Warning: session_start(): open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_emeoigsv7ss6kl8q05qmsuhst3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /var/www/www-root/data/www/clubhavana.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 59 Психологическая адаптация – Психологическая адаптация
Вопросы и ответы

Психологическая адаптация – Психологическая адаптация

Содержание

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.

Психологическая адаптация

Адаптация
это процесс приспособления к условиям существования.

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности  часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает  социальный буфер. Социальный буфер — это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации — способность включать и менять социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализация
это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation)
это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. 

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Психофизиологическая адаптация 
это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация
это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптация
это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.
Социальная уступчивость
это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в  ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:
  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации — приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
  • в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность — личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий — это социальная адаптация.
Адаптационный потенциал
это копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации — это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются — запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Литература:

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности — Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека — Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007г.

psy-diagnoz.com

Психологическая адаптация человека

Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям. Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно. Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.

Проявление и способы психологической адаптации

Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.

Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей. Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму. Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.

Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.

Способы психологической адаптации:

Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.
Формирование реакции. Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее. Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.
Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает. Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.

Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе. В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.
Инсайт. Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной. Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.
Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.

Адаптационные расстройства личности

Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.

Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.

Варианты адаптационного расстройства человека:

Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет. Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;
Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;
Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;
Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.

Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины. Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.

Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.

sunmag.me

Психологическая адаптация — это… Определение, методика, факторы и особенности процесса

Психологическая адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым или непривычным для него ценностям и системам профессиональных или социальных связей, принятых в том или ином обществе. С ним сталкивается абсолютно каждый, причем в самых разных жизненных сферах. Поскольку данная тема представляет собой определенный интерес с психологической точки зрения, стоит сейчас уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Социально-психологическая адаптация

Это первый вид рассматриваемого процесса, который принято выделять отдельно. Под данным термином подразумевается целенаправленное, активно осуществляемое человеком усвоение ценностей, правил и норм общества. Причем как глобального, так и того, в котором он живет. Имеется в виду ближайшее окружение – семья, детский сад, школа, лицей, группа в университете, компания товарищей, трудовой коллектив.

Социальная психологическая адаптация – это процесс, невозможный без общения и взаимодействия с другими людьми. Выстраивается он на таких «столпах», как:

  • воспитание;
  • общее образование;
  • профессиональная и трудовая подготовка.

Процесс занимает разное время. Все зависит от ситуации, к которой человеку необходимо приспособиться, а также от его индивидуальных особенностей. Можно утверждать, что он успешно социализировался, если по итогам данного процесса у него получается:

  • согласовывать свои цели с общественными ценностями;
  • сосуществовать с другими людьми, оставаясь самим собой;
  • принимать правильные решения;
  • строить планы на будущее;
  • проявлять инициативу;
  • обретать новые навыки, умения и знания, развивать уже имеющиеся;
  • устанавливать с другими людьми эмоционально насыщенные и близкие отношения.

Все это помогает человеку не только благополучно функционировать в социуме, но и приспосабливать окружающую его среду под себя. Он без труда изменяет, создает и преобразовывает условия таким образом, чтобы они удовлетворяли имеющиеся у него потребности и способствовали достижению тех или иных целей.

Проблемы с адаптацией в социуме

Они возникают у многих людей. И это называется дезадаптацией. Она случается в тех ситуациях, когда человеку не удается справиться с трудностями новых для него условий, самоутвердиться и наладить отношения с окружающими. Ему сложно занять комфортную позицию.

Проблемы возникают по двум причинам. Это либо внешние, средовые факторы (само общество), либо личностные особенности человека (неуверенность, отсутствие коммуникабельности и т.д.).

Первая причина не зависит от воли человека. А вот внутренние факторы – это в большинстве случаев вполне конкретная психологическая проблема. И человек, как правило, знает о ее наличии. Но либо не хочет, либо не может устранить.

Также сложности с адаптацией испытывают личности, которых общество систематически ущемляет, подавляет и предъявляет к ним завышенные требования. Из-за этого многие люди «ломаются», что зачастую приводит к психопатологии.

Самым явным признаком дезадаптации является болезненное переживание внутриличностных или межличностных конфликтов. И это становится причиной, из-за которой человек оказывается неспособен удовлетворять свои потребности или отвечать требованиям, предъявляемым социумом.

Почему появляются проблемы?

Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.

Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.

Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.

Метапотребности и метапатологии

Эти понятия имеют прямое отношение к теме, касающейся проблем психологической адаптации. Метапотребности – это высшие человеческие нужды. К ним относятся:

  1. Свобода.
  2. Целостность.
  3. Красота.
  4. Справедливость.
  5. Самоуважение.
  6. Благодарность.
  7. Самореализация.
  8. Творческая самоактуализация.
  9. Честь.
  10. Самотрансценденция.

Если человек не получает чего-то из перечисленного (того, что является для него очень важным и ценным), то формируются метапатологии:

  1. Гнев и ненависть.
  2. Неспособность любить и проявлять чувства.
  3. Апатия.
  4. Потеря интереса к жизни.
  5. Эгоцентризм.
  6. Депрессивность.
  7. Отчаяние.
  8. Привычка перекладывать ответственность на других.
  9. Нетерпеливость.
  10. Вульгарность.

Естественно, что метапатологии мешают процессу психологической адаптации. Потому что они становятся причиной искажения ценностного развития. Многие люди лишены справедливости, честности, доброты, а потому им чуждо сострадание, благородство, уважение других людей, их взглядов, ценностей и чувств.

Человек идеальным не рождается. Но нужно стремиться к самосовершенствованию. Чем гармоничнее и целостнее становится человек, тем легче ему дается психологическая адаптация. А это существенно облегчает жизнь в обществе.

Как адаптироваться?

Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.

А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.

У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.

Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.

Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное — не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей. И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности. Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба. Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости. К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память.

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку. Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь.

Противоречивость

Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.

Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.

Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.

Социальные институты

Именно через них осуществляется процесс социализации. Это их задача – корректировать и формировать социальные качества, активизировать или ограничивать воздействие на людей тех или иных факторов.

Так как многие старые институты утрачены, необходимо выработать новые технологии социализации. Их внедрение не только удовлетворит потребности общества, отдельных его групп и личностей. Это поспособствует тому, что человек начнет учиться «обрабатывать» принципы своего поведения, соотносить его с теми или иными ситуациями и условиями.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Экологическая адаптация

Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций.

Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.

Главная особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.

В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.

fb.ru

Психоаналитическая концепция адаптации личности

В
психоаналитическом направлении есть
концепция по изучению адаптации, которая
разработана немецким психоаналитиком
Г. Гартманом, но данные вопросы касающиеся
адаптации также широко рассмотрены в
трудах З.Фрейда, а в книге А. Фрейд
рассматривается защитная адаптация,
ее механизмы и процессы.

В
данном направлении адаптация
рассматривается с опорой на структуру
психической сферы личности, предложенную
З.Фрейдом. В данной структуре выделяются
следующие подструктуры: Ид(Оно), Эго(Я)
и Супер-Эго(Сверх-Я).

По
Г. Гартману адаптация включает в себя
различные процессы, например, процессы
входящие в «сферу Я, которая свободна
от конфликтов» и процессы входящие в
«сферу конфликтных ситуаций».

Представители
психоаналитического направления, в
частности Г. Гартман, различают процесс
адаптации и результат данного процесса
адаптированность.

Данную
теорию адаптации можно считать одной
из самых разработанных. Представители
данного направления разработали большую
систему понятий и открыли процессы,
используя которые человек эффективно
адаптируется к окружающей среде [11].

      1. Виды адаптации

У
человека адаптация имеет следующие
аспекты:

1.
Биологическая

2.
Психологическая

Данные
аспекты могут быть как тесно
взаимосвязанными, так и иметь относительную
независимость, даже приобретать временный
приоритет.

        1. Биологическая адаптация

Биологическая
адаптация – это приспособление к
условиям окружающей среды, возникшее
в процессе эволюции и имеющее свое
выражение в изменении как всего организма,
так и отдельных его функций к изменяющимся
условиям внешней среды.

С
помощью процессов биологической
адаптации происходит адаптированность
организма, т.е. соответствие условий
окружающей среды обитания со
структурно-функциональными особенностями
организма.

Биологическая
адаптация к окружающей среде тесно
связана с психологической адаптацией.
Так как приспособление организма к
окружающей среде происходит посредством
психологических, в большей степени
познавательных механизмов.

Данный
вид адаптации к окружающей среде
осуществляется посредством физиологических
процессов. Можно выделить виды процессов
физиологической адаптации:

1.
Внешняя физиологическая адаптация.

Данная
адаптированность проявляется в том,
что внутренние состояния остаются
константными при изменении условий
внешней среды.

2.
Внутренняя физиологическая адаптация.

Данная
адаптированность может проявляется в
гибкости поведения, в различных способах
и средств поведения и т.д.

Физиологическую
адаптированность можно охарактеризовать
с одной стороны как гармония и равновесие
между окружающим миром и организмом, с
другой стороны как гармония и равновесие
непосредственно внутри организма.

О
целях конкретного организма можно
говорить на уровне физиологической
адаптации. По постоянству данных целей
можно говорить о степени адаптированности.

        1. Психологическая адаптация

Психологическая
адаптация – это процесс приспособления
человека к системам социальных,
социально-психологических,
профессионально-деятельностных связей,
к нормам и ценностям данного общества.

Психологическая
адаптация проявляется в следующих
сферах жизни и деятельности человека:

1.В
социальной сфере;

2.
В социально – психологической сфере;

3.
В профессиональной и учебно –
познавательной деятельностях;

4.
Сфера взаимосвязи с экологической
средой.

В
специальной литературе можно найти
следующее определение социальной
психологии:

«это
итог процесса изменений социальных,
социально-психологических,
морально-психологических,
экономических и демографических
отно­шений
между людьми, приспособление к социальной
среде».

У
социальной адаптации существует ряд
специфических особенностей. К таким
особенностям можно отнести: активное
участие сознания, изменение результатов
социальной адаптации и т.д.

По
данной теме можно отметить идею Э.С.
Маркаряна, суть которой заключается в
том, что человеческое общество является
адаптивно-адаптирующей системой.

Социально-психическая
адаптированность – это взаимоотношение
личности и группы, когда:

1.
Личность без длительных конфликтов как
внутренних, так и внешних, эффективно
выполняет свою деятельность;

2.
Личность в полной мере удовлетворяет
свои социальные потребности;

3.
Личность сомоутверждается и свободно
выражает свои творческие способности.

Исходя
из выше сказанного можно сказать, что
адаптация – это социально-психологический
процесс, с помощью которого личность
приходит к состоянию адаптированности
[1].

studfiles.net

Социально-психологическая адаптация личности

Адаптация в широком смысле слова – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям. Социально-психологическая адаптация – вид и составляющая адаптации, представляющая собой процесс и одновременно успешный результат взаимодействия личности и социальной среды.

Биологический аспект адаптации

Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.

Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.

Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.

Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.

Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.

Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.

Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.

Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.

Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.

Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Социально-психологическая дезадаптация

Не следует путать понятия успешной адаптации и успешности жизни. Успешно адаптировавшийся в социуме индивид это не всегда счастливый и успешный по жизни человек. Успешная социально-психологическая адаптация – это только предпосылка к счастливой жизни. Адаптация, к сожалению, не всегда бывает успешной.

Дезадаптация – это нарушение приспособляемости и процесс неуспешного приспособления человека к новым и сложным для него жизненным обстоятельствам.

Дезадаптация случается, когда человеку не удается справиться с требованиями и трудностями новых социальных условий, утвердиться во взаимоотношениях и самоутвердиться в определенном статусе, роли или комфортной позиции.

Что может помешать человеку успешно адаптироваться? Возможных вариантов всего два:

  • внешние, средовые факторы, то есть само общество,
  • внутриличностные особенности индивида.

Внешних факторов, мешающих успешно приспособиться к конкретной группе или обществу, может быть сколько угодно много и они часто не зависят от воли человека. А вот внутренние факторы это, как правило, всегда какие-то конкретные психологические проблемы, о которых человек и сам зачастую знает, но не хочет или не может устранить. Это могут быть:

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • тревожность, мнительность,
  • агрессивность, конфликтность,
  • слишком сильная или недостаточная мотивация к достижению целей,
  • завышенный или заниженный уровень притязаний и иные психические особенности личности и явления, дисгармонирующие личность.

Наличие психопатологии также приводит к дезадаптированности.

Но точно также как дезадаптацию могут вызывать различные психологические проблемы, она сама может породить множество проблем с психикой, вплоть до серьезного ее расстройства.

Признаки низкой адаптационной способности человека позволяют предполагать у него наличие проблем физического или психологического характера.

Человек, которого общество систематически подавляет, ущемляет, предъявляет завышенные требования и тому подобное, испытывает большие трудности с адаптацией.

В психологически особо тяжелых жизненных обстоятельствах человек порой просто не может приспособиться, у него никак не получается принять изменения и смириться с ними, поэтому, каким бы сильным и волевым он ни был, может «сломаться».

Психотравмирующая ситуация провоцирует психический «надлом», мешающий адаптироваться к ней, а это, в свою очередь, может спровоцировать возникновение психопатологии, если только человек не найдет в себе силы выдержать испытание.

Верный признак дезадаптации это болезненное переживание длительных межличностных или внутриличностных конфликтов, которое приводит к невозможности удовлетворять собственные потребности и/или отвечать требованиям социума.

Залог успешной социально-психологической адаптации

Проблемы и причины дезадаптации рассматривали многие зарубежные и отечественные психологи, представители различных школ и направлений: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Ж. Пиаже, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Все они внесли значительный вклад в понимание проблем адаптации и дезадаптации. Но особо интересна позиция представителя гуманистического направления, психолога А. Маслоу. Он объясняет дезадаптивные процессы и поведение личности наличием метапатологий – расстройств психики, развивающихся в результате реальной или предполагаемой невозможности удовлетворять метапотребности (потребности роста личности, высшие, духовные потребности).

Некоторые метапотребности:

  • целостность,
  • свобода,
  • совершенство,
  • активность,
  • простота,
  • красота,
  • уникальность,
  • истина,
  • честь и другие.

Некоторые метапатологии:

  • цинизм,
  • ненависть, гнев,
  • вульгарность,
  • нетерпеливость,
  • апатия, отсутствие интереса к жизни,
  • тотальный эгоизм,
  • депрессия,
  • отчаяние,
  • перекладывание ответственности на других,
  • неспособность глубоко любить и другие.

Чтобы человек мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно:

  • развиваться личностно, интеллектуально, морально,
  • стремиться удовлетворять не только базовые, но и духовные потребности,
  • вовремя решать возникающие психологические трудности,
  • эффективно разрешать межличностные конфликты.

Человек не рождается совершенным, но к самосовершенствованию нужно стремиться, чтобы уметь находить в себе и силы и адаптивный потенциал для принятия любых перемен и изменений в жизни, а также для возможности компенсировать жизненные утраты новыми приобретениями или уже имеющимися способностями.

Чем более целостной и гармоничной становится личность, тем успешнее человек адаптируется в социуме, оставаясь при этом скорее активным творцом своей истории, нежели пассивным приспособленцем к данным реалиям.

Если вы хотите углубиться в изучение феномена социально-психологической адаптации, читайте литературу:

  1. Артур Реан, А. Кудашев “Психология адаптации личности”
  2. Ирина Лапина “Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия”
  3. Татьяна Костяк “Психологическая адаптация первоклассников” и “Психологическая адаптация ребенка в детском саду”
  4. Владимир Антипов “Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям”
  5. Валентина Казанская “Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей”
  6. Галина Соломатина “Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье”

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

СВЕТСКИЕ НОВОСТИ



ourmind.ru

Психологическая адаптация

Психологическaя aдaптация относится к одной из наиболее важных задач социального мира. Она зависит от многих факторов: требований, выдвигаемых вашим окружением, видов психологической защиты, применяемых вами, индивидуальных особенностей.

Противоположностью психологической адаптации является дезадаптация человека, проявляемая, как следствие неправильного раннего развития или перенесенной стрессовой нагрузки.

Психологическиe особeнности адаптации

Психологическая адаптация – составляющая часть психически здорового состояния каждого из нас. Причины проблем с психикой возникают, зачастую, в результате заниженной способности к умению приспосабливаться. Когда вы чувствуете, что имеете с этим трудности, пребываете в напряженном состоянии, иногда единственный верный выход – внесение поправок в собственный стиль поведения.

Психологическая адаптация отличается от жизненного успеха. Так, когда сталкиваетесь с неудачами, скажем так, с падениями, это вовсе не означает, что у вас проблемы с адаптацией. Ведь не все личностные потребности могут ее усовершенствовать.

Виды психологичeской адаптации

  1. Социальная приспосабливаемость (человек-общество).
  2. Профессиональная, связанная с деятельностью каждой личности.
  3. Социально-психологическая, проявляемая в применении вами социальных ролей: строгой начальницы, ласковой матери, любящей жены и пр/

Психологическая и социальная адаптация

Умение приспосабливаться можно улучшить, расширить, общаясь с людьми из разных социальных групп, с разнообразными мировоззрениями, развивая свою коммуникабельность.

Важным является умение менять применяемые вами социальные роли. Помните, что эффективность этого зависит не от их количества, а от того, насколько качественно вы ими пользуетесь.

 

womanadvice.ru

Психологическая Адаптация — это… Что такое Психологическая Адаптация?



Психологическая Адаптация
Психологическая адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Психологический словарь.
2000.

  • Психологизм
  • Психологическая Акустика

Смотреть что такое «Психологическая Адаптация» в других словарях:

  • психологическая адаптация — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. adaptare приспособлять Категория. Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ — приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к условиям социальной сферы …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • адаптация психологическая — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. адаптация психологическая …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация психическая — Приспособление психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из её вариантов является социально психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с… …   Википедия

  • Адаптация персонала — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • Психологическая служба в органах прокуратуры — Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… …   Энциклопедия современной юридической психологии

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Warning: Unknown: open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_emeoigsv7ss6kl8q05qmsuhst3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/www-root/data/mod-tmp) in Unknown on line 0