Антропогенез

Основные теории антропогенеза: Основные теории антропогенеза

Теория антропогенеза человека. Проблемы антропологии. Учебник

Специально для портала Antropogenez.RU

Авторский проект Станислава Дробышевского

Введение

Любого человека волнует его прошлое. Личное прошлое он обычно знает, а вот историю, корни – не всегда. История имеет разную глубину. История родной страны может насчитывать века и даже тысячелетия, но, углубившись на несколько тысячелетий, теряется в тумане времени. История цивилизации немного длинее, но всё равно не дотягивает до десяти тысячелетий. А что дальше? Кто жил до времён, когда люди научились писать и передавать поколениям рассказ о себе? Как выглядели эти пращуры? Что делали? Чем жили?

Методы познания бытия. Креационизм.

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: «Откуда мы?», «Каково наше место в мире?» Человек является центральным объектом в мифологии и религиях многих народов. Является он основным и в современной науке. У разных народов в разные времена возникали разные ответы на эти вопросы.

Сила мысли: философские концепции антропогенеза

С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть – к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Собственно вопрос происхождения обычно мало занимает философов и детали процесса они чаще опускают, больше они говорят о месте человека во Вселенной, его значении и предназначении.

Сила доказательств: научные концепции антропогенеза

Научный этап изучения антропогенеза начался фактически только с XVIII века. До этого преобладал религиозный подход. Но и на протяжении XVIII-XIX веков наука не была чётко отделена от философии, а учёные обычно назывались натурфилософами или естествоиспытателями.
Некоторые из них – Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо – уже в XVIII веке высказывали мнение о «перерождении» одних организмов в других, в том числе – обезьяны в человека.

Что изучает антропогенез?

Антропогенез – раздел антропологии, изучающий происхождение человека.
Иначе, антропогенез – раздел антропологии, изучающий изменчивость человека во времени.

Методы антропологии

Палеоантропология оперирует множеством методов, часть из  коих является заимствованием из других наук, часть общебиологична, часть же — специфична.

Методы антропологии: Анатомия, морфология, физиология и генетика

Великим фундаментом антропологии является анатомия, надстройкой к ней является морфология, их оживляет физиология, а надежду на будущее даёт генетика.

Палеоантропологические методы

Прежде всего стоит сказать о палеонтологических доказательствах, поскольку в основном на портале речь пойдёт о них.

Смежные науки: археология

Археология изучает историю человеческого общества по памятникам материальной культуры. Можно кратко определить археологию как историю вещей.

Методы датирования

Из всего многообразия наук несколько подробнее стоит сказать о методах датирования ископаемого материала, поскольку датировки составляют принципиально необходимую нить, на которую нанизываются события антропогенеза.

Антропогенез и гипотезы происхождения человека

Понятие об антропогенезе

Слово «антропогенез» произошло от греческих слов anthropos, что означало «человек» и genesis, что значило «происхождение».

Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.

В современной антропологии существует несколько концепций человеческого происхождения – космологизм, креационизм, концепция философской антропологии и теория эволюции или естественнонаучная теория. 

Не имеет смысла раскрывать каждую из них детально, т.к. все они определяли концепции человеческого образа в какой-то мере, однако необходимо обозначить их более конкретно.

Креационизм

Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции.

Космологизм

Основная идея данной концепции заключается в том, что человек обязан своим появлением на Земле внеземным цивилизациям. Именно они способствовали появлению человека на планете, а сейчас инопланетяне следят за эволюцией людей и их развитием, не вмешиваясь в данный процесс. Наша планета для инопланетян – это полигон для исследований.

Обе теории понятны для житейского восприятия, и люди привыкли принимать их без доказательств, на веру – либо Космос, либо Бог. Отдельно представляемые явления в космологизме (НЛО) либо являются абстрактными, либо предлагаются на веру, либо существуют как элементы людского шарлатанства. Наука же нуждается в представлении фактов и явлениях, которые формируют закономерности и обладают объективностью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью и необходимостью.

Теория эволюции или естественнонаучная теория

Она базируется на большом количестве археологических, зоологических, биологических и других данных исследований многопрофильных специалистов. Основным ее представителем является Чарльз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, который совершил многолетнее кругосветное путешествие, в процессе которого исследовал континентальные геологические участки суши и отдельные островные образования с целью объяснить происхождение и развитие растительного и животного мира, а также геологического движения.

Свое уникальное кругосветное путешествие он совершил в качестве натуралиста экспедиции в 1831–1836 годах на английском бриге «Бигль» под командованием капитана Роберта Фиц-Роя (1805–1865). Итогом этого плавания стали 5 томов зоологических и 3 тома геологических результатов. Открытия и наблюдения Дарвина на Галапагосских островах, в Южной Америке и других местах заложили основу для рождения его теории эволюции, с помощью которой он сумел предметно обозначить объективные связи всех явлений и процессов в биотической природе, а также установить изменяемость видов растительного и животного происхождения и преемственность между ними. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор»
(1871) Дарвин обосновывал гипотезу о том, что человек произошел в результате земной эволюции. При этом ученый не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, он лишь полагал, что и у людей, и у человекообразных обезьян есть общий предок и не более.

Для того чтобы понимать естественнонаучную теорию происхождения человека в соответствии с исследованиями Ч. Дарвина, особую важность представляет момент эволюции, под которой понимают биоразвитие от низшего к высшему и наличие в биотическом низшем тех элементов, которые нужны для роста высшего и снятия в высшем низшего. В философском понимании эволюционного процесса человека важно осознавать все объективные факторы, которые способствуют его становлению – биотические и абиотические. Одновременно с пониманием объективных факторов процесса эволюционного преображения «био» в «социо» важна также и деятельностная (природно-общинная) связь, предполагающая комплексный подход, в который входили:

  • Охота, которая способствовала формированию способностей
  • Хозяйственно-бытовое взаимодействие (коллективный и индивидуальный труд)
  • Язык (речь, передача информации, общение)
  • Различные формы брачно-семейных и этнических взаимоотношений.

Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации. По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было. Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens).

В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу. 

Замечание 1

Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882), англичанин, естествоиспытатель, магистр наук, биолог, член Королевского общества (1845), иностранный член Петербургской Академии наук (1867). Его отцом был врач Роберт Дарвин. Будущий ученый родился в небольшом городке Шрусбери, где закончил среднюю классическую школу. У него не было интереса к предметам, которые там преподавались, и он предпочитал учебе долгие одинокие прогулки по окрестностям, в процессе которых собирал и пополнял свои коллекции насекомых, рыбачил и охотился.

Он также самостоятельно изучал химию вместе со своим братом Эразмом. Дарвин закончил школу в 1825 году и затем поступил на курс медицины в Эдинбурге. В 1828 году он перевелся в Кембридж по настоянию отца, чтобы обучиться теологическим наукам и стать в будущем священником. Дарвин еще за время учебы в университете увлекся вопросами естествознания и стремился приобрести в этой сфере широкие познания. Благодаря этому профессор университета рекомендовал его в 1831 году в ту самую знаменательную экспедицию в команду на бриг «Бигль» в качестве натуралиста. Еще в Эдинбурге Дарвин сумел сблизиться с геологами и зоологами, среди которых были будущий профессор зоологии в Лондоне Роберт Грант и будущий хранитель Музея естественной истории при Эдинбургском университете Уильям МакДжилливрей. Свои первые теоретические доклады Чарльз представил на студенческом естественнонаучном кружке. За время обучения в Кембридже Дарвин сблизился с молодыми энтомологами и особенно с Джоном Стивенсоном Генсло (1796–1861), профессором ботаники и основателем естественнонаучного Реевского общества.
На Дарвина большое влияние оказали работы А. Гумбольдта «Описание путешествия в Южную Америку» и астронома Дж. Гершеля «Введение в изучение философии естествознания», которые он прочел перед самым выпуском из Кембриджа. По окончании кругосветного странствия Чарльз Дарвин издал следующие книги: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842), «Зоологические результаты путешествия на «Бигле» (5 т., 1839–1843), «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и монография о современных и ископаемых усоногих раках (4 т., 1851–1854). Самым же значительным его трудом стала книга «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», написанная в 1859 году.
Ученый был добропорядочным семьянином, хорошим мужем и отцом. У него было 10 детей, из которых трое погибли в младенческом возрасте из-за болезни. В 1851 году, после того, как погибла его любимица, трехлетняя Эмми, у Дарвина случился серьезных кризис мировоззрения.  
Дарвин похоронен в Дауне, недалеко от Лондона. Он умер 19 апреля 1882 года. 

Римско-католическая церковь признала учение Дарвина о происхождении видов в 2009 году, в честь 200-летия с его дня рождения. Архиепископ Джанфранко Равази заявил, что теория Дарвина может быть «вполне совместима с христианством». 
Данная концепция является наиболее рациональной и может дать ответ на большинство вопросов касательно происхождения человека путем эволюции. Однако даже ее подвергают сомнениям в контексте антропогенеза.

В данной ситуации интересными являются следующие точки зрения.

Французский философ, палеонтолог и антрополог Тейяр де Шарден высказывал сомнения по поводу сроков происхождения человека – их не было, а потом внезапно появились из биомира, в то время как все остальное в животном мире не изменилось. Многие животные, такие как волки, зебры, лисы, барсуки и на сегодняшний день такие же, как и тысячу лет назад. Ученый полагал, что «планетарный миг» зарождения человека (1000 лет назад) был связан со внутренними изменениями, а не с морфологическими, которые касались только внешнего вида и строения живых организмов). В результате внутренних изменений произошел скачок на всей планете.

Академик РАН Н.П. Бехтерева, серьезная специалистка в области физиологии нервно-психических процессов, говорила о том, что сверхвозможности и скрытый потенциал человеческого мозга можно объяснить космическими факторами.

Украинский философ В.П. Иванов полагал, что в основе перехода от обезьяны к человеку лежит не возникновение особой формы «обезьяночеловека», а уход вовнутрь, в самость и субъективацию внешних проявлений деятельности человека. Таким образом единый процесс объективных закономерностей прерывался и создавалась особая сфера в объективном бытии «для себя».

Все указанные выше точки зрения являются неединичными в научном мире.

В настоящее время реальный научный интерес представляет позиция некоторых исследователей, генетиков, археологов-антропологов, которые не отрицают в своих суждениях эволюционную теорию, а видят в ней основу для обоснования эволюции человека, параллельной животному миру. Дело в том, что в конце XX–начале XXI археологи обнаружили останки человекоподобных существ, датируемые 5–3 млн. лет до н.э. На основе конфигурации элементов черепов, а также исследования ДНК, эксперты заключили, что они не принадлежат никому из числа человекоподобных, о которых известно в науке. Новейшие исследования А. Темплтона, антрополога и генетика, подтверждают предположение о расхождении от общего предка человека – неандертальца, примерно на 450 тыс. лет. Таким образом, неандертальцы были исчезнувшей ветвью приматов, одновременно с которой развивался кроманьонец, человек разумный.

3: Антропологическая теория — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    5583
    • Lumen Learning
    • Lumen Learning
    • 3. 1: Социальная эволюция антропологической теории
      В культурной антропологии используется ряд теоретических подходов. На этой странице освещаются некоторые из основных теоретических подходов, используемых в культурной антропологии. Не все рассмотренные теории используются в настоящее время. От социального эволюционизма в культурной антропологии отказались на раннем этапе. Культура и личность, культурная экология и культурный материализм — все они стали отправной точкой для более современных теоретических взглядов.
    • 3.2: Исторический партикуляризм
      Исторические партикуляристы ценили полевые исследования и историю как критические методы культурного анализа. В то же время у антропологов этой теоретической школы были разные взгляды на значение индивидов в обществе. Например, Франц Боас рассматривал каждого человека как основной компонент общества. Он собирал информацию от отдельных информаторов и считал такие данные достаточно ценными для культурного анализа.
    • 3.3: Функционализм
      Функционализм рассматривает культуру как взаимосвязанное целое, а не как совокупность отдельных черт. Подобно тому, как у человека есть различные органы, которые взаимосвязаны и необходимы для правильного функционирования тела, так и общество представляет собой систему взаимосвязанных частей, которые обеспечивают эффективное функционирование целого. Функционалисты исследовали, как конкретная культурная фаза взаимосвязана с другими аспектами культуры и как она влияет на всю систему общества; другими словами, причина и следствие.
    • 3.4: Культура и личность
      Школа мысли «Культура и личность» опиралась на работу Эдварда Сепира, чтобы объяснить взаимосвязь между обычаями воспитания детей и поведением людей в разных обществах. Они предположили, что антропологи могут получить представление о национальной культуре, изучая отдельные личности. Было две основные темы: (1) одна касалась отношений между культурой и человеческой природой и (2) другая касалась взаимосвязи между культурой и индивидуальной личностью.
    • 3.5: Культурная экология
      Экология — это биологический термин, обозначающий взаимодействие организмов и окружающей их среды, включая другие организмы. Культурная экология — это теоретический подход, который пытается объяснить сходства и различия культур по отношению к окружающей среде. Культурная экология, сосредоточенная на том, как материальная культура или технология связана с основным выживанием, то есть с существованием, была первым теоретическим подходом, давшим причинное объяснение этих сходств и различий.
    • 3.6: Структурная антропология
      Структурная антропология — это школа антропологии, основанная на идее Клода Леви-Стросса о том, что неизменные глубинные структуры существуют во всех культурах и, следовательно, что все культурные практики имеют гомологичные аналоги в других культурах. по сути, все культуры равноправны. Подход Леви-Стросса возник в значительной степени из диалектики, изложенной Марксом и Гегелем, хотя диалектика (как концепция) восходит к древнегреческой философии.
    • 3.7: Культурный материализм
      Культурный материализм является одним из основных антропологических подходов к анализу человеческих обществ. Он включает идеи марксизма, культурной эволюции и культурной экологии. Материализм утверждает, что физический мир влияет на поведение человека и накладывает ограничения на него. Материалисты считают, что человеческое поведение является частью природы и поэтому его можно понять с помощью методов естествознания. Материалисты не обязательно предполагают, что материальная реальность важнее разума.0008
    • 3.8: Символическая и интерпретативная антропология
      Теоретическая школа символической и интерпретационной антропологии предполагает, что культура не существует вне индивидов. Скорее, культура заключается в интерпретации людьми событий и вещей вокруг них. Ссылаясь на социально установленные знаки и символы, люди формируют модели своего поведения и придают смысл своему опыту. Поэтому его цель — проанализировать, как люди придают значения своей реальности и как эта реальность выражается их культурными символами.
    • 3.9: Постмодернизм
      Постмодернизм — это теоретический подход, возникший в 1980-х годах для объяснения исторического периода, постмодерна, который, как принято считать, начался в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Это период, связанный с холодной войной и социальными потрясениями во многих частях мира. Теоретический подход постмодернизма трудно определить и очертить. Над ним обычно насмехаются в естественных науках, обсуждают в социальных науках и более благосклонно принимают в гуманитарных науках.
    • 3.10: Феминистская антропология
      Феминистская антропология — это четырехсторонний подход к антропологии (археологический, биологический, культурный, лингвистический), направленный на уменьшение предвзятости мужчин в результатах исследований, практике найма антропологов и научной продукции. знание. Одновременно феминистская антропология бросает вызов эссенциалистским феминистским теориям, разработанным в Европе и Америке.
    • 3.S: Антропологическая теория (краткое содержание)

    Эта страница под названием 3: Anthropological Theory распространяется по незаявленной лицензии и была создана, изменена и/или курирована Lumen Learning.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Глава
        Автор
        ЛюменОбучение
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Современная теория биогеографии островов с антропогенными факторами видового богатства

      loading page

      ‘) window.Raven && window.Raven.captureMessage(‘Ошибка загрузки статьи перед получением хранилища.’, {level: ‘info’}) } }, 60000)

      Современная теория островной биогеографии с учетом антропогенных факторов видовое богатство

      • Джейсон Гледич ,
      • Джоселин Бем,
      • Джейсин tha Ellers,
      • Венди Джесси,
      • Мэтью Хелмус

      Цель : Теория биогеографии острова утверждает, что виды богатство увеличивается с разнообразием среды обитания и уменьшается с изоляцией от исходных пулов. Однако экологическая теория должна учитывать последствия деятельности человека, чтобы объяснить современные модели биоразнообразия. Мы осовременили теорию биогеографии островов, концептуализировав островные траектории того, как видовое богатство меняется с течением времени с ускорением освоения земель и экономической торговли, которые соответственно увеличивают темпы вымирания и иммиграции. С помощью этой современной теории мы затем сформулируем и эмпирически оценим ожидаемые взаимосвязи местного, интродуцированного и общего видового богатства с естественными и антропогенными показателями разнообразия среды обитания и изоляции от исходных пулов.

      Местонахождение : Большой Карибский регион.

      Период времени : База данных завершена в 2020 году.

      Методы : Мы создали базу данных 1042 местных и интродуцированных рептилий и амфибий (герпсов) для 840 Карибских островов. Для каждого острова мы рассчитали естественные и антропогенные показатели разнообразия местообитаний острова и изоляции от исходных пулов и использовали усреднение линейной модели для оценки ожидаемых отношений в соответствии с современной теорией для 15 основных ветвей герпеса.

      Результаты : Показатели разнообразия естественной среды обитания продемонстрировали положительную взаимосвязь с богатством местных и интродуцированных видов, укрепив взаимосвязь между общим видовым богатством и площадью в ветвях герпесов. Географическая изоляция продемонстрировала отрицательную связь с местным богатством и положительную связь с богатством интродуцированных видов, ослабляя взаимосвязь между общим видовым богатством и изоляцией. Экономическая зона, основанная на освоенных землях, и экономическая изоляция, основанная на морской торговле, продемонстрировали отрицательную связь с богатством местных видов, но, соответственно, положительную и отрицательную связь с богатством интродуцированных видов. Связи общего видового богатства с этими двумя антропогенными показателями были наиболее сильными в кладах со многими интродуцированными видами.

      Основной вывод : Современная биогеографическая теория островов, которая включает влияние освоения земель и экономической торговли на вымирание и иммиграцию видов, объяснила нынешние модели богатства видов карибских герл. Поскольку человеческая деятельность продолжает ускоряться, современная теория, которую мы формулируем здесь, будет все больше предсказывать островную биогеографию антропоцена.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *