Разное

Что такое мышление в психологии определение: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Содержание

Мышление в психологии — Психологос

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

Мышление визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Мышление комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. Подробнее…

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

Мышление практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Подробнее…

Мышление теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.

какие виды и типы бывают

  • Главная
  • Блог
  • Психология
  • Что такое мышление, за что оно отвечает и как работает?

Вернуться к статьям

Забрать
подарок

Психология

19.05.2021  |   1034 просмотра   |   Дата обновления: 26.04.2023

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

Общеизвестен тот факт, что от прочих млекопитающих человека отличает способность к мышлению.

А что такое мышление? Из этой статьи вы узнаете, каким может быть мышление, что за функции выполняет, какие задачи способно решить, и с чем связано.

Понятие мышления

В психологии мышление — это процесс познавательной деятельности человека. Благодаря этой особенности, свойственной только высшим приматам, индивид моделирует реальность, которая его окружает. Как уже было замечено ранее, мышление является сугубо человеческим свойством — животные, включая человекообразных обезьян, познают мир и формируют представление о нем преимущественно с помощью ощущений. 

Изучая суть мышления, психологи и философы определили две важных его особенности: опосредованность и обобщенность. Проще говоря, через мышление каждый человек способен познать окружающий мир как прямо, так и косвенно, а также прийти от общего к частному. 

Формы мышления

Итогом любой мыслительной деятельности становится формирование понятий, суждений и умозаключений.

Что это?

  1. Понятие представляет собой общее представление человека о чем-либо. 
  2. Суждение — это способ мышления, в процессе которого происходит либо утверждение, либо отрицание какого-либо признака конкретного предмета или явления.
  3. Умозаключение (логическое умозаключение) — это форма мышления, заключающаяся в формировании последовательности из нескольких суждений. 

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами.

И да, это бесплатно!

Стоит отметить, что исходная (то есть, наиболее простая форма мышления) — это суждение. Именно оно, в конечном счете, приводит к формированию у индивида понятий и вынесению умозаключений.

Функции мышления


  1. Обобщение. Благодаря мышлению, мы можем выделить несколько общих качеств и свойств у разных предметов окружающей действительности.
  2. Анализ. Под анализом понимается функция мышления, позволяющая из целого выделить составляющие. Обратный анализу процесс называется синтезом. 
  3. Сравнение. Благодаря данной особенности мышления, мы можем выявить, чем определенные предметы похожи друг на друга, а в чем состоит их отличие. 

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест


Типы мышления

Если понаблюдать за поступками и послушать, о чем говорят разные люди, то можно обнаружить, что мышление у них организовано по-разному. Эта разница определяет то, к какой категории относится каждый конкретный человек. 

  1. Интроверсия и экстраверсия. К интровертам относятся те люди, чье мышление направлено вовнутрь. Соответственно, у экстравертов все мысли — о том, что их окружает.
  2. Практика и теория. В первом случае люди больше сконцентрированы на воплощении чего-либо в реальной жизни. Во втором — немного оторваны от реальности, так как больше привыкли философствовать, нежели делать. 
  3. Позитивизм и негативизм. Как следует из названия, первые подмечают положительные моменты в конкретной ситуации, вторые — видят сначала отрицательные качества или черты.
  4. Логика и эмоции, интуиция. Люди с хорошо развитой логикой доверяют получаемой извне информации. Те же, кто полагается на интуицию, больше верят эмоциям и впечатлениям. 

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что мышление — это одно из самых высоких качеств человека. Более подробно ознакомиться с другими составляющими нашего сознания вы можете с помощью статей раздела «Психология».  

  • Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»

    Скачать бесплатно

  • Категории по теме:

    • Все статьи
    • Нутрициология
    • Коучинг
    • Сексология
    • Психология
    • Дизайн интерьеров
    • Эксперт.PRO

    Вебинар

    25 мая

    19.00

    Ведущий вебинара

    Павел Лебедько

    Развитие эмоционального интеллекта

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Психология

    Генограмма семьи: как использовать опыт предков?

    Психология

    Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности

    Психология

    Развитие различных видов мышления

    Психология

    5 моделей детско-родительских отношений

    Мышление: определение, виды и примеры

    Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?

    • Что такое мышление в психологии?
    • Какие существуют типы мышления?
    • Каковы характеристики мышления?
    • Какие есть примеры мышления в психологии?
    • Как мы можем развивать наши мыслительные способности?

    Определение мышления в психологии

    Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?

    Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.

    Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и организации в уме, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.

    Типы мышления в психологии

    В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.

    Креативное мышление

    Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!

    Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.

    Дивергентное мышление

    Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.

    Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!

    Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com

    Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!

    Символическое мышление

    Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать мысленные представления объектов, мест, событий или людей в уме. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!

    Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.

    Характеристики мышления в психологии

    Люди с развитым мышлением, как правило, имеют несколько общих характеристик. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.

    Экспертиза и мотивация

    Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.

    Экспертиза относится к основательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту в этом конкретном предмете или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.

    Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубокими мыслительными процессами, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.

    Концепты и прототипы

    Есть еще две характеристики мышления, которые важны в психологии — концепт и прототип.

    Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.

    Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.

    Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.

    Что, если мы вообще избавимся от ментальных понятий и разложим все по категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.

    Прототипы являются репрезентативными элементами в рамках каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.

    Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.

    Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original

    Примеры мышления в психологии

    Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?

    Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена ​​​​через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.

    Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.

    В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.

    Как развить навыки мышления

    Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?

    Улучшение критического мышления

    Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по определенной теме:

    • Определение проблемы

    • Исследование 90 022

    • Определить актуальность ваших данных

    • Задайте дополнительные вопросы

    • Найдите лучшее решение

    • 900 21 Поделитесь своими выводами

    • Проанализируйте свое заключение

    • ПОВТОРИТЕ!

    Мышление – основные выводы

    • Мышление в психологии – это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.
    • В психологии различают три основных типа мышления: творческое мышление, дивергентное мышление и символическое мышление .
    • Креативное мышление в психологии — это способность генерировать инновационные, нестандартные или полезные идеи.
    • Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы выбрать лучшее решение.
    • Символическое мышление — это способность создавать мысленные представления объектов, мест, событий или людей в уме.

    Что такое мышление? Определение, элементы и как это работает?

    Содержание страницы

    Что такое мышление?

    Мышление — это познавательный процесс, использование всего, что связано с долговременной памятью, для достижения цели или решения проблемы.

    В повседневном языке мы используем термин «мышление» в самых разных значениях. Фраза думает лучше означает для более благоприятного мнения, дважды подумай, чтобы пересмотреть, или подумай еще раз, придумай, чтобы изобрести, придумать план и т. д. Webster’s New World Dictionary (19).88) определяет слово «думать» как общее слово, означающее «тренировать умственные способности, формировать идеи, делать выводы и т. д.». Слово причина подразумевает логическую последовательность мыслей, начиная с того, что известно или предполагается, и продвигаясь к определенному заключению посредством сделанного вмешательства. Например, он рассудил, что она примет предложение. Cogitate иногда используется с юмором для описания человека, который думает или, кажется, напряженно думает. Например, я размышлял, а не мечтал. Отражение подразумевает возвращение мыслей к предмету или серию непрерывных мыслей.

    Мышление — невероятно сложный процесс, и его трудно определить и объяснить в психологии. Философ уже целое поколение спорит о значении мышления. В области психологии мышление относится к активному психическому процессу. Психологи определили мышление как манипулирование (обработку) мысленным представлением информации.

    Ментальное представление может принимать форму слова, зрительного образа, звука, данных любой другой сенсорной модальности, хранящейся в памяти. Мышление преобразует конкретное представление информации в новую и другую форму, позволяя нам отвечать на вопросы, решать проблемы или достигать целей.

    Мышление можно определить по-разному:

    Мышление — это символический процесс

    Мышление определяется как представления памяти или символы для определенной цели. Выполняя умственные действия и реализуя решения, люди пользуются визуальными представлениями или мысленными образами людей или объектов. Ментальные образы или визуальные представления могут быть в форме прошлых знаний, понимания знаков, символов, понятий, идей, визуальных образов, слов, языков, чисел и диаграмм, а не в форме открытой деятельности.

    Систематическое пробуждение символов помогает организовать мышление. Например, если нам нужно пронести большой стол через узкий дверной проем, мы вращаем зрительный образ стола в уме, определяя, что стол не влезет, если его не повернуть боком. Дэвис С.Ф. и Палладино (2004) определяют «мышление как умственный процесс, связанный с манипулированием информацией в форме образов или понятий, которые выводятся из нашего поведения».

    Мышление — высший психический процесс

    Мышление относится к когнитивной психологии. Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается высшими психическими процессами, которые исследуют мышление, знание и рассуждение, решение проблем, принятие решений и понимание мира, передачу наших мыслей другим, используя нашу память и текущий опыт. Только посредством мышления мы кодируем, обрабатываем, храним, извлекаем и анализируем информацию.

    Мышление делает человека более высоким организмом, чем животное. Это делает человека способным выиграть приз Романа, исследовать вселенную, мгновенно решать сложные проблемы или быть умственно отсталым. Это процесс, который продолжается до самой смерти. Люди думают даже во сне и во сне.

    Мышление — это субвокальная речь

    Мышление — это частный процесс, внутренняя работа человека, а также механическая деятельность человека. Мышление не является ни деятельностью, ограниченной головой, ни непосредственно наблюдаемой. Он включает в себя имплицитное или внутреннее поведение, ментальные образы и некоторые легкие мышечные движения.

    Мы можем мыслить не только словесными и математическими символами, но и жестами рук, кистей и головы, а также самыми разнообразными выразительными движениями, такими как пожимание плечами, нахмуривание бровей, улыбка и т.д. Таким образом, весь организм участвует в мышлении. Если мы наблюдаем, как дети решают головоломку, мы можем наблюдать за их движениями. По этим движениям мы можем определить, о чем они думают. Таким образом, это называется субвокальной речью.

    Мышление — это удовлетворение потребности или решение проблемы

    Всегда начинается с проблемы и заканчивается ее решением. Это очевидно, когда мы создаем новые значения, убеждения и планы для решения проблем или принятия решений. Одни проблемы решить легко, другие требуют больших усилий, концентрации, терпения и размышлений. Некоторые могут быть неразрешимыми, но тем не менее, мы думаем. Мышление продолжается, чтобы проследить необходимый путь для достижения цели, мысленно устраняя препятствия. Этот процесс помогает понять природу проблемы, определить необходимую информацию для ее решения, а затем создать список решений.

    Мышление можно увидеть в опыте «ага» (я получил ответ), когда люди внезапно находят решение проблемы, которая была в их уме в течение нескольких часов или дней, позже, тем самым удовлетворяя потребность человека. Уоррен, Х.К. и Л. Кармайкл (1930) определяют мышление как «это символическое, инициированное проблемой или задачей, стоящей перед индивидуумом, включающее некоторые пробы и ошибки, но находящееся под прямым влиянием этой проблемы и в конечном итоге ведущее к заключению или решению проблемы». проблема.

    Элементы мышления

    Мышление использует различные инструменты и средства. Это элементы, которые помогают эффективно работать нашему мышлению. Некоторые из них представляют собой мысленные образы, концепции и предложения.

    Ментальные образы

    Ментальные образы — это ментальные картины нашего прошлого опыта. Всякий раз, когда мы думаем об определенных объектах или событиях, мы визуализируем их в их отсутствие. Образы могут быть слуховыми, обонятельными, визуальными, вкусовыми, кожными или кинестетическими. Например, вы можете вспомнить мысленные картины пикника с друзьями, когда вы слушали хорошую музыку (слуховые), наслаждались вкусной едой (вкусовые), нюхали цветы вокруг места пикника (обонятельные), красивые пейзажи (зрительные), танцевали. с друзьями друг другу руки (кожные) и так далее.

    Мысленные образы широко используются в спорте и музыке. Спортсмены используют их на тренировочном этапе. Спортивные психологи выступают за визуальные образы как метод практики для повышения спортивных результатов и реабилитации после травм. Данные исследований показывают, что умственная практика может активировать структуру мозга, которая способствует производительности. Таким образом, образы помогают нам планировать действия, если мы просматриваем информацию, хранящуюся в памяти. Это также помогает в задаче для достижения лучших результатов.

    Хотя образы играют важную роль в мышлении, не все из них связаны с образами. Образы могут не быть необходимыми для абстрактного мышления. Многое из этого связано с формированием и использованием понятий.

    Понятия

    Понятия — это мысленное представление класса объектов, людей, событий и вещей, имеющих общие характеристики. например животные, мебель, овощи и т. д. Цветная капуста, бобы и кочанная капуста являются примерами понятий овощей. Красный, зеленый и белый — это понятия цветов. Цветок — это понятие, но отдельный цветок — не понятие. Слово «мать» — это концепция, но моя мать — не концепция. Точно так же солнце и луна не являются понятиями.

    Понятия помогают уменьшить наши мыслительные усилия и относительно легко облегчают общение. Они организуют сложные явления в более простые, понятные и удобные категории и помогают решать наши проблемы.

    Предложения

    Мышление включает языки, восприятия и символы, чтобы придать смысл нашему мыслительному процессу. Предложения описывают умственное манипулирование этими когнитивными навыками (языки, мысленные образы, концепции) для осмысленных отношений с тем, что мы думаем.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *