Вопросы и ответы

Сравнительный метод в психологии это метод – 2. Методы исследования в психологии, их классификация.

Содержание

33. Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика.

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею мето­ды совершенны, насколько они надежны и валидны.В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

1. Организационные методы:

  • сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

  • лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.

  • комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

3. Методы обработки данных.

  • методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

  • методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

  • Генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.

  • Структурный метод устанавливает “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Эмпирические методы психологии можно разделить на две группы:

субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование. Научное наблюдение характери­зуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Включенное наблюдение ис­пользуется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участ­ником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к

стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходя­щих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к самонаблюдению.

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Данный метод обладает рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний. Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психоло­гическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состоя­ние и свои переживания.

Опрос — метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого иссле­дователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание. Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Тесты.

Данный метод ис­пользуется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также воз­можностью сопоставить результаты исследования. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах это­го типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологическо­го качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Тесты занимают проме­жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос­нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполне­нии данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых.

Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпо­чтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а так­же требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Данные, получаемые в естественном экс­перименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы

моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений:

— беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

— метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

studfiles.net

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа :: BusinessMan.ru

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

businessman.ru

Сравнительный метод — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов[1]; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития[2]; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений[3].

В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.

Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов[3].

Недостатки[править | править код]

Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь[4].

Некоторые примеры использования сравнительного метода[править | править код]

Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:

ru.wikipedia.org

Лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод

Психология Лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод

просмотров — 496

Сравнительный метод

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Лекция 2.

(Классификация методов научно-психологического исследования по Б.Г.Ананьеву.)

Содержание

1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный).

2. Эмпирические методы.

3. Приемы обработки данных.

4. Интерпретационные методы.

Возрастная психология использует всю ту систему методов, которая разработана в современной психологии, в ее различных отраслях, и представляет собой общую совокупность научно-исследовательских средств психологии. Наиболее полную классификацию научно-исследовательских методов современной психологии предложил выдающийся отечественный психолог, академик Б.Г. Ананьев, опираясь на которую, мы и рассмотрим основные методы исследования психического развития и возрастных особенностей психики человека.

1. К первой группе методов относятся организационные методы, основная задача которых — определœение стратегии психологического исследования. Эти методы определяются основными задачами и целями исследования, и в свою очередь они определяют выбор эмпирических (исследовательских) методов, с помощью которых мы получаем факты, в которых отражена изучаемая нами психическая реальность. Οʜᴎ регулируют взаимодействие всœех других методов, вводимых в тот или иной момент исследования. К этой группе методов относятся:

Комплексный метод

Οʜᴎ действуют на протяжении всœего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим — в виде концепций, практическим — в виде определœенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.п.)

К наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методам относитсясравнительный метод, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах. Суть сравнительного метода : сравнение психологических особенностей вычлененных по различным критериям “выборок”, ᴛ.ᴇ. групп испытуемых. В эволюционной биопсихологии, носящей также название сравнительной, где впервые был предложен данный метод, исследование организуется сопоставлением (одновременным и последовательным) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определœенным параметрам. Первоначально сравнительный метод применялся в целях изучения филогенеза поведения и психической деятельности, но затем был специально применен для изучения онтогенетической эволюции, к примеру у приматов. Сравнительный метод как общий в организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействия всœех методик, широко применяется в общей психологии ( как сопоставление различных контингентов испытуемых или “выборок”), в специальной психологии (различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение людей с дефектами: сенсорными, моторными, интеллектуальными, со здоровыми, нормально видящими, слышащими и т.д.).

В возрастной психологии сравнительный метод выступил как специальный метод возрастных, или “поперечных”, срезов. Подавляющая часть исследований в возрастной психологии, хотя и отличается по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям, выполнена подобным способом. Сравнительные возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (к примеру, детства и отрочества), но в отношении всœего комплекса изучаемых явлений (к примеру, восприятия или мышления). Таковы капитальные исследования Ж.Пиаже и Инельдер в области генезиса мышления.

Другую модификацию сравнительно возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. К числу наиболее интересных и поучительных исследований такого рода относится цикл исследований А.А.Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти: сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников, взрослых людей. В этом исследовании взрослые играют роль эталона и комплекса критериев для сравнительной оценки степени формируемости или сформированности мнемического процесса.

Сравнительный метод в возрастной психологии до середины 60-х годов был главным и наиболее распространенным для организации всœего исследовательского цикла. Параллельно с ним в возрастной или генетической психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдинальный метод. (Р.Заззо) Лонгитюдинальный метод более точен в определœении возможностей развития, и его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем: 1) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определœение генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдинальный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно возрастного), как уравнение всœех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом делœе не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Лонгитюдинальный метод сложнее метода “поперечных” срезов, он более индивидуализирован и в связи с этим применим в организации исследования в области возрастной и генетической психологии.

Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определœен программой, рассчитанной на ряд лет; на короткие дистанции применение его неэффективно. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определœенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т.д.) — всœе это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдинального метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Результаты лонгитюдинальных исследований позволяют достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. При этом построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, — дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта͵ специальная тренированность могут влиять на картину развития. Вместе с тем, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода “поперечный” срезов. Именно в связи с этим Р.Заззо рекомендовал сочетать обо метода в генетической психологии.

Комплексный метод направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение концепции целостности изучаемых феноменов. Комплексный метод предполагает использование в исследовании конкретного феномена методов различных научных дисциплин. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделœением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода (к примеру, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателœей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т.д.). Комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оптимальных режимов исследования, оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал, на основании которого делаются выводы о совершенствовании тех или иных областей практики.

2. Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. В свою очередь эта группа методов может быть разделœена на две большие подгруппы, в зависимости от особенностей получаемых фактов. Основные методы— это методы позволяющие получать еще неизвестные науке данные о психической реальности, они позволяют раскрывать общие законы и закономерности, механизмы и особенности психических явлений. Вспомогательные методы— это методы, которые позволяют выявить проявление общих законов, закономерностей и механизмов в индивидуальной психике конкретного человека, определить индивидуальные особенности его психики.

oplib.ru

Вопрос. Методы исследования в психологии, их классификация


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Методы исследования в психологии. Существуют следующие методы наблюдения в психологии.

Наблюдение. Бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение), свободное (без правил), включенное (когда исследователь включен в ситуацию). Внешнее наблюдение менее субъективно в сравнении с самонаблюдением. Свободное используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю. Включенное набюдение может привнести субъективизм со стороны исследователя засчет непосредственного участия в процессе.

Опрос, анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей. Но глядя, как испытуемые отвечают на вопросы анкеты, у исследователя нет возможности уловить интонацию, многозначительную паузу.

Тесты. Проективные методики ( Нарисуй несуществующее животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества.

Проективные тесты в основном используются для изучения особенностей людей. С помощью этой методики психолог вводит испытуемого в ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Кто эти люди? Что они делают? Почему они так расположены? Испытуемый отвечает на вопросы, проецируя на них свои чувства. Так, если девушку бросил парень и на картинке изображен человек на скамейке, она скажет, что этого парня бросила девушка.

Эксперимент. Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.

Основные методы социальной психологии: Наблюдение, Опросы, анкетирование, Эксперимент, Тестирование, Социометрия, Метод анализа документов, Анализ результатов деятельности,Обобщение независимых характеристик. Наблюдениесамый распространенный метод. Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых. Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах. Анализ результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано. Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное(личная раздача вопросов и сбор ответов). Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя. Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.

Математические методы в психологии применяются при обработке сложных тестов, методик с многократными способами вычисления. Можно использовать как вычисления на бумаге, так и с помощью компьютерных программ. Использование последних становится весьма популярным.

Теперь, например, угловое преобразование Фишера не нужно высчитывать вручную, а можно занести все данные в программу и получить готовый результат. Причем он может быть в виде таблиц, графиков, диаграмм, гистаграмм кому как удобнее и целесообразнее. Количественные, порядковые и качественные данные измеряются по-разному.

В возрастной психологии используются все методы, применяемые и в общей психологии. Опросники, проективные тесты, анкеты и прочие методы адаптированы к каждому возрасту. Метод срезов в больших группах изучается определенный процесс или аспект развития. Сравнительный метод все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу. Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени. Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы. Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент. Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии: Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент. Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции. Также могут использоваться и другие методы из классификации Б.Г.Ананьева.

Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.

Но есть еще и методы специальные. Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей целью, помогает выявить эффективность педагогических воздействий на ученика. Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень воспитанности и обученности ребенка.

Вообще, методы педагогической психологии подразделяются на организационные, процедурные, оценочные, методы сбора и обработки данных.

Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.

Коррекция непосредственное воздействие психолога через тренинги, методы психотерапии.

Метод наблюдения в психологии — это организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться как в открытую, так и скрытно: Непосредственное и опосредованное. Внешнее и внутреннее. Включенное и невключенное. Прямое и косвенное. Полевое и лабораторное. Систематическое и несистематическое. Сплошное и выборочное.

При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие пункты: Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения. Выбор вида и способа наблюдения, а также регистрации данных. Определение плана наблюдения. Выбор требуемого метода обработки полученных результатов. Наблюдение. Обработка и интерпретация данных

Наблюдение позволяет фиксировать результаты по нескольким параметрам, не требует особых затрат, позволяет зафиксировать акты поведения.

Особенность биографического метода в психологии заключается в том, что личность изучается в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может стать причиной повышенной тревожности или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент — анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.

*В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора той или иной организации исследования зависит подбор конкретных методик, процедура исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Сравнительный метод организации исследования заключается в получении одного или нескольких срезов текущего состояния (уровня развития качества, отношений и т.п.) и сравнении результатов с аналогичным срезом, который был проведен в другое время, с другими испытуемыми, в других условиях и т.д. Для сравнения могут использоваться идеальные или модельные характеристики, нормативные значения и другие показатели.

Преимуществом сравнительного метода организации исследования является быстрота получения результатов и наглядность интерпретации. К недостаткам следует отнести необходимость учитывать многие факторы для объективности сравнения, низкую точность прогнозирования и необходимость критерия для сравнения. Этот метод эффективно используется в профотборе, когда по результатам тестирования делается вывод о пригодности испытуемого к конкретной работе полученные данные сравниваются с профессионально важными в данной деятельности качествами.

Лонгитюдный метод заключается в наблюдении за объектом исследования в течение определенного времени и систематических срезах за этот период. По результатам исследования анализируется динамика изменения изучаемых особенностей. Преимуществом этого метода является возможность прогноза дальнейшего развития, самодостаточность и высокая надежность результатов, а недостатками длительность исследования и большой объем данных, часто дублирующих друг друга. Лонгитюдный метод используется для изучения продолжительных по времени воздействий, например, педагогических или психотерапевтических.
Комплексный метод объединяет возможности сравнительного и лонгитюдного, когда типичные показатели серии срезов рассматриваются как показатель для сравнения, а результаты начального и конечного среза выступают различными данными для анализа. Данный метод часто используется для оценки эффективности программ обучения, когда изучается и динамика освоения материала, и прочность его усвоения, и объем приобретенных знаний и умений.

 

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Методология и методы исследования в психологии

Поделись с друзьями

Вступление: об актуальности изучения методологии (развитие науки, междисциплинарные связи, новые исследования в больших коллективах – требуют единого понимания методов).

В современном научном знании термином <методология> обозначаются три различных уровня научного подхода. (Волков, Волкова).

1. Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Например, деятельностный подход.

2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания, более узкий.  (Например, социальная психология применяет принцип Д к группе).

3. Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования, = <методика> (то, что лежит у психолога на столе). Конкретные методики, применяемые в исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Юдин предлагает 4 уровня методологии науки:

1. Уровень Философской методологии (при помощи философских принципов и общих методов добывается теоретическое философское знание)

2. Уровень общенаучной методологии (сформировался в 20 веке, теории представлены в развитых формах междисциплинарных исследований)

3. Уровень конкретно-научной методологии (способ познания применим к конкретной области знания – специфичные методы для области знания)

4. Уровень методик и техник исследования (конкретные методики)

Зачем выделяют эти уровни методологического знания?

1. Преодоление ошибок (можно пропустить какие-то ступени). Конкретные методики – анализ по конкретной науке – общенаучные выводы

2. Определение содержательных оснований методологических установок. Должно быть теоретическое ядро исследований: от общефилософского содержания – к к различным смежным аспектам – конкретизация – методы и способы познания.

Этапы организации и проведения научного исследования

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает  осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Выделяют монодисциплинарные – междисциплинарные, однофакторные – комплексные, фундаментальные – прикладные.

Этапы исследования

1. постановка задачи (что известно?)

2. анализ информации (насколько изучена, были ли попытки удачные-неудачные).

3. формулировка гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться.

4. проведение исследований и фиксация результатов.

5. первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются или отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов:

— поисковые – под ними подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом;

— критические – проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

— уточняющие (большинство исследований, проводимых в науке). Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;

— воспроизводящие. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Классификация методов исследования. Организация исследования (Шевандрин – Психодиагностика, Коропулина – Психологичсекий словарь).

Сравнительный метод – широко используется во всех областях психологии. Фактически универсален. В сравнительной психологии — в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии — в выявлении психологических особенностей различных народностей. В возрастной психологии — как метод срезов, которому противопоставляется лонгитюдный метод. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом, но разными путями.

Хотя сравнительный метод иногда противоставится лонгитюдному, это не совсем так: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития.

Метод срезов (метод поперечных срезов) – относится к организационным методам. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп – как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития.

Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному, что вполне правомерно. Метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет фиксировать оттенки индивидуального развития. Практически все методы выступают как взаимно дополнительные.

Лонгитюдный метод (продольных срезов) – относится к организационным методам. Предполагает работу с одной и той же группой людей – или с одним человеком, — регулярно на протяжении длительного времени – отслеживается развитие, осуществляется «продольный срез». Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития. Метод срезов — исследует больше людей, то лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для метода срезов.

Комплексный метод – используется как организационный. Здесь используется другое основание для выделения метода: так, методы сравнительный или лонгитюдный могут быть или не быть комплексными. Имеется в виду, что исследование может проводиться или в рамках одной науки, или же как комплексное междисциплинарное исследование.

students-library.com

метод сравнительный — это… Что такое метод сравнительный?


метод сравнительный

— широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении психологических особенностей различных народностей. В психологии возрастной он выступает как метод срезов, коему противопоставляется метод лонгитюдный. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом — но разными путями. Хотя метод сравнительный иногда противоставится лонгитюдному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом — об одном объекте на протяжении его развития.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • метод сравнительно-генетический
  • метод срезов

Смотреть что такое «метод сравнительный» в других словарях:

  • МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ — англ. method, comparative; нем. Methode, vergleichende. Метод, выявления сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществе одного типа и в разных истор. типах обществ с целью установления общих и специфических для… …   Энциклопедия социологии

  • МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ — англ. method, comparative; нем. Methode, vergleichende. Метод, выявления сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществе одного типа и в разных истор. типах обществ с целью установления общих и специфических для… …   Толковый словарь по социологии

  • сравнительный метод — Метод, устанавливающий общие и специфические черты сходных или разных языков. Сравнение как общенаучная операция мышления присутствует во всех методах лингвистического анализа. Различается внутриязыковое и межъязыковое сравнение. Межъязыковое… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД изучения ландшафтов — сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется как базовый при… …   Экологический словарь

  • Сравнительный метод — изучения ландшафтов сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется …   Экологический словарь

  • Сравнительный подход к стоимости — (Comparison approach to value) — подход к определению стоимости конкретного объекта имущества, при котором проводится сбор информации о ценах, уплаченных за недавно проданные аналогичные объекты, а также рассматривается степень схожести… …   Экономико-математический словарь

  • Сравнительный (межзаводской) анализ — в СССР, сопоставление показателей экономической эффективности работы отдельных (как правило, родственных) предприятий, производственных объединений с целью объективной оценки результатов их деятельности. С. (м.) а. позволяет оценить напряжённость …   Большая советская энциклопедия

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ — СРАВНИТЕЛЬНЫЙ, сравнительная, сравнительное. 1. Основанный на сравнении, на установлении соотношений между различными явлениями путем сопоставления их (научн.). Сравнительный метод в истории литературы. Сравнительное языкознание. Языки изучаются… …   Толковый словарь Ушакова


psychology.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *