Кризис

Кризис у мальчиков трех лет: Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей

Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей

Чаще всего современные родители знают, что по мере взросления поведение их ребёнка иногда может меняться до неузнаваемости. Но когда ласковый и послушный малыш начинает отказываться от любимой еды, категорически против вовремя собираться на прогулку и постоянно повторяет: «Нет!», «Не буду!», «Я сам!», – у многих опускаются руки. А между тем это нормальный этап взросления. Психологи называют его «кризисом 3-х лет», который знаменует собой переход из раннего детства в дошкольное.

Что такое «кризис 3-х лет»?

Кризисы – это бурные, сравнительно кратковременные возрастные периоды, во время которых развитие делает своеобразный скачок. Обычно слово «кризис» ассоциируется у нас с негативным периодом, в котором разрушается всё, что создано. Однако в период возрастного кризиса происходят и значительные позитивные сдвиги в психическом развитии, переводящие ребёнка на новый этап взросления.

Кризис 3-х лет относится к числу острых, его продолжительность может достигать года. В этот период происходит своеобразное отделение ребёнка от мамы. Он начинает понимать себя как отдельного человека, говорить о себе «Я», что является отправной точкой развития самосознания. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка кризис может начаться раньше или позднее 3-х лет. В целом, границы возрастного диапазона его наступления и проявления могут колебаться от 2,5 до 4-х лет.

«Семизвездие» кризиса

Поведение ребёнка начинает меняться, он может становиться неуправляем, порой впадать в ярость. Его поведение почти не поддается коррекции. Симптомы кризиса 3 лет часто называют «семизвездием» кризиса:

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;

  2. Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

  3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;

  4. Своеволие – ребёнок стремится всё делать сам;

  5. Протест-бунт – ребёнок в состоянии «войны» и конфликта с окружающими;

  6. Обесценивание – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

  7. Деспотизм – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Может проявляться в форме ревности.

Как быть родителям?

Родителям нужно запастись терпением, применение жёстких дисциплинарных мер по отношению к ребёнку не поможет, а скорее всего, навредит.

  • Будьте готовы к спокойному, долгому общению с ребёнком. Это наиболее эффективный способ сгладить появляющиеся углы во взаимоотношениях.

  • Ребёнок уже не чувствует себя маленьким и активно пробует вести себя как взрослый, будет противоречить и отстаивать свою точку просто из принципа. Нужно понять, что те особенности взаимодействия с ребёнком, какие существовали раньше, уже не будут срабатывать.

  • Поощряйте любые проявления самостоятельности ребёнка, при необходимости переводя их в приемлемое русло.

  • Нужно научиться находить «золотую середину» между требованиями к ребёнку и его желаниями

    , спокойно объяснять, почему его желания не всегда могут быть удовлетворены.

  • При этом ребёнок должен понимать, что запреты нарушать нельзя. Иначе он откажется выполнять правила, предложенные родителями.

Кризис 3-х лет труден и для взрослого, и для самого ребёнка. Ему нелегко становиться самостоятельным и постепенно отделяться от родителей, непросто совладать со своими эмоциями по этому поводу. Поэтому не отвечайте на стремление малыша «выйти на тропу войны» с родителями – лучше постарайтесь понять его потребности и помочь отыскать способы, как заявить о них приемлемым для вас (и общества в целом) способом.

Автор: Буянов Александр Александрович

,
кандидат психологических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.


Файл:&nbsp

0.46 Мб

Памятка для родителей.pdf

советы психологов родителям. Какие причины и как пережить.

Вашего милого малыша будто подменили? Совсем недавно это был ласковый, спокойный ребенок, которому нравилось выполнять ваши просьбы. А теперь? Что бы ему ни предложили – всё отвергает с криком «нет!», дерзит и ругает родителей. Желает поступать так, как он хочет, и требует, чтобы все в доме подчинялись его приказам.

Когда начинается кризис 3 лет у ребенка?

Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?

Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в большинстве случаев ситуация стабилизируется к четырем годам.

Каковы причины детского кризиса 3 лет?

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.

Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой — он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) — как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».

Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они — следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

Малыш стремится сам принимать решения!

Он стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.

Как проявляется кризис 3 лет?

Психологи выделяют семь основных признаков — это, так называемое, семизвездие — своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Что делать?

Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».

Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!», а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико…» или умываем мишку.

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».

Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.

2. Строптивость или «Нет – и всё!»

Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека — это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).

Что делать?

Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

3. Упрямство или «Я решил сам!»

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».

Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Что делать?

Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!

4. Своеволие или «Гордый карапуз»

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и Вы увидите гордость от собственной самостоятельности.

Что делать?

Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками.

И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.

Таким образом, формируется основа «системы Я», т.е. самой личности ребёнка!

5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»

Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).

Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).

Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какой-либо деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

Ребенок, чью деятельность постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.

Что делать?

Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты — очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).

Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).

Что делать?

Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.

Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.

7. Деспотизм или «Я — здесь начальник!»

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие — брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных компаний).

Что делать?

Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых.

Кризис трёх лет – прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих. И протекать остро он будет только в том случае, если взрослые, не замечая у малыша тенденции к самостоятельности, будут сохранять прежний тип отношений, устраивающий их, взрослых, но сдерживающий активность и самостоятельность детей.

Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.

Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка?
Советы психологов

«Что же делать?» — именно таким вопросом часто задаются родители маленьких бунтарей. Всем озадаченным мамам и папам психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи без исключения.

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).

Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек…

Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.

От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.

У ребенка кризис 3 лет. Когда нужна консультация психолога?

Если в душе закрались сомнения в правильности действий, тревога и переживания, обратитесь за помощью к детскому психологу. Психолог поможет справиться с проблемой, и разработает индивидуальную программу занятий для Вашего малыша с учётом его личностных особенностей и особенности семьи в целом. Ведь каждый ребёнок — уникальный и каждая семья – уникальная.

Автор: Виктория Айзикович

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чей высокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Узнать подробнее

Кризис трех лет

Ох уж этот страшный и ненавистный трехлетний кризис. У некоторых детей это почти незаметно. Это спокойные, терпеливые, уравновешенные люди… Но есть и другие дети, которым нужно заявить о своей идентичности, навязать свои критерии, свои капризы, свою волю или все это одновременно.

Этот возраст широко известен как возраст лежания на полу, гнева и истерик, имеет место психологический кризис с поведенческими проявлениями, с которыми порой трудно справиться. Происходит прекрасный процесс, когда малыш впервые начинает осознавать себя непохожим на других. Именно поэтому его считают кризисом негативизма, кризисом развития личности.

Хорошая новость в том, что этот кризис проходит, как и все кризисы. Плохая новость в том, что когда мы в ней находимся, нам кажется, что она никогда не закончится.

Почему трехлетний кризис

К третьему дню рождения ребенок вырастет. Это время, когда в его мире будет преобладать фантазия и живое воображение:

  • Маленькие исследователи (Ребенок исследует все вокруг себя относительно автономно. Ему любопытно узнать, почему все происходит, и когда он сталкивается с некоторыми вопросами , ответы должны быть аргументированы просто, понятно и логично, чтобы он научился диалогу).
  • Анатомические половые различия (В этом возрасте у ребенка начинается то, что Зигмунд Фрейд называл «фаллической стадией», на которой он обнаруживает свои гениталии и связанные с ними ощущения, поэтому им свойственно касаться и открыто исследовать друг друга Это ключ к различению полов и открытию родственных полов и ролей.Его интерес к тому, что отличает его от детей противоположного пола, мотивируется исключительно любопытством, и когда ребенок удовлетворяется исследованием, и девочки, и мальчики часто забывают об этом предмете).
  • Аффективные отношения (Ребенок уже взаимодействует со своими братьями, сестрами и другими людьми в семье и на улице, которые становятся товарищами по играм, если они одного возраста. Таким образом, расширяется первичный аффективный круг ребенка. Они открыто выражают привязанность. Они легко отделяются от родителей. Они могут идентифицировать человека как мальчика или девочку. Но они еще не до конца понимают разницу между полами).
  • Творчество (Фантастическая деятельность посредством рассказывания или чтения историй способствует развитию их мышления. Это нормально, что иногда дети путают реальность с фантазией).
  • Эгоцентризм (Ребенок воспринимает мир только своими глазами. Он еще не может поставить себя на место других, и эта перспектива приобретается постепенно в процессе познавательного созревания).
  • Социализация и эмоциональные достижения (Этот этап способствует развитию социальных отношений. Они ведут себя более самостоятельно. Кроме того, новые фигуры взрослых, координирующие сосуществование детей в детских садах, подталкивают их к следованию первым социальным нормам. Дети уже готовы обсуждать пути решения конфликтов Заинтересованы в новых впечатлениях Взаимодействуют с другими детьми Играют в «дочки-матери» и проявляют все большую изобретательность в фантазийных играх Но часто не могут отличить фантазию от реальности Видят себя как цельного человека, включая тело , разум и чувства).
  • Мышление и рассуждение (когнитивное развитие) (Знают имя, возраст и пол. Выполняют инструкции из 2-3 шагов, например, «возьми куклу и положи ее на кровать рядом с плюшевым мишкой». Они понимают понятие «два». Они запоминают ряд цифр вместо счета. То же самое и с алфавитом. Ребенок может произносить буквы по памяти, но может не узнавать написанное отдельно от других. Любит собирать ребусы и кубики, состоящие из 3-х или 4-х частей.Они умеют классифицировать предметы по форме и цвету.У них активное воображение и богатое воображение.Например, они могут воображать, что их игрушки или мягкие игрушки могут разговаривать и играть с ними).
  • Развитие речи (Они быстро учат новые слова. Большинство из них узнают и могут называть обычные предметы. Они используют слова во множественном числе, используют местоимения (я, ты, мой, мы, они) и используют полные предложения из 4-5 слов. Люди часто спрашивают «почему» и «что». Они понимают большую часть того, что слышат.
    Но еще не могут полностью выразить свои чувства словами).
  • Контроль над физиологическими потребностями (Заинтересованы в том, чтобы научиться ходить в туалет. Многие остаются сухими, когда бодрствуют. Ребенка нельзя ругать, если приучение к туалету откладывается или из-за мелких происшествий, так как он может чувствовать разочарование и неуверенность )
  • «Не хочу!», «Я!», «Мое!» (Они понимают понятия «мое» и «твое». Иногда им бывает сложно делиться игрушками или конфликтовать во время игры с другими. Это не эгоизм или дурной характер, ребенок ищет пределы своей воли .Родители должны установить эти ограничения, даже если это может означать истерику).

Гендерные особенности

Помимо того, что все дети разные, уже давно не секрет, что развитие мальчиков и девочек также происходит по-разному. Соответственно и к кризису трех лет они приходят на разных уровнях развития, что следует учитывать при выборе методов борьбы с трехлетним кризисом.

Девочки:

Особенности развития девочек

  1. Во время кризиса девочки используют свои вербальные способности для манипулирования, так как к 3 годам они говорят намного лучше мальчиков. Поэтому необходимо сразу ограничить и четко указать, что можно говорить, а что нет.
  2. У девочки хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей необходимо произносить громко и четко
  3. Девушки более эмоциональны, поэтому именно они чаще всего закатывают истерики и капризничают во время кризиса. необходимо направить переполняющие эмоции в нужное русло: делегировать часть домашних дел, заняться лепкой или рисованием.
Мальчики:

Особенности развития мальчиков

  1. Речь к 3 годам развита не так, как у девочек, поэтому мальчики не всегда могут словами выразить переполняющие их эмоции. Это приводит к агрессии и изоляции. Чтобы этого не допустить, каждый день разговаривайте с малышом о том, что произошло, что он чувствует и чего хочет.
  2. У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и они пропускают половину информации. Поэтому ему лучше показать все наглядно. Не тратьте время на слова «Уберите игрушки!», а поднесите их к ним и покажите, куда их положить.
  3. К 3 годам у мальчиков появляется потребность исследовать окружающий мир. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открывают люк, лазают по деревьям и заборам, втыкают что-то в розетки, разбирают (ломают) бытовую технику. Родители, во избежание травм, должны четко «прописывать» им территориальные ограничения.

Причины нарушений поведения

Трехлетний кризис — это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка с окружающими, т.е. кризис социальных отношений. И дальше будет сложно только в том случае, если взрослые сохранят тот же тип отношений: сдерживание активности и самостоятельности детей.

Среди причин нарушений в поведении ребенка можно выделить следующие:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых к установлению строгих норм, требование безоговорочного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Сверхзащита. Чрезмерная родительская опека в условиях формирования личности ребенка, повышения самостоятельности становится причиной негативизма, упрямства, непослушания. Интенсивность гиперопеки прямо коррелирует с длительностью и яркостью кризиса.
  • Состав семьи. В присутствии братьев и сестер, занимающихся воспитанием, кризис обычно протекает легче.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость и легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты вызывают больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. У часто болеющих детей и при неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированными кризисными проявлениями.

Как кризис 3-х лет проявляется в поведении

Как бы это странно не звучало, но все проявления и симптомы кризиса 3-х лет благотворно влияют на формирование «Я-системы» и рост личности. Потому что, когда человек стоит перед выбором, мозг автоматически начинает работать и неизбежно происходит развитие.

Симптомы кризиса:
  • Негативизм. Ребенок действует или реагирует вопреки не только родителям, но иногда и собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что не хочет, а только потому, что его об этом попросили.
  • Упрямство. Упрямство очень похоже на негативизм, но отличается тем, что направлено не на конкретного человека — это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, как бы не слышит их (особенно это проявляется в семьях, где существуют противоречия в воспитании: мама требует одно, папа — другое, а бабушка вообще все позволяет).
    Упрямство. Когда ребенок упрям, он настаивает на чем-то не потому, что очень этого хочет, а потому, что он этого требовал: «Я так решил!».
  • Своеволие и гордыня. Ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет. Конечно, может быть удобнее что-то сделать за ребенка, потому что так быстрее. Но тем самым вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу повнимательнее, и вы увидите гордость за собственную независимость.
  • Протест — это бунт. Именно бунтом и протестом младенец отвечает на давление родителей, на их стремление все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломайся!», «Садись за стол!» , «Наденьте тапочки!»).
    Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если его сдерживать, то он выливается в виде эмоций (гнев, истерики).
  • Амортизация. Меняется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может их бросать, ломать) и к людям (малыш может стучать или ругаться грубыми словами).
    Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка, но не путайте его с агрессией).
  • Деспотизм. Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, стремление «завоевать место под солнцем» – хорошая черта характера, позволяющая человеку быть хозяином своей жизни и, как следствие, брать на себя ответственность за то, что происходит, и не быть во главе других людей.

Сколько может длиться трехлетний кризис

Как ни один специалист не скажет, будет ли у вашего малыша трехлетний кризис и когда он начнется, так и нет однозначного ответа, когда он закончится. Это будет зависеть от многих факторов: воспитания ребенка, обстановки в доме и стараний родителей. В среднем этот период закончится к 3,5-4 годам. Но есть и те, у кого он до 5 лет.

Последствия

Важно помнить, что трехлетний кризис — это не болезнь. Его нельзя избежать или вылечить. Это обязательный этап развития и формирования полноценной личности.

И хотя это имеет последствия, но они и негативные, и позитивные.

Главное сделать все возможное, чтобы трехлетний кризис не стал затяжным, ведь затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

Как пережить трехлетний кризис

Разочарование 3-летнего ребенка, перешедшего теперь в агрессию, разочарование папы, что он не знает, как это остановить, и разочарование мамы, что она пытается контролировать 3-летнего ребенка и взаимодействовать с мужем.

Фрустрация возникает, когда человек не может изменить то, что ему не нравится. Это так же нормально, как дышать, и у детей это может быть так же часто.

Взрослые в силу того, что у нас достаточно зрелый мозг, находят как здоровые, так и нездоровые способы справиться со стрессом, а вот трехлетки этого сделать не могут. Их мозг слишком молод, слишком мал, слишком незрел. Ваш ребенок переживает и реагирует на свое разочарование в режиме реального времени. Он не может это контролировать. Так что перестаньте ожидать, что он перестанет пинаться, драться, плеваться и злиться в одночасье.

Когда ты хочешь, чтобы все это прекратилось, и прилагаешь усилия в этом направлении, ты разочаровываешься. Задумайтесь: если у вас внутри что-то бурлит, и вы кричите, плачете и бьетесь об подушку, вам становится легче. Атакующая энергия покинула систему.

Если кто-то приходил к вам и все время говорил: «Нет. Мне жаль. Вы не можете злиться. Вы не можете действовать злонамеренно. Вы должны вести себя прилично. Вы должны контролировать это. Прекрати это». Произойдут две вещи: какое-то время вы будете атаковать его, а потом, в конце концов, перестанете проявлять какие-либо эмоции. Мозг отключил бы чувства. И хотя это было бы удобно, но очень вредно для здоровья.

Попробуйте другую тактику:
  1. Пусть атакующая энергия движется. Батуты, рвать бумагу, стучать по подушкам, топать или бросать мягкие игрушки или мячики — все, что безопасно.
    Перестань говорить ему: «Больно, когда бьешь».
  2. Хватит болтать слишком много. И если он не причиняет серьезного вреда другим людям или дому, не затаскивайте его каждый раз в угол. Все эти разговоры и перетаскивания на самом деле вызывают у вас еще большее разочарование, и ваш ребенок может чувствовать ваше настроение. Он расстроен, вы расстроены, ему становится хуже, вам становится хуже. Меньше сосредотачивайтесь на контроле над ним и больше на сдерживании себя. Не забывай дышать (сосчитай до трех на выдохе) и делай что-нибудь еще, оставаясь рядом.
  3. Противоположный . Когда он делает противоположное тому, что вы говорите, это на языке трехлетнего ребенка: «Я не чувствую связи с тобой». Небольшое сопротивление совершенно нормально для трехлетнего ребенка. Когда 3-летний ребенок не против, дома происходит что-то нездоровое. Но если есть хроническая оппозиция, то это проблемы привязанности. Вам нужно больше сосредотачиваться на хорошем, когда ваша семья спокойна и счастлива. В моменты, когда он кричит: «НЕТ!» перестаньте задавать вопросы или требовать, а просто сдвиньте ситуацию дальше: откажитесь от ванны и уложите спать или не заставляйте его ужинать. Нельзя добиться успеха с трехлетним ребенком, когда на сцену вышли принуждение, понукание, подкуп, наказания и угрозы.
  4. Когда в семье мир, больше общайтесь с ребенком. Пусть знает, что что бы он ни плюнул, ни пнул, ни ударил, мама и папа его любят. Скажите ему, что вы понимаете его желание ударить. Дайте ему понять, что вы понимаете, что жизнь разочаровывает и может всех разозлить. Читайте с ним книги, поддерживающие волнующие чувства. Прежде всего, покажите, что вы можете справиться с этими сильными эмоциями вместе.
  5. Береги себя. Получите дополнительную поддержку, если можете себе это позволить. Чаще встречайтесь с друзьями. Планируйте свой отпуск. Смотрите комедии. Убедитесь, что ваш сон, физические упражнения и питание в норме. Общайтесь со своим супругом, чтобы поддерживать друг друга. Вы не можете дать то, чего у вас нет, поэтому вам нужно безопасное место, чтобы выплеснуть все свои сильные эмоции. Это не легко. Будьте честны с собой и получите поддержку. Вы это заслужили и нуждаетесь в этом.

Как реагировать на истерику ребенка

  • Во время истерики дети проявляют чувства разочарования, гнева, страха или печали. Типичное поведение вашего ребенка во время истерики — крик, плач, пинки, бросание игрушки или падение на пол.
  • Ваш малыш часто использует этот тип поведения, чтобы привлечь ваше внимание, протестовать против того, что вы у него отняли, или сбежать из ситуации, которая ему не нравится:
  • Наблюдайте за своим ребенком, чтобы определить в первую очередь возможную причину истерии: разочарование, что-то потерянное, злость, голод, сонливость или, точнее, это просто манипуляция.
  • Отведите его в безопасное место. Обнимите его, поднимите на руки и унесите подальше от того места, где началась истерика. Этот метод известен как «тайм-аут». Дайте ему знать, что он будет там, пока не почувствует себя спокойнее.
  • Как только заметите, что его состояние спокойное, похвалите его. Воспользуйтесь возможностью описать чувство благополучия, которое вы испытываете в данный момент. Скажи ему: «Ты был очень зол и заболел, теперь ты спокоен, тебе лучше, да? Все прошло.»
  • Поговорите с ним, пока он задыхается. Это способ научить его ценностям, ведь вы показываете, что понимаете его раздражение, но обращаете внимание только тогда, когда они успокаиваются. Это помогает детям различать свои чувства и эмоции во время и после истерики. Со временем он научится выражать свое разочарование.
  • Дисциплина. Дисциплина с любовью предполагает сохранение спокойствия при разговоре с малышом, иначе все, включая детей и родителей, вступят в борьбу за власть. Дети прибегают к всевозможным истерикам, чтобы привлечь внимание окружающих.
  • Голос. Говорите тихим голосом и покажите ребенку, что вы не позволите его поведению повлиять на вас. Вы останетесь расслабленным. Если ты кричишь, то он кричит.
  • Не позволяй собой манипулировать. Не всегда давайте ребенку то, что он просит.
  • Пусть кричит и плачет в безопасном месте. Он устанет и успокоится.
  • Наберитесь терпения и настойчивости. Не подвергайте ребенка физическим атакам с вашей стороны. Если это придет вам в голову, сделайте вдох и вернитесь позже.
  • Договоритесь с няней, чтобы она справлялась с истериками, используя ту же технику, что и вы. Если вы, как его мама и папа, что-то решите, а другой взрослый отменит, ребенок поймет, что не сможет устроить с вами «спектакль».

Когда вам нужна помощь психолога

Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и вы уже не уверены, что сможете справиться с этим кризисом самостоятельно – не ждите, пора обратиться за помощью к психологу. и вам того же.

К психологу стоит обратиться, если:
  • Вы часто злитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
  • Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
  • У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
  • Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
  • Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомцами.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним животным, драчливость, умышленное повреждение игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Беспокойство, неспособность сосредоточиться, желание постоянно двигаться, шуметь.
  • Замедленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
  • Найдите способы помочь ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.

Каждый день много раз можно научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие ожидания в очереди, отлично подходят для тренировки ожиданий и обмена мнениями.

Каждый ребенок по-своему переживает трехлетний кризис, у кого-то интенсивнее, чем у других. Нам нужно знать, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать наиболее эффективные в каждом конкретном случае методы, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к устойчивости, что подорвет психологическое благополучие наших детей и всей семьи.

 

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет: что происходит

Эмоции
Это важный период в эмоциональном развитии вашего ребенка.

В течение этого года ваш ребенок действительно начинает понимать, что его тело, разум и эмоции принадлежат только ему. Ваш ребенок знает разницу между чувством счастья, грусти, страха или гнева.

Ваш ребенок также проявляет страх перед воображаемыми вещами, заботится о том, как ведут себя другие, и проявляет привязанность к знакомым людям. И когда ваш ребенок станет более уверенным в себе, он также станет лучше справляться со своими эмоциями.

Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так ваш ребенок учится и исследует чувства.

Ваш ребенок теперь больше заинтересован в играх и дружбе с другими детьми. Ваш ребенок может начать играть более сообща в небольших группах. Делиться становится легче, потому что ваш ребенок понимает понятия «мое» и «твое».

Ваш ребенок развивает воображение во время игры . Например, ваш ребенок может играть в ролевые игры с воображаемыми друзьями или игрушками, например, устраивать чаепитие с игрушками. Ваш ребенок также может попробовать разные роли — например, он может притвориться врачом или родителем. И в этом возрасте у дошкольников обычно есть воображаемые друзья, хотя ваш ребенок, вероятно, может отличить настоящего от воображаемого.

К 4 годам вашему ребенку может нравиться обманывать других и описывать, что произошло, например: «Мама думала, что я сплю!» В то же время ваш ребенок также беспокоится о том, что его могут обмануть другие.

Ваш ребенок может быть очень любопытен к телам – своим и чужим. Например, вы можете обнаружить, что ваш ребенок смотрит на свои гениталии и гениталии других детей. Сочетание естественного любопытства и ролевых игр обычно является типичной частью детского сексуального поведения. Но если вас беспокоит сексуальное поведение ребенка, рекомендуется поговорить с терапевтом, педиатром или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.

Разговор
В этом году язык вашего ребенка сильно разовьется.

Ваш ребенок узнает много новых слов , слушая вас и других взрослых, а также слушая рассказы. Ваш ребенок также проявляет больший интерес к общению и может хотеть рассказывать истории и вести беседы.

Ваш ребенок понимает большую часть того, что вы говорите, и может угадать незнакомые слова. Как правило, ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Около 3 года Ваш ребенок использует предложения из 3-5 слов или даже больше. Другие люди в большинстве случаев понимают, что говорит ваш ребенок. Ваш ребенок также указывает на части картинок, например, на нос коровы, и называет обычные предметы.

К 4 года Ваш ребенок говорит длинными предложениями, состоящими примерно из 5-6 слов и более. Другие люди всегда понимают вашего ребенка. Ваш ребенок также понимает большую часть того, что вы говорите, и следует инструкциям, состоящим из 2-3 шагов, если они касаются знакомых вещей, например: «Закрой книгу и отдай ее маме». Ваш ребенок понимает такие прилагательные, как «длинный» или «худой», и использует «чувственные» слова, такие как «счастливый» или «грустный».

Мышление
Ваш ребенок очарован окружающим миром и задает много вопросов «кто», «что», «где» и «почему». Когда дело доходит до понимания, ваш ребенок знает о таких противоположностях, как большой/малый и больше/меньше, а также о таких понятиях, как «на», «внутри» и «под».

Память вашего ребенка развивается. Например, ваш ребенок может запомнить детские стишки и даже повторить их вам. Ваш ребенок также начинает указывать и называть буквы и цифры, которые он помнит, и он может сосчитать до 4 предметов и сортировать их по цвету и форме.

Бытовые навыки
Ваш ребенок любит есть вместе с семьей. И ваш ребенок понимает вашу семейную рутину и ценит особые события, такие как дни рождения.

Ваш ребенок тоже становится более самостоятельным . Например, ваш ребенок может есть сам, надевать обувь без шнурков, расстегивать пуговицы и делать еще немного, когда одевается.

Ваш ребенок, вероятно, приучен к туалету, и он может самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические задачи, например ходить в туалет, вытирать какашки со своего зада и мыть руки и лицо. Но ваш ребенок по-прежнему нуждается в вашей помощи и присмотре за такими задачами, как чистка зубов.

В движении
Ваш ребенок любит двигаться и быть активным. Ваш ребенок лучше поднимается по ступенькам, катается на трехколесном велосипеде, бросает, ловит и пинает мяч, бегает, карабкается, прыгает, прыгает и балансирует на одной ноге. Поскольку ваш ребенок так активен, неплохо было бы подумать о том, как сделать свой дом безопасным.

Когда дело доходит до использования рук, ваш ребенок может рисовать круг или квадрат, строить большие башни из кубиков и пользоваться безопасными для детей ножницами. Ваш ребенок любит рисовать мелками, карандашами и кистями, и это здорово, потому что рисование и раскрашивание развивают воображение вашего ребенка.

В этом возрасте ваш ребенок также может:

  • отвинтить крышку от баночки
  • узнать свой возраст
  • узнать названия некоторых форм и цветов
  • держать карандаш и списывать буквы к 4 годам
  • одеваться и раздеваться самостоятельно.

Помощь в развитии ребенка в возрасте 3-4 лет

Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:

  • Дайте ребенку много времени для игры: игра важна для развития эмоций дошкольника, потому что она помогает дошкольники исследуют и выражают такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Например, вы и ваш ребенок можете попробовать притвориться, что играете с куклами.
  • Проведите время, играя на свежем воздухе: это позволит вашему ребенку исследовать природу, испытать приключения и проверить свои физические возможности. Игры на свежем воздухе могут включать грязные игры в песке или грязи, игры в погони или поиски сокровищ. Когда вы находитесь на улице, помните о безопасности на солнце.
  • Найдите время для творческих и творческих игр: это может быть коллаж, рисование, игры с переодеванием или рассказывание историй. Еще одна идея — музыкальная игра: вашему ребенку может нравиться танцевать, прыгать или играть на простых инструментах.
  • Читайте вместе с дошкольником: совместное чтение, рассказывание историй, пение песен и декламация детских стишков – все это развивает у вашего ребенка речь, мышление и воображение. Эти занятия также помогут вашему ребенку научиться читать, когда он станет старше.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет вашему дошкольнику заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и понять математические понятия, такие как «половина», «1 чайная ложка» или «30 минут». Вы можете дать ребенку простые задания, например, приготовить салат или приготовить бутерброды.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно учиться делиться и играть по очереди. Когда вы играете, говорите что-то вроде: «Теперь моя очередь строить башню, теперь твоя очередь» или «Ты поделишься со мной красными блоками, а я поделюсь с тобой зелеными блоками». Детям в этом возрасте все еще трудно делиться, поэтому хвалите ребенка, когда он делится.

В возрасте 3-4 лет ваш ребенок может пойти в дошкольное учреждение. В дошкольном возрасте ваш ребенок может учиться, играя, заводить друзей и развивать ответственность, независимость и уверенность в себе. Дошкольное учреждение может поддерживать и поощрять удивительное развитие вашего ребенка, а также может доставлять массу удовольствия.

Воспитание дошкольника в возрасте 3-4 лет

Будучи родителем, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.

И помните, что частью заботы о себе является просьба о помощи, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, включая вашего партнера, друзей, родственников, детскую и семейную медсестру и врача общей практики.

Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 3 лет

Вы лучше знаете своего ребенка. Так что рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 3-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • не смотрит вам в глаза
  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения из 3 слов
  • не понимает 2- часть инструкций – например, «Возьми обувь и положи ее в коробку»
  • часто трудно понять, когда вы разговариваете с вами, семьей или друзьями.

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • с трудом расстается со своим основным опекуном
  • не интересуется другими детьми
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется ходить по магазинам или ездить на автобусе.

Движения и двигательные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюж – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • с трудом обращается с мелкими предметами — например, карандаш или мелок
  • не рисует простые фигуры.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 4 лет

Если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего 4-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения, состоящие более чем из 3 слов
  • не может понять инструкции, состоящие из 2 частей, например «Положи куклу и возьми мяч».

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • сильно капризничает из-за мелочей или цепляется и плачет, когда вы уходите
  • не проявляет сочувствия – например, не пытается утешить других больно или грустно
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется взрослым или не устраивает чаепитие
  • большую часть времени кажется очень напуганным, несчастным или грустным.

Двигательные и моторные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюжий – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, с карандашом или мелком проблемы с рисованием фигур – например, круг или квадрат
  • с трудом одеваются или пользуются туалетом.

Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте ваш ребенок испытывает заметную и постоянную потерю навыков, которыми он владел раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *