Разное

Сознание это в психологии определение – Основные подходы к проблеме, Определение сознания, Сознание. Общая психология. Первушина О. Н. Страница 4. Читать онлайн

сознание — это… Что такое сознание?

(англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.

С. — конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое слово «между». Вот в этом между и находится С., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.

Естествоиспытатели и философы размышляют о С., как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. — это как бы «всепроникающий эфир» в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы… Коль скоро мы определили С. как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М. К. Мамардашвили).

И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов — Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).

Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С.: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг — такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т. п.
С., идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. — предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае — продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция — продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу».

Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.

Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.

Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.

След. — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».

Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.

Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.

Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

psychology.academic.ru

Понятие сознания в психологии

В
психологии существует много определений
этого понятия. По мнению Уильяма Джеймса
(1842 – 1910) сознание – это поток непрерывно
сменяющих друг друга душевных состояний
(Энциклопедия для детей, 2003).

В
психологии еще живет определение
сознания как высшей формы психического
отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004), таким образом, сознанию
отводится пассивная роль в жизни.

«Сознание
– это инструмент и узел соединения
внешнего с внутренним» (Ленский, 1992)

Сознание с точки зрения физики

С
физической точки зрения, сознание есть
особая форма полевой (торсионной)
материи.

Сознание
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003).

Литературные
источники

  1. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  2. Ленский
    В. Осмысление тайного. – Каунас, 1992. Ч.
    1. Цикла Система Талгар. – 150 с.

  3. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. –
    СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  4. Чувин
    Б.Т., Дорогина Н.П. Мышление и сознание
    человека (философский, психологический
    и этический аспекты) // Сознание и
    физическая реальность. – Т. 6, № 2. –
    2001. – С.2-11.

  5. Энциклопедия
    для детей. Т.18. Человек. Ч. 2 Архитектура
    души. Психология личности. Мир
    взаимоотношений. Психотерапия. – М.:
    Аванта+,
    2003. – С.27.

И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность

Сознание и материя
являются различными аспектами одной и
той же реальности.

К.Вейцзеккер

Одно
во всём, всё в одном;

Одно
в одном, всё во всем.

Из традиций
Хуаянь

Мысли, которые
мы выбираем, подобны краскам, которыми
мы пишем на холсте своей жизни.

Луиза Хей

Понятие «сознание»
– одно из наиболее многозначных
общепсихологических понятий. Очень
часто его смешивают с понятием
«психическое», «разумное». У
некоторых авторов сознание обозначает
«внутренний опыт», «рефлексию».
Иногда термин «сознание» считается
эквивалентным терминам «отражение»,
«мышление», «бодрствование»
и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К.
К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность
объясняется тем, что разные авторы в
этот термин вкладывают разный смысл,
т. е. указанная многозначность является
свидетельством того, что в семантическом
поле понятия «сознание» можно
выделить несколько смыслов. Все зависит
от того на каком уровне или в каком слое
психики находится сам автор и какой
слой он рассматривает.

Психическое целое
имеет многослойный характер, причем
каждый слой представляет собой сферу,
вложенную в сферу с большим радиусом,
аналогично строению земного шара. Число
слоев достаточно велико, но можно
говорить, по крайней мере, о трех основных
сферах психического, каждая из которых,
в свою очередь, также состоит из множества
слоев. Эти сферы целесообразно назвать
экзопсихикой, эндопсихикой и мезопсихикой
(Лазурский А. Ф., 1982).

Экзопсихика.
Это внешний слой психического акта. Он
управляет взаимодействием с окружающей
средой. Основу экзопсихики составляют
сенсорные системы. Обрабатываемая здесь
информация «специфична», объективна,
связана с анализом среды по признакам.
Экзопсихику составляют ощущения,
восприятие, представление, воображение,
словообразование. Высшим продуктом
данного психического слоя является
миросознание – понимание мира.

Эндопсихика.
Это ядро любого психического акта
взаимодействия субъекта с объектом.
Основу составляет генетическая память,
в которой хранятся врожденные поведенческие
программы. В долговременной памяти
хранятся приобретенные при жизни навыки,
привычки и т. п. Основная функция этой
сферы – самозащита. Здесь формируются
эмоции, состояния, чувства и мотивы.
Эндопсихика проявляет себя в виде
эмоционального фона, который сопровождает
любое психическое явление, причем, чем
больше затрагиваются биологические
интересы организма, тем сильнее
эмоциональный фон. Высшим продуктом
эндопсихики является «чувство Я».

Мезопсихика.
Ее основная функция – совмещение
возможностей организма с требованиями
окружающей среды. Здесь происходит
наложение «фигуры», сформированной
экзопсихикой, на эмоциональный фон,
который создается эндопсихикой. Любые
психические явления в привычном для
нас виде («фигура» + «фон»)
формируются здесь. Мезопсихика отражает
ситуацию наиболее адекватно с точки
зрения интересов организма. Она как бы
наносит масштабную сетку на фигуру,
рисуемую экзопсихикой. Главный способ
действия мезопсихики – совмещение, что
позволяет получать новую информацию,
для приобретения которой нет соответствующих
рецепторных образований.

В психофизиологии
также не существует единого общепринятого
определения сознания (Марютина, Ермолаев,
2000). В большинстве случаев сознание
определяют через функции, которые оно
выполняет. Например, нейрофизиолог Х.
Дельгадо (1971) приводит определение
сознания как организованной группы
процессов в нервной ткани, возникающих
немедленно на предшествующие
интрапсихические (вызванные внутренними
причинами) или экстрапсихические
(вызванные внешними причинами) события.
Эта группа нервных процессов, т.е.
сознание, воспринимает, классифицирует,
трансформирует и координирует вызвавшие
его события с целью начать действие на
основе предвидения его последствий и
в зависимости от наличной информации.
В других определениях подчеркивается
системность сознания, комплексность
выполняемых им функций, связь с памятью
(прошлым и будущим человека) привязанность
к мозговому субстрату. П.В. Симонов
(1987), особо выделяет коммуникативный
аспект сознания, определял его как
оперирование знанием, способность к
направленной передаче информации от
одного лица к другому.

А если поразмышлять
над смыслом, вложенным в само слово
«сознание», то откроется самый глубокий
сокровенный смысл этого понятия. В слове
«сознание» заключен смысл, сам себя
раскрывающий и помогающий определить
это понятие. Приставка «со-» означает
сопричастность с чем-либо, например,
со-страдание, со-звучие, со-участие, т.е.
присоединение к какому-либо действию,
переживанию, состоянию. Со-знание можно
рассматривать в таком же контексте
понимания – причастность к некоему
знанию. В соответствии с этим можно быть
сопричастным с любым знанием начиная
от знаний бытового уровня до Сверхзнания.
Значит уровней сознания как и уровней
знания существует очень много. В связи
с этим появляется масса вопросов. Первый
из них, чисто философский, – является
ли сознание самостоятельной
функционально-структурной единицей
психики или оно целиком и полностью
зависит от некоего знания с которым
должно быть связано и привязанность к
которому обеспечивает процессы
сознательной жизни человека, если знания
нет или связи с ним нет, то и сознания
тоже нет, потому что сознание вторично
по отношению к знанию? Думаю, что в самом
вопросе уже содержится ответ – сознание
вторично по отношению к знанию, об этом
же и говорит само слово со-знание.

Многие
психологи определяют сознание как
высшую форму психического отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004; Саблин, Слаква, 2004). Такое
понимание сознания является продуктом
материалистического мировоззрения,
ограниченного только объектами,
постигаемыми посредством органов
чувств, поэтому сознанию отводится
пассивная роль. Но физики и математики,
вторгшиеся в сферу психологии, не
согласились с таким пониманием роли
сознания и предложили свою версию,
согласно которой сознание играет самую
главную роль в творении: сознание –
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003). С
такой точки зрения сознание является
высшей формой развития
информации.
Анализируя эти два определения, мы
замечаем два абсолютно разных подхода
к пониманию сознания: в первом случае
– сознание направлено на восприятие
только окружающего мира, а во втором –
на создание
окружающего мира. Интересно то, что
психология остается в контексте понимания
первого определения, т.е. для психологической
науки свойственно понимание сознания,
только как продукта
взаимодействия человека с видимым
окружающим миром. Нельзя сказать, что
какое-то одно понятие сознания верно,
а другое ложно – они оба верны, но
рассматривают сознание с разных сторон,
но в одном они едины – сознание является
высшей
формой

проявления определенных процессов.

Физики же и помогли
психологам совместить два разных типа
сознания, открыв новый уровень сознания
– уровень первичного сознания – уровень
сознания Бога. Здесь ученые подошли к
сознанию с духовной стороны и стали
рассматривать сознание как начало всего
и основу всего. Они разработали модель
реальности мира, состоящего из семи
уровней, причем каждый уровень реальности
входит в другой уровень, таким образом,
мир представляет собой как бы многослойный
«пирог», но при этом каждый уровень
связан со всеми другими и неотделим от
них, конечно образ «пирога» неадекватно
описывает картину, но вероятно человеку
даже трудно представить как на самом
деле устроен мир. Первый уровень мира
– Абсолютное «Ничто», где существует
только «первичное Сознание или
Сверхсознание» и выступает в роли
активного начала – Бога (Шипов, 1995).
Второй уровень – Поле Сознания Вселенной.
Из абсолютного «Ничто» рождаются
первичные торсионные поля, которые
объясняются кручение пространства.
Такое первичное торсионное поле
представляет собой элементарные
пространственно-временные вихри левого
и правого вращений, не переносящие
энергии, но переносящие информацию.
Третий уровень – физический вакуум –
уровень чистой энергии. Первичные
торсионные поля порождают физический
вакуум, а физический вакуум есть носитель
всех остальных полей – электромагнитных,
гравитационных и вторичных торсионных,
которые порождаются веществом. Дальнейший
переход материи из виртуального состояния
в реальное происходит в результате
спонтанной флуктуации или под воздействием
уже рожденной из вакуума материи.
Рождение реальной материи из вакуума
означает переход на четвертый уровень
реальности – уровень плазмы, пятый
уровень – газа, шестой уровень –
жидкости, седьмой уровень – твердого
тела. Первые три уровня реальности
являются нематериальными в привычном
понимании материи, а последующие уровни
уже являются материальными. Таким
образом, ученым удалось соединить
сознание с материей и показать возможность
превращения сознания в материальное
образование. Такая логика вполне способна
научно обосновать религиозные
представления о сотворении мира и
подтвердить слова апостола: «Вначале
было слово и слово было у Бога и слово
было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё
через Него начало быть и без него ничего
не начало быть, что начало быть. В нём
была жизнь, и Жизнь была свет человеков;
и свет во тьме светит и тьма не объяла
его» (От Иоанна 1:1-5).

На востоке существует
представление о том, что в основе всего
лежит первичное сознание и оно проявляется
в разных формах в вещах существующих и
не существующих уже или еще. Уровней
сознания много и самый тонкий из них
вечен. Человек, как и любое существо
этого мира, многослоен и включает в себя
все уровни сознания мира. Но, какие-то
уровни сознания активны в данное время
жизни человека, какие-то находятся в
неактивном состоянии, и зависит от
человека захочет ли он разбудить их.
Центры сознания, связаны не только с
телесными структурами, но с волевыми,
эмоциональными и интеллектуальными
проявлениями человека. Выделяют семь
главных центров сознания и энергии
(Рамта, 2006): 1 – ассоциируется с органами
размножения, сексуальностью, выживанием,
подсознанием и кольцом частоты радиоволн;
2 – ассоциируется с болью и страданием,
является энергетическим центром
общественного сознания; кольцо
инфракрасной частоты; расположена в
нижней части живота; 3 – ассоциируется
с контролем, тиранией, силой и властью;
является энергетическим центром
осознанности; кольцо частоты зримого
света; расположено в солнечном сплетении;
4 – этот уровень ассоциируется с
безусловной любовью, переходным
сознанием, ультрафиолетовой частотой,
с вилочковой железой и ее гормоном
вечной молодости; 5 – этот уровень
ассоциируется с щитовидной железой,
сверхсознанием, рентгеновской частотой
и однозначным следованием правде, когда
слово подтверждается делом; 6 –
ассоциируется с шишковидной железой,
гиперсознанием, кольцом частоты
гамма-лучей. Когда человек выходит на
данный уровень сознания, то растворяется
сетчатое образование, которое фильтрует
и скрывает внутреннее знание
подсознательного разума; 7 – этот уровень
ассоциируется с теменем, гипофизом,
ультрасознанием, частотой Бесконечного
Непознанного и достижением просветления,
т.е. полным осознанием своей божественности.

Человек может
пройти все стадии развития сознания
при этом одновременно происходит и
развитие – преображение – человеческого
тела. Одновременно с развитием сознания
человека развивается и окружающий мир,
сознание мира и происходит развитие
мира как телесного образования. Обратимся
снова к процитированному источнику
(Рамта, 2006). Любой уровень сознания
неизбежно связан с физическими параметрами
среды, это можно представить как
проявление разных ипостасей одной и
той же реальности: подсознание в волновой
форме проявляется в виде радиоволн,
общественное сознание имеет инфракрасное
излучение, уровень осознанности
проявляется в форме зримого света,
переходное сознание – это ультрафиолетовые
лучи, сверхсознание – рентгеновские
лучи, гиперсознание – гамма-лучи,
ультрасознание – Бесконечное Непознанное.

Не являясь отдельной
изолированной частицей окружающего
мира, человек устроен также как и
Вселенная в целом и в каждом человеке
есть все семь уровней реальности мира,
которые мы рассматривали выше. Эволюция
человеческого сознания состоит в том,
повторюсь еще раз, чтобы пробудить
наиболее близкий к божественному уровню
сознания уровень и жить на этом уровне
и строить свою жизнь, опираясь на знания,
доступные на этом уровне сознания. А
потом оставить этот уровень и пойти
дальше, глубже, выше. Чем выше уровень
сознания человека, тем большими
возможностями он обладает, больше
понимает и обладает большей ответственностью.
При этом человек не уходит от мира он
живет в нём более сознательно, его жизнь
становится глубоко осмысленной,
правдивой, потому что сознание наполнено
истинной информацией из первоисточника
Знания.

Сознание, являясь
первоосновой всего существующего,
находится во всем, содержится во всем,
оно же является и управляющей структурой
– творящей информацией – и сознание
же является продуктом активности
различных психических структур,
квинтэссенцией опыта человека. Таким
образом, есть сознание первичное и есть
сознание вторичное. Есть сознание
творящее и есть сознание отражающее.
Они неразрывно связаны друг с другом.
Вторичное сознание создано первичным
сознанием и стремится познать своего
творца и все творения. Таким образом, с
сознания всё начинается и сознанием
всё заканчивается. Вероятно весь этот
мир – это постоянное превращение
сознания из одной формы в другую,
постоянный рост, развитие, расширение,
преобразование… сознания. Разные уровни
сознания строят свои миры согласно
Знанию, содержащемуся в данном сознании.
Сознание бесконечно и разнообразно.

Литература

  1. Библия.
    Новый завет. От Иоанна святое
    благовествование. 1 : 1-5.

  2. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  3. Дельгадо
    Х. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971. – 264 с.

  4. Джеймс
    У. Психология. – М., 1991.

  5. Лазурский
    А.Ф. Классификация личностей // Психология
    индивидуальных различий. Тексты / Под
    ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой.
    – М., 1982.

  6. Марютина
    Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.
    – М.: Московский психолого-социальный
    институт: Флинта, 2001. – 400 с.

  7. Платонов
    К.К. Система психологии и теория
    отражения. – М., 1982.

  8. Рамта
    Белая книга / Пререв. с анг. О.Громилиной.
    – М.: ООО Издательский Дом «София»,
    2006. – 352 с.

  9. Рубинштейн
    С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

  10. Саблин
    В.С., Слаква С.П. Психология человека. –
    М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

  11. Симонов
    П.В. Мотивированный мозг : Высш. нерв
    деят-ть. и естеств. научн. основы общ.
    психологии / Отв. ред. В.С. Русинов. –
    М.: АН СССР Наука, секция хим.-технол. и
    биол наук, 1987. – 1987 с.

  12. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.:
    ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  13. Шипов
    Г.И. Явления психофизики и теория
    физического вакуума // Сознание и
    физический мир. – Вып.1. – М.: Агентство
    «Яхтсмен», 1995. – С. 86-103.

studfiles.net

Сознание (психология) — это… Что такое Сознание (психология)?



Сознание (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Сознание.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Сожительство
  • Созомен

Смотреть что такое «Сознание (психология)» в других словарях:

  • Сознание (значения) — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология)     …   Википедия

  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) …   Википедия

  • Сознание (философия) — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… …   Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

Сознание в психологии — Психологос

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

www.psychologos.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ. Общая психология

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме

«Сознание , – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния» . Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций» , то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик»[20]. «Сознание есть как бы контакт с самим со-бой»[21].Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание»[22]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире»[23].

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов[24].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. … То, что мы называем „несознанием“ – это просто иное сознание. … На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы „мертвы“, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического „Я“, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих „неживых“ формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности»[25].

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

7. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

16. Понятие о сознании в психологии

Высший уровень психики, свойственный
человеку, образует сознание.

Сознание можно представить также
как внутреннюю модель внешней среды и
собственного мира человека в их стабильных
свойствах и динамических взаимоотношениях.
Эта модель помогает человеку эффективно
действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения,
общения и трудовой деятельности человека
в социальной среде. В этом смысле сознание
есть «общественный продукт».

В зоне ясного сознания находится
незначительная часть сигналов,
одновременно поступающая из внешней
среды и от внутренних органов и систем.
Эти сигналы используются человеком для
осознанного управления своим поведением.
Большая часть сигналов человеком не
осознается, хотя они также используются
организмом для регулирования некоторых
процессов, но на подсознательном уровне.
В принципе каждый из этих сигналов может
стать осознанным, если выразить конкретное
воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует
остановиться на его психологических
характеристиках.

Сознание– это прежде всего
совокупность знаний. «Способ, каким
существует сознание и каким нечто
существует для него, – это знание»
(К. Маркс). Поэтому в структуру сознания
входят познавательные процессы: ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение.
Нарушение, расстройство, не говоря уже
о полном распаде любого из указанных
познавательных психических процессов,
неизбежно становится расстройством
сознания.

Вторая характеристика сознания – это
различение субъекта и объекта, т. е.
того, что принадлежит «я» человека и
его «не-Я». Человек единственный среди
живых существ способен осуществлять
самопознание, т. е. обращать психическую
деятельность на исследование самого
себя. Человек может сознательно оценивать
свои поступки и себя самого в целом.
Животные, даже высшие, не могут отделить
себя от окружающего мира. Отделение «Я»
от «не-Я» – сложный путь, который проходит
каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания –
целеполагающая деятельность человека.
В функции сознания входит формирование
целей деятельности. Именно эта функция
сознания обеспечивает разумное
регулирование поведения и деятельности
человека. Сознание человека обеспечивает
предварительное мысленное построение
схемы действий и предвидение их
результатов. Целеполагающая деятельность
непосредственно осуществляется благодаря
наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика
– включение в состав сознания определенного
отношения. «Мое отношение к моей среде
есть мое сознание», – так определил
эту характеристику сознания К. Маркс.
В сознание человека включено определенное
отношение к окружающей среде, к другим
людям. Это богатый мир чувств, эмоций,
которые отражают сложные объективные
и субъективные отношения, в которые
вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение
речи для формирования и проявления всех
указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью
становится возможным ycвоение человеком
знаний, системы отношений, происходит
формирование его воли и способности к
целеполагающей деятельности, появляется
возможность разделения объекта и
субъекта.

Таким образом, все психологические
характеристики сознания человека
определяются развитием речи. Будучи
усвоен конкретным человеком, язык (в
форме речи) становится в известном
смысле его реальным сознанием. «Язык
есть практическое, существующее и для
других людей, и лишь тем самым существующее
также и для меня самого, действительное
сознание…» (К. Маркс).

Некоторые авторы к свойствам сознания
также относят построение отношений,
познание, переживание и рефлексию.

studfiles.net

Сознание в психологии

На самом деле, понятие сознания в психологии не имеет четкого определения и этот термин используется в самом широком спектре значений, но существует, тем не менее, общепринятая основа его понимания – это ментальная зона человеческой личности, аккумулирующая в себе все представления субъекта о внешнем мире и о себе самом, одновременно с этим обладающая способностью генерировать реакцию на раздражители, поступающие извне.

Почему я – это я?

Сознание и самосознание в психологии часто не разделяют вовсе и до сих пор в среде психоанализа ведутся горячие споры о том, как же нам все-таки удается идентифицировать себя с собственным разумом и воспринимать свое «Я» отдельно от всего остального мира? Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Почему я – это именно я, а не кто-то другой?». Сколько осколков в мозаике мироздания должны были сложиться вместе, чтобы образовалась полностью самосознающая себя личность, обладающая уникальными и присущими только ей чертами? На сегодняшний день ответов на эти вопросы нет. Но есть некое понимание работы механизмов этой загадочной машины относительно поведенческих реакций человека.

В основе всех свойств сознания в психологии любого субъекта лежит связка мотивация — цель. Ею обусловлена как исследовательская активность индивида, направленная на изучение окружающего его мира, так и аналитические процессы, проходящие на всех уровнях деятельности, ставящие перед собой цель выработать правильные подходы к решению задач, возникающих в области, условно обозначенной, как пространство-время-обстоятельство.

Осознанно или нет?

Обладая генетической памятью, многие из этих решений человек принимает не только осознанно, основываясь на имеющемся уже у него жизненном опыте, но и на уровне подсознания, в базе которого заложены знания и представления о мире его далеких предков. Вследствие этого, сознание и бессознательное в психологии часто рассматриваются как две половинки одного целого. Мы неосознанно реагируем на определенные запахи, испытываем страх перед какими-то объектами, отдаем предпочтения одним цветам, полностью игнорируя другие. Естественно, все это сугубо индивидуально и часто основывается на эмоциональных впечатлениях раннего детства, но так или иначе, каждый выбор который мы делаем в своей жизни определяется психологией как сознательного, так и бессознательного.

Где же на самом деле проходит грань между сознанием и подсознанием, психология пытается определить уже давно, но зона эта настолько размыта неопределенна, что работать непосредственно с одним, не затрагивая другого, практически невозможно. На проникновении в подсознание построен весь принцип гипнотерапии, на этой же основе держатся все техники медитации и самопознания. И подчас, сложно бывает определить, какая из этих двух плоскостей нашего «Я» является доминантной.

Я – часть чего-то большего

Психика и сознание в психологии человека также неразрывно связаны. Любое наше психическое состояние обусловлено процессами, протекающими на высшем ментальном уровне, объединяющем в себе все личностные параметры и характеристики субъекта, управляющем его поведенческими реакциями и определяющем внутренне и внешнее самопозиционирование индивида. Человеческое сознание четко проводит грань между собой и всем окружающим миром и от того, насколько комфортно с психологической точки зрения мы себя в нем чувствуем, зависит степень нашей самооценки и высота планки соответствия определенным критериям, принятым в обществе, которое по сути своей является единой матрицей или неким эгрегором для сознания всех его членов.

 

womanadvice.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о