В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти
186 840
Познать себяЧеловек среди людей
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Философы, клирики, психологи на протяжении веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным. Потому что у каждого человека свой смысл в жизни.
Этим вопросом задавались все мировые религии, и все они по-своему на него отвечали. Иисус говорил, что смысл жизни в вере в Бога и в том, чтобы обрести царство Божие после смерти. Будда верил, что смысл жизни состоит в том, чтобы прожить ее в гармонии, отринув желания и ненависть.
Мухаммед сказал, что жизнь доверена людям Богом, с тем, чтобы посвятить ее пониманию Бога, и это ведет к вечной жизни.
Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». Стало быть, смысл жизни заключается в том, чтобы ее исследовать, чтобы ее постичь. Ницше связывал его со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаем смысл своей жизни, принимая решения.
Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит рядом: «Почему мы хотим это знать?» Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить.
Итак, зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками жизненного смысла?
Да потому что никто из нас не хочет соглашаться с тем, что жизнь бессмысленна. Вместо того чтобы принять этот факт и двигаться дальше, многие люди тратят всю свою жизнь, чтобы его найти. Они ищут его в религии, философии, психологии.
Люди думают, что если они разбогатеют и станут знаменитыми, то смогут обмануть смерть. Есть безумцы, которые полагают, что они смогут победить смерть, захватив мир. Отрицание смерти и поиск смысла жизни — великая ложь, которая определяет жизнь множества людей на планете.
Отрицание, как и любой защитный механизм, имеет побочный эффект. Чем яростнее мы что-то отрицаем, тем сильнее оно наполняется смыслом. Чем больше мы отрицаем смерть, тем меньше мы замечаем, как уверенно к ней идем. Яркий пример — сколько людей отрицают изменения в климате, несмотря на факты. Зигмунд Фрейд сказал бы на это, что мы бессознательно хотим смерти, бессознательно желаем ее планете.
В восточной традиции практикуются методы глубокой медитации, где главная вещь, над которой размышляют, — смерть. Люди проводят множество часов, медитируя о своей смерти. Они буквально представляют, визуализируют, как лежат в могиле и гниют! Смысл этого действа в том, чтобы достичь состояния, в котором не будет привязанности к жизни, чтобы мы могли полностью осознать, что смертны.
Только приняв факт неотвратимости смерти, мы сможем освободиться от тяготеющей привязанности к жизни и от проблем, которые она несет
Цепляясь за жизнь, во всем пытаясь нащупать смысл, мы приходим к ложным богам, ценностям, мифам, которые ранят не только нас, но и других. Если мы придумаем, что смысл в молении Богу, то всякий, кто ему не молится, будет ниже нас. Если мы решим, что какая-то группа людей (к которой мы, очевидно, принадлежим) — группа «хороших людей», то другая, очевидно, станет «группой плохих». И то и другое ведет к напряжению и разногласиям.
Будда и его последователи не цеплялись за жизнь. Они медитировали о смерти, отказываясь от тщеславных представлений о жизни, жажды мести, власти или славы, от зависти и соперничества. Для тех, кто привык искать смысл с упорством маньяка, такая медитация безумна. Но для буддийских монахов безумство в том, чтобы так упорно цепляться за свою жизнь и думать, что смерть — это то, что бывает с другими.
Источник: Psychcentral
Текст:Никита ПеченегинИсточник фотографий:Shutterstock
Новое на сайте
«Муж изменяет и бьет. Но я не могу уйти — ведь у меня двое детей»
«Муж разозлился, потому что я вышла из-под его контроля и нарушила запреты»
Провокации, интриги и манипуляции: чего ждать от нарциссов и психопатов при разводе — подсказки психологов
«Партнер — зеркало, которое показывает темное внутри нас»: как отношения помогают личностному росту
Скандал с отцом 8-летней фигуристки: почему родители унижают детей-спортсменов — история Мирославы и Михаила Лебедевых
Психологический триллер «Айта»: суд Линча во глубине сибирских руд
Под колпаком: как травмирует материнская любовь
«Я покинул тело»: как работает симулятор смерти — необычное изобретение
Смысл жизни
- Смысл жизни человека соответствует целям общества
- Смысл жизни Современного человека
Смысл жизни человека соответствует целям общества
Смысл жизни — стремление человека к чему-либо, что выходит за рамки его жизни, т. е. не дает непосредственной отдачи и часто не соответствует понятию «эгоистического интереса». Обычно смысл жизни либо связан с оценкой всей жизни человека, либо с тем, что будет после его смерти. При этом цель, к которой стремится человек, должна восприниматься им как нечто сверхценное, что и наполняет его жизнь смыслом.
Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, предпринимаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия принесут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.
Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека — самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.
Как показал известный философ Питирим Сорокин, общество тогда добивается своих целей, когда смысл жизни большинства членов общества соответствует этим целям. Общество, где люди чрезмерно увлекаются чисто эгоистическими интересами, становится уязвимым, плохо отвечает на внешние угрозы и имеет тенденцию к самораспаду. С другой стороны, если смысл жизни жестко навязывается, то люди не могут достаточно гибко менять свой менталитет в ответ на меняющиеся обстоятельства. Это также может привести к гибели общества или отставанию в развитии от других обществ.
Поэтому смысл жизни членов жизнеспособных обществ направлен, как правило, на достижение конструктивных целей. Например, в традиционных обществах смысл жизни определялся религией: хотя реальность цели (место в раю) представляется сомнительной, однако следование религиозным установкам позволяло получать конструктивные общественные результаты. Ведь религиозные установки отражали реалии традиционного общества, и в естественном отборе выжили именно те религии, которые наилучшим образом поддерживали жизнеспособность традиционного общества.
Однако традиционное общество уходит в прошлое и традиционные смыслы жизни перестали соответствовать реальности. В результате возникает психологический кризис, «потеря смысла жизни», что некоторыми воспринимается как некая катастрофа и духовный упадок общества. В действительности подобные явления всегда сопровождают переход общества от одного состояния к другому. Но Современное общество предлагает новый смысл жизни, способный двигать общество вперед и обогащать каждого из его членов.
Смысл жизни Современного человека
Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека.
В то же время, Современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.Смысл жизни Современного человека — самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель — превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, демиурга, строителя мира.
Любой человек, встроенный в Современное общество, — это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе — участник создания новой Вселенной (ведь всего лишь за несколько сотен лет мы преобразовали планету Земля — значит за миллионы лет преобразуем и Вселенную). И неважно, где и кем мы работаем — двигаем экономику вперед в частной фирме или учим детей в школе — наш труд и вклад нужен для развития.
Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно — на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой Современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества.
Благодаря нам — Современным людям — мир и развивается. А без развития его ждала бы катастрофа (см. раздел «Развитие»). Современные люди (т.е. терпимые, изобретательные, энергичные, профессиональные) были всегда. Именно мы придумали, как добывать огонь, именно мы поняли, как выращивать нужные растения, именно мы изобрели каравеллы, на которых плавал Колумб, именно мы придумали паровой и бензиновый двигатели, мы сделали первый компьютер, благодаря нам Гагарин полетел в космос и человек вступил на Луну. Может быть это слишком пафосно, зато верно :). Отличие нынешней эпохи от предыдущих заключается лишь в том, что впервые в истории мы — Современные люди — становимся большинством.
И наоборот, люди, которые живут прошлым, а не будущим, чувствуют, что их жизнь теряет смысл; что то прошлое, на которое они молятся, заканчивается. Отсюда всплески отчаяния — религиозный фанатизм, терроризм и т.п. Век традиционных обществ закончился. Тем не менее, следует помнить, что фанатики хотят разрушить наш смысл жизни, нацеленный на развитие и процветание, и мы должны эффективно противостоять этому.
Смысл жизни Современного человека дает ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненую позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами (либо процветающими предпринимателями). В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование — и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.
Таким образом, Современный человек реализует свой смысл жизни не за счет себя, не за счет каких-то личных жертв, а, напротив, на благо себе, своей семье, в том числе и в пользу своей материальной обеспеченности. Ведь Современное общество — это общество, где саморазвитие приводит к богатству. Единственная жертва, которую должен принести человек, — это упорно учиться и быть энергичным.
Как изменились взгляды американцев на смысл жизни
За последние четыре года в Соединенных Штатах многое изменилось: от новой администрации в Вашингтоне до пандемии COVID-19, которая нарушила работу, финансовую безопасность, семейные структуры и даже возможность свободно передвигаться, не говоря уже о влиянии на здоровье населения.
Наряду с этими сдвигами американцы изменились в том, в чем они находят смысл своей жизни, согласно новому анализу опросов, проведенному Pew Research Center в сентябре 2017 и феврале 2021 года. В оба года Центр попросил репрезентативную выборку взрослых американцев своими словами ответьте на следующий вопрос: «Что в вашей жизни вы считаете осмысленной, приносящей удовлетворение или удовлетворение? Что вас поддерживает и почему?»
Основываясь на этих опросах, вот шесть фактов о том, где американцы находят смысл жизни, и как изменились их ответы за последние четыре года. В анализе также рассматривается, как отношение в США сравнивается с отношением в 16 других странах с развитой экономикой, опрошенных Центром в 2021 году.
Как мы это сделали
их значение в жизни и исследует, как реакция в Соединенных Штатах менялась с течением времени, а также чем она отличается от реакции в других странах мира. Подробности об анализе с течением времени можно найти в Методологии сравнения опросов США 2017 и 2021 годов о смысле жизни.
Для этого анализа мы провели общенациональные репрезентативные опросы 4867 взрослых американцев с 14 по 28 сентября 2017 г. и 2596 взрослых американцев с 1 по 7 февраля 2021 г. Все, кто принял участие в обоих опросах, являются членами Центра. American Trends Panel (ATP) — панель онлайн-опросов, которая набирается путем случайной выборки адресов проживания по всей стране. Таким образом, почти все взрослые имеют возможность выбора. Опросы были взвешены, чтобы репрезентативно представлять взрослое население США по полу, расе, этнической принадлежности, партийной принадлежности, образованию и другим категориям.
В обоих опросах респондентов просили ответить на следующий открытый вопрос: «Нам интересно узнать, что значит жить приносящей удовлетворение жизнью. Пожалуйста, найдите минутку, чтобы подумать о своей жизни и о том, что делает ее стоящей, а затем ответьте на приведенный ниже вопрос как можно вдумчивее. Что в вашей жизни в настоящее время кажется вам значимым, полноценным или удовлетворительным? Что вас поддерживает и почему?»
Мы также провели общенациональные репрезентативные опросы 16 254 взрослых с 12 марта по 26 мая 2021 года в 16 странах с развитой экономикой. Все опросы проводились по телефону со взрослыми в Канаде, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Испании, Швеции, Великобритании, Австралии, Японии, Новой Зеландии, Сингапуре, Южной Корее и Тайване. Ответы взвешены, чтобы быть репрезентативными для взрослого населения в каждой аудитории. Респондентам в этих пабликах была задана более короткая версия вопроса, заданного в США: «Мы заинтересованы в изучении того, что значит жить удовлетворительной жизнью. Какие аспекты своей жизни вы в настоящее время считаете значимыми, приносящими удовлетворение или удовлетворение?» Ответы были расшифрованы интервьюерами на языке, на котором проводились интервью.
Исследователи изучили случайные выборки англоязычных ответов, машинно переведенных неанглоязычных ответов и ответов, переведенных профессиональной переводческой фирмой, чтобы индуктивно разработать кодовую книгу для основных источников значения, упомянутых в 17 публичных источниках. Кодовая книга неоднократно улучшалась посредством практического кодирования и расчетов надежности интеркодера, пока не был официально принят окончательный выбор из 20 кодов (см. Приложение C полного отчета).
Чтобы применить кодовую книгу к полной коллекции из 18 850 ответов, группа кодировщиков и профессиональных переводчиков Pew Research Center была обучена кодировать ответы на английском и других языках соответственно. Кодировщики в обеих группах кодировали случайные выборки и оценивались на согласованность и точность. Их просили независимо кодировать ответы только после достижения приемлемого порога надежности интеркодера. (Подробнее об этом читайте в Приложении А к полному отчету.)
Вот вопрос, использованный для этого анализа, вместе с закодированными ответами для каждой публики. Открытые ответы, включенные в анализ и в сопровождающий интерактив, были слегка отредактированы для ясности (и, в некоторых случаях, переведены на английский язык профессиональной фирмой). Здесь вы найдете более подробную информацию о нашей международной методологии опроса и схемах выборки для конкретных стран. Для респондентов из США: узнайте больше о методологии ATP.
Американцы стали чаще упоминать общество как источник смысла жизни, но большая часть этого акцента носит негативный характер. Доля американцев, которые упоминают общество, места и учреждения, включая ссылки на местный район, а также на более широкие понятия США, правительства и социальных служб, выросла с 8% в 2017 году до 14% в 2021 году. рост был особенно заметен среди лиц в возрасте 65 лет и старше (24% в этом году по сравнению с 10%) и тех, кто не имеет работы на полную ставку (17% по сравнению с 8%).
Как и в 2017 году, около половины взрослых, упоминающих общество (49%), упоминают что-то негативное, например, личные разочарования или трудности. Характер этих жалоб широко варьируется: от экономических соображений, недоверия к правительству и партийной враждебности до более общих опасений по поводу курса страны. Как сказала одна женщина, размышляя о том, что она считает растущим политическим экстремизмом в Америке: «Моя надежда меркнет, потому что я не вижу света в конце туннеля».
США выделяются как одна из трех опрошенных в 2021 г. групп населения, в которых упоминания об обществе значительно совпадают с более негативными высказываниями. Двумя другими являются Италия и Испания, но ни в одной из них отношения между обществом и негативом не так сильны, как в США
Американцы, особенно республиканцы, стали чаще упоминать свободу и независимость как источник смысла в жизни. Среди американцев в целом 9% теперь упоминают такие вопросы, как свобода, независимость и их способность делать то, что они хотят, включая финансовую независимость, наличие свободного времени или хороший баланс между работой и личной жизнью, или политические свободы, такие как свобода слова. Это больше, чем 5% в 2017 году9.0003
Большая часть этого роста приходится на республиканцев и независимых, которые склоняются к Республиканской партии. В этом году 12% республиканцев упоминают свободу или независимость по сравнению с 5% в 2017 году. Среди демократов и независимых демократов за этот период не произошло существенных изменений (6% в этом году против 5% в 2017 году).
В то время как республиканцы в США гораздо чаще, чем демократы, упоминают свободу или независимость как источник смысла жизни, подобных идеологических разногласий нет нигде в мире. Упоминания о свободе не связаны с правыми идеологическими взглядами ни в одной из других 16 опрошенных в 2021 году публик; на самом деле в двух других пабликах (Италия и Испания) такие упоминания чаще встречаются среди тех, кто находится на идеологической осталось .
Упоминания о свободе в США стали более распространенными и среди других демографических групп. Например, если в 2017 году эту тему упомянули только 4% родителей, то в 2021 году — 9%, что соответствует доле неродителей, которые в настоящее время называют свободу или независимость источником смысла жизни. Точно так же американцы без высшего образования стали чаще упоминать этот предмет, теперь упоминая его примерно с той же частотой, что и люди с высшим образованием (9%).
По сравнению с 2017 годом меньше американцев теперь упоминают супругов или романтических партнеров как источник смысла жизни. Примерно каждый десятый взрослый американец (9%) теперь упоминает своего супруга или романтического партнера, свою личную жизнь или свидания, по сравнению с 20% в 2017 году. Это представляет собой одно из самых больших сокращений среди всех источников значения, закодированных как часть этого проекта. В то время как женатые и неженатые люди теперь реже упоминают партнеров или романтические отношения, снижение было самым большим среди женатых взрослых. Только 13% состоящих в браке взрослых упоминают своего супруга в 2021 году, по сравнению с почти третью (31%) в 2017 году9.0003
Несмотря на снижение, американцы чаще всего упоминают своих супругов или партнеров среди всех 17 опрошенных мест. За пределами США упоминания о романтических партнерах чаще всего встречаются в Нидерландах (8%) и Италии (7%). Но не более 5% взрослых в большинстве других мест упоминают своего супруга или партнера.
В настоящее время меньше американцев упоминают финансы, работу или путешествия как источник смысла жизни, чем в 2017 году. основы, комфортно жить или быть обеспеченным – снизился с 29% до 18% за последние четыре года. Это снижение коснулось, в частности, двух групп: взрослых, состоящих в браке, и белых американцев. В 2017 г. обе группы были в числе наиболее склонных указывать на материальное благополучие как на источник смысла.
Доля взрослых, которые упоминают свою работу, занятие или карьеру как источник смысла, снизилась с 24% до 17% с 2017 года, возможно, отражая тот факт, что трудовая жизнь многих американцев резко изменилась во время пандемии коронавируса. В то время как американцы с более высокими доходами и американцы с высшим образованием по-прежнему чаще всего устраиваются на работу, обе группы стали менее склонны делать это: снижение с 37% до 27% среди людей с более высоким уровнем дохода и снижение с 39% до 26% среди лиц с высшим образованием.
Широко распространенные ограничения на поездки в ответ на пандемию, возможно, также повлияли на долю американцев, которые находят смысл в путешествиях, которая снизилась с 6% в 2017 году до 3% в 2021 году. Но тема путешествий остается более распространенной среди выпускников колледжей и те, у кого общий доход семьи составляет 100 000 долларов и более в год.
Пожилые американцы стали реже упоминать свое физическое или психическое здоровье как источник смысла жизни. Общая доля американцев, которые упоминают о своем физическом или психическом здоровье или благополучии, упала с 19% в 2017 году до 11% в 2021 году. И этот сдвиг был особенно заметен среди пожилых американцев. В этом году только 12% людей в возрасте 65 лет и старше упоминают свое здоровье как источник смысла, по сравнению с 30% в 2017 году. оценивают как чернокожих и испаноязычных американцев. В 2017 году, напротив, взрослые белые чаще, чем взрослые чернокожих и латиноамериканцев, упоминали о своем здоровье.
Большинство американцев не чаще упоминают о трудностях или проблемах, чем четыре года назад, хотя пожилые люди являются исключением. В период с 2017 по 2021 год доля американцев, которые упоминают какие-то негативные обстоятельства или трудности при описании того, где они находят смысл жизни, остается стабильной — 17% всех взрослых. Но пожилые американцы стали чаще упоминать трудности или проблемы, отвечая на этот вопрос. Примерно четверть людей в возрасте 65 лет и старше (27%) упоминают о трудности или проблеме в 2021 году — больше, чем в любой другой возрастной группе, и больше, чем 20%, которые сделали это в 2017 году. Похоже, что эта закономерность не уникальна для США: Во многих других пабликах, где Центр задавал тот же вопрос в 2021 году, пожилые люди также чаще упоминают такого рода трудности.
Лора Сильвер — заместитель директора, занимающаяся глобальными отношениями в Исследовательском центре Пью.
СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL
Секрет осмысленной жизни проще, чем вы думаете
Кажется, что некоторые люди проводят всю свою жизнь неудовлетворенными, в поисках цели. Но философ Иддо Ландау предполагает, что у всех нас есть все необходимое для осмысленного существования.
По словам Ландау, профессора философии Хайфского университета в Израиле и автора книги 2017 года Поиск смысла в несовершенном мире Люди ошибаются, когда считают, что их жизнь бессмысленна. Ошибка основана на их неспособности признать, что действительно имеет значение, вместо этого они чрезмерно сосредотачиваются на том, чего, по их мнению, не хватает в их существовании. Он пишет в The Philosopher’s Magazine :
К моему удивлению, большинство людей, с которыми я говорил о смысле жизни, сказали мне, что они не считают свою жизнь достаточно значимой. Многие даже представили свою жизнь как откровенно бессмысленную. Но я часто находил проблематичными причины, которые мои собеседники приводили для своих взглядов. Я думал, что многие не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, и не предпринимали действий, которые могли бы улучшить их состояние. (Некоторые из них после нашего обсуждения согласились со мной.) Большинство людей, сетовавших на бессмысленность жизни, даже затруднялись объяснить, что они понимают под этим понятием.
Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют себя бесцельными, на самом деле неправильно понимают, что такое смысл. Он один из многих мыслителей, которые задавались трудным вопросом: «Что такое осмысленная жизнь?»
Вопрос о смыслеОтветы философов на этот вопрос многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Философ 19-го века Фридрих Ницше, например, сказал, что сам вопрос бессмысленен, потому что посреди жизни мы не в состоянии понять, имеет ли значение наша жизнь, и выйти за пределы процесса существования, чтобы ответить на него, невозможно.
Однако те, кто думает, что смысл можно различить, делятся на четыре группы, согласно Таддеусу Мецу, пишущему в Стэнфордском философском словаре. Некоторые сосредоточены на Боге и верят, что только божество может обеспечить цель. Другие приписывают взгляд, ориентированный на душу, думая, что что-то в нас должно продолжаться за пределами нашей жизни, сущность после физического существования, которая придает жизни смысл. Кроме того, есть два лагеря «натуралистов», ищущих смысл в чисто физическом мире, известном науке, которые попадают в категории «субъективистских» и «объективистских».
Два лагеря натуралистов расходятся во мнениях относительно того, создает ли смысл человеческий разум или эти условия абсолютны и универсальны. Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться в том, что они собой представляют. Например, одни говорят, что творчество дает цель, в то время как другие считают, что добродетель или нравственная жизнь придает смысл.
Субъективисты, в том числе и Ландау, считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл возникает через познание, то он может исходить из любого количества источников. «Большинству в этой области кажется, что не только творчество и нравственность являются независимыми источниками смысла, но и что есть источники помимо этих двух. Вот лишь несколько примеров: совершить интеллектуальное открытие, воспитывать детей с любовью, заниматься музыкой и развивать превосходные спортивные способности», — предлагает Мец.
Для субъективистов, в зависимости от того, кто и где мы находимся в любой данный момент, ценность любой данной деятельности варьируется. Жизнь имеет смысл, говорят они, но ее ценность создается нами в нашем сознании и может меняться со временем. Ландау утверждает, что смысл — это, по сути, чувство ценности, которое мы все можем получить по-разному — из отношений, творчества, достижений в данной области или щедрости, среди других возможностей.
Переосмысление своего мышленияТем, кто чувствует себя бесцельным, Ландау предлагает переосмысление. Он пишет: «Осмысленная жизнь — это та, в которой есть достаточное количество аспектов достаточной ценности, а бессмысленная жизнь — это та, в которой нет достаточного количества аспектов достаточной ценности».
По сути, он говорит, что значение похоже на уравнение: добавьте или вычтите переменные-значения, и вы получите большее или меньшее значение. Итак, скажем, вы чувствуете себя бесцельным, потому что вы не так успешны в своей профессии, как мечтали. Теоретически вы могли бы извлечь смысл из других начинаний, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность, и это лишь некоторые из них. Также может случиться так, что вещи, которые вы уже делаете, действительно имеют смысл, и вы недостаточно цените их, потому что вы сосредоточены на одном факторе ценности.
Он приводит пример психолога-экзистенциалиста Виктора Франкла, который пережил заточение в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны и написал книгу « Человек в поисках смысла». Цель Франкла, его воля к жизни, несмотря на заточение в самых суровых условиях, проистекала из его желания впоследствии написать о пережитом. Франкл также отметил, что у других, кто выжил в лагерях, была определенная цель — они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помочь другим заключенным жить, сохраняя чувство человечности.
Ландау утверждает, что любой, кто верит, что жизнь может быть бессмысленной, также принимает на себя важность ценности. Другими словами, если вы думаете, что жизнь может быть бессмысленной, значит, вы верите, что существует такая вещь, как ценность. Вы не нейтральны в этой теме. Таким образом, мы также можем увеличивать или уменьшать ценность нашей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. «Я могу разрушить или построить дружеские отношения, улучшить или ухудшить свое здоровье, практиковать или пренебрегать своим немецким языком. Было бы удивительно, если бы в этой особой сфере ценности, смысла жизни дела обстояли иначе, чем во всех других сферах», — пишет он.
Чтобы жизнь была ценной или значимой, она не обязательно должна быть уникальной. Вера в то, что особенность связана со смыслом, — это еще одна ошибка, которую совершают многие люди, по мнению Ландау. Он считает, что это заблуждение «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости видят свою жизнь как недостаточно осмысленную и упускают способы приумножить смысл жизни».
Он также отмечает, что все постоянно меняется: мы переезжаем, знакомимся с новыми людьми, получаем новый опыт, сталкиваемся с новыми идеями и стареем. По мере того как мы меняемся, наши ценности меняются, как и наше чувство цели, над которым мы должны постоянно работать.
Вы есть, значит, вы имеете значениеКто-то может возразить, что Ландау слишком упрощен. Конечно, существование должно быть чем-то большим, чем простое присвоение ценности тому, что у нас уже есть, и мышление по-другому, если мы не можем распознать цель в своей жизни.
На самом деле есть еще менее сложные подходы к осмысленности. В Philosophy Now Тим Бэйл, профессор политики Лондонского университета королевы Марии в Великобритании, дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».
Хотя это может показаться скромным, многие философы предлагают аналогичные ответы, хотя и не такие содержательные. Философ Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, написав в книге 1970 года «Добро и зло , »: «День был самодостаточен, как и жизнь». Другими словами, поскольку мы живем, жизнь имеет значение.
Возможно, такой простой ответ может сбить с толку. А недоброжелатели могут возразить, что ничто не может иметь значения, учитывая необъятность Вселенной и краткость нашей жизни. Но это предполагает, что наша цель является фиксированной, жесткой и назначенной извне, а не гибкой или продуктом ума.
Ответ на вопросСуществуют и другие подходы. Кейси Вудлинг, профессор философии и религиоведения в Университете Прибрежной Каролины в Южной Каролине, в своей книге «Философия сейчас» предлагает ответ на вопрос о значимости как таковой. «То, что придает человеческой жизни смысл или значение, — это не простое проживание жизни, а размышление о проживании жизни», — пишет он.
Преследование целей и задач — фитнес, семья, финансовый успех, успехи в учебе — все это прекрасно и хорошо, но, по мнению Вудлинг, это не имеет особого смысла. Однако важно задуматься о том, почему мы преследуем эти цели. Принимая рефлексивную точку зрения, значение само по себе нарастает. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что непроверенная жизнь не стоит того, чтобы жить, — пишет Вудлинг. — Я осмелюсь сказать, что непроверенная жизнь не имеет смысла».
Тайна есть смыслВ восточной философской традиции есть еще один простой ответ на сложный вопрос о смысле жизни — ответ, который не может быть точно сформулирован, но ощущается через глубокое наблюдение за природой. Китайский мудрец шестого века Лао-Цзы, который, как говорят, продиктовал Дао Дэ Цзин
, прежде чем покинуть цивилизацию и уединиться в горах, верил, что вселенная придает нам ценность.