почему оно важно для ребенка и как его развить – Учительская газета
Большинство великих людей – химиков, ученых, архитекторов, художников, писателей были невероятными фантазерами. У них в мыслях возникали образы, которые они воплощали в жизнь, ведь фантазия неразрывно связана с мышлением. А дети могут мечтать и придумывать невероятные вещи, без границ и барьеров, в отличие от взрослых. И вырастая, применять навыки в будущей профессии.
Фото: pixabay.comЭксперт в области развития детей рассказала сетевому изданию «Учительская газета», почему для полноценного развития ребенка очень важно работать над воображением, и дала несколько советов родителям. Читайте о самых интересных из них.
Воображение – психический процесс, способность человека к представлению новых образов на основе имеющегося опыта. Ребенок осваивает мир, правила поведения в обществе, взаимодействие с другими людьми через фантазию и игру. Ни одна вещь в мире не была бы изобретена, если бы у людей отсутствовало воображение. Это важный навык, который пригодится в любой профессии и поможет ребенку успешно самореализоваться.
Конечно, как в любом деле, здесь важен баланс и активное желание самого ребенка фантазировать. Важно не переборщить и не навязывать что-либо делать, а заинтересовать игрой. Эксперт в области развития детей Елена Лебединская рассказала, как родителям качественно работать в этом направлении.
– Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Развивая воображение, мы активизируем работу мозга, поэтому важно стимулировать ребенка к этому процессу, тем более что дети обожают выдумывать. Воображение – это не врожденная способность, оно развивается, когда ребенок играет, занимается творчеством, слушает художественные произведения, общается с людьми. Поэтому, конечно, развитие воображения чрезвычайно важно, особенно в современных реалиях, когда мы окружены гаджетами. Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на несколько видов.
Игры с использованием предметов
Существуют игры, в которых применяются различные предметы или игрушки, они помогают создавать сюжет. Творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру. Формат и сюжет вы можете придумывать сами, к примеру, играть в дочки-матери или в «полет на ракете».
Настольно-печатные игры
Одна из популярных – «Имаджинариум. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации. Игра направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. Другая известная игра – «Экспромт» – импровизация на развитие воображения в младшем школьном возраст, которая заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.
Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.
Кроме того, для развития фантазии также необходимы чтение, творчество и процесс наблюдения.
Чтение
Книги запускают интеллектуальные процессы, такие как память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребенок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сюжета. Можно предложить ребенку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.
Творчество
Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребенок представляет тот образ, который в итоге должен получиться.
Наблюдение
Познание окружающего мира и его явлений дает массу материала для творчества. Сначала с помощью взрослых ребенок познает окружающий мир, задает вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребенок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывет листок – всегда внимательно слушайте наблюдения детей, делитесь своим мнением о тех или иных процессах, вступайте в диалог и развивайте историю.
Движение
Дети очень активны, движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животное: его повадки, размер, звуки, которые он издает. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребенка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идет дождь.
Развитием воображения можно заниматься очно с родителями или на специализированных занятиях в кружках и секциях, также можно заниматься на онлайн занятиях в различных детских центрах или индивидуально с педагогами.
Эксперт подчеркивает, что очень важна именно разнообразная деятельность. «Каждый ребенок индивидуален, я бы рекомендовала делать упор на разных направлениях. Важно показать ребенку разнообразие деятельности: вот игра в ассоциации, а вот – счет конфеток, давай придумаем несуществующее животное, вот давай-ка попробуем эти интересные прописи. И в дальнейшем ребенок будет заинтересован, а значит непременно будет развиваться гармонично и с удовольствием» – говорит Елена Лебединская
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о том, как ненавязчиво привить детям любовь к чтению. И о сотне лучших книг для детей, которые эксперты в области литературы собрали в этом году. По словам экспертов, в каталог вошли лучшие новинки года для детей от самого младшего до подросткового возраста.
Развитие воображения у детей | Академия успеха для пап и мам
Деревья казались огромными, луга — необъятными, реки — бесконечными, а сны такими живыми и красочными. Детское фантазирование чаще умиляет взрослых, но так же и настораживают постоянные выдумки малыша, становясь предметом раздражения и тревожности. Родители чаще ругают ребёнка за обман, тем самым возвращая его к реальности, разрушая выдуманный мир, полный увлекательных приключений.
Давайте представим на минуточку, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло лишиться многих научных открытий, художественных произведений, малыши не играли бы в разнообразные игры и забавы, не услышали бы интересных сказок и множество историй.
Воображение помогает детям мыслить нестандартно, из непростой ситуации находить выход. C развитым воображением проще переносятся разные жизненные проблемы, конфликты с ровесниками, взрослыми, лучше осваиваются учебные программы.
Родители, воспитывая детей дошкольников, должны понимать, что такое воображение и этапы его развития.
Что такое воображение?
Итак, воображение — это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется в памяти. Проще говоря, это способность мозга создавать мысленные образы, основываясь на предыдущем опыте.
Воображение может быть:
- Воссоздающее — т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
- Творческим — т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
– Неуправляемым, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было. У детей дошкольников данная способность нуждается в особой заботе, так как этот возраст является чувствительным для формирования воображения. И цель родителей – различными методами совершенствовать активность этой функции. Для того, чтобы воображение развивалось, необходимо накопление собственного опыта малыша и увеличение его кругозора об окружающей реальности.
Зачатки воображения проявляются в преддошкольном возрасте, примерно к 2 — 2,5 годам. Фундаментом для развития воображения у ребёнка является правильно организованная игровая среда дома и, по возможности, смена обстановки — посещение игровых площадок, путешествие по парку, поездки в гости на общественном транспорте и т.д. Уместно добавить, что в этом возрастном периоде наступает стремительное развитие речи, что даёт вспомогательный стимул в формировании воображения. Приблизительно до трёхлетнего возраста воображение малыша будет сводиться к знакомым ему ситуациям.
К трём годам основной и значимой деятельностью у детей является игра. Именно в игре первоначально закладывается и совершенствуется воображение. Играя, ребёнок учится «замещению» одних предметов другими и применяет их в других ролях. Иначе говоря, ребёнок, играя с одной игрушкой, может воображать на её месте другую игрушку (например, малыш, который научился пользоваться ложкой, в игровой ситуации вместо ложки берёт палочку или иной предмет и «кормит» ею маму, папу, и все остальные игрушки). Таким образом, происходит воображаемое «кормление». Для малышей данного возраста очень важно, чтобы предмет-заместитель был наглядно схож с тем предметом, который замещается. Данное замещение и является зарождением воображения. Происходит это по мере того, как ребёнок начинает осваивать значение действий «понарошку», «не по-настоящему».
Примерно к 4 годам потребность в визуальных опорах у ребёнка пропадает. Теперь воображение способно ссылаться на объекты, непохожие на «замещаемые», и происходит так называемый «переход» к игровому действию с объектом, который на самом деле отсутствует. Данному объекту ребёнок даёт иное новое значение, и в уме воображает воздействия с ним. Вымышленная ситуация целиком происходит во внутреннем плане малыша.
Например, ребёнок, играя с любой коробочкой из под «чая», может вообразить, что эта – кастрюля или шкатулка, космический корабль. Любая палочка способна трансформироваться в шпагу-саблю, а обычный лоскут материи в мантию для мушкетера и т.д.
Воображение, складывающееся в игре, плавно перетекает и на другую деятельность ребёнка. Наиболее наглядно воображение проявляет себя, когда дети рисуют, лепят, конструируют, придумывают сказки и разные истории. Конечно, вымышленные сказки не отличаются особой оригинальностью и представляют из себя всего лишь разновидность знакомых сказок ребёнку, да и истории достаточно просты, но получение в результате деятельности собственного воображения чего-то нового позволяет ребенку увидеть мир с другой стороны.
У младших дошкольников воображение ещё не контролируемое, оно запускается внезапно, а у старших дошкольников процесс становится контролируемым, т.е. зарождается произвольное воображение.
Когда воображение становится произвольным, ребёнок постепенно приступает к планированию своей деятельности.
Ближе к 5 — 6 годам дети накапливают некоторый запас житейского опыта, и этот опыт позволяет активно развиваться творческому воображению. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, и тут же в уме наполняет ее вымышленными героями, и определяет роли персонажей среди ровесников. Игра может длиться довольно долгое время, при этом замысел игры сохраняется и насыщается все наиболее новыми, интересными деталями.
Иногда дошкольники погружаются в мир фантазий. Объектом фантазии становится то, что очень встревожило, захватило ребёнка, (волнующая история, просмотренный мультик или фильм, долгожданная игрушка и т.д.).
Дети создают собственные, придуманные миры, в которых появляются «воображаемые друзья», «несуществующие герои», с которыми можно поиграть, когда одиноко. Они помогают преодолеть детские страхи, в этом выдуманном мире все так, как хочет малыш. Безусловно, пристальное внимание вызывает тот факт, что некоторые дошкольники пытаются заменить настоящий мир вымышленным и предпочитают удовлетворять собственные потребности в нём, «уходя» от решения настоящих трудностей. Причина таких фантазий может таиться в личных проблемах, которые есть у дошкольника. Возникновение таких фантазий у ребёнка — это возможность для взрослых поразмыслить о том, что потребности ребёнка может быть удовлетворяются не полностью.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие воображения у детей имеет весьма существенное значение. Когда ребёнок фантазирует, мечтает, он не просто играет, он овладевает познанием окружающего мира, обретает необходимые знания, становится более общительным и уверенным в себе.
Для развития воображения используются некоторые приемы:
1.Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.
2. Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.
3.Дидактические игры должны для детей быть интересными. Примеры игр: -Ребёнок должен ассоциировать себя с любым живым существом и объяснить, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его.
- Нарисуйте ребенку то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю.
- Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: половник, мяч, стол.
- Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры, например: круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложите ребёнку придумать образ кляксы.
4. Больше читайте книг ребёнку. Фантазируйте вместе с ним, предлагая подумать, что бы он сделал, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.
5. Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.
Психолог детского сада «Лучик» на Соколе Силина Наталья Владимировна.
Воображение и развитие вашего ребенка
Почему дети увлекаются пиратами?Чтение Как улучшить воображение ваших детей с помощью украшений? 3 минуты
Талха Чилек
У детей от природы яркое воображение, и во многих случаях чем оно ярче, тем лучше. Тем не менее, в сегодняшнюю технологическую эпоху детская зависимость от своих фантазий уступает место готовым изображениям с телевизора, Youtube, игр, iPad и телефонов. Многие дети перегружены организованными занятиями, что оставляет мало времени для уверенности в себе, чтобы развеять скуку. Навыки визуализации используются не так часто, как раньше. А это в ущерб ребенку. Тем не менее, когда вы активно задействуете воображение своего ребенка, поощряйте его играть, притворяться и читать вместе с ним. Вы можете подарить им тематическую спальню с Детская комната Cilek , которая поможет разжечь их воображение.Что такое воображение?
Каждый ребенок рождается со способностью к воображению. Это то, что мы используем для визуализации, даже будучи взрослыми. Он определяется как способность формировать в воображении картину чего-то, что не существует, еще не произошло или что человек не испытал.
Взрослые и другие дети могут развивать детское воображение, но зачастую мы можем и подавить его. Но даже при ярком воображении почти все дети понимают разницу между реальным и воображаемым к трем годам или даже чуть раньше.
Почему воображение важно для развития ребенка?
Детям очень полезно притворяться и играть. Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания». Воображение является ключом к развитию у ребенка творческих способностей и нестандартного мышления. Дети действуют, взаимодействуют и исследуют разные миры и роли во время ролевой игры. Благодаря воображению обнаруживаются интересы и увлечения. Социальное и когнитивное развитие происходит посредством игры с воображением, а воображение новых идей позволяет развивать критическое мышление и навыки творческого решения проблем. И, прежде всего, творческая игра доставляет огромное удовольствие!
Способы разжечь воображение вашего ребенка:
- Читайте им, особенно творческие рассказы.
- Придумайте свои собственные глупые или авантюрные сказки на ночь.
- Вместе строить поделки из подручных средств; вы можете использовать Youtube для вдохновения.
- Выходите на улицу, исследуйте природу и проводите больше времени в саду или парке.
- Играйте в переодевания и костюмированные вечеринки и живите в духе Хэллоуина
- Поплескаться в лужах, пусть они испачкаются.
- Устройте им ролевую игру с кубиками Lego, куклами и игрушечными машинками.
Разожгите воображение вашего ребенка с детской комнатой Cilek
Подарите своему ребенку красивую тематическую спальню со всемирно известными кроватями и аксессуарами в стиле Cilek – отличный способ разжечь воображение . От кровати гоночного автомобиля до кровати пиратского корабля у Cilek есть идеальная мебель, отвечающая интересам вашего ребенка. Ассортимент спален Cilek включает варианты, подходящие для детей в возрасте от 2 до 12 лет. В Cilek Kids Room для них найдется идеальный выбор.
Определение и значение воображения — Merriam-Webster
воображение·и·нация i-ˌma-jə-nā-shən
1
: действие или способность формирования мысленного образа чего-то, что не ощущается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в действительности
2
а
: творческие способности
б
: умение противостоять и решать проблемы : находчивость
используйте свое воображение и вытащите нас отсюда
с
: мыслящий или активный ум : интерес
истории, поразившие воображение
3
а
: создание разума
особенно : идеализированное или поэтическое творение
б
: вымышленное или пустое предположение
Синонимы
- устройство
- творчество
- фантазии
- фэнтези
- фантазия
- идея
- воображение
- изобретение
- изобретательность
- оригинальность
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Вы можете найти решение, если вы используете немного воображение . Автор не говорит нам, что происходит с героями. Мы должны использовать наше воображение . Он грамотный писатель, но ему не хватает воображения . Это только мое воображение , или здесь становится тепло?
Недавние примеры в Интернете Вдали от нашего уютного дома в космосе звезды совершают жестокие и экстремальные действия, которые почти невозможно вообразить . — Брайли Льюис, Popular Science , 9 января 2023 г. Размерность проблемы выходит за все воображение . — Трейси Киддер, New York Times , 5 января 2023 г. С тех пор реквизит вырос за пределы воображения , выплеснувшись из школы в его личную жизнь. — Шеннон Ларсон, BostonGlobe.com , 28 октября 2022 г. Эта статья призвана пролить свет на то, как развивается цифровой опыт после 9 лет.0058 воображение максимально использовать новые возможности веб-технологий и платформ. — Прасанна Сингараджу, Forbes , 11 октября 2022 г. От питонов, удавов до анаконд, змеи могут превышать длину и вес за пределами вашего самого смелого воображения . — Оливия Мансон, USA TODAY , 6 октября 2022 г. Высокие продажи многих из этих книг свидетельствуют о том, что читатели жаждут услышать каждую сногсшибательную подробность о реальном персонаже, который находится за пределами девятки. 0058 воображение большинства лихорадочно мечтающих писателей-фантастов. — Билл Картер, CNN , 30 сентября 2022 г. А в случае с Bottega он превосходит воображение своим изысканным мастерством. — Рэйчел Ташджян, Harper’s BAZAAR , 26 сентября 2022 г. Многое в моей жизни выходит за рамки моего воображения , и одно из них — собственный дом. — Икста Майя Мюррей, 9 лет.0058 The New Yorker , 21 сентября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «воображение». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийский ymaginacioun, заимствован из англо-французского и латыни; Англо-французский Ymaginacion, , заимствованный на латыни Imāginātiōn-, imāginātiō, из Imāginārī «, чтобы представить» + -tiōn-, -tiō, Surfboy Arace
903903903903 известен известен9039039039039039 значение, определенное в смысле 1Путешественник во времени
Первое известное использование воображение было в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
воображениевоображаемая единица
воображение
воображаемый
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Style
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
«Воображение. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/imagination. По состоянию на 21 марта 2023 г. существительное
воображение·и·нация im-ˌaj-ə-nā-shən
1
: действие или способность формировать ментальную картину чего-то несуществующего и особенно чего-то, чего человек не знал и не испытывал
2
: творческая способность
3
: создание разума
Медицинское определение
воображение
существительное
воображение·и·нация im-ˌaj-ə-ˈnā-shən
: действие или процесс формирования сознательной идеи или мысленного образа чего-либо, никогда ранее полностью не воспринимавшегося в действительности тем, кто формирует образы (как посредством синтеза запомненных элементов предшествующих сенсорных переживаний или идей, измененных бессознательной защитой механизмы)
также : способность или дар формировать такие сознательные идеи или мысленные образы, особенно в целях художественного или интеллектуального творчества : Перевод воображение для говорящих на арабском языке
Britannica.