Разное

Аутизм как проявляется: Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

30 июля 2018

Воронин Николай

Нейропсихолог, к.пс.н.

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.  

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

 

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.

  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 

  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.  

  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

  • Ребенок играет в стороне от остальных.

  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

  • ADOS

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

  • ADI-r 

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений. 

  • Шкала РЕР

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Ранние признаки аутизма у детей – Центр неврологии и педиатрии

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — диагностика раннего аутизма у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Признаки раннего аутизма у детей могут проявляться достаточно разно, однако заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер. В некоторых случаях ранние признаки аутизма даже можно спутать с хорошим поведением малыша: он нетребователен, спокоен и независим. Поэтому следует обратить внимание, соответствует ли ваш ребенок основным этапам развития сверстников. Существует ряд маркеров, которые необходимо особо выделить.

Признаки раннего аутизма у детей до 1 года:

  • К 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже встреча с мамой не вызывает у него смены эмоционального фона.
  • К 9 месяцам малыш не пытается лепетать, не ищет визуальный контакт, может показаться, что он смотрит не в глаза, а через Вас. Не реагирует на свое имя, в то время как в других ситуациях не показывает проблем со слухом. Ребенок не пытается инициировать или отвечать на обнимание мамы. Ему скорее даже не нравится тактильный контакт.
  • К 1 году жизни отчетливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи, не сопровождается попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами.

Само заболевание, как правило, проявляется до двух лет, именно в этом возрасте можно четко поставить диагноз. Однако чем раньше мы начнем лечение, тем больше шансов на плодотворный результат!

Признаки раннего аутизма у детей 2 лет:

  • Ребенок не указывает на объекты, которые могли бы заинтересовать его в окружающем мире. В возрасте 14-16 месяцев обычные дети активно используют язык жестов.
  • Не понимает простых одноэтапных инструкций, например, просьбы показать, где кубик или игрушка.
  • Малыш не использует разговорные навыки, нередко встречаются случаи, когда ребенок уходит в некий регресс, т.е. до этого он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки. Подобные случаи регресса встречаются и в социальной области, ребенок словно уходит в себя.
  • Нередко ребенок ограничивает свою двигательную активность.
  • Проявляет эмоции непонятным для окружающих образом, например, может смеяться или же плакать невпопад.

Признаки раннего аутизма у ребенка 3 лет:

Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляется симптоматика, здесь мы уже можем говорить о сложившейся картине болезни.

  • Во время повседневных игр ребенок, страдающий ранний аутизмом, как правило, фокусирует свое внимание на одном объекте или детали, т. е. его может интересовать исключительно колесико машинки. Стало быть, он не возит машинку по ковру, а просто крутит ее колесо пальчиками. Таким образом, все игры выглядят однобокими, они лишены проявления творчества и фантазии.
  • Интересуется необычными объектами или видами деятельности.
  • Такому ребенку нравятся однотипные движения, например, перелистывание книги, игры с выключателем, повторное включение и выключение света в комнате. Он проводит много времени за выстраиванием объектов в определенном порядке.
  • Ему непонятны игры связанные с имитацией, он не будет участвовать в притворной игре, художественное творчество не для них.
  • Им не интересны игры со сверстниками, они предпочитают одиночное времяпрепровождение.
  • Такой ребенок нередко использует шаблонное поведение, любое отклонение от привычного положения дел может вызвать бурную реакцию, вплоть до истерики.  Для примера, обычный поход в магазин или на прогулку по новому маршруту может привести к вышеописанному взрыву эмоций. Это же относится и к привычкам в питании, кроха может резко отреагировать на новое блюдо, отказывается от употребления многих продуктов.
  • Является чрезмерно чувствительным к различным видам внешней стимуляции, например, стороннему шуму, незнакомому запаху, даже новая одежда или какой-то аксессуар на ней может повлиять на настроение ребенка. Неожиданно реагирует на проявление болевых или раздражающих факторов, от резкого звука он может впасть в панику, в то время как какой-то реальный болевой синдром может пройти незамеченным.
  • Также малыш выборочно относится и к страхам, он может испугаться обычного, повседневного предмета обихода и при этом не бояться объектов, которые могут принести реальную угрозу здоровью или жизни.
  • Еще одно очень явное проявление – это проблемы со сном. Такой ребенок тяжело засыпает, его сон прерывист и тревожен.
  • Малыш с ранним аутизмом склонен к проявлению повторяющихся действий.
  • Склонен к перепадам эмоционального фона и поведения.

Весь медицинский и обслуживающий персонал нашей клиники обладает высокой квалификацией и профессиональными знаниями. Все наши врачи – это постоянно практикующие специалисты, врачи высшей категории, доктора наук, доценты. Благодаря нашим методам работы, Вы можете быть уверены, что попали в профессиональную клинику, а это значит, что мы гарантируем результат.

Также читайте про заболевание: аутизм у детей.

Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.

Узнайте больше о РАС

Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.

Примеры характеристик социального общения и социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать

  • Избегает или не поддерживает зрительный контакт
  • Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
  • К 9-месячному возрасту лицо не выражает радости, грусти, гнева и удивления
  • Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам 9 лет0012
  • К 12-месячному возрасту использует мало жестов или вообще не использует их (например, не машет рукой на прощание)
  • Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
  • Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
  • Не замечает, когда другие обижены или расстроены, к 24 месяцам жизни
  • Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
  • Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры до 48 месяцев
  • Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам

Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы

Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными. Такое поведение или интересы отличают РАС от состояний, определяемых только проблемами с социальным общением и взаимодействием.

Примеры ограниченного или повторяющегося поведения и интересов, связанных с РАС, могут включать

  • Выстраивает в ряд игрушки или другие предметы и расстраивается при изменении порядка
  • Повторяет слова или фразы снова и снова (эхолалия)
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково
  • Ориентируется на части предметов (например, колеса)
  • Расстраивается из-за незначительных изменений
  • Имеет навязчивые интересы
  • Должен следовать определенным процедурам
  • Размахивает руками, раскачивает тело или вращается по кругу
  • Имеет необычные реакции на звук, запах, вкус, внешний вид или ощущения

Прочие характеристики

Большинство людей с РАС имеют другие сопутствующие характеристики. Сюда могут входить

  • Отсроченные языковые навыки
  • Навыки движения с задержкой
  • Задержка когнитивных или учебных навыков
  • Гиперактивное, импульсивное и/или невнимательное поведение
  • Эпилепсия или судорожное расстройство
  • Необычные привычки в еде и сне
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом (например, запор)
  • Необычное настроение или эмоциональные реакции
  • Беспокойство, стресс или чрезмерное беспокойство
  • Отсутствие страха или больше страха, чем ожидалось

Важно отметить, что у детей с РАС могут отсутствовать все или некоторые виды поведения, перечисленные здесь в качестве примеров.

Узнайте больше о скрининге и диагностике РАС

Узнайте больше о лечении симптомов РАС

Причины и симптомы аутизма

Авторы редакторов WebMD

0003

  • Каковы причины аутизма?
  • Как аутизм влияет на социальные навыки ребенка?
  • Как аутизм влияет на общение?
  • Каковы модели поведения при аутизме?
  • Как определить признаки аутизма?
  • Статьи по теме

Расстройство аутистического спектра (РАС) может выглядеть по-разному у разных людей. Это нарушение развития, которое влияет на то, как люди общаются, ведут себя или взаимодействуют с другими.

Каковы причины аутизма?

Эксперты не до конца понимают все причины расстройств аутистического спектра. Это кажется генетическим, но могут быть связаны такие вещи, как возраст родителей и лекарства, отпускаемые по рецепту, которые принимались во время беременности.

Например:

  • Человек с большей вероятностью окажется в спектре аутизма, если им являются брат, сестра или родитель. Но это не всегда передается по наследству.
  • Около 10% детей с РАС имеют форму генетического расстройства, такого как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
  • Крупное датское исследование обнаружило связь между РАС и преклонным возрастом одного из родителей.
  • Женщины, прописавшие опиоиды непосредственно перед беременностью, с большей вероятностью родят ребенка с РАС.

У некоторых детей в спектре аутизма первые признаки появляются уже в возрасте нескольких месяцев. Другие, кажется, имеют нормальное развитие в течение первых нескольких месяцев или лет своей жизни, а затем у них начинают проявляться симптомы.

Но до половины родителей детей с РАС замечали проблемы к тому времени, когда их ребенку исполнилось 12 месяцев, и от 80% до 90% заметили проблемы к 2 годам. Дети с РАС будут иметь симптомы на протяжении всей своей жизни, но они могут поправиться по мере взросления.

Спектр аутизма очень широк. У некоторых людей могут быть очень заметные проблемы, у других нет. Общей чертой являются различия в социальных навыках, общении и поведении по сравнению с людьми, не входящими в спектр.

Как аутизм влияет на социальные навыки ребенка?

Ребенку с РАС трудно взаимодействовать с другими. Проблемы с социальными навыками являются одними из наиболее распространенных признаков. Они могут хотеть иметь близкие отношения, но не знают, как это сделать.

Если ваш ребенок находится в спектре аутизма, к возрасту от 8 до 10 месяцев у него могут проявиться некоторые социальные симптомы, в том числе:

  • К первому дню рождения он не отзывается на свое имя.
  • Игра, совместное использование или общение с другими людьми их не интересует.
  • Они предпочитают одиночество.
  • Они избегают или отвергают физический контакт, включая объятия.
  • Они избегают зрительного контакта.
  • Когда они расстроены, им не нравится, когда их утешают.
  • Они не понимают эмоций — своих или чужих.
  • Они не могут протягивать руки, чтобы их взяли на руки или направляли при ходьбе.

Как аутизм влияет на общение?

Около 40% детей с расстройствами аутистического спектра вообще не разговаривают, а от 25% до 30% развивают некоторые языковые навыки в младенчестве, но позже теряют их. Некоторые дети с РАС начинают говорить в более позднем возрасте.

Большинство имеют некоторые проблемы со связью, в том числе:

  • Задержка речевых и языковых навыков
  • Плоский, искусственный голос или певучий голос
  • Эхолалия (повторение одной и той же фразы снова и снова)
  • Проблемы с местоимениями (например, «ты» вместо «я»)
  • Не использует или редко использует обычные жесты (указывая или машет руками) и не отвечает на них
  • Неспособность оставаться в теме, говоря или отвечая на вопросы
  • Не распознавая сарказм или шутку
  • Проблемы с выражением потребностей и эмоций
  • Отсутствие сигналов от языка тела, тона голоса и мимики

Каковы модели поведения при аутизме?

Дети с РАС также ведут себя необычным образом или имеют нетипичные интересы, в том числе:

  • Повторяющееся поведение, такое как взмахи руками, раскачивание, прыжки или вращение
  • Постоянное движение (шаг) и «гипер» поведение
  • Фиксации на определенных действиях или объектах
  • Определенные рутины или ритуалы (и расстраиваются даже при незначительных изменениях рутины)
  • Крайняя чувствительность к прикосновениям, свету и звукам
  • Неучастие в «воображаемых» играх или имитация поведения других
  • Суетливые привычки в еде
  • Отсутствие координации, неуклюжесть
  • Импульсивность (действия без размышлений)
  • Агрессивное поведение как по отношению к себе, так и по отношению к другим
  • Недостаточная концентрация внимания

Как определить признаки аутизма?

Чем раньше начнется лечение расстройства аутистического спектра, тем выше вероятность его эффективности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *