Вопросы и ответы

Зпр это что – Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения: причины, диагностика, коррекция

Содержание

Задержка психического развития ребенка (ЗПР)

Сегодня мы попытаемся разобраться в одном сокращении, которое наводит страх на многих родителей. ЗПР – что это такое? Поддается ли это состояние коррекции?

ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Интересно, как врач определяет это? Между прочим, не так уж и редко эти три буквы оказываются в карте наблюдаемого ребенка.

Что именно включает в себя диагноз ЗПР

В последнее время проблема ЗПР вызывает острый интерес. Ведь, по сути, такой диагноз слишком неоднозначен. За ним стоит масса всевозможных предпосылок и причин, вызвавших данное отклонение. Как правило, речь не идет о тяжелом недоразвитии речи, двигательных функций или зрения и слуха. Проблема состоит именно в трудностях для конкретного ребенка при обучении и адаптации в той или иной среде, вызванных замедлением темпов развития психики. Для каждого ребенка проявляется она по-разному, различаясь во времени и степени проявлений.

Как определить ЗПР: что это такое для отдельного ребенка

Задержка развития проявляется ярче всего в незрелости эмоционально-волевой сферы. Ребенку трудно заставить себя сделать что-либо. А это неизбежно ведет к нарушению внимания: оно оказывается неустойчивым, ребенок легко отвлекается, не может сконцентрироваться на одном занятии. К этому, как правило, добавляются еще одни характерные для ЗПР симптомы: речевая и двигательная активность.

В медицине это обозначается как синдром дефицита внимания, гиперактивность: ребенок вертится, не может устоять на месте, не в состоянии дождаться очереди в игре, отвечает, не дослушав вопрос до конца, у него не получается говорить или играть тихо.

Нарушения мышления и речи при ЗПР 

Что это такое — теперь понятно. ЗПР часто выражается и в темпах речевого развития. Как правило, ребенок с данной проблемой в общении уделяет больше внимания жестам и интонации, имея ограниченный словарный запас. Нарушения при этом носят обратимый характер, поддаваясь коррекции. С каждым годом ребенок все больше догоняет своих сверстников, преодолевая речевую недостаточность.

Наблюдается у таких детей и отставание во всех формах мышления (анализ, обобщение, синтез, сравнение). Они не могут выделить, например, основных признаков при обобщении. Отвечая на вопрос: «Как можно назвать одним словом платье, брюки, носки, свитер?» — такой ребенок скажет: «Это все нужное для человека» или «Это все лежит у нас в шкафу». При этом дополнить предлагаемую группу предметов дети с ЗПР могут не затрудняясь. При сравнивании предметов этот процесс проводят по случайным признакам. «Чем отличаются люди от зверей?» — «Люди ходят в пальто, а звери – нет».

Проблемы коммуникативной адаптации детей с ЗПР, что это такое

Отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена. В отношении взрослых, от которых они зависят, у многих обнаруживается повышенная тревожность. Новые люди таких детей привлекают гораздо меньше, чем новые предметы. При появлении проблем ребенок скорее прекратит свою деятельность, чем обратится за помощью к кому-либо.

К «теплым» отношениям со сверстниками дети с ЗПР, как правило, не готовы, сводя их к чисто «деловым». Причем в играх учитывается интерес лишь одной стороны, а правила всегда имеют жесткий характер, исключающий любые вариации.

fb.ru

ЗПР — задержка психического развития

Содержание:

Определение задержки психического развития (ЗПР) у детей
Виды задержки психического развития (ЗПР)
Причины задержки психического развития (ЗПР)
Признаки задержки психического развития в раннем возрасте (1-3 года)
признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Как отличить ЗПР от аутизма?
Лечение ЗПР

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей  с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

www.drlevit.com

Дети с ЗПР — развитие, особенности, обучение, характеристика

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об олигофрении или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Что такое ЗПР? Индивид с ЗПР не характеризуется наличием серьезных нарушений в формировании процессов психики, таких как олигофрения либо первичное недоразвитие двигательной или зрительной системы. Основные сложности, испытываемые ими, имеют связь, обычно, с аномалиями в социальной адаптации и учебной деятельностью. Вследствие замедления образования отдельных психических функций и наблюдаются данные сложности у детей.

Развитие детей с ЗПР

Примерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР.

Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы.

Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы.

ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей.

Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей.

Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе.

Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации.

Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания.

Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий.

Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы.

Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера.

Характеристика детей с ЗПР

Дети, страдающие данным отклонением, характеризуются рядом неординарных особенностей, которые после зачисления в школьное учреждение становятся более заметными, так как такие малыши не полностью готовы к обучению.

Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений, навыков, нехватке знаний для прохождения и усвоения школьного материала. Такие дети не могут в отсутствии специализированной помощи овладевать навыками счета, письмом и чтением. Принятые в школьных учреждениях нормы поведения им довольно трудно соблюдать. Также такие малыши испытывают сложности в произвольной деятельности. Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной системы. Можно выделить типичные трудности, присущие всем малышам, страдающим данной патологией.

Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторой долей отставания от ее возрастной нормы. Малыш с заторможенностью развития не может выстроить короткий пересказ со связанным смыслом рассказа или сказки. Он может выстраивать только отдельные и часто аграмматичные предложения. Вялость артикуляционного аппарата обуславливает недостаточность произношения некоторых звуков.

Малыши с задержкой формирования процессов психики в климат учебного класса не вписываются вследствие собственной наивности, несамостоятельности, прямоте. Они характеризуются частыми конфликтами с ровесниками, не восприятием и не выполнением школьных предписаний. При этом они прекрасно ощущают в игровой деятельности себя и к ней прибегают, когда существует необходимость сбежать от нелегкой учебной деятельности. Однако игры с жесткими рамками (сюжетно-ролевые игры) малышам недоступны и даже содействуют возникновению у них страха или провоцируют отказ играть.

Малыш, страдающий ЗПР, испытывает затруднения в организации персональной целенаправленной деятельности. Ведь он не может осознать себя учащимся и не в состоянии понять мотивацию учебной деятельности или ее цели.

Идущие от педагога сведения дети с ЗПР воспринимают в замедленном темпе и подобным образом ее перерабатывают. Для более полноценного восприятия ребенку необходима наглядно-практическая опора и выраженная развернутость инструкций. Недоразвития словесно-логического мышления ведет к затрате большего количества времени для освоения свернутых мыслительных операций.

Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в сравнении с ровесниками. Вследствие чего для них обучение в обычной среднеобразовательной школе является недоступным. Обучение в обычной среднеобразовательной школе таких детей может нанести им больше вреда, чем пользы. В обычном школьном учреждении малыши впервые начинают осознавать собственную несхожесть с ровесниками, несостоятельность в качестве учащегося, появляется неуверенность в собственном потенциале, зарождается страх перед возможным наказанием.

У детей с ЗПР сниженный уровень познавательной активности, что выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная двигательная активность. У таких малышей наблюдается акцентирование внимания на несущественных деталях (второстепенных), пропуск значимого логического момента, нарушение передачи порядка событий. Дети с заторможенным развитием склонны перескакивать с одной темы беседы на другую.

Дети с ЗПР характеризуются поверхностью ума. При изучении нового материала они отмечают в качестве основных моментов первые, кинувшиеся им в глаза детали, или располагающиеся на поверхности явления, при этом они не пытаются вникнуть в суть информации. Поэтому им трудно сформировывать содержательные обобщения. Таким школьникам присущи ошибки спутанности понятий, формальный подход в усвоении материала. С поверхностью интеллектуальной сферы связана ее инертность. Ученики с трудом овладевают смыслом новых понятий и возможными приемами их оперирования. В ходе усвоения понятий школьники склонны к стереотипному их применению, с трудом могут отказаться от привычных операций с ними, если уверяются в их необоснованности. Дети с заторможенностью развития, в большинстве случаев, избегают умственного напряжения. Для них проще решать задачи привычными методами, даже если они довольно громоздкие. Наряду с этим школьники с этим заболеванием характеризуются неустойчивостью умственных процессов. Они расположены действовать привычными способами, но любой случайный момент может сбить их с толку. Неустойчивость умственных процессов выражается также в затруднении ориентирования на группу признаков, образующих смысл усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией отличаются и слабой сознательностью собственного мышления, другими словами, понимание того каким образом они решают задачу у них слабо выражено.

Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко уловимы при обычном общении. Вследствие чего образуются специфические трудности в овладении навыками чтения и освоении азбуки. Ограниченный запас информации и знаний об окружении, устройстве мира таких детей объясняется бедностью вербальных коммуникаций и отставанием развития когнитивной сферы.

Дети с ЗПР очень редко задают вопросы взрослым. Они не отличаются любознательностью. У малышей с замедленным развитием психики понижена потребность в коммуникативном взаимодействии, как с ровесниками, так и с взрослыми лицами. Большинство из них проявляет повышенную тревожность в отношении значимых взрослых. Новый индивид в их окружении вызывает значительно меньше внимания в сравнении с новым предметом.

Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности детей слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к коллективу в игровом или учебном процессах, суетливость, неуверенность, изменчивость настроения, манерничанье, недостаточность дифференциации предметов и людей, фамильярность. Все перечисленные качества свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости.

Дети с замедленным формированием процессов психики испытывают сложности при необходимости сконцентрироваться для нахождения решения. Это также связано с недостаточностью сформированности эмоционально-волевой сферы у них. На уроке такие ученики могут активно трудиться не более 15 мин. По прошествии этого времени наступает усталость, внимание и активность резко падают, возникают необдуманные действия, в их работе наблюдается много ошибок и поправлений, нередки вспышки раздражения.

Коррекционная работа с детьми ЗПР имеет свои приоритетные направления. К таким направлениям следует отнести формирование эмоциональной сферы учеников. Многие сложности социальной школьной адаптации обусловлены незрелостью переживаний, неординарностью эмоционального контроля над поведением.

Поверхностность привязанностей и чувств, быстрое пресыщение, легкая эмоциональная возбудимость, изменчивость настроений, лабильность, выражение аффекта ведут к трудностям коммуникативного взаимодействия с взрослыми лицами и ровесниками. Негативизм, агрессия, боязнь не содействуют благоприятному формированию личности малыша с замедленным развитием. Именно поэтому существенное значение приобретает своевременность коррекционной работы в отношении эмоциональной сферы.

Своеобразие развития эмоциональной сферы может существенно воздействовать на их сознание и поведение. Дисфункция отдельных уровней эмоциональной сферы трансформирует тип всей ее организации, и могут приводить к образованию различных вариаций социальной дезадаптации.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять агрессивность при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

psihomed.com

Виды задержки психического развития | Психиатрия |

Опубликовано: 26 апреля 2012 в 08:44

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка — ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от умственно отсталых ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.

Конституциональная ЗПР

Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого  возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Соматогенная ЗПР

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся  ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Психогенная ЗПР

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма — социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений),  обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

 не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, агрессия или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко  заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.

ЗПР церебрально-органического характера

В данном случае нарушение развития личности обусловлено локальным нарушением мозговых функций. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности, включая тяжёлый токсикоз, вирусный грипп, перенесённый матерью, алкоголизм и наркомания родителей, родовые патологии и травмы, асфиксия, тяжёлые заболевания на 1-м году жизни, инфекционные заболевания.

У всех детей этого вида ЗПР отмечается церебральная астения, что проявляется в чрезмерной утомляемости, пониженной работоспособности, плохой концентрации внимания и памяти. Мыслительные процессы несовершенны, а показатели продуктивности таких детей приближены к показателям детей-олигофренов. Они усваивают знания фрагментарно, и те быстро забывают, поэтому в конце учебного года учащиеся превращаются в стойко неуспевающих ребят.

Отставание в развитии интеллекта сочетается у этих детей с незрелой эмоционально-волевой сферой, проявления которой глубокие и грубые. Дети долго учат правила взаимоотношений, не соотносят свои эмоциональные реакции с определенной ситуацией, нечувствительны к промахам. Их ведет игра, поэтому постоянно возникает конфликт между «хочу» и «надо».

Обучение детей этого вида ЗПР по обычной программе бесперспективно. Они нуждаются в систематической компетентной коррекционно-педагогической поддержке.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Что такое задержка психического развития :: SYL.ru

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушения в темпах развития нервной системы, которые чаще всего проявляются у ребенка при поступлении в школу и выражаются в недостатке запаса общих знаний, нечеткости представлений, незрелости мышления, неспособности к интеллектуальной деятельности и преобладании интереса к игре.

Задержка психического развития. Причины

В качестве предпосылок, вызывающих указанную проблему, как правило, выступают:

  • Нарушения в конституциональном развитии малыша, из-за чего он отстает от ровесников и физически, и в психическом развитии – это определяется как гармонический инфантилизм.
  • Также отставанию в развитии подвержены физически слабые детки, склонные к различным соматическим заболеваниям.
  • И дети с небольшими нарушениями функций мозга и нервной системы. У них, как правило, наблюдается существенное понижение работоспособности, внимания, запоминания, нарушения речи, письма и счета. А также проблемы в эмоциональном и личностном плане.
Как определяется ЗПР

Сразу после рождения задержка психического развития не может быть обнаружена. Хотя бы потому, что она никак не проявляется в физическом плане. Да и родители, как правило, высоко расценивают возможности собственного ребенка. Все тревоги появляются с момента, когда ребенок поступает в дошкольное учреждение или школу, и педагоги сообщают о том, что малыш не справляется с учебным материалом. Правда, иногда, и в таком случае родители считают, что время терпит, и с какими-либо действиями можно подождать.

Дети с задержкой психического развития

Зачастую детей с ЗПР определяют как педагогически запущенных ребят, на отставание в развитии которых влияет их социальная неустроенность. И это в корне ошибочно. На первый план у таких детей выступает задержка в эмоциональной сфере (инфантилизм), а вот нарушения в интеллектуальном развитии выражаются более сглажено, нечетко. Такие дети активны в игре, где неутомимы в выдумке и творчестве, но очень быстро пресыщаются занятиями, требующими интеллектуального труда. Поэтому в школе у них часты ситуации, в которых они демонстрируют свое неумение подчиниться общим правилам и установкам, предпочитая играть, а не слушать учителя.

В чем еще выражается задержка психического развития

Но существуют варианты, при которых, наоборот, интеллектуальное развитие ребенка замедляется. Тогда у него проявляются черты, боязливости, стеснительности, страхов. Это мешает развиться самостоятельности и инициативности. Такие детки на уроках ведут себя правильнее, но в коллективе адаптируются с трудом. Свои школьные проблемы они переживают довольно тяжело. А к врачам попадают из-за трудностей с учебой, а не с дисциплиной.

Задержка психического развития. Диагностика

Необходимо иметь четкое представление о том, что детки с ЗПР не относятся к умственно отсталым. При правильной и своевременно оказанной помощи они хорошо выравниваются и продвигаются. Но разобраться в глубине нарушений можно лишь при комплексном обследовании специалистами: дефектологом, психологом, логопедом и психотерапевтом, которые учтут все аспекты развития ребенка и скорректируют дальнейшие действия по воспитанию и обучению. Главное, помнить, что проблемы в обучении – это не результат нерадивости со стороны ребенка, временные проблемы, которые обязательно будут преодолены.

www.syl.ru

Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения: причины, диагностика, коррекция

Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

Особенности психического развития

Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу — для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от умственной отсталости, задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

Диагностика ЗПР

По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

  • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
  • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
  • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
  • Диагностируется подвижность речи.
  • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

Классификация

Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

  • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
  • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием центральной нервной системы (ЦНС) в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
  • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития — наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

Подробнее о конституциональном ЗПР

При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, — общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

Задержка психического развития — это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

Гармонический инфантилизм — не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей — основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

Что может быть причиной

Основа отклонений в психике ребенка — биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

  1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
  2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
  3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
  4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

Особенности детей с ЗПР

Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

  1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
  2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
  3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
  4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
  5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

Профилактика

Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени — чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Что включают корректирующие программы

Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

  1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
  2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Главные особенности детей с ЗПР — дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
  4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
  5. Очень важный элемент работы — постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
  6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

Важно!

Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

fb.ru

Лекция №2 ЗПР

Понятие
«задержка психического развития».

Задержка
психического развития (ЗПР) — 
особый
тип аномалии, проявляющийся в нарушении
нормального темпа психического развития
ребенка. Может быть вызвана различными
причинами: дефектами конституции
ребенка (гармонический
инфантилизм), соматическими
заболеваниями, органическими поражениями
ЦНС (минимальная
мозговая дисфункция).

Дети
с ЗПР оказываются неуспевающими с самого
начала обучения. Однако недостаточность
их интеллекта правильнее определить
не как отсталость, а как отставание. Под
ЗПР в отечественной науке понимаются
синдромы временного отставания развития
психики в целом или отдельных ее функ​ций
(моторных, сенсорных, речевых,
эмоционально-волевых), замедленного
темпа реализации закодированных в
генотипе свойств организма. Являясь
следствием временно и мягко дей​ствующих
факторов (ранней депривации, плохого
ухода и т.п.), ЗПР может иметь обратимый
характер. В этиологии ЗПР игра​ют роль
конституциональные факторы, соматические
заболе​вания, органическая недостаточность
нервной системы.

 Классификация
ЗПР К.С. Лебединской.

Основные
клинические типы ЗПР дифференцированы
по этиопатогенетическому принципу: ЗПР
конституционального происхождения,
ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР
психогенного происхождения, ЗПР
церебрально-органического происхождения.

Каждый
из этих типов ЗПР имеет свою
клинико-психологическую структуру,
свои особенности эмоциональной незрелости
и на​рушений познавательной деятельности,
нередко осложнен рядом болезненных
признаков — соматических, энцефалопатических,
нев​рологических.

Представленные
клинические типы наиболее стойких форм
ЗПР в основном отличаются друг от друга
именно особенностью струк​туры и
характером соотношения двух основных
компонентов этой аномалии развития:
структурой инфантилизма и характером
нейродинамических расстройств.

При ЗПР
конституционального происхождения 
речь
идет о так называемом гармоническом
инфантилизме, при котором эмоционально-волевая
сфера находится как бы на более ранней
ступени развития, во многом напоминая
нормальную структуру эмоционального
склада детей более младшего возраста.
Характерны
преобладание эмоциональной мотивации
поведения, повышенный фон настроения,
непосредственность и яркость эмоций
при их поверхностности и не​стойкости,
легкая внушаемость
.

ЗПР
соматогенного происхождения
 обусловлена
длительной соматической недостаточностью
раз​личного генеза: хроническими
инфекциями и аллергическими со​стояниями,
врожденными и приобретенными пороками
развития соматической сферы. Нередко
имеет место и задержка эмоционального
развития — соматогенный инфантилизм,
обусловленный рядом невротических
наслоений — неуверенностью, боязливостью,
капризностью, связанными с ощущением
своей физической неполноценности.

ЗПР
психогенного происхождения
 связана
с неблагоприятными условиями воспитания,
препятствующими правильному формированию
личности ребенка (явления гипоопеки,
гиперопеки и т.д.). Черты патологической
незрелости эмоционально-волевой сферы
в виде аффективной
лабильности (неустойчивость настроения
с выраженными проявлениями часто
сменяющихся эмоций), импульсивности,
повышенной внушаемости, нерешительности
у этих детей часто сочетаются с
недостаточным уровнем знаний и
представлений, необходимых для усвоения
школьных предметов.

ЗПР
церебрально-органического
происхождения
 встречается
чаще других вышеописанных типов, не​редко
обладает большей стойкостью и выраженностью
нарушений как в эмоционально-волевой
сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение
анамнеза этих детей в большинстве
случаев показывает наличие негрубой
органической недостаточности нервной
системы. В зависимости от преобладания
в клинической картине явлений либо
эмоционально-волевой незрелости, либо
на​рушений познавательной деятельности
ЗПР церебрального генеза можно условно
разделить на два основных варианта: 1)
органи​ческий инфантилизм; 2) задержка
психического развития с пре​обладанием
функциональных нарушений познавательной
деятельности.

Как
правило, различные виды органического
инфантилизма представляют собой более
легкую форму ЗПР церебрально-органического
генеза, при котором функциональные
нарушения познавательной деятельности
обусловлены эмоционально-волевой
не​зрелостью и негрубыми церебрастеническими
расстройствами.

При
ЗПР с преобладанием функциональных
нарушений отмечается неустойчивость
внимания, недостаточность развития
фонематического слуха, зри​тельного
и тактильного восприятия,
оптико-пространственного синтеза,
моторной и сенсорной стороны речи,
долговременной и кратковременной
памяти, зрительно-моторной координации,
автоматизации движений и действий.
Нередко обнаруживаются плохая ориентировка
в «правом — левом», явления зеркальности
в письме, затруднения в дифференцировке
сходных графем.

При
этом отмечается определенная парциальность,
мозаичность нарушений отдельных корковых
функций. Очевидно, в связи с этим одни
из этих детей испытывают преимущественные
труд​ности в овладении чтением, другие
— письмом, третьи — счетом, четвертые
обнаруживают наибольшую недостаточность
двигатель​ной координации, пятые —
памяти и т. д. X. Спионек (1972) под​черкивает,
что такой ребенок не располагает
достаточным коли​чеством предпосылок,
на которых строится логическое мышление.

Поступающим
в школу детям
с задержкой психического развития
 присущ
ряд специфических особенностей. В целом
у них не сформирована готовность к
школьному обучению. У них недостаточно
сформированы нужные для усвоения
программного материала умения, навыки
и знания, которыми нормально развивающиеся
дети обычно овладевают в дошкольный
период. В связи с этим дети оказываются
не в состоянии (без специальной по​мощи)
овладевать счетом, чтением и письмом.
Им трудно соблюдать принятые в школе
нормы поведения. Они испытывают
затруднения в произвольной организации
деятельности: они не умеют последо​вательно
выполнять инструкции учителя, переключаться
по его указанию с одного задания на
другое. Испытываемые ими трудности
усугубляются ослабленностью их нервной
системы. Учащиеся с за​держкой
психического развития быстро утомляются,
работоспособ​ность их падает, а иногда
они просто перестают выполнять начатую
деятельность.

Свойственные
этим детям снижения работоспособности
и неустойчивость внимания
имеют
разные формы индивидуального проявления.
У одних детей максимальное напряжение
внимания и наиболее высокая работоспособность
обнаруживаются в начале выполнения
задания и неуклонно снижаются мере
продолжения работы; у других сосредоточение
внимания наступает лишь после некоторого
периода деятельности; у третьих отмечаются
периодические колебания внимания и
неравномерная работоспособность на
протяжении всего времени выполнения
задания.

Установлено,
что многие из таких детей испытывают
трудности в процессе восприятия.
Прежде всего это проявляется в том, что
дети не воспринимают с достаточной
полнотой преподносимый учебный материал.
Многое воспринимается ими неправильно.
Это важно иметь в виду, так как легко
предположить, что дети, не имеющие
дефектов слуха или зрения, не должны
испытывать трудностей в процессе
восприятия.

У
всех детей с задержкой психического
развития наблюдаются и недостатки
памяти: причем
эти недостатки касаются всех видов
запоминания: непроизвольного и
произвольного, кратковременного и
долговременного. В первую очередь, как
показано в исследованиях В. Л. Подобеда,
у них ограничен объем памяти и снижена
прочность запоминания. Это распространяется
на запоминание как наглядного, так и
(особенно) словесного материала, что не
может не сказаться на успеваемости.

Значительное
отставание и своеобразие обнаруживается
и в развитии их мыслительной
деятельности
.
То и другое с наибольшей очевидностью
проявляется в процессе решения
интеллектуальных задач. Так, при
самостоятельном анализе предложенных
им для описания объектов дети с задержкой
психического развития выделяют
значительно меньше признаков, чем их
нормально развивающиеся сверстники.

Наиболее
типичными ошибками детей с задержкой
психического развития являются подмена
сравнения одного объ​екта со всеми
остальными попарным сравнением (что не
дает под​линного основания для обобщения)
или обобщение по несущест​венным
признакам. Ошибки, которые допускают
при выполнении таких заданий нормально
развивающиеся дети, обусловливаются
только недостаточно четкой дифференциацией
понятий.

То
обстоятельство, что после получения
помощи дети рассмат​риваемой группы
оказываются в состоянии выполнять
предложен​ные им разнообразные задания
на близком к норме уровне, позво​ляет
говорить об их качественном отличии от
умственно отсталых детей. Дети с задержкой
психического развития располагают
гораздо большими потенциальными
возможностями в плане способности
овладевать предложенным им учебным
материалом.

Одна
из психологических особенностей детей
с задержкой пси​хического развития
состоит в том, что у них наблюдается
отставание в развитии всех видов
мышления. Это отставание обнаруживается
в наибольшей степени во время решения
задач, предполагающих использование
словесно-логического мышления.

Значительно
отстает у детей развитие наглядно-образного
мышления. Особенно трудно этим детям
оперировать в уме частями образов (С.
К. Сиволапов). Менее всего отстает в
развитии их наглядно-действенное
мышление. Дети с задержкой психического
развития, обучающиеся в специальных
школах или специальных классах, к IV
классу начинают решать задачи
наглядно-действенного характера на
уровне их нормально развивающихся
сверстников. Что касается заданий,
связанных с использованием наглядно-образного
и словесно-логического мышления, то они
решаются детьми рассматриваемой группы
на гораздо более низком уровне.

Отличается
от нормы и речь детей
с задержкой психического развития.
Многим из них присущи дефекты произношения,
что, естественно, приводит к затруднениям
в процессе овладения чтением и письмом.
Дети рассматриваемой группы имеют
бедный словарный запас (особенно
активный), у них плохо формируются
эмпирические грамматические обобщения;
поэтому в их речи встречается немало
неправильных грамматических конструкций.

Значительным
своеобразием отличаются поведение
и деятельность
 этих
детей. После поступления в школу они
продолжают вести себя, как дошкольники.
Ведущей деятельностью остается игра.
У детей не наблюдается положительного
отношения к школе. Учебная мотивация
отсутствует или крайне слабо выражена.
Было высказано предположение, что
состояние их эмоционально-волевой сферы
соответствует как бы предшествующей
стадии развития.

Очень
важно отметить, что в условиях массовой
школы ребенок с задержкой психического
развития впервые начинает отчетливо
осознавать свою несостоятельность,
которая выражается прежде всего в
неуспеваемости, Это, с одной стороны,
ведет к появлению чувства неполноценности,
а с другой — к попыткам личностной
ком​пенсации в какой-либо другой сфере.
Такие попытки иногда выра​жаются в
различных нарушениях поведения
(«выходках»).

Под
влиянием неудач у ребенка с задержкой
психического раз​вития быстро развивается
отрицательное отношение к учебной
дея​тельности. Этого
можно и нужно избежать. Надо осуществлять
к каждому такому ребенку индивидуальный
подход, основанный на глубоком знании
особенностей развития его психических
процес​сов и личности в целом. Педагогу
необходимо всячески поддерживать
имеющиеся у ребенка на первых порах
положительное отно​шение к школе. Не
следует подчеркивать отсутствие успехов
в учеб​ной деятельности и критиковать
за не вполне адекватное поведение.
Иногда надо побуждать ребенка к выполнению
предложенных зада​ний на основе игровой
мотивации деятельности.

Если
указанное отставание и не вполне
адекватное поведение не удается
преодолеть в условиях массовой школы,
надо, подготовив подробную
психолого-педагогическую характеристику
с описанием всех особенностей поведения
ребенка на занятиях и в свободное время,
направить ребенка на медико-педагогическую
комиссию, ко​торая решит вопрос о
целесообразности перевода его в
специальную школу для детей с задержкой
психического развития.

Особенности
проявления ЗПР

Дети
с задержкой психического развития
являются наиболее сложными в диагностическом
отношении, особенно на ранних этапах
развития.

У
детей с ЗПР в соматическом состоянии
наблюдаются частые признаки задержки
физического развития (недоразвитие
мускулатуры, недостаточность мышечного
и сосудистого тонуса, задержка роста),
запаздывает формирование ходьбы, речи,
навыков опрятности, этапов игровой
деятельности.

У
этих детей отмечаются особенности
эмоционально-волевой сферы (её незрелость)
и стойкие нарушения в познавательной
деятельности.

Эмоционально
— волевая незрелость представлена
органическим инфантилизмом. У детей с
ЗПР отсутствует типичная для здорового
ребенка живость и яркость эмоций,
характерны слабая воля и слабая
заинтересованность в оценке их
деятельности. Игра отличается бедностью
воображения и творчества, монотонностью,
однообразием. У этих детей низкая
работоспособность в результате повышенной
истощаемости.

В
познавательной деятельности наблюдаются:
слабая память, неустойчивость внимания,
медлительность психических процессов
и их пониженная переключаемость. Для
ребенка с ЗПР необходим более длительный
период для приёма и переработки
зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Наиболее
ярким признаком ЗПР исследователи
называют незрелость эмоционально-волевой
сферы; иначе говоря, такому ребенку
очень сложно сделать над собой волевое
усилие, заставить себя выполнить
что-либо. А отсюда неизбежно появляются
нарушения внимания: его неустойчивость,
сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость. Нарушения внимания могут
сопровождаться повышенной двигательной
и речевой активностью. Такой комплекс
отклонений (нарушение внимания +
повышенная двигательная и речевая
активность), не осложненный никакими
другими проявлениями, в настоящее время
обозначают термином «синдром дефицита
внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

^
Нарушение восприятия выражается в
затруднении построения целостного
образа. Например, ребенку может быть
сложно узнать известные ему предметы
в незнакомом ракурсе. Такая структурность
восприятия является причиной
недостаточности, ограниченности, знаний
об окружающем мире. Также страдает
скорость восприятия и ориентировка в
пространстве.

Если
говорить об особенностях памяти у детей
с ЗПР, то здесь обнаружена одна
закономерность: они значительно лучше
запоминают наглядный (неречевой)
материал, чем вербальный. Кроме того,
установлено, что после курса специального
обучения различным техникам запоминания
показатели ребят с ЗПР улучшались даже
по сравнению с нормально развивающимися
детьми.

ЗПР
нередко сопровождается проблемами
речи, связанными в первую очередь с
темпом ее развития. Другие особенности
речевого развития в данном случае могут
зависеть от формы тяжести ЗПР и характера
основного нарушения: так, в одном случае
это может быть лишь некоторая задержка
или даже соответствие нормальному
уровню развития, тогда как в другом
случае наблюдается системное недоразвитие
речи — нарушение ее лексико-грамматической
стороны.

У
детей с ЗПР наблюдается отставание в
развитии всех форм мышления; оно
обнаруживается в первую очередь во
время решения задач на словесно-логическое
мышление. К началу школьного обучения
дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми
необходимыми для выполнения школьных
заданий интеллектуальными операциями
(анализ, синтез, обобщение, сравнение,
абстрагирование).

Для
детей с ЗПР характерны ограниченный
(гораздо беднее, чем у нормально
развивающихся детей того же возраста)
запас общих сведений об окружающем,
недостаточно сформированные
пространственные и временные представления,
бедный словарный запас, несформированность
навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость
функционального состояния ЦНС служит
одной из причин того, что дети с ЗПР не
готовы к школьному обучению к 7 годам.
У них к этому времени, как правило, не
сформированы основные мыслительные
операции, они не умеют ориентироваться
в заданиях, не планируют свою деятельность.
Такой ребенок с трудом овладевает
навыками чтения и письма, часто смешивает
буквы, сходные по начертанию, испытывает
трудности при самостоятельном написании
текста.

В
условиях массовой школы дети с ЗПР,
естественно, попадают в категорию
стабильно неуспевающих учеников, что
ещё больше травмирует их психику и
вызывает негативное отношение к обучению.

3. Физминутка для родителей.

Педагог:
-Давайте вспомним сигналы светофора.
Что означает красный свет? Желтый?
Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся
в светофор. Заодно проверим ваше внимание.
Если я говорю: «Зеленый» — вы топаете
ногами; «Желтый» — хлопаете в ладоши;
«Красный» — тишина. А я буду неисправным
светофором и стану показывать иногда
неправильные сигналы.

Источник:
http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod51.htm

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о