Вопросы и ответы

Способность к творчеству называется – Способность к творчеству называется:

Содержание

Творческие способности: особенности и развитие

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Способности и их роль в деятельности

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса восприятия – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

psychologist.tips

Креативность, интеллект, талант, творческое развитие личности

Многие люди считают, что креативность — это свойство, дарованное свыше, некая особая врожденная черта, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи и создавать гениальные произведения искусства.

Но современная психология придерживается совсем другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность и другие творческие способности. А уже последние, в свою очередь, являются компонентами таланта.

Можно очень просто объяснить этот процесс словами Максима Горького, который говорил, что нельзя нарубить дров, не умея держать в руке топор, а хорошее произведение не напишешь, не зная языка. Стать креативным и талантливым может каждый, но для начала следует знать особенности их формирования и развития. Прочитав эту статью, вы найдете взаимосвязь понятий креативность, интеллект талант, а также узнаете, как совершается диагностика креативности.

Креативность – способность к творчеству

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления. [quote]В общем виде, многие исследователи обозначают креативность как общую способность к творчеству, когда человек способен порождать оригинальные идеи, принимать необычные решения, избегать традиционных схем мышления.[/quote]

За долгие годы исследования этого феномена был накоплен огромный объем материала, но на данное время, все же, не существует четкого определения понятия «креативность» в психологии в силу его широты и многогранности.

Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, следует коснуться знаменитой теории Дж. Гилфорда, который мышление человека разделял на два вида: дивергентное и конвергентное. Первое связано со способностью личности порождать большое количество различных решений, основываясь на однозначных исходных данных. Второе связано со способностью находить единое правильное решение при наличии множества разных условий. Креативность Гилфорд соотносил с дивергентным мышлением, а интеллект – с конвергентным.

В то время креативность напрямую отождествляли с дивергентным мышлением, выделяя шесть основных параметров креативности:

  • «беглость мысли» — общее количество идей, которые возникают в определенный промежуток времени;
  • способность обнаруживать и формулировать проблему;
  • оригинальность – умение генерировать идеи, которые отличаются от шаблонных взглядов, нестандартно реагировать в различных ситуациях;
  • гибкость – способность продуцировать различные идеи;
  • способность принимать решения – способность к таким операциям мышления, как анализ и синтез;
  • способность добавлять новые детали к объекту, тем самым делая его более совершенным.

Современные исследователи, характеризуя понятие «креативность», дополнили его описание следующими характеристиками:

  • способность к интуиции;
  • способность к преобразованию – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества;
  • способность прогнозировать;
  • способность создавать ассоциации – умение сближать разные понятия;
  • способность импровизировать – возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки;
  • синестезия – это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода, например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха;
  • широкий фокус внимания.

Изучая связь между понятиями креативность, интеллект, талант, пришло время проанализировать понятие таланта. В психологии долгое время существовали споры насчет происхождения таланта. Одни исследователи считали, что это врожденное качество, а другие говорили о его полном формировании именно в процессе развития личности.

На современном этапе развития психологии талантом принято считать результатом взаимодействия врожденных задатков и обучения, в процессе которого формируются способности к определенной сфере деятельности. Высокий уровень развития этих способностей принято считать талантом. Очевидно, что креативность личности, являясь творческой способностью, играет одну из главных ролей в становлении таланта. Творчество и креативность неразрывно связаны между собой, ведь деятельность талантливого человека невозможна без творческого подхода.

Вы можете назвать себя креативным человеком?

Творчество и креативность настолько взаимосвязаны, что многие методики изучения креативности созданы с достаточно интересным творческим подходом. Достоверные результаты тестирования может дать только профессиональный психолог, исследуя личность в комплексе с другими ее особенностями. Поэтому сейчас у вас есть возможность ознакомиться с частью одного знаменитого теста креативности. Этот тест поможет вам не только лучше понять уровень собственной креативности, но и развить ее.

Методика «Эскизы»

Вам нужно взять цветные карандаши и альбомный лист. На этом листе следует нарисовать сорок кругов одинакового размера. Расположить их нужно так, чтобы оставалось место для рисунка, связанного с каждым кругом.

Задание очень простое: «Нарисуйте все, что желаете, используя круги, изображенные на листе бумаги». Время выполнения задания: 3-20 минут, в зависимости от возраста человека и уровня его общего развития.

Интерпретация результатов совершается по нескольким параметрам:

  • оригинальность – оригинальным считается рисунок, который не повторяется среди всех остальных;
  • гибкость – делим рисунки на категории (например, животные, лица, явления и прочее) и подсчитываем количество этих категорий;
  • художественные и эстетические компоненты – по виду рисунков определяются художественные способности человека;
  • выход за пределы задания – наличие нестандартных решений, которые не оговаривались в инструкции (например, объединение нескольких кругов одним рисунком).

Тест на креативность:

Приступим к саморазвитию

А сейчас пришло время узнать, как же можно самостоятельно развить креативность. Для этого ознакомьтесь с советами психолога и попробуйте провести упражнения на развитие креативности.

  • Сложите для себя 10 спонтанных заданий и установите время на их выполнение. Четко придерживайтесь составленного плана. Например, утренние пробежки в разных местах города, ежедневно в 8.00 утра. Договоритесь сами с собой, что каждый день во время этих пробежек будете слушать в наушниках разную музыку.
  • Определите несколько дней в месяце, когда вы будете принимать спонтанные решения. Например, каждую субботу вы весь день будете, не задумываясь, совершать все позитивные действия, которые приходят вам в голову. Между прочим, так вы не только разовьете креативность, но и подымите себе настроение и самооценку. Например, пойдите на улицу с фотоаппаратом и фотографируйте интересные события или людей. В теплое время года можете поехать в лес собирать грибы или землянику.
  • Упражнение «Что, если бы». В свободное время, особенно в те моменты, когда вас сильно что-нибудь тревожит, сядьте и продолжите эту фразу. Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей и идей. Например: «Что, если бы я уехал жить в другую страну», «Что, если бы мне пришлось очутиться на необитаемом острове», «Что, если завтра случится конец света».
  • В свободное время сосредоточьтесь и придумайте 10 экзотических имен. Это могут быть не только имена, но и названия вымышленных животных, городов и стран.
  • Такое же упражнение можно проделать и на рисунке. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши или краски и нарисуйте несуществующее животное. Если у вас есть дети, можете выполнять это задание вместе с ними – вы будете развивать креативность, а ребенок, в зависимости от возраста, воображение, память и мышление.
  • Попробуйте написать стихотворение. Если вы никогда раньше этим не занимались, то вам может показаться, что вы просто не способны выполнить такое упражнение. Но помните, что даже великим поэтам приходилось трудиться над рифмами, ведь далеко не всегда они появлялись спонтанно. Главное – начать, придумать первую рифму, а дальше вы можете сами удивиться, насколько креативным являетесь.
  • Сосредоточьтесь и придумайте как можно больше способов, минимум 20, как можно использовать определенный предмет. Окиньте взглядом комнату и первый предмет, на котором остановится ваше внимание, станет участником вашего эксперимента. Это может быть все, что угодно: стол, кровать, книга, компьютер, носки и прочее. Не смейтесь, креативность личность формируется различными способами.
  • Придумайте, как можно связать между собой два различных предмета, чтобы получить нечто новое и полезное. Помните, понятие креативность включает развитую способность устанавливать ассоциации. Например, если соединить музыкальный плеер и книгу, получится аудиокнига.
  • Возьмите любое слово и используйте его как аббревиатуру, которую нужно расшифровать так, чтобы получилась фраза со смыслом. Это упражнение поможет вам со временем генерировать более серьезные идеи, которые начнут возникать спонтанно.
Читать далее…

www.manalfa.com

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования

Мысленные представления о своих возможных успехах, об отношении с коллегами — это
(*ответ*) профессиональные ожидания
 профессиональные интересы
 профессиональные притязания
Нормативно одобряемый образец поведения – это
(*ответ*) социальная роль
 эвтаназия
 суицид
 креативность
Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод _ анализа
(*ответ*) корреляционного
Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде, – это
(*ответ*) психопатия
 деменция
 креативность
 деградация личности
Прием воображения, сглаживание различий между предметами и выявление черт сходства между ними
(*ответ*) схематизация
 агглютинация
 акценитирование
 гиперболизация
Профессиональные предпочтения — это
(*ответ*) сравнительные преимущества
 лучший вариант
 характер деятельности
Профессиональные способности — это
(*ответ*) индивидуально-психологические свойства личности
 условия успешного выполнения деятельности
 нормативные требования к деятельности
Различают следующие виды воображения
(*ответ*) непроизвольное
(*ответ*) произвольное
(*ответ*) репродуктивное
(*ответ*) творческое
 диагностическое
Расположите диагностические мероприятия в логической последовательности
(*ответ*) оценка диагностической прлблемы
(*ответ*) подбор методов изучения
(*ответ*) интерпретация данных
Способность к творчеству называется
(*ответ*) креативностью
 ассоциативностью
 самостоятельностью
 активностью
Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занятости населения, организованных в разных штатах была создана батарея тестов
(*ответ*) GATB
Способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния – это
(*ответ*) рефлексия
 креативность
 интимность
 мудрость
Стадия профессионального самоопределения, которая чаще всего соотносится с подростковым возрастом, поскольку в этом возрасте существует проблема социального, жизненного, профессионального и личностного самоопределения
(*ответ*) оптация
Стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты — это
(*ответ*) профессиональные притязания
 профессиональная мобильность
 профессиональные интересы
Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования и _ поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим (Ярошевский, 1985)
(*ответ*) в сознании
Торренс разработал _ типа методик для диагностики креативности
(*ответ*) три

www.soloby.ru

что такое ТВОРЧЕСТВО, СПОСОБНОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ?

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.

Нацеленность на поиск ответов может присутствовать «в фоне», в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.

Одновременно быстрое и качественное решение — это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного творчества) .

Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти «случайности», нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.

Для коллективного творчества существуют методики и способы организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти (mind map).

otvet.mail.ru

особенности человека, способность к творчеству

 

Чем отличается человек от животного? В первую очередь возможностью мыслить, рассуждать и выводить свои мысли при помощи членораздельной речи.

Понятие мышления

Мышление – это наивысший этап человеческого познания, осознание тех сторон мира, которые не могут непосредственно восприниматься человеком. Благодаря мышлению, человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, подобно животному, но и активно преображает ее.

Мышление человека состоит из трех взаимосвязанных факторов: понятие, суждение и умозаключение. На этапе понятия человек отслеживает закономерный процессы, которые происходят в жизни общества или окружающей среде. Благодаря таким наблюдениям, человек начинает осознавать их истинность или ложность, вырабатывать собственное мнение на их счет – в этом заключается этап суждения.

Умозаключение соединяет несколько суждений, благодаря которым происходит выработка человеком модели дальнейшего поведения или создание новых вариантов суждений об окружающих вещах и происходящих событиях.

Понятие речи

Речь – это форма общения людей, которая происходит посредством применения языка. Речь позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и передавать информацию другим людям. Речь неотрывно связанная с процессом мышления. Ее существование невозможно без мыслительного процесса.

Ведь речь – это в первую очередь материально ощутимая форма мысли. Речь представляет собой не только строение человеком лингвистических конструкций, но и способность их логического восприятия. Главная функция речи – это коммуникативная функция, благодаря чему происходит общение индивидов между собой, в том числе информационный обмен.

Исходя от формы общения, речь классифицируется на устную и письменную речь. Устная речь подразумевает способность человека говорить и слушать, письменная – читать и писать.

Способность человека к творчеству

Творчество – это процесс деятельности человека, в ходе которого им создаются новые духовные, либо же материальные ценности. Способность человека к творчеству исходит из его способности мыслить.

Способность к творчеству и его взаимосвязь с мышлением можно рассмотреть в следующей схеме:
Я смотрю, как танцуют другие люди (первая фаза мышления – понятие). Я думаю, что это красиво (вторая фаза мышления – суждение). Я знаю, как этот танец улучшить (третья фаза мышления – умозаключение). Я сам танцую танец, который улучшил (творчество).

Мы видим, что способность человека к творчеству представляет собой совокупность анализа и синтеза. Английским психологом Г. Уоллесом были выведены основные фазы творческого мышления:

1. Подготовка – человек формулирует задачу и рассматривает основные пути ее решения.

2. Инкубация – человек забывает о ранее поставленных задачах творческой реализации и полностью переключается на другие вещи. Очень часто на этом этапе попытки творческой реализации прекращаются полностью.

3. Озарение – на интуитивном уровне человек возвращается к идее творческой реализации.

4. Проверка – непосредственное материальное воплощение творческой идеи.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Отличие человека от других существ, природное и общественное в нем
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДеятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Креативность как универсальная способность к творчеству

1. Подходы к пониманию креативности

2. Структура креативности

3.Креативность и интеллект

 

Креативность (от лат. Creatib – созидание) – общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Э.Фромм: «Это способность удивляться и познавать, это умение, находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осозна­нию своего опыта». Значит критерием творческости является не качество результатов, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Креативность трактуется как способность к творческому стилю деятельности. И суть ее состоит не в простом количественном накоплении знаний, а в умении качественно, по-новому, их использовать, направлять на получение оригинальных идей, результатов.

Анализируя существующие определения креативности (Е.Торранс насчитал их 84), К.В.Тейлор объединяет их шесть групп.

1. Определения типа «гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности, а креативный процесс описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего.

2. Определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового.

3. Эстетические или экспрессивные определения, в ко­торых подчеркивается самовыражение творца.

4. Психоаналитические или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

5. Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс. Например, Дж. Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления».

6. Определения, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп.

Современная трактовка проблемы креативности, экспериментально подтвержденная исследователями разных стран (В.Андерсоном, Дж.Гилфордом, АН.Луком, М.Розетом, Я.А.Пономаревым и др.), отличается при­знанием того факта, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, т. е. креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности.

Причем, развитие креативности в каком-либо одном виде деятельности (например, наука или искусство) влечет за собой перенос творческих качеств личности на любую другую сферу (социальную, производственную, коммуникативную, бытовую и др.). Существуют научные доказательства того, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей.

Креативность – охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, инди­видуально окрашенного стиля деятельности личности.

Креативность редкая черта, поскольку она требует одновременного наличия ряда характеристик (понятливости, нешаб­лонности, способности мыслить в необычной манере, настойчивости и др.). Ни одна из этих черт не является особо редкой. Но необычно сочетание их у одного и того же человека. Можно представить, что все эти черты имеют биологическую основу.

2. Структура креативности (И.А. Малахова)

Основными ком­понентами креативности являются:

1) критерии и показатели, или факторы креативности;

2) творчество как свойство личности в целом;

3) технология творчества.

Каждый из этих трех компонентов-блоков в свою очередь включает отдельные элементы, а каждый элемент определяется сочетанием признаков его составляющих. Все компоненты этой системы находятся в сложном взаимодействии.

В соответствии с представленной структурой опишите креативность известной Вам творческой личности (подтверждение биографическими фактами и ссылками на источники обязательно!)

 

Кинофильм «Мой выдающийся мозг. Гениями рождаются»

1. Какие особенности строения мозга музыкантов можно обозначить

2. Каковы причины такого строения мозга музыканта

3.Назовите главную причину и отличие одаренного ребенка от способного

4. Оцените роль раннего обучения ребенка для развития одаренности

5. Какие еще есть способности у главного героя кроме музыкальных

6. Оцените чувство юмора одаренного ребенка (и его мамы)

7. Какие личностные особенности главного героя можно выделить

8. Роль потоковых состояний в развитии творческих способностей

9.Каковы личностные особенности воспитателя (мамы) одаренного ребенка

10.Каковы проблемы одаренных детей в социуме

11.В чем опасность подросткового возраста. Почему «уходит» одаренность

12.Чем общество может помочь на пути преодоления трудностей при становлении одаренного ребенка в талантливого взрослого

Креативность и интеллект

Подходы к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты.

2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор. 2)При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Для подтверждения одной из гипотез большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда (Л.Термен, 1921г.). Отобрано 1528 детей от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Проводилось три среза по измерению IQ: через 7 лет, через16, и через 30 лет после первого исследования. А через 60 лет уже Д.Фельдман проверил достижения членов выборки Термена. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса.

Однако высокий интеллект не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

М.Воллах и Н.Коган тестируя интел­лект и креативность учащихся 11–12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

 




infopedia.su

Способность к творчеству

ГБОУ школа № 372

Московского района

Санкт-Петербурга

Учитель технологии и ИЗО

Бельская-Бахтина ИМ
Способность к творчеству.
При формировании креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др.

Понятие «творчество», прежде всего, связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для того, чтобы работать над развитием творческих способностей у детей, необходимо знать не только структуру способностей к творчеству, но и психологические особенности самого ребенка определенного возраста. Для этого нужно хорошо ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, находя верный подход в каждом случае: одни важно учитывать и как-то подстраиваться к ним, другие формировать, или развивать в направленной деятельности.
Санкт-Петербург

2011 год

Способность к творчеству.
Креативность, как способность к творчеству, может рассматриваться как фактор гармоничного развития и успешной социализации конкретного человека, и вместе с тем основным источником социально-экономического (поступательного) развития истории, культуры и цивилизации в целом. Способность к осознанию, переосмыслению и преобразованию, то есть творческому анализу своего прошлого опыта, необходима человеку при любых социально-экономических условиях, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности [9].

На сегодняшний день тенденции общественного развития в нашей стране таковы, что, наряду с позитивными демократическими изменениями, материальная и духовная сферы жизни, по моему мнению, пребывают в плачевном состоянии. Личность, формирующаяся в данных условиях — сегодняшний дошкольник и школьник, испытывает особые социальные и психологические трудности. В связи со снижением благосостояния некоторой части населения, недостаточной защищённостью семьи и детей со стороны государства, в связи со сменой идеалов и ценностей, семья нередко вынуждена заниматься лишь решением насущных экономических вопросов. А значит, в большинстве своём, испытывает трудности или совсем не в состоянии полноценно выполнять социализирующую и воспитательную функции. Система дополнительного образования, во многом перешедшая в режим оказания платных услуг, стала недоступна по этим причинам многим. Я разделяю точку зрения многих педагогов, которые считают, что и от СМИ сегодня скорее необходимо оберегать школьников, чем рассчитывать на их помощь. Остаётся школа, как основное общедоступное образовательное учреждение, в котором дети проводят значительную часть времени [23].

Одним из весьма эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др. .

Занятия изобразительным искусством (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) в общеобразовательной школе являются ценнейшей возможностью формирования креативности школьников .

Однако сегодня в условиях массовой школы вследствие многих причин весьма знакомым является отсутствие у большинства учащихся интереса к предмету «изобразительное искусство», вследствие отсутствия мотивации, предвзятого отношения не только самих учеников, но и их родителей. Зачастую даже среди педагогов других дисциплин к уроку ИЗО, как к «малозначимому, второстепенному, неважному» выказывается даже пренебрежительное отношение. Я считаю, что данную проблему необходимо решать при помощи реализации такой важной функции занятий ИЗО в рамках школьного обучения, как формирование креативности учащихся. Поэтому, необходимо, прежде всего, решить вопрос недостаточной заинтересованности всех участников учебно-воспитательного процесса в содержании и результатах занятий изобразительным искусством.
Для того, чтобы работать над развитием творческих способностей у детей, необходимо знать не только структуру способностей к творчеству, но и психологические особенности самого ребенка определенного возраста. Для этого нужно хорошо ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, находя верный подход в каждом случае: одни важно учитывать и как-то подстраиваться к ним, другие формировать, или развивать в направленной деятельности.

Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих:

— обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи чего-то нового, что человек пытается донести до других;

— умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно формулировать и ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы;

— умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности .

Подытожив выше сказанное, можно сказать, что специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями.

В результате творческих действий и занятий у ученика обязательно происходит познавательный процесс, а значит, осуществление творческой деятельности ведет за собой и когнитивную (познавательную) деятельность.

Процесс творчества протекает в трех основных фазах – подготовительной, поисковой и исполнительной. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Как об этом говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», выявлять проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поиском способов решения поставленной проблемы. Третья – с воплощением найденного решения в конкретном продукте. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз .
Положения, способствующие развитию творческих способностей:

1. уровень развития способности ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема;

2. к обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относится: творческие, когнитивные и методологические;

3. оптимальными требованиями объема творческой деятельности и продукции ребенка являются следующие:

— объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;

— объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20% — 25%;

4. внутренняя образовательная деятельность ученика и ее продукты отличаются от предлагаемого ему стандарта .

Мой достаточно большой практический опыт работы в школе позволяет сделать следующее заключение: те знания, что «добываются» учениками самостоятельно, усваиваются ими лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, ведь делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается кем-то другим .

Именно в творческой деятельности и развиваются творческие способности. Основное требование к такой деятельности – ее творческий характер. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.

Понятием «способности» определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах .

Характерные творческие особенности детей младшего школьного возраста

Для грамотного руководства детским творчеством, необходимо знание особенностей изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти индивидуальный подход к каждому ребенку, в установлении с ним контакта, посредством чего получить возможность развивать его художественные способности и эстетические чувства. Важно понять, как ученик познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками .

Взрослым, которые причастны к изобразительной деятельности детей и хотят им в этом помочь, прежде всего, необходимо понимание того, как рисует и почему они так рисует. В рисунках детей младшего школьного возраста многое может показаться непонятным, неправильным, лишенным логики. В большинстве случаев для детей этого возраста характерно то, что они любят рисовать. Занимаясь этим увлекательным процессом, даже самые непоседливые способны достаточно долго просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то комментируя для себя вслух, быстро заполняя различными изображениями большие листы бумаги.

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки .

Рисуя, ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу без учёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочка может оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника. Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, а метла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла в первую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес .

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.

Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её через весь лист” опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь [22].

Юный рисовальщик любит красочность, цвет отвечает его эстетическим запросам; дети часто стараются, чтобы их рисунки были яркими, при этом страдает точность передачи реальности изображаемых объектов. Дети могут нарисовать разноцветных котят, красных снеговиков, синие деревья, при этом говоря: «Так красиво!». Часто фон остается не раскрашенным. Небо и земля рисуются в виде тонкой полоски.

Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Рисуют дети очень увлеченно, и может показаться, что всякое вмешательство будет в данном случае совершенно лишним, что в данном случае помощь от взрослых маленьким художникам не нужна. Но это не так. Необходимо проявлять интерес к рисунку ребёнка, а грамотно и корректно высказанные суждения о нём будут только поощрять его к дальнейшему творчеству, помогут понять, в каком направлении он должен и может совершенствоваться в рисовании. Когда учитель дает оценку детскому рисунку, он должен всегда думать о том, чтобы не ранить чувства маленького художника, следует непременно отмечать и положительные качества его работы .

Большое внимание уделяют на содержание рисунка, нежели на сходство с натурой. Человек – труднейший объект для изображения. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображаются голова, ноги, руки и туловище. Туловище дается в виде овала или треугольника, ноги – от углов треугольника вниз, руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, то изображает две ноги, у человека в профиль рисует два глаза. Пропорции нарушаются. В рисунке ребенок передает то, что знает, а не то, что не видит. В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. Причем человек и дом даются во фронтальном изображении, а машина и животное – в профильном.

Акварельной краской дети часто пользуются как гуашевой, нанося на поверхность листа густой слой. Закрашивают только то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Большое пространство до земли оставляют не закрашенным. Детям этого возраста свойственно увлечение яркими, открытыми цветами. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, они еще не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать натуру и явления природы, изображают часто предмет, не глядя на него, не анализируя его форму. Форму и цвет дети не противопоставляют, не могут правильно назвать и нарисовать многие геометрические фигуры и тела, не умеют передавать их объем, путают объемные тела с плоскими формами. Обучать их рисованию геометрических тел в этом возрасте преждевременно. Эта задача может ставиться не раньше, чем в 3-м классе. Но им под силу рисование объемных предметов – овощей, фруктов .

В 3-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Учащиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления их от зрителя.

Постепенно учащиеся II – IV классов переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка – описания и перечисления отдельных деталей к рисунку – изображения предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.

В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить программу их обучения и развития творческих способностей. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский).

kak.znate.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *