Сеть словесных ассоциаций
Проект «Сеть словесных ассоциаций» дарит вам возможность просмотра ассоциаций, возникающих у человека, с определённым словом. Для получения ассоциаций с заданным словом просто введите искомое слово в строку поиска и нажмите клавишу «Enter» или кнопку «Найти».
Также предоставлена возможность поиска по первой букве слова. После нажатия соответствующей ссылки на панели навигации вы перейдёте на страничку со списком слов, начинающихся на указанную вами букву.
Если результаты поиска не уместились на одной странице, то внизу страницы вы увидите панель навигации по страницам. Используйте ссылки «Следующая», «Предыдущая», а также порядковый номер для перехода между страницами.
Для удобства использования каждое слово сопровождается статьями из толкового словаря русского языка. Результаты поиска могут также содержать картинки, которые изображают значение соответствующего слова. Нажмите левой кнопкой мыши на выбранной картинке чтобы увидеть её в более высоком разрешении.
По своей сути проект «Сеть словесных ассоциаций» представляет из себя идеографический словарь или тезаурус. Этот словарь включает в себя три базовых составляющих: ассоциативный словарь, толковый словарь, картинный словарь. Ассоциативный словарь, словарь ассоциаций или аналогический словарь группирует слова языка по психологическому восприятию, значению и смыслу. Толковый словарь — это словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов; толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Картинный словарь или визуальный словарь содержит графические иллюстрации, которые изображают значения слов.
Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти. В определенном смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка. Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Это явление получило название ассоциации (термин предложен в XVIII в. Локком). По И. П. Павлову, ассоциация есть не что иное, как временная нервная связь, возникающая при определенных условиях.
По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)
Со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами. Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из синонимов: горе — несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).
Близки к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. Физиологическая сущность ассоциации по контрасту состоит во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители. .. вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в тех же участках коры мозга. В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (например, явление антонимии: горе — радость, счастье — несчастье и т. д.).
Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим. Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок — роза, болезнь — смерть и т. п.).
По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)
Поскольку ассоциации отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями, законно сделать вывод, что они играют важную роль в строении лексической системы языка. На это указывал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами… Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды. Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов…».
По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)
АССОЦИАЦИЯ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ | АКОРТ
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Россияне распробовали пресервы: продажи сельди в торговых сетях выросли на 7%
10. 04.2023
12-13 апреля в Москве состоится выставка-конкурс POPAI Russia Awards 2023
07.04.2023
Ритейлеры ищут возможности снизить отходы
27.03.2023
Число жалоб потребителей на магазины снизилось на 25% в 2022 году
15.03.2023
Международный женский день поднял выручку ритейлеров на 30%
13.03.2023
АКОРТ примет участие в конференции «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы»
10.03.2023
СОБЫТИЯ
12-13 апреля в Москве состоится выставка-конкурс POPAI Russia Awards 2023
07.04.2023
АКОРТ примет участие в конференции «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы»
10.03.2023
«Кубок Ритейла-2022»
09.11.2022
Ровно месяц остался, чтобы успеть подать заявки на конкурс POPAI AWARDS 2022!
10. 02.2022
ЗОЖ-выставка Veg-Life Expo пройдет в Москве c 03 по 05 июня 2022
10.02.2022
Ежегодная конференция «Рынок сахара стран СНГ»
31.01.2022
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Поздравление с 8 марта
08.03.2023
Новости ассоциации
Розничные сети готовы продавать маркированную воду с 1 марта
28.02.2023
Новости ассоциации
Молоко и масло — самые востребованные молочные продукты
22.02.2023
Новости ассоциации
АКОРТ и «Русбренд» объединили усилия в защите торговых марок
16.02.2023
Новости ассоциации
Доля СТМ в продажах федеральных сетей превысила 20%
08.02.2023
Новости ассоциации
Роспотребнадзор и АКОРТ объединят опыт в разрешении клиентских споров
07. 02.2023
Новости ассоциации
АКОРТ и Роспотребнадзор обсудили вопросы взаимодействия
20.01.2023
Новости ассоциации
Рынок отечественной косметики растёт двузначными темпами
18.01.2023
Отраслевые новости
Как попасть на полки торговых сетей: 6 главных советов
11.01.2023
Новости ассоциации
Итоги 2022 года в розничной торговле
31.12.2022
Новости ассоциации
АКОРТ поздравляет с Новым годом и Рождеством
30.12.2022
Новости ассоциации
«Бережливый покупатель — серьезный вызов для торговли»
27.12.2022
Новости ассоциации
АКОРТ и Рыбный союз договорились о совместном развитии рыбной категории
20.12.2022
Новости ассоциации
АКОРТ выражает поддержку OBI и Ingka Centres
09. 12.2022
Новости ассоциации
Торговые сети готовят сюрпризы на Новый год
08.12.2022
Новости ассоциации
«Почувствуйте розницу»
08.12.2022
Новости ассоциации
ЧЛЕНЫ АКОРТ
Сеть словесных ассоциаций
Проект «Сеть словесных ассоциаций» предоставляет возможность поиска ассоциаций с заданным словом. Словесные ассоциации возникают в сознании человека, когда он читает или произносит слово, или просто думает о слове. Для того, чтобы получить список ассоциаций к слову, достаточно ввести слово в поисковую панель и нажать клавишу
Также возможен поиск слова по первой букве. Щелкните нужную букву на панели навигации, и вы перейдете на страницу, содержащую список слов, начинающихся с данной буквы.
Если результаты, которые вы ищете, не находятся на первой странице результатов поиска, вы можете нажать «Далее» и «Предыдущий» внизу страницы, чтобы увидеть больше результатов.
Для удобства использования каждое слово сопровождается пояснительными статьями из лексической базы данных WordNet. Результаты поиска также могут содержать изображения, отображающие значение соответствующего слова. Нажмите на выбранное изображение, чтобы увидеть его в более высоком разрешении.
«Сеть словесных ассоциаций» по своей сути является идеографическим словарем или тезаурусом. Проект состоит из трех основных компонентов: ассоциативного словаря, толкового словаря и словаря с картинками. Ассоциативный словарь, словарь ассоциаций или аналоговый словарь группирует слова языка по психологическому восприятию, смыслу и значению. Толковый словарь дает лексическое значение для каждого слова. В этом словаре часто приводятся примеры использования слова. Словарь в картинках или визуальный словарь содержит графические иллюстрации, отображающие значение слов.
Ассоциация — один из основных механизмов памяти. В некотором смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания словарного запаса языка. Идеи и понятия, доступные памяти человека, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и в конечном счете более или менее точно воспроизводит объективно существующую связь между явлениями реального мира. При определенных условиях возрождение одной идеи или понятия сопровождается возрождением других, соотносимых с ней представлений. Это явление называется ассоциацией (термин, предложенный в XVIII веке Локком).
По материалам книги В. В. Морковкина «Идеографические словари» (1970)
Со времен Аристотеля люди различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности.
Ассоциация по сходству основана на том, что ассоциированные явления имеют некоторые общие черты. Оно представляет собой результат генерализации условной связи, при которой сходные раздражители вызывают сходные реакции (например, возбуждение синонимического ряда с актуализацией одного из синонимов: горе — несчастье, печаль, горе, печаль и т. д.).
Близкой к ассоциации по сходству является ассоциация по контрасту, происхождение которой объясняется наличием в явлениях противоположных признаков. Физиологический характер ассоциации, напротив, заключается во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители… вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в одних и тех же областях коры головного мозга. В результате в дальнейшем один из контрастирующих раздражителей может вызвать сразу после себя то, что раньше вызывалось другим раздражителем (контрастировать с данным)» (например, явление антонимов: горе — радость, счастье — несчастье и т. д.).
Ассоциация по смежности возникает, когда события расположены близко друг к другу во времени или пространстве. В настоящее время три упомянутых типа ассоциаций классифицируются как простые или механические. Наряду с ними выделяют более сложные смысловые ассоциации. Это, в частности, ассоциации, отражающие родовые и причинно-следственные связи между объектами мира (например, цветок — роза, болезнь — смерть и т. д.).
По книге В. В. Морковкина «Идеографические словари» (1970)
Поскольку ассоциации отражают некоторые значимые отношения между предметами и явлениями реального мира, а значит, и между понятиями, то можно сделать вывод, что они играют важную роль в структуре лексической системы языка. На это указывал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами ассоциативными узами по сходству; это сходство будет не только внешним, т. е. звуковым или структурным, морфологическим, но и внутренним, семасиологическим. Или в другими словами: всякое слово способно, благодаря особому мыслительному закону, вызывать в нашем уме другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждается этими словами…»
По материалам книги В.В. Морковкина «Идеографические словари» (1970)
Словоассоциации: сетевые и семантические свойства
Абдуллаев Ю.Г., Познер М.И. (1997). Динамика активации областей мозга при создании словесных ассоциаций. Психологические науки , 8 , 56–59.
Артикул Google Scholar
Альберт Р., Чон Х. и Барабаси А.-Л. (1999). Интернет: диаметр всемирной паутины. Природа , 401 , 130–131.
Артикул Google Scholar
Олпорт, Д. А. (1985). Распределенная память, модульные подсистемы и дисфазия. В S. Newman & R. Epstein (Eds.), Текущие перспективы дисфазии (стр. 32–60). Эдинбург: Черчилль Ливингстон.
Google Scholar
Амарал, Л. А., Скала, А., Бартелеми, М., и Стэнли, Х. Э. (2000). Классы сетей малого мира.
Артикул Google Scholar
Баайен, Р., Пипенброк, Р., и ван Рейн, Х. (1993). Лексическая база данных CELEX [CD-ROM]. Филадельфия: Пенсильванский университет, Консорциум лингвистических данных.
Google Scholar
Барабаси, А.-Л., и Альберт, Р. (1999). Появление масштабирования в случайных сетях. Наука , 286 , 509–512.
Артикул пабмед Google Scholar
Барсалу, Л. В. (1999). Перцептивные системы символов. Науки о поведении и мозге , 22 , 577–660.
Google Scholar
Барсалу, Л. В., Сантос, А., Симмонс, В., и Уилсон, К. Д. (в печати). Язык и симуляция в концептуальной обработке. В М. Де Вега, А. М. Гленберг и А. К. Грессер (ред.), Символы, вариант и означает . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Белл, Б.Д., Дэвис, К.Г., Германн, Б.П., и Уолтерс, Г. (2000). Конфронтационное именование после передней височной лобэктомии связано с возрастом приобретения названий объектов. Нейропсихология , 38 , 83–92.
Артикул пабмед Google Scholar
Брисберт, М., Ван Вейнендаэле, И., и Де Дейн, С. (2000). Эффекты возраста приобретения в задачах семантической обработки. Acta Psychologica , 104 , 215–226.
Артикул пабмед Google Scholar
Бьюкенен, Л.
Артикул Google Scholar
Берджесс, К., и Лунд, К. (1997). Моделирование ограничений синтаксического анализа с многомерным контекстным пространством. Язык и когнитивные процессы , 12 , 177–210.
Артикул Google Scholar
Крамер, П. (1965). Энтропия реакции как функция аффективного качества стимула. Психономическая наука , 3 , 347–348.
Google Scholar
Крамер, П. (1968). Словесная ассоциация . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Кри, Г. С., и Макрей, К. (2003). Анализ факторов, лежащих в основе структуры и вычисления значения бурундук, вишня, долото, сыр и виолончель (и многих других подобных конкретных существительных). Journal of Experimental Psychology: General , 132 , 163–201.
Артикул Google Scholar
Де Дейн, С., и Стормс, Г. (2007). Различия в возрасте приобретения знаний у молодых и пожилых людей влияют на латентность лексического решения и семантической категоризации. Acta Psychologica , 124 , 274–295.
Артикул пабмед Google Scholar
Де Дейн, С., и Стормс, Г. (2008). Словесные ассоциации: нормы для 1424 голландских слов в непрерывном задании. Методы исследования поведения , 40 , 198–205.
Артикул пабмед Google Scholar
Диз, Дж. (1962). Класс формы и детерминанты ассоциации. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1 , 79–84.
Артикул Google Scholar
Диз, Дж. (1965). Структура ассоциаций в языке и мышлении . Балтимор: Johns Hopkins Press.
Google Scholar
де Гроот, А.М.Б. (1980). Mondelinge woordassociatienormen: 100 словесных ассоциаций op 460 Nederlandse zelfstandige naamwoorden [Нормы устных словесных ассоциаций: 100 словесных ассоциаций к 460 голландским существительным]. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger.
Google Scholar
де Гроот, А. М. Б. (1989). Репрезентативные аспекты образности слов и частотности слов, оцениваемые с помощью словесных ассоциаций. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память. & Познание , 15 , 824–845.
Артикул Google Scholar
Фриман, Л. (1977). Набор мер центральности, основанный на промежуточности. Социометрия , 40 , 35–41.
Артикул Google Scholar
Гэлбрейт Р. и Андервуд Б. (1973). Воспринимаемая частота конкретных и абстрактных слов. Память и познание , 1 , 56–60.
Артикул Google Scholar
Гизелинк, М., Кастерс, Р., и Брисберт, М. (2003). Оценки возраста усвоения 2322 голландских слов из 49 различных семантических категорий.
Psychologica Belgica , 43 , 181–214.Google Scholar
Гизелинк, М., Де Мур, В., и Брисберт, М. (2000). Возрастные рейтинги для 2816 голландских четырех- и пятибуквенных существительных. Psychologica Belgica , 40 , 77–98.
Google Scholar
Гланцер, М. (1962). Грамматическая категория: зубрежка и анализ словесных ассоциаций. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1 , 31–41.
Артикул Google Scholar
Гленберг, А. (1997). Для чего нужна память. Науки о поведении и мозге , 20 , 1–55.
Google Scholar
Гриффитс, Т.Л., Стейверс, М., и Тененбаум, Дж.Б. (2007). Темы в семантической репрезентации. Психологический обзор , 114 , 211–244.
Артикул пабмед Google Scholar
Хэмптон, Дж. (1997). Ассоциативные процессы и процессы, основанные на сходстве, в решениях по категоризации. Память и познание , 25 , 625–640.
Артикул Google Scholar
Чон Х., Томбор Б., Альберт Р., Олтвай З. Н. и Барабаси А.-Л. (2000). Крупномасштабная организация метаболических сетей. Природа , 407 , 651–654.
Артикул пабмед Google Scholar
Джорденс С. и Беккер С. (1997). Длинные и короткие эффекты семантического прайминга в лексическом решении. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память. & Познание
Артикул Google Scholar
Кей Дж. и Хэнли Дж. Р. (1999). Индивидуальные знания и знания о биологических категориях. Когнитивная нейропсихология , 16 , 171–180.
Артикул Google Scholar
Ламберт, В. (1955). Ассоциативная беглость как функция абстрактности стимула. Canadian Journal of Psychology , 9 , 103–106.
Артикул пабмед Google Scholar
Ландауэр Т. и Дюме С. (1997). Решение проблемы Платона: теория скрытого семантического анализа приобретения, индукции и представления знаний. Психологический обзор , 104 , 211–240.
Артикул Google Scholar
Лильерос, Ф., Эдлинг, К.
Р., Амарал, Л.А.Н., Стэнли, Х.Е., и Оберг, Ю. (2001). Сеть человеческих сексуальных контактов. Природа , 411 , 907–908.Артикул пабмед Google Scholar
Ливси, К., и Берджесс, К. (1999). Влияние вербальной способности на опосредованное прайминг. В материалах 22-й ежегодной конференции Общества когнитивных наук (стр. 314–319). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Локер, Л., младший, Симпсон, ГБ, и Йейтс, М. (2003). Семантическое соседство влияет на распознавание неоднозначных слов. Память и познание , 31 , 505–515.
Артикул Google Scholar
Лупкер, С. (1984). Семантический прайминг без ассоциации: второй взгляд. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 23 , 709–733.
Артикул Google Scholar
Маршарк, М. , и Хант, Р. Р. (1989). Пересмотр роли образов в обучении и памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 15 , 710–720.
Артикул Google Scholar
Макрей, К., и Кри, Г. С. (2002). Факторы, лежащие в основе семантических дефицитов категорий. В EME Forde & GW Humphreys (Eds.), Категориальная специфичность мозга и разума (стр. 211–249). Хов, Великобритания: Psychology Press.
Google Scholar
Нельсон, Д.Л., и Макэвой, К.Л. (2000). Что это за штука называется частотой? Память и познание , 28 , 509–522.
Артикул Google Scholar
Нельсон Д.Л., МакЭвой С.Л. и Шрайбер Т.А. (2004). Нормы свободных ассоциаций, рифм и фрагментов слов Университета Южной Флориды. Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения , 36 , 402–407.
Артикул Google Scholar
Нельсон Д.Л., Чжан Н. и МакКинни В. (2001). Узы, связывающие известное с узнаванием нового. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 27 , 1147–1159.
Артикул Google Scholar
Ньюман, Массачусетс (2003). Структура и функции сложных сетей. Обзор SIAM , 45 , 167.
Артикул Google Scholar
Пайвио, А. (1986). Ментальные представления: метод двойного кодирования . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Почтальон Л. (1964). Приобретение и сохранение последовательных ассоциативных ответов. Журнал экспериментальной психологии , 67 , 183–190.
Артикул пабмед Google Scholar
Реднер, С. (1998). Насколько популярна ваша газета? Эмпирическое исследование распределения цитирования. Европейский физический журнал , 4B , 131–134.
Google Scholar
Рутс, В., Де Дейн, С., Амиль, Э., Ванпэмел, В., Вербимен, Т., и Стормс, Г. (2004). Данные голландских норм для 13 семантических категорий и 338 экземпляров. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры , 36 , 506–515.
Артикул Google Scholar
Шваненфлюгель П. и Шобен Э. (1983). Дифференциальные эффекты контекста в понимании абстрактных и конкретных словесных материалов. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 9 , 82–102.
Артикул Google Scholar
Шелтон, Дж. Р., и Мартин, Р. К. (1992). Насколько семантичен автоматический семантический прайминг? Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 18 , 1191–1210.
Артикул Google Scholar
Симмонс В., Хаманн С., Харенски К., Ху Х. и Барсалу Л. (2007). фМРТ-данные для словесных ассоциаций и ситуативного моделирования при концептуальной обработке . Рукопись в подготовке.
Спорнс, О., Чиалво, Д.Р., Кайзер, М., и Хильгетаг, К.С. (2004). Организация, развитие и функция сложных мозговых сетей. Тенденции в когнитивных науках , 8 , 418–425.
Артикул пабмед Google Scholar
Стейверс М., Шиффрин Р. М. и Нельсон Д. Л. (2004). Пространства словесных ассоциаций для прогнозирования эффектов семантического сходства в эпизодической памяти. В А. Ф. Хили (ред.), Экспериментальная когнитивная психология и ее приложения (стр. 237–249). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Стейверс, М. , и Тененбаум, Дж. (2005). Крупномасштабная структура семантических сетей: статистический анализ и модель семантического роста. Когнитивные науки , 29 , 41–78.
Артикул Google Scholar
Строгац, С. Х. (2001). Изучение сложных сетей. Природа , 410 , 268–276.
Артикул пабмед Google Scholar
Укита Х., Абэ К. и Ямада Дж. (1999). Поздно усваиваемые в детстве слова утрачиваются раньше при первично-прогрессирующей афазии. Мозг и язык , 70 , 205–219.
Артикул Google Scholar
ван Лун-Верворн, В. (1985). Voorstelbaarheidswaarden van Nederlandse woorden: 4600 substantieven, 1000 verba, 500 прилагательных [Рейтинги изобразительности голландских слов: 4600 существительных, 1000 глаголов, 500 прилагательных]. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger.
Google Scholar
ван Лун-Верворн, В. (1989). Eigenschappen vanbasiswoorden [Свойства основных слов]. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger.
Google Scholar
Вильокко, Г., Винсон, Д.П., Льюис, В., и Гарретт, М.Ф. (2004). Представление значений слов объекта и действия: гипотеза характерного и унитарного семантического пространства. Когнитивная психология , 48 , 422–488.
Артикул пабмед Google Scholar
Ваттенмейкер В. и Шобен Э. (1987). Контекст и запоминаемость конкретных и абстрактных предложений. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 13 , 140–150.
Артикул Google Scholar
Уоттс, Д. Дж., и Строгац, С. Х. (1998). Коллективная динамика сетей «маленького мира».