Вопросы и ответы

Виды памяти по продолжительности протекания – по продолжительности сохранения и воспроизведения материала

Содержание

Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на

оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление  мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых

оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996),  долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

www.braintools.ru

30.4. Классификации видов памяти | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №30 — здесь


Виды памяти классифицируются по различным основаниям.

По характеру психической активности, преобладающей в деятель­ности, выделяют:

  • двигательную
  • образную,
  • эмоциональную,
  • словесно-логическую (вербальную) память.

Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:

  • зрительную,
  • слу­ховую,
  • осязательную,
  • обонятельную,
  • вкусовую,

У разных субъектов, в зависимости от ведущей модальности может доминировать один из этих типов.

Об огромных возможностях образной памяти говорят описанные в ли­тературе случаи выдающейся памяти, прежде всего,

эйдетизма. Эйдетизм (от греч. eidos — образ) — разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.

Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмо­ции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.

Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельно­сти, выраженные в вербальной форме. Этот вид памяти, по мере интеллек­туального развития субъекта, постепенно начинает преобладать и становит­ся ведущим (определяющим) для др. видов, обеспечивая их развитие и вербально опосредованное функционирование.

Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).

По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают:

  • кратковремен­ную,
  • долговременную,
  • оперативную.

Кратковременная память — это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной па­мяти. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания функциональных связей между нейронами, посредством ре­верберации (т.е. кратного прохождения) возбуждения по кольцевым нейронным цепочкам.

Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обыч­но в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида такого по­вторения:

  • механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволя­ет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но не­достаточен для ее перевода в долговременную память;
  • повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включе­нием удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (напри­мер, укрупнением единиц информации).

В отличие от кратковременно­го, долговременное запоминание возможно только при втором виде по­вторения.

В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследо­вания показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию боль­ших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, про­изведения изобразительного искусства и пр.).

От кратковременной следует отличать оперативную память.

Оперативная память — это подсистема памяти, поддерживающая кон­кретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от па­мяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удер­жания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

Долговременная память — подсистема памяти, обеспечивающая про­должительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохране­ние умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структур­но-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белко­вых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот.

Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратко­временной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устой­чивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым услови­ем фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация ново­го материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опы­том. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная фор­ма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

Взаимодействие различных видов памяти показано в таблице:

Это одна из концепций памяти, описывающая особенность взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти.

В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объёму, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа ещё в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т.е. по переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину.

Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений гро­маден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно дейст­вует несколько форм организации знаний. Одна из них — организация се­мантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) поня­тий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типич­ных представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к кон­кретным сведениям.

Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) — гипотетическая подсистема памяти, обес­печивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступаю­щей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживают­ся физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие пе­ревода материала из сенсорной в кратковременную память — обращение на него внимания.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:

  • произ­вольную и
  • непроизвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, направ­ляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:

  • меха­ническая и
  • смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторе­ния без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память предполагает установление и запоминание смысло­вых связей между понятиями.

 

vestishki.ru

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Страница 6 из 42

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Критерий – продолжительность удержания материала. Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).

Для долговременной памяти, как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по “простейшим” вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).

Кратковременная память предназначена для непродолжительного храненияинформации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:

1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;

2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).

Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия “кратковременная память”. Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется “сенсорным регистром” или “ультракратковременной памятью”, а для собственно кратковременной памяти используют термин “оперативная”, или “рабочая”, память (см. [1], с. 247). В данном изложении термин “кратковременная память” используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины ”оперативная” и “рабочая” могут считаться его синонимами.



libsib.ru

Виды памяти человека в психологии: их характеристика и свойства

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. Память человека составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память — память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память — уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

Долговременная память – сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

pamyatplus.ru

Шпаргалка по психологии. Содержание — 74. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Некоторые раздражители привлекают наше внимание, потому что мы привыкли на них реагировать. Телефонный звонок или звонок в дверь, например, вызывают у человека немедленную реакцию, телефонный звонок или звук сирены часто используются в качестве фона радио– и телерекламы.

72. Общие представления о памяти

Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти – влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).

В психологии под памятью понимают психические процессы запечатления, сохранения, последующие узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков. Психологическая наука ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенный, кратковременный, оперативный, долговременный и генетическый памяти. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Помимо этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

73. Характеристика процессов памяти

Запоминание. Первоначальная форма запоминания – непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и материал изменяется мало, а статическое сохранение – в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Она проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судит по следующим двум процессам памяти.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний. Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания во времени.

Забывание протекает во времени непрерывно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание осмысленного материала подчинено той же закономерности.

Весьма важно своевременно организовывать повторение воспринятого, не откладывая надолго эту работу. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Так, ученик сразу же после уроков не может полностью передать содержание воспринятого материала, но через 1–2 дня даже без дополнительного чтения воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

74. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Мгновенная, или иконическая память – непосредственный отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без переработки полученной информации. Ее длительность 0,1–0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте.

Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение короткого промежутка времени. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

www.booklot.org

Виды памяти человека и процессы (Таблица)

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Процессы памяти

Запоминание

—>

Сохранение

—>

Воспроизведение

Происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретенным ранее

 

Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека

 

Происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти и передача в оперативную

Повторение — одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти человека таблица

Виды памяти

Определение

Примеры

Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:

Двигательная

Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах.Развита у спортсменов, танцоров

Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский )

Прочно сохраняет пережитые человеком чувства

Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе.

Смысловая (словесная)

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов.

Образная

Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальные мелодии. Развита у музыкантов, писателей, художников

Виды памяти по характеру целей запоминания 

Непроизвольная

это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить

Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека

Произвольная

это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить

Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания

Виды памяти по продолжительности сохранения и закрепления материала

Кратковременная 

очень краткое сохранение данных после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала). 

Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта 

Оперативная 

вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. 

Чтение, списывание 

Долговременная 

длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. 

Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний 

_______________

Источник информации: Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.



infotables.ru

Характеристики памяти, Процессы памяти — Общая психология Библиотека русских учебников

Память, как и любой другой познавательный процесс, имеет определенные характеристики. Главными характеристиками памяти являются: объем, скорость запечатления, точность воспроизведения, длительность хранения, готовность ь к использованию сохраненной информацииї.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможность запоминания и хранения информации. При анализе объема памяти показателем выступает количество запомнить ‘»ятовуваних единиц информацииї.

Скорость воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у нее информацию. Когда возникает необходимость решить какую-либо проблему, человек обращается к инфо ормации, хранящейся в памяти. Существуют индивидуальные различия в скорости воспроизведения: одни люди достаточно легко используют информацию, хранящуюся в памяти, для решения определенного дл ния, остальные испытывают серьезные трудности при попытке ее воспроизведенияня.

Точность воспроизведения — это способность человека точно сохранять и точно воспроизводить запечатленные в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации теряется, а часть — искажается ся, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения достаточно значимой характеристикой памятьюті.

Продолжительность памяти отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Часто в практике мы встречаемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить п необходимое время. Иногда бывает по-другому: человек запомнил всю необходимую информацию, но в случае необходимости не смогла ее воспроизвести. Хотя через определенный промежуток времени замечает, что помнит вс е, когда заучила. В данном случае речь идет о такой характеристике памяти, как готовность воспроизвести останется в памяти информацииацію.

Все рассмотренные характеристики памяти присущи всем процессам, которые объединяются одним понятием»память»

45 Процессы памяти

Память включает следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание

Запоминание. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации

По мере активности протекания этого процесса выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное

Непроизвольное запоминание-это запоминание без сознательно поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатления того, что влияло на нас и сохранило деяки й следует от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре головного мозга, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает разной. Материал запоминается лучше тогда, ко ли он жизненно важен для человека, отвечает его интересам, потребностям, целям и задачам ее деятельности часто непроизвольное запоминание носит избирательный характер и определяется отношением люди ни к окружающей мирвіту.

От непроизвольного запоминания необходимо отличать произвольное запоминание, характеризующееся наличием сознательной цели запомнить материал и использованием специальных приемов запоминания ния. Произвольное запоминание является сложной умственной деятельностью, которая подчиняется задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя различные действия, которые выполняются для того, чтобы кр аще достичь поставленной цели. Одним из таких действий или способов заламьятовування является заучивание. Его сущность заключается в многократном повторении учебного материала до его полного и безошибочного зап амьятовування. Таким способом пользуются при заучивании стихов, формул, исторических дат. Сравнивая эффективность непроизвольного и произвольного запоминания, следует отметить, что произвольное запоминающимся ния значительно продуктивнеевнішим.

Главная особенность произвольного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократные повторения позволяют запомнить материал, во много раз пе еревищуе объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое, что воспринимается в жизни много, не запоминается человеком, если он не поставит перед собой задачу запомнить. Но если п оставить перед собой задачу и выполнить все необходимые для его реализации действия, запоминание протекает эффективнее и оказывается более прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только обще го задания (запомнить то, что воспринимается), но и частных, специальных задач. Так, в одном случае человек ставит перед собой задачу запомнить только главные мысли, наиболее существенные факты, а в др. шому-запомнить дословно т.д.. Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание. По мнению. СЛ. Рубинштейна, главное значение имеет вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно осуществляется. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И произвольное запоминание имеет перева ги только на первый поглощениярший погляд.

Исследование. ПИ. Зинченко убедительно показали, что установка на запоминание, делающая его целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминает ування может оказаться эффективным произвольного. Непроизвольное запоминание картинок в ходе деятельности в исследовании. ПИ. Зинченко, целью которого выступала их классификация (но отсутствует задание запомнить), оказалось намного выше, чем в случае, когда перед испытуемым стояла задача запомнить картинки. Исследование. АОСмирнова подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть продукты внишим, чем произвольное: то, что исследуемые запоминали непроизвольно в ходе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они пытались запомнить специальное в. Сущность эксперимента заключалась в том, что испытуемым давали две фразы, каждая из которых отвечала определенном орфографическом правилу. В ходе эксперимента необходимо было установить, к которому правила нале жить данная фраза, и придумать другую пару фраз на эту же тему. Запоминать фразы не надо было, но через несколько дней испытуемым предлагали вспомнить как одни, так и другие фразы. Оказалось, что фразы придуманные ими самими в процессе активной деятельности, запомнились примерно втрое лучше, чем те, которые давал експериментатопериментатор.

Таким образом, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку зависит от деятельности, в процессе которой оно происходит

Запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Хотя а подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Деятельность, направленная на за памьятовування и воспроизведения материала, называется мнемической деятельностьюстю.

Мнемическая деятельность — это специфически человеческий феномен, ведь только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминания-специфической фо ормою сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ей было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность носит выборочный характеер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями материала (запоминание исторических дат, статистических данных и т.д.). Основой механического за апамьятовування являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для установки подобного связи необходимо многократное повторение материалалу.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, одно из которых выводится из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, связанные логически. Поэтому осмысленное запоминание связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне д ругой сигнальной системми.

Осмысленное запоминание, несомненно, во много раз продуктивнее механического, которое является неэкономным, требует многократного повторения. Механически заученное материал человек не всегда может использовать в практической деятельности, поскольку не всегда может вспомнить его в нужное время. Осмысленное запоминание является действенным, поскольку основывается на понимании внутренних логических связей между частями матери алу заученную таким образом материал, как правило, используется в будущей практической деятельности и способствует развитию личности в целомлом.

Механическое и осмысленное запоминание тесно связаны друг с другом. Заучивая наизусть, человек опирается на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается с помощью ассоциаций с по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессмысленный материал, мы пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между со боя слов заключается в создании условий логической связи между ними в определенных случаях эта связь может быть бессмысленным, но достаточно ярким с точки зрения представлений. Например, ученику необходимо запомнить ряд: яблоко, стол, носорог, часы, пуговицу и т.п.. Для этого необходимо построить такой условно-логическую цепь:»Яблоко лежит на столе. За столом сидит носорог. В кармане его жилетки лежит часы, а жи летучая застегнута на одну пуговицу»С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить около 30 слов при одноразового повторенияого повторення.

Если сравнивать способы запоминания материала — осмысленное и механическое, — то можно сделать вывод о том, что осмысленное запоминание гораздо продуктивнее. По механического запоминания в п памяти через один час остается только 40% информации, а через несколько часов — всего 20%, за осмысленного запоминания 40% информации хранится в памяти даже через месяць.

Анализ затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала, свидетельствует в пользу осмысленного запоминания. По механического запоминания с увеличением объема материала необходимость дно пропорционально увеличивать число повторений время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворение), чтобы его запомнить, необходимо незначительное увеличение числа повтореннь.

Условия, способствующие осмысленному запоминанию. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде выделением в материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Запоминая и текст, мы расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы или группы мнений. К каждой группе относится то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Переход от одной части к следующим частей составляет логическую последовательность главных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовка плана, облегчает припоминание. Необходимость составления плана приучает человекаа приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставление отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов. Результаты исследований свидетельствуют о том, что учащиеся, которые при запоминании текстов склада ли план, имеют прочные знания, чем дети, запоминают текст без планз плану.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различий между предметами, явлениями, событиями и т.д.. Одним из вариантов данного метода является сопоставление нового материала с с полученным ранее. Изучая новый материал, учитель нередко сопоставляет его с изученным ранее, тем самым включая новый материал в систему имеющихся знаниянь.

Осмыслению материала способствует его конкретизация, объяснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ

Кроме того, важным методом осмысленного запоминания материала и высокой прочности его сохранения является метод повторения. Чтобы быть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Во-первых заучивания протекает неравномерно: сразу за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его временное снижение. Повторение в данном случае способствует существенному росту припоминанииння.

Во-вторых, заучивание носит скачкообразный характер: иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объе объема запомненных материала. Это объясняется тем, что следы, которые остаются при каждом восприятия объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но потом, после нескольких повторений, их воз в чувствуется сразуу.

В-третьих, если материал в целом не сложен для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема материала за за апамьятовуеться. Объясняется это тем, что главная, легче часть, запоминается быстро, а та, что осталась, тяжелее часть, требует большего количества повтореннь.

В-четвертых, в случае заучивания сложного материала, запоминания сначала идет медленно, а затем быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудность материала недостаточны и прирост т объема запоминающимся материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения необходимо не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда нужно закрепить в памяти то, что мы уже изучили. При повторении заученного материала его прочность и длительность во сохранения увеличивается в несколько случаев.

Кроме этого, существуют условия использования метода повторений для повышения эффективности запоминания. Важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. С этой целью перед заучиванием ставят разн ни задачи: придумать примеры, ответить на вопрос, наметить структурно-логическую схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.. Активное повторение возобновляет связи на уровне второй сиг нальной системы, разнообразие форм повторений способствует образованию новых связей материала с практикокою.

Очень важно правильно распределять повторение во времени. Существуют два способа повторения: концентрирования и распределение. По первому способу материал заучивается за один прием, повторение следует одно за другим. С. По второму способу каждое повторение отделено от следующего определенным промежутком времени. Распределенный повторение рациональнее за концентрированное. Оно экономит время и энергию, способствует прочному запоминанию. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, а для того, чтобы не снизилась активность детей, разнообразят приемы повторения, включают материал во все новые связьюв’язки.

Подобным метода распределенного заучивания является метод воспроизведения во время заучивания. Его сущность заключается в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не изучен. Например, материал можно изучить д двумя способами: 1) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность в том, что материал изучен, 2) прочитать материал один раз, затем попытаться воспроизвести, после чог в снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести. Исследования показывают большую производительность второго варианта: заучивание происходит быстрее, а сохранение становится крепчешим.

Продуктивность запоминания зависит также от того, как осуществляется запоминание: по частям или полностью. Существуют три способа заучивания большого объема материала: целостный, частичный и комбинированных нований. Целостный способ заключается в том, что материал читается от начала и до конца несколько раз до полного усвоения. Фрагмент способ предусматривает разделение материала на части и заучивания каждой частей и отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая и тд. Комбинированный способ — это сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, завис в от его объема и характера, после этого сложные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается вполне. Если же материал (например, стихотворение) большой по объему, он дели ться на строфы, логически завершенные части, а заучивание носит такой характер: сначала текст прочитывается один — два раза от начала до конца, оказывается его общий смысл, потом заучивается кажд а часть, после чего материал снова прочитывается вполнея цілком.

Исследование. МН. Шардакова показали, что наиболее эффективным среди этих способов есть совмещенные, поскольку обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения вид уделять главное. В исследовании. МНШардакова дети заучивали стихотворение разными способами. При заучивании совершенно необходимо было 14 повторений, при заучивании по частям -16, при комбинированном — всего 9 повторенторень.

Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный эффективнее при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшие по объему и несложные тексты можно заучивать вполнеом.

Успех запоминания обеспечивается самоконтролем. Очень важно при заучивании делать попытку воспроизвести материал. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание при следующем чтении. Когда ученик читает материал, ему может казаться, что он все знает. Но при воспроизведении может оказаться, что материал недостаточно заученнуюений.

Продуктивность запоминания зависит от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше, чем словесный; логично связный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Ис снуют различия в запоминании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические текс ты, в старших классах эти различия не наблюдаютсяся.

Одним из условий успешного запоминания является систематизация материала. Исследование. АО. Смирнова и. ЛО. Занкова выявили значительные преимущества в запоминании сгруппированного текста сравнению с незгрупованим. Систем матизации может осуществляться несколькими путями: путем объединения объектов запоминания по определенному признаку (например, объединение предметов в группы по цвету, форме, величине и т.д.), путем объеди ния материала в хронологическом порядке (например, исторические события), путем систематизации предложенной учителем схеме (например, при обобщенной характеристике географических зонх зон).

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы

Сохранение. Воспринимаемая человеком информация не только запоминающимся, но и сохраняется в памяти определенное время. Сохранение относится к процессам памяти и имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение м может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. По динамическом сохранении материал изменяется мало, при статической, наоборот, он об овьязково подвергается реконструкции, обработкеробці.

Реконструкция материала, сохраняется в долговременной памяти, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает от органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах: в сни икненни некоторых деталей, в изменении последовательности материала, в обобщении його.

О сохранении информации и ее видоизменение можно сделать вывод на основании двух процессов-воспроизведения и узнавания

Воспроизведение. Воспроизведение — это процесс, который является доказательством наличия запоминания. Через него проверяется качество знаний и умения использовать полученный опыт

Различают два вида воспроизведения: узнавание и припоминание

Узнавание объекта происходит в момент его повторного восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основании личных впечатлений (представление памяти и), или на основании словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет наш друг.

Узнавание различается по степени точности и полноты. Наименее полное узнавание мы констатируем в тех случаях, когда появляется только чувство знакомства объекта, а отождествить его с чем-либо из мин нулого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто она и при каких обстоятельствах мы могли с ней встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому такие случаи характеризуются полным узнаванияанням.

Эти два выли узнавания имеют много общего: они разворачиваются постепенно, приближающий их к припоминания, а потому в нем присутствуют мыслительные и волевые компоненты

Припоминание отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Припоминание образа сложнее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чита. Анне, чем воспроизвести, припомнить содержание текста без книги. Физиологическим основой припоминания является восстановление нервных связей, образованных ранее при восприятии предметов и объявлениявищ.

Подобно запоминание, воспроизведение может быть невольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит неожиданно для человека. Например, проходя мимо школы, в которой училась человек, у нее мож же неожиданно возникнуть образ учителя, который ее учил, или образы школьных друзей. По. Воспроизведение человек вспоминает, ставя перед собой сознательную цель, вспомнить что-то из прошлого опыта. Наприкла д, при сдаче экзамена студент пытается вспомнить, что он знает по поводу поставленного вопросаання.

Припоминание может иметь характер длительного процесса. В этих случаях достижения поставленной цели — вспомнить что-либо-осуществляется через достижение промежуточных целей, причем использование промежуточных звеньев но осить сознательный характер. Человек сознательно ищет то, что поможет ему вспомнить, поэтому процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления. Вместе с тем в процессе припоминания человек может встречаться с трудностями, преодоление которых требует от нее волевых усилий. Поэтому припоминание является одновременно волевым процессоесом.

Забывание. Забывание проявляется в невозможности вспомнить или воспроизвести воспринятую ранее информацию. Физиологическим основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающие актуализации вре. АСУ нервных связей. Чаще всего это общее торможение, которое развивается при отсутствии подкрепленияння.

Забывание проявляется в двух главных формах 1) невозможность вспомнить или узнать, 2) неправильное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные уровни вос орення и узнавание, которые некоторые исследователи называют»уровнями памяти»Зачастую выделяют следующие три уровняи рівні:

1) память, воспроизводящая;

2) память, узнает;

3) память, облегчает

Например, ученик заучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно — это соответствует первому уровню памяти если он не может воспроизвести заученного, но легко узнает стихотворение в книге аб ибо на слух-другому уровню, если же ученик не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворения, но при повторном заучивания ему необходимо меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, — третьем уровню. При этом характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда несущественных, его частей, возведении новых представлений к привычным стар их представленийень.

Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Так, исследования. Г. Эббингауза показали, что через с час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала подтверждает нням этому может служить исследование американского психолога. М. Джонса. Исследование сводилось к следующему: до начала лекции он предупредил студентов, что в конце они получат листочки с вопросами по изм истую лекции, на которые необходимо ответить письменно. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно. Письменное опрос проводился 5 раз через разные интервалы времени (в дальнейшем сту тов об опросе не предупреждали). Результаты были такими: сразу после лекции студенты правильно воспроизвели 65% главных мыслей лекции, через три — четыре дня после лекции — 45,3%, через неделю — 34,6%, через две недели — 30,6%, через восемь недель — 24,1%. Для сравнения данных были приглашены выдающегося лектора, что позволило получить аналогичные данные: сразу после лекции студенты воссоздали 71% главных его мыслей, а далее шло забывание воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее. Из этого следует вывод: если студенты не будут работать над закреплением учебного мат ериалу в памяти, через два месяца от него останется в лучшем случае 25%, и наибольшая потеря состоится в первые три — четыре дня после восприятия. Эти данные верны в том случае, когда материал после восприятия не подвергался мыслительной обработке и воспринимался. Пассивноемався пасивно.

Для того, чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала. Это правило подтверждается исследованиями. МНШардакова. Он установил, что если не повторять и полученного материала в день восприятия, то через день сохраняется в памяти 74% материала, через три — четыре дня — 66%, через месяц — 58%, через шесть месяцев — 38%. При повторение материала в первый день в памяти остается 88%, через три — четыре дня — 84%, через месяц — 70% и через шесть месяцев — 60%. Если же организовать периодическое повторение материала, то объем хранимой информации будет достаточно высоким в течение значительного периода времениу часу.

Встречаются случаи, когда человек не может вспомнить чего-то в данный момент (например, сразу после восприятия информации), но вспоминает или узнает это через некоторое время. Такое явление получило название ремней нисценция (смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение материала, которого мы не могли сразу полностью воспроизвести, через день — два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явлений часто наблюдается при воспроизведении словесного материала объемного, что обусловлено усталостью нервных клеток. Ре минисценция проявляется чаще у дошкольников и младших школьников. Несколько реже это явление встречается у взрослых. По да-ными. ДИ красили. Митковой, при воспроизведении материала реминисценция встречается у 74% дошкольников, в 43,5% младших школьников и в 35,5% подростков. Это объясняется тем, что дети не всегда сразу как следует осмысливают материал в ходе его восприятия и потому передают его неполно, им необ необходимость определенный промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным если материал осмысливается сразу, то реминисценция не наблюдается. Поэтому в старших школьников реже вин икае это явление. В явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения являются разными сторонами одних и тех же нейродинамических процессених процесів.

время известны факторы, которые влияют на скорость протекания процессов забывания частности забывание происходит быстрее, если материал недостаточно понятен человеку. Поэтому учителю необходимо сначала выяснить и, все учащиеся поняли учебный материал, а затем переходить к его закреплению в памяти. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен для человека, не связанный непосредственно с ее практической деятельностью. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что касается их профессии, их жизненных интересов, а школьники хорошо помнят материал, который их захвачу есть, и быстро забывают то, что их не интересует. Поэтому воспитание у детей познавательных интересов — одно из условий прочности знаний ученикиучнів.

Скорость забывания зависит также от объема материала и степени сложности его усвоения: чем больше объем материала или чем он сложен для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим чин нником, что ускоряет процесс забывания, е негативное влияние деятельности, следующего за заучиванием. Это явление получило название ретроактивного торможения. В исследовании. АО. Смирнова группе школьников давали для заучивания разные прилагательные, а сразу после этого — второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных запомнили дети. В другой группе школьников давали пятиминутную п ерерву между заучиванием первого и второго ряда слов. Оказалось, что школьники, которые учили ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25% меньше прилагательных, чем дети, которые имели небольшой перерыв. Во втором опыте после заучивания прилагательных детям давали ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов снизилось лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла сложная умственная работа-решения сложных их математических задач. Воспроизведение слов снизилось на 16илося на 16%.

Таким образом, ретроактивное торможение проявляется четко в тех случаях, когда деятельность следует без перерыва или последующая деятельность подобна предыдущей, а также если последующая деятельность сложнее предыдущей. Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: сложнее деятельность затормозила легкую. О указанную 1 закономерность следует помнить при ор ганизации учебной деятельности, соблюдая перерывов в занятиях, чередуя предметы так, чтобы между ними были значительные различияті.

Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти, запоминать материал становится труднее, а процессы забывания ускоряются

Главными причинами забывания, которые выходят за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, сильные психические и физические травмы (связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы)). В этих случаях может возникать явление, которое называется ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает период, предшествующий события послужило причиной амнезии. Со временем этот период может уменьшаться, а иногда забытые события могут полностью восстановиться в памятияті.

Забывание наступает быстрее при умственном или физической усталости. Причиной забывания может быть действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на материале. В борьбе с забыванием важную роль играет ають рациональные способы заучиванияня.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *