Вопросы и ответы

Псевдокомпенсация это – . —

Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

 

1.С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие —

псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным

мотивом к превосходству — с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.

Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыхание, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных.

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные.

 


studopedya.ru

9. Понятие о компенсации, декомпенсации, гиперкомпенсации и псевдокомпенсации

Компенсация– это возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.

Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов, определяющими среди которых является деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе этой деятельности.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способности действий и усвоения соц-го опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности.

Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разрабатывались на основе учения Сеченова и Павлова о ВНД, психологами Выготским, Анохиным и др.

Рассматривая сущность процессов компенсации Выготский приходит к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой возникают компенсаторные механизмы.Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.

Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:

1.реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.

2.фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой

3.бегство в болезнь -  т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе

               Декомпенсация – возрастные кризисы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации, когда у ребенка снижается работоспособность, нарушаются темпы развития (усвоение учебного материала замедляется, изменяется отношение к окружающим, к учебе, внимание становится неустойчивым, возможности памяти).

               Гиперкомпенсация – подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психологической неполноценности Ч, при которой Ч пытается преодолеть ее прикладываю для этого значительно большие усилия, чем требуется.

               Псевдокомпенсация – шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызвать сочувствие и получить поблажки.

               На способ компенсации влияет обстановка в которой воспитывается ребенок, а самое главное – семья.

10. Олигофрения как модель психического недоразвития.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на 2 основные группы:эндогенная (генетическая) и экзогенная.

Этиология олигофрении: эндогенные факторы

Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно,наиболее часто из них встречаетсятрисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна),частота которой составляет 1 : 700 новорожденных.Среди аномалий половых хромосом(синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др.)слабоумие чаще всего наблюдаетсяпри синдроме Клайнфельтера (в 

50 % случаев).

Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении —врожденные нарушения обмена:аминокислот,металлов,солей,жиров и углеводов.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано споражением мозга: инфекциями,травмами,асфиксией.

В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаружено, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполноценном уже внутриутробно.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы в раннем детстве

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве,связана с заболеваниемменингитом.

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целомс преимущественной незрелостью его коры,в первую очередь —лобных отделов итеменных отделов

Количественный показатель умственной отсталости (IQ)

На основании тестов интеллектадети, при IQ ≤ 70, составляют группу умственно отсталых:дебилы — 50–70;имбецилы — 35–50;идиоты — 20 и ниже.

Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные количественные показатели могут наблюдаться при различных вариантах психической недостаточности.

Основные клинико-психологические законы олигофренииГ. Е. Сухаревой (1959) были сформулированыдва основных клинико-психологических законанервно-психического недоразвития (олигофрении):Тотальность;Иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, чтов состоянии недоразвития находятсявсе нервно-психические и в определенной мере дажесоматические функции, начиная отврожденной несформированности ряда внутренних органов:порок сердца,нарушение строения желудочно-кишечного трактаи других систем,недоразвития роста,костной, мышечной и других систем,несформированностисенсорики и моторики,эмоций и кончаянедоразвитием высших психических функций, таких, какречь,мышление,формирование личности в целом.

Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нуждается в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще всего это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. 

11. Олигофрения -группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием.. Олигофрения - тотальное непрогредиентное психическое недоразвитие, наступившее вследствие диффузного поражения коры головного мозга.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на 2 основные группы:

Олигофрения: эндогенная (генетическая), экзогенная.

Этиология олигофрении: эндогенные факторы

Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно, наиболее часто из них встречается трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна), частота которой составляет 1 : 700 новорожденных.

Среди аномалий половых хромосом синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др.) слабоумие чаще всего наблюдается при синдроме Клайнфельтера (в 50 % случаев). Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении — врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводоввследствие врожденной неполноценности ферментных структур.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с поражением мозга инфекциями, травмами, асфиксией.

В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаружено, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполноценном уже внутриутробно.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы в раннем детстве

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве, связана с заболеваниемменингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций:дизентерии, кори,скарлатины и т. д.

Определенное место принадлежит :черепно-мозговым травмам, реже — опухолям.

Структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных отделов и теменных отделов

Ядерный признак: психическая инактивноть в результате диффузного поражения коры головного мозга. Ядерная олигофрения проявляется в двух главных особенностях:

  • недоразвитие носит тотальный характер и касается не только интеллектуальной деятельности и личности, но и всей психики в целом;

  • при тотальном психическом недоразвитии на первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности - абстрактного мышления, психическая инактивность и плохая обучаемость.

В структуре деятельности при олигофрении:

  • несформированность (отсутствие) целеполагания;

  • крайняя неосознанность (отсутствие) мотивации;

  • отсутствие ориентировочного этапа;

  • свернутость (неадекватность) программы;

  • отсутствие контроля;

  • трудности (невозможность) переноса при обучении.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

Степени умственной отсталости: дебильность, имбецильностъ, идиотия.

Согласно МКБ-10, умственная отсталость - состояние задержанного Или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных.

Легкая умственная отсталость.Умеренная умственная отсталость. Тяжелая умственная отсталость. Глубокая умственная отсталость

По степени тяжести психического недоразвития различают три группы олигофрении:

Идиотия - наиболее глубокая степень. Характеризуется практически полным отсутствием речи (запас слов до 20) и глубоким слабоумием. Больные не понимают окружающих; тянут, что попадет им в рот; сидя в кровати, однообразно бессмысленно производят одни и те же движения туловищем.

Имбецильностъ - средняя степень. При имбецильности больные владеют речью, но обычно косноязычны, их запас слов невелик, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Часто вспыльчивы, могут быть агрессивны. Нередко у них повышено половое влечение.

Дебильность - легкая степень. При дебильности имеет место конкретный уровень мышления, затруднение абстрагирования, затруднение обучения, Больные недостаточно критичны в отношении своих возможностей. Выделяют три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и выраженную. Выраженность слабоумия прямо пропорциональна степени обучаемости, а также ослаблению памяти. В поведении больные могут быть легко возбудимы и повышенно внушаемы.

studfiles.net

Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
Стр 1 из 2Следующая ⇒

Защитные механизмы и копинг-стратегии.

Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта»

Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа — разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами проблемной ситуации. Но он также во многом зависит от личностных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству — с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.

Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыхание, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней.Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных.

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные.

mykonspekts.ru

Сорокин Специальная психология - Стр 18

Глава 12. Компенсация, коррекция... как категории специальной психологии

альными масштабами существования человека. Прежде все­ го, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в раз­ витии — детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственныепредприятия, лечебные мастерские и т. д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное за­ конодательство, представляющее определенные гарантии об­ щества в отношении разных групп инвалидов.

К социальному уровню следует отнести и характер отно­ шения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управле­ нию. Нельзя издать такой указ, по которому все члены обще­ ства будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно свя­ занна с религиозными, национальными и историческими тра­ дициями того или иного общества. Кроме того, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена си­ стемой образования и его содержанием. На обыденное созна­ ние оказывают сильное влияние средства массовой информа­ ции (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в том числе и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 г.), в проводимых социально-психологическихисследованиях, посвященных изучению отношения населения к различным группам инва­ лидов, неизменено фиксировалась откровенная насторожен­ ность и отчужденность. Выраженность этих характеристик на­ ходилась почти в прямой зависимости от уровня образования.

Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности соци­ ального уровня компенсации.

Сказанное не должно создавать впечатление, что компен­ саторные процессы существуют изолированно от всех процес-

Специальная психология

сов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсатор­ ные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновре­ менно с процессом восстановления (компенсации), ибо раз­ дельно они не могут существовать. По образному выражению

А.Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

Спонятием компенсации тесно связан другой термин —

декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого

ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воз­ действий. По степени легкости возникновения и устойчивос­ ти декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эф­ фекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно ис­ пользовать защитные механизмы и копинг-стратегии,не по­ зволяющие человеку найти продуктивный выход из сложив­ шийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное оп­ ределение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессио­ нальный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких резуль-

Глава 12. Компенсация, коррекция... как категории специальной психологии

татов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, ука­ зывая на то, что механизм ее реализации связан с естествен­ ным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженныммотивом к превосходству — с другой. Стрем­ ление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким об­ разом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Чувство малоценности особенно остро переживается в дет­ стве, что и составляет основной двигатель психического раз­ вития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несосто­ ятельности детьми с тяжелыми физическими или психичес­ кими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс не­ полноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпен­ сации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги­ перкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым небла­ гоприятным условиям своего существования, развиваться воп­ реки им.

Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психоло­ гии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индиви­ дуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую по­ ловину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называ­ ли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драма­ тизм положения состоял в том, что положение гиперкомпен­ сации было понято совершенно превратно. Адлеровская пси-

Специальная психология

хология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нару­ шение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых ти­ пов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие дети должны обгонять в развитии речи и мыш­ ления зрячих сверстников.

В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л. С. Выготский в 1927 году опуб­ ликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Л. С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует ос­ новные положения гиперкомпенсации, предостерегая чита­ теля от упрощенного понимания.

Но эпоха повального увлечения психоанализом так же бы­ стро кончилась, как началась. Уже в начале 30-хгодов разво­ рачивается кампания по дискредитации психоанализа; пси­ хоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т. д.

С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез ут­ верждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигаетчего-то,то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссаль­ ных волевых усилий и способностей. В этом состоит основ­ ной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманиза­ ции общественных отношений, упрощенного понимания при­ роды человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.

Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упор­ ством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не ока­ зывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л. С. Вы-

Глава 12. Компенсация, коррекция... как категории специальной психологии

готский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, назва­ ние вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л. С. Выготского от «вредного» влияния А. Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б. В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.

Столь длинный комментарий по поводу термина «сверх­ компенсация» был, с нашей точки зрения, необходимым, вопервых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный от­ тенок. Во-вторых,оно является частью одной из весьма ори­ гинальных концепций человека, примером гуманистическо­ го понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и вос­ питания детей с физическими и психическими нарушения­ ми. В частности, на ее основе разрабатывались методы эмо­ ционального воспитания и система психологической помо­ щи родителям.

Уровневое строение компенсаторных процессов соответ­ ствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек — существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биоло­ гические и социальные детерминанты при ведущей роли пос­ ледних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задей­ ствованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12. 2). мы попытались условно представить соотноше­ ние биологической и социальной составляющей процесса ком­ пенсации; диагональная черта воспроизводит это соотноше­ ние. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит соци­ альному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социаль­ ном уровне есть определенная представленность биологиче­ ского фактора, связанного с возрастом человека, общим со-

Специальная психология

стоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природ­ ными особенностями его темперамента и т.д.

Р и с . 12.2. Уровни организации компенсаторны х процессо в

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действи­ тельно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособле­ ния, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точ­ ка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию за­ нимают в данном вопросе А. И. Воложин и Ю. К. Субботин. Они рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается че­ рез существование другой. Адаптация и компенсация не изо­ лированы, они уравновешивают друг друга. Примерами дру­ гих биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыха­ ние, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие меж­ ду индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь

Глава 12. Компенсация, коррекция... как категории специальной психологии

при условии, что определенные перемены произойдут в са­ мом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего ис­ ходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение сре­ ды существования, выражающихся в том, что система, реаги­ руя на изменения существенных для нее параметров и дефек­ тов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации мо­ жет включать как морфологические, так и поведенческие ре­ акции в зависимости от уровня организации системы (Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — уни­ версальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с.33-34).

Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произо­ шедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восста­ новление баланса возможно при условии частичного или пол­ ного возвращения индивида к исходному состоянию.

Таким образом, адаптационные и компенсаторные процес­ сы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенно­ го равновесия в зависимости от причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных. Изложенные положения мож­ но обобщенно, хотя и весьма схематично представить в гра­ фической форме. На рисунке 12.3. воспроизведены направ­ ления действия адаптационных и компенсаторных процессов.

В верхнем ряду представлено направление действия адап­ тационного процесса с выделением трех фаз. Первая фаза — состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометриче­ скими фигурами (большой квадрат — окружающая среда; ма­ лый квадрат — индивид). Вторая фаза — нарушенное равно­ весие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квад­ рата в круг. Третья фаза — восстановление утраченного равно­ весия — преобразование малого квадрата в круг. Таким обра-

Специальная психология

А. Адаптационный процесс

Б. Компенсационный процесс

Рис. 12.3. Направление действи я адаптационны х

и компенсаторны х п р о ц е с с о в

зом видно, что основное направление адаптационного про­ цесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего из­ начального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и ком­ пенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становле­ ние адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления раз­ витие компенсаторных способностей усиливается и догоняет

Глава 12. Компенсация, коррекция... как категории специальной психологии

адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные ме­ ханизмы, а позже компенсаторные. Динамика возрастного соотношения адаптационных и компенсаторных процессов представлена на рисунке 12.4.

Рис. 12.4. Возрастная динамик а развития адаптационны х

икомпенсаторны х процессо в

Всовременной специальной психологии термин «компен­ сация» не является широко употребимым. Куда чаще исполь­ зуется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутрен­ ний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание оте­ чественных специалистов в конце 60-хгодов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических,медицинских, профессиональ­ ных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате тру­ доспособности, на эффективное и раннее возвращение боль­ ных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к обществен­ но полезному труду. Реабилитация представляет сложный про­ цесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается

Специальная психология

положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Ка­ банов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабили­ тация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от терми­ на «компенсация».

Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на лич­ ность человека с тем или иным нарушением, на восстановле­ ние полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не­ допустим превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалид­ ности состоит в конфликте полноценных человеческих по­ требностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности постра­ давшего.

Следует также заметить, что реабилитационные меропри­ ятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами — семья, про­ фессия и социальное окружение. Это прямо указано в приве­ денном определении. Существуют специальные виды реаби­ литации: семейная, социально-психологическаяи професси­ ональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают про­ блемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контак­ тов с окружающими людьми.

Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилита­ ционные мероприятия опираются на компенсаторные внут­ ренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные

studfiles.net

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Количество просмотров публикации СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - 606

Любая живая система должна обладать определœенным за­пасом ʼʼпрочностиʼʼ на случай резких неблагоприятных изме­нений во внешней и внутренней среде. Для этого необходи­мы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних ʼʼсбоевʼʼ в процессе ее работы. Поддержание оп­ределœенного уровня ʼʼнадежностиʼʼ системы в целом и отдель­ных ее компонентов составляет суть сложных и многообраз­ных процессов компенсации. Наличие парных органов у мно­гих животных и человека, способных ʼʼпродублироватьʼʼ друг друга при поражении одного из них, как и способность к ре­генерации, свидетельствует офилогенетической древности компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией принято понимать процесс возмещения недораз­витых или нарушенных функций путем использования сохран­ных или перестройки частично нарушенных.

Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не од­ного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохи­на, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.

Прежде всœего, были существенно трансформированы такие понятия, как ʼʼорганʼʼ и ʼʼфункцияʼʼ. В естественно-научной тра­диции XIX века под органом понималась определœенная, мате­риальная часть живого организма, выполняющая свою соб­ственную функцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телœесных функций, но она явно не соответствовала сложной организа­ции психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие ʼʼорганʼʼ было расширено и преобразовано в по­нятие ʼʼфункциональный органʼʼ. А. А. Ухтомский писал по это­му поводу: ʼʼОрганом должна быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определœенное достижениеʼʼ (цит. по: Братусь Б, С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).

Также видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые ʼʼспособностиʼʼ. На смену ему пришла идея ʼʼпсихологических системʼʼ, обла­дающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы дея­тельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результа­та с исходным его образом. При таком понимании психиче­ские функции следует сопоставлять не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологическими процессами, осуще­ствляемыми теми или иными мозговыми структурами. Следовательно, в базе психической деятельности лежат ʼʼфункциональные органыʼʼ или ʼʼфункциональные системыʼʼ, характеризующиеся сложным составом своего строения, вклю­чающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различ­ные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.

Функциональные системы обладают высокой пластично­стью и способностью к перестраиванию. Именно эта способ­ность лежит в базе механизмов компенсации перестроек.

Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных фун­кций внутрисистемную и межсистемную.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза— обнаружение того или иного нарушения вработе организма. Сигнал о нарушении должна быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза— оценка параметров нарушения, его локали­зации и глубины (выраженности).

Третья фаза— формирование программы последователь­ности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с крайне важно стью требует от­слеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержа­ние четвертой фазы.

Инаконец, пятая, завершающая фазасвязана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Временная длительность указанных этапов должна быть раз­личной, что зависит от характера нарушения, его выраженно­сти и от индивидуальных особенностей организма. Останов­ка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм дея­тельности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, реализуются на разных уровнях своей организации. Обыч­но выделяется четыре подобных уровня.

Первый — биологический,или телœесный уровень: компен­саторные процессы протекают преимущественно автоматиче­ски и бессознательно.

Второй — психологическийуровень существенно расширя­ет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Не случайно одно и то же нарушение у животных и челове­ка может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жиз­нью. Человек же при всœех трудностях, возникающих в усло­виях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедея­тельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всœего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, поста­новке реальных целœей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые, качества, вы­полняют важнейшую компенсаторную функцию. По этой причине закономерным кажется то, что при одном и том же наруше­нии у разных людей мы можем наблюдать выраженные от­личия в их социальной адаптации исходя из личнос­тных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с ра­ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определœению Р. М. Грановской, — ʼʼэто специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих пережи­ваний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфортаʼʼ {Никольская И. М., Гра­новская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000, с. 19). Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублима­ция, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи пло­хо сознаваемы, они весьма избирательны исходя из характера проблемной ситуации и от личностных особеннос­тей человека. Вместе с тем, механизмы защиты способны со­действовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внеш­ней ситуации.

Копинг-стратегии представляют из себясознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессо­выми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном по­всœедневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защит­ные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три базовых типа — разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необхо­димости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами про­блемной ситуации. Но он также во многом зависит от лично­стных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных ус­тановок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем не менее не может сам по себе обеспечить реализацию всœей компенса­торной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации, реализуемая на социально-психологическом уровне. Здесь, как несложно заметить, мы выходим за грани­цы телœесного бытия индивида, но остаемся в рамках его лич­ности как социального способа существования. На данном уровне помимо интрапсихических начинают отчетливо дей­ствовать интерпсихические, экстрацеребральные механизмы.

По сути дела, выход за пределы физического бытия чело­века уже имел место на предыдущей психологической ступе­ни. Ибо личность, прежде всœего, продукт социальной среды, Но здесь характер компенсаторного процесса представлен, в случае если угодно, в своей открытой форме. Эффективность ком­пенсации во многом определяется характером межличност­ных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, пони­мание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих по­зитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социаль­ного благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей соб­ственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищен­ности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собствен­ные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целœей, ощущение контролируемости происходя­щих событий, ненапрасности потраченных усилий.

Ощущение благополучия многими исследователями связы­вается с тремя основными жизненными ʼʼопорамиʼʼ, к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и неза­висимости. Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность челове­ка совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во мно­гом зависит от прочности указанных ʼʼопорʼʼ. Нетрудно заме­тить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к ин­валидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства челове­ка. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семей­ному воспитанию и профессиональному самоопределœению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонения­ми от нормального хода развития.

Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект спо­собен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отноше­ний, в т.ч. и семейных, а также в отсутствии необходи­мой профессиональной деятельности. Но подобное, скорее всœего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентации.

Ощущение психологического и социального благополучия человека  
Ближайшее окружение вне семьи
Независимость Причастность
Профессиональная деятельность  

Рис. 12.1. Структура факторов социально-психологического благополучия человека

Выделœенное нами понятие социально-психологического благополучия и определяющие его факторы во многом по сво­ему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня тер­мином ʼʼкачество жизниʼʼ, под которым принято понимать характе­ристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (Г. С.Никифоров). Качество жизни является общей характеристикой разных жизненных сторон. К их чис­лу относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и эко­номической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта͵ как состо­яния личности, позволяющие ей относительно безболезнен­но преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира, адекватно решать поставленные задачи, способность быть всœем, чем в состоянии стать (самореализация), возмож­ность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой (Г. С.Ники­форов).

Выделœенные нами уровни компенсации не имеют четких границ. Но среди них всœе же можно обозначить высший — социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всœе­го, это политика государства в отношении инвалидов, в т.ч. и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в раз­витии — детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т. д. Вместе с тем, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное за­конодательство, представляющее определœенные гарантии об­щества в отношении разных групп инвалидов.

К социальному уровню следует отнести и.характер отно­шения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управле­нию. Нельзя издать такой указ, по которому всœе члены обще­ства будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно свя­занна с религиозными, национальными и историческими тра­дициями того или иного общества. Вместе с тем, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена си­стемой образования и его содержанием. На обыденное созна­ние оказывают сильное влияние средства массовой информа­ции (газеты, радио, телœевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в т.ч. и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 ᴦ.), в проводимых социально-психологических исследованиях, посвященных изучению отношения населœения к различным группам инва­лидов, неизменно фиксировалась откровенная насторожен­ность и отчужденность. Выраженность этих характеристик на­ходилась почти в прямой зависимости от уровня образования.

Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности соци­ального уровня компенсации.

Сказанное не должно создавать впечатление, что компен­саторные процессы существуют изолированно от всœех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. В случае если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсатор­ные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновре­менно с процессом восстановления (компенсации), ибо раз­дельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, ʼʼчеловек не может ʼʼзакрытьсяʼʼ на ремонтʼʼ.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация,под которым принято понимать утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воз­действий. Постепени легкости возникновения и устойчивос­ти декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эф­фекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно ис­пользовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не по­зволяющие человеку найти продуктивный выход из сложив­шийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия ʼʼгиперкомпенсацияʼʼ. Дать однозначное оп­ределœение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессио­нальный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, ука­зывая на то, что механизм ее реализации связан с естествен­ным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству — с другой. Стрем­ление к превосходству принято понимать А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким об­разом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Чувство малоценности особенно остро переживается в дет­стве, что и составляет основной двигатель психического раз­вития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несосто­ятельности детьми с тяжелыми физическими или психичес­кими отклонениями. В этом случае возникает ʼʼкомплекс не­полноценностиʼʼ,наличие которого исходя из целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпен­сации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги­перкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым небла­гоприятным условиям своего существования, развиваться воп­реки им.

Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психоло­гии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индиви­дуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую по­ловину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называ­ли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драма­тизм положения состоял в том, что положение гиперкомпен­сации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта͵ что почти любое физическое или психическое нару­шение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых ти­пов специальных школ, к примеру для слепых, ибо считалось, что незрячие дети должны обгонять в развитии речи и мыш­ления зрячих сверстников.

В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л. С. Выготский в 1927 году опуб­ликовал статью ʼʼДефект и сверхкомпенсацияʼʼ. Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Л. С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует ос­новные положения гиперкомпенсации, предостерегая чита­теля от упрощенного понимания.

Но эпоха повального увлечения психоанализом так же быстро кончилась, как началась. Уже в начале ЗО-х годов разво­рачивается кампания по дискредитации психоанализа; пси­хоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т. д.

С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В корне критики его идей лежало всœе то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всœерьез ут­верждать, что патология способна стимулировать развитие. В случае если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счёт колоссаль­ных волевых усилий и способностей. В этом состоит основ­ной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманиза­ции общественных отношений, упрощенного понимания при­роды человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.

Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упор­ством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не ока­зывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л. С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинœений, изданном в 1983 году, назва­ние вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на ʼʼДефект и компенсацияʼʼ, дабы дистанцировать Л. С. Выготского от ʼʼвредногоʼʼ влияния А. Адлера. Правда, в1982 ᴦ. впервые за многие десятилетия появился очерк 5. В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.

Столь длинный комментарий по поводу термина ʼʼсверхкомпенсацияʼʼ был, с нашей точки зрения, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный оттенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма оригинальных концепций человека, примером гуманистического понимания его природы. Индивидуальная психология Адлера существенно обогатила практику обучения и вос­питания детей с физическими и психическими нарушения­ми. В частности, на ее базе разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической помощи родителям.

Уровневое строение компенсаторных процессов соответствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек — существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные детерминанты при ведущей роли последних. Именно в связи с этим в компенсаторных процессах задей­ствованы эти две группы факторов. На приведенной схеме рис. 12. 2). мы попытались условно представить соотноше­ние биологической и социальной составляющей процесса ком­пенсации; диагональная черта воспроизводит это соотноше­ние. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит социальному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социаль­ном уровне есть определœенная представленность биологического фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природ­ными особенностями его темперамента и т.д.

уровни

социальные Социальный биологические

факторы факторы

Социально-психологический

Психологический

биологический

Рис. 12.2. Уровни организации компенсаторных процессов

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действи­тельно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособле­ния, что роднит их между собой. Именно в связи с этим некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точ­ка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию за­нимают в данном вопросœе А. И. Воложин и Ю. К. Субботин. Οʜᴎ рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается че­рез существование другой. Адаптация и компенсация не изо­лированы, они уравновешивают друг друга. Примерами дру­гих биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыха­ние, возбуждение — торможение, питание — выделœение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие меж­ду индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определœенные перемены произойдут в са­мом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего ис­ходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение сре­ды существования, выражающихся в том, что система, реаги­руя на изменения существенных для нее параметров и дефек­тов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации мо­жет включать как морфологические, так и поведенческие ре­акции исходя из уровня организации системы {Воло­жин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — уни­версальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).

Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причинœе изменений, произо­шедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восста­новление баланса возможно при условии частичного или пол­ного возвращения индивида к исходному состоянию.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, адаптационные и компенсаторные процес­сы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенно­го равновесия исходя из причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных. Изложенные положения мож­но обобщенно, хотя и весьма схематично представить в гра­фической форме. На рисунке 12.3. воспроизведены направ­ления действия адаптационных и компенсаторных процессов.

В верхнем ряду представлено направление действия адап­тационного процесса с выделœением трех фаз. Первая фаза — состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометриче­скими фигурами (большой квадрат — окружающая среда; ма­лый квадрат — индивид). Вторая фаза — нарушенное равно­весие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квад­рата в круᴦ. Третья фаза — восстановление утраченного равно­весия — преобразование малого квадрата в круᴦ. Таким образом видно, что основное направление адаптационного про­цесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего из­начального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.

А. Адаптационный процесс

referatwork.ru

Компенсация в психологии - это что такое? Виды компенсации в психологии

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – "возмещение". Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Виды

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой. Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности. Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека. Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми. Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

fb.ru

Декомпенсация - это... Что такое Декомпенсация?


Декомпенсация
(от лат. de — приставка, означающая недостаток, отсутствие, compensatio — уравновешивание) — расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева. 2006.

Синонимы:
  • Деградация
  • Делабиализация

Смотреть что такое "Декомпенсация" в других словарях:

  • декомпенсация — декомпенсация …   Орфографический словарь-справочник

  • ДЕКОМПЕНСАЦИЯ — (от де... и лат. compensatio возмещение), нарушение биология, или психического равновесия организма вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов. Старые организмы, как правило, быстрее подвергаются декомпенсации (даже при… …   Экологический словарь

  • ДЕКОМПЕНСАЦИЯ — (от де... и лат. compensatio возмещение) расстройства деятельности организма, возникающие при неспособности его приспособительных механизмов компенсировать вызванные болезнью нарушения (напр., декомпенсация сердца, см. Сердечная недостаточность) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Декомпенсация — (от лат. de…  приставка, обозначающая отсутствие, и compensatio  уравновешивание, возмещение)  нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания… …   Википедия

  • декомпенсация — и, ж. décompensation < de + лат. compensatio уравнивание, возмещение. мед. Нарушение деятельности организма, какой н. функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов. Крысин 1998. БАС 2. Я не имел… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • декомпенсация — сущ., кол во синонимов: 3 • возмещение (20) • декомпенсирование (3) • уравновешивани …   Словарь синонимов

  • ДЕКОМПЕНСАЦИЯ — ДЕКОМПЕНСАЦИЯ, или расстройство компенсац и и (уравновешивания в буквальном смысле слова), может быть уяснена лишь в связи с понятием компенсация (см.) …   Большая медицинская энциклопедия

  • декомпенсация — декомпенсация. Произносится [дэкомпенсация] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • декомпенсация — и; ж. Мед. Нарушение компенсации (2 зн.). Сердечная д. * * * декомпенсация (от де... и лат. compensatio  возмещение), расстройства деятельности организма, возникающие при неспособности его приспособительных механизмов компенсировать вызванные… …   Энциклопедический словарь

  • декомпенсация — (см. де...) мед. нарушение деятельности организма, какой л. его функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов; через нек рое время организм может приспособиться к новым условиям существования и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • декомпенсация — rus декомпенсация (ж), вышлюзовывание (с) eng decompression fra décompression (f) deu Dekompression (f), Druckabfall (m) spa descompresión (f) …   Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

correction_pedagogy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *