжки, которая везла молодых домой, а потом помещали на видное место в комнате.

Свадебный каравай или пирог украшала «Роща» (иначе — «Мировое древо»). Основой парного оберега служила рогулька: на левой ее части помещали фигурку невесты, на правой — жениха. Общий «ствол» обозначал слияние двух родов в один.

Нередко невесте дарили на свадьбу пеленашку — куколку-младенца в пеленках. Создавала ее мать невесты или другая старшая родственница, но обязательно та, у которой уже есть дети: с оберегом она как бы передавала девушке свою материнскую силу. Пеленашку бережно хранили, а после рождения ребенка она переезжала в колыбель — для защиты младенца от злых духов и порчи.

Также дарили на свадьбу и десятиручку. Благодаря ей молодая жена должна была быстрее и легче справляться с домашними делами. Туловище десятиручки сворачивали из лыка, пеньки или соломы, ниткой намечали пять пар рук, а затем одевали «помощницу» в юбку и фартук из ярких лоскутков.

Кукла «Материнское благословение» состояла из трех фигурок: большой — матери — и двух маленьких, которые крепились к ее переднику и обозначали жениха с невестой. На свадьбе мать отрывала маленьких куколок от передника и дарила молодым вместе со своим благословением, а большую куклу оставляла себе. Этот обряд олицетворял уход девушки в новую семью.

Обережные куклы для беременных

Оберег «Неразлучники с мартинчиками». Фотография: pelagea-kukla.ru

Оберег «Пеленашка». Фотография: sueveriya.ru

Оберег «Неразлучники с мартинчиками». Фотография: rukukla.ru

Во время беременности женщина считалась особенно восприимчивой к дурному глазу, поэтому до самого рождения малыша она хранила сразу несколько оберегов.

Роженицу будущей матери дарили старшие родственницы. Под ее передник помещали «футляр» с пеленашкой, а саму куклу непременно мастерили с пышными формами, чтобы у мамы было много молока после рождения младенца. Если вдруг пеленашку не подарили на свадьбу, за пару недель до родов будущая мать изготавливала ее сама. А после — клала в колыбель, чтобы детская кроватка не пустовала до родов. После рождения ребенка пеленашка становилась его первой игрушкой.

Читайте также:

С появлением детей переделывали неразлучников: на их общую «руку» навешивали мартинчики — маленькие тряпичные фигурки мальчиков и девочек.

Оберег и игрушка: куклы для детей

Оберег «Кувадка». Фотография: freya-ekb.ru

Оберег «Ведучка». Фотография: rebenoksite.ru

Оберег «Бессонница». Фотография: handsforyou.ru

Дети, как и беременные женщины, считались наиболее уязвимыми, поэтому для них тоже делали «защитников». И только с этими куклами-оберегами разрешалось играть.

Первыми оберегами новорожденного становились пеленашка и кувадка. Кувадку создавали из цветастой ткани — и тоже перед рождением малыша. Считалось, что во время родов цветастая куколка отвлекает злых духов от матери и младенца. Сначала кувадок сжигали, когда ребенок появлялся на свет, а позже стали вешать над колыбелью как оберег от дурного глаза и болезней. Иногда мастерили не одну куколку, а нескольких, но количество их по традиции всегда было нечетным.

Для беспокойного ребенка мать или нянька на скорую руку скручивала куклу-бессонницу: из одного лоскутка или платка сворачивала голову и руки, из другого — платье. Считалось, что оберег помогает убаюкать малыша, и на время сна его клали в колыбель.

Еще одна детская берегиня — ведучка — изображала женщину и ребенка, которые держатся за руки. Такая кукла олицетворяла мать, бабушку, няньку или старшую сестру, которые ведут ребенка по жизни, направляют его на нужный путь и не дают совершать ошибки.

Берегини семейного очага

Оберег «Столбушка». Фотография: rukukla.ru

Оберег «Филипповка». Фотография: kuklastadt.ru

Оберег «Крупеничка». Фотография: podelki-doma.ru

Обережные куклы создавались и для повседневной жизни. Для защиты от разных невзгод, для изобилия и достатка в доме всегда хранили особых берегинь.

У входа в дом устанавливали столбушку с туловищем-столбиком. Считалось, что она не только отводит от семьи беду, но и отваживает незваных гостей, сплетников и завистников. Чтобы на все хватало сил и внимания, хозяйка создавала филипповку. Она отчасти напоминала десятиручку, но рук у нее было шесть, а голову покрывал платок, как у замужней. Иногда к одной из рук филипповки привязывали мешочек с монеткой. Считалось также, что эта кукла защищает невестку от придирок свекрови.

Зерновушка, или крупеничка, должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. Внутрь нее прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы.

Оберег «Метлушка». Фотография: lady-master.ru

Оберег «Благополучница». Фотография: grimuar.ru

Оберег «Перевертыш». Фотография: rukukla.ru

За достаток в семье отвечала и другая куколка — крошечная хозяюшка-благополучница. Ее также называли домовушкой: на Руси верили, что она помогает договориться с домовым. Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку. Такой оберег часто дарили друзьям и родственникам.

Кукла-перевертыш «День и ночь» означала смену времени суток. Она состояла из двух половинок — темной и светлой. Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером — темной. Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах, а ночная — обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам.

Если хозяйка замечала, что в доме стало неладно: часто болеют дети, родные ссорятся — она проводила особый обряд и делала куклу-метлушку. Для этого маленький соломенный веник наряжали в рубашку, юбку и пестрый платок из лоскутов. Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза.

Автор: Ирина Кирилина

в Дагестане женщине, выдавшей кукол за детей, может грозить обвинение в мошенничестве — РТ на русском

История с куклами, обнаруженными якобы вместо детских тел на похоронах в Дагестане, оказалась фейком. По данным следователей, Лаура Даудова симулировала беременность и роды и соврала, что дети умерли в перинатальном центре. Как призналась сама женщина, на этот шаг она пошла, чтобы не огорчать мужа, который давно хотел детей. Теперь ей может грозить обвинение в мошенничестве.

Шокирующее видео, где безутешный мужчина на похоронах двух своих новорождённых сыновей обнаруживает, что вместо тел в погребальное покрывало завёрнуты куклы, облетело соцсети 10 февраля.

На кадрах видно, что у одного из пупсов размером с настоящего ребёнка внутри какой-то яркий наполнитель. Присутствующие на церемонии мужчины предполагают, что раз в покрывале игрушки, то настоящие дети могут быть живы.

Ролик был снят на кладбище в селе Тамазатюбе Бабаюртовского района Дагестана. На видео запечатлён местный житель Дауд Даудов. 

История сразу же приобрела широкий общественный резонанс: СК и МВД начали проверки, а Владимир Владимиров — губернатор Ставропольского края, где, по информации семьи Даудовых, прошли роды, взял ситуацию под личный контроль. При этом глава региона, отметил, что роженица по фамилии Даудова не была зарегистрирована ни в одном медучреждении Ставрополья. 

На следующий день выяснилось, что жена Дауда Лаура не была беременна и никогда не рожала.

В разговоре с полицейскими, который был опубликован на официальной странице ГУ МВД Дагестана в Instagram, женщина призналась, что сочинила историю о своей беременности, родах и смерти новорождённых. По её словам, они с мужем давно и сильно хотели детей. В июне прошлого года долгожданное событие, казалось бы, произошло: тест-полоски показали положительный результат, физические признаки будущего прибавления в семействе тоже были налицо. Но когда на сроке 3,5 месяца, по словам Лауры, она пришла на УЗИ, выяснилось, что плода нет, и анализ крови на ХГЧ-гормон также был отрицательным.

«Я просто не смогла сказать супругу об этом. Жила надеждой и сама поверила, что действительно беременна, — рассказывает полицейским Лаура. — Мы мечтали о двойне. Когда я сказала мужу о том, что у нас будут дети, в день его рождения, он так обрадовался! Я не хотела его огорчать. И всё откладывала момент, чтобы сказать правду».

Тем временем, по словам женщины, внешне всё выглядело так, будто беременность протекает нормально: живот рос, как полагается при двойне, и Дауд все девять месяцев разговаривал с будущими наследниками.

«У меня не было какого-то чёткого плана, — говорит Лаура. — Время от времени я чувствовала, что у меня растёт живот, вплоть до 40-й недели он был очень большой. Начала чувствовать шевеление, это видел и мой супруг, и все родственники. Не знаю, что это было, может, моё воображение, но я надеялась, что всё-таки беременна, что ребёнок действительно есть».

В августе 2020 года Лаура и Дауд переехали в Ставрополь, к брату женщины и его семье. Там Даудова постепенно начала готовиться к «родам», покупать детские вещи и мебель: «Мне сложно это объяснить. С одной стороны — я осознавала, что не беременна, с другой стороны — не могла себя остановить и перестать притворяться беременной».

Когда она зашла в магазин, чтобы заказать кроватку, то увидела, что там продаются куклы-пупсы.

«Включала ролики с плачем»

В начале февраля Лаура сказала родственникам, что настала предполагаемая дата родов и ей пора отправляться в перинатальный центр. 2 февраля она одна поехала «рожать». Лаура уговорила родственников не провожать её, сославшись на больничные ограничения по коронавирусу.

В перинатальный центр женщина так и не зашла. Сидя на лавочке перед зданием, она нашла объявление о сдаче квартиры посуточно и договорилась арендовать помещение: сначала на три дня, потом продлила срок до недели.

«Я сказала маме, что родила 3 февраля. А сама сидела в квартире и смотрела видеоролики про детишек: как они плачут, как их пеленают, кормят, — говорит Даудова. — Нашла скриншоты младенцев, отправила мужу, матери, свекрови. Но «выписка» близилась, и тут я вспомнила про пупсов».

Когда Лаура купила кукол, они показались ей слишком лёгкими, поэтому она приобрела песок для детских поделок и положила внутрь игрушек: «У пупсов шейки не как у настоящих детей, я подвязала, чтобы ровно головки лежали, как у ребёнка. Одела их в купленные вещи, запеленала, ходила с ними эти дни, нянчилась. Чтобы появился «детский» запах, купила кашку, развела её, вымочила в ней одежду. Включала ролики с детским плачем, представляла, что это их голос. Давала слушать мужу по телефону, как сюсюкаюсь с ними».

Женщина говорит, что решила соврать о смерти детей, чтобы предыдущий обман не раскрылся: «Это клубок лжи, но я сама эту ложь проживала, будто это правда. Когда я их завернула в саван, у меня было ощущение, что это мои дети умерли. Внутри я понимала, что это куклы, но у меня душа болела, как будто я с родными детьми прощаюсь».

Мужу Лаура сказала, что дети умерли в ночь с 8 на 9 февраля якобы от аневризмы сосудов головного мозга. А поскольку семья Даудовых — мусульмане, вскрытие не проводили. Кроме того, детей надо было похоронить как можно раньше.

«Когда она в роддоме спустилась вниз, там были мужчины, которые пришли омывать женщину, они же предложили омыть и помолиться за умерших младенцев, — пересказывает Дауд слова жены следователям. — Я тогда был в такой панике, что даже не задумался, а как это мужчины могут омывать женщину».

Лаура, с её слов, написала отказ от дальнейшей госпитализации и с двумя куклами (как полагал Дауд — она не знала, что младенцев подменили при омовении) приехала домой. Там она упросила родных не открывать лица «младенцев».

«Звоню жене — плачет, говорит: «Мы детей потеряли». Я приезжаю, они там лежат закутанные, и с тех пор я от них не отходил», — продолжает Дауд. 

«Мне очень стыдно перед всеми»

Даудовы с родственниками поехали хоронить «детей» в родовое село в Дагестане. «Стоим у могилы, и мой двоюродный брат говорит: они же люди, надо им лицо по-человечески открыть. Я открываю — у первого глаз нету. У второго то же самое. Я замечаю, что хомутик прикручен к голове и понимаю, что это куклы. Они в памперсах были, как настоящие. А внутри — песок для лепки, с водой, чтобы вес был».

  • © МВД по Республике Дагестан

Дауд Даудов написал заявление в полицию, поскольку был в полной уверенности, что сыновья действительно родились, но их каким-то образом подменили на кукол. Однако проведённые проверки выявили, что женщина не поступала ни в один роддом или центр региона.

«Мы проверили все базы — такая женщина к нам не поступала. К слову, ставропольские роддома оборудованы камерами наблюдения — проконтролировать можно и по их записям. В нашем перинатальном центре работают с самыми тяжёлыми патологиями при беременности. И мертворождений, случаев гибели младенцев тут не было очень давно. А двойных, насколько мне известно, никогда. К тому же в случае смерти тело родственникам передается не медучреждением, а патологоанатомической службой — после соответствующего исследования», — сообщил глава Ставропольского края на своей странице в Instagram.

«В пабликах распространяется шокирующая информация о том, что в Дагестане при похоронной церемонии вместо тел младенцев были обнаружены куклы. Эта информация не подтвердилась. Министерство здравоохранения Ставропольского края оперативно проверило данные пациентки, которые сообщаются в соцсетях. Такая не поступала ни в один перинатальный центр Ставрополя (их два) и ни в какое-либо другое медучреждение родовспоможения Ставрополья — ни в текущем, ни в прошлом году», — добавили в пресс-служба регионального Минздрава.

Лаура Даудова также прошла медицинское освидетельствование, которое показало, что она не была беременна и не рожала, уточнили в СК по Ставропольскому краю.

Как сообщили RT в пресс-службе МВД Дагестана, проблем с законом у семьи не выявлено. «Ставропольские следователи начали проверку, потому что женщина винила во всём местный перинатальный центр, где она якобы рожала и потеряла детей. Предварительно ей могут предъявить обвинение в мошенничестве, но точные выводы будут сделаны только после всех процедур», — резюмировали в ведомстве. Ей также предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу.

«Мне очень стыдно перед всеми. Я ввела в заблуждение всех своих родственников и своего супруга, о чём очень сожалею», — говорит Лаура.

Между тем её муж сказал, что понимает страх супруги его обидеть, и добавил, что не злится, не огорчается и не таит никаких обид.

Ложная беременность

По словам клинического и перинатального психолога благотворительного фонда «Свет в руках» Елизаветы Сухановой, существует такое явление как «ложная беременность». Она встречается примерно в шести случаях на 22 тыс. В этой ситуации женщина достаточно продолжительное время может чувствовать все обычные признаки беременности: прекращаются менструации, может быть токсикоз, живот увеличивается в объёмах, и даже тесты на беременность могут быть положительными.

«Обычно это явление наблюдается у женщин мнительных или даже с психическими расстройствами, — пояснила психолог RT. — Важно понимать, что женщина не симулирует, она действительно верит в наличие беременности. Причины возникновения ложной беременности недостаточно изучены. Часто ложная беременность возникает у женщин, страстно желающих стать мамой, однако бывает и наоборот — у женщин, панически боящихся забеременеть».

Ситуация с Лаурой Даудовой, считает Суханова, несколько иная, поскольку она знала, что беременности нет, но продолжала не только говорить, но и верить в то, что ждёт малыша. Что именно повлияло на её поступки, можно только догадываться, отмечает психолог. Это мог быть и личный опыт неудачных попыток зачать, и реакция мужа, и родственников. «Нам может быть очень больно или даже страшно разочаровать наших близких, чувство вины застилает глаза — и просто нет сил сказать, что детей не будет», — рассуждает она.

По мнению Елизаветы Сухановой, в помощи специалистов нуждается не только сама Лаура, но и её семья. Для близких, считает психолог, очень важно сейчас не обвинять женщину, постараться поддержать её, создать безопасное пространство и посильно оградить от внимания знакомых и прессы.

«Как бы ни было странно или даже дико всё произошедшее для родственников, в словах Лауры мы ясно слышим: она сама в это верила. Наличие ощущений шевеления плода — частое проявление отрицания, когда женщина так и не смогла смириться с тем, что ребёнка нет или он умер, — говорит Суханова. — Мы говорим не о злом умысле и обмане, а о большой материнской трагедии. Лаура действительно нуждается в сочувствии, она потеряла своих близнецов и оплакала их».

Психолог также объяснила на первый взгляд странное поведение Даудовой, когда она нянчила кукол в квартире. «Это признаки отрицания. Есть даже такой феномен «пустых рук»: мамы, потерявшие ребёнка, неосознанно берут в руки что-то, подобное ребёнку по весу и размеру (подушку, игрушку). Как будто им в руках чего-то не хватает, ведь там должен был быть младенец, а его нет», — рассказала она в беседе с RT.

Что касается других семей, которые могут оказаться в похожей ситуации, психолог рекомендует не винить — прямо или косвенно — женщин, которые не могут забеременеть: «Такая политика никак не способствует беременности, но может повлечь за собой настолько обширное желание «порадовать» родных, что наступит ложная беременность. Упрёки и угрозы ещё никого не делали беременной, в то время как любовь и поддержка могут способствовать благоприятному психологическому климату в семье, в котором беременность наступит легче».

от обряда до игры» проходит в Балашихинском музее

21 дек. 2020 г., 13:51

В предновогодние дни Балашихинский историко-краеведческий музей представил уникальную выставку кукол. Более 120 экспонатов из коллекции известного московского искусствоведа и антиквара Марины Политовой знакомят балашихинцев с историей куклы. И это только часть собрания, насчитывающего 800 кукол, самая старая из которых датируется 1830 годом.

Марина Политова привозит в Балашиху свою коллекцию кукол и игрушек уже в третий раз. И неизменно выставки пользуются огромным интересом.

Жемчужиной коллекции Марины Политовой являются куклы второй половины XIX – первой трети ХХ века. Их создавали из фарфора, который был очень дорогим материалом. Среди фарфоровых кукол – роскошные дамы, забавные детишки, добрые старики. Сохранились они по большей части за рубежом, что является следствием отъезда их владельцев из России в связи с известными историческими и политическими событиями.

– Сегодня некоторые из этих кукол возвращаются на родину их, пусть не производства, но жизни, – оценила этот процесс Марина Политова.

КОММЕНТАРИЙ

Маргарита ШВЕДЧЕНКО, директор Балашихинского историко-краеведческого музея:

 

– Эта выставка отличается тем, что на ней представлены в основном малотиражные куклы. Коллекция малотиражных кукол интересна тем, что некоторые из них выпускались, например, тиражом 500 штук, а осталась всего одна. Есть куклы авторские и куклы в стиле текстильной скульптуры – Чарли Чаплин и Фаина Раневская. Также есть куклы, которые в тридцатые годы прошлого столетия украшали витрины парижских магазинов.

Длина самой маленькой куклы на выставке всего 2 сантиметра. А вот Чарли Чаплин – кукольный гигант, его высота 165 см. Любопытно, что куклы Раневской и Чаплина созданы из женского чулка. Есть среди уникальных экспонатов и фарфоровая кукла ростом 110 см. Таких в мире существует всего 12 штук.

– Задача этой выставки – проследить историю развития куклы от конца XIX века до современности, – уточнила Марина Политова. – Здесь представлены куклы антикварные, рассказывающие о том, с чего начиналась кукла как массовая игрушка. Есть куклы советского периода. Что касается малотиражных кукол, то это иной тип, не игровой, а коллекционный. Такая кукла создана для созерцания. Также на выставке представлены образцы авторской, художественной куклы. Хотя и мало, но в экспозиции затронута тема театральной куклы. Таких кукол немного. У меня в коллекции, например, порядка пяти всего лишь.

Выставка «Кукла: от обряда до игры» вызвала большой интерес, поэтому она продлена до 15 января.

– Посетили выставку с детьми. Очень понравилось. Экскурсовод интересно рассказал об истории происхождения куклы, – поделилась семья Гуровых.

МНЕНИЕ

Елизавета РУСИНА и Алина КУЛЫВАНОВА, студентки МГОУ:

 

– Огромная благодарность организаторам выставки за очень увлекательную экскурсию, во время которой нас познакомили с культурой коллекционных кукол.

 

– Мы решили продлить выставку на время новогодних каникул. Запись на экскурсии производится по телефону. Принимаем группы не более 5 человек. Время сеансов – в 11:00, 13:00, 15:00, 17:00 – рекомендовано Роспотребнадзором. Это позволяет при проведении экскурсий разводить потоки посетителей, – сообщила Маргарита Шведченко. – Возобновляется и работа постоянной экспозиции. В честь наступающего Нового года до 8 января приглашаем посетить постоянную экспозицию музея бесплатно.

В праздничные дни музей будет работать с 10:00 до 16:00. 2 и 7 января – нерабочие дни. Начиная с 9 января музей продолжит работу по обычному графику. Всю информацию о работе музея можно узнать на сайте http://ikmb.ru.

СПРАВОЧНО:

Записаться на экскурсию: 8 (495) 529-02-13, 8 (926) 087-02-13.

Адрес: г. Балашиха, проспект Ленина, д. 53

Как добраться:

  • от м. «Новогиреево» автобус № 110, 1176 до ост. «Улица Терешковой»;
  • от МФЦ автобус №110, 22, 337 до ост. «Улица Терешковой» или автобус №20, 338 до ост. «РГАЗУ»;
  • от ст. «Салтыковка» маршрутным такси № 4 до ост. «Улица Терешковой».

Анатолий СЕРГЕЕВ

Источник: http://inbalashikha.ru/novosti/kultpohod/vystavka-kukla-ot-obryada-do-igry-prohodit-v-balashihinskom-muzee

Три куклы

Составители пособия: Ирит Абрамская (Irit Abramski), Ноа Сигал (Noa Sigal)
Пpoдoлжитeльнocть: от 1 до 3 уроков (в зависимости от возможностей учителя)

Три куклы: «Колетт», «Джерта» и «Зузя»

Предисловие для учителя

а) Дети и Холокост
Судьба детей в годы Холокоста – одна из самых тяжелых и кровоточащих страниц истории. В огне Холокоста погибло полтора миллиона еврейских детей, так как с точки зрения нацистской идеологии весь еврейский народ подлежал тотальному уничтожению. Нацисты утверждали, что именно расовая теория является двигателем истории. Согласно этой теории все человечство делилось на расы: высшие – как, например, немцы, и низшие, к которым относились, в частности, поляки, литовцы, русские и украинцы. Евреев вообще не относили к роду человеческому, и поэтому они должны были исчезнуть с лица Земли. Лишь некоторые из них, наиболее работоспособные могли временно оставаться в живых до тех пор, пока существовала нужда в бесплатной рабочей силе. Так как дети являлись «непродуктивной» частью населения, их депортировали в лагеря смерти в первую очередь, и они становились первыми жертвами планомерного уничтожения еврейского народа. Отправка детей в лагеря смерти («детские акции»), когда детей в буквальном смысле слова вырывали из рук родителей, оставила наиболее тяжелый след в воспоминаниях очевидцев.

б) Изменение роли ребенка в семье
Для того, чтобы правильно преподнести тему, мы должны подвести учеников к пониманию того, насколько изменилось положение ребенка в семье. В этот период были подорваны сами основы еврейской жизни, разрушены все рамки и общественные структуры, которые ее поддерживали, и в первую очередь это коснулось еврейской семьи. Если в нормальных условиях ребенок должен был быть наиболее слабым и зависимым членом семьи, нуждающимся в защите взрослых, то теперь мы видим, как во многих случаях дети и взрослые меняются местами – на детские плечи ложится бремя обеспечения семьи, детям приходится поддерживать и утешать взрослых, на детей обрушиваются совсем недетские страхи и тревоги

Эта ситуация ставила даже перед маленькими детьми вопросы, которые ребенок не станет задавать в нормальных условиях:

  • Кто теперь будет обеспечивать семью?
  • Как можно обеспечить семью в условиях всеобщей нужды и голода?
  • Можно ли украсть, чтобы прокормить семью?
  • Что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» в этих условиях?
  • Как можно продолжать жить в тени смерти?

Бремя ответственности, которое они были вынуждены взвалить на себя, недетские впечатления, которые на них обрушились – самыми тяжелыми из них были исчезновение и смерть близких – привели к утрате детской наивности и непосредственности и к преждевременному взрослению.

Тем не менее, зачастую воспоминания о жизни в период Холокоста становились для многих из оставшихся в живых детей последним ностальгическим воспоминанием детства, последней памятью о ласковых маминых руках и о надежных плечах отца; потому что именно в этот период прошли их последние дни в лоне семьи – после депортаций в лагеря и на расстрел семьи насильственно разлучались, чтобы больше никогда не встретиться.

в) Роль детских игр и игрушек в период Холокоста
При всем ужасе существования в годы Холокоста парадоксальным образом мы нередко обнаруживаем, что именно у детей в этот период находятся силы противостоять действительности – силы, которых не всегда оказывалось достаточно у взрослых. Источник этой стойкости заключался именно в том, чего недоставало взрослому человеку – в живом детском воображении, в сохранившемся желании играть, в способности отключиться от чудовищной действительности и погрузиться в мечты. Даже в самых невероятных условиях дети продолжали играть, искать и придумывать себе игрушки, продолжали несмотря ни на что оставаться детьми. Способность через игру и фантазию преображать действительность помогала детям не только выстоять физически, но и сохранить душевное равновесие, остаться нормальными в ненормальных условиях.

г) Педагогический подход и дидактические приемы
Данное пособие является попыткой осмыслить и понять противоречивость мира детства периода Холокоста – мира, который существует как бы между разными полюсами – между надеждой и отчаянием, между мечтой и действительностью, между преждевременным взрослением и сохранившейся наивностью детства. Вся эта противоречивость проявляется еще более отчетливо на фоне постоянно нависающей над ребенком смертельной угрозы, ежедневной и ежечасной борьбы за элементарное выживание. 
Понимая всю сложность восприятия данной темы нашими юными учениками, автор сознательно выбрала для рассмотрения ситуации доступные пониманию, а главное, сопереживанию со стороны любого ребенка. Сопереживание это станет возможным только в том случае, если Холокост преподается не как отвлеченное историческое событие, а как судьба конкретного ребенка – ровесника наших учеников. Важно также то, что все предлагаемые здесь истории – истории спасшихся детей, это истории со «счастливым концом», которого всегда так ждут юные читатели.

В качестве дидактического приема автор использует рассказы об играх и игрушках. Вряд ли найдется на свете ребенок, у которого не было бы любимой игры или игрушки, чего-то, что всегда занимает особое место в памяти детства.

Детям предстоит познакомиться с рассказами о трех куклах, принадлежавших трем еврейским девочкам (из Польши, из Венгрии и из Франции). Этот выбор позволяет сравнить события Холокоста в трех разных странах и тем самым дает нам возможность познакомить детей с географическим пространством Холокоста на карте Европы. Три девочки, три куклы, три судьбы.
Для каждой из девочек кукла была не просто игрушкой — ей отводилась своя особая роль, в зависимости от душевного состояния маленькой хозяйки и от обстоятельств, которые складывались по-разному в разных странах. Задача учителя – пробудить естественное детское любопытсво, чтобы они смогли самостоятельно разгадать индивидуальный «секрет» каждой куклы.

д) Этическая задача пособия
В годы Холокоста евреям было отказано в элементарном праве на человеческое существование – в праве свободно передвигаться, зарабатывать себе на жизнь, учить, воспитывать и даже рожать детей. Это было время, когда подвергались сомнению такие основные человеческие ценности, как семья, любовь к ближнему, дружба и взаимовыручка.
Пособие, в частности, призвано помочь современному ребенку научиться ценить такие простые, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи, как дом, семья, школа и общество сверстников – все чего были насильственно лишены их ровесники в годы Холокоста. В рассматриваемых случаях именно куклы так или иначе восполняют эту непереносимую для ребенка утрату.

Работу с пособием предлагается разделить на несколько этапов:

  • а) Вступление. После наводящих вопросов ребятам предлагаются «портреты» всех трех кукол, сопровождаемые кратким представлением кукол и их хозяек.
  • б) Подробный рассказ о судьбе каждой куклы. Важно отметить, что последовательность рассказов выбрана не случайно, а по принципу «от простого к сложному».
  • в) Заключительная часть.

 

А. Вступление

I. Представление темы через наводящие вопросы:

  1. Что такое Катастрофа (Холокост, Шоа)? (Воспользуйтесь этим вопросом, чтобы выделить тему Катастрофы европейского еврейства в теме Великой Отечественной войны)
  2. Какого цвета была Катастрофа? (Обычные ответы – черного, серого красного)
  3. В какое время года это происходило? (Обычный ответ – осень или зима)
  4. Где произошла Катастрофа? (Обычный ответ – в Польше или в Германии)

Попробуем разрушить сложившиеся стереотипы. Катастрофа длилась шесть лет, во время которых постоянно менялись времена года. Катастрофа была многоцветной. Катастрофа прокатилась по всей Европе, в разных концах которой живут три наши маленькие героини.

II. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации: три фотографии к каждому рассказу – «портрет» куклы, портрет девочки, портрет хозяйки куклы в наши дни.

III. Представляем детям трех еврейских девочек девочек и их кукол, как жительниц трех разных стран. В каждом случае кукла как бы «очеловечивается», у нее, как и у ребенка, есть имя и к ней относятся, как к члену семьи.

Клодин Шварц-Родель         – кукла Колетт (Франция)
Эва Модвал-Хаймович          – кукла Джерта (Венгрия)
Яэль (Зося) Зайчик-Рознер – кукла Зузя     (Польша)

IV. Постепенно выясняем, что у каждой куклы, кроме того, что она была любимой игрушкой, была еще одна дополнительная роль.

Колетт  – семейный сейф 
Джерта – единственная подруга
Зузя – дочка в постоянной игре в «дочки-матери», которую Зося разыгрывает сама для себя

Клодин в детстве

Клодин с куклой Колетт в наши дни

Б. Истории трех кукол

I. «Колетт»

a) Кем была Колетт, и как она выглядела?
Колетт была лучшей подругой маленькой Клодин, которая родилась в обеспеченной семье парижских евреев и была их единственной дочерью. Клодин получила куклу в подарок в самый канун войны, когда ей едва исполнилось 4 года и сразу же крепко к ней привязалась. Она «брала ее с собой всюду, куда бы ни шла: в гости к бабушке или к кузине», «рассказывала ей все-все и даже жаловалась на все свои детские обиды». 
Колетт была большой модницей – в 1943 году, когда самой Клодин исполнилось уже 7 лет, ее мама смастерила для куклы замечательное платье, распоров для этого свою роскошную довоенную ночную сорочку из натурального шелка. Весь наряд был сшит вручную и украшен разноцветными цветными лентами – наподобие ярких фольклорных костюмов – в этой семье очень любили народные танцы. Платье дополняла розовая кружевная сорочка и такие же чулочки, а обута Колетт была в туфельки из натуральной кожи. Кукла была настоящей красавицей – ее большие глаза с длинными ресницами сами закрывались, а когда ее наклоняли, она говорила: «Ма-ма». Имя для куклы выбрала сама маленькая хозяйка, назвав ее именем своей лучшей подруги.

б) Клодин и ее кукла в период Холокоста.
Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Шварц решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем – сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель. 
Кому могла маленькая Клодин поведать о всех своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя – Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни, и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. 
«Мне было очень важно то, что Колетт все время оставалась со мной, — рассказывала впоследствии Клодин, — потому что я все время с ней разговаривала, поверяла ей все свои горести. Не помню точно, что и как я ей рассказывала, но для меня именно она была тем существом, которое меня поддерживало в трудную минуту».

Вопросы:

  1. Почему Клодин сменила кукле имя?
  2. Почему так важно человеку оставаться самим собой?
  3. Как вы понимаете последнюю фразу: «Не помню точно, что и как я ей рассказывала, но для меня именно она была тем существом, которое меня поддерживало в трудную минуту»?

в) Дополнительная роль, которую играла кукла в этой истории
Одно из самых тяжелых впечатлений, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 года, когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и вдруг обнаружила, что куклы возле нее нет. «Я стала звать маму, — рассказывает Клодин, — чтобы спросить ее, куда подевалась кукла – как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит? Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла, она наша «тайная копилка» — в ней мы храним все наши деньги и ценности. Когда мы покидали Париж, мама разобрала куклу и спрятала в нее золотые монеты, каждая из которых была аккуратно завернута в тряпочку, чтобы не звенела. Внутри куклы все тоже было переложено тканью, чтобы монеты не двигались и чтобы я не почувствовала, что там что-то есть. Когда я только получила Колетт в подарок, она умела говорить «мама», а теперь механизм, как видно, испортился. А может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?» 
Весь нелегкий период скитаний семья жила на то, что было спрятано внутри куклы, постепенно меняя золото и драгоценности на продукты.

Вопросы:

  1. Почему семья Шварц решила спрятать деньги внутри куклы?
  2. Как ты думаешь, что почувствовала Клодин, когда узнала, для чего еще используется кукла?
  3. Что по-твоему означает фраза «а может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?»

д) После войны
Благодаря кукле, Клодин и ее семья дожили до конца войны. Они вернулись в свой дом в Париже, и там, на чердаке Клодин нашла кукольную кроватку и красивое постельное белье, сшитое мамой еще до войны. Клодин и после войны продолжала бережно хранить куклу, которую теперь она считала своим талисманом, напоминанием о чудесном спасении. Когда повзрослевшая Клодин остригла косы, из них сделали новые волосы для Колетт. Когда Клодин вышла замуж (ее муж тоже был французским евреем, пережившим Холокост), то Колетт отправилась вместе с ней в свадебное путешествие, а когда их семья в 1970 году репатриировалась в Израиль, то и сюда не забыли взять с собой куклу. Сама став мамой, а затем, и бабушкой, Клодин только изредка позволяла сначала дочерям, а потом внучкам осторожно поиграть с Колетт, все время следя за тем, чтобы ее не сломали. 
В 1996 году Клодин подарила куклу детской выставке в Яд Вашем, чтобы и другие дети узнали ее историю и поняли, как это замечательно, когда у тебя есть верный друг, на которого всегда можно положиться, и как это бывает важно в тяжелые минуты.

Вопросы:

  1. Почему Клодин не расставалась с куклой и после войны?
  2. Чем отличается отношение к кукле до войны и после войны?

Маленькая Эва с Джертой на руках

Эва и Джерта в музее Яд Вашем в наши дни

II. «Джерта»

а) Кем была Джерта и как она выглядела?
Кукла Джерта была верной подружкой девочки Эвы – единственной дочери в обеспеченной семье венгерских евреев. Семья жила в небольшом городке в Трансильвании, на границе между Румынией и Венгрией. Джерта была самой любимой из множества кукол и игрушек, окружавших Эву, которую в семье баловали, как маленькую принцессу. Среди любимцев девочки были также желтый плюшевый мишка и комнатная собачка Пуфи. Но оба они пропали в первые же дни войны, а вот Джерта жива до сих пор. Джерту привезли Эве издалека — заботливый отец купил ее для дочери в городе Брашове, что на юго-востоке Трансильвании. 
Эва росла в благополучном доме, окруженная родительской любовью. Ее мать была родом из уважаемой и богатой религиозной семьи, отец слыл местным интеллектуалом, человеком современным, сторонником новых идей, особенно в области образования и воспитания. Он зарабатывал преподаванием классических языков (древнегреческого и латыни). Эва рассказывает: «Мама была просто в шоке, когда он с младенческого возраста стал давать мне сырые овощи и фрукты, утверждая, что они богаты витаминами, или когда он – единственный отец в нашем городе – выносил меня на прогулку в парк и к ужасу всех местных нянюшек разворачивал пеленки, чтобы я принимала солнечные ванны». Эву баловали не только родители, но и бабушка с дедушкой с маминой стороны. Семья у них была большая и дружная, строго соблюдающая все еврейские традиции. У Эвы было множество дядюшек и тетушек, и она – старшая внучка и племянница – купалась в лучах всеобщей любви и внимания. Так как Джерта в жизни Эвы сразу заняла особое место, то ее всегда брали с собой, отправляясь в гости к бабушке с дедушкой. 
У Джерты когда-то были золотистые волосы, широкополая шляпа и платье из блестящего розового шелка. На дорогах войны пропали куда-то нарядные одежки и ленточки, и на нашей фотографии видно, что кукла эта знавала лучшие времена. Волосы ее выцвели, глаза полузакрыты, но она все еще сохраняет следы былой красоты. Джертой Эва назвала ее в честь своей самой первой куклы, которая очень быстро сломалась. А Джерта сохранилась, вопреки всем превратностям судьбы, и стала самой главной игрушкой в жизни Эвы.

Вопросы:

  1. Каким предстает перед нами отец Эвы? Какое отношение к нему имеет кукла Джерта?
  2. Какой была жизнь Эвы до войны?
  3. Почему куклу назвали Джертой?

б) Эва и Джерта в период Холокоста
В 1944 году, когда началась депортация всех евреев Венгрии в лагеря, венгерская полиция начала готовить к высылке и евреев Трансильвании. Еврейское местечко в окрестностях Брашова, куда переехала накануне войны семья Эвы, пустело с каждым днем. Дедушку, бабушку и всю их огромную семью депортировали раньше, а родителей Эвы и ее саму отправили последними вместе с еще двумя оставшимися семьями. Эва так описывает эту страшную ночь, когда венгерские полицейские ворвались в их дом: «Мне больше никогда в жизни не было так страшно, как в эту ночь… Не знаю, что меня напугало больше – жуткий стук в дверь или что-то странное в поведении родителей. Мы с Джертой громко плакали от страха… Нам дали полчаса на сборы. Папа сказал маме, чтобы она одевала на себя как можно больше одежды, одну на другую, а мне велел вести себя тихо… Бедный мой мишка так и остался один в темноте… Какое счастье, что моя Джерта была со мной. Я прижала ее к себе изо всех сил, и с этого момента мы больше никогда не разлучались». 
Группу брашовских евреев отправили на поезде в Будапешт. На промежуточной станции семью разделили – Эва с матерью остались одни. Разлука с отцом привела в отчаяние не только Эву, но и ее мать. Эва пишет: «Впервые в жизни нам с Джертой пришлось утешать маму». Мать отказывалась понимать, что происходит, куда их везут. Обе они, мать и дочь, впервые в жизни остались без главы семьи, без сильного и заботливого отца, который еще при жизни стал для Эвы сказочным героем. Они не переставая думали о том, где он, что с ним, и увидятся ли они вновь? 
В Будапеште Эву с матерью вместе с другими евреями Трансильвании поместили в самую большую городскую тюрьму Толонч. Им наголо обрили головы, несколько месяцев держали впроголодь в переполненных камерах, но физические страдания не сломили их и не лишили надежды на встречу с отцом. И действительно, оказалось, что отец Эвы содержится в той же тюрьме! Им довелось увидеться еще один последний раз перед тем, как отец был отправлен в лагерь, откуда он уже никогда не вернулся… Но перед отправкой от успел позаботиться о том, чтобы спасти жену и дочь. Ему удалось, находясь в тюрьме, каким-то образом связаться со своим давним знакомым, послом Румынии, который и вызволил Эву с матерью из Толонча и отправил их в более безопасное место, обратно в окрестности Брашова. 
Все это время – и в тюрьме, и во время скитаний, и в укрытиях — Эва была неразлучна с Джертой, они не расставались даже во сне. Она так крепко держала куклу, что одно ее плечо постоянно казалось на несколько сантиметров выше другого. Однажды, когда у девочки была высокая температура, пришлось забрать у нее куклу, чтобы врач мог ее осмотреть. Когда Эва пришла в себя и обнаружила, что Джерты нет у нее в постели, она так рыдала от горя, что ей снова стало плохо. Успокоилась она только убедившись, что кукла не исчезла.

Вопросы:

  1. Как поступок отца, который успевает в последний момент спасти жену и дочь перекликается с его образом до войны?
  2. Как вы понимаете фразу «впервые в жизни нам с Джертой пришлось утешать маму»?

в) Дополнительнвя роль, которую играет Джерта в жизни Эвы
Кукла Джерта стала для девочки Эвы своеобразным символом того тепла и покоя, которые остались в довоенном времени. Особенно важным было то, что Джерта была подарком обожаемого отца, исчезнувшего безвозвратно. Вот как объясняет это сама Эва: «Я обязана жизнью не только матери, но и кукле Джерте. Мама только со временем поняла, что значила для меня эта кукла…» 
«Джерта физически стала частью меня самой. Даже спустя много месяцев после освобождения маме стоило немалых трудов убедить меня хотя бы изредка выпускать куклу из рук…» 
«Я сама себе удивляюсь порой – почему? Почему я словно бы срослась с ней? Потому ли, что это было все, что осталось у меня от нормальной жизни, от воспоминаний детства, за которые я цеплялась изо всех сил?.. Мне кажется, что Джерта стала в моей жизни последней связующей нитью с прошлым, с той нежностью и любовью, которые царили в родительском доме и во всей моей большой семье. Я должна была сберечь это в себе любой ценой, иначе бы я не выжила…» (Эва Модвал-Хаимович «Джерта — кукла из другого детства» (англ.), стр. 108-109)

Вопросы:

  1. Как ты понимаешь фразу «Джерта… стала частью меня самой»?
  2. Что значит название «кукла из другого детства»?
  3. Почему кукла стала символом «нормальной жизни»?

г) После войны
В 1950 году Эва вместе с матерью репатриировалась в Израиль. Она повзрослела, вышла замуж, сама стала мамой и бабушкой. У нее есть увлекательное хобби – она собирает кукол. Ее замечательная коллекция насчитывает несколько сот кукол со всех концов света, но Джерта долгое время оставалась самой большой драгоценностью в этом игрушечном царстве. В 1998 года, когда в мемориале Яд Вашем создавалась выставка «Недетские игры», Эва согласилась передать туда Джерту. Она написала ей прощальное письмо, которое поместили на выставке рядом с куклой:

«Прощай, дорогая моя кукла Джерта!»

Я прощаюсь с тобой с тяжелым сердцем. Может быть, тебе стоило бы остаться дома, с моими детьми, а может быть и нет? А может, это и к лучшему, что я отдаю тебя в Яд Вашем? 
Ты была подругой моих детских игр в уютном гнездышке, согретом любящими сердцами моих родителей, так мечтавших о безоблачном будущем. …Когда оно было разрушено венгерскими полицейскими… из всех моих игрушек я выбрала тебя… Я вынесла тебя на своих маленьких руках, я обнимала тебя из последних сил, чтобы никто и никогда не смог тебя отнять… Сколько горьких слез было нами пролито вместе – об исчезнувшем отце, о бабушке с дедушкой… Даже сны и мечты у нас были общие… 
Прощай, Джерта, подруга тех моих далеких лет! 
…Это последнее твое путешествие – из Рамат-Гана в Иерусалим. Может быть, ты сумеешь рассказать людям, особенно нынешним детям о том, что ты повидала на своем веку и где ты побывала вместе со мной. Постарайся, чтобы этот рассказ не получился слишком грустным, потому что я в конце-концов спаслась и выросла, и снова научилась мечтать и надеяться. 
Джерта, дорогая, ты последний свидетель моих детских страданий, которых я не желаю ни одному ребенку на свете. Тот страшный миг, когда меня вместе с тобой вырвали из папиных объятий, до сих пор стоит у меня перед глазами!.. Может быть, однажды и я приду навестить тебя в Яд Вашем».

Вопросы:

  1. Кому Вы обычно пишете письма?
  2. Почему Эва написала Джерте прощальное письмо?
  3. Почему, несмотря на все сомнения, Эва все-таки решила пожертвовать куклу в Яд Вашем?

Зося (Яэль) в детстве

Яэль (Зося) и кукла Зузя в наши дни

III. «Зузя»

а) Какой была кукла Зузя и как она выглядела?


Кукла Зузя появилась на свет уже во время войны в Варшавском гетто – этим и объясняется ее неприглядный внешний вид.

                    Примечание для учителя:

Что такое гетто? Гетто – отдельное место для проживания евреев — было создано нацистами с двумя целями: во-первых, отделить евреев от всего остального населения; во-вторых, собрать как можно больше евреев в больших городах поблизости от железнодорожных линий, чтобы потом легче было отправлять их в концлагеря.   Гетто располагались, как правило, в самых бедных и тесных районах этих городов. Варшавское гетто было крупнейшим в Европе и на его территории в чудовищной тесноте находилось около полумиллиона человек.

Гетто и концлагерь. В той же степени, в какой гетто отличалось от концлагеря, сохранялась и разница между положением детей в гетто и в лагерях. В гетто еще сохранялось в какой-то степени подобие семьи и, соответственно, подобие детства. Во некоторых гетто продолжали, легально или нелегально, функционировать школы или кружки для детей. Все это создавало иллюзию, по крайней мере, частичного продолжения «нормальной» жизни. 
В концлагерях, как правило, выживали только те, кого немцы считали «продуктивными», т.е. работоспособными. «Непродуктивные» – в первую очередь старики и дети – подлежали немедленному уничтожению. Оставшиеся в живых мужчины и женщины расселялись отдельно, и такие понятия, как «семья» или «община» в условиях лагеря утрачивали всякий смысл. 
Важно отметить, что политика «окончательного решения еврейского вопроса» на оккупированных советских территориях проводилась по разному: большинство евреев прибалтийских республик, Украины и Белоруссии погибло в расстрельных рвах, а не в лагерях смерти. Евреев же Восточной Украины и Белоруссии зачастую уничтожали, не загоняя их предварительно в гетто, или создавая временные гетто на кратчайшие сроки.

Зузя была единственной игрушкой девочки Зоси в одном из подвалов Варшавского гетто. Подвал этот был для Зоси и жилищем и укрытием. Зузя и после побега Зоси из гетто на «арийскую сторону» осталась ее любимой игрушкой. Сделала эту куклу для Зоси мама, чтобы малышке легче было перенести невольное одиночное заточение в подвале. В гетто царил жестокий голод, но люди страдали не только от недостатка питания – не хватало всего: топлива, лекарств, одежды. Но страшнее всего стало, когда начались депортации – вывоз евреев из гетто в лагеря смерти. Смертельная опасность нависла над всеми жителями гетто, но особенно, над детьми. Зося вместе с мамой скиталась с места на место в поисках укрытия, пока они не нашли заброшенный подвал, в котором жили только крысы. Зато этот подвал был незаметен для посторонних, и чтобы как-то убедить дочку остаться в этом жутком месте, мама и смастерила для нее эту игрушку. Она разыскала где-то головку от сломанной куклы, сделанную из папье-маше. Зося с ужасом спросила: «А где у нее ручки? Ножки? Животик? Почему у куклы ничего нет?» Мама пообещала куклу «вылечить», и действительно – вскоре соорудила ей подобие туловища, платья, рук и ног из где-то найденных тряпок. Нарисованные волосы  на голове у куклы были темными, а маленькая Зося к тому времени уже хорошо усвоила, что это «неарийская» внешность и что в таком виде опасно появляться на улице, поэтому она сразу заявила: «Ой-ой-ой, ее надо хорошенько спрятать!», и соорудила ей укромное местечко под своим матрасом. «Я говорила кукле: «Не смей громко плакать – тебя услышат! У тебя волосы черные – тебя поймают!». Кукла очень скоро стала полноправным членом их маленькой семьи. Зося дала ей имя, похожее на свое – Зузя. Зося относилась к Зузе, как к своей дочке и заботилась о ней в точности так, как о ней самой заботилась ее мама. Она спрашивала куклу: «Тебе не холодно? Принести тебе одеяло? Ты не голодная? Я принесу тебе морковку».

Вопросы:

  1. Какое значение в рассказе имеют черные волосы куклы?
  2. Почему Зося ужаснулась тому, что у куклы нет ничего, кроме головы?
  3. Почему девочка назвала куклу «Зузя»?
  4. Что значит «арийская» сторона и «неарийская» внешность?

б) Кукла Зузя и Зося в подвале.
Мать Зоси была участницей подполья, которое занималось спасением еврейских детей из гетто. Она должна была часто переправлять деньги и документы, и иногда ей приходилось исчезать на несколько дней. Зося оставалась в подвале одна. Каждый раз, когда маме приходилось уходить надолго, расставание превращалось в настоящее мучение и для нее самой, и для дочки. Зося рассказывает: «Каждый раз она меня спрашивала: «Ну, ты уже согласна, что я уйду?». Я, плача, говорила: «Да, мамочка, я согласна, иди…» Я очень хотела быть послушной девочкой, чтобы мама спокойно могла уйти. Уходя, она говорила: «Я вернусь, я обязательно вернусь, запомни, я всегда к тебе возвращаюсь!». Она уходила, а я сердилась на Зузю, зачем она все еще хнычет, так нельзя себя вести, нельзя плакать совсем, что еще за глупости…»

Вопрос:

  1. Почему, когда мама уходила, Зося сердилась на Зузю?

в) Рассказ о побеге Зоси из гетто.
Как-то раз Зосина мама ушла и пропала надолго. В подвале закончилась еда, Зося не знала, куда деваться от голода и страха. Когда вдруг она услышала шаги на лестнице, ведущей в ее подвал, то решила, что это конец – немцы нашли их укрытие. В самом подвале был еще один тайник – за грудой старых досок, куда мама велела Зосе прятаться, если зайдет кто-то посторонний. Туда она и забралась, когда в подвал вошел черноволосый паренек лет 16-17-ти. Его, как оказалось, послала в гетто Зосина мама, чтобы спасти дочку. Сама она в это время лежала раненая и не могла передвигаться. Все это происходило в самый канун восстания и окончательной ликвидации Варшавского гетто. Юноша окликнул Зосю по имени, но она, сжавшись от страха в своем тайнике, не отозвалась. Он позвал еще и еще раз и, не услышав ответа, готов был вернуться, но тут Зося, не выдержав напряжения, расплакалась в голос. Обнаружив ее, он спросил: «Что ж ты не отзываешься, когда тебя зовут?». Зося ответила, что она ждет маму. «Вот я и пришел, чтобы отвести тебя к маме, — сказал парень, — Откуда, ты думаешь, я знаю, как тебя зовут? Потому что меня твоя мама за тобой послала». Но Зося ему не поверила: «Я отсюда не сдвинусь, пока мама за мной не придет!». Паренек битый час уговаривал ее как только мог, но девочка стояла на своем. Наконец, он догадался рассказать ей, что маму ранили, и поэтому она не может сейчас прийти: «Поэтому она и прислала меня вместо себя, понятно?». Только тогда девочка поверила и согласилась. Она взяла его за руку и готова была двинуться в путь, но он сказал, что пешком они пройти не смогут – он вынесет ее из гетто в заранее приготовленном угольном мешке. 
Парень объяснил ей, как она должна себя вести в мешке: «Как уголь. Знаешь, как уголь себя ведет?» Я спросила: «Как?» Он ответил: «Молчит! Не разговаривает, не плачет, не зовет, не кричит – ничего. Даже если меня вдруг остановят и попросят развязать мешок – ты молчишь! Я развяжу мешок, но они тебя не увидят – увидят уголь. Поэтому и веди себя, как уголь! …И чтобы я ничего не слышал – ни в туалет, ни есть, ни пить – чтобы ты звука не смела издать!» Я ответила: «Хорошо, я не издам ни звука!» Эти слова я знала с тех пор, как я себя помнила… И вот, мы отправились в путь. Мы шли и шли, долго-долго, бесконечно и вдруг… Вдруг, я вспомнила – Зузя! Зузя осталась в подвале! Ой! – я начала тихонько стучать ему в спину. Он никак не отреагировал. Тогда я начала – сначала негромко – звать его: «Пане, пане!» — так меня учили обращаться к мужчинам по-польски. Никакого ответа. Тогда я начала громче кричать. Не помогает. И тут уж я просто завизжала во весь голос: «Пане!» Он свернул с дороги, зашел в подъезд какого-то заброшенного дома, открыл мешок поднял крышку с углем, под которой я сидела и сказал: «Ты что, сдурела? Ты что вопишь? Знал бы я, что ты такая дуреха, в жизни бы за это не взялся! Ты что хочешь, чтобы нас обоих пристрелили?». Я спохватилась и зашептала: «Я буду тихо-тихо говорить. Мы Зузю забыли!» — «Какая еще Зузя?!» Я объяснила: «Моя кукла, моя дочка Зузя!». «О, Господи!, — сказал он, — Я из-за нее жизнью рискую, а она морочит мне голову со своими куклами! А ну-ка, сиди тихо, если не хочешь получить по заднице!» И тогда я вскочила на ноги, откинула крышку, весь уголь рассыпался, он попытался меня остановить – но куда там — я увернулась, встала посреди подъезда и выкрикнула: «Что ты за человек! Ты что, не понимаешь, что мама не может бросить свою дочку? Ты что, дурак, не знаешь, что детей не бросают?» Он вдруг уставился на меня и произнес: «Мама не может бросить свою дочку… Полезай обратно в мешок – идем за твоей Зузей…» …И мы прошли снова весь путь обратно в гетто. Нужно было опять проникнуть в гетто и опять из него выйти. И это было еще несколько часов ходьбы под угрозой смертельной опасности. Но в конце-концов, мы дошли до дома, где скрывалась мама. А мама лежала с перебинтованной рукой. Она бросилась к нам и спросила моего спасителя: «Что случилось, почему так долго, ты что, не мог сразу найти тот подвал?». Он в ответ рассказал ей обо всем, что с нами произошло. Мама ужаснулась: «Зачем надо было возвращаться?! Надо было шлепнуть пару раз хорошенько эту негодницу, да и все!». Тогда я возмутилась: «Нет, мамочка, он поступил так, как надо – он понял, что нельзя оставлять ребенка одного и помог мне забрать мою дочку из подвала!»… И тут моя мама расплакалась… Вот так все это и было. Так меня вынесли из гетто».

Вопросы:

  1. Проследи за тем, как меняется в течение рассказа отношение Зоси к кукле. Когда именно она начинает воспринимать свою игрушку, как живое существо?
  2. Почему расплакалась мама, услышав Зосины слова?
  3. Почему нельзя было вывести девочку из гетто, а нужно было спрятать ее в мешок?
  4. Почему Зося начала кричать в мешке, несмотря на запрет?
  5. Почему юноша все же вернулся за куклой?
  6. Вспомните свои детские игры. Во что вы играли и была ли у вас игра, похожая на игру Зоси с куклой?
  7. Есть ли что-то смешное в рассказе?
  8. Какую роль играет в рассказе юноша лет 16-17?
  9. Почему Зося так хорошо понимала фразу: «Чтоб ты не смела звука издать!»?

д) Дополнительная роль, которую кукла играла в этой истории.


Настоящая роль куклы для девочки Зоси заключалась в своеобразной психологической проекции ее отношений с матерью на ее отношения с куклой – так неосознанно, через игру девочке легче было понять и пережить происходящее. 


Детям мы объясняем, что то, что происходит между Зосей и ее куклой – не что иное, как обычная игра в «дочки-матери», происходящая в необычных условиях. Когда Зося – «Зузина мама» — заботится о том, чтобы кукле не было холодно, голодно, страшно и одиноко – это помогает ей самой справиться с холодом, голодом, страхом и одиночеством. 
Зосин поступок во время побега из гетто был, таким образом, подсознательным испытанием материнской любви – борясь за то, чтобы ее «дочка» не оказалась брошенной, Зося как бы уверяет себя в том, что ее мама больше не оставит ее ни при каких обстоятельствах.

е) После войны
Зося, разумеется, не рассталась с куклой и после войны. В 1950 мать с дочерью и куклой Зузей репатриировались в Израиль. Там Зося сменила свое польское имя на израильское – Яэль. Она не перестала любить куклу и тогда, когда вышла замуж и у нее появились свои дети. Яэль замечательно вышивает и этим зарабатывает себе на жизнь. Она делает на заказ талесы (молитвенные покрывала), хупы (свадебные балдахины) и другие предметы иудаики. Ей кажется, что этими вышивками она как бы перекидывает мостик из прошлого в настоящее, к тому же вышивка связана с памятью о матери, которая тоже была замечательной мастерицей, и о кукле Зузе, которая, кроме головки из папье-маше, вся была сшита искусными мамиными руками в страшном подвале Варшавского гетто. В 1998 году Яэль пожертвовала Зузю на выставку детских игрушек в Яд Вашем, а рассказ о ее побеге из гетто, стал одним из главных рассказов выставки.

 

B. Заключительные задания для работы в классе

А. Сравнение всех трех рассказов.

  1. Сравните внешний вид всех трех кукол.
  2. Говорит ли внешний вид кукол что-нибудь о самих девочках и о разнице их судеб в трех разных странах?
  3. Чем похожи и чем отличаются все три куклы, кроме внешнего вида?

Б. На основании услышанных рассказов попробуйте представить себе, какие вопросы задавали еврейские дети в годы Холокоста. Примеры вопросов:

  1. Почему я не такой, как все?
  2. Почему соседские дети больше не хотят со мной играть?
  3. Почему немцы так к нам относятся?
  4. Увижу ли я вновь маму и папу? Дедушку и бабушку?

В гетто ребенку непонятны были многие простые вещи:

  1. Как пахнут цветы?
  2. Что такое свобода?
  3. Что такое бабочка?
  4. Что такое дом?

В. О чем мечтали дети в годы Холокоста?
Пример: мечты наших маленьких героинь:

  1. Клодин мечтает о том, чтобы ее больше не заставляли менять имя, чтобы она снова могла играть во дворе с остальными детьми и не должна была больше прятаться.
  2. Эва мечтает, чтобы вернулся ее добрый папа; чтобы снова очутиться в своей уютной комнате, полной игрушек, где ее будет ждать песик Пуфи и где можно будет опять забраться на колени к дедушке.
  3. Яэль мечтает о том, чтобы мама больше никуда и никогда не уходила; чтобы можно было выбраться из темного подвала и поиграть во дворе, чтобы съесть целый кусок хлеба с полным стаканом молока.

Г. Напишите письмо девочкам, с которыми мы вас познакомили. Нарисуйте иллюстрацию к одному из рассказов. Слепите игрушку для одной из девочек.

Карта

Д. Для школьников постарше – проследите по карте Франции маршрут скитаний семьи Клодин Шварц и дорогу Эвы с матерью из Трансильвании в Будапешт. Где находилось Варшавское гетто?

Е. Дополнительный вариант: напишите письмо взрослым женщинам – хозяйкам кукол, чтобы поблагодарить их за то, что они передали такие дорогие для них игрушки в Яд Вашем.

Дети зверски издеваются над Барби :: Общество :: РБК

Знаменитая кукла Барби, некогда любимица девчонок всего мира, сегодня все чаще подвергается жестоким издевательствам со стороны своих маленьких хозяек. Игра в уродование длинноногой красавицы стала любимым развлечением современных детишек.

Австралийка Трэси Томсон значительную часть своей жизни посвятила коллекционированию редких моделей Барби и даже стала президентом фан-клуба этой куклы. Естественно, поклонницу игрушечной блондинки очень огорчает поведение собственной 13-летней дочери, которая проводит целые часы, издеваясь над несчастной куклой.

“Я пытаюсь повлиять на Ибони, но ей безумно нравится это занятие. Она наряжает Барби в мужскую одежду, разбирает ее на части, сжимает оторванные руки и ноги, чтобы посмотреть, насколько они уменьшатся”, — жалуется Мисс Томпсон.

Оказывается, маленький варвар далеко не одинок в своем странном увлечении. Британское исследование, в котором приняли участие 11-летние девочки, продемонстрировало парадоксальные и пугающие результаты: дети настолько ненавидят куклу, что выражают свои чувства через насилие.

“Юные особы, с которыми мы общались, считают, что уродование куклы — обычная игра, причем, очень “прикольная”. При этом, нанося увечья несчастной кукле, дети проявляют потрясающую изобретательность — они срезают волосы, отсекают голову, сжигают игрушку, разбирают на части и даже “поджаривают” жертву в микроволновке”, — говорит один из исследователей.

При этом ученые выяснили, что в основе столь агрессивного поведения лежит ассоциативная связь между Барби и периодом раннего детства. То есть маленькие девочки издеваются над игрушкой, подсознательно стараясь избавиться от детских атрибутов и повзрослеть. Это своеобразный ритуал перехода во взрослое состояние.

Ангельское зло. Опасна ли кукла Барби для детей? | Люди | ОБЩЕСТВО

9 марта 1959 года в продаже появилась кукла Барби, созданная американкой Рут Хандлер. С тех пор разным странам разошлось более полумиллиарда кукол. Длинноногие миниатюрные красавиц до сих пор пользуются бешеной популярностью: согласно статистике, каждую секунду в мире продается как минимум одна Барби. Эту игрушку обожают все девочки в возрасте от 3 до 12 лет, однако некоторые психологи считают, что эту куклы ни в коем случае нельзя давать в руки детям. По их мнению, Барби негативным образом влияет на психику детей и делает их жизнь несчастной.

Кукла не для детей

Идея создать куклу в виде девушки с модельной внешностью появилась у Рут Хандлер после того, как в начале 1950-х году она во время поездки в Швйцарию увидела на прилавке магазина куклу Лили – героиню популярного комикса для взрослых. Лили не была предназначена для детей: кукла с длинными ногами, тонкой талией и пышной грудью не продавалась в игрушечных магазинах. Хандлер была впечатлена. Вернувшись домой, она попросила дизайнера Джека Райана немного видеоизменить куклу, чтобы с ней могли играть дети. Рут назвала получившуюся куклу Барби – в честь своей дочери. В описании к игрушке Хандлер указала, что она предназначена для детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Барби сразу же полюбилась девочкам со всего мира. Кукла остается бешено популярной по сей день. Вместе с Барби родители покупают для своих детей ее друга Кена, домик с мебелью, игрушечных лошадей и множество различных нарядов для куклы. Психологи же призывают не поощрять увлечение девочек Барби: якобы эта кукла может нанести непоправимый ущерб психике ребенка, более того – сломать ему судьбу.

Комплексы на всю жизнь

По мнению психолога Екатерины Климовой, Барби опасны для детей. Эксперт утверждает: эти куклы с неестественно тонкой талией, длинными ногами, шикарными волосами, глазами на пол-лица и лицом модели приводят к резкому снижению самооценки, которую впоследствии не удается восстановить всю жизнь. «Барби для девочек – идеал взрослой девушки, – говорит психолог. –  Хотя таких женщин не бывает в реальности, девочка стремится быть похожей на свой идеал. И, когда она видит, что не соответствует этому образу, очень расстраивается. Нередко у ребенка развивается на этом фоне глубочайшая депрессия, и неудовлетворенность собой сопровождает его всю жизнь. Возможен еще вариант, когда подросшие девочки начинают делать себе пластические операции, делают «уколы красоты», и становятся похожими на куклу. Возможно, они сами не отдают себе отчета, но все это – комплексы из детства».

По мнению некоторых психологов, Барби могут быть опасными для психики ребенка. Фото: pixabay.com

Как заявляет Климова, к Барби давно «приклеился» образ успешной и богатой красавицы. Таким образом, играя с куклой, девочка примеряет на себя одну из двух ролей – служанки или же живущей в роскоши девушки. При выборе первой модели поведения девочка станет неудачницей в жизни, а при второй – рискует быть девушкой легкого поведения, уверена психолог.

Но самое страшное, по мнению эксперта, что Барби является активной пропагандой нездоровых сексуальных отношений. Сейчас в продаже есть «беременные» куклы, но, как известно, Барби не замужем, ведь Кен – просто ее бойфренд. «Вы видели в магазинах хотя бы одну Барби, которая хоть немного была похожа на обычную среднестатистическую женщин? – задается вопросом Климова. – Лично я – нет. Все они как будто сошли с обложки глянцевого журнала. Получается, девочку учат, что главным ее достоинством должна быть именно красота, при помощи которой она может вступать в беспорядочные половые связи и рожать детей не от законного мужа, а от кого попало!».

Ну и, наконец, приносимое куклами Барби зло усугубляется тем, что родители вынуждены тратить на эти игрушки много денег, ведь для Барби нужны наряды, домик, подруги и многочисленные аксессуары. «Вместо Барби я советую приобретать для своих детей кукол-пупсов, которые учат девочку быть хорошей матерью и чтить семейные ценности, — говорит психолог. – Сейчас такие куклы много всего умеют: говорят, плачут, смеются и пьют молоко, а главное, они соответствуют размерам реального младенца. Такие игрушки для девочек – самые полезные».

Родители должны быть главнее куклы

Другой эксперт, психолог Ксения Сергеева, придерживается противоположного мнения. «Очень сомнительно, чтобы игрушка повлияла на мировоззрение ребенка и всю его дальнейшую судьбу, — считает она. – У всех девочек когда-либо были куклы Барби. Многие из этих девочек уже выросли и стали взрослыми. Наличие Барби не означает, что все современные молодые женщины – проститутки или закомплексованные особы. Проведу аналогию с мальчиками: у всех есть игрушечные пистолеты и автоматы, но дети не вырастают при этом бандитами или убийцами».

Сейчас все Барби не похожи одна на другую. Фото: pixabay.com

По словам Сергеевой, не стоит преувеличивать значимость игрушки, которая является лишь методом развлечения, но никак не инструментом формирования жизненных принципов. «Ценности в жизни ребенку должны прививать родители, – говорит психолог. – И если игрушка для ребенка важнее, здесь уже вопрос к его маме и папе, но никак не к Барби».

Что же делать родителям – запрещать детям играть в Барби или нет? Ответ прост: разрешать, но при этом не забывать общаться со своим ребенком, проводить с ним время и просто беседовать обо всем на свете, а лучше – самому поиграть с дочкой в Барби.

какие еще фильмы про оживших кукол стоит посмотреть? – Афиша-Кино

Продюсер (и в меньшей степени режиссер) Чарлз Банд на своей легендарной треш-студии Full Moon придумал несколько франшиз, среди них «Зловещий Бонг», «Трансеры», «Повелитель кукол» и «Демонические игрушки». Вообще, ожившие игрушки занимают в богатой фильмографии Банда весомое место, а настоящий бриллиант в его короне — «Повелитель кукол», породивший серию сиквелов, кроссоверов и спин-оффов. Например, низкобюджетную версию «Демонические игрушки» про складских монстров. Есть даже кроссовер «Повелитель кукол против демонических игрушек». Но нам интересен даже не этот треш-капустник, а другой кроссовер. В 1991 году под продюсерским присмотром Банда вышел дичайший сайфай «Кровавый лилипут» Альберта Пюна (известный также как «Кукольный полицейский» и «Кукольный человек»). Он рассказывал про полицейского с планеты Артурос Брика Бардо (Тим Томерсон), который, преследуя в космосе межгалактического злодея Спруга, попал на Землю — а точнее в Южный Бронкс. Казалось бы, это не должно было смутить такого круто сваренного героя, однако выяснилось, что Земля на 60 процентов превышает размер его родной планеты, а значит, Бардо тут имеет вид крошки.

Собственно, удивительным испытаниям крошки посвящен этот абсолютно безумный фильм. Впрочем, еще безумнее получилось продолжение «Кровавого лилипута», ведь Бардо ожидал кроссовер с «Демоническими игрушками». По сюжету кукольный полицейский находит себе пассию — уменьшившуюся по вине пришельцев девушку Джинджер (Мелисса Бер) из картины «На опасной волне». Однако их идиллия быстро заканчивается, когда полицейская Джудит Грей (Трейси Скоггинс) просит Бардо помочь ей остановить складских монстров, которые на заброшенной игрушечной фабрике набираются сил и хотят вернуть к жизни своего хозяина-демона. Заметим, что в пересказе все это выглядит настолько же дико, как и на экране (чего не отнять у Банда и его соратников, так это изобретательности). Свой творческий метод «чем невероятнее история, тем лучше» они отточили до совершенства. Сколько еще таких же тайных VHS-сокровищ, наподобие сумасшедших фильмов студии Full Moon, хранят 80-е и 90-е, даже трудно себе представить.

Какие игрушки оживают: малышка Упси-Дейзи, солдатик Зомбитойд, клоун Джек из коробки и робот Мистер Статик.

Почему оживают: из-за пролитой крови бездомного.

Bitty Baby Dolls | Детские куклы для малышей

Bitty Baby Dolls | Детские куклы для малышей | американская девушка перейти к содержанию {{#consumerLoyalty}} {{#if @ root.progressBar}}

    {{#each tierConfigs}}