Саморазвитие

Профессиональное саморазвитие: Что надо для совершенствования и профессионального саморазвития

Лекция тема: профессиональное саморазвитие личности

1. Основные подходы к определению понятия «профессиональное развитие»

2. Профессиональная деятельность и ее роль в развитии личности

реализации потенциала личности, под которым в акмеологии понимается со­четание природных характеристик человека и постоянно пополняемой, возоб­новляемой и совершенствуемой системы знаний, умений, профессионально-важных качеств и т.п. (А.Л. Деркач, В.Г. Зазыкин). Возобновляемая часть по­тенциала зависит главным образом от самой личности, следовательно, спо­собность человека к самоакутализации, стремление к возможно более полно­му выявлению и развитию своего личностно-профессионального потенциала, осознание им необходимости изменения, преобразования, поиск новых воз­можностей самоосуществления в труде является одной из движущих сил ее развития.

Основываясь на положении С.Л. Рубинштейна о двух способах сущест­вования человека, М. Л.Митина разрабатывает две модели профессионально­го труда: модель адаптивного поведения и модель профессионального разви­тия.

Основу модели адаптивного поведения составляет существование чело­века, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. При таком способе существования в самосознании человека домини­рует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним об­стоятельствам в виде выполнения предписанных правил, требований, норм. В деятельности такой специалист, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется только наработанным алгоритмом решения про­фессиональных задач.

Модель профессионального развития связана с появлением ценностно-смыслового определения жизни. В данном случае человек способен выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Это дает возможность человеку стать подлинным субъектом своего труда.

Модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии, т.е. путь успешной, конкурентоспособной лично­сти, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь личности.

М. Аргайл рассматривает профессиональную деятельность как состав­ляющую счастья. В его книге приводятся результаты опроса на тему «Стали бы люди работать, если бы в этом не было финансовой необходимости». Только 15% мужчин и 18% женщин определенно сказали, что отказались бы от работы. Но при этом только половина опрошенных отмечает, что работа приносит им удовлетворение. В целом, по мнению Аргайла, в общую удовле­творенность жизнью работа вносит меньший вклад, чем семья, но если се­мья — главный источник счастья, то неудовлетворенность работой — одна из причин считать жизнь несчастливой.41

Так, профессиональная деятельность человека является стержневой, ве­дущей характеристикой личности. Именно в процессе работы человек разви­вает собственные задатки, проявляет свойственные ему способности, форми­рует свои ценности,

удовлетворяет свои потребности и запросы. На работе (и при подготовке к осуществлению профессиональной деятельности) человек проводит большую часть своего времени. Именно профессиональная деятель­ность помогает субъекту достичь вершины своего развития (акме).

Профессиональное саморазвитие студентов

Бородин Евгений Михайлович,старший преподаватель кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», ПензГТУ, г.Пенза[email protected]

КрупноваАнастасия Владимировна,студентка 4го курса, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», ПензГТУ, г.Пенза[email protected]

Профессиональное саморазвитие студентов

Аннотация.Статья посвящена одной из важнейших социальных проблем современного общества, подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Саморазвитие играет главенствующую роль в становлении будущего профессионала.

Ключевые слова:саморазвитие, профессиональное саморазвитие, самоанализ, самоопределение,самовыражение.

Саморазвитие человекаэто процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих: · Личностное развитие;· Интеллектуальное развитие;· Профессиональное развитие;· Физическое развитие Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования.

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. В связи с этим становится очевидным необходимость определения концептуальных подходов к профессиональному развитию студентов в вузе и обоснование необходимости их профессионального саморазвития. Концептуальные подходы к профессиональному саморазвитию студентов:1.Психодинамическая теория З.Фрейда; 2.Сценарная теория Э.Берна; 3.Теория профессионального развития Д.Съюпера;4.Теория профессионального выбора американского исследователя Д.Холланда;

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания студента называют потребность в самосовершенствовании. Выделяют следующие этапы профессиональноличностного саморазвития студентов:

самоопределение. самовыражение устойчивого саморазвития Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. (Рис 1) Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Рисунок 1.Условия профессионального саморазвития

Для изучения уровня саморазвития студентов в процессе изучения в ВУЗе нами была проведена опытно –исследовательская работа на примере направления психолого –педагогического образования. В исследовании приняли 30 студентов Пензенской Государственной Технологической Академии обучающихся на 1ом курсе в составе 15 студентов и 15 студентов обучающихся на 4ом курсе. Данное исследование проводилось в групповой форме. Для изучения уровня саморазвитию нами была использована методика Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития» ,позволяющая определить наличие качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 15 учащихся: 4 (25%) человека имеют уровень ниже среднего; 6 (40%) человек имеют средний уровень; 3 (20%) человека имеют уровень выше среднего и лишь 2 (15%) человека высокий уровень.

Таблица 1Определение уровня стремление к саморазвитию у 1ого курсаТаблица 2 Определение уровня стремление к саморазвитию у 4ого курса

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитиювыяснилось, что из 15 учащихся: 2 (10%) человека имеют уровень ниже среднего; 5 (35%) человек имеют средний уровень; 5 (35%) человек имеют уровень выше среднего и лишь 3 (20%) человека высокий уровень.

Сравнительная характеристика результатов диагностики уровня стремления к саморазвитию студентов 1ого и 4ого курсов

Результаты диагностики по определению уровня саморазвития на примере студентов ПГТА показали, что саморазвития у студентов 4 –ого в целом выше, чем у студентов 1 –ого курса. В данном случае у студентов 1 –ого курса преобладает средний и ниже среднего уровни саморазвития, а у студентов 4 –ого курса, мы наблюдаем средний уровень и уровень выше среднего. Это обусловлено тем, что студенты 4 –ого курса были 2 раза на производственной практике, то есть они проявили себя в практической сфере, к тому же имеют высокий уровень знаний и уже определились с дальнейшим развитием своего потенциала как личности так и будущего профессионала по сравнению со студентами первого курса, которые еще не осознали необходимость и потребность в саморазвитии.

Отметим, что результаты исследования не показали крайних показателей, т. е. низкий и очень высокий уровни. Это связано с тем, что каждый студент саморазвивается в каком –либо направлении своей деятельности и каждому есть к чему стремится. Очень высокого уровня нет и потому, что это только начальные ступени саморазвития, ведь очень высокий уровень саморазвития можно достичь будучи более зрелой сформировавшейся личность. Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть возможностей саморазвития в условиях учебной деятельности. В теоретическом плане его перспективы мы видим в дальнейшем обогащении модели саморазвития студентов, включающей в себя такие аспекты как проектирование в учебной деятельности и организация самостоятельной работы студентов, стимулирующей их саморазвитие. Так же мы предлагаем для повышения уровня профессионального саморазвития студентов ряд следующих тренингов:Тренинг «Коммуникативный компонент творческого саморазвития личности»; Тренинг «Профессиональное саморазвитие»; Тренинг «Творчество как один из видов человеческой деятельности»; Тренинг «Успех внутри тебя».

Borodin Evgeny Mikhaylovich,senior teacher of chair «Theoretical and Applied Mechanics», FGBOU VPO «The Penza state technological university», PENZGTU, PenzaKrupnova Anastasia Vladimirovna,Student of the 4th course, FGBOU VPO «The Penza state technological university», PENZGTU, PenzaAbstract.Article is devoted to one of the most important social problems of modern society, training of professionally competent expert capable to independent productive activity, for creative selfimprovement and selfdevelopment. Selfdevelopment plays a predominating role in formation of future professional.Keywords:selfdevelopment, professional selfdevelopment, introspection, selfdetermination, selfexpression.

Как составить план профессионального развития

Что отличает вас от ваших коллег?

Вы можете говорить на втором языке? В комнате, полной профессионалов в вашей области, сколько из них отлично разбираются в публичных выступлениях или понимают, как работать на платформах обработки текстов? Вы, естественно, хорошо разбираетесь в людях, но ваша способность строить отношения на рабочем месте нуждается в улучшении?

Личное и профессиональное развитие — разные пути самосовершенствования, но они идут рука об руку. Например, предположим, что вы заинтересованы в создании плана личного или профессионального развития или работе над личностным ростом. В этом случае вы, скорее всего, испытаете приятный побочный эффект от изучения новых навыков или укрепления уже имеющихся способностей, то есть достижения личных целей в работе.

Как составить план личного развития

Доктор Шанита Уильямс , заместитель вице-президента по работе с людьми в Университете Южного Нью-Гэмпшира (SNHU), также автор и спикер TEDx, сказала, что использует особый подход, чтобы направлять ее мышление при создании личного плана развития. Она рекомендует следующие 5 шагов, которые помогут вам составить собственный план личного развития:

Шаг 1: определение результатов и мотивации

Уильямс считает, что это первый и самый важный шаг, видение вашего личного плана развития начинается с самого конца. «Начните с конца», — сказал Уильямс. Спросите себя, каких целей вы хотите достичь, и подумайте, с чего начать.

При постановке целей личного роста, по словам Уильямса, знание того, почему вы хотите улучшить себя, необходимо для мотивации и поддержания успеха. «Потратьте некоторое время, чтобы подумать о том, чего вы хотите достичь, и вы действительно настроите себя на успех», — сказала она.

Шаг 2. Определите необходимые навыки

Следующий вопрос, который вам нужно задать себе, как только вы поймете свою цель: «Какие навыки вам нужны для достижения этого результата?»

«У вас может быть несколько навыков, необходимых для достижения желаемых результатов. Не расстраивайтесь», — сказал Уильямс. «Перечислите их все, чтобы вы могли изучить все возможные пути развития».

Попросите руководителей, коллег или тренера по личному развитию помочь определить навыки, над которыми вам нужно поработать или добавить в свой набор инструментов.

Шаг 3. Проведите самооценку навыков

Некоторые навыки приходят естественным образом, а для приобретения других требуется много работы. Уильямс предлагает вам самостоятельно оценить навыки, необходимые для достижения ваших целей личного роста. Какими навыками вы уже обладаете, а на освоение каких потребуется время?

Не бойтесь спрашивать мнение начальства или друзей со стороны, когда решаете, какие из ваших навыков нуждаются в развитии. Подумайте о навыках, которые у вас уже есть, и о том, как вы действуете в стрессовых условиях.

Например, вы знаете, что можете провести презентацию перед коллегами и руководителями в конференц-зале, но знаете ли вы, как бы вы выступили с такой же презентацией в переполненной аудитории? Вы можете развить навыки, которые у вас уже есть, чтобы стать еще более способным.

Шаг 4. Изолируйте один навык

Выберите один соответствующий навык, который поможет вам открыть для себя область, на которой вы сосредоточитесь в первую очередь. Этот навык должен быть чем-то, над чем вы можете работать, и это поможет вам приблизиться к вашей цели.

«Это (навык) может быть очевидным, — сказал Уильямс, — а в некоторых случаях его (определить) может быть сложно». Тем не менее, выявление и работа над этими навыками один за другим может сделать процесс личного развития менее обременительным и помочь вам быстрее достичь целей.

Шаг 5. Разработайте план действий

Что касается вашего личного плана развития, по словам Уильямса, «важно определить, как выглядит успех, и разработать план». Уильямс использует метод постановки целей, называемый «SMART-цели».

Этот метод поможет вам сделать ваши цели конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени . Знайте, чего вы хотите достичь. Не пытайтесь сделать слишком много слишком быстро. Отмечайте свои успехи. Установите сроки, которые вы можете уложиться, и придерживайтесь их.

Примеры профессионального развития

Уильямс описал профессиональное развитие как серию формальных, социальных и экспериментальных действий, которые развивают навыки и знания на рабочем месте. По ее словам, чтобы получить пользу от профессионального развития, вы должны быть «лично заинтересованы в том, чтобы участвовать в процессе роста».

Вы знаете, что хотите стать активом, но с чего начать? Рассмотрим эти варианты профессионального развития.

1. Формальное развитие

Участие в семинарах под руководством инструкторов, хорошо разбирающихся в вашей области, может улучшить ваше понимание новых концепций и повысить ваши навыки. Кроме того, вы можете воспользоваться онлайн-СМИ, такими как «Час кода» Академии Хана, чтобы отточить свои профессиональные навыки или расширить свои знания в областях, в которых у вас ограниченный опыт.

2. Социальное развитие

Вы можете вступить в отраслевую ассоциацию, например, в Ассоциацию малого бизнеса (SBA) или Американскую ассоциацию медсестер (ANA), чтобы общаться с другими специалистами в вашей области и получать поддержку. Кроме того, членство в профессиональных ассоциациях и участие в конференциях, посвященных вашей области, могут помочь вам в налаживании связей.

Еще один способ, которым вы можете способствовать своему социальному развитию, — это найти наставника , который делает то, что вы хотите, и готов помочь вам на пути к профессиональному развитию. Учась у тех, чьим успехам вы хотите подражать, вы сможете стать лучше в том, что хотите делать.

3. Экспериментальное развитие

Испытайте себя на практике, основанной на навыках. Свяжитесь с проектными командами, которые позволят вам проверить свои навыки и продвинуться дальше. Проверка своих навыков в реальных сценариях поможет вам понять, что работает, а что нет, и что вам еще нужно улучшить.

Какой путь профессионального развития вам подходит? «Я обнаружил, что ваш стиль обучения влияет на то, как вы выбираете свое профессиональное развитие», — сказал Уильямс.

Итак, воспользуйтесь возможностями профессионального развития, которые соответствуют вашему стилю обучения, или используйте сочетание всех трех вариантов. Использование комбинации методов работает для Уильямса, который сказал, что это «помогает задействовать мою голову, сердце и руки в моем развитии».

Может ли личностный рост стать профессиональным развитием?

Различные области карьеры предполагают разные подходы к использованию личностного роста для профессионального развития. «Некоторым отраслям требуется определенное количество часов для демонстрации навыков в этой области, в то время как другим может потребоваться только определенное количество образовательных кредитов для профессионального развития», — сказал Уильямс. «Эти требования различаются в зависимости от отрасли и должности, поэтому важно, чтобы вы поговорили со своим руководителем или другими специалистами в этой области, чтобы у вас был план, который поможет вам добиться успеха».

Уильямс сказала, что за свою карьеру она много раз была свидетелем личного роста, ведущего к профессиональному развитию. Она видела, что цели личного роста, такие как улучшение навыков общения и управление конфликтами, ведут к профессиональному развитию.

«Я также видел цели профессионального развития , которые также привели к личному развитию», — сказал Уильямс. «Если вы действительно развиваетесь, вы замечаете, что (ваша) уверенность улучшается в различных сферах вашей жизни».

Диплом может изменить вашу жизнь. Найдите программу получения степени SNHU, которая лучше всего поможет вам в достижении ваших целей.

Эшли Уоллис, 16 лет, ветеран армии и писатель со степенью бакалавра английского языка и литературы SNHU. Найдите ее в Твиттере @AshDWallis.

Компетентность в области карьеры и саморазвития | USU

Сайты Университета штата Юта используют файлы cookie. Продолжая использовать этот сайт, вы принимаете нашу политику конфиденциальности и использования файлов cookie.

перейти к содержанию

Навыки, которых хотят работодатели Сосредоточенные пятницы Карьерный план действий Шаг лифта Информационное интервью

Насколько ваши личные цели и ценности соответствуют компании x? Кем вы видите себя через пять лет? Каков ваш личный бренд? Все эти вопросы связаны с управлением карьерой. По мере того, как вы нарабатываете эту компетенцию, вы можете «активно развивать себя и свою карьеру посредством постоянного личного и профессионального обучения, осознания своих сильных и слабых сторон, навигации по карьерным возможностям и налаживания связей для построения отношений внутри и вне своей организации».

Поведение, демонстрирующее этот навык:

  • Покажите осознание своих сильных сторон и областей для развития
  • Определение областей для постоянного роста при поиске и применении обратной связи
  • Разработка планов и целей для вашей будущей карьеры
  • Профессионально защищать себя и других
  • Проявление любопытства; искать возможности учиться
  • Принять на себя обязанности или должности, которые помогут вам профессионально развиваться
  • Устанавливать, поддерживать и/или использовать отношения с людьми, которые могут профессионально помочь
  • Искать и использовать возможности развития
  • Добровольное участие в программах повышения квалификации, тренингах или других мероприятиях для достижения ваших карьерных целей

Узнайте, как лучше понять и сформулировать эти навыки, выполнив эти задания. Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать свой опыт и навыки в конкретных областях компетенции с помощью резюме/сопроводительного письма, презентации для лифта, ответа на интервью STAR или личного заявления.

Мероприятия по развитию навыков карьерного саморазвития:

  • Участие в таких мероприятиях, как Career Expo, День фиктивных интервью и информационных сессиях компании
  • Заполните и просмотрите План действий по развитию карьеры (CAP) вместе со специалистом по вопросам карьеры
  • Создайте личную презентацию в лифте и отрепетируйте ее с пятью разными людьми
  • Проведите информационное интервью с кем-то, кто занимает должность, к которой вы стремитесь. Спросите их об управлении карьерой и, в частности, о том, какие решения и опыт привели их к профессиональному росту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *