Индивидуализм
«На вкус и цвет товарища нет» эта поговорка, возникшая ещё во времена существования СССР, крепко засела в умах наших граждан. Суть её доступна и понятна каждому, ведь человек это кувшин — наполненный абсолютно разными знаниями, воспоминаниями, взглядами на жизнь и ценностными ориентирами.
Понятие индивидуализм впервые использовали в философии и переводится оно как — наличие у каждого человека своего социального, политического и морального мировоззрения. Упор здесь ставится на личностную свободу и права человека.
Открытый индивидуализм – это открытый взгляд на несомненное превосходство личности. Также его можно охарактеризовать как философскую точку зрения, согласно которой личность единственная и неповторимая и второй такой же нет. Феноменология этого термина в том, что человек непрерывно развиваясь как личность, находит себя в разных сознательных телах и в разное время. Как уже говорилось ранее, приверженцы твёрдого индивидуализма выступают против подавления личности со стороны политических и общественных институтов. Индивид как бы противопоставляет себя обществу, причём это противостояние предъявляется не определённому социальному строю, а всему обществу в целом.
Индивидуализм и эгоизм
Данная проблема существует уже очень долго и как результат, задевается многими философскими течениями. Индивидуализация бытия приводит личность к обособленному существованию своего я, отдельно от мнения других. Рефлексия как основной инструмент самопознания позволяет нам систематизировать множество индивидуальных ценностей. Р.Штайнер выступал на защиту личности, поскольку считал что, решения могут приниматься лишь обособленно, а уже потом из этого произрастает мнение общественности. В нигилистической философии, к которой относил себя и Ницше, эгоизм рассматривался исключительно с положительной точки зрения. Сейчас нам будет трудно сойтись во мнениях с величайшими мыслителями того времени, так как изменилась сама суть проблемы в общем. Произошло это за счёт смени положительной интерпретации эгоизма, как качества характера помогающего сформироваться как личность на отрицательную.
Действительно индивидуализм может перерасти в свою крайность — эгоизм, эгоцентризм, точно также как и активная позиция личности в государстве может перерасти в авторитарное поведение, но это никоем образом не выступает показателем способствующим отожествлению таких понятий.
Принцип индивидуализма впервые был сформирован в 19 веке представителем французской интеллигенции, учёным и политиком Апексисом де Токвипем. Он же впервые ввел такое определение индивидуализма как – естественная реакция личности на политический деспотизм и авторитаризм в управлении государством.
Представления и идеи:
- все ценности ориентированы на формирование личности;
- в правовом и ценностном отношении все люди равны как в своих правах, так и в обязанностях перед обществом;
- каждый человек обладает свободой выбора;
- естественные установки человечества дают основание полагать, что все люди добропорядочны;
- окружение индивида является средством его развития, а не наоборот.
Права обязанности и ценности индивида первичны по отношению ко всему обществу, причём личность выступает непосредственным их носителем. В общем, данный принцип ориентирован на защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самодостаточность как члена общества и его способность противостоять различным внешним влияниям. В заключение можно сказать, что любое общество — это совокупности индивидов, принимающих на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки окружающих людей.
womanadvice.ru
Индивидуализм
Наконец, последняя и самая главная характеристика неоклассической теории — индивидуализм. Центром социальной жизни является индивид, и индивид выбирает.Маржинализм готов отказаться от незыблемости почти всех своих предпосылок: свободы конкуренции, полноты информации, абсолютной рациональности и защищенности прав собственности. Готов признать рыночные барьеры и трансакционные издержки. Но принцип методологического индивидуализма – все действия и влияния в экономике представляют собой прерогативу индивидуального выбора – это святая святых.
Между тем человек, как это ни обидно звучит, представляет собой стадное животное.
Универсальность коллективной жизни людей вызвана биологической необходимостью: человеческий ребенок рождается настолько неразвитым и беспомощным, что, оставаясь один, он просто не мог бы выжить.
Люди всегда живут в группах. И подавляющее большинство их поступков связано с прошлым, настоящим или будущим поведением их товарищей. Кроме того, люди представляют собой объекты социального контроля. Участвуя в коллективных действиях, каждый человек вынужден приспосабливаться к требованиям окружающих.
С нашего рождения, а может быть и ранее, мы попадаем под влияние окружающей среды, которая втискивает нас в определенную колею наших умений и желаний (В. Зомбарт «Буржуа»).
Индивид рождается погруженным в социальную реальность. Реальность принадлежности к
определенным общностям– семье, социальной группе, обществу;
определенной культуре– стереотипам мышления, интерпретациям, ценностям, нормам;
определенным навыкам– знаниям, технологиям, рутинам.
Постепенная адаптация индивида к этим реальностям и делает его человеком.
Поэтому для исследования социальной (в том числе экономической) жизни представляется более обоснованным сочетать методологический индивидуализм с методологическим социализмом, 1согласно которому поведение людей обусловливается не только их свободной волей, но и сложившимся опытом общественного взаимодействия.
С точки зрения методологического индивидуализма, координация деятельности осуществляется с помощью установления общих правил поведения (общественного договора) и текущих договоренностей между взаимодействующими индивидами. Методологический социализм полагает, что координация деятельности представляет собой результат не только формальных норм и текущих договоренностей, но и предшествующего общественного развития, сложившихся неявных соглашений, которые дают возможность общей интерпретации происходящего.
То есть, мы с вами живем в мире, где до нас уже сложились:
образцы поведения в той или иной ситуации;
представления о том, что хорошо и плохо;
представления о том, к чему мы должны стремиться;
способы интерпретации окружающей среды и конкретных действий.
Что изучает институциональная теория
Человеческое общество есть определенным образом упорядоченная совместная деятельность людей.
В совместной деятельности люди либо объединяют свои усилия для достижения общей цели, либо координируют свои действия, добиваясь полезных для себя результатов. Примером совместной деятельности первого рода является домашнее хозяйство. Примером совместной деятельности второго рода – рыночная сделка.
Совместная деятельность может быть упорядочена технологически, то есть, нормирована и урегулирована в соответствии с требованиями технологических процессов достижения заданного результата. С этой точки зрения совместная деятельность выступает как комбинация трудовых функций, а отдельный человек – как ресурс. Данный ракурс изучения совместной деятельности – это предмет изучения естественнонаучных дисциплин.
Но совместная деятельность упорядочена не только технологически, но и социально. Социальная упорядоченность, отрегулированность совместной деятельности достигается посредством существования социальных норм поведения.
Социальные нормы можно разделить на три группы: формальные, конвенциальные и этические.
Формальные нормыустанавливаются принудительно, а их соблюдение осуществляется с помощью механизмов административного или уголовного принуждения.
Примерами таких норм являются законодательные нормы или нормы, установленные на предприятии внутренними приказами и распоряжениями.
Этические или моральные нормы выступают как внутренние убеждения человека. Хотя нет сомнения в том, что эти нормы привиты человеку его общественным воспитанием, принуждение к исполнению этих норм осуществляется на основе внутреннего побуждения, невозможности поступить иначе, не потеряв самоидентичности.
Примерами таких норм являются религиозные заповеди для истинно верующих людей. Наши внутренние убеждения, происхождение которых мы сами не до конца осознаем.
Конвенциальная норма
Примерами конвенциальных норм являются правила приличия, правила этикета, правила сословной чести, культурные традиции, сложившиеся в обществе ритуалы поведения.
Принуждение к исполнению конвенциальных норм обеспечивается желанием индивида быть своим в определенном сообществе (группе) людей, поскольку санкцией за отклоняющееся поведение является исключение из социума или отторжение от коллектива.
Отказ дворянина от дуэли. Человек-бука. Белая ворона.
Конвенциальная норма часто мимикрирует под этическую, поскольку выступает в форме морально одобренного поведения. Но это норма является внешней, поскольку ориентируется не на нравственный долг, а на ожидания других.
Со временем некоторые конвенциальные нормы переходят в разряд формальных.
Юристы даже выделяют такой источник права как обычаи.
Обычное право – это нормы, которые сложились силой бытовых отношений, независимо от верховной власти, и приобрели в сознании общества обязательное значение.
По исторической последовательности обычное право предшествует закону. И первые законы в большинстве случаев представляют собой фиксацию в законодательном акте уже сложившихся норм. Но впоследствии положение изменяется. По мере усиления государственной власти и развития законодательной деятельности закон получает преимущество перед обычным правом. Большинство гражданских кодексов европейских стран признает обычаи, но только в одном случае – если закон не регулирует возникшую коллизию. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.
Если мы обратимся к русской истории, то увидим, что памятники истории русского права первоначального периода: Русская Правда, Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота – основаны, главным образом, на обычаях. В московском государстве законы (грамоты, указы, уложения) становятся рядом с обычаем, но занимают еще равное положение. Старина продолжает пользоваться большим уважением, чем воля государей. Последние не решаются еще самостоятельно творить право, а лишь закрепляют обычаи.
В императорский период закон вытесняет обычное право. Уже не повторяет его, а идет наперекор. Носит реформаторский характер. Но, как показывает практика, законы, противоречащие обычаям, если и исполняются, то в достаточно специфической, не предусмотренной законодателем форме. Институциональные барьеры.
Институционализм изучает воздействие социальных норм на экономические отношения, совместную хозяйственную деятельность людей. И наоборот: воздействие экономических отношений на социальные нормы.
Основные различия между неоклассической и институциональной научной школой приведены в таблице 1.
studfiles.net
Теория твердого индивидуализма / Блог им. Controsvierenhell / Библиотека книг
Теория твердого индивидуализмаПредыдущий Оглавление Следующий v БУРЖУАЗНЫЕ ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОСНОВНЫЕ 00710 Бесконечномерные группы Ли и алгебры Ли в частности группы и алгебры КацаМудиГлава первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА Глава втораяШпаргалки для студентов абитуриентов школьников по истории и другим предметам всего Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные которые СорокоЦюпа О Смирнов В Посконин В Мир в первой половине xx века 19181945 скачать бесплатно Подготовительные курсы по математике физике литературе поступление в МГУпроекты навигатор программы ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИБиблиотека Психология и религия Психология сектантства Психологические особенности
Зеркало: Получить
Мухаев Рашид Тазитдинович Политология 2007 495 с
Р Т Мухаев политология Третье издание переработанное и дополненное Рекомендовано
Философия Энциклопедический словарь
Философия Энциклопедический словарь Под ред АА Ивина М Гардарики 2004 1072 с
Великая депрессия в США Реферат Читать текст оnline
Читать реферат online по теме Великая депрессия в США Раздел История 35 Загружено 15122010
Актуальные философские проблемы человека
Постановка проблемы человека в философии изучение концепций антропогенеза и социогенеза
Вейнингер Отто Пол и характер Весь текст ModernLibRu
Вейнингер Отто Пол и характер Весь текст ModernLibRu
Рабочая программа история 10 класс по теме Рабочие
Рабочая программа история 10 класс по теме Рабочие программы по истории 10 11 классы
Философский словарь 1963 bseuaioru
СПИСОК АВТОРОВ СЛОВАРЯ Айзенштейн В А Альтман В В Арзаканян Ц Г Анцыферова Л И Арман
Реферат Проблема человека в философии
Реферат Проблема человека в философии Содержание Введение 1 Проблема антропогенеза 2
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 19181945 ГГ
А Е ГЛУШКОВ Учебнометодический комплекс специальность история Содержание Курс
Грамши Антонио Тюремные Тетради избранное Весь текст
Грамши Антонио. Тюремные Тетради (избранное) (Весь текст) — ModernLib.Ru
iaelita.ru