Разное

Что такое самосознание 6 класс: Самосознание и самооценка

Самосознание и самооценка

Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.

Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:

·        своих сильных и слабых сторон;

·        взаимоотношений с окружающими его людьми;

·        своих моральных и физических качеств;

·        практических умений и навыков.

Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».

Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.

Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.

Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?

Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.

Но что же нужно знать для правильной самооценки?

Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.

«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?

Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.

На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.

Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.

…….. и от тебя, Лиса, уйду!

Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.

Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей».  

Как правило, человек с завышенной самооценкой:

·        всегда уверен в собственной правоте;

·        пытается оставить в споре последнее слово за собой;

·        не признаёт чужого мнения;

·        в случае неудачи винит не себя, а окружающих;

·        никогда не просит прощения и не извиняется;

·        постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;

·        в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;

·        враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;

·        эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;

·        любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.

Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?

Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.

Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.

Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».

При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.

Человеку с заниженной самооценкой свойственны:

·        чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;

·        обида на критику в свой адрес;

·        нерешительность и боязнь допустить ошибку;

·        желание угодить, чтобы не обидеть человека;

·        идеализм;

·        постоянное чувство вины;

·        пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;

·        зависть;

·        отношение к временным неудачам, как к постоянным.

Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:

·        верить в себя и не думать о неудачах;

·        забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;

·        правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;

·        анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;

·        признавать свои неудачи и промахи;

·        избегать излишней неуверенности в себе.

По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.

Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.

Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее.

Перебирая каждую бусинку, надо мысленно отдавать себе такие команды. По мнению психологов, постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние неуверенного в себе человека, главное – не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.

Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.

В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он  стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.

Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.

что это такое в обществознании, определение, способы познания самого себя, путь

Что такое самопознание — суть понятия в обществознании

Определение 

Самопознание — это способность человека к самоанализу, обнаружению своих сильных сторон, своих качеств, своих недостатков и собственных характеристик.

В философии «самопознание» обычно относится к знанию собственных психических состояний, то есть того, что человек чувствует или думает, или во что он верит или желает. По крайней мере, со времен Декарта большинство философов считали, что самопознание заметно отличается от нашего знания внешнего мира (оно включает в себя наше знание психических состояний других людей).

Понятия самопознания и самооценки идут рука об руку. Чем выше личное самопознание, тем адекватнее у человека самооценка, поскольку он осознает все способности, которые у него есть.

Самопознание позволяет индивиду ценить себя, иметь больше терпения с работой над недостатками и открывать свои способности, чтобы использовать их намного лучше. Важно работать над самопознанием для достижения внутреннего баланса и эмоционального благополучия.

Примечание 1

Разница между самопознанием и самооценкой:

Самооценка — это оценка, которую человек дает самому себе.
Самопознание — это информация, которую человек получает о себе.

Самопознание является процессом, посредством которого человек создает близкую к реальности концепцию себя, обходясь без предубеждений, завышенной самооценки (идеализирования своей личности) или заниженной (создание негативного образа себя из-за временных неудач или мнения окружающих).

Таким образом, это сложный процесс, поскольку для того, чтобы участвовать в нем, человек должен отказаться от тех непосредственных и интуитивных впечатлений, которые приходят на ум в тот момент, когда он пытается понять себя.

Что дает человеку познание самого себя

Важность самопознания

Самопознание является ключом к психологическому благополучию:

  1. Знание себя позволяет понять собственные желания в работе или в повседневной жизни.
  2. Оно также позволяет лучше управлять нашими эмоциями даже в самых сложных ситуациях.
  3. Самопознание тесно связано с эмоциональным интеллектом, поскольку знание интерпретации наших эмоций связано с саморефлексией и улучшением психического здоровья.
Примечание 2

Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои собственные эмоции и управлять ими, чтобы снять стресс, эффективно общаться, сопереживать другим, преодолевать трудности и разрешать конфликты. Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, добиваться успеха в учебе и на работе, а также достигать своих карьерных и личных целей. Его развитие также помогает установить связь со своими чувствами, превратить намерение в действие и принимать обоснованные решения о том, что для вас важнее всего.

С другой стороны, знание себя очень важно для личного развития. Это помогает индивиду ставить достижимые цели. По этой причине самопознание важно на некоторых этапах жизни, где возникает много сомнений.

Дефицит самопознания приводит к переоценке субъективных сильных сторон, что может привести к снижению успешности деятельности и удовлетворенности жизнью.

Шаффнер (2020) перечисляет пять причин, по которым самопознание необходимо для психологического роста:

  1. Самопознание удовлетворяет желание учиться и осмысливать опыт.
  2. Оно предотвращает расхождение между самовосприятием и восприятием нас другими.
  3. Оно освобождает нас от иррациональных прихотей нашего бессознательного.
  4. Самопознание также способствует упреждающим реакциям, а не реактивности.
  5. Оно является необходимым первым шагом к позитивным переменам.

Другие преимущества включают в себя меньшее разочарование в работе, меньшую неуверенность и зависть, а также меньший стресс из-за денег. Кроме того, мы обретаем способность брать на себя ответственность за свои эмоции и проявлять больше сочувствия и сострадания.

Неспособность распознать чувства делает людей уязвимыми и находящимися в их власти.

Виды самопознания, основные этапы

Виды самопознания

1. Самосознание

Самосознание — это способность познать себя, иметь глубокое понимание того, что делает нас теми, кто мы есть: не только наши сильные и слабые стороны, но и то, что вызывает наши эмоции и поведение, или каковы наши основные ценности.

2. Социальная осведомленность

Социальная осведомленность — это способность понимать других, свои отношения с ними и отношения, которые другие люди поддерживают друг с другом.

3. Организационная осведомленность

Организационная осведомленность, вероятно, самый сложный из всех трех видов. В каждой группе, к которой вы принадлежите, в том числе и рабочей, есть свои ценности и нормы, необходимые для соблюдения всеми членами группы. Понимание этих ценностей и поведения этой группы поможет вам найти подходящее место в ней, продвинуться вверх по служебной лестнице.

Основные этапы самосознания

Существует несколько стадий развития, которую проходят дети, когда у них развивается самосознание. В течение этого времени они склонны демонстрировать странно расщепленное чувство собственного «я».

Биолог Дэниел Повинелли из Университета Луизианы запечатлел этот момент в 2001 году, когда он показал 3-летней Дженнифер видео, на котором она сидит с наклейкой на лбу. Он спросил ее, что она видела. «Это Дженнифер. Это наклейка», — правильно начала она. «Но почему на ней моя рубашка?» Самосознание происходит поэтапно. Хотя Дженнифер могла понять действия на видео, произошел разрыв, когда дело дошло до понимания того, что маленькая девочка на видео на самом деле была ею.

Маленький мальчик, смотрящий в зеркало, может понять, что он смотрит на свое собственное отражение. Но при этом ребенок не понимает, что изображение — это то, как он выглядит все время, без зеркала. Ребенок постарше может понять постоянство своего образа, но не до конца понимать, что это также его образ, который видят другие люди.

В 2003 году Филипп Роша из Университета Эмори провел исследования в области развития, чтобы описать свою теорию о пяти этапах самосознания на основе исследований того, как новорожденные и малыши взаимодействуют с зеркалами, фотографиями и видеозаписями. Вот что он нашел.

Этап 1 (Рождение): Ребенок в зеркале

Самая примитивная стадия взаимодействия с зеркалом заключается в том, чтобы врезаться в него, не подозревая, что это зеркало (например, как птица). Однако исследования показывают, что люди полностью пропускают эту стадию, которую Роша называет уровнем 0, или «путаницей».

На уровне 1 — «дифференциация» — новорожденный знает, что существует разница между его изображением и фоновыми изображениями в зеркале, а также между ним самим и его окружением.

Этап 2 (2 месяца): Манипулирование зеркальным изображением

Только через два месяца после рождения младенцы достигают уровня 2 — «ситуация». Теперь ребенок не только осознает разницу между собой и окружающей средой, но и получает представление о том, как расположено его тело относительно этой среды.

Хотя исследования показывают, что даже новорожденные могут копировать выражения лица, только примерно через 2 месяца ребенок понимает, как управлять своим собственным телом, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Это, пожалуй, лучше всего иллюстрирует исследование 1992 года, которое показало, что 2-месячные дети могут имитировать движения взрослого, высовывающего язык влево или вправо.

Этап 3 (18 Месяцев): Базовое самосознание

На данном этапе дети впервые проходят базовый тест с зеркалом. В возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети узнают, что изображение их в зеркале не только отличается от остальной окружающей среды (этап 1) и не только отличается от окружающей среды в зеркале (этап 2), но и представляет их самих (этап 3, «идентификация»).

В 18 месяцев младенец потянется за меткой, нарисованной на его теле, используя только изображение в зеркале как признак того, что что-то в «я» не так. Возможно, именно поэтому в 18 месяцев большинство детей начинают развивать языковые навыки. Язык требует отделения «я» от других людей.

Этап 4 (от 2 до 3 лет): Взлеты и падения постоянства объекта

Дженнифер, 3-летняя девочка, задавалась вопросом, почему ее образ на видео и в зеркале одет в ее одежду. Роша называет это дилеммой «Я, но не я». На пути к полному самосознанию малыши начинают идентифицировать изображение в зеркале как «я», но все еще часто возвращаются к восприятию изображения как странной версии себя от третьего лица.

Если бы исследователи спросили Дженнифер, кого она видела в зеркале, она, вероятно, сказала бы «меня». И все же, если бы ее попросили описать три фигуры в зеркале, она могла бы ответить «Мама, папа и Дженнифер». «Дети, похоже, все еще колеблются между осознанием себя и осознанием того, что видят, как кто-то другой смотрит на них», — пишет Роша.

Этап 5 (4-5 лет): Рассвет самосознания

Заключительная стадия известна как «мета-самосознание» или самосознание. В этом возрасте ребенок впервые осознает, что изображение в зеркале — это не просто «я» (этап 3), и не просто «я» навсегда (этап 4), а «я», которое видят все остальные.

Четырехлетние дети часто реагируют на это осознание, становясь застенчивыми перед зеркалом, пряча свои лица, когда видят свое отражение. Теперь, когда они знают, что такими их видят и все остальные, дети могут начать беспокоиться.

Сферы и области самопознания

Социальный психолог Рой Баумейстер говорит, что самооценку следует понимать как структуру знаний. Люди обращают внимание на себя, замечая как свои внутренние состояния и реакции, так и свое внешнее поведение. Благодаря такому самосознанию люди собирают информацию о себе. Я-концепция строится на основе этой информации и продолжает развиваться по мере того, как люди расширяют свои представления о том, кто они есть.

Недавно ученые признали самопознание динамичной, активной структурой, на которую влияют как мотивы индивида, так и социальная ситуация.

Компоненты самооценки (по Карлу Роджерсу)

Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предположил, что я-концепция включает в себя три компонента:

1. Представление о себе

Представление о себе — это то, как люди видят себя. Представление о себе включает в себя то, что человек знает о себе физически (например: темные волосы, голубые глаза, высокий рост), его социальные роли (например: жена, брат, бизнесмен) и его личностные черты (например: общительный, серьезный, добрый).

Представление о себе не всегда соответствует действительности. Некоторые люди придерживаются завышенного восприятия одной или нескольких своих характеристик. Эти завышенные представления могут быть положительными или отрицательными, и у человека может быть более позитивный взгляд на определенные аспекты себя и более негативный взгляд на другие черты личности.

2. Чувство собственного достоинства

Самоуважение — это ценность, которую индивид придает себе. Индивидуальный уровень самооценки зависит от того, как мы оцениваем себя. Эти оценки включают наши личные сравнения с другими, а также представление других о нас.

Когда человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он в чем-то лучше других, а люди благосклонно реагируют на его дятельность — самооценка человека в данной области растет.

С другой стороны, если человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он не столь успешен в определенной области, и люди негативно реагируют на его действия, то его самооценка снижается. Мы можем иметь высокую самооценку в некоторых областях («Я хороший ученик»), в то же время имея отрицательную самооценку в других («Меня не любят»).

3. Идеальное «я»

Идеальное «я» — это то «я», которым человек хотел бы быть. Часто существует разница между представлением о себе и своим идеальным «я». Это несоответствие может негативно сказаться на самооценке человека.

Способы и средства самопознания

Самосознание непросто, так как оно требует мотивации, воли и времени.

Если человек хочет улучшить свое самочувствие и узнать себя, есть некоторые способы и средства, позволяющие ему сделать это:

  • Писать дневник

Ведение дневника помогает нам лучше узнать себя. Это хорошо, потому что мы переосмысливаем сделанное в течение дня, какие эмоции при этом испытывали и что думали. Кроме того, полезно повторное чтение своих записей. Данному занятию можно посвятить 10 минут перед сном.

  • Укажите свои добродетели, страсти и недостатки

Чтобы выполнить это, перечислите все достоинства и недостатки, которые вы в себе обнаружите. Сделайте то же самое со своими увлечениями. Это часто помогает улучшить самомотивацию и счастье.

  • Попросите кого-нибудь описать вас

Чтобы увидеть себя со стороны, попросите друга описать вас так, как он вас видит. Многие люди не имеют представления об образе, который они проецируют.

  • Сделайте колесо жизни

Хорошо известный способ улучшения самопознания — это техника личного развития, известная как «колесо жизни». Она включает в себя круг и выбор 10 областей вашей жизни, которые вы хотите изменить или улучшить. Колесо жизни приглашает вас задуматься о различных аспектах, являющихся частью вашей жизни: дружба, семья, работа, досуг и т. д.

Этот способ также заставляет людей задуматься о приоритетах, о действиях, которые они предпримут, чтобы изменить свою жизнь.

Навыки самосознания шестиклассников

Социальные навыки

Вот что нужно знать о самосознании шестиклассника.

Джейми Фарнсворт Финн

Самосознание — это познание самого себя. Это определение ваших эмоций, сильных сторон и проблем, а также знание того, как ваши эмоции влияют на ваше поведение. В этом возрасте учащиеся средних классов часто гораздо больше подвержены влиянию своих чувств, но могут не осознавать, как эти эмоции влияют на их поведение. Когда они развивают самосознание, они могут распознавать свои эмоциональные триггеры и сильные стороны. Они могут искать группы, клубы или классы, которые обращаются к их сильным сторонам, и у них могут быть более реалистичные ожидания в отношении своих проблем. Самосознание является ключом к управлению действиями и постановке целей на будущее; это навык, который поможет вашему ребенку развиваться.

В среднем школьном возрасте у молодых людей происходит переход от детства к юности, и это может влиять на их поведение. Эта фаза отмечена эмоциональным и физическим ростом. Начало полового созревания может также сделать некоторых подростков непредсказуемыми или капризными и заставить их чувствовать себя неуправляемыми в своем изменяющемся теле. Вы можете помочь своему подростку пережить эти годы, уделив время тому, чтобы выслушать его опасения, дать рекомендации и поддержку.

Ваш школьник может точно определить свои эмоции и сложности различных эмоций, таких как ревность, разочарование и гордость. Ваш ребенок также может быть в состоянии определить причины определенных эмоций, таких как стресс, гнев или волнение.

Ваш учащийся средней школы также начинает лучше понимать свои сильные стороны и трудности и может начать делать выбор, основываясь на этом понимании. Например, если ваш ребенок обладает музыкальным талантом и выбирает уроки хора вместо уроков физкультуры, несмотря на то, что все его друзья ходят в спортзал, он демонстрирует самосознание.

Не удивляйтесь, если самосознание вашего ребенка окажется непоследовательным. Директор Лаборатории социального и эмоционального обучения Рутгерса Морис Элиас говорит, что ваш ребенок может быть недостаточно уверен в себе, чтобы по-настоящему знать свои эмоции и не сомневаться в них, если их сверстники думают иначе. Самосознание может быть непоследовательным, поскольку ваш ребенок выясняет, что ваш ребенок на самом деле думает о своих чувствах, и что, по мнению вашего ребенка, его друзья хотят, чтобы они чувствовали.

Имейте в виду, что каждый подросток развивается с разной скоростью, что приводит к разному социальному и эмоциональному поведению. Концепции, выделенные в этом разделе, основаны на пяти наборах компетенций, разработанных организацией Collaborative for Academic, Social and Emotional Learning (CASEL). Если у вас есть опасения по поводу развития вашего подростка, обратитесь к его учителю, школьному психологу или своему лечащему врачу.

Узнайте больше о том, как поддержать своего ребенка, на нашей странице советов по самосознанию для шестиклассников.

Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью экспертов в данной области, в том числе Мориса Элиаса, директора Лаборатории социально-эмоционального развития и развития персонажей Рутгерса, и Дженнифер Миллер, автора книги Уверенные родители, уверенные дети.

Джейми Фарнсворт Финн

Что такое самосознание и почему оно важно — Better Kids

Что означает самосознание? Хотя самосознание можно охарактеризовать как ощущение собственной личности и характера, оно также важно для понимание своих эмоций.  Сотрудничество в области академического и социально-эмоционального обучения определяет самосознание как одну из основных компетенций социально-эмоционального обучения как «способность точно распознавать собственные эмоции, мысли и ценности и то, как они влияют на поведение. Способность точно оценивать свои сильные и слабые стороны, с обоснованным чувством уверенности, оптимизма и «мышления роста».

Что такое самосознание?

Когда мы осознаем себя, мы можем:

  • распознавать свои эмоции , что является первым шагом к регулированию наших эмоций. В самом деле, как мы можем регулировать нашу тревогу, гнев или печаль, если мы не в состоянии распознать эти эмоции в себе?

  • определение наших триггеров , что помогает нам лучше планировать, как реагировать в следующий раз и принимать более ответственные решения относительно нашего поведения и наших эмоций

  • сопереживать другим и принимать точку зрения другого человека, что помогает нам разрешать конфликты и строить позитивные отношения.

Когда нам не хватает самосознания, нам труднее понять и улучшить свои реакции, что подрывает наше самоуправление, социальную осведомленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений.

Признание самосознания

Я по-настоящему осознал себя год назад, когда заканчивал первый год обучения в аспирантуре. Я потратил некоторое время на определение своих сильных и слабых сторон, но только когда я провел некоторое время, исследуя свои эмоции и ситуации, которые стояли за ними, я понял, что значит быть самосознательным. Понимание того, когда и почему я был взволнован или расстроен, помогло мне почувствовать себя более уверенным в том, что я могу использовать здоровые стратегии преодоления трудностей, чтобы справиться с этими сильными эмоциями.

Развитие этого навыка у детей будет выглядеть по-другому, поскольку они все еще развиваются и учатся выражать словами сложные эмоции, которые они могут испытывать время от времени. Многие дети, такие как дошкольники, которых я учил, часто импульсивно выражают сильные эмоции и не успевают понять, почему они расстроены или злы. Первым шагом педагога или родителя является установление важности признания наших эмоций , даже если это происходит после того, как они уже произошли. Опасность не признавать их заключается в том, что мы забываем о причинах, по которым мы так себя чувствовали, что затрудняет поиск стратегий выживания, которые лучше всего работают для нас и всех остальных участников.

Дженн приходит в себя:

Одна из одноклассниц Дженн не захотела помочь ей с головоломкой, и она начала хмуриться и ей стало тепло. Она поняла, что злится из-за того, как себя чувствовало ее тело. Вместо того, чтобы злиться на одноклассника, она решила использовать свои стратегии выживания и сделать несколько глубоких вдохов. Она подумала о ситуации с точки зрения своего одноклассника и поняла, что он уже играет с кем-то другим. Дженн сопереживала своей однокласснице и решила найти кого-нибудь, кто играл бы сам по себе.

Без самосознания пример Дженн мог бы выглядеть так:

Когда одна из одноклассниц Дженн не захотела помочь ей с головоломкой, она начала хмуриться и ей стало тепло. Она отложила головоломку в сторону, скрестила руки на груди и накричала на одноклассницу за то, что она грубая. Дженн продолжала дуться и обвинять одноклассницу в своем плохом настроении.

Вот Джоуи, который осознает себя:

У Джоуи были проблемы с домашним заданием. Его мама готовила ужин, и он не хотел прерывать ее, чтобы попросить о помощи. Он понял, что разочарование не поможет ему ясно обдумать задание. Джоуи вспомнил, что у него есть еще одно задание по классу, в котором он хорошо успевает, и был уверен, что сможет закончить его до обеда. После ужина мама Джоуи могла помочь ему с заданием, с которым он мучился.

Без самосознания пример Джоуи мог бы выглядеть так:

У Джоуи были проблемы с домашним заданием. Его мама готовила ужин, но он прервал ее, сказав, что ему нужна помощь с заданием, и это не может ждать. Когда мама Джоуи предложила ему поработать над другим заданием до обеда, он еще больше расстроился, скомкал домашнюю работу и убежал в свою комнату.

Положительные результаты самосознания

Повышение самосознания дает множество положительных результатов. Мы чувствуем себя более приземленными, уверенными и эффективными . Это важно для детей, поскольку они начинают укреплять другие навыки, такие как установление позитивных отношений и принятие ответственных решений. Как и в случае любого социально-эмоционального навыка, прогресс, которого мы достигаем в самосознании, может быть нелинейным. Тем не менее, есть некоторые вехи, которые мы можем отслеживать для себя и наших детей, чтобы признать положительные результаты большего самосознания.

  • Мышление роста:

Когда мы осознаем себя, мы можем распознать свои сильные и слабые стороны. Эти знания помогают нам ставить перед собой цели. Мы знаем, где нам есть куда расти, и это хорошо! Наши сильные стороны помогают нам чувствовать себя уверенными в своей способности исправить наши слабые стороны. Если бы мы не осознавали себя, мы могли бы попасть в ловушку фиксированного мышления, из-за которого мы с меньшей вероятностью воспользуемся возможностью для роста. Как родители, мы можем моделировать это для наших детей. Родители могут сделать это, изучив новый навык сами или поговорив со своим ребенком о том, что они знают о себе и хотели бы улучшить. Изучение нового навыка или преодоление слабости может показаться трудным, но рост и комфорт не могут сосуществовать. Наше самосознание напоминает нам, что мы способны на большее, чем можем себе представить, а это значит, что нам, возможно, придется выйти из зоны комфорта.

  • Уверенность в себе:

Я всегда думал, что есть секретный способ стать увереннее. Я начал замечать, что когда я лучше осознаю свои эмоции, я также более уверен, что могу регулировать их в позитивном ключе. Что касается моих учеников, я заметил, что, когда они осознавали знания и навыки, которые они изучают, они были более уверены в том, что могут выполнять аналогичные или более сложные уроки. Например, после того, как мои ученики потратили некоторое время на практику счета и распознавания чисел, они были рады сыграть в математическую игру, используя полученные навыки, потому что они были уверены в своей способности применить навык в новой ситуации.

  • Оптимизм:

Несмотря на то, что сильные эмоции могут быть непреодолимыми, способность распознавать их — это положительный шаг к их регулированию. Мы можем помочь детям с оптимизмом относиться к решению этих проблем, будь то конфликт, вызвавший у них гнев, или домашнее задание, которое их расстроило. Когда мы осознаем себя, мы также можем распознавать собственные мысли: положительные и, да, отрицательные. Родители могут помочь своим детям лучше понять, как превратить негативные мысли в позитивные, поделившись ими вслух. Например, родитель может сказать своему ребенку: «Я был расстроен, потому что идет дождь, и я подумал, что мы могли бы пойти в парк, но я очень рад собрать с тобой твою новую головоломку».

Практика самосознания

Существует множество занятий, которые родители могут выполнять со своим ребенком или их ребенок может выполнять самостоятельно, чтобы практиковать самосознание. Большинству может потребоваться всего несколько минут в начале дня, в течение дня или в конце дня. Независимо от того, когда вы и ваш ребенок выполняете эти действия, важно помнить, что каждое из них требует от вас полного присутствия в данный момент и сосредоточения на действии .

Многие упражнения йоги или медитации с гидом помогают участникам задуматься о своем внутреннем я и почувствовать себя в настоящем моменте. Выработка осознанных привычек может помочь вам лучше осознавать свои эмоции и сильные стороны.

Ведение дневника в письменном виде или в виде рисунка — это отличный способ для вашего ребенка выразить свои чувства, свои цели и поразмышлять о прошедшем дне. Примером такого типа размышлений является размышление о розе и шипе, в котором ваш ребенок думает о чем-то положительном, что произошло в ваш день (ваша роза), и о чем-то, что не шло хорошо (ваша шип). Затем вы можете поговорить с ребенком о том, можно ли что-нибудь сделать, чтобы улучшить его сложную ситуацию.

  • Идентифицировать значения:

Родители могут помочь своему ребенку определить, что для него важно, поделившись своими ценностями . Эти обсуждения могут помочь детям понять, почему они сильнее относятся к определенным вещам, потому что это важно для них.

Когда мы осознаем себя, важно быть честными с самими собой. Это означает признание наших сильных эмоций, даже когда они трудны. Родители могут помочь своим детям признать свои чувства, поговорив с ними об этом, даже если это произошло после того, как это произошло. Например, родитель может сказать: «Я заметил, что ты расстроился раньше, потому что не хотел ни с кем разговаривать и сбил сестру с толку. Не могли бы вы поговорить о том, почему вы так себя чувствовали?» Эти разговоры помогут вашему ребенку распознать свои эмоции и поведение, которое они продемонстрировали, чувствуя определенную эмоцию. Они также помогут вашему ребенку обогатить свой словарный запас , чтобы они могли точно описать интенсивность своих эмоций: чувствуют ли они раздражение, расстроенность или ярость?

Прислушиваться к своему телу и к тому, что оно говорит нам о своих чувствах, — это осязаемая практика помощи детям в развитии самосознания. Наши тела — это компас того, что мы чувствуем, например, когда ребенок говорит «у меня болит животик», это может означать «я беспокоюсь» или «мне страшно». Как родители, мы можем помочь нашим детям понять, как наше тело реагирует на наши эмоции. Родитель может спросить рассерженного ребенка, жарко ли ему или бьется ли его сердце. Это так называемые физиологические реакции, которые отличаются от наших поведенческих реакций на эмоции.

  • Знайте свои триггеры:

Когда мы злимся или беспокоимся, не всегда легко понять, что их вызвало. Даже будучи взрослыми, мы можем обнаружить, что отвечаем на вопрос «Что не так?» с «не знаю». Некоторые из наших триггеров могут быть более очевидными, чем другие. Например, вы можете помочь своему ребенку осознать, что он расстраивается, когда брат или сестра берет у него игрушку. Что касается триггеров, которые не столь очевидны, вы можете помочь своему ребенку, задавая такие вопросы, как: «Когда вы начали чувствовать себя так?» и «Как долго это продолжалось?» По мере того, как наши дети развивают самосознание и независимость, они могут начать задавать себе эти вопросы, чтобы помочь им определить триггер, стоящий за их эмоциями. Они обнаружат, что это может быть реакция на то, что им кто-то сказал, или предвкушение стрессового момента, например, первого дня в школе.

Как человеческие существа, у всех нас есть общие потребности, описанные в иерархии потребностей Маслоу: основные потребности (еда, сон), безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самореализация.

Когда дети испытывают сильные эмоции, полезно научить их определять, какие из их потребностей удовлетворены, а какие не удовлетворены : например, ребенок может испытывать тревогу, потому что его потребность во сне и безопасности не удовлетворена, или грустить, потому что его потребность в любви и принадлежность не удовлетворена. Выявление неудовлетворенных потребностей поможет им найти решения.

Когда мы осознаем себя, мы хорошо понимаем, кто мы есть. Это включает в себя признание и признание наших эмоций, даже когда это трудно. Это важно для того, чтобы замечал, как наше поведение соответствует нашим эмоциям . Помогая детям распознавать и практиковать самосознание, вы повысите их уверенность в себе, установку на рост и оптимизм. Осознание того, кто мы есть и что мы чувствуем, является важным первым шагом к социально-эмоциональному обучению и даст детям инструменты, необходимые им для понимания самоуправления, социальной осведомленности, навыков взаимоотношений и ответственного принятия решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *