Разное

Бред особого значения: бред особого значения | это… Что такое бред особого значения?

БРЕД • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. Г. Остроглазов

БРЕД, лож­ные идеи, воз­ни­каю­щие вслед­ст­вие пси­хи­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния, пе­ре­жи­вае­мые с аб­со­лют­ной уве­рен­но­стью в их дос­то­вер­но­сти, в оши­боч­но­сти ко­то­рых боль­ных не­воз­мож­но пе­ре­убе­дить не­смот­ря на их про­ти­во­ре­чие дей­ст­ви­тель­но­сти.

Б. – осн. про­бле­ма пси­хо­па­то­ло­гии. В от­ли­чие от за­блу­ж­де­ний здо­ро­вых лю­дей, Б. прин­ци­пи­аль­но не­воз­мож­но оп­ро­верг­нуть с по­мо­щью фак­тов и ло­гич. ар­гу­мен­тов. Ум­ст­вен­ные спо­соб­но­сти при этом не стра­да­ют и пол­но­стью ста­вят­ся на «служ­бу бре­ду». На эту осо­бен­ность Б. ука­зал Г. В. Ф. Ге­гель, в те­че­ние мн. лет на­блю­дав­ший за раз­ви­ти­ем по­ме­ша­тель­ст­ва сво­его дру­га – по­эта Ф. Гёль­дер­ли­на.

Са­мые не­ле­пые бре­до­вые идеи мо­гут ужи­вать­ся с вы­со­ким ин­тел­лек­том, т. к. Б. пред­став­ля­ет со­бой не ло­ги­че­скую, а ме­ди­цин­скую (пси­хи­ат­ри­че­скую) про­бле­му. Ин­тел­лект у па­ра­нои­ков ока­зал­ся не ни­же, чем у здо­ро­вых.

В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни пси­хи­ат­рия при­хо­ди­ла к по­зна­нию это­го па­ра­док­са Б., в ко­то­ром ужи­ва­ют­ся ум и бе­зу­мие, и тщет­но пы­та­лась ле­чить по­ме­шан­ных с по­мо­щью ло­ги­ки и фи­ло­со­фии. С нач. 19 в. Б. опи­сы­ва­ли в уче­ни­ях о т. н. мо­но­ма­ни­ях – по­ме­ша­тель­ст­вах, в ос­но­ве ко­то­рых на­хо­ди­лась од­на бре­до­вая идея, на ко­то­рую и воз­дей­ст­во­ва­ли «ло­ги­че­ски­ми» ар­гу­мен­та­ми (напр., боль­но­му с бре­дом одер­жи­мо­сти га­да­ми да­ва­ли рвот­ное и под­бра­сы­ва­ли в рвот­ные мас­сы змею, но это не влия­ло на его со­стоя­ние).

Дру­гим па­ра­док­сом Б. яв­ля­ет­ся его не­за­ви­си­мость от ре­аль­но­сти, с ко­то­рой он мо­жет «сов­па­дать» (напр., бред суп­ру­же­ской не­вер­но­сти мо­жет сов­па­дать с дей­ст­ви­тель­ной из­ме­ной суп­ру­га, хо­тя при этом Б. не пе­ре­ста­ёт быть бре­дом от­то­го, что боль­ной на са­мом де­ле ста­но­вит­ся жерт­вой суп­ру­же­ской из­ме­ны).

В совр. пси­хи­ат­рии су­ще­ст­ву­ют два взгля­да на про­ис­хож­де­ние Б. Со­глас­но од­но­му, воз­ник­но­ве­ние Б. об­ус­лов­ле­но пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­ма­ми. Сто­рон­ни­ки вто­ро­го счи­та­ют Б. след­ст­ви­ем бо­лез­ни моз­га, ко­то­рую, од­на­ко, по­ка не уда­ёт­ся под­твер­дить объ­ек­тив­ны­ми ме­то­да­ми ис­сле­до­ва­ния.

Не су­ще­ст­ву­ет об­ще­при­ня­той трак­тов­ки по­ня­тия «Б.». Его объ­яс­ня­ют об­щи­ми из­ме­не­ния­ми пси­хи­ки с ос­лаб­ле­ни­ем кри­ти­ки (Э. Кре­пе­лин), ошиб­ка­ми су­ж­де­ния и умо­зак­лю­че­ния в ре­зуль­тате бо­лез­нен­но­го рас­строй­ства мыш­ле­ния (В. А. Ги­ля­ров­ский) и т. п.

Б. на­блю­да­ет­ся при боль­шин­ст­ве пси­хич. за­бо­ле­ва­ний (ши­зоф­ре­нии, цик­ло­ти­мии, ин­фек­ци­он­ных, ин­ток­си­ка­ци­он­ных, со­су­ди­стых и др. со­ма­ти­че­ски обу­слов­лен­ных пси­хо­зах, пси­хо­зах ин­волюци­он­но­го и стар­че­ско­го воз­рас­та).

По про­ис­хо­ж­де­нию бре­до­вые идеи под­раз­де­ля­ют на пер­вич­ные и вто­рич­ные. Вто­рич­ные бре­до­вые идеи (их на­зы­ва­ют так­же бре­до­по­доб­ны­ми идея­ми) мо­гут быть по­ня­ты как вы­те­каю­щие из пред­ше­ст­вую­щих ин­тен­сив­ных пе­ре­жи­ва­ний, по­тря­се­ний, чув­ст­ва ви­ны, об­ма­нов вос­при­ятия и ощу­ще­ний. В от­ли­чие от них, пер­вич­ные бре­до­вые идеи «не­вы­во­ди­мы» из пред­ше­ст­вую­щих пе­ре­жи­ва­ний, они ана­ло­гич­ны не­по­сред­ст­вен­но­му ис­ка­же­нию пе­ре­жи­ва­ния зна­че­ний или не­мо­ти­ви­ро­ван­но­му «ус­та­нов­ле­нию бес­при­чин­ной ас­со­циа­тив­ной свя­зи», ко­то­рое вне­зап­но и не­по­нят­но втор­га­ет­ся в пси­хич. жизнь. В си­лу это­го ис­тин­ные бре­до­вые идеи не­дос­туп­ны вчув­ст­во­ва­нию и по­ни­ма­нию.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние бре­до­вых идей от­ра­жа­ет ар­хе­ти­пы че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний и ос­та­ёт­ся не­из­мен­ным на про­тя­же­нии ве­ков. По со­дер­жа­нию вы­де­ля­ют три осн. груп­пы Б.: бред пре­сле­до­ва­ния с идея­ми от­но­ше­ния, осо­бо­го зна­че­ния, от­рав­ле­ния, осу­ж­де­ния, ог­раб­ле­ния, ущер­ба, фи­зич. и пси­хич. воз­дей­ст­вия; бред ве­ли­чия с идея­ми вы­со­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния, мо­гу­ще­ст­ва, ге­ни­аль­но­сти, бо­гат­ст­ва, изо­бре­та­тель­ст­ва, ре­фор­ма­тор­ст­ва, мес­си­ан­ст­ва, свя­то­сти; бред са­мо­уни­чи­же­ния (идеи ви­нов­но­сти, гре­хов­но­сти, не­пол­но­цен­но­сти, ущерб­но­сти, те­лес­ной или пси­хич. бо­лез­ни; т. н. ни­ги­ли­сти­че­ский бред – от­ри­ца­ние су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­го се­бя, сво­его те­ла, собств. жиз­ни и ок­ру­жаю­ще­го ми­ра).

Ле­че­ние бре­до­вых со­стоя­ний про­во­дит­ся в пси­хи­ат­рич. ста­цио­на­ре или дис­пан­се­ре. Осо­бен­но­сти его оп­ре­де­ля­ют­ся за­бо­ле­ва­ни­ем, при ко­то­ром фор­ми­ру­ют­ся эти со­стоя­ния, и осо­бен­но­стя­ми его те­че­ния.

Про­гноз за­ви­сит от ле­че­ния и за­ко­номер­но­стей те­че­ния осн. за­бо­ле­ва­ния. При не­пре­рыв­ном те­че­нии па­то­ло­гич. про­цес­са Б. сто­ек, ре­зи­стен­тен к те­ра­пии. При ост­рых бре­до­вых при­сту­пах воз­мож­но пол­ное из­ле­че­ние или зна­чит. улуч­ше­ние, ино­гда с со­хра­не­ни­ем ос­та­точ­но­го (ре­зи­ду­аль­но­го) бре­да.

См. так­же Ма­ния, Па­ра­нойя.

Авторизация

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Южно-Уральский государственный медицинский университет

  • Университет
    • События
    • Новости
    • ЮУГМУ сегодня
    • Историческая справка
    • Руководство
    • Выборы ректора
    • Лицензия, аккредитация и сертификаты
    • Организационная структура
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
  • Абитуриенту
    • Новости для абитуриентов
    • Центр довузовской подготовки
    • Поступающим на специалитет
    • Поступающим в ординатуру
    • Поступающим в аспирантуру
    • Поступающим в медицинский колледж
    • Документы на право ведения образовательной деятельности
    • Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
    • Информация об общежитиях
    • Часто задаваемые вопросы
    • Результаты приема студентов
    • Информация для инвалидов
  • Обучающемуся
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Медицинский колледж
    • Ординатура
    • Аспирантура
    • Научная библиотека
    • Образовательный портал
    • Расписание
    • Совет обучающихся ЮУГМУ
    • Этический кодекс студентов медицинских вузов
    • Совет студентов Минздрава России
    • О допуске студентов к работе в медицинских организациях
    • Иностранным обучающимся
    • Медицинское обслуживание
    • Информация об общежитиях
    • Стипендиальное обеспечение
    • Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
    • Часто задаваемые вопросы
    • Анкетирование
    • Студенческие отряды
    • Противодействие терроризму и экстремизму
  • Специалисту
    • Институт дополнительного профессионального образования
    • Аккредитация специалистов
  • Пациенту
    • Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
    • Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
    • Здоровый образ жизни
    • Нет наркотикам!
  • Научная работа
    • Управление по научной и инновационной работе
    • Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
    • Отдел международных связей
    • НИИ иммунологии
    • Центральная научно-исследовательская лаборатория
    • НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
    • НОЦ «Клиническая фармакология»
    • Конференции и другие мероприятия
    • Диссертационные советы
    • Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
    • Студенческое научное общество
    • Совет молодых ученых и специалистов

Ерунда — Алан Уоттс

Аудиозапрещено Организацией Алана Уоттса

00:00

Очень часто говорят, что корень большинства человеческих несчастий — это ощущение, что жизнь не имеет смысла.

Это, я полагаю, чаще всего говорят в кругах, интересующихся психотерапией, потому что чувство бессмысленности часто приравнивается к наличию невроза. И так много видов деятельности, в которые поощряется вступать, философии, которым рекомендуется верить, и религий, к которым рекомендуется присоединиться, поощряются на основании того факта, что они придают жизни смысл. И я думаю, очень увлекательно размышлять о том, что означает сама эта идея или что подразумевается, когда говорят, что жизнь должна иметь цель.

00:57

Я так хорошо помню, как ребенком слушал проповеди в церкви, в которых проповедник постоянно говорил о Божьем замысле: «Для тебя и для меня». И я никак не мог понять, что это было. Потому что на вопрос об этом преподобный джентльмен как будто уклонялся. Что есть цель Бога для мира? Раньше мы тоже пели гимн: «Бог осуществляет Свою цель, поскольку год следует за годом». И ближайший ключ к этому был в (своего рода) рефрене гимна: «Все ближе и ближе приближается время, время, которое непременно наступит, когда земля наполнится славой Божией, как воды покрыть море».

И, конечно же, возникает вопрос: что такое слава Божья?

01:46

Ну, теперь, я думаю, довольно очевидно, что когда мы говорим о том, что жизнь имеет или не имеет смысла, мы не используем вполне обычное значение слова «смысл» как атрибута знака. Мы не говорим, не так ли, что мы ожидаем, что эта естественная вселенная будет вести себя так, как если бы она была набором слов, означающих что-то иное, чем они сами. Это не та точка зрения, которая свела бы нашу жизнь в мире просто к статусу знаков. И это явно в каком-то ином смысле, чем тот, в котором Гёте написал свои знаменитые строки в конце 9 века.0019 Фауст : «Alles Vergängliche ist nur ein Gleichnis» — простите за мое произношение по-немецки — «Все смертное (или все тленное) есть не что иное, как символ». Так вот: символ чего? Что мы хотим чувствовать, что удовлетворило бы нас как смысл этого мира?

03:08

Знаете, мы так часто не следуем своим идеям и желаниям. Большинство вещей, которые мы очень страстно желаем, — это вещи, о которых мы только мельком взглянули. Наши идеалы очень часто являются предложениями, намеками, и мы не знаем точно, что мы имеем в виду, когда думаем об этом. Но есть и этот смутный смысл, в котором мы чувствуем, что жизнь должна иметь значение и быть символом, по крайней мере, в этом смысле, если не просто таким сухим символом, как простой знак. Или это также может означать, что жизнь имеет смысл; индивидуум чувствует, что его жизнь чего-то стоит, когда он принадлежит и соответствует выполнению какого-то группового предприятия. Он чувствует, что принадлежит плану. И это тоже, по-видимому, доставляет людям чувство большого удовлетворения.

04:13

Но мы должны продолжить изучение этого вопроса. Почему именно план, почему общение с другими людьми придает смысл? Сводится ли, возможно, к другому смыслу, что жизнь ощущается как имеющая смысл, когда человек полностью удовлетворяет свои биологические побуждения, включая чувство голода, чувство любви, чувство самовыражения в деятельности и т. на? Но опять же, мы должны продолжить это исследование: на что на самом деле указывают наши биологические побуждения? Но всегда ли они обращены в будущее? Является ли биология и ее процессы ничем иным, как движением к продолжению к продолжению?

05:21

Или есть четвертый и более теологический смысл жизни. Во всяком случае, во всех теистических религиях смыслом жизни является сам Бог. Другими словами, весь этот мир означает человека, это означает сердце, это означает разум. А отношения любви между Богом и человеком есть смысл мира. Созерцание Бога есть слава Божья и так далее. Но, опять же, здесь есть над чем поработать. Чего же мы хотим в любви к человеку, да еще человеку в смысле Господа Бога? Каково его содержание? Чего мы на самом деле жаждем?

06:14

Ну, а теперь, если мы вернемся к первому пункту, взяв слова Гете о том, что все преходящее есть не что иное, как символ, и что мы хотим чувствовать, что все вещи имеют значение, мне кажется, что есть смысл, в котором мы часто употребляют слово «значительность» там, где слово вроде бы выбрано совершенно естественно, и в то же время это не совсем то слово. Мы, например, часто говорим о музыке, что чувствуем ее значимость, но в то же время не имеем в виду, что она выражает какую-то конкретную конкретную эмоцию, и уж тем более не имитирует звуки музыки.

природа. Знаете, программная музыка, которая просто имитирует что-то другое и намеренно выражает грусть или радость (или что-то еще), я не имею в виду.

07:18

Так часто, когда кто-то слушает прекрасный арабесковый характер композиторов эпохи барокко — Баха или Вивальди, — он кажется значительным не потому, что означает что-то иное, чем сам по себе, а потому, что он сам по себе приносит удовлетворение. И поэтому мы используем это слово «значительность» так часто в те моменты, когда наше стремительное стремление к удовлетворению остывает и мы даем себе немного места, чтобы наблюдать за вещами, как будто они заслуживают внимания. Обычные вещи. И в те моменты, когда наше внутреннее смятение действительно утихает, мы находим значение в вещах, которые, как мы и не ожидали, сочтут значительным.

08:16

Я имею в виду, в конце концов, это искусство тех фотографов, которые так гениально наводят камеру на такие вещи, как облупившаяся краска на старой двери или грязь, песок и камни на грунтовой дороге, и показывают нам там то, что, если мы посмотрим на это определенным образом, эти вещи будут значительными. Но мы не можем сказать существенное о том, что столь же значимо о себе. Или, может быть, тогда значимость — это качество состояния ума, в котором мы замечаем, что упускаем из виду значение мира из-за нашего постоянного поиска его позже. Весь этот язык, конечно, вполне естественно расплывчат и неточен, потому что я думаю, что употреблено неправильное слово, и все же не совсем неправильное слово, потому что, как я сказал, это так естественно для нас.

09:18

Именно Клайв Белл, великий эстетик, хотел сказать, что все характеристики искусства, особенно характеристики эстетического успеха в живописи, заключаются в создании значимой формы. Опять очень расплывчатое, неточное выражение. Но это, безусловно, атрибут не только тех моментов, когда мы внутренне спокойны, но и моментов глубокого духовного переживания — того, что в индуизме назвали бы мокшей (или «освобождением»), а в дзен — сатори. Что в те моменты значение мира кажется миром, кажется, то, что происходит сейчас. И дальше не смотрим. Схема вещей, кажется, оправдывает себя в каждый момент своего развертывания.

10:19

Я указал, что это особенно характерно для музыки. Это также характерно для танца и ощущения принадлежности к своему ближнему; в осуществлении какого-то значимого образа жизни, который я упомянул как второе ощущение осмысленности мира. Опять-таки характер этого чувства есть, опять-таки, нечто свершившееся в себе самом. Танцевать — значит никуда не идти. Когда мы танцуем в бальном зале, у нас нет цели, мы просто идем по комнате. И именно в этом — в исполнении паттерна, в пении музыки с другими людьми — хотя это и не указывает ни на что другое вне себя, мы снова обретаем смысл. И это также, очевидно, имеет место так часто при удовлетворении биологических побуждений. Человек живет, чтобы есть, или ест, чтобы жить? Я совсем не уверен в этом. Я уверен, что очень часто живу, чтобы есть, потому что сидеть за столом с людьми (я не люблю есть в одиночестве) и наслаждаться едой — это просто восхитительно. И мы не думаем, когда делаем это — по крайней мере я, конечно, — что мы должны есть, потому что это полезно для нас, и что мы должны бросить что-то в люк, как сказал Генри Миллер, и проглотить десятки витаминов только потому, что наша система нуждается в питании.

12:15

Помнится, совсем недавно в Consumer Reports была статья о хлебе. И была какая-то переписка и протест, мол, покупной хлеб (белый хлеб покупают в магазинах) совершенно несъедобный и малопитательный, и что гораздо лучше есть крестьянский хлеб: грубую тыкву и тому подобное. добрый. А специалисты ответили, что наш белый хлеб прекрасно богат полезными веществами и в этом нет ничего особенного. Ну, так и хотелось сказать: может быть, дело не в том, что в хлебе недостает необходимых витаминов. Хлеб не лекарство, это еда. А кто-то жалуется на это, что это плохая кулинария. На вкус ничего. И мы действительно склонны, не так ли, так часто смотреть на пищу с точки зрения того, что она может сделать для нас, а не с точки зрения удовольствия от ее употребления.

13:13

Но если удовлетворение биологических побуждений должно что-то значить, то смысл этих побуждений, конечно же, не в бессмысленном простом выживании. Мы могли бы сказать, что смысл индивидуума просто в том, что он способствует благополучию расы. И смысл расы в том, что она воспроизводит себя, чтобы воспроизводить себя, чтобы воспроизводить себя и продолжать свое существование. Сейчас это вообще не при чем, это просто глупо. Конечно, гонка продолжается, потому что это здорово, потому что это весело. Если его нет и никогда не будет, то, очевидно, нет смысла ехать, я имею в виду, смотреть на это с самой гедонистической точки зрения. Но когда мы подходим к вопросу: что такое развлечение? В чем радость? Мы снова приходим к чему-то, что не может быть очень хорошо объяснено на обычном языке значений, ведущих к чему-то другому.

14:19

И это, я думаю, становится в высшей степени верным, если мы подумаем об этом теологическим языком: смысл жизни — это Бог. Что делает Бог в любой из теистических религий? В чем смысл Бога? Почему Он создает вселенную? Каково содержание любви Бога к Его творению? Что ж, индусы откровенно отвечают, что божество проявляет мир благодаря лиле, что в переводе с санскрита означает «игра». И это также сказано в еврейских писаниях или в христианском Ветхом Завете, в Книга Притчей , где есть дивная речь премудрости Божией, Софии, которая при описании функции премудрости Божией в сотворении мира — мира, иными словами, есть проявление премудрости Божией — мудрость использует фразу, что, производя людей, животных и всех земных существ, мудрость играет, и было наслаждением мудрости играть перед присутствием Бога. И когда также сказано в писаниях, что Господь Бог сотворил мир для Своего удовольствия, это опять значит, в некотором смысле, для игры. И именно это, по-видимому, и делают ангелы на Небе согласно традиционным символическим описаниям Неба: они окружают присутствие Всевышнего, взывая: «Аллилуиа! Аллилуйя! Аллилуйя!» сквозь всю вечность. Что ж, «аллилуйя», возможно, изначально что-то значило, но в том виде, в каком оно используется сейчас, оно не означает ничего, кроме, ну, на нашем собственном сленге, «ура!» Это восклицание бессмысленного восторга. И это был Данте в Paradiso , который описал песню ангелов как смех вселенной.

16:46

Так вот, это ощущение бессмыслицы как темы божественной деятельности также очень сильно проявляется в Книге Иова . Я всегда думаю, что Книга Иова — самая глубокая книга во всей Библии — Ветхом и Новом Завете, — потому что здесь проблема праведника, который пострадал, и все его друзья пытаются рационализировать ее и говорят: «Ну, ты, должно быть, страдал, потому что у тебя действительно был тайный грех, и ты заслуживаешь Божьего наказания», или как-то рационализируй это. И когда они сказали свое слово, появляется Господь Бог и говорит: «Кто это, омрачающий совет словами без знания?» А затем продолжает задавать Иову и его друзьям ряд абсолютно неразрешимых головоломок, указывая на всю кажущуюся иррациональность и бессмыслицу Его творения. «Почему, например, — сказал Он, — Я посылаю дождь на пустыню, где нет человека?» Большинство комментаторов на Книга Иова заканчивается замечанием о том, что это ставит проблему страдания и проблему зла, но на самом деле не дает на нее ответа. И все же в конце концов сам Иов кажется удовлетворенным. Он как-то уступает кажущейся неразумности Господа Бога. И это, я думаю, не потому, что Иов подавлен и что он чрезмерно впечатлен царственной, монархической и патерналистской властью божества и не осмеливается возразить. Он понимает, что каким-то образом эти самые вопросы и являются ответом.

18:42

Я думаю, что из всех комментаторов Книги Иова ближе всего к этому пункту подошел старый Г. К. Честертон. Однажды он сделал блестящее замечание, что одно дело с изумлением смотреть на горгону или грифона, существо, которого не существует, и совсем другое — смотреть на гиппопотама, существо, которое существует и выглядит так, будто он не знает. Другими словами, весь этот странный мир с его причудливыми формами, как гиппопотамы, и когда вы смотрите на них с определенной точки зрения (камни и деревья, и вода, и облака, и звезды), когда вы смотрите на них с определенной точки зрения, смотреть и не принимать их как должное, они такие же странные, как любой бегемот, или любое воображение сказочных зверей горгон и грифонов и тому подобное. Они просто маловероятны.

19:50

И в этом смысле, я думаю, они и есть «аллилуйя» — как бы бессмыслица. Почему мы любим глупости? Почему мы любим Льюиса Кэрролла с его

Это было блестяще, а скользкие товы

Крутил и прыгал в вабе.

Все мимсы были борогроувс,

И момэ ратс перехвастается.

Почему все эти старые английские песни полны «Фал-де-риддл-ай-до» и «Эй нонни-нонни» и всех этих бормочущих припевов? Почему, когда мы получаем удовольствие от джаза, мы просто играем «Буди-буди-буп-де-бу» и так далее, и получаем удовольствие, покачивая его? Именно это участие в сущностной славной бессмыслице, лежащей в основе мира, — это никуда не денется, это танец. Но кажется, что только в моменты необычайного прозрения и озарения мы понимаем суть этого и обнаруживаем, что, таким образом, истинный смысл жизни — это не смысл, что ее цель — это не цель, а ее смысл — бессмыслица. Но все же мы хотим использовать по этому поводу слово «значительный». Существенная ерунда? Да! Ерунда, которая не просто хаос, не просто болтовня, а та, в которой есть ритм, завораживающая сложность, своего рода артистизм. Именно в этой бессмысленности мы приходим к глубочайшему смыслу.

Глупость — самая важная идея из всех. | Алекс Моррис

Сцена началась на коктейльной вечеринке, скучающие гости в смокингах переговаривались между собой. Они звучат как взрослые в Чарли Брауне.

В комнату ворвался подросток в полной лыжной экипировке. Дико размахивая сноубордом, он начал крушить все на своем пути. Бокалы для шампанского, сырное ассорти, чаша с золотыми рыбками.

Нам пришлось прекратить съемку, когда миска с соусом не разбилась, а полетела через всю комнату и попала папе в голову.

Это одно из моих самых ранних воспоминаний.

Это было в нашей гостиной, где моя мама снимала рекламу горнолыжного курорта недалеко от Сиэтла.

Даже ребенку я знал, что эта реклама нелепа. Полный абсурд

Меня зацепило. К черту быть астронавтом, это то, чем я хотел заниматься, когда вырос — получать деньги за глупости.

Но вот я взрослый (по крайней мере, так мне сказали) и ерунды нигде не видно.

Что случилось?

Это не просто ностальгия по временам, когда я не платил по счетам… Это признак того, что рекламная индустрия забыла суть того, что мы делаем лучше всего. Что мы.

Редкая порция бреда.

Aegrescit medendo: «Лекарство часто хуже болезни; Не сжигай свой дом, чтобы избавить его от мыши».

Принято считать, что модель Агентства, какой мы ее знаем, исчезает. Но это как если бы в панике, чтобы спасти отрасль, мы пытались быть более «взрослыми». На фоне слухов о его смерти мы лишили его единственной вещи, которая может поддерживать его жизнь.

Юмор.

Шалость.

Новинка.

Ерунда.

Но мы должны помнить, что бессмыслица — это идея чрезвычайной важности.

В Virtue мы верим в важность идей. Идеи, которые способны не просто быть услышанными, но и нести в себе что-то значимое. Быть частью сообщения, а не действовать как ложка сахара, скрывающая причины верить.

Самые важные идеи из всех — это те, которые вызывают ухмылку на вашем серьезном рабочем лице. Идеи, которые поймут не все, но которые заразительны для тех, кто понимает.

Сегодня как никогда важно смешить людей, поэтому бессмысленные идеи могут быть самыми важными.

Глупость — самая важная идея из всех.

////

1. Бессмыслица важна, потому что она нужна нашей отрасли.

Логика никогда не была нашей сильной стороной. В этом и заключалась работа консультанта — подсказывать брендам, на какие рынки выходить, как устанавливать цены на их продукцию и предлагать эффективные способы цепочки поставок.

Логические ответы на задачу.

«Креативность» определяется как дивергентное мышление, а именно способность находить необычные и неочевидные решения проблемы.

Так почему же креативные агентства должны создавать очевидные работы?

Год за годом другие отрасли промышленности пьют наш молочный коктейль, потому что они могут делать то же, что и мы. Или, по крайней мере, они думают, что могут, потому что мы слишком часто имеем дело с практикой. McKinsey никогда не будет производить глупости. PWC никогда не создаст абсурда.

Но это необходимо.

Это часть головоломки, которую мы забыли, и которую нам нужно помнить. Это если мы все не будем носить костюмы на работу. Если только вы не хотите жить в мире, где построение бренда проигрывает квартальным результатам (вы можете возразить, что мы уже живем в этом мире).

Мы создаем репутацию. А иногда репутация требует отпустить разум.

////

2. Бессмыслица важна, потому что она работает.

Давайте проясним: это не бред очередного миллениала, который просто хочет, чтобы работа приносила удовольствие. Существует доказанная связь между юмористической рекламой и ее эффективностью.

По своей сути мы торговцы вниманием.

Если бы наша работа состояла в том, чтобы полностью убедить, как прокурор присяжных, глупость не могла бы быть ответом. Но когда дело доходит до привлечения внимания людей, это ценный инструмент, который работает из-за того, как люди думают.

Наш мозг настроен на завершение картины. Мы видим формы в облаках, потому что нас научили находить смысл в случайностях.

Однако мы предполагаем, что «они этого не поймут»

«Это кажется слишком сложным [для нашего потребителя]. Они недостаточно умны, чтобы понять суть». – перефразировал отзыв клиента.

Но в этом я склонен согласиться с Огилви.

Бессмыслица дает потребителю некоторое доверие.

Бессмыслица приглашает вас войти. Наш мозг воспринимает ее как закономерность, которую необходимо решить.

Тем не менее, бренды настаивают на том, чтобы людей говорили именно то, что они имеют в виду.

Но когда вы позволяете зрителю завершить историю самостоятельно, вы задействуете эту первобытную проводку, позволяя ему самому понять, что происходит.

И в этом вся прелесть чепухи… мы готовы об этом подумать.

Это привлекает наше внимание.

Итак, ерунда важна для нашей отрасли. И это работает на привлечение внимания. Но как насчет того, чтобы что-то сообщить? Не все бренды могут выжить только за счет внимания.

Вот в чем дело. Бессмыслица может быть использована для сообщения чего-то резкого. Чтобы понять, как это сделать, достаточно взглянуть на сегодняшних детей — первое поколение, родившееся в мире Интернета.

////

3. Глупости — это язык современной молодежи.

Современные молодые люди чрезвычайно искусны в использовании юмора, особенно кажущегося абсурдом, для сообщения о важных вещах.

И они не первое поколение, которое делает это. Есть прецедент того, почему сегодня молодых людей тянет к абсурду…

1920-е годы были эпохой разочарования, вызванного первой мировой войной, одновременно с началом массового производства потребительских товаров, наводнивших западную культуру, за которым быстро последовала масштабная экономическая депрессия.

В ответ на это возник дадаизм как форма искусства. Его создатели стремились бросить абсурдность мира в лицо истеблишменту.

А теперь сравните это с опытом современной юности… Оба выросли во времена относительного мира, а повзрослели во времена жестоких беспорядков, спровоцированных предыдущим поколением. Нестабильная экономика и нехватка рабочих мест противопоставлены культуре безудержного потребления. Точно так же мы описываем молодых людей сегодня.

Разочарование понятно.

Вполне логично, что ерунда снова стала частью языка молодежи.

Разница в том, что среда изменилась, и вам не нужно быть художником, чтобы принять участие. Бессмыслица как форма общения действительно открыта для всех.

Мемы зародились как шаблонный способ выявлять узнаваемые истины — сообщать вещи, к которым мы все имеем отношение. Но когда власть взяла на себя разочарованная молодежь следующего поколения, они превратили их в средство выражения абсурдности своего мира.

Эта эволюция исходит как из места эскапизма, так и из реализма. Использование юмора, чтобы дистанцироваться от болезненных реалий, а также признать их.

Этот формат все чаще используется для начала серьезных дискуссий о психическом здоровье, гарантиях занятости, тревогах в будущем и многом другом. Он снимает стигматизацию этих тем и позволяет вам говорить о чем-то важном, но в то же время стигматизированным и откровенно скучным, когда речь идет о чисто функциональных терминах.

Я не ратую за то, чтобы бренды прыгали в поезд мемов о самоубийстве — если вы это сделаете, вы заслуживаете последующих наказаний. Я также не утверждаю, что извержение какой-либо ерунды вообще будет общаться с детьми. Но я предполагаю, что абсурдистский юмор можно использовать как инструмент — способ сообщить вещи, которые отталкивают, когда говорят прямо.

Такие темы, как депрессия.

Или преимущество вашего продукта.

Вы по-прежнему можете общаться, не произнося всего по буквам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *