Развитие физических качеств у детей — SportWiki энциклопедия
Особенности развития физических качеств у спортсменов различных морфобиомеханических типов[править | править код]
В понятие физических качеств спортсмена вкладываются особенности его двигательной деятельности, физиологических, психических и биохимических процессов.
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости — имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений детей, подростков и взрослых. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
Физиологическими предпосылками воспитания физического качества быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно-мышечного аппарата, а также интенсивное развитие способностей к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой).
Двигательные способности юного спортсмена тесно связаны и с его телосложением, которое в результате возрастного развития претерпевает значительные изменения. При этом результаты в одной спортивной деятельности, например, в беге, не зависят от тотальных размеров тела, тогда как иная спортивная деятельность (спортивная гимнастика) во многом обусловлена распределением массы (масс-инерционных характеристик).
Из-за различного биологического возраста начала и конца сенситивного периода возникает вопрос о наиболее благоприятном времени развития конкретного физического качества. Ответить на него можно, опираясь на показатели морфобиологической зрелости спортсмена. Следовательно, морфологические показатели и временные характеристики являются теми величинами, которые «руководят» показателями в тестировании. В тестировании и оценке пригодности ребенка к виду спорта нет стандартною ответа, есть только разумный подход, основанный на глубоком знании вида спорта, его биомеханических (динамических и кинематических) особенностей.
Самые существенные изменения в развитии физических качеств детей происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Как свидетельствуют исследования, проведенные Р.Н. Дороховым и В.П. Губой (1986-2000), эти изменения обусловлены дисгармоничностью развития компонентов МТ и диспропорциональностью ростовых процессов костей конечностей. Исследователи доказали, что развитие моторики у детей идет не по плавно восходящей линии. В этом возрасте, по мнению одних авторов, необходима «закладка фундамента» основ физического совершенства, освоение основных двигательных умений и навыков. По мнению других, упражнения, направленные на развитие силы и точности, следует начинать только после 7-8 лет.
Критические периоды характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие конкретных качеств организма. В эти периоды происходят: значительная перестройка регуляторных процессов; качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, то есть по сути — это «опережающее отражение действительности».
Сенситивные периоды — это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным.
Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, переходный возраст у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функционирование систем организма соответственно новым требованиям окружающей среды.
Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, число тренировочных занятий, подходов к снарядам и т.п. лишь в сенситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эффект. Такого эффекта в другие возрастные периоды достигнуть намного труднее. Учет сенситивных периодов также необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма спортсмена и особенностей развития его двигательных способностей.
Сенситивные периоды для различных двигательных способностей гетерохронны, то есть проявляются в разное время. Хотя имеются индивидуальные варианты сроков их наступления, но все же можно в среднем выделить общие закономерности.
В онтогенезе человека есть такие периоды, когда обучение движениям или развитие определенных физических качеств происходят наиболее успешно, но способность к овладению другими двигательными действиями понижена.
Такие периоды, как отмечалось выше, называются сенситивными и характеризуются повышенной восприимчивостью и реактивностью организма ребенка к физической нагрузке, предпочтительностью к обучению определенным видам движений[1][2][3][4][5].
Рис. 1. Сенситивные периоды развития двигательных качеств человека: 1 — координационные способности; 2 — скорость; 3 — выносливость; 4 — сила (по В.Л. Уткину, 1984)При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не на паспортный, а на биологический возрасти ВР занимающихся. Это необходимо в связи с тем, что с акселерацией детей и подростков расширился диапазон индивидуальных различий, так как наряду с акселератами определилась группа ретардантов — детей, на определенных этапах онтогенеза, отстающих в росте и формировании организма. В результате один и тот же паспортный возраст объединяет различный по степени биологической зрелости контингент детей. В спортивной практике недостаточно глубокий анализ взаимосвязи между биологическим возрастом и спортивными достижениями нередко вводит в заблуждение тренера в отношении истинных способностей юных спортсменов. Нередко высокий спортивный результат в детские годы является следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания организма ребенка (рис. 1).
Отличительная особенность двигательной функции человека -способность формировать из одних и тех же, элементов двигательного аппарата необозримое число самых разнообразных двигательных актов. С механической точки зрения это свойство обусловлено множеством степеней свободы. Благодаря этому свойству, с одной стороны, обеспечивается возможность формировать самые разнообразные движения, но, с другой стороны, возникают трудности, связанные с их регуляцией и управлением. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием их двигательной системы. Человеческий организм с точки зрения биомеханики двигательного аппарата представляет собой сложную двигательную систему, имеющую 244 степени свободы. Верхние и нижние конечности имеют по 30 степеней свободы. Понятно, что система с таким числом свобод может выполнять одну и ту же задачу, проводя движения по существенно меняющимся траекториям. Следовательно, при выполнении движения необходим постоянный контроль за работающими мышцами, так как никакие двигательные импульсы, распространяющиеся в мышцах, (как бы точны они ни были) не могут сами по себе обеспечить точность движения. Именно в детском возрасте формируются базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности. На основе фундамента двигательной деятельности ребенка впоследствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека
Хорошо сбалансированная система многолетней спортивной подготовки, например, теннисиста должна предусматривать возможность организации обучающих и тренирующих воздействий адекватно сенситивным периодам возрастного развития параметров двигательной функции, обеспечивающих успешность стимулируемого развития спортивной техники и тактической подготовленности.
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции и физического развития, и не воспитывать физические качества с раннего возраста, ждать до 12 лет — значит потерять время и не решить проблем, которые в дальнейшем будут определять результативности спортивной деятельности,
В настоящее время установлены сенситивные периоды развития основных физических качеств (табл. 1, 2).
Важный момент, на который необходимо обратить внимание, — это раннее наступление сенситивного периода в развитии координационной способности — качества, в первую очередь обуславливающего успешность овладения двигательными умениями и навыками. Именно ранняя способность к овладению двигательными действиями объясняет целесообразность ранней специализации в технически сложных видах спорта (гимнастика, фигурное катание на коньках).
Таблица 1. Сенситивные периоды развития физических качеств у мальчиков (В.П. Губа,2007)
Физические качества и их проявления | Возраст, лет | ||||||||||
7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 | ||
Сила | Собственно сила | X | X | ||||||||
Скоростно-силовые способности | X | X | X | ||||||||
Быстрота | Частота движения | X | X | X | |||||||
Скорость диночного движения | X | X | X | ||||||||
Время двигательной реакции | X | X | |||||||||
Выносливость | Максимальная интенсивность | X | X | ||||||||
Субмаксимальная интенсивность | X | X | X | ||||||||
Большая интенсивность | X | X | X | X | X | ||||||
Умеренная интенсивность | X | X | X | X | |||||||
Координация | Простые координации | X | X | X | |||||||
Сложные координации | X | X | |||||||||
Равновесие | X | X | |||||||||
Точность движений | X | X | |||||||||
Гибкость | X | X |
Примечание. Сопоставляя данные таблиц, прежде всего, следует отметить, что периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек часто не совпадают. Как правило, на момент начала интенсивного развития по большинству физических качеств девочки обгоняют своих сверстников мальчиков на 1-1,5 года, а в некоторых случаях и более. Это обстоятельство необходимо учитывать при отборе и построении тренировочного процесса девочек и мальчиков.
Таблица 2. Сенситивные периоды развития физических качеств у девочек школьного возраста (В.П. Губа, 2007)
Физические качества и их проявления | Возраст, лет | ||||||||||
7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 | ||
Сила | Собственно сила | X | X | X | |||||||
Скоростно-силовые способности | X | X | X | ||||||||
Быстрота | Частота движения | X | X | X | |||||||
Скорость одиночного движений | X | ||||||||||
Время двигательной реакции | X | ||||||||||
Выносливость | Максимальная интенсивность | X | |||||||||
Субмаксимальная интенсивность | X | ||||||||||
Большая интенсивность | X | X | |||||||||
Умеренная интенсивность | X | ||||||||||
Координация | Простые координации | X | X | X | |||||||
Сложные координации | X | X | |||||||||
Равновесие | X | X | X | X | |||||||
Точность движений | X | X | |||||||||
Гибкость | X | X | X | X | X | X | X |
Следует еще раз подчеркнуть, что систематическая тренировка оказывает влияние на развитие физических качеств и в не сенситивные периоды, но считается, что наиболее эффективно ее воздействие именно в периоды интенсивного развития (сенситивные периоды).
Принципиально важным является то положение, что при определении сенситивного периода развития того или иного физического качества (в различном его проявлении) у каждого конкретного ребенка определяющее значение имеет не только паспортный, но и биологический возраст.
Анализ многочисленных результатов исследований, проведенных авторами свидетельствует, что развитие физических качеств в биомеханике спорта, является, как один из базовых моментов в формировании рациональных двигательных действий.
Рис. 2. Уровень развития физических качеств в различные возрастные периодыС позиции биомеханических исследований под физическим качеством понимается способность человека успешно выполнять двигательные действия, решая первоначально поставленную задачу (сильнее, быстрее и т.д.). В связи с тем, что физические качества взаимосвязаны, лучше рассматривать их уровень в контексте возрастного развития (рис. 2)[7].
Из-за различного возраста начала и конца сенситивного периода возникает вопрос о наиболее благоприятном времени развития конкретного физического качества. Ответить на него можно только опираясь на показатели морфо-биологической зрелости юного спортсмена. Допустим, в 4-12 лет подвергаются тестированию на проявление скорости, силы, выносливости. Даже не проводя эксперимента, можно с уверенностью сказать: после статистической обработки материала получим высокие значения рассеивания результатов, но сгруппируем детей по длине и массе тела, то есть по габаритному уровню, и все становится на свои места. Иначе говоря, разделим группу обследуемых по соматическим типам по первому уровню и произведем новую оценку результатов тестирования. Коэффициент вариации резко сократится, а результаты тестирования разделятся по их величине на три группы. У лиц микросоматического типа будет лучше результат в упражнениях на скорость и ловкость, у детей макросоматического типа -лучше в силовых упражнениях, у детей мезосоматического типа -на выносливость. Показатели гибкости во всех группах одинаковы. Ясно, что даже деление группы по габаритному уровню выявляет существенные различия. Если разделить группы еще и по вариантам развития, то мы получим новые результаты, сужающие коридоры варьирования[8]. Следовательно, морфологические показатели и временные характеристики являются теми величинами, которые «руководят» показателями в тестировании. Возникает вопрос: следует ли всегда делить группы по пространственным и временным величинам? Конечно, нет! Прежде всего, надо ответить, какое физическое качество нас интересует и какое является ведущим в конкретном виде спорта. Только после этого надо делить на группы и проводить тестирование. В тестировании и оценке пригодности ребенка к виду спорта нет стандартного ответа, есть только разумный подход, основанный на глубоком знании вида спорта, его биомеханических (динамических и кинематических) особенностей.
- ↑ Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский. — М., 1984. — 224 с.
- ↑ Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 130 с.
- ↑ Фомин НА. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. — М.: Физкультура и спорт. 1991. — 224 с.
- ↑ Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. — М., 1997. — 50 с.
- ↑ Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с
- ↑ Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. — М.: Физическая культура, 2008.- 146 с.
- ↑ Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. — М., 1997. — 50 с.
- ↑ Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, B. П. Губа. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 260 с.
sportwiki.to
Физиологические характеристики физических качеств и сенситивные периоды их развития.
Двигательная деятельность человека, в том числе спортивная характеризуется определенными качественными параметрами. В числе основных физических качеств различают:
— Мышечную силу, или силу мышц – это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешние сопротивления. Мышечная сила разделяется на абсолубную и относительную.
Ее сенситивные период наблюдается в 14 – 17 лет , а максимального значения силы достигается к возрасту 18 – 20 годам.
— Быстрота – это способность совершать движения в минимальных для данных условиях отрезок времени. Также ее можно разделить на комплексные и элементарные формы проявления быстроты. Ее сенситивные период приходится на 11 – 14 лет, максимальный уровень к 15 – летним возрасту
— Выносливость — способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности. Выносливость проявляется в двух формах — общая и специальная. И сенситивный период для общей является 15 – 20 лет максимальное значение в 20 – 25 лет). Общая выносливость характеризует способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших мышечных групп.
— Ловкость – это с одной стороны творческие способности человека не заме длительно формировать двигательное поведение в новых необычных условиях, с другой стороны — координационные его возможности. Сенситивный период для ее развития приходится с 7-10 лет до 13 – 15 лет. Критериями ловкости является координационная сложность , точность движений и быстрое их выполнение. Также ловкость относят к числу основных физических качеств.
— Гибкость – определяется как способность совершать движения в суставах с большой амплетудой, т.е. суставная подвижность. Гибкость также можно разделить на активную и пассивную. Активная при произвольных движениях. Пассивная при растяжении мышц внешней силой. Для развития ее сенситивный период следующий с 3-4 до 15 лет. Она улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она также зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональных особенностей.
Характеристика предстартовых состояний. Виды предстартовых состояний. Значение эмоций.
До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем.
Предстартовое состояние — это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.
Различают:
— Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований.
— Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний.
— Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта.
Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты.
Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции
сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.
Характеристика функционального состояния спортсмена. Оценка функционального состояния ведущих адаптивных систем организма спортсмена нервной, сенсорной, нервно – мышечной, сердечно – сосудистой, дыхательной.
Функциональное состояние организма спортсмена зучается в процессе углубленного врачебного процесса. Информация о функциональном состоянии необходима для диагностики тренированности спортсмена. Характеристика функционального состояния систем организма спортсмена будет считаться достаточной полной если наряду с данными зарегистрированы в покои будут считаться результаты проведенных функциональных проб. Оценка нервно – и нервно – мышечной системы. Эта оценка позволяет решать вопросы диагностики тренированности, допуска к занятиям и соревнования. Вопросы связаны с планированием спортивной тренировки и отдыха, и спортивного режима. Функциональное состояние нервной системы значительной степени определяет способность спортсмена овладеть двигательными навыками, быстротой и координацией движений. Регулярные занятия спортом способствуют выработки автоматизма движения при этом двигательные навыки становятся прочными. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы первые признаки переутомления, перетренированности спортсмена. Для исследования ЦНС используются расспрос, исследования состояние черепно – мозговых нервов, двигательной сферы, чувствительной сферы, биотоков коры больших полушарий головного мозга.
Расспрос — направлен на выявление сведений о заболеваниях нервной системы переносимых нейроинфекцией, травма черепа и позвоночника, срока их лечения.
При исследовании состояние черепно – мозговых нервов особое внимание обращается на зрительный, глазодвигательный, тройничный, лицевой и слуховой нервы. Исследования биотоков коры больших полушарий – направлена на выявление функционального состояния ЦНС, которая осуществляется в основном методом электроэнцефалографии (ЭЭГ). Также для характеристики функционального состояние нервной системы применяют исследования скрытого периода двигательной реакции (латента) простой и сложной, т.е. время прошедшего между действиями раздражителя и осуществлением ответного двигательного акта.
Оценка сердечно — сосудистой системы. Для исследования функционального состояния ССС организма спортсмена применяется широкий комплекс медицинских методов исследования. В первую очередь собирается медицинский и спортивный анализ.
В процессе систематической спортивной тренировки развиваются приспособительные изменения в работе сердечно — сосудистой и других висцеральных систем организма. В результате долговременной адаптации, обнаруживаются функциональные изменения, которые сопровождаются морфологической перестановкой органов. Такая перестройка позволяет спортсмену выполнять интенсивные и длительные нагрузки, связанные со спортивной деятельностью. ССС занимает особое место во всей системе транспорта кислорода из окружающей среды к работающим мышцам, поэтому сердце, является основным лимитирующим звеном всей кардиореспираторной системы у спортсменов. Лимитирующая роль сердца в обеспечении спортивной деятельности объясняет почему, именно этот орган чаще других подвергается перенапряжениям. Спортивное сердце характеризуется комплексом структурных и функциональных особенностей, обеспечивающих ему высокую адаптивность и производительности, при мышечной работе. Имеются также структурные особенности спортивного сердца. Одной из весьма часто обнаруживаемых и важных структурных особенностей является его дилятация.Дилятация или расширение полостей органе, касается, как желудочков, так и предсердий, но наибольшее значение имеет дилятация желудочков спортивного сердца. Дилятация обеспечивает одно из важнейших свойств спортивного сердца — его высокую производительность. Диастолическая емкость желудочков разделяется на 2 фракции.
1 фракция – систолического объема крови, характеризует то количество крови, которое выбрасывается сердцем во время систола. Раньше считалось, что при систоле почти вся кровь покидает желудочки сердца. Однако в действительности после систолы желудочков в них остается определенное количество крови.
2 фракция – составляет объем крови, который остается после систолы и может обозначить резервный объем.
При физической нагрузке увеличение систолического объема происходит за счет использования резервного объема крови. В дилятированном сердце происходит увеличение резервного объема крови, поэтому при физической нагрузке оно выбрасывает большее количество крови. О размерах серда судят по данным телеренгенометрического исследования ( производятся 2 рентгеновских снимка сердца — во фронтальной и сагиттальной проекциях. Полученные рентгенограммы обрабатываются врачом, расчеты различных параметров теней сердца подставляются в специальную формулу, с помощью которой рассчитывают объем спортивного сердца в см3. Размеры сердца в значительной степени определяются характером спортивной деятельности. Максимальные размеры сердца отмечены у спортсменов тренирующихся на выностивость. Несколько меньше размеры сердца у спортсменов занимающихся развитием скоросно — силовые качества, объем сердца увеличен незначительно. Чрезмерно увеличенное сердце отражает патологические процессы в сердечной мышце, которые могут возникать в результате нерациональной тренировки. Для решения вопроса о допустимой величине сердца у того или иного спортсмена целесообразно сопоставлять этим параметрам с величиной максимального потребления кислорода, то дилятация носит кислородного пульса. Если процессе тренировки отмечается рост размеров сердца, который сопровождается ростом максимального потребления кислорода, дилятация носит адаптивный физиологический характер. Если же показатели транспорта кислорода не растут или даже начали снижаться, дилятация сердца может считаться чрезмерной. Производительности такого сердца относительно снижена. Индивидуальная оценка объема сердца связывается с антропометрическими особенностями производится определения относительного объема сердца. Увеличение объма сердца в какой – то мере зависит и от утолщения стенок сердца. Такое изменение этого органа обозначают термином – гипертрофия. Физиологическая гипертрофия миокарда является другой важной особенностью спортивного сердца. Гипертрофия миокарда, как и гипертрофия вообще, является важным приспособительном механизмом, обеспечивающим повышение работоспособности органам. Гипертрофированная мышца, в том числе и сердечная мышца, способна развивать большие усилия. Рабочая гипертрофия миокарда сопровождается ростом капиллярной сети. Благодаря этому при рабочей гипертрофии миокарда кровоснабжение мышечных элементов не страдает. Диагноз гипертрофии миокарда у спортсменов обычно устанавливается с помощью электрокардиографии. При гипертрофическом процессе несколько изменяется электрическая активность сердца, на ЭКГ отмечается увеличение зубцов комплекса QRS электрокардиограммы, более информативной в определении гипертрофии миокарда является новая методика – ультразвуковая эхокардиография. Если гипертрофия становится чрезмерной, то ухудшается соотношение количества капилляров на единицу сократительных элементов, вследствии чего кислородное голодание, может привести к гибели. Такие формы гипертрофии не свойственны нормальному спортивному сердцу. Такие могут возникать при нерациональных тренировках, или при том или ином заболевании.
Оценка сенсорных систем.
Сенсорные системы – анализаторы.Сложная функциональная система состоящая из рецепторов эфферентного проводящего пути и зона коры головного мозга, куда проецируются данный вид чувствительности, обозначается как анализатор. В зоне коры осуществляется анализ и синтез полученной информации, во всех видах физической деятельности при ориентации тела в пространстве, при координации движений, при преодолении силы земного притяжения, важная роль принадлежит анализаторам ( зрительному, вестибулярному, кожному, двигательному). В процессе регулярной спортивной тренировки совершенствуются функции анализаторов и их согласованные взаимодействия. Для определения функционального состояния зрения исследуют: остроту зрения, поле зрения, цветоощущение, мышечный баланс, аккомодация, глазодвигательные и зрачковые рефлексы.В ряде видов спорте при регулярной тренировки, особенно где зрительный анализатор принадлежит ведущая роль ( с/и, бокс, фигурное катание) поле зрение расширяется, совершенствуется глазодвигательный аппарат, здесь необходимым периодический контроль за поле зрением. Исследования функционального состояния зрительного анализатора проводится путем определения восприятия специфических (свет0 и неспецифических (электрический ток) раздражители. Электрическая чувствительность глаза характеризует состояние возбудимости центральных и периферических элементов зрительных анализаторов. Для исследования применяются импульсный электронный стимулятор (ч/з глазное яблоко пропускается постоянный ток), при интенсивных, но кратковременных физических напряжениях, после скоростной динамической работы, занятия с большим эмоциональным напряжением, повышается электрическая чувствительность глаза, а при длительных нагрузках статических упражнений понижается. Выраженное понижение электрической чувствительности после выполнения нагрузок – признак утомления. При исследовании слуховых анализаторов определяется полноценность слуха, его нарушения могут сказываться неблагоприятно на спортивной работоспособности. Исследования осуществляется с помощью разговорной речи и речи шепотом, а также методом аудиометрией. Расстояние 5 м. является нормальной границей слушателя речи шепотом, если ниже, то запрещаются занятия некоторыми видами спорта.
При изучения функционального состояния вестибулярного аппарата, применяют простые координационные пробы, а также пробы с вращением.Состояние вестибулярного анализатора (ориентирование относительно положение и перемещение тело в пространстве, устойчивости равновесия) играет важную роль в некоторых технических видах спорта. При нарушения функции вестибулярного аппарата наблюдается нистагм ( непроизвольное судорожное дрожательные движения глазного яблоко), это помахивание при пальценостной пробе. При регулярной спортивной тренировки функция вестибулярного аппарата улучшается, увеличивается его устойчивость. Устойчивость вестибулярного аппарата исследуется с помощью вращения в « кресле бараний» ( 1о сек. Производится 5 вращений кресла, голова наклонена на угол 900 глаза закрыты, затем после 5 сек. отдыха он открывает глаза и поднимает голову, измеряется пульс и АД. Выделяют 3 ступени:
1. Слабая – тело тегатеев в ту сторону в которое крутили кресло.
2. Средняя — туловище явно наклонено.
3. Сильная – резкие движения, близкие к падению.
Также отмечают вегетативные симптомы:
— учащение пульса.
— изменение АД.
— побледнение лица.
— холодный пот, тошнота, рвота.
Двигательный анализатор. проприорецептивный, суставно – мышечный связаны с деятельностью различных звене двигательного аппарата. Импульсация поступающая ч/з двигательные анализаторы необходимы для поддержания тонуса мышц, при выключении чувствительных путей двигательного анализатора в соответствующих мышцах исчезает тонус. Совершенствование выполнения спортивного упражнения связанно с непрерывным получением из органов движений ч/з двигательный анализатор информации о деятельности мышц и состояния в сухожилий, связок и суставов. Для оценки функционального состояния двигательного анализатора исследуется пропреоцептивная часть, с помощью аппарата кинометрамет. определяется точность во воспроизведения заданных движений в пространстве.
Функциональное состояние кожного анализатора выявляется путем определения болевой, температурной, тактильной чувствительности на симметрических областях тела.
Для исследования нервно – мышечного аппарата у спортсмена, применяется метод электромиографии (ЭМГ – это регистрации биотоков возникающих в скелетных мышцах, состояние тренированности спортсмена, а также степень утомления проявляется в амплитудных частотных изменениях ЭМГ). Латентное время расслабление и напряжение мышц, дает возможность достаточно объективно оценивать состояние нервно – мышечного аппарата и ЦНС при выполнение спортсменом физической нагрузки с улучшением состояния тренированности спортсмена ЛВР и ЛВМ сокращается наиболее короткий период мышечного сокращения и есть короткое время мышечного сокращения.
Оценка дыхательной систем. В условиях спортивной деятельности к аппарату внешнего дыхания предъявляют высокие требования, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование всей кардиореспираторной системы. Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивается как по данным общеклинического обследования, так и путем использования инструментальных медицинских методик. Под влиянием систематической спортивной деятельности у спортсменов увеличивается сила мускулатуры, осуществляющей дыхательные движения. Измерение силы дыхательной мускулатуры производится с помощью пневмотонометрии, пневмотахометрии и других методик. Пневмотонометрия измеряет то давление, которое развивается в легких при натуживали или при напряженном вдохе. Пневмотахометр измеряет объемную скорость потока воздуха в воздухоностных путях при форсированном вдохе и выдохе. Относительное увеличение мощности вдоха важно для спортсменов , так как углубленное дыхания в основном идет за счет использования резервного объема вдоха. Важные функциональные характеристики системы внешнего дыхания получают при измереиии легочных обемов. Такая информация необходима для решения вопроса об эффективности вентиляции легких. Легочная вентиляция (ЛВ) является важнейшим показателем функционального состояния системы внешнего дыхания. Она характеризует собой объем воздуха, выдыхаемого из легких в течении 1 мин. Легочная вентиляция равна произведению дыхательного объема на частоту дыхания в 1 мин. Обе увеличены могут быть рассчитаны по спирограмме. Дыхательный объем у спортсменов весьма часто оказывается увеличенным. Частота дыханий у спортсменов в условиях покоя колеблется в довольно широких пределах, превышая как в ту, так и в другую сторону нормального диапазона. О функциональном состоянии системы внешнего дыхания можно также судить на основании некоторых простых функциональных проб. В практике исследования функционального состояния аппарата внешнего дыхания широко применяются проба максимальная вентиляция легких (МВЛ), газообмен между легкими и кровью, диффузная способность легких и максимальная аэробная мощность
infopedia.su
Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств (таблица)
Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств (таблица)
Качества | 4 года | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 лет |
Гибкость | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Ловкость | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Скоростная сила | + | + | + | + | |||||||||||||
Сила | + | + | + | + | |||||||||||||
Выносливость | + | + | + | + | + | + |
opace.ru
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста
Ростовесовые показатели и физические качества | Возраст, лет | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост | + | + | + | + | |||||||
Вес | + | + | + | + | |||||||
Сила максимальная | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | + | |||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | ||||||
Скоростная выносливость | + | + | + | ||||||||
Анаэробные возможности (гликолитические) | + | + | + | ||||||||
Гибкость | + | + | + | ‘+ | + | + | |||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + |
Преимущественная направленность тренировочного процесса и этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей вынесливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.
Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7—9 лет специализированной подготовки.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл. 32).
Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.
Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены таблице 33.
Этап предварительной подготовкиохватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-сило-вых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов
Таблица 32 Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов
Этап | Длитель- | Преимущественная на правлен ность тренировки | Группа | |||||
многолетней | ность | обучения | ||||||
подготовки | этапа | в спортивной | ||||||
школе | ||||||||
Этап | Згода | Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами | Группа | |||||
предваритель- | техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней | начальной | ||||||
ной подготовки | физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. | подготовки | ||||||
Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение | ||||||||
вида спорта для последующих занятий | ||||||||
Этап | 2 года | Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами | Учебно-тре | |||||
начальной | техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание | нировочная | ||||||
спортивной | основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия | группа, | ||||||
специализации | в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). | первый— | ||||||
Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточ- | второй годы | |||||||
нение спортивной специализации | обучения | |||||||
Этап | 2—3 года | Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических | Учебно-тре | |||||
углубленной | качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта | нировочная | ||||||
специализации | в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств | группа, | ||||||
в избранном | третий— | |||||||
виде спорта | пятый годы | |||||||
обучения | ||||||||
Этап | 2—3 года | Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических | Группа | |||||
спортивного | качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных | спортивного | ||||||
совершенство | тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны | Совершенст- | ||||||
вания | первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). | вования | ||||||
Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности | ||||||||
Вид спорта | Этап | Этап | Этап углубленной | Этап | ||||
предварительной подготовки (лет) | начальной спортивной специализации (лет) | специализации в избранном виде спорта (лет) | Спортивного совершенствования (лет) | |||||
Гимнастика спортивная | 7-9 (м) | 10-11 | 12-13 | 14 и старше | ||||
6-8 (д) | 9-10 | 11-12 | 13 и старше | |||||
Плавание | 7-9 | 10-11 | 12-13 | 14 и старше | ||||
Баскетбол | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16 и старше | ||||
футбол | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16 и старше | ||||
Волейбол | 9-10 | 12-13 | 14-16 | 17 и старше | ||||
Скоростной бег на коньках | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16 и старше | ||||
Легкая атлетика | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16 и старше | ||||
Лыжные гонки | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16 и старше | ||||
Хоккей с шайбой | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17 и старше | ||||
Бокс | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше. | ||||
Борьба | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Велоспорт | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Гребля академическая | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Гребля на байдарках и каноэ | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Стрельба пуле пая | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Современное пятиборье | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Тяжелая атлетика | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше | ||||
Фехтование | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше •» | ||||
Конный спорт | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18 и старше |
различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Этап начальной спортивной специализации.Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Этап углубленной специализации в избранном виде спортаприходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.
На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.
Этап спортивного совершенствованиясовпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
studfiles.net
44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
Сенситивный период развития—период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных качеств, период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития. Онтогенез биодинамических структур может быть разделен на два больших этапа. Первый — охватывает период от рождения до конца второго десятилетия. В это время закладывается фундамент двигательных координаций, своеобразная школа движений. Считается, что наиболее сложные к координационном плане движения должны быть освоены человеком до 10-12 лет. Второй этап начинается с третьего десятилетия и характеризуется специализацией биодинамических структур локомоций с учетом специфики профессиональной деятельности, стиля жизни и т.д В развитии физических качеств выделяют так называемые синсетивные (чувствительные) периоды, когда создаются естественные возрастные предпосылки для их эффективного развития. Причем, для развития того или иного физического качества в онтогенезе может быть не один, а несколько таких периодов. По современным представлениям в сенситивный период следует не столько подтягивать отстающие качества, сколько развивать ведущие.
45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
Несмотря на то, что мужчины и женщины принадлежат к одному и тому же биологическому виду, между ними, тем не менее, существуют значительные различия. Эти различия обусловлены в значительной степени тем, что мужчины и женщины имеют различное предназначение Женский организм более консервативный . Специфические особенности женского организма определяются самой его природой. Проявляются они в физическом развитии, строении тела, степени развития основных физических и психофизиологических качеств силы, быстроты, выносливости, координации, общей работоспособности и т.д., а также особенностях функционирования нервной, эндокринной и других систем. В связи с менструальными циклами
нужно учитывать тренировочный процесс . 1. Процент мышечной ткани в организме женщины ниже, а жировой — выше, чем у мужчины, что является одной из причин того, что базовый уровень основного обмена женского организма ниже, чем мужского 2. Особенностью обмена веществ женского организма является более высокая, чем у мужчин, способность использовать жиры в качестве источника энергии. Женщинам трудно изменить мышечный компонент т.к у них нету тестостерона
46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
Для достижения выдающихся результатов в большом спорте необходима не только современная система спортивной тренировки, но и уникальное сочетание у спортсмена морфо-функциональных, физических и психических способностей. Под спортивным отбором обычно понимают процесс поиска одаренных людей, способных достичь выдающихся результатов в конкретном виде спорта.
Ориентация — это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства.Важно помнить, что спортивный отбор и ориентация — не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена. В процессе отбора и ориентации анализируется самая разнообразная информация о спортсмене: состояние здоровья ,уровень физического развития; особенности телосложения; биологический возраст; свойства нервной системы; функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма; уровень развития двигательных качеств и перспективы их развития; способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем; способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов; психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений; мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность; соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам; уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований. Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В этой связи выделяют пять этапов отбора. Основная задача первого этапа отбора, который называется первичным, — установить целесообразность спортивного совершенствования в данном виде спорта. на первом этапе следует ориентироваться на наследственно обусловленные, мало зависящие от тренировочного процесса стабильные признаки, которые определяются модельными характеристиками соответствующего вида спорта Второй этап спортивного отбора наступает после 2-3 лет начальной подготовки и носит название предварительного. Его основная задача — выявить способности к эффективному спортивному совершенствованию, определить его направления, правильно сори-ентировать дальнейшую подготовку спортсмена. И на этом этапе отбора спортивный результат не может являться критерием перспектив-ности, а за основу должны быть взяты консервативные показатели. Сре-ди них особая роль отводится строению тела юных спортсменов.Основной задачей третьего (промежуточного) этапа отбора является выявление способностей спортсмена к достижению высоких спортивных результатов и перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок На четвертом — основном этапе отбора необходимо установить способность к достижению результатов международного уровня, переносимость исключительно напряженной тренировочной программы, эффективность адаптационных перестроек. Теперь речь уже идет не просто о соответствии некой стандартной модели, а о разработке индивидуальных моделей технико-тактического мастерства и функциональной подготовленности, формировании индивидуальной системы подготовки каждого перспективного спортсмена. Задачей заключительного этапа отбора и ориентации является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий для спортсмена высокого класса. От того настолько точным и объективным будет это заключение зависит не только дальнейшая спортивная карьера человека, но и его здоровье и вся последующая жизнь.
studfiles.net
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста
Ростовесовые показатели и физические качества | Возраст, лет | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост | + | + | + | + | |||||||
Вес | + | + | + | + | |||||||
Сила максимальная | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | + | |||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | ||||||
Скоростная выносливость | + | + | + | ||||||||
Анаэробные возможности (гликолитические) | + | + | + | ||||||||
Гибкость | + | + | + | + | + | + | |||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + |
содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метоп помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Таблица 32 Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов
Этап | Длитель- | Преимущественная направленность тренировки | Группа |
многолетней | ность | обучения | |
подготовки | этапа | в спортивной школе | |
Этап | Згода | Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами | Группа |
предваритель- | техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней | начальной | |
ной подготовки | физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий | подготовки | |
Этап | 2 года | Достижение всесторонней физической подготоапенности. Овладение основами | Учебно-тре- |
начальной | техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание | нировочная | |
спортивной | основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия | группа. | |
специализации | в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). | первый— | |
Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточ- | второй годы | ||
нение спортивной специализации | обучения | ||
Этап | 2—3 года | Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических | Учебно-тре- |
углубленной | качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта | нировочная | |
специализации | в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств | группа. | |
в избранном | третий— | ||
виде спорта | пятый годы обучения | ||
Этап | 2—3 года | Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических | Группа |
спортивного | качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных | спортивного | |
совершенство- | тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны | совершенст- | |
вания | первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности | вования |
Таблица 33 Примерные возрастные границы (минимальные) этапов подготовки в процессе многолетней тренировки
Вид спорта | Этап | Этап | Этап углубленной | Этап |
предварительной | начальной спортивной | специализации | спортивного | |
подготовки | специализации | в избранном виде | совершенствования | |
(лет) | (лет) | спорта (лет) | (лет) | |
Гимнастика спортивная | 7-9 (м) | 10-11 | 12-13 | 14 и старше |
6-8 (д) | 9-10 | 11-12 | 13 и старше | |
Плавание | 7-9 | 10-11 | 12-13 | 14 и старше |
Баскетбол | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16 и старше |
Футбол | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16 и старше |
Волейбол | 9-10 | 12-13 | 14-16 | 17 и старше |
Скоростной бег на коньках | 9-П | 12-13 | 14-15 | 16 и старше |
Легкая атлетика | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16 и старше |
Лыжные гонки | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16 и старше |
Хоккей с шайбой | 9-11 | 12-13 | 14—16 | 17 и старше |
Бокс | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Борьба | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Велоспорт | 10-12 | 13-14 | 15—16 | 17 и старше |
Гребля академическая | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Гребля на байдарках и каноэ | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Стрельба пулевая | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Современное пятиборье | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Тяжелая атлетика | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
Фехтование | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и старше |
| Конный спорт | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18 и старше |
Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте оптимальном для каждого вида спорта.
refdb.ru
4. Сенситивные периоды развития силовых способностей
Возрастное развитие мышечной массы идет параллельно с увеличением продукции андрогенных гормонов. Первое заметное утолщение мышечных волокон наблюдается в 6—7-летнем возрасте, когда усиливается образование андрогенов.
С наступлением полового созревания (в 11—15 лет) начинается интенсивный прирост мышечной массы у мальчиков, который продолжается и после периода полового созревания. У девочек развитие мышечной массы в основном заканчивается с периодом полового созревания. Соответствующий характер имеет и рост мышечной силы в школьном возрасте. По мнению профессора П.В. Зимкина, в период с 8 до 18 лет сила мышц увеличивается в 2,5 раза.
Даже после коррекции показателей силы с размерами тела силовые показатели у взрослых женщин ниже, чем у мужчин. Вместе с тем если у женщин в результате некоторых заболеваний усиливается секреция андрогенов надпочечниками, то интенсивно увеличивается мышечная масса, появляется хорошо развитый мышечный рельеф, возрастает мышечная сила.
5. Методика развития силовых способностей
Силовая тренировка связана с относительно небольшим числом повторных максимальных или близких к ним мышечных сокращений, в которых участвуют как быстрые, так и медленные мышечные волокна.
Однако и небольшого числа повторений достаточно для развития рабочей гипертрофии быстрых волокон, что указывает на их большую предрасположенность к развитию рабочей гипертрофии (по сравнению с медленными волокнами).
Высокий процент быстрых волокон в мышцах служит важной предпосылкой для значительного роста мышечной силы при направленной силовой тренировке. Поэтому люди с высоким процентом быстрых волокон в мышцах имеют более высокие потенциальные возможности для развития силы и мощности.
Развитие собственно – силовых способностей
К особенностям развития абсолютной и относительной силы, можно отнести упражнения с повышенным сопротивлением:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве такого фактора используют:
Вес предметов
Противодействие партнера
Сопротивление внешней среды
Противодействие различных предметов
Упражнения с весом собственного тела
В тренировочном процессе применяются следующие методы:
повторных усилий
круговой тренировки
максимальных усилий
изометрический (статический)
электрической стимуляции
биомеханической стимуляции
Метод повторных усилий. Упражнения выполняются в одном подходе 6-12 повторений с отягощением в 60—90% от максимального. Планируется 3-4 подхода. Отдых 1-2 мин. — до неполного восстановления. При большом отягощении (до 85-90%) и ограниченном числе повторений сила растет быстрее, а прирост мышечной массы выражен меньше. Повышение тренировочного эффекта достигается за счет увеличения веса отягощений и объема работы.
Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.
Метод максимальных усилий. Применяются упражнения с околопредельным отягощением (90%). Выполняется 1-3 повторения в 5-6 подходах. Отдых между подходами — 4 мин.
Статический (изометрический) метод. При выполнении упражнений по этому методу добиваются максимального статического напряжения мышц и удерживают его в течение 4-6 сек. Выполняется 3-6 подходов с отдыхом между ними 30-60 сек. Общая продолжительность тренировки по методу статических усилий не более 10 мин (это в случае, когда тренировке подвергаются несколько групп мышц).
Метод электрической стимуляции. Это один из инструментальных методов силовой подготовки. Электростимуляция проводится в покое. Длительность электроимпульса — 10 сек, общая продолжительность не более 10 мин. Этот метод пришел из медицины, где он применяется для лечения атрофии мышц. Начало его применения в спорте было положено Я.М.Коцем в 70-х годах.
Метод биомеханической стимуляции. В последнее время в практику подготовки спортсменов начал внедряться нетрадиционный метод силовой подготовки — метод биомеханической стимуляции. Суть его в том, что на работающую во время силовых упражнений мышцу подается вибрация (частота 10-50 гц, а амплитуда — до 4 мм).
Развитие скоростно – силовых качеств
Для развития скоростно – силовых качеств используют следующие двигательные действия:
Упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки)
Упражнения с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей)
В практике физического воспитания используют следующие методы:
Динамических усилий
Ударный
Рывково – тормозной
Баллистический
Метод динамических усилий. Упражнения выполняются в максимально быстром темпе с отягощением до 30% от максимального. В одном подходе 15-20 раз, 3-6 подходов. Отдых 2-4 мин. Преимущественная направленность — развитие скоростно-силовых качеств.
Ударный метод. В его основе лежит использование кинематической энергии груза, которая накоплена при падении с определенной высоты. Для применения этого метода используется система «груз-блок-трос».
Рывково – тормозной метод. В его основе лежит сочетание преодолевающей и уступающей работы мышц, а также быстрая смена положений при работе мышц. Такие движения, как разгон снаряда, веса, тренажера, сочетающийся с последующими движениями и являются основными. Причем в момент смены направлений происходит рывок.
Баллистический метод. В основе лежит резкое изменение сопротивления по ходу выполнения движения. В начальной фазе движения создается дополнительное сопротивление, например, за счет резинового амортизатора, а в заключительной фазе дополнительное сопротивление резко отключается, благодаря чему выполняется резкое движение.
Развитие силовой выносливости
Развитие силовой выносливости достигается при выполнении отягощенных движений в гликолитическом, анаэробно – аэробном и аэробнно – анаэробном режимах энергообеспечения.
К особенностям развития силовой выносливости, можно отнести упражнения с непредельным сопротивлением:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве такого фактора используют:
Вес предметов (до 50% от максимального)
Противодействие партнера
Сопротивление внешней среды
Противодействие различных предметов
Упражнения с весом собственного тела
В тренировочном процессе применяются следующие методы:
повторных усилий
круговой тренировки
непредельных усилий с максимальным количеством повторений
Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений. Величина отягощения составляет до 50 % от максимально возможного веса. В одном подходе выполняется от 12 повторений до отказа (в зависимости от веса отягощения) Планируется 3-6 подходов. Отдых 2-4 мин. — до неполного восстановления.
6. Основные группы мышц и базовые упражнения для их развития
Мышцы груди
Мышцы живота
Дельтовидные мышцы
Трехглавые мышцы плеча (трицепсы)
Двуглавые мышцы плеча (бицепсы)
Трапециевидная мышца
Мышцы предплечья
Мышцы спины
Мышцы ног
Основные методические приемы на занятиях силовой направленности
Мышцы груди
Большая грудная мышца (см.рис.1) формирует ширину грудной клетки и представляет собой мощный мышечный пласт, разделенный характерной бороздой. При хорошем рельефе мускулатуры имеет три доли: верхнюю, среднюю и нижнюю. Эта мышца вращает плечо внутрь, скрещивает руки и отводит лопатки.
Для мышц груди существуют два основных вида упражнений:
Разведение и сведение рук, во время которого прямые руки сводятся вместе перед грудью, как будто вы хотите кого-то обнять.
Жим лежа на скамейке, то есть выжимание отягощения вверх от груди, при котором кроме грудных мышц, которые выполняют основной объем работы, участвуют передние дельтоиды и трицепсы.
Основное упражнение — жим штанги лежа — выполняется на горизонтальной скамье.
Путем изменения угла наклона скамьи вы переносите большую часть нагрузки со средней части грудных мышц на верхнюю часть и передние дельтовидные мышцы.
Чем больше амплитуда, с которой вы выполняете упражнения для груди (это касается и всех других мышц) тем более интенсивного сокращения мышц вы достигаете, что в конечном итоге приводит к максимальному росту мышц. Поэтому очень важно, особенно при разведении и сведении рук, мышцы груди растягивать до предела.
Упражнения.
Жим широким хватом лежа на горизонтальной скамейке
Лежа на горизонтальной скамейке. Разводка гантелей.
Лежа на наклонной (под углом 35-45 град.)доске. Жим штанги. (верхняя часть)
Лежа на горизонтальной скамейке. Жим штанги узким хватом (20-25 см. между указательными пальцами).
Лежа на скамейке. Гантель в вытянутых вверх руках, локти слегка согнуты. Опускать гантель за голову («пуловер»).
«Отжимания» на брусьях широким хватом (нижняя часть).
Мышцы живота
Косая мышца (см.рис.2) живота расположена с обеих сторон талии. Вращает туловище в сторону и наклоняет корпус вперед. Данная мышца нуждается в постоянной тренировке, так как имеет тенденцию к обрастанию жиром, при этом образуется жировой валик, ликвидировать который очень трудно.
Прямая мышца живота (см.рис.2) лежит по обеим сторонам живота, разделенная характерной бороздой. Вместе с поперечной и косыми мышцами живота образует так называемый брюшной пресс. Служит внешней опорой для внутренних органов. При хорошем развитии делает живот втянутым, способствует формированию атлетической осанки.
Вис на перекладине. Поднимать прямые ноги до касания перекладины (нижняя часть прямых мышц).
Лежа на наклонной доске головой вниз. Ноги закреплены вверху и согнуты в коленях. Поднимать туловище до касания колен грудью (верхняя часть прямых мышц).
Лежа на наклонной доске головой вверх. Держась руками за верхний край доски, поднимать ноги вверх до угла 45 град.(нижняя часть прямых мышц).
Стоя правым боком к блоку, в руке ручка нижнего блока. Наклоны в стороны. То же стоя левым боком (косые мышцы).
Дельтовидные мышцы
Дельтовидная мышца (см.рис.3) состоит из трех пучков и имеет так называемую веерообразную форму. Эта мышца отводит руку в сторону, сгибает вперед и поворачивает внутрь. При полноценном развитии успешно формирует плечи, делая их оптически более широкими.
Существует два основных вида упражнений для плеч:
подъем рук
жим.
Подъем рук представляет собой движение прямой руки вверх по широкой дуге. Для того, чтобы работали все три головки, подъемы необходимо выполнять вперед, в стороны и назад. При подъемах вы не используете трицепсы, но почти полностью изолируете головки дельтовидных мышц. Но поскольку дельтоиды работают изолированно, вы не можете поднять такой вес, как при жиме.
При плечевых жимах у вас сначала руки согнуты и вес находится примерно на уровне плеч, а затем вы поднимаете гантели или штангу прямо над головой. Поскольку при подъеме снаряда вы распрямляете руки, в жиме принимают участие дельтовидные мышцы и трицепсы. Вы можете варьировать нагрузку на плечи и направлять ее на разные головки дельтоидов, выполняя различные виды жима — жим из-за головы или с груди, жим штанги, гантелей или жим на различных тренажерах.
на скамейке, штанга на плечах. Жим штанги широким хватом (средний пучок).
Сидя или стоя, подъем рук с гантелями через стороны вверх (средний пучок).
Наклониться вперед, туловище параллельно полу, гантели в опущенных руках. Подъем рук через стороны (задний пучок).
Наклониться вперед, туловище параллельно полу, гантели в опущенных руках. Подъем рук вперед вверх (задний пучок).
Стоя, штанга в опущенных руках. .Тяга штанги узким хватом к подбородку; локти держать выше кистей. (средний пучок).
Стоя, штанга в опущенных руках. Подъем штанги вперед вверх до уровня глаз (передний пучок)
Трехглавые мышцы плеча (трицепсы)
Трехглавая мышца плеча (трицепс) (см.рис.4) расположена с задней стороны плеча, напоминает по форме подкову. Отводит руку назад и разгибает предплечье в локтевом суставе.
Упражнения.
Лежа спиной на скамейке, штанга в вытянутых вверх руках, хват узкий. Опускать штангу до касания лба, локти неподвижны (французский жим лежа).
Стоя, штанга в поднятых над головой руках. Опускать штангу за голову, локти неподвижны (французский жим лежа).
Сидя, гантель в поднятой над головой руке. Опускать гантель за голову, локоть неподвижен. Вначале одной рукой, затем другой.
«Отжимания» на брусьях, локти прижаты к туловищу.
Двуглавые мышцы плеча (бицепсы)
Двуглавая мышца плеча (бицепс) (см.рис.5) расположена на передней стороне плеча. По форме напоминает массивный шар. Сгибает руку в локте и поворачивает предплечье наружу. Вместе с трицепсом и дельтой эта мышца активно формирует массу плеча, эффективно выделяясь на теле.
Упражнения.
Стоя, штанга в опущенных руках. Сгибать руки.
Сидя, в руке гантель, локоть упирается в колено на внутренней поверхности бедра. Сгибать руку. Вначале одну, затем другую.
Сидя, руки с гантелями опущены. Попеременно сгибать руки.
Стоя, гантели в опущенных руках (ладони назад). Сгибать руки к груди, поворачивая ладони к себе.
Трапециевидная мышца.
Трапециевидная мышца (см.рис.6) разгибает голову и шею, сближает лопатки, предохраняя от сутулости, формирует, мощную крепкую шею.
Упражнения.
Стоя, штанга или гантели в опущенных руках. Подъем плеч.
Стоя, гантели или гири в опущенных руках. Вращательное движение плеч, сначала вперед, затем назад.
Мышцы предплечья.
Плечелучевая мышца находится на переднем крае предплечья. Сгибает и поворачивает предплечья наружу. Формирует массу предплечья, придает руке атлетическую конусность. Способствует силе хвата.
Длинный лучевой разгибатель кисти разгибает и отводит кисть.
Короткий разгибатель кисти тоже участвует в разгибании кисти.
Общий разгибатель пальцев рук разгибает пальцы рук.
Все эти мышцы формируют атлетическое предплечье и играют серьезную роль в работе с максимальными отягощениями.
Мышцы предплечий участвуют почти во всех упражнениях для верхней части тела, либо помогая вам держать снаряд, либо выполняя часть любого жимового или тягового движения. Поэтому, даже когда вы не делаете упражнений специально для них, эти мышцы получают изрядную дополнительную нагрузку. Всякий раз, когда вы сгибаете локти или запястья, напрягаются мышцы предплечий.
Упражнения.
Сидя, руки со штангой на коленях ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти.
Сидя, руки со штангой на коленях ладонями вниз. Сгибать и разгибать кисти.
Мышцы спины.
Широчайшая мышца (см.рис.7) спины расположена веером по всей задней поверхности туловища. Ее функции разнообразны, поскольку она участвует в движении всего плечевого пояса. При правильном развитии создает завершенный облик сильной спины.
Упражнения.
Подтягивание на перекладине широким хватом до касания перекладины задней стороной шеи.
Наклониться вперед, туловище параллельно полу, штанга в опущенных руках, ноги прямые. Подтягивание штанги к животу.
Сесть под блоком, ручка над головой. Тяга за голову как можно ниже, хват широкий.
Общий разгибатель спины состоит из пучков, расположенных в три слоя. Находясь в постоянном статическом напряжении, уравновешивает туловище в вертикальном положении. Неравномерное развитие данной мышцы может привести к боковому искривлению позвоночника — сколиозу или сутулости.
Упражнения.
Становая тяга.
Стоя, штанга на плечах. Наклоны вперед, ноги прямые.
Мышцы ног.
Прямая мышца (см.рис.8) бедра сгибает бедро и разгибает голень, входит в состав четырехглавой мышцы бедра.
Упражнения.
Приседания со штангой на плечах.
Лежа на спине, жим штанги ногами или на тренажере.
Сидя на тренажере, разгибание ног.
Двуглавая мышца бедра (см.рис.8) расположена на задней поверхности бедра, состоит из двух головок, сгибает голень в коленном суставе.
Упражнения.
Лежа животом на скамейке тренажера, сгибание ног до касания пятками ягодиц.
Икроножная мышца (см.рис.8) имеет две головки и переходит в ахиллово сухожилие. Сгибает голень в коленном суставе и стопу в голеностопном. При правильном развитии благодаря этой мышце мужские ноги выглядят мощными и сильными.
Упражнения.
Стоя носками на бруске (пятки на полу), отягощение на плечах. Подняться на носки и опуститься до касания пола пятками. Сначала стопы параллельны друг другу, затем пятки вместе — носки врозь.
Основные методические приемы на занятиях силовой направленности
Освойте правильную технику выполнения всех упражнений своего комплекса.
Дышите ровно. Задержка дыхания приводит к повышению артериального давления.
Выполняйте все движения плавно. Во избежания травм не делайте резких, порывистых движений.
Выбирайте максимально возможную их амплитуду, не допуская ощущения дискомфорта или боли в суставах.
Никогда не используйте отягощение, которое не можете поднять как минимум 8 раз в одном подходе. Более тяжелое отягощение может привести к травме.
Постоянно повышайте нагрузку на мышцы — сначала за счет увеличения количества повторений в подходе, затем — увеличения веса и как следствие некоторого уменьшения количества повторений.
Не делайте больше 1-2 подходов в каждом из 8-10 упражнений за тренировку. Обязательно включите в занятие упражнения на все основные мышечные группы.
Не допускайте перетренированности. Для достижения прогресса достаточно 2 занятий в неделю. Если вы будите тренироваться чаще, это, как правило, лишено необходимости или даже нежелательно.
Включите в комплекс как можно больше базовых упражнений, во время выполнения которых одновременно работают несколько мышечных групп, что помогает более сбалансировано и гармонично развивать тело.
Если есть выбор, используйте преимущественно тренажеры, а не гантели, штангу. Вам будет легче координировать движения и контролировать их амплитуду.
Первые занятия желательно проводить под контролем фитнесс-инструктора.
studfiles.net