Разное

Авторитарный стиль общения достоинства и недостатки: Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства: когда включать тирана

Содержание

Достоинства и недостатки авторитарного стиля общения

Содержание

Автор Татьяна в 01/04/2014. Опубликовано Социальная психология

Авторитарный стиль управления, также известный как автократический, характеризуется индивидуальным контролем за принятием абсолютно всех решений, происходящем практически без участия членов группы.

Авторитарные лидеры, как правило, делают выбор на основе своих собственных идей и суждений, а также редко принимают советы от подчинённых.

Авторитарный стиль управления, по сравнению с другими, предполагает абсолютный, единоличный контроль над группой.

Характеристики авторитарного стиля

Среди основных характеристик авторитарного стиля управления встречаются следующие:

  • возможность для членов группы сделать свой вклад в организационную работу ограничена либо же вообще отсутствует;
  • все решения принимаются лидером;
  • лидер группы диктует свои условия и методы работы;
  • членам группы редко доверяется решение важных задач и т. д.

Преимущества авторитарного стиля управления

Такой стиль управления в некоторых случаях может быть полезным — например, когда решения должны быть приняты быстро, без консультации с большой группой людей. Некоторым проектам требуется сильный руководитель, для того чтобы задачи выполнялись быстро и эффективно.

Вы когда-нибудь работали с группой студентов или коллег по работе над проектом, который был сорван из-за плохой организации, нехватки лидерских качеств у руководителя и его неспособности установить сроки выполнения работы? Если да, то скорее всего, результаты вашей группы или команды очень сильно пострадали. В таких ситуациях ответственность за работу группы может взять на себя сильный лидер, который использует автократический стиль управления: он распределит задачи для разных членов группы и установит точные сроки завершения проекта.

Обратите внимание

В особенно напряжённых ситуациях, например, во время военных конфликтов, члены группы могут на самом деле предпочитать автократический стиль управления всем остальным.

Также это позволяет членам группы получить высокую квалификацию при выполнении каких-либо определенных обязанностей, которые могут принести пользу группе.

Недостатки авторитарного стиля

Хотя автократический стиль руководства иногда может быть эффективным, нередки всё-таки и случаи, когда этот стиль приносит в коллектив проблемы. Людей, которые склонны злоупотреблять автократическим стилем, часто считают властными диктаторами, их поведение зачастую может привести к недовольству среди остальных членов группы.

Поскольку авторитарные лидеры принимают решения, не посоветовавшись с коллективом, людям может не понравиться, что они не имеют возможности привнести в процесс работы группы новые идеи.

Исследователи также обнаружили, что авторитаризм часто приводит к отсутствию творческих решений текущих задач, что может в конечном счете оказать негативное влияние на производительность группы.

Например, авторитарный стиль может эффективно использоваться в ситуациях, когда лидер — наиболее опытный и квалифицированный член группы либо тот, кто имеет доступ к информации, которой другие члены группы не могут обладать.

Источник:

Авторитарный стиль руководства. Стили руководства в организации :

«Стиль – это человек». В воздействии на подчиненных, общении с партнерами, клиентами проявляются личностные черты любого начальника. Понятие стиля руководства напрямую связано с сутью управления. Каким образом приверженцы кардинально противоположных методов решают разнообразные управленческие вопросы? Читайте в нашем обзоре.

Три метода руководства

Методы управления разнообразны, но в научных целях их делят на три главных группы:

  • административно-организационные, или командные методы;
  • экономические;
  • психологические методы.

Опытный управленец с учетом обстановки и особенностей коллектива подбирает комплекс наиболее эффективных мер из каждой группы.

На выбор методов и частоту их применения влияют не только объективные причины, но и личные предпочтения менеджера. «Любимые» навыки в целом накладывают отпечаток на все деловое общение с коллегами. Стили руководства коллективом – это совокупность способов и мер, реализуемых менеджером.

Типология стилей

Востребованной и актуальной на сегодняшний день является типология Курта Левина. Психолог выделил три управленческих стиля: автократический, демократический и нейтральный. Стили отличаются управленческими методами, системами контроля, наличием или отсутствием делегирования полномочий.

Авторитарный стиль руководства базируется в большей степени на организационно-распорядительных методах, санкциях и нормировании. Коллегиальный – социальных, психологических и экономических. Либеральный стиль не требует четкой методологической системы.

Авторитарный стиль руководства

Автократу свойственно сосредотачивать все рабочие процессы под свое пристальное внимание: «Где не сам – так там могила!» Он всегда рассчитывает только на свои силы.

Важно

Подчиненный перестает быть личностью, а превращается в «болтик» бюрократической системы.

Достоинства и недостатки авторитарного стиля общения — ИЗЮМ

Для каждого человека характерен свой собственный стиль общения — кто-то стремится ставить себя на одном уровне с окружающими людьми, кто-то — предпочитает держаться обособленно, в стороне, но есть также и люди, которые ставят себя над остальными.

Авторитарный стиль общения — чем он характерен, в чем его преимущества и недостатки?

Авторитаризм — понятие

Авторитаризм — это изначально политическое понятие, происходящее от латинского слова «auctoritas» (влияние, власть), которое подразумевает концентрацию власти в государстве в руках одного человека или небольшой группы людей.

В психологии же авторитаризм — это характеристика личности, которая постоянно стремится максимально подчинить себе окружающих людей, оказать на них влияние, а также достичь определенных целей за счет других.

Наиболее ярко авторитарный стиль общения показывает себя в профессиональных, деловых отношениях, а также при воспитании или обучении.

Однако он также может существовать и при межличностной коммуникации, когда в группе людей образуются неформальные лидеры — личности, не имеющие официальных прав руководства, однако пользующиеся настолько сильным авторитетом, что остальные участники такой социальной группы беспрекословно выполняют их указания и требования, а также как должное принимают сделанные ими замечания, позволяют судить о себе и указывать на недостатки.

Стили общения

Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.

Чем характеризуется авторитарный стиль общения?

Авторитарный стиль общения характеризуется, прежде всего, сосредоточением влияния у его носителя.

Роль остальных членов социальной группы при этом минимизируется.

Авторитарный человек единолично принимает решения, не советуясь с окружающими и при этом требует неукоснительного их выполнения, постоянно контролируя процесс достижения поставленной цели.

Для авторитарного стиля общения доминирующими являются критика и запреты. При этом позитивное отношение авторитарной личности к его окружению встречается крайне редко.

Сам стиль коммуникации носит агрессивную форму — связано это с тем, что авторитарная личность во многих ситуациях видит угрозу своему авторитету, стараясь противодействовать ей максимально жестко.

Руководитель с авторитарным стилем общения будет минимизировать неформальные отношения со своими работниками. Для него характерен гиперконтроль за своими подчиненными, а также завышенные требования к ним.

Если же при попытке заставить выполнять какие-либо определенные действия такой руководитель встречает сопротивление от своего работника, то это гарантирует конфликтную ситуацию, при которой авторитарный руководитель будет стремиться не только подчинить себе работника, но и вынести ему наказание.

Поощрения носят крайне редкий характер — в коллективе под руководством авторитарного человека больше стремятся избежать ошибок, чем заработать поощрение.

Авторитарный стиль педагогического общения подразумевает то, что педагог сам решает вопросы, связанные как с жизнедеятельностью класса или группы, так и с каждый отдельным учеником.

При этом педагог проводит субъективную оценку деятельности учеников, противодействуя ее оспариванию.

При крайней форме авторитаризма в педагогике учащиеся не смеют обсуждать с учителем напрямую касающиеся их проблемы, их инициатива пресекается и наказывается, а противодействие учащихся авторитарному педагогу приводит к конфликтным ситуациям, устойчивым во времени.

Авторитарный стиль общения в воспитании детей

Любящие родители, отдающие предпочтение авторитарному стилю в общении со своими детьми, часто оказываются правы. Они во многом являются для них наглядным примером, вызывают уважение и восхищение своей уверенностью и силой воли. Дети копируют их, сами стараются быть такими же решительными, собранными и дисциплинированными, стремятся к успеху, хорошо учатся в школе.

Если родители постоянно демонстрируют недовольство своими детьми, провоцируют с ними конфликты, предъявляют трудновыполнимые требования, то взаимопонимание между ними будет нарушено.

Общение с позиции авторитарности, в этом случае, будет подавлять волю ребенка. Или он воспримет происходящее как стимул к действию и начнет общаться в подобном ключе, что обязательно негативно отразится на его будущем.

Признаки

Какие характерные признаки

соответствуют авторитарному стилю общения? Это:

  1. Все решения принимает один человек, без возможности других членов группы оспорить их.
  2. Возможность вклада в организационную работу членов группы минимизирована или отсутствует полностью.
  3. Подавление воли и желаний окружающих людей — иногда даже попреки здравому смыслу.
  4. Крайне агрессивное поведение в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Данные признаки характерны для авторитарного человека вне зависимости от того, в какой группе людей он находится — в кругу родных и близких, среди подчиненных или его учеников.

Авторитарный стиль общения в педагогике

Педагоги, выбравшие общение с учащимися с ограничивающими их во многом установками, как правило, отличаются большой избирательностью по отношению к ним. У таких педагогов много запретов, они слишком часто ставят ученикам отрицательные оценки.

Чрезмерная строгость и наказания — характерные черты обучающего процесса у педагогов с авторитарным стилем общения. Им нужно лишь послушание и для этого они готовы применять различные воспитательные меры.

Авторитарное общение приводит к высокой конфликтности и общему негативному восприятию детьми. Они начинают испытывать тревогу и чувство незащищенности. Это создает неблагоприятные условия для осуществления полноценного воспитательного процесса.

Виды и примеры

Авторитарный стиль общения часто наблюдается в отношениях родителей и ребенка. При этом родителя не интересуют предпочтения и увлечения ребенка — на первом плане у него его видение ситуации.

Например, отец приказывает ребенку: «Ты будешь заниматься футболом» и отправляет его на кружок футболу, несмотря на то, что ребенку не интересно занятие этим видом спорта и он предпочел бы учиться игре на фортепиано.

Тем не менее, решающим остается влияние отца, который в случае неповиновения может наказать ребенка.

Авторитарность у руководителей проявляется в вынесении строгих поручений и постоянного контроля над их исполнением.

Работнику дается четкое указание, которому он должен следовать без проявления инициативы.

Например, руководитель приказывает работнику: «Сегодня к 14 часам квартальный отчет должен лежать у меня на столе. В случае невыполнения ты лишаешься месячной премии».

Ведущим стимулом при таком приказе является лишение работника материальных благ, а возможность поощрения даже не рассматривается.

Авторитарность педагога при его общении с учащимися может быть выражена в постоянном акцентировании внимания на негативной оценке результатов их деятельности.

Например, педагог говорит учащемуся-отличнику: «Петров, ты получаешь 3 по контрольной работе, поэтому твоя четвертная оценка снижается до 4», при этом учитель прекрасно знает, что неуспеваемость в общем способного ученика обоснована тем, что он длительное время болел и пропустил важные тематические уроки.

Однако авторитаризм учителя не позволяет ему выделить ученика, как личность, подойти к нему индивидуально и поспособствовать внеклассным занятиям по пропущенной теме — учитель руководствуется общими принципами оценивания деятельности учащихся, не вдаваясь в частные подробности.

В семейных парах авторитаризм в стиле общения одного из супругов выражен в том, что только он принимает решения, влияющие в целом на жизнь всей семьи, при этом не учитывая ни мнения остальных ее членов, ни последствий собственных решений, которые могут быть в чем-то негативны по отношению к остальным членам.

Простой пример такого стиля общения в семье, когда муж говорит жене: «Мы начинаем копить на автомобиль, поэтому твоя учеба откладывается на потом».

Данное решение звучит, как уже принятое и не терпящее возражений. При этом оно должно беспрекословно выполняться, несмотря на то, что может исключать цели одного из партнеров.

Авторитарное общение — видео

Характеристика авторитарного стиля общения

Если руководителем организации является человек целеустремленный и жесткий, скорее всего, его стиль общения будет авторитарным. Также, им может быть выстроена иерархическая лестница, с большими привилегиями для избранных. Требования для остальных — четкое выполнения всех задач, поставленных перед ними руководством, наличие строгой дисциплины.

Тем не менее, у такого стиля руководства и общения есть свои положительные стороны:

  • оперативное принятие решений;
  • единые и выверенные управленческие действия;
  • сокращенное время на переход от одной деятельности к другой;
  • четкость и точность выполнения заданий.

Насаждаемое в коллективе авторитарное общение имеет ряд недостатков:

  • полное отсутствие инициативы, так как любые начинания рядовых служащих и работников рассматриваются, прежде всего, как нарушения ранговых устоев;
  • большинство служащих ощущают неудовлетворенность результатами своего труда;
  • бюрократический произвол, бездушие и формализм в отношениях.

Авторитарное общение не всегда снижает эффективность и комфортность деловых отношений. Все зависит от личности самого руководителя, его человеческих и профессиональных качеств.

Многие руководители, искренне уважают каждого работника в коллективе, их мнение считается авторитетным. Но они прибегают к авторитарному стилю общения, так как считают его наиболее целесообразным.

Плюсы

Авторитаризм в общении, несмотря на то, что преподносится, как подавление чужой воли и субъективную оценку ситуации, имеет как плюсы, так и минусы.

Авторитаризм при управлении группой людей позволяет в минимальные промежутки времени принять ценное решение, не консультируясь с другими членами группы.

Это позволяет в кратчайшие сроки принять ответственное решение, влияющее на исход ситуации.

Также авторитаризм руководителя незаменим в сложных, критических ситуациях, когда обычные работники не могут себе позволить взять инициативу на принятие какого-либо решения, влияющего на всю группу, так как они не желают брать на себя такой ответственности, уступая ее лидеру.

В условиях аврала и кризиса авторитаризм в общении руководителя со своими подчиненными необходим для поддержания строгой дисциплины, без которой эффективность работы предприятия может быть значительно снижена.

Также такая форма управления отлично показывает себя там, где действия работников четко прописаны по инструкциям — например, при службе в армии.

Авторитаризм в общении, как правило, оправдывает себя при форс-мажорных обстоятельствах, когда нужно быстро и четко среагировать на какое-либо изменение ситуации.

В плановой работе руководителя авторитарная форма общения допустима при четко проработанной стратегии и достаточном опыте руководителя, которому необходимо постоянно поддерживать свой авторитет правильными решениями.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.

Минусы

Недостатков авторитарности при общении несколько больше.

Многие психологи указывают, что авторитаризм при коммуникации родителей с детьми оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь — дети становятся безынициативными, теряют активность, так как она обусловлена ли приказаниями родителей.

Дети, воспитанные авторитарными родителями, легче поддаются пагубному влиянию своих сверстников, в то время как сами родители с таким стилем коммуникации ожидают большей зрелости от ребенка в каком-либо возрасте.

В результате формируется отчуждение ребенка и родителей, недоверие, невозможность проявления любви.

Авторитарность в общении одного из супругов делает возможной счастливую семейную жизнь только при готовности второй половины добровольно всегда быть жертвой и занимать более низкое положение.

В других ситуациях игнорирование и ущемление прав одного из супругов будет приводить к постоянным конфликтам, спорам и борьбе за возможность принимать решения.

При авторитаризме в педагогике ребенок, обучающийся у властного учителя, не имеет возможности самовыражения, он обучается в среде, исключающей инициативные проявления, что в дальнейшем сказывается на творческих способностях учащегося.

Руководитель с автократическим подходом управления вверенной ему командой также исключает творческое решение в некоторых ситуациях, которое привело бы к оптимизации деятельности команды.

Также работники такого руководителя редко принимают на себя ответственность при отсутствии руководителя, привычка, что за ними постоянно производится контроль, может привести к некоторой недееспособности и несамостоятельности в решениях.

Авторитарный стиль общения, хотя и дает возможность почувствовать собственную значимость человеку, способствует поднятию его самооценки, в ряде случаев приводит к ограничению его общения в коллективе, неприязни со стороны сверстников, подчиненных, учеников, супругов, которые также имеют право на самореализацию и при этом стремятся его защищать.

Авторитарный стиль воспитания:

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.

Либеральный стиль общения

Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

Гуманистический стиль общения

При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.

Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.

преимуществ и недостатков авторитарного стиля руководства | Малый бизнес

Если стиль руководителя группы можно охарактеризовать как «по-своему или по-своему», такого лидера можно с уверенностью назвать автократом. Автократическое лидерство, также известное как авторитарное лидерство, представляет собой стиль лидерства, характеризующийся прямым общением и командами сверху вниз.

Хотя на первый взгляд такое руководство может показаться суровым, оно может быть очень эффективным. Есть множество сильных и слабых сторон авторитарного лидерства, и иногда характеристика, которая является сильной стороной в одном сценарии, является слабостью в другом.

Примеры автократического лидерства

Понимание сильных и слабых сторон автократического лидерства может быть проще, если вы точно понимаете, какие типы поведения составляют автократическое лидерство. Этого можно достичь, рассмотрев примеры авторитарного лидерства. Проще говоря, автократический лидер — это лидер, полностью контролирующий свою юрисдикцию и не запрашивающий и не принимающий мнения сотрудников относительно их решений. Характеристики авторитарного лидерства включают:

  • Четкое разделение ролей лидера и подчиненных
  • Сосредоточенность на задачах и целях
  • Четко определенные требования к производительности для всех членов команды
  • Последствия невыполнения ожиданий
  • Структурированная рабочая среда
  • Конкретные процессы для выполнения задач на рабочем месте
  • Строгое соблюдение установленных правил и политик
  • Лидер единолично принимает решения

По данным Университета Сент-Томас, несколько известных примеров авторитарного лидерства включают:

  • Том Петти, основатель Tom Petty and the Heartbreakers
  • Гленн Фрей, соучредитель The Eagles
  • Лорн Майклз, создатель Saturday Night Live
  • Джон Чемберс, председатель Cisco Systems
  • Helen Gurley Brownley , бывший главный редактор Cosmopolitan
  • Ридли Скотт, признанный критиками кинорежиссер
  • Винс Ломбарди, бывший тренер Green Bay Packers

Как и все другие стили лидерства, авторитарное лидерство имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. На самом деле некоторые характеристики авторитарного лидерства можно считать преимуществами в одних ситуациях и недостатками в других. Например, стиль общения, который можно рассматривать как «выкрикивание приказов», может иметь решающее значение в среде с высокими ставками, например, среди парамедиков, но разрушительен в коллективной среде, такой как университетские факультеты.

Преимущество: Четкая цепочка лидеров

Одной из основных характеристик авторитарного лидерства является четко определенная цепочка подчинения. Ожидается, что подчиненные будут выполнять приказы своих начальников, которые, в свою очередь, должны выполнять приказы своих начальников . При наличии четкой корпоративной иерархии каждый член организации знает не только того, кому он подчиняется, но и того, кому подчиняется его начальник. Это оставляет мало места для недопонимания и потери сообщений в пути.

Четкая цепочка подчинения важна в определенных условиях, например в армии. Военный лидер, который не может принимать управленческие решения, может вызвать нарушение безопасности во время критических операций, а военнослужащие, не получающие четких прямых приказов от своих лидеров, могут запутаться и не действовать, когда это необходимо.

Недостаток: давление на лидера

Когда лидер — единственный человек в организации, который принимает решения и определяет стратегию компании, он может легко почувствовать себя подавленным. Это может привести к выгоранию. Когда самодержавный лидер выгорает и не может выполнять свои обязанности, остальная часть команды часто не готова вмешаться и взять на себя инициативу , потому что они никогда раньше не были в таком положении.

Для сотрудников среда, в которой принятие решений является исключительно работой менеджера, может означать относительно низкий уровень стресса. Сотруднику не нужно беспокоиться ни о чем, кроме надлежащего выполнения своих должностных обязанностей, и для многих сотрудников это гораздо менее утомительно, чем среда, в которой от них ожидают, что они будут предлагать идеи и взвешивать бизнес-стратегии.

Преимущество: Четкие ожидания на рабочем месте

Одно из величайших преимуществ работы с авторитарным лидером заключается в том, что сотрудник всегда знает, чего от него ждут и что произойдет, если он не будет работать должным образом. Авторитарный лидер не бывает слабохарактерным или пассивно-агрессивным; лидер-автократ с самого начала делает ожидания и последствия их невыполнения ясными. В такой среде нет «серой зоны» для производительности сотрудников, что может быть удобно для сотрудников.

Согласно IPL.org, авторитарное лидерство — это крайняя форма другого вида лидерства на рабочем месте, известного как 9.0036 транзакционное лидерство. Транзакционное лидерство характеризуется отношениями лидер/подчиненный, регулируемыми обменом, и для автократического лидера этот обмен является полным соответствием ожиданиям продолжения работы в компании.

Недостаток: небольшая гибкость или отсутствие гибкости

По данным Startingbusiness. com, существенным недостатком работы с авторитарным лидером является отсутствие гибкости на рабочем месте. Поскольку мнение руководителя — это единственное мнение, имеющее значение с точки зрения стратегического планирования и принятия решений, сотрудники могут испытывать разочарование из-за того, что они не могут работать так, как им удобно. Часто авторитарных лидеров называют микроменеджеры.

Отсутствие гибкости в среде, возглавляемой авторитарными лидерами, может оттолкнуть творческих и мотивированных сотрудников. Это может означать, что единственными сотрудниками, которые остаются работать в компании, являются немотивированные и даже ленивые люди.

Преимущество: хорошо руководит неопытными работниками

На предприятиях, где сотрудники в основном молоды и неопытны, автократическое лидерство может быть наиболее эффективным подходом. Неопытным сотрудникам обычно требуется много практических указаний от своих руководителей, чтобы узнать свои роли, научиться эффективно выполнять свои рабочие обязанности и научиться хорошо работать в организации. Работа с руководителем, который разъясняет все ожидания и уточняет ровно как выполнять задачи может значительно облегчить сотруднику процесс адаптации к новой рабочей среде.

Это одна из сильных и слабых сторон авторитарного лидера, сильно зависящая от условий на рабочем месте. В то время как сотрудники, которым нужны четкие указания и обратная связь от своего лидера, как правило, лучше всего работают под руководством автократа, более опытные сотрудники часто преуспевают в более автономной среде. Опытные, квалифицированные работники, как правило, добиваются большего успеха в среде, где их лидер просит их участия в принятии решений или даже полностью оставляет принятие решений на их усмотрение. Эти типы лидеров известны как демократических лидеров и лидеров невмешательства, соответственно.

Согласно Университету Сент-Томас, демократическое лидерство определяется взаимным уважением между менеджером и членами его команды. Менеджер уважает проницательность сотрудников и просит их помочь принять наилучшее решение, а команда уважает способность лидера в конечном итоге сделать правильный выбор после рассмотрения их точек зрения. Сравните это с авторитарным лидером, который , а не просит свою команду внести свой вклад при принятии решения.

Недостаток: может вызывать обиду у работников

Среди всех признанных сильных и слабых сторон авторитарного лидерства, возможно, одним из наиболее заметных является то, что этот стиль руководства может вызвать у сотрудников недовольство своим лидером и даже своей организацией. Авторитарная рабочая среда, как правило, не благоприятствует инновациям или нестандартному мышлению, и это может привести к тому, что работники будут чувствовать себя интеллектуально подавленными. Это также может означать, что личные потребности работников игнорируются, что заставляет их чувствовать, что их руководитель не заботится о них как о личности.

Преимущество: решения принимаются быстро

Одной из отличительных черт авторитарного лидерства является то, что лидер быстро принимает решения. Это потому, что они не консультируются с другими членами своей команды, поэтому им не нужно ждать других мнений или работать с разными точками зрения, чтобы найти подходящий компромисс. В стрессовых ситуациях с высокими ставками, таких как покупка и продажа недвижимости, автократический лидер, обладающий знаниями, необходимыми для принятия выгодных решений, может стать самым ценным активом компании.

15 Преимущества и недостатки авторитарного стиля руководства

Авторитарный стиль руководства ориентирован исключительно на лидера. Это стиль, который характеризуется личным контролем над всеми решениями, которые должны быть приняты для команды. Лидеры, использующие этот стиль, редко прислушиваются к мнению членов своей команды при принятии решений.

Эти лидеры предпочитают делать выбор, основываясь на собственном опыте, суждениях и идеях. Они сохраняют абсолютный контроль над группой, требуя беспрекословной поддержки политик и процедур, применяемых для каждого проекта. Работа имеет тенденцию быть жесткой и структурированной, при этом творчество часто обескураживает.

Правила важны для этого стиля руководства. Они четко изложены и сообщены. Есть надежда, что за ними будут постоянно следить.

Как и в случае с любым другим стилем руководства, авторитарный стиль руководства имеет ряд преимуществ и недостатков, заслуживающих внимания.

Список преимуществ авторитарного лидерства

1. Оно дает стабильные результаты в ситуациях малых групп.
При работе в небольшой группе может возникнуть пустота лидерства. Вы можете обнаружить, что все думают о себе как о лидере. В некоторых группах может не быть никого, кто мог бы занять руководящую роль. Когда в ситуацию вводится авторитарный стиль руководства, то направление, заданное лидером, может дать результаты. Это создает жесткие сроки, назначение задач и более высокий уровень контроля качества.

2. Сокращает время, необходимое для принятия решений.
Лидеры, использующие авторитарный стиль руководства, часто принимают решения самостоятельно. Они не советуются с другими людьми в своей команде. Это может быть полезно при возникновении чрезвычайной ситуации. Вместо того, чтобы быть вынужденным перемещаться по нескольким уровням бюрократии, как поощряют некоторые стили лидерства, авторитарный лидер принимает решение, поэтому команда может сразу же приступить к работе.

3. Все давление возлагается на лидера.
Многие команды работают в очень стрессовых ситуациях. Когда вокруг команды много давления, предпочтительнее авторитарный стиль, потому что каждый член команды может сосредоточиться на своей специальности. Только на лидера возложена ответственность за принятие сложных решений. Поскольку каждый человек в команде может быть чрезвычайно специализированным, результаты, которые может дать команда, могут превзойти другие стили лидерства.

4. Обеспечивает постоянный результат.
Во многих отраслях промышленности для получения результатов необходимо следовать определенным инструкциям. Вы часто будете видеть авторитарные стили руководства в строительной и производственной отраслях. Эти отрасли имеют определенные задачи, которые должны выполняться последовательно и в соответствии с точными спецификациями. Эти лидеры преуспевают в этой среде, потому что они могут контролировать процедуры внедрения, создавая среду, в которой соблюдаются правила безопасности и выполняются производственные показатели.

5. Вносит ясность в цепочку подчинения.
Когда используется авторитарный стиль руководства, мало вопросов о том, кто главный. Это снижает вероятность того, что один сотрудник попытается посоветовать команде работать одним способом, в то время как другие попытаются посоветовать другой способ работы. Эта ясность создает инструкции, которые обеспечивают более эффективную работу, поскольку модель является жесткой. Никто не может взять на себя руководящую роль, если ему не приказано это делать.

6. Повышает производительность.
Когда процессы ясны для членов команды, каждый в команде может сосредоточить свое внимание на задачах, которые им предлагается выполнить. Нет необходимости думать об инструкциях или о том, как выполнить задачу. Это означает лучшую производительность, потому что устраняет неопределенность в ситуации. Энергия, которая была бы направлена ​​на решение проблем, может быть направлена ​​на работу, которую необходимо выполнить.

7. Это может уменьшить количество возникающих ошибок.
При использовании авторитарного стиля руководства разработка проекта обычно приводит к меньшему количеству общих ошибок. Это связано с тем, что у всех членов команды есть заранее определенные инструкции, которым они должны следовать, преследуя конкретную цель. Риски снижаются, потому что в инструкции, которым необходимо следовать, включены только лучшие процессы. Четкие инструкции также снижают риски, которые отдельные команды могут взять на себя.

Список недостатков авторитарного руководства

1. Некоторые сотрудники могут взбунтоваться.
Менеджеров, практикующих авторитарный стиль руководства, часто считают контролирующими и властными. Некоторые могут назвать это «диктаторским». Некоторые люди возмущаются, когда им прямо указывают, что делать, как это делать и когда это нужно сделать, потому что это лишает их личного контроля над ситуацией. Даже если они правильно выполнят инструкции, если лидер ошибается, то вина может пасть на них, а не на их руководителя.

2. Уменьшает количество полученных групповых входных данных.
Некоторые авторитарные лидеры любят разговаривать со своими непосредственными подчиненными, чтобы получить разнообразные мнения перед принятием решений. Многие этого не делают. Авторитарные лидеры склонны подавлять творчество, потому что не консультируются со своей командой.

Могут быть члены команды, которые возмущаются тем фактом, что их опыт не учитывается в процессе принятия решений. Когда лидеру также не хватает креативности, этот недостаток может на самом деле повредить общей работе группы.

3. Это создает моменты неуверенности в руководстве.
Авторитарные лидеры основываются на представлении о том, что они являются наиболее опытными и осведомленными в ситуациях, с которыми им предстоит столкнуться. Это не всегда так. В некоторых командах есть очень опытные члены, которые хорошо осведомлены о ситуациях, с которыми они могут столкнуться в будущем. Поскольку эти лидеры часто не консультируются со своей группой, шансы на успех могут быть снижены. Высококвалифицированные члены команды также могут заставить лидеров чувствовать себя неуверенно, что может еще больше снизить эффективность команды.

4. Это может ухудшить моральный дух группы.
Многие люди, как правило, работают лучше, когда чувствуют или знают, что их вклад в команду оказывает положительное влияние. Если авторитарный лидер заставляет их чувствовать, что их вклад не приветствуется, они могут начать чувствовать неудовлетворенность своими обстоятельствами. Они могут чувствовать себя подавленными возложенными на них ожиданиями. Если это происходит часто, высококвалифицированные рабочие могут искать новые формы занятости, потому что они хотят избавиться от своего лидера.

5. Отсутствие обратной связи.
При авторитарном стиле руководства от лидеров не требуется обеспечивать тот же уровень обратной связи, который может потребоваться при других стилях. Это может привести к тому, что трек развития некоторых членов команды пострадает, остановится или будет полностью исключен. Каждый человек должен выполнять заранее определенный набор задач. Нет необходимости в дальнейшем улучшении, если они в состоянии это сделать, а это означает, что нет необходимости становиться лучше, как только этот потолок будет достигнут. Когда сотрудники начинают чувствовать, что они зашли в тупик, они могут искать другую работу, где они могут получить больше знаний.

6. Это способствует более высокому уровню оттока.
Когда член команды чувствует, что он отдал все и у него нет пути вперед для будущего, тогда он начнет искать новые вызовы. Цепочка подчинения в рамках авторитарного стиля руководства очень четкая. Если нет возможности продвигаться вперед, то люди склонны искать возможности там, где могут. По мере того, как члены команды приобретают больше опыта в том, что они делают, авторитарным лидерам становится все труднее внушать лояльность своим непосредственным подчиненным.

7. Это заставляет всех полагаться на опыт лидера.
И организация, и команда зависят от опыта и знаний, которые авторитарный лидер приносит за стол. Это делает лидера незаменимым для видения будущего, которое может иметь организация. Это также означает, что лидер, который начинает отставать от отраслевых стандартов, причинит страдания организации. Это создает туннельное видение неправильных результатов, потому что нет других голосов, которые могли бы изменить процесс.

8. Устраняет инновации из процесса.
Единственная инновация, разрешенная авторитарным стилем руководства, — это та, которую допускает лидер. Если лидер чувствует, что новая идея может угрожать его роли, ее можно исключить. Авторитарные лидеры часто стремятся консолидировать власть, чтобы в будущем кто-то другой не смог занять их место. Без сильного видения, включающего команду и организацию, лидер может сосредоточиться не на внешнем, а на внутреннем.

Преимущества и недостатки авторитарного стиля руководства показывают, что этот вариант может принести прибыль компании. Сроки могут соблюдаться чаще, в то время как принятие риска уменьшается из уравнения. В то же время этот стиль руководства может также способствовать более высокому уровню оттока, отсутствию творчества и общему отсутствию личных проблем.

Биография автора
Кит Миллер имеет более чем 25-летний опыт работы в качестве генерального директора и серийного предпринимателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *