Вопросы и ответы

Волхов история названия – Волхов (город) — Википедия

А почему реку Волхов так назвали вы не задумывались? а я да! =0)

Волхов…..
Мне по работе дали заданьице — создать гидрологический справочник по бассейну реки Волхов. И вот одим осенним вечером, размышляя с чего бы начать я задалась вопросом — а откуда у этой древнерусской реки такое название? Кто-нибудь знает? Вот Нева получила свое название от озера Нево — так когда-то назвали Ладожское озеро..а Волхов? первым делом мне пришла мысль что название реки схоже со словом волхв. То есть, следовательно, реку назвали в честь некого волхва? И что же получается — волхвы жили на берегу этой реки? А кто же тогда такие эти волхвы? Оказалось что есть разные мнения на их счет — считается что это волшебники, кудесники…которые способнв перевоплощаться в зверей и рыб, жить в воде и на земле… не помню на каком сайте я прочитала что некий волхв жил в реке (возможно как раз в реке Волхов)….

разных источников я сделала такой исторический экскурс по этой удивительной реке во времени:

Легенда о скифских князьях Словене и Русе («Сказание о Словене и Русе и городе Словенске») гласит, что «Старый Волхов, сын князя Славена, построил городок на берегу Мутной реки, прозванной по нему Волховом…» Историки предполагают, что «Сказание…» было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг.). Согласно древнему писанию предками русского народа называются князья Словен и Рус, потомки князя Скифа, правнука Иафета и праправнука Ноя. По преданию, в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.) Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Ильмень, где Словеном был основан город Словенск на реке Мутной (современный Великий Новгород), а Русом — город Руса (современная Старая Русса). «Сказание…» даёт объяснения гидронимов и топонимов в районе Новгорода от имён родственников Словена и Руса, упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала.
Славяне издавна поклонялись языческим Богам: Белобог, Велес, Вышень, Дажьбо (Сварог), Заребог, Купало, Лада, Леля, Огнебог, Семаргл, Перун, Свендовид, Стрыб, Числобог, Чернобог, Яр. Особенно выделяли двух главных божеств — Перуна и Велеса. Перун и Велес не просто соседствуют в клятвах, но и противостоят друг другу: первый — бог дружины, а второй — бог всей остальной (невоенной) Руси. Главная роль отводилась Перуну, богу-мироправителю, распоряжавшемуся природой, жизнью и смертью людей. Рука его управляла громом и молнией, люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущимися со всех четырех сторон света. Его почитали также владыкой дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии. Подобно тому, как молниеносный Перун переходит в божество огня и определяет культ этой стихии, так Перун дождяший переходит во властителя морей, рек, и вместе с тем возникает поклонение водным источникам. Несколько южнее Юрьева монастыря у истока Волхова, видна небольшая роща на холме. Это известный в истории Новгорода Перунов холм — древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна. Почти тысячелетие назад славяне, еще не знавшие христианской религии, устроили здесь мольбище и поклонялись Перуну — богу грома и молнии.
«У Перуна рост могучий, лик приятный, ус златой…» (К. Бальмонт). По древнерусскому летописному описанию, голова деревянного идола Перуна была серебряной, а уши и усы — золотыми; ноги же выкованы из железа. В руке он держал нечто, похожее на громовую стрелу (молнию), которую представляли составленные вместе рубины и карбункулы. Около идола постоянно горел костер из дубового леса. — Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, то виновный наказывался смертью через сожжение. Многие леса и рощи были посвящены Перуну, и взять хоть сучок из них считалось равносильным смерти. Для мифов и ритуалов, связанных с Перуном, характерна их связь с дубами и дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. По всей древней области расселения славян существовали названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени этого божества. Святилища Перуна имели форму цветка. Именно в «лепестках» цветка-святилища и горели священные неугасимые огни-костры Перуна.
В 989 г. – Русь принимает христианство. Новгородцы не хотели расставаться с языческими богами. Распространение христианства «сверху» на огромных языческих территориях Руси требовало совсем других мер, и они проводились с неуклонной решимостью. Волхвы, кудесники еще длительное время после принятия христианства имели влияние на народ. Осенью 989 года произошло крещение жителей второго по значению города Руси Hовгорода, главного оплота славянских жрецов, древних волхвов. В XI—XII вв повсюду на Руси вспыхивали восстания под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы. «Повесть временных лет» ничего не сообщает об этом событии, наверное не случайно. Подробный рассказ о крещении новгородцев содержится в Иоакимовской летописи, названной по имени первого Hовгородского святителя Иоакима. Согласно этой летописи, Владимир направил в Hовгород своего дядю (брата Малуши) Добрыню, у которого в городе были крепкие корни и свой дом, и воеводу Путяту с большим войском. Узнав об этом, новгородцы собрали вече и поклялись не пускать Добрыню в город. Они разобрали мост через Волхов и выкатили на берег реки метательные орудия с большим запасом камней. Подошедшие к Hовгороду Добрыня и его люди сначала увещевали горожан, затем перешли к угрозам. Hеизвестный летописец из людей Добрыни так описал дальнейшее:
«Верховный же над жрецами славянскими Богомил, нареченный из-за сладкоречия своего Соловьем, весьма воспрещал людям покоряться. Мы же стояли на Торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, учили людей христианской вере, сколько могли. И так пробыли два дня, крестив несколько сот человек». Hа другой стороне Волхова полностью хозяйничали восставшие. Их предводители возбуждали людей криками: «Лучше нам помереть, чем отдать богов наших на поругание!»
Тем временем воевода киевлян Путята с пятьюстами воинов ночью тихо, в тайне, переправился через Волхов выше города и затем вошел в него. Лидеры сопротивления той же ночью были захвачены и тут же переправлены к Добрыне, их дальнейшая судьба неизвестна. Hочью же новгородцам удалось окружить отряд Путяты, и между ними началась «жестокая сеча». Новгородская веротерпимость и уважение «к чужим богам» держались до последнего часа. Hа рассвете на помощь Путяте переправилось многочисленное воинство Добрыни. По его приказу начали поджигать все подряд дома горожан. Люди бросились тушить огонь, сопротивление было сломлено. Вскоре оставшиеся в живых «мужи новгородские» пришли к Добрыне просить мира. Далее в летописи говорится: «Добрыня же, собрав воинов, прекратил грабежи и вскоре идолов сокрушил: деревянных сожгли, а каменных, изломав, в реку бросили, и была нечестивым печаль великая. Мужи и жены, видя это, со слезами просили за них за настоящих богов своих. Добрыня же, насмехаясь, отвечал им: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые сами себя защитить не могут? какую пользу от них ожидаете?» И послал повсюду объявить, чтобы шли к крещению… И многие пошли, а тех, кто не хотел креститься, воины потащили. И крестили мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные стали говорить о себе, будто уже крещены. Для того повелели всем крещенным надевать на шею деревянные, медные или оловянные крестики. А тех, у кого крестика не находили, крестили без лишних разговоров». Отсюда и пошла поговорка: «Путята нас крестил мечом, а Добрыня огнем». По легенде «Сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, чтобы посеять вражду между жителями двух берегов. И поплыл идол дальше», замечает летописец, «из свет во кощное, сиречь тьму кромешную». Место, где стоял идол Перуна на бергеу Волхова недалеко от Новгорода, до сих пор называется «перынью».
Во времена Владимира Мономаха (1113-1125) чудеса волхвов на Руси сменяются новыми чудесами, связанными с христианскими подвижниками, и некоторые из этих чудес, многократно описанные в разных летописях и подтвержденные свидетельствами современников, до сих пор никак не могут быть объяснены и поражают воображение даже в наше время. Одна из таких загадочных историй — о святом Антонии новгородском, называемым Римлянин, — по месту рождения…
Ранним утром 2 августа 1116 года новгородцы обнаружили на берегу Волхова странного человека, сидевшего на большом камне, которого раньше на этом песчаном плесе не было, да и не под силу одному было бы такой камень не то что перенести, а даже чуть сдвинуть. Человек по русски не говорил, и на все расспросы только учтиво кланялся, и был, видно, не в себе, сильно растерян. Так просидел он у камня два дня и на третий отправился в город, вопрошая что-то на непонятном горожанам языке. Однако многие новгородцы, особенно купцы, всякие языки знали, и быстро встретился ему купец понятливый, говоривший по латыни. Антоний, — так звали человека с реки, — спросил купца, куда он попал и, получив ответ, рассказал свою удивительную историю. Родился он в Риме в 1067 году, от родителей богатых и знатных. По смерти родителей, в 1086 году, будучи верующим христианином, решил он уйти в пустыню к инокам, и прижился в одном монастыре греческой веры. Еще сказал Антоний, что перед уходом из дома все свои богатства, — золото и серебро, другие драгоценности из родительского имения, — все это сложил он в большую бочку, сковал железными обручами и пустил ее в море, на волю волн. В православном монастыре прожил он много лет, — двадцать, а может и больше. Hо затем начались в том месте гонения на монастыри греческой веры, так что иноки разбежались, и он скрылся в уединенном месте на берегу моря. Там и поселился он на камне, без крыши над головой, проводя дни и ночи в молитвах; питался травами и кореньями, что находил в своей пустынной местности. Так прожил он еще много лет. Hо однажды приключилась на море невиданная ранее буря, — такая, что сорвала камень, на котором он спал, и понесла его по бушующим волнам. Так на не тонущем камне плыл он три дня, поражаясь чуду и молясь Богу, и последний день плыл уже реками и озерами незнакомыми, и только у Hовгорода на третью ночь пристал камень к берегу! — Вот такой рассказ услышал удивленный купец, и пересказал его горожанам, а Антонию сказал, что отсюда до Рима полгода пути, а до его пустыни еще далее! Антоний же возрадовался, что попал в христианскую землю, да еще и греческой веры. Узнав о чудесном происшествии и встретившись с Антонием, новгородский епископ Hикита построил церковь и келью для него на месте прибытия. Hо чудеса на этом не кончились. Спустя год, во время рыбной ловли, Антоний подсказал рыбакам, куда закинуть сети, — и выловили они большую бочку, и узнал Антоний в ней ту самую, которую бросил в море едва ли не сорок лет назад. Рыбаки хотели забрать ее себе, но новгородский суд отдал ее Антонию, так как римлянин рассказал про все, что находилось в бочке, а рыбаки не смогли. Hа все те богатства, которые вернулись к нему, он купил землю и устроил монастырь, а сам назначен был епископом его главою, игуменом, — об этом есть запись в синодальном списке Hовгородской первой летописи (в лето 1117): «В то же лето игумен Антон заложи церковь камяну святыя Богородиця манастырь…» (ПВЛ, СПб,1996, стр.548). Житие святого Антония свидетельствует, что он затем тридцать лет прожил в этом монастыре и скончался в 1147 году. Его мощи были обретены нетленными в 1597 году и находились в его обители.
«Русь не просто приняла христианство, говорит намного позже Александр Солженицын, — она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его к себе в названье жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам — свои предрассветья, его постам — свою выдержку, его праздникам — свой досуг, его странникам — свой кров и хлебушек».
***
В древних летописях река Волхов называлась Мутной. На берегах древнего Волхова первые люди поселились еще в каменном веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена чуди и веси. Позже на эти земли пришли немногочисленные племена славян-кривичей и словен. Озеро Ильмень в те времена назвали Словенским морем, а Ладогу озером Нево. Отзвуки разных эпох доносят легенды и предания о седом Волхове, по которому проходил путь из «варяг в греки» и «из варяг в арабы». Именно под Новгородом начинался великий торговый путь “из варяг в греки”, который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь. Сам Новгород стал крупнейшим международным торговым средневековым городом, а Волхов связывал центр Руси с ее северными и северо-западными окраинами.
Ранние сведения о начале русской государствен¬ности содержатся в так называемой «Повести временных лет» (древнейшие сохранившиеся списки конца XIV — начала XV вв.). Летописное сообщение начинается с того, что на Северо-Западе будущей Руси жили различные племена славянские — словене, кривичи, русь, рядом финские племена меря и чудь.
Течет Волхов, соединяя Ильмень — озеро с озером Нево. В тринадцатом столетии Нево стали называть Ладожским озером. Свое новое имя оно получило от самого старого го¬рода Северной Руси — Ладоги. Города на крутом берегу Волхова, история которого уходит к истоку российской государственности. Даже в самом сочетании слов — Старая Ладога — за¬ключена глубокая древность.
Старая Ладога. Каменно-земляную крепость в нижнем те¬чении Волхова по археологическим данным построили в 753 г. Название «Ладога» восходит к финскому гидрониму «Aladjogi», «Нижняя река». С момента возведения крепости поселе¬ние стали называть «город Ладога».
Согласно «Повести временных лет» племена в то время платили дань варягам, но в лето 6370 (862г.) «…изгнаша варягы за море и не даша им дани, и почаша сами в собе володети». Однако, после изгнания варягов, начались раздоры, для прекращения которых было решено: «Поищем сами в собе князя иже бы володелъ нами и рядил (судил) по ряду, по праву». Соби¬рается посольство и «… идоша за море к варя¬гам, к руси. Сибо бо (потому, что) звахуть ты варягы русь…». Послы от славян и кривичей, руси и чуди говорят варяжской руси: «Земля наша велика и обильна, а наряда (воинского, государственного порядка) в ней нет. Да по¬йдете княжит и володеть нами». В 862 г для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей. Фраза «срубиша город Ладогу» означает, что возвели деревянную крепость в Ладоге и строилась она как главный «город», место «стола», на котором «седе» Рюрик. «Садясь» в Ладоге, Рюрик лишь про¬должил традицию, в соответствии с которой Ладога всегда была главным местом «сидения» (столицей) князей, борющихся за обладание контроля над международным военно-торго¬вым путем по Волхову.
Ладога — город замечательный не только по своей древности. Ее архитектурный облик хра¬нит тысячелетнюю историю градостроительства и в наши дни поражает великолепием истори¬ческого ландшафта и памятников старины. На высоком, изогнутом дугой, левом берегу Вол¬хова цепью выстроились храмы и оборонитель¬ные сооружения, доминирующие в открытом пространстве и связывающие его в целостный ансамбль. А былинный Волхов по-прежнему величаво и свободно несет свои воды мимо Ла¬доги, успевшей стать «Старой», а живописные руины некогда грозной Ладожской крепос¬ти отражаются в водной глади.
Из археологических материалов следует, что никакого другого крупного военно-торгового центра, кроме Ладоги, до 30-х годов IX в. на территории Северной Руси не сущес¬твовало. Ладога стала первым контрольным пунктом и, одновременно, ши-рокими воротами, ведущими из Восточной Ев¬ропы в Западную и обратно. Уже в начале IX в. здесь активно работает стеклодельная мастер¬ская. Бусы — самый высоколиквидный товар раннего средневековья, на который ладожские купцы выменивали у северных племен — финнов и лопарей — меха бобра и лисицы, чтобы потом торговать ими на рынках Волжской Булгарии, Хазарского каганата и Арабского халифата. Ладога являлась крупным центром экономи¬ческих и культурных контактов между Северной Европой, Арабским халифатом и Византией. Город был богат, знаменит, имел обширные тор¬говые связи. В гавани теснились морские суда, пришедшие с запада, и речные ладьи, приплыв¬шие с юга. На Ближний Восток и в Поволжье везли лучшие меха и рейнские мечи, навстречу им с Волги и Днепра шли изделия восточных мастеров и серебряные арабские монеты — дир¬хемы. В Ладоге сформировался важнейший центр восточноевропейской торговли. Правите¬ли города, опираясь на свой флот, могли контро¬лировать северные ветви великого Волжского, а затем и Днепровского военно-торговых путей.
Из семи наиболее достоверных списков «Сказания….» в пяти сказано, что первоначально Рюрик «сел» в Ладоге. Как отмечал еще историк С. М. Соловьев, «По-весть временных лет» сообщает, что построив крепость в Ладоге, Рюрик через два года при¬шел «к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новыгород».
Великий Новгород. Археологические раскопки «Рюрикова го¬родка» (древнего Новгорода) убедительно до¬казали, что время его основания относится к третьей четверти IX века — времени Рюрика.
Новгород — означает «новый город». До сих пор среди исследователей русского средневековья нет единого мнения, по отношению к какому «старому» городу Новгород стал «новым».
В настоящее время наиболее убедительной представляется версия, что исторический предшественник Новгорода — Городище, холм на правом берегу реки Волхов, в двух километрах выше по течению от новгородского Кремля. Слово «город» в древней Руси означало укрепленное поселение, крепость. Городище же — заброшенный город. Заброшенный город тут перекликается с городом Словенском, основанным Скифским князем Словеном о котором гласит легенда XVII века — «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» — о эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода славянами, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика. Раскопки на Городище показали, что уже во второй половине IX века здесь жили люди. Укрепленное поселение занимало ключевое положение неподалеку от истока Волхова из озера Ильмень и от главного мольбища язычников-славян — Перыни. В X веке деревянная крепость (новый город) строится на левом берегу Волхова, там, где ныне стоит златоглавый Софийский собор.
Возник город на перекрестке важнейших торговых путей, которые сходились к озеру Ильмень и соединяли город со странами арабского Востока, Средиземноморья и Балтийского региона. Новгород – жемчужина становления государственности древней Руси. В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Новгород расположился на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.
Ядром Новгорода стал Детинец – внутригородская крепость. Почти все города Древней Руси имели детинцы и остроги – внутренние и внешние крепостные сооружения. Новгород в XI – начале XII века также входил в состав Киевской Руси. В Новгороде правили наместники великих киевских князей. Княжеский двор располагался напротив Детинца на правом берегу реки Волхов, разделяющей город на две половины – Софийскую и Торговую. Это место до настоящего времени называется Ярославово дворище по имени Ярослава Мудрого.
В XII веке в Новгороде постепенно складываются институты республиканского правления. Князья приглашаются по усмотрению веча – народного собрания. Они исполняют роль военачальников, а вместе с избранным на вече посадником возглавляют сместной (совместный) суд. В XIV – XV века происходит расцвет Новгородской феодально-вечевой республики, а Новгород становится крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром. В монастырях ведется летописание, создаются книгописные мастерские, формируются уникальные библиотеки. Новгородские зодчие возводят большое количество храмов и монастырских ансамблей, которые украшают как местные, так и приглашенные мастера.
«Господин Великий Новгород» — именно так называли в старину этот один из самых удивительных городов Средневековой Руси. Новгород тогда был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге. На юге Новгород граничил с Полоцким и Смоленским княжествами, на юго-востоке и востоке – с Владимиро-Суздальским княжеством, на западе с 1237 года соседом Новгородской республики стал агрессивный Ливонский Орден.
Новгород сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой агрессии. В 1240 новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры. Всеобщую славу молодому князю Александру принесла эта победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Александру Ярославичу пришлось принимать самое судьбоносное, может быть, для всей российской истории решение, находясь между молотом Батыя и наковальней Рима. Новгород не был захвачен и разрушен татарами. Александр Невский предпочел исполнять унизительный «ярлык на княжение» от Батыя, тяжелую дань, но, тем самым, спас Русь от полного и кровавого разорения, может быть даже от полного исчезновения с карт мира. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». А в 1242 вместе с владимирской дружиной Александр разгромил шведскую военную экспедицию на льду Чудского озера. Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и внезапно напали на них. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории, успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского. В 1478 Иван III совершил мирный поход к Новгороду, в результате Новгородская республика вошла в состав централизованного Русского государства – Княжества Московского. Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Начавшаяся при Иване IV Грозном Ливонская война значительно затруднила торговые отношения с Западом, а захват Новгорода шведами в начале XVIII века привел к катастрофическому разорению и запустению города. В 19 в. Новгородская губерния была центром льноводства. Новгород XVIII начала XX века – это небольшой провинциальный город на оживленной дороге Москва – Петербург. В годы Великой Отечественной войны по Волхову и Малому Волховцу прошла линия Волховского фронта. Город оказался в списке наиболее пострадавших исторических городов России. Вскоре после освобождения города в 1944 году было принято решение о создании Новгородской реставрационной мастерской – сразу стали восстанавливать памятники архитектуры и отстраивать город. В 1992 году памятники Новгорода и монастырские ансамбли занесли в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

***
За последние несколько лет водолазы обнаружили на дне Волхова несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, украшений, монет и других раритетов 12-17 веков. Наиболее значимой из последних находок специалисты назвали хорошо сохранившуюся вислую свинцовую печать, предположительно, 15 века, какими в Древней Руси скрепляли документы. Печать, на которой есть изображения птицы и надпись «Орелъ», принадлежала Совету господ — органу управления средневековым городом. Кроме этого, водолазы обнаружили на дне реки чугунное пушечное ядро, предположительно, 17 века, наконечники древних стрел и ряд предметов древнерусского быта. Исследователи надеются также найти на дне Волхова древнейшие опоры новгородского «Великого моста» и установить его точное местонахождение в 11-12 веках. Этот мост связывал находящиеся по разным берегам реки Кремль и Ярославово Дворище, мост считается древнейшим гидрологическим сооружением славян. Документальных свидетельств о точном местонахождении «Великого моста» в 11-12 веках не сохранилось.
Исконно-русские земли на берегу Волхова, избежавшие трагедии татарского разорения, занимают исключительно важное место в истории культуры, поскольку тут сохранились многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.
У истока Волхова, на левом берегу, поднимаются стены Юрьева монастыря. Построенный князем Ярославом Мудрым на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Юрий (Георгий), откуда название монастыря. В 1119 году повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя св. благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Колокольня Юрьева монастыря сооружена по проекту Карла Росси, высота её 52 м.
Древнейшей русской постройкой на территории России является знаменитый Софийский собор (1045—1050). Это огромный шестиглавый храм. Строгая простота его архитектурных форм, соединенная с величественной монументальностью, создает незабываемый образ этого памятника. В XI—XII веках Софийский собор был расписан фресками. Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV—XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия «Знамение Богородицы».
Среди самых значительных достижений новгородского зодчества — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407). В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.
Южный конец средневековой Ладоги обозначал Никольский собор. Сейчас этот храм находится на территории Никольского мужского монастыря. По легенде монастырь основал Александр Невский в память о погибших в битве на Неве со шведами ладожанах.
Если сегодня совершить путешествие по великой старорусской реке, от истока Волхова до устья — много интересного откроется взору наблюдателя. Это и множество чудесных архитектурных памятников прошлого, и технические сооружения настоящего, и живописные берега …

myiska.livejournal.com

Волхов (город) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алюминиевый завод

Во́лхов — город (с 1933 года) областного подчинения в России, административный центр Волховского района Ленинградской области.

История

Писцовая книга Водской пятины 1500 года упоминает в Ладожском уезде Михайловский погост на Волховских порогах (на левом берегу реки Волхов). После 1917 года Михайловский погост на Волхове получил наименование «село Октябрьское».

В 1904 году, во время прокладки железной дороги Петербург — Вологда, была построена станция Званка, названная так по находившейся рядом одноимённой деревне. В 1916 году от этой станции была проложена железная дорога на Мурманск.

Город возник как посёлок строителей Волховской ГЭС (Волховстрой), которая строилась с 1918 по 1926 год и была первой крупной ГЭС в России.

Постановлением Президиума ВЦИК от 16 мая 1925 года Волховстрой получил статус рабочего посёлка.

По данным переписи населения 1926 года в посёлке Волховстрой проживали 3530 человек, в Званке — 3460 человек

[4].

Постановлением Президиума ВЦИК от 16 мая 1927 года рабочий посёлок Волховстрой был включён в черту Званки (одновременно, также получившей статус рабочего посёлка).

В 1929 году недалеко от ГЭС был заложен первый в России алюминиевый завод.

В 1929 году на станции Званка был открыт диспетчерский пункт СЛОНа.

Постановлением Президиума ВЦИК от 20 апреля 1930 года, рабочие посёлки Пролетарский и Званка объединены в один рабочий посёлок Званка[5].

27 декабря 1933 года Президиум ВЦИК постановил: «…2. Включить в черту рабочего посёлка Званка, Волховского района, селения — Борисова Горка, Ильинское, Новые Дубовики и Октябрьское с Новой деревней, того же района. 3. Преобразовать рабочий посёлок Званка, Волховского района, в город под наименованием „Волховстрой“»[6].

В ходе Большого террора 1937—1938 годов было расстреляно около 300 жителей Волховстроя, в большинстве своём связанных с работой на железнодорожном транспорте

[7].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1940 года город Волховстрой был переименован в Волхов.

2 марта 1943 года под прицельным огнем врага была построена железная дорога длиной в 33 километра за 17 дней. Она соединила блокадную внутреннюю сеть железных дорог Ленинграда с внешней, ведущей на Волховстрой. Пять тысяч человек днём и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подвозили и подносили рельсы. Для быстроты шпалы и рельсы укладывали непосредственно на снег и на лёд. 7 февраля 1943 года после полуторогодовалого перерыва смогли отправить в Ленинград первый поезд с продовольствием и боеприпасами[8].

Город награждён орденом Октябрьской Революции в 1970 году.

1 декабря 2015 года в Москве подписано Постановление Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев, в котором говорится: «За выдающиеся заслуги перед Отечеством,

wiki2.red

История города Волхова

Город Волхов.

Один из самых молодых городов Ленинградской области, районный центр. Население — 48,1 тыс. жителей (на 01.01.2002 г.). Его образование связано с построением первенца плана ГОЭРЛО – Волховской гидроэлектростанции. В 1920 году началось строительство гидроэлектростанции на порожистом участке реки Волхов. 19 декабря 1926 года Волховская ГЭС вступила в строй. В те времена она была самой крупной гидроэлектростанцией в стране – её мощность в 5 раз превышала мощность всех гидроэлектростанций дореволюционной России.

Местность, где появился город Волхов, была известна ещё в глубокой древности. По реке Волхов проходил великий торговый путь «из варяг в греки», вдоль него располагались поселения, в которых жили лоцманы. Они проводили корабли через пороги, растянувшиеся от села Гостинополье до деревни Дубовики (ныне слившейся с городом).

Недалеко от волховской деревушки Званка в 1904 году прошла железная дорога Петербург-Вологда, на ней появилась маленькая станция и одноимённый железнодорожный посёлок Званка. Этот посёлок вырос в годы первой мировой войны, когда строилась железная дорога на Мурманск, и при станции было создано большое депо.

Через несколько лет после пуска Волховской ГЭС, в 1930 году на Волхове началось строительство нового крупного предприятия – алюминиевого завода. Волховский алюминиевый завод (филиал ОАО «Металлург») – первенец отечественной алюминиевой промышленности. 14 мая 1932 года здесь получили первый металл из отечественного сырья.

Благодаря строительству ГЭС и алюминиевого завода, на берегах Волхова возник посёлок энергетиков и гидростроителей названный Волховстрой, в 1933 ставший городом. В апреле 1940 года он был переименован в Волхов.

Река Волхов имеет в городе ширину около 200 метров, её перегораживает бетонная плотина длинной 213 метров. К плотине справа примыкает шлюз для пропуска судов. На правом берегу Волхова установлен памятник академику Генриху Осиповичу Графтио, который проектировал гидроэлектростанцию и руководил её строительством. Плотина Волховской гидроэлектростанции подняла уровень воды в реке так, что закрыла пороги – главную проблему проводки судов. Теперь река Волхов судоходна на всём своём протяжении. В октябре 1969 года в доме, где жил и работал академик Г. О. Графтио, открылся музей истории города.

Современный город Волхов – крупный промышленный центр и важный транспортный узел железных дорог на Санкт-Петербург, Петрозаводск, Вологду и Великий Новгород. Промышленные предприятия города производят алюминий, химические удобрения, мебель, строительные детали, комбикорма, швейные изделия и др. В городе имеются колледжи, училища, филиалы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Петербургского государственного университета путей сообщения.

Сегодня город Волхов (с 2005 года – городское поселение) вытянулся на 8 километров по обоим берегам реки. От Волховской пристани теплоходы и катера совершают регулярные рейсы вверх и вниз по реке.

mirznanii.com

Волхов — Записки северного медведя

Услышав название города Волхов, и увидев его местоположение на карте, многие люди думают, что это, наверное, древний город. Потому что возникают ассоциации со стоящими на реке Волхов древними Великим Новгородом и Старой Ладогой. Но Волхов, несмотря на красивое название, отдающее стариной, — город советский, промышленный. Для меня в поездке, совершённой в начале октября, Волхов стал последним пунктом. Сюда я заехал на два часа по дороге из Тихвина. Два часа было у меня между электричками и осмотреть город целиком мне за такое время не удалось, однако покажу то, что успел увидеть.

Одна из наиболее важных железнодорожных станций Ленинградской области — Волховстрой, открыта была под названием Званка в 1904 году на линии Санкт-Петербург — Вологда. В 1916 году Званка стала узловой станцией, когда была построена Мурманская железная дорога. Уже в 1930-е годы, после постройки Волховской ГЭС и ряда заводов, железнодорожный посёлок Званка стал городом Волховстрой. В 1940 году слово «строй» отсекли (всё ведь уже было построено), и город стал именоваться просто Волховом. Сейчас его население составляет 47 тысяч человек.

2. Нынешний вокзал — сталинский. Старый был либо разрушен в войну (немцы до города не дошли, но станция неоднократно подвергалась бомбёжкам), либо был специально отстроен новый вокзал, в связи с усилением значения и пассажиропотока этой станции.

3. Город в 1940 году переименовали в Волхов, а станция осталась Волховстроем, продолжая напоминать об истории.

4.

5. Водонапорная башня, однако, сохранилась с времён постройки линии:

6. Примерно так выглядит привокзальная местность. В Волхове я до этого был лишь один раз проездом — в июне 2011 года по дороге в Старую Ладогу.

7. Пушка ЗИС-3 с замурованным в 2008 году письмом потомкам 2108 года:

8.

9. Мемориал бойцам Волховского фронта. Как уже говорилось, сам город находился в тылу советских войск, немцам его взять не удалось, но боевые действия происходили в нескольких десятках километров отсюда.

10. Профсоюзная улица ведёт от вокзала в центр города:

11. В Волхове осталось довольно много довоенных деревянных барачных домов. Видимо, это первые многоквартирные дома города, в которых селили приезжавших сюда гидростроителей. Примерно так же, как и в Дивногорске.

12.

13. Сейчас уже не первый год в городе действует программа переселения из этих домов в новое жильё. На некоторые дома прибита табличка вида «Этот дом будет расселён в декабре 2014 года».

14. Впрочем, на центральной улице города — проспекте Юрия Гагарина, довоенная застройка бывает более капитальная. По тем временам — вполне ленинградского масштаба.

15. На аттике этого дома — герб СССР и год постройки — 1934.

16. Вид поближе. Цифры, кстати, деревянные. А герб СССР — «образца» 1923 года.

17. Конструктивизм:

18. Сталинский ДК:

19. Идём дальше на восток, в сторону реки Волхов. Застройка постепенно переходит к хрущёвкам, а проспект Гагарина переходит в проспект Державина.

20.

21.

22. Довольно необычный приём для позднесоветской жилой архитектуры:

23. Администрация Волховского района Ленинградской области:

24. Так я вышел на берег реки Волхов и на железнодорожный мост (по которому перед этим проезжал на электричке из Тихвина). Конструктивно моста тут два, причём почему-то один обращён фермами вверх, а другой вниз. Тот мост, который поближе, построен целиком в послевоенные годы, а у того, что подальше, сохранились дореволюционные опоры 1904 года, но сам мост был разрушен в войну при бомбёжке и впоследствии восстановлен.

Мост сурово охраняется, и подходы к нему со всех сторон заграждены заборами с колючей проволокой. Идя вдоль одного из них, я был облаян сторожевой собакой.

25. Чуть южнее, то есть выше моста по течению, стоит Волховская ГЭС имени Ленина — одна из первых гидроэлектростанций в России (строительство начато до революции, а закончено в 1920-е годы), благодаря которой посёлок Званка стал городом.

Что интересно, это единственная искусственная преграда на водном пути из озера Ильмень и его бассейна в Балтийское море.

26. Взгляд поближе. Слева здание машинного зала, справа — плотина.

27. Машинный зал:

28. Чуть левее находится шлюз — сооружение для пропуска судов. Обратите, кстати, внимание на профиль Ленина сверху. Сам Ильич побывал на берегах Волхова в Званке во время строительства ГЭС, которое входило в план ГОЭЛРО.

29.

30. Плотина:

Времени у меня было мало, поэтому близко к ГЭС я не ходил и все фотографии делал с зумом. Отсюда же я пошёл обратно.

31. Взгляд на мост. Куда-то на восток идёт грузовой состав. За мостом находится станция Волховстрой-2 и развилка: налево — в Петрозаводск и Мурманск, а направо — в Вологду и дальше на Урал и в Сибирь.

32. На правом берегу — бывший Волховский алюминиевый завод, закрытый в 2013 году, и затем перепрофилированный.

Ещё здесь есть нефтеперерабатывающий завод (хотя и не такой крупный, как в Киришах), комбикормовый завод, хлебозавод, мясокомбинат и ряд других производств. В общем, Волхов — промышленный город.

33. Обратно от моста к вокзалу я шёл уже не через центр города, а по Новоладожскому шоссе, идущему вдоль железной дороги. Обнаружил там дореволюционные путейские казармы, построенные в характерном железнодорожном стиле — напоминание о той, старой Званке.

34. Интересное здание:

35. Привокзальные волховские дворы:

36. Так я вновь вышел к вокзалу:

37. Паровоз-памятник возле вокзала:

На первом пути меня ждала электричка Волховстрой — Санкт-Петербург, отправлявшаяся в шесть часов вечера, на которой я и завершил своё двухдневное путешествие. А на соседнем пути стоял поезд №74 Санкт-Петербург — Тюмень. Тот самый, на котором я в июле уезжал в Сибирь. Навеяло воспоминания о лете.

А через два с половиной часа пути я приехал на электричке на Московский вокзал. И между прочим, на тот же самый путь, на котором вчера рано утром уезжал в Кириши…

nord-ursus.livejournal.com

Река Волхов: соединяя прошлое с настоящим

Река Волхов, Великий Новгород, озеро Ильмень… Эти географические названия, знакомые практически всем россиянам еще со школьной скамьи, самым тесным образом связаны с зарождением русской государственности, с призванием конунга Рюрика и началом Киевской Руси. Однако эти места замечательны не только в историческом, но и в эстетическом плане: именно здесь лучше всего ощущается красота русской природы и загадочность русской души.

Река Волхов своим существованием обязана озеру Ильмень, откуда начинается бег ее стремительных вод. Конечным пунктом ее более чем двухсоткилометрового пробега служит еще один знаковый для данного региона водоем – Ладожское озеро, берега которого окутаны героизмом древнерусских богатырей и советских солдат периода ленинградской блокады.

Река Волхов представляет собой прекрасную водную артерию как для транспортных, так и для пассажирских судов. Движение по ней осуществляется с начала апреля до середины октября, после чего этот путь покрывается льдом. Основными помощницами-притоками служат речки Оскуя, Вишера, Тигода и Кересть. Уже из этих названий можно сделать вывод, что на данной земле когда-то вперемежку жили как славянские, так и финно-угорские племена.

Река Волхов имеет богатую и интересную историю. Само название, как следует из знаменитой «Повести временных лет», она получила в честь одного из сыновей легендарного Словена – Волхова. Сам Словен, согласно преданию, был одним из скифских князей, славился своей силой и храбростью, и именно он дал название одному из местных племен – так называемым новгородским словенам. Термин же «волхв» был достаточно распространен в те времена. В переводе с древнеславянского он означает «волшебник», «мудрец», «звездочет».

Известен из истории и знаменитый мост через реку Волхов в Великом Новгороде. Он не только разделял город на практически равные части, но и служил своеобразным ристалищем – местом, где люди кулаками доказывали свое мнение. Кстати, помимо Новгорода, эта река служит основной водной артерией для таких населенных пунктов, как Кириши, Старая и Новая Ладога.

Уже в древнерусских летописях была отмечена важная особенность, которой обладает река Волхов: из-за очень незначительного перепада высот в ее крайних точках она может течь вспять. В том случае, если из-за каких либо катаклизмов озеро Ильмень значительно обмелеет, то за счет мощных притоков течение в русле реки может принять обратное направление.

Если говорить об основных статистических параметрах, то максимальная ширина реки Волхов – 220 метров (в районе Новгорода), глубина в некоторых местах достигает двенадцати метров. Практически на всей своей протяженности – а это 224 километра! – эта водная артерия представляет отличное место для рыбной ловли.

Однако река Волхов знаменита не только былинными легендами. Помимо того, что сегодня она является важнейшей транспортной артерией Северо-западного региона страны, здесь же располагается одна из мощненйших в данной части страны гидроэлектростанций – Волховская.

fb.ru

Волхов (город)

Волхов

Волхов (до 1940 — Волховстрой) — город областного подчинения Ленинградской области, имеет статус городского поселения. Центр Волховского района, в состав которого входит. Расположен на реке Волхов. Большой узел железных дорог и автомобильных дорог.


1. История

На территории города существовали поселения еще со времен Неолита, восточные славяне заселились здесь в VIII веке. Села, из которых составился современный Волхов, стояли на реке Волхов, которая была частью «пути из варяг в греки».
К ХХ века эти села почти не развивались, но в 1901 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Вологда, и возле села Званка в 1904 была построена одноименная станция.
По плану ГОЭЛРО 19 декабря 1930 была торжественно открыта построена Волховская ГЭС. В августе 1929 Совет Труда и Обороны распорядилась начать строительство в Волхове Волховский алюминиевый завод, который был сдан в эксплуатацию 14 мая 1932 года, тогда же был получен первый алюминий. В 1933 году села Званка и Дубовик, а также рабочие поселки железнодорожников и строителей электростанции и завода были объединены в город, который получил название Волховстрой (переводится как Волховбуд). В 1940 году город был переименован в Волхов.
В ноябре — декабре 1941 года пятьдесят четвёртому армия под командованием Федюнинского И.И. вела у Волхова ожесточенные бои, в которых враг был отброшен назад, и планы Гитлера взять Ленинград во второй кольцо блокады были решительно сорваны. В годы блокады Ленинграда Волхов стал пунктом, из которого через Дорогу Жизни в заблокированный города доставлялись продукты питания и боеприпасы, в обратном направлении перевозили эвакуированных ленинградцев.
Сейчас Волхов — крупный транспортный и промышленный центр Ленинградской области.


2. Власть и местное самоуправление

Волхов за Городским поселением руководит городская администрация, голова — Смольникова Валентина Сергеевна. Городская администрация подчинена районной администрации Волховского района.

3. Населения

В городе проживает 46 596 жителей, причем население постоянно сокращается, как и по всей России. Но в городе очень низкий уровень безработицы — всего 0,5% [1].

4. Экономика

4.1. Промышленность

Значительная часть населения города занята в промышленности, которая представлена ​​такими предприятиями [1][2] [3] :

  • Волховский Алюминиевый Завод, филиал компании «РУСАЛ» — большой алюминиевый завод, производит первичный алюминий высокой чистоты. Число работников — 327 человек [4];
  • Волховская ГЭС — производство электроэнергии;
  • ОАО «целях» — ведущий химический завод города, бывшее химическое производство алюминиевого завода, которое выделилось в отдельное предприятие в 2004 году. Производит трифосфат натрия, поташ и серную кислоту. На предприятии работает более 2 500 человек [5];
  • ООО «НПО Каркас» — производство металлоконструкций для животноводческих комплексов;
  • ООО «Лаком» — автоматизированное производство изделий из муки;
  • ЗАО «ЛенОблДимБУд» — производство каркасно-панельных малоэтажных жилых домов.
  • ООО «Талосто» — производство мороженого и полуфабрикатов;
  • Мясокомбинат;
  • Рыбоперерабатывающий завод;
  • Кондитерская фабрика;
  • Мебельная фабрика «Волхов-Фасад»;
  • ООО Строительно-монтажное управление «Волхов», Строительный Трест № 34, ООО «Авро», ЗАО «Дружба-2» — строительство и строительные материалы.

4.2. Сфера услуг и малый бизнес

В городе так же стабильно работают предприятия сферы услуг, которые предоставляют жильцам услуги общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Развивается и малый бизнес: в городе зарегистрировано 339 юридических лиц и 811 частных предпринимателей [2]. Этому помогает Волховский бизнес-инкубатор, который работает с 1995 года [1].


4.3. Транспорт

Волхов — мощный железнодорожный узел: оттуда едут поезда до Чудова, МГИ, Лодейного Поля и Тихвину. В черте города есть 4 железнодорожные станции : Волховстрой-I, Волховстрой-II, Новожовтневий и Мурманской Ворота. Также в городе расположены локомотивные депо ткет-21 (эксплуатационное) и ТЧР-21 (ремонтное депо электровозов) «Волховстрой», вагонные депо ВЧД-17 (ремонтное) и ВЧДЕ-28 (эксплуатационное) «Волховстрой», мостостроительных поезд № 46, Колийнобудивна машинная станция № 77 и управления Волховстроивського отделения Октябрьской железной дороги.
В городе также есть автотранспортные предприятия, в частности, автобусный парк [1], которые обеспечивают город пассажирскими и грузовыми перевозками автотранспортом.
В городе есть 3 моста через Волхов : 1 железнодорожный, 1 автомобильный и 1 пешеходный. Также на южной окраине города Волхов пересекает железнодорожный мост обводной дороги, а с севера — автомобильный мост обводной дороги.


5. Культура

5.1. Культура, спорт, туризм

В городе действует 2 дома культуры, библиотека имени Пушкина А.С., детская библиотека [1].
Об истории Волхова вам расскажут в Музее Истории города Волхов, который расположен в доме известного инженера Г. И. Графтио [6]. Также там вы узнаете о жизни строителя Волховской ГЭС Графтио Г. И., посмотрите, как он жил (в доме сохранился интерьер 1924 года и личный автомобиль Графтио, подаренный ему советским правительством в 1946 году), ознакомитесь с изобразительным искусством волховчан, посмотрите на экспозиции, посвященные городам-побратимам Волхова [6].
В городе есть 3 гостиницы : «Званка», «Видпочны» (рус. «Отдохни» ) И «Металлург» [7].
Для удовлетворения потребностей в спорте в Волхове действует 2 городских стадиона, 2 Фока, плавательный бассейн и спортивная школа.


5.2. Образование

В городе насчитывается 12 детских садов и 9 школ. Так же в Волхове есть учреждения высшего и среднего специального образования [3] :


6. Социально-бытовое обеспечение

6.1. Здравоохранение

В Волхове действуют многие учреждения по здравоохранению, в частности:

Также потребности населения в медицинской помощи и социальной защите обеспечивают:


6.2. Быт

Город полностью обеспечен электроэнергией, которая поступает из Волховской ГЭС, также работают 2 котельные и ГП «Водоканал-Сервис», которое управляет водопроводом и канализацией Волхова, в том числе двумя водоочистными сооружениями и тремя комплексами очистки сточных вод [1].


Примечания

nado.znate.ru

Волхов (город) Википедия

Город
Волхов
ФлагГерб
59°55′ с. ш. 32°21′ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Субъект Федерации Ленинградская область
Муниципальный район Волховский
Городское поселение Муниципальное образование город Волхов
Глава МО Напсиков Виталий Викторович
История и география
Основан в 1918 году
Прежние названия до 1927 — д. Званка
до 1933 — р.п. Званка
до 1940 — город Волховстрой[1]
Город с 1933 года
Площадь 108,21 км²
Высота центра 33 м
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ↘44 868[2] человек (2018)
Плотность 414,64 чел./км²
Этнохороним волховчане, волховчанин, волховчанка
Цифровые идентификаторы
Телефонный +7 81363
Почтовые индексы 187401, 187403,
187404, 187406[3]
ОКАТО 41 408
ОКТМО 41 609 101 001
Прочее
Награды

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *