Вопросы и ответы

Связь воображения с действительностью – Воображение, Понятие о воображении, Деятельность воображения тесно связан с мышлением, Связь воображения с объективной действительностью

Воображение, Понятие о воображении, Деятельность воображения тесно связан с мышлением, Связь воображения с объективной действительностью

Ключевые понятия темы:

воображение, произвольное воображение, непроизвольное воображение, опережающее отражение, репродуктивная воображение, творческое воображение, мечта, диссоциация, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация

Понятие о воображение

Отражая действительность, человек не только воспринимает, что на нее влияет определенный момент, но и представляет то, что на нее влияло ранее. Жизнь требует от человека создания образов и таких предметов, которых она еще н не воспринимала, представление событий, свидетелем которых она не была, предвидение последствий своих действий и поступков, программирования своей деятельности тощо.

Воображение — это специфически человеческий психический процесс, возник и сформировался во время работы. Любой акт деятельности обязательно включает воображение не представив результат труда, нельзя приступить к работе. Именно в этом и заключается важная функция воображения как специфически человеческой формы опережающего отражения действительностисті.

Прежде чем что-то делать, человек представляет конечный результат своей деятельности и те пути, которыми он будет достигнуто. Еще до того как изготовить определенную вещь, она мысленно создает ее образ в своем воображении

В жизни человек создает образы таких предметов, которых в природе не было, нет и быть не может. Такими произведениями человеческого воображения есть фантастические сказочные образы русалки, ковра-самолете,. Змея-Горыныча, в которых х неестественно сочетании признаки различных предметов. Однако какими бы удивительными не казались продукты человеческого воображения, во всех случаях основанием для их появления является предыдущий опыт человека, те впечатления, что сохраняется ются в ее сознанииті.

Воображение — это процесс создания человеком на основе опыта образов предметов, которых она никогда не воспринимала

К созданию новых образов человека побуждают разнообразные потребности, постоянно порождает деятельность, которые появляются с развитием знаний, усложнением общественных условий жизни, востребованности прогнозировать май йбутн.

Создание образов воображения всегда связано с определенным отклонением от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая ей способность предвидеть и творить и новый мир как среду своего обитанияя.

Деятельность воображения тесно связан с мышлением

Ориентируя человека во время деятельности, воображение создает психическую модель конечного и промежуточных результатов труда и таким образом способствует воплощению идеального образа в материальный или идеальный произведение

Выбор способа действий, комбинирования элементов в образах воображения осуществляются путем логических рассуждений, выполнения различных мыслительных операций, благодаря чему сохраняется связь между продуктами человеческой фантазии й и действительностью, их действенный характер. Специфичность опережающего отражения реальности в процессе деятельности воображения проявляется в конкретно-образной форме как яркое представлениея.

Мышление эту функцию осуществляет путем оперирования понятиями, вследствие чего в образах воображения обеспечивается опосредованное и обобщенное отражение действительности, что и делает их реалистичными, жизненными

Ценность образов воображения заключается в том, что воображение помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предвидеть результат своих действий в условиях, когда имеющихся знаний оказывается я недостаточно для непосредственной реализации потребности познания.

Благодаря воображению становятся возможными результативная поведение и деятельность личности в условиях получения неполной или неопределенной информации

Связь воображения с объективной действительностью

В воображении человека всегда есть определенный отход за пределы непосредственно данного, определенное»отхождения»от действительности. Однако как бы далеко не достигало это»отхождение», в нем всегда сохраняется связь с реальностью. Нем имеет фантазии, основой которой не было бы реальности. Связь с действительностью можно легко понять, проанализировав различные произведения представленийзноманітні витвори уяви.

Представляя, например, своего будущего героя, писатель наделяет его чертами людей, которых он воспринимал прежде, синтезируя эти черты в новый образ. Такое же использование предыдущих впечатлений случается и т тогда, когда человек представляет себе описаны другими людьми пейзажи или события, свидетелем которых она не була.

По выражению. И. М. Сеченова,»произведения воображения — это невиданные в мире сочетание виденных впечатлений»Так, и. Котляревский в своей «Энеиде» описание ада подает через предметы и явления, взятые из действительности (кипящая смол а, огонь, толпы людей). Невиданным здесь только сполучування этих элементеполучування цих елементів.

Без нужного чувственного опыта, зафиксированного памятью, создание новых образов невозможно

Чем разнообразнее восприятия человека, чем богаче жизненный опыт, тем ярче, полнее и точнее бывают созданные ею представления о предметах, которые она непосредственно не воспринимает

Важным в связи воображения с действительностью является то, что произведения воображения — это не произвольная комбинация отдельных элементов, взятых из опыта. Создавая из этих элементов образы новых объектов, человек учитывает известные закон номирни связи между предметами. Так, прогнозируя развитие событий на основании анализа социальной ситуации, политик учитывает логику и связь факторов, взаимодействующих между собой, объективные тенденции, которые они выявляютть.

Создаваемые писателем персонажи действуют так, как они действовали и в жизни при тех обстоятельствах, в которые их поставил автор

Фантазия, лишена черт реальной действительности, становится бессильной, продукты такой фантазии превращаются в пустые мечты, прожектерство и могут нанести вред

Перевоплощение образов воображения в действительность зависит от реальных потребностей, возможностей и социального запроса общества, что требует их наличие необходимых условий ускоряет воплощение образов воображения в жизни. Примером м этого может быть потребность в постоянном совершенствовании средств обмена информацией между странами, континентами, что обусловило появление. Интернета — мировой компьютерной сетижі.

Важную роль для реализации образов воображения играет то, правдиво или искажено отражается действительность в сознании человека, в его убеждениях, волевых качествах. Воображение тесно связано с практической деятельные истю людей, с их трудом. Соотнося произведения своей фантазии с действительностью, личность имеет возможность убедиться в их реалистичности, при необходимости усовершенствовать, сделать более четкими, обогатить новы мы чертамми.

Практика всегда является критерием правильности и общественной значимости продуктов человеческого воображения

Итак, воображение — это своеобразная форма отражения человеком действительности, в которой проявляется активный опережающий характер познания ней предметного мира

uchebnikirus.com

Связь воображения с практической деятельностью — МегаЛекции

ВООБРАЖЕНИЕ

 

Общее понятие о воображении

 

Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Оно способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием которых является возможное и/или необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении и реконструкции образов того, что уже было. Этот процесс был назван Л.Н. Толстым как «воображение о прошедшем». Если обратиться к истории человечества, то можно обнаружить в каждой эпохе предпочтительный тип воображения. Например, фантастические чудовища, мифологические существа – все это порождение фантазии людей той эпохи, когда человек иначе не мог объяснить законы существования мира.

Тесно связанное с потребностями и интересами личности, воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты и других идеальных представлений с их конкретной интеллектуальной и нравственной направленностью.

Воображение – психический познавательный процесс создания образов объектов, ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. Воображение – одна из специфических особенностей именно человека. Только он способен действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко совершенно отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент.

Наряду с термином «воображение» в нашей речи широко употребляется термин «фантазия». В обиходном понимании они чаще всего не тождественны. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют данное понятие только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно же в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными.



Для воображения свойственен трехфазовый характер: образы воображения возникают на основе восприятия, представлений памяти, знаний и предшествующего жизненного опыта; затем в процессе преобразования образов осуществляется «отлет» от исходного материала; в последней фазе создание новых образов приводит к углублению познания действительности и прогнозированию последующих действий.

 

Функции воображения

Воображение в той или иной форме «пронизывает» всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом или безмятежно спим. Ученые утверждают, что именно воображению мы обязаны всем, что составляет научно-технический прогресс. Поэтому так многочисленны функции воображения.

Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности.

Функция предвосхищения (антиципирующая) заключается в том, что образы воображения являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Благодаря образам воображения, облегчается процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – мысленное построение фразы.

Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью, они влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе, могут как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

 

Связь воображения с реальностью

Между образами воображения и отражаемыми в них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку воображение не является копией настоящего. Оно представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта; 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность; 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.

 

Связь воображения с практической деятельностью

Воображение связано с практической деятельность человека двояко: с одной стороны, практическое отношение человека к миру является поставщиком того «строительного материала», который кладется в основу воображения; с другой стороны, источник фантазии коренится в тех потребностях и желаниях, которые предшествуют их реальному удовлетворению. Взаимодействие субъекта с объективной действительностью обусловливает возникновение воображения в процессе поиска нового, ему неизвестного.

Теоретические концепции воображения

Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку ответить на вопрос о причине возникновения нового, о создании образов воображения. Одни концепции строились на данных интуиции ученых, другие – на экспериментальных результатах. Например, выдвигалась гипотеза узнавания творческих идей, которая предполагала, что художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение. Наконец, в проблематике воображения выработались два основных теоретических подхода: крайне идеалистический взгляд, по которому воображение представляет собой изначально спонтанную творческую силу, и крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести всечерты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.

Особое место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начал свое развитие именно с изучения одной из форм фантазии – со сновидений. З. Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и несут глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии – в ненормальных желаниях, бредовых идеях психопата, мечтах и пр. Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие «архетип», которое он трактует как основу коллективного бессознательного, определяющего жизненную и творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обусловливаются ими. Юнг утверждал, что новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считая, что для нее не характерно создание нового.

 

Воображение в структуре психических процессов

Воображение тесно связано со всеми остальными познавательными процессами. Так, основываясь на образах восприятия, воображение одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью воображения в свою очередь зависит от четкости поставленной познавательной задачи.

Между образами памяти и воображения также имеются разнообразные внутренние взаимосвязи и сложные соотношения. Образы памяти – одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем более активно человек может оперировать ее образами, тем больше все это представляет благоприятную психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в свою очередь повышают эмоциональность человека.

Внимание является условием регулирования деятельности воображения и повышения его познавательного уровня.

Воображение находится в неразрывном единстве с мышлением. Их взаимосвязь проявляется в том, что в самом безудержном фантазировании неизбежно будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в самом строгом рассуждении неизбежны элементы фантазии. Некоторые психологи считают, что если мышление «лишить» воображения, то оно будет творчески бесплодным.

Достаточно часто определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину, надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, что началом создания гипотезы, как и всего научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, – начало мыслительной деятельности. Однако связь между воображением и мышлением имеет свои особенности. В них действительно много сходного, но было бы ошибочным отождествлять эти психические процессы. Первое различие касается решаемых ими задач. Основная задача воображения – преобразование прошлых впечатлений в новые. Задача мышления – познание истины. Мышление для решения своих задач использует мыслительные операции. Воображение имеет собственный набор «техник» создания образов воображения, таких как гиперболизация, схематизация и др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления (особенно словесно-логического) безграничны.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Связь воображения с реальностью.

Между образами воображения и отражаемыми в них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку воображение не является копией настоящего. Воображение представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее, степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.

Теоретические концепции воображения

Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку ответить на вопрос о причине возникновения нового, о создании образов воображения.

Гипотеза узнавания творческих идей строилась на том, что художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение.

Некоторые концепции строились на данных интуиции ученых, другие – на экспериментальных результатах. Наконец в проблематике воображения выработались два основных теоретических подхода:

Крайний идеалистический взгляд. Воображение представляет собой изначально спонтанную творческую силу.

Крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести все черты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.

Особе место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начался именно с изучения одной из форм фантазии – со сновидений. Зигмунд Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии – в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, в мечтах и пр.

Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие «архетипа», которое он трактует как основу коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.

Серьезную попытку введения проблематики фантазии в более обширный психологический контекст внесла гештальтпсихология. Она выдвинула идею целостности саморегулирующейся системы, что привело ее авторов к вопросу о возможности появления ошибочных решений, вариантов, которые не связаны с полученными знаниями и уже выработанными навыками. Эта идея связывались ими с воображением и его особенностями.

students-library.com

Глава II Воображение и действительность. Мышление и речь (сборник)

Глава II Воображение и действительность

Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили, что житейский взгляд, разделяющий фантазию и реальность непроходимой чертой, неправилен. Сейчас мы постараемся показать все четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью. Выяснение этого поможет нам понять воображение не как праздную забаву ума, не как деятельность, висящую в воздухе, а в ее жизненно необходимой функции.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. Только религиозные и мистические представления о человеческой природе могли приписывать происхождение продуктов фантазии не нашему прежнему опыту, а какой-то посторонней, сверхъестественной силе.

Согласно этим воззрениям, боги или духи внушают людям сны, поэтам замыслы их произведений, законодателям – десять заповедей. Научный анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических построений, например сказок, мифов, легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись только искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, т. е. не отвечающего действительности, построения. Возьмем для примера образ сказочного мира, как его рисует Пушкин:

«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит; там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».

Можно слово за словом проследить весь этот отрывок и показать, что только сочетание элементов фантастично в этом рассказе, а сами элементы почерпнуты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни – все это существует в действительности, и только образ ученого кота, ходящего по золотой цепи и говорящего сказки, только комбинация этих элементов является сказочкой. Что до чисто сказочных образов, которые фигурируют дальше, как леший, русалка, избушка на курьих ножках, – они представляют собой тоже только сложную комбинацию некоторых элементов, подсказанных реальностью. В образе русалки, например, встречается представление о женщине с представлением о птице, сидящей на ветвях; в волшебной избушке представление о курьих ножках – с представлением избы и т. д.

Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Правда, как это можно видеть из приведенного отрывка, воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший) и т. д. и т. д. Но последними элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, этими последними элементами всегда будут впечатления действительности.

Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.

Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение.

После момента накопления опыта «начинается, – говорит Рибо, – период назревания или высиживания (инкубация). У Ньютона он продолжался 17 лет, и в момент, когда он окончательно установил свое открытие в вычислениях, он был охвачен таким сильным чувством, что должен был доверить другому заботу об окончании этого вычисления. Математик Гамильтон говорит нам, что его метод кватернионов, совершенно готовый, вдруг представился ему, когда он был у Дублинского моста: “В этот момент я получил результат 15-летних трудов”. Дарвин собирает материалы во время своих путешествий, долго наблюдает растения и животных, а потом чтение случайно попавшейся книги Мальтуса поражает его и определяет окончательно его учение. Подобные же примеры обильно встречаются в случаях созданий литературных и художественных».

Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Уже из этой первой формы связи фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается в конечном счете на том же сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Когда я на основании изучения и рассказов историков или путешественников составляю себе картину Великой французской революции или африканской пустыни, то в обоих случаях картина является результатом творческой деятельности воображения. Она не воспроизводит того, что было мною воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.

В этом смысле она всецело подчиняется тому первому закону, который описан нами выше. И эти продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности, и нужен большой запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить эти образы. Не будь у меня представления о безводности, песчаности, огромных пространствах, животных, населяющих пустыню, я не мог бы, конечно, создать и самое представление об этой пустыне. Не будь у меня множества исторических представлений, я точно так же не мог бы создать в воображении и картину французской революции.

Зависимость воображения от прежнего опыта обнаруживается здесь с исключительной ясностью. Но вместе с тем в этих построениях фантазии есть и нечто новое, что отличает их очень существенно от разобранного нами выше сказочного отрывка Пушкина. И картина лукоморья с ученым котом, и картина африканской пустыни, которой я не видел, суть одинаково построения воображения, созданные комбинирующей фантазией из элементов действительности. Но продукт воображения, самая комбинация этих элементов, в одном случае является нереальной (сказка), в другом случае самая связь этих элементов, самый продукт фантазии, а не только его элементы, соответствуют какому-то явлению действительности. Вот эта связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением и представляет эту вторую или высшую форму связи фантазии с реальностью.

Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Если бы никто никогда не видел и не описал африканской пустыни и французской революции, то и правильное представление о ней для нас было бы совершенно невозможным. Только потому, что мое воображение работает в этих случаях не свободно, но направляется чужим опытом, действует как бы по чужой указке, только благодаря этому может получиться тот результат, который получается в настоящем случае, т. е. то, что продукт воображения совпадает с действительностью.

В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. Когда мы читаем газету и узнаем о тысяче событий, свидетелями которых мы непосредственно не были, когда ребенок изучает географию или историю, когда мы просто из письма узнаем о том, что происходит с другим человеком, – во всех этих случаях наше воображение обслуживает наш опыт.

Получатся двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.

Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств. Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Когда пословица говорит, что пуганая ворона куста боится, она имеет в виду именно это влияние нашего чувства, окрашивающее восприятие внешних предметов. Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость – белым, спокойствие – голубым, восстание – красным. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне – логикой самих этих образов.

Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

«Представления, – говорит Рибо, – сопровождающиеся одним и тем же аффективным состоянием реакции, впоследствии ассоциируются между собой, аффективное сходство соединяет и сцепляет между собой несходные представления. Это отличается от ассоциации по смежности, представляющей повторение опыта, и от ассоциации по сходству в интеллектуальном смысле. Образы сочетаются взаимно не потому, что они были даны вместе раньше, не потому, что мы воспринимаем между ними отношения сходства, но потому, что они имеют общий аффективный тон. Радость, печаль, любовь, ненависть, удивление, скука, гордость, усталость и пр. могут сделаться центрами притяжения, группирующего представления или события, не имеющие рациональных отношений между собою, но отмеченные одним и тем же эмоциональным знаком или меткой: например радостные, грустные, эротические и пр. Эта форма ассоциации очень часто представляется в сновидениях или в мечтах, т. е. в таком состоянии духа, при котором воображение пользуется полной свободой и работает наудачу, как попало. Легко понять, что это явное или скрытое влияние эмоционального фактора должно способствовать возникновению группировок совершенно неожиданных и представляет почти безграничное поприще для новых сочетаний, так как число образов, имеющих одинаковый аффективный отпечаток, весьма велико».

В качестве простейшего примера такого сочетания образов, имеющих общий эмоциональный знак, можно привести обычные случаи сближения каких-либо двух различных впечатлений, не имеющих между собою решительно ничего общего, кроме того, что они вызывают в нас сходные настроения. Когда мы называем голубой тон холодным, а красный – теплым, то мы сближаем впечатление голубого и холодного только на том основании, что они вызывают в нас сходные настроения. Легко понять, что фантазия, руководимая таким эмоциональным фактором, – внутренней логикой чувства, будет представлять собою наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.

Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо следующим образом.

«Все формы творческого воображения, – говорит он, – заключают в себе аффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством. Представим себе простейший случай иллюзии. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями. Нечто подобное происходит и со всяким решительно фантастическим построением, и именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов.

Страсти и судьбы вымышленных героев, их радость и горе тревожат, волнуют и заражают нас, несмотря на то что мы знаем, что перед нами не реальные события, а вымысел фантазии. Это происходит только потому, что эмоции, которыми заражают нас со страниц книги или со сцены театра художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.

Остается еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма одной стороной тесно связана с только что описанной, но другой – существенно отличается от нее. Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.

Такие продукты воображения прошли очень длинную историю, которую, может быть, следует наметить самым кратким схематическим образом. Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Было бы неправильным полагать, что только в области техники, в области практического воздействия на природу, воображение способно описать такой полный круг. Также в области эмоционального воображения, т. е. воображения субъективного, возможен такой полный круг, и его очень нетрудно проследить.

Дело в том, что именно тогда, когда мы имеем перед собой полный круг, описанный воображением, оба фактора – интеллектуальный и эмоциональный – оказываются в равной мере необходимыми для акта творчества. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека. «Всякая господствующая мысль, – говорит Рибо, – поддерживается какой-нибудь потребностью, стремлением или желанием, т. е. аффективным элементом, потому что было бы сущим вздором верить в постоянство какой-нибудь идеи, которая по предположению находилась бы в чисто интеллектуальном состоянии, во всей его сухости и холодности. Всякое господствующее чувство (или эмоция) должно сосредоточиться в идею или в образ, который бы дал ему плоть, систему, без чего оно остается в расплывчатом состоянии. Таким образом, мы видим, что эти два термина – господствующая мысль и господствующая эмоция – почти равноценны друг другу потому, что и тот и другой заключают в себе два неотделимые элемента и указывают лишь на преобладание того или другого».

Убедиться в этом легче всего опять на примере художественного воображения. В самом деле, для чего нужно художественное произведение? Не влияет ли оно на наш внутренний мир, на наши мысли и чувства так точно, как технические орудия на мир внешний, мир природы? Мы приведем простейший пример, из которого нам легко уяснить в самой элементарной форме действие художественной фантазии. Пример взят из повести Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести описывается встреча Пугачева с героем этой повести Гриневым, от имени которого ведется рассказ. Гринев, офицер, попавший в плен к Пугачеву, уговаривает Пугачева прибегнуть к милосердию государыни, отстать от своих товарищей. Он не может понять того, что движет Пугачевым.

«Пугачев горько усмехнулся:

– Нет, – отвечал он, – поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой.

– А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

– Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: “Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?” – “Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться так же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь. Спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!” – Какова калмыцкая сказка?»

Сказка, рассказанная Пугачевым, представляет собою продукт воображения и, казалось бы, воображения, совершенно лишенного связи с реальностью. Разговаривающие ворон и орел могли представиться только в вымысле старой калмычки. Однако легко заметить, что в каком-то другом смысле это фантастическое построение исходит непосредственно из действительности и воздействует на эту действительность. Но только действительность эта не внешняя, а внутренняя – мир мыслей, понятий и чувств самого человека. Про такие произведения говорят, что они сильны не внешней, но внутренней правдой. Легко заметить, что в образах ворона и орла Пушкин представил два различных типа мысли и жизни, два различных отношения к миру, и то, что нельзя было уяснить себе из холодного, сухого разговора – различие между точкой зрения обывателя и точкой зрения бунтаря – это различие с совершенной ясностью и с огромной силой чувства запечатлелось в сознании разговаривающего через сказку.

Сказка помогла уяснить сложное житейское отношение; ее образы как бы осветили жизненную проблему, и чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделала сказка своим образным и эмоциональным языком. Вот почему прав Пушкин, когда говорит, что стих может ударить по сердцам с неведомой силой, вот почему в другом стихотворении он же говорит о реальности эмоционального переживания, вызванного вымыслом: «Над вымыслом слезами обольюсь». Стоит припомнить, какое действие на общественное сознание оказывает какое-нибудь художественное произведение, для того чтобы убедиться в том, что здесь воображение описывает такой же полный круг, как и тогда, когда оно воплощается в материальное орудие. Гоголь сочинил «Ревизора», актеры разыграли его на театре, и автор и актеры создали произведения фантазии, а самая пьеса, разыгранная на сцене, обнажила с такой ясностью весь ужас тогдашней России, с такой силой осмеяла те устои, на которых держалась жизнь и которые казались незыблемыми, что все почувствовали, и сам царь, присутствовавший на первом представлении, больше всех, что в пьесе заложена величайшая угроза для того строя, который она изображала.

«Всем досталось сегодня, а мне больше всех», – сказал Николай на первом представлении.

Такое воздействие на общественное сознание людей могут производить художественные произведения только потому, что они обладают своей внутренней логикой. Автор всякого художественного произведения, как и Пугачев, комбинирует образы фантазии не зря, не без толку, не нагромождая их по произволу одно на другое, по воле случая, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, они следуют внутренней логике развиваемых образов, а эта внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и между миром внешним. В сказке о вороне и орле образы расположены и скомбинированы по законам логики тогдашних двух сил, которые встретились в лице Гринева и Пугачева. Очень любопытный пример такого полного круга, который описывает художественное произведение, дает в своих признаниях Л. Толстой. Он рассказывает о том, как возник у него образ Наташи в романе «Война и мир».

«Я взял Таню, – говорит он, – перетолок с Соней, и вышла Наташа».

Таня и Соня – это его свояченица и жена, две реальные женщины, из комбинации которых и произошел художественный образ. Эти взятые из реальности элементы комбинируются далее не по свободной прихоти художника, а по внутренней логике художественного образа. Толстой услышал однажды мнение одной из читательниц о том, что он поступил жестоко с Анной Карениной, героиней его романа, заставив ее броситься под колеса проходившего поезда. Толстой сказал:

«Это мне напоминает случай, бывший с Пушкиным. Однажды он сказал кому-то из своих приятелей:

– Представь, какую штуку удумала со мной Татьяна, она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее.

То же самое могу сказать и я про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, которых я не желал бы. Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Подобного рода признания находим мы у целого ряда художников, которые отмечают ту же самую внутреннюю логику, управляющую построением художественного образа. В прекрасном примере выразил эту логику фантазии Вундт, когда говорил, что мысль о браке может внушить мысль о погребении (соединение и разлучение жениха и невесты), но не мысль о зубной боли.

Так и в художественном произведении встречам мы часто соединенными отдаленные и внешне не связанные черты, но, однако, не посторонние друг другу, как мысль о зубной боли и мысль о браке, а соединенные внутренней логикой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Вопрос 13. Воображение, его функции, виды. Связь воображения с другими познавательными процессами. Воображение и творчество.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Виды воображения: Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: Образное представление действительности; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана действий. Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела (индийская йога).

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность. «Ум человеческий, — подчеркивал В. Гюго, — имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение — все в этом». Даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла. Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!). Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны. В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуации: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность механизмов решения задач, нечеткость ограничений) выдвигает на первый план процесс воображения. Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления.

studfiles.net

46 Воображение

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Виды воображения

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По содержанию труда – художественное, техническое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

Виды воображения:

— активное — когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение — явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

— пассивное — когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

— представление действительности в образах;

— регулирование эмоциональных состояний;

-произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

— формирование внутреннего плана действий;

— планирование и программирование деятельности;

— управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

— подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

— воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

— воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

— в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

— в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии — представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

— она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

— она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Развитие воображения

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех — пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

 активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

— развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

-использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

— агглютинация (от лат. agglutinatio — приклеивание) — комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

— акцентирование, заострение — подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

— гиперболизация — смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

— схематизация — выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

— типизация — выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

-активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

studfiles.net

Воображение, Понятие воображения — Общая психология Библиотека русских учебников

71 Понятие воображения

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением того, что было непосредственно воспринято. Перед человеком в образах может предстать и то, чего она непосредственно не воспринимала, то, чего вообще не было в, и более того, чего именно в такой конкретной форме в действительности и быть не может. Преобразование является главной характеристикой воображения. Представлять — это прежде превращатьати.

Человек — действующее существо. Она не только воспринимает и познает мир, но и изменяет, преобразует его. Для преобразования мира на практике необходимо уметь превращать его мыслительно. Эту потребность и удовлетворяет уя ява. Воображение связана с нашей способностью изменять, действенно преобразовывать мир и творить что-нибудь новое. Воображение дает человеку возможность выходить за пределы реального мира, перемещать вещи и события в будущее, мы нуле, в иные миры и просторстори.

Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем обработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

Как видно из этого определения, воображение тесно связана с образной памятью, поскольку она опирается на прошлый опыт человека, и с мышлением, поскольку она связана с созданием нового. Это дает основания где еяким психологам не считать воображение самостоятельным психическим процессом, а рассматривать ее как аспект и необходимую сторону любого познавательного процессу.

Но воображение — специфический процесс. Главное отличие собственно воображения от образной памяти связана с другим отношением к действительности. Образы памяти — это воспроизведение прошлого опыта, но функция памяти поля ягае в том, чтобы сохранить результаты прошлого опыта в максимальной неприкосновенности, функция же воображения — превратить их. Сколько бы существенно не перерабатывались в памяти образы действительности, они никогда не перет ворюються в образы реально существующих предметов, с которыми субъект не встречался в своей личной опытіді.

Воображение направлена ??на познание образов желаемого возможного будущего или образов того, что отсутствует в опыте человека, но может быть создано ней по некоторым данным

Отличие воображения от мышления сводится к следующему. Как известно, мышление направлено на познание взаимосвязи явлений и их сущности; продуктом мышления является понятие, их системы и идеи. Продуктом же воображения является ств ванию объективно новых (полностью или частично) образов, выражающих желаемое возможное будущее, или субъективно новых образов, которые позволяют субъекту познать то, что он сам не воспринимаетсяав.

Итак, специфика воображения как познавательного процесса заключается в том, что она служит основой создания новых предметов, которые удовлетворяют те или иные потребности человека. Воображение расширяет возможности познания чувственной н наглядной стороны действительности не только путем непосредственного опыта, через восприятие, но и путем построения образов на основе тех или иных данных (знаков или элементов предметов): создание образа предм ета по чертежу, создание художественного образа с текстом литературного произведения тощо.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта ф функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы частично удовлетворить многочисленные потребности, снять напряженность, порождаемую ими. Данная жизненно важная а функция особенно отмечается и разрабатывается психоанализаом.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека с помощью искусственно созданных образов человек может обращать внимание на необходимые события, с помощью в образов она имеет возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниямии.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их»в уме», манипулируя образами

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, а также их реализация

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на последующую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, волевым дорожно ом человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п.. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемый для саморегуляциії.

Воображение в собственном специфическом смысле может быть только у человека. Предвидя будущее, воображение может создать картину, образ того, чего вообще не было. Иными словами, она может осуществить такое отступление е ид действительности, результатом которого будет фантастическая картина, которая существенно отклоняется от действительности. Но и в этом случае воображение совсем не теряет связи с действительностьюстю.

Воображение тем ценнее, чем в большей степени она, преобразуя действительность, отклоняется от нее, но при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. В своих высших творческих формах воображение. Видеовызов ет отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в неї.

Говоря о связях воображения с действительностью,. Л. С. Выготский сформулировал первый и самый важный закон воображения творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предыдущего в опыта человека, содержание которого отражает действительность и состоит из элементов, взятых из нее. Чем богаче опыт человека, тем больше имеется в воображении материал. Образ — представление лабильный, динамический по с воею природой, т.е. он каждый раз может меняться, превращаться. Но если речь идет об образе — представление как продукт воображения, то он просто»миганием»без определенного направления, а преобразованием, из условий заинтересованным определенной тенденцией. Такая тенденция, которая приводит к трансформации образов в определенном направления, связана с тем, что на этих образах отражается общая с прямованисть личности, ее потребности, интер еси, чувства, идеалы, жизненные цели, ценности и т.п.. Именно этим и порождается преобразующая деятельность воображения есть различные отношения личности к реальности порождают те преобразования, которым более или менее подлежат в психике человека образы, отражающие действительностьійсність.

Именно восприятие действительности часто превращается воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят к искажению, когда»желаемое выдается за действительное», и таким образом якобы то»затушевываются»реальные свойства предмета, а иногда и к более глубокому познанию действительности. Под влиянием чувств воображение может ярче проявлять подлинный образ человекобраз людини.

Еще один интересный аспект, который отражает влияние эмоционального фактора на воображение, оказывается в сформулированном. Л. С. Выготским законе — законе общего эмоционального знака. Его сущность заключается в следующем: впечатлений ния и образы, имеющие общий эмоциональный знак, то есть те, которые имеют нас подобный эмоциональное воздействие, могут объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи между этими образами не существует выходящих дить комбинированный творение воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий эмоциональный знак, который объединяет различные элементы (например, голубой тон — холодный, красный — теплыйлий).

Существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда воображение влияет на чувство. Это так называемый закон эмоциональной реальности. Его сущность сводится к тому, что любой плод фантазии имеет обратное влияние на наш вые чувства. И если это произведение сам по себе не соответствует действительности, то чувство, вызываемое им, действительно, таким, реально переживается, чувством, что захватывает человека (например, страх в темноте, вызванный иллюзией, переживания событий из книг, кинофильмов и т.д.що).

Таким образом, воображение — не абстрактная психическая функция, а закономерно сторона сознательной деятельности личности

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *