2.3. Типы эмпирических данных
2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов
Психологические данные могут рассматриваться как результаты реализации определенных эмпирических методов (наблюдения, эксперимент, психологическое шкалирование, психодиагностика), так и в качестве фиксируемых при помощи тех или иных методик показателей. Операционализируемые посредством каких-либо методик первичные показатели могут использоваться как для конкретизации психологических понятий, или конструктов, так и для проверки гипотез об исследуемых свойствах психологической реальности.
Эмпирические данные как результаты применения психологических методов зависят, с одной стороны, от структуры метода, а с другой – от типа методики как средства, или «техники», экспликации гипотетически рассматриваемых базисных процессов, имеющих предметно-специфический характер. В первом случае говорят о данных наблюдения, корреляционных или экспериментальных данных, подразумевая структурную организацию исследования с позиций «пассивно наблюдающего», корреляционного или собственно экспериментального подходов. Способ отношения к изучаемому предмету при разных типах (или разных путях) исследования предполагает и различные структуры эмпирических данных. Во втором случае говорят о данных, получаемых в результате исследования познавательной сферы человека (методики изучения внимания, памяти, воображения, мышления), его эмоционально-мотивационной сферы (методики диагностики мотивов, волевой регуляции поведения, идентификации эмоций и т.д.), самосознания (методики самооценки) или ценностных ориентации (методика ранжирования ценностей).
При любом из выбранных способов исследовательского отношения необходимо различать понятия «метод» и «методика» как разноуровневые единицы анализа психологической реальности. Взаимосвязь этих единиц важна в той степени, в какой реализация экспериментального метода зависит от того, возможна ли методическая операционализация переменных (как фиксации показателей процессов внимания, целеобразования, решения задачи или др.). Экспериментальная схема может включать методики наблюдения, или методики оценки эффективности воспроизведения при непроизвольном запоминании, или стандартизованные тесты, или какие-то другие средства фиксации психологических переменных как первичных показателей, которые при обработке структурируются в тех или иных схемах сравнений. Собственно экспериментальные данные имеют вид вторичных показателей в том смысле, что в них эмпирические факты являются результатом специальных процедур сопоставления и обработки первичных данных.
2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели
Принятое разведение целей психологического исследования и целей психологического обследования помогает представить относительность одних и тех же методических процедур с точки зрения разных контекстов, в которые они могут быть включены.
В случае цели обследования исследовательские приемы могут называться иногда «экспериментальными пробами». В качестве методик фиксации первичных показателей они позволяют психологу реализовать постановку
Данные, полученные в структурах реализации экспериментального метода или психологического измерения, также могут служить решению диагностических задач. Поэтому, например, говорят об экспериментально-клиническом методе, подразумевая не нозологическую принадлежность испытуемых к какой-то группе (не «нормы»), а использование результатов эксперимента для обоснования психологического заключения о конкретном человеке.
В случае исследовательских целей получение эмпирических данных направлено на познание психологических закономерностей. Тогда даже при «анализе индивидуального случая» познавательное отношение отодвигает в качестве фона цели обследования. Результаты обследования должны при этом найти объяснение в рамках гипотетических или эмпирически установленных закономерностей.
studfiles.net
Эмпирические методы психологического исследования
Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение широко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения.
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.
Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Наблюдение по систематичности делится на:
— Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
— (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.
Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
По фиксируемым объектам наблюдение бывает:
— Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
— Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.
Наблюдение имеет ряд преимуществ:
— Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения.
— Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.
— Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
— Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
— Оперативность получения информации.
— Относительная дешевизна метода.
Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят:
— Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять:
— настроение наблюдателя;
— социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
— предубеждение наблюдателя;
— комплексность наблюдаемых ситуаций;
— эффект первого впечатления;
— усталость наблюдателя и наблюдаемого;
— ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности).
— Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
— Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
— Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
— Сложность соблюдения операциональной валидности.
Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
— анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
— анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа.
— анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.
Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.
Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.
Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.
Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
psyera.ru
Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии
-
Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.
Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.
Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.
Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.
Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.
Вы всегда можете связаться со мной.
Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.
Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.
Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:
- В чем суть эмпирического метода познания?
- В чем особенности эмпирического исследования в дипломе по психологии?
- В чем особенности реального и выдуманного исследования?
- Какова структура эмпирической главы диплома по психологии?
- Каковы этапы эмпирического исследования?
- Какие существуют типы эмпирических исследований?
- В чем особенности формирования выборки эмпирического исследования?
- Как подбирать психодиагностические методики для эмпирического исследования?
- Как определять надежность и валидность психологических тестов?
- В чем специфика проведения тестирования испытуемых?
- Как правильно описать результаты эмпирического исследования?
- В чем особенность выводов по эмпирическому исследованию?
Что такое эмпирическое исследование
Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.
Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).
Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.
Эмпирическое исследование в дипломе психологии
Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей) определяют ее суть.
От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.
Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку, в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.
Реальное или выдуманное
Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых (сформировать выборку), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.
В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования (таблицу исходных данных). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.
Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.
Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы, а затем под них формируем таблицу результатов тестирования (сводную таблицу результатов), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).
Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии. Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования.
Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.
В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.
Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).
Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.
Структура эмпирической главы диплома
В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:
- Методика эмпирического исследования.
- Результаты эмпирического исследования.
- Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
- Анализ результатов эмпирического исследования.
Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:
1.1. Процедура исследования.
В этом параграфе описываются цель и задачи, гипотеза, выборка, а также психодиагностические методики. Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.
В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов. Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.
1.2. Результаты исследования
В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений. Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.
1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования
В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.
В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей. В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости.
Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.
1.4. Анализ результатов эмпирического исследования
Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов. Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.
Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:
1.1. Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования.
1.2. Выборка исследования.
1.3. Методики исследования.
1.4. Результаты эмпирического исследования.
1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.
Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:
- Методологический раздел.
- Раздел описания результатов.
Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:
1.1. Методик эмпирического исследования.
1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.
При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.
При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе.
Этапы эмпирического исследования
Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:
1. Подготовительный этап.
Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик.
2. Диагностический этап.
Проведение тестирования испытуемых, обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных.
3. Этап обработки данных эмпирического исследования.
Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.
4. Завершающий этап эмпирического исследования.
Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций, таблиц результатов сравнительного анализа, корреляционных плеяд). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.
Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.
dip-psi.ru
Эмпирические методы психологического исследования
До двадцатого века, наука в значительной степени использовала принципы индукции в решении открытий о мире посредством точных наблюдений, формулировании теории, основанной на закономерностях.
Законы Ньютона являются примером этого. Он наблюдал поведение физических объектов (например, яблок) и обобщал законы, которые подтверждали то, что он наблюдал.
Психология, как наука взяла «заднее сиденье», как писал в семнадцатом веке Декарт. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что это было то, что отделяет нас от животных. Он считал, что наши тела могут влиять на наше сознание, и что зачатки этих взаимодействий были в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, наверное, не тот случай!
С этой влиятельной работой пришли другие важные философы, которые говорили о психологии, включая работы Спинозы и Лейбница. Но там по-прежнему не было ни одной, науки, единой психологии как отдельной дисциплины (можно, конечно, возразить, что там до сих пор ее нет!)
Когда задали вопрос: «Кто является родителем психологии?»,- многие люди ответили, что Фрейд. Так ли это, вопрос не вызывает дискуссий, но если бы мы спросили, кто родитель экспериментальной психологии, мало будет скорее всего, ответит так же. Так, когда же и почему пришли к современной экспериментальной психологии?
Психология долго формировалась как научная дисциплина, поскольку ей необходимо время для консолидации. Понимание поведения, мыслей и чувства не так легко можно объяснить.
Эмпирические методы исследованияНо надоели многолетние домыслы, теории и аргументы, имея в виду Аристотеля о признании вины для проведения научных исследований в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов. Вильгельма Вундта создал первую лаборатории психологии в 1879 году. Самоанализ был использован, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно место, чтобы начать думать о том, как использовать научные методы исследования поведения.
Что такое «метод»?
При изучении любой новой области, необходимо начать с поиска и развития метода. В виде общего положения, мы могли бы сказать, что каждый принципиально новый подход к научным проблемам неизбежно ведет к новым методам и способам исследования. Материал и метод исследования тесно связаны между собой. По этой причине, исследование приобретает совершенно другую форму, и конечно, когда оно связано с поиском новых методов, подходящих к новой проблеме; в этом случае оно радикально отличается от тех форм, в которых изучение применяет развитых и устоявшихся научных методов в новых областях.
Это различие можно сравнить с различием, которое существует между уравнений с одним и двумя неизвестными. Исследования, которые мы имеем в виду — это всегда уравнение с двумя неизвестными. Развивая проблему и способ поступления, если не параллельно, то в любом случае, совместно движущихся вперед. Нахождение метода является одной из важнейших задач исследователя. Метод в таких случаях — это одновременно предпосылка и продукт, средство и результат исследования.
Мы начнем с основы метода нашего исследования и выяснение ее связи с другими психологическими методами. Конкретный метод может принимать самые различные формы в зависимости от конкретного содержания самой проблемы (изучение памяти, мышления и др.), на личность субъекта (дети разных возрастов и типов), на специальных задачах данного исследования (анализ, генезис какого-либо процесса), и, наконец, о характере исследований (экспериментальных и клинических).
Все психологические методы, используемые в настоящее время в экспериментальных исследованиях, несмотря на большое разнообразие, построены по одному принципу, по словам одного типа, по одной схеме: стимул — реакция. Неважно, насколько уникальный и сложный Тип установки психологического эксперимента на этой универсальной основе всегда можно легко найти. Независимо от того, на что или как психолог экспериментировал, что всегда обсуждалось, как влиять на сюжет, как представить ему независимо от рода стимул, как стимулировать его поведение или опыт в той или иной ситуации, а затем изучать, анализировать и описывать, в ответ на это действие, будет индуцированный данный стимул – ответ.
Конечно, сама идея эксперимента состояла исследователь искусственно провоцировать исследуемое явление, варьируя условия его курс, изменяя его в соответствии с его собственных целей. Следовательно, очень важным и основным ресурсом для психологического эксперимента остается единственно возможный путь корреляционного анализа стимулов-ответов. Насколько такие объективные тенденции в психологии как бихевиоризм и рефлексология обеспокоены тем, они признают, что «раздражитель-ответ» метод универсально, как единственный способ изучения поведения. Если мы рассматриваем вопрос о методе в более широком смысле, что включает в себя все другие тенденции в современной психологии и даже физиологии высшей нервной деятельности, принципиальная основа метода остается неизменной.
Если, с учетом объективных психологических тенденций, эта позиция очевидна и, следовательно, требует дальнейшего рассмотрения и представления новых доказательств, то в его применении к субъективной, эмпирической психологии, она требует некоторых дополнительных пояснений. Конечно, принцип стимул-ответ, как основной по происхождению психологический метод часто считается особым достижением объективной психологии, часто рассматривается конкретное различие объективного метода, часто контрастирует с субъективным методом эмпирической психологии. Такое впечатление, легко складывается, что в эмпирической психологии, ситуация иная, что она знает какую-то принципиально другую форму экспериментирования.
При тщательном рассмотрении вопроса, нетрудно убедиться, что это не так. Обманчивое впечатление на основе внешних характеристик, которые приводят к ошибке. Во-первых, создается впечатление, что метод ответа в традиционной психологии рассматривается обычно как один из экспериментальных методов; во-вторых, формулировка идеи «раздражитель-ответ» как основа метода была создана за пределами эмпирической психологии в рамках тенденции конкурентов, и не была признанной и принятой.
Эмпирический метод
Эмпирический метод обычно подразумевает сбор большого количества данных, на основе теории или получение заключения в науке. Он является частью научного метода, но часто ошибочно считается синонимом экспериментального метода.
Эмпирический метод не является резко выраженным и часто контрастирует с точностью экспериментального метода, где данные полученные на основе систематического манипулирования являются переменными в эксперименте. Некоторые трудности в обсуждении эмпирического метода возникают от неоднозначности смысла лингвистов слова эмпирическое.
Методы исследованияСогласно определению, которое дает психология эмпирический является производным от древнегреческого за опыт, который, в конечном счете, является производным в испытании, эксперименте. Таким образом, эмпирические данные — это информация, которая является производной от проб и ошибок опыта. Из этого следует, что эмпирический метод похож на экспериментальный метод. Однако существенная разница заключается в том, что в эксперименте различные «испытания» строго манипулируются так, что вывод можно сделать, о причинности наблюдаемых изменений, результатов. Это контрастирует с эмпирическим методом агрегирования естественным данных.
Добавляется также дальнейшая путаница и другая коннотация эмпирического метода. Строгие эмпирики — это те, кто получают свои правила практики всецело из опыта, для исключения философских теорий. Примером этого является вывод психопатологических шкал опросников, где предметы, которые были одобрены людьми в различных диагностических категориях, использовались в качестве обозначения этого диагноза независимо от какого-либо понимания взаимосвязи между элементами и патологией.
В исследованиях по психологии также говорится, что эмпирический — это «тот, кто, как в медицине или в других отраслях науки, основывается исключительно на наблюдении и эксперименте». В этом случае, эмпирик может быть кто-то, кто проводит эксперимент, но без использования гипотезы направляют процесс, то есть, строго методом проб и ошибок. Это противоречит одному из основных постулатов научного метода, что из hypothetico-дедуктивного метод, где в эксперименте тестируется гипотеза с переменной манипуляцией.
Таким образом, мы приходим к лучшему пониманию стандартного определения эмпирического метода: в целом характеризуется сбором большого объема данных, прежде чем выложить много предположений об их значимости, и противопоставлен более теоретическим методам, в которых сбор эмпирических данных, руководствуется, в основном, предварительными теоретическими исследованиями. Эмпирический метод необходимо вводить в доселе совершенно неизведанные области, таким образом, он становится менее чисто эмпирическим, и увеличивается приобретенное поле мастерства. Успешное использование исключительно эмпирического метода требует высокой степени интуитивных способностей практикующего.
Почему с помощью нашей интуиции можно достичь полного понимания причин поведения?
Несмотря на различия в интересах, сферы обучения и подходов, все психологи имеют одну общую черту: они опираются на научные методы. Исследования психологов заключаются в том, чтобы использовать научные методы для создания новых знаний о причинах поведения, в то время как психологи-практики, такие как школьные психолог, индустриально-организационные, и те, кто дает клинические, консультации, используют существующие исследования, чтобы улучшить повседневную жизнь других людей. Наука психология очень важна как для исследователей, так и практиков.
В каком-то смысле все люди являются учеными. Мы все заинтересованы, задавая и отвечая на вопросы о нашем мире. Мы хотим знать, почему вещи происходят, когда они повторятся снова, и если это, скорее всего, случится, как воспроизвести, или изменить их. Такие знания позволяют нам прогнозировать свое поведение и поведение других людей. Мы даже можем собрать данные (то есть, любую информацию, собранную с помощью формального наблюдения или измерения), чтобы помочь себе в этом начинании.
Методы познанияСуществует мнение, что люди, называемые «повседневными учеными», проводят исследовательские проекты, и могут ответить на вопросы о поведении человека. Как вывод: стратегия и недостатки общественного осуждения. Когда мы плохо сдали важный экзамен, мы пытаемся понять, что стало причиной нашей неспособности запомнить или понять материал, и что может помочь нам сделать это лучше в следующий раз. Когда наши хорошие друзья, после тринадцатилетней совместной жизни расходятся, несмотря на то, что они появились, чтобы иметь отношения, и их брак заключен, казалось, на небесах, мы пытаемся определить, что случилось. Когда мы созерцаем рост террористических актов по всему миру, мы стараемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них, и ища другие ответы на эти вопросы.
Почему психологи опираются на эмпирические методы
Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют для эмпирических методов исследования темы, которые им интересны. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и выводы о тех данных. Эмпирические методы, используемые учеными, были разработаны в течение многих лет и служат основой для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках единой концепции, в которой информация может быть общей. Мы можем обозначить научный метод как совокупность представлений, правил, и процедур, которые используют ученые для проведения эмпирических исследований.
Использование эмпирического метода в науке.
Эмпиризм (основан Джоном Локком) гласит, что единственным источником знаний являются наши органы чувств, например зрение, слух и так далее.
Это было совсем иное предположение, в отличие от существующего мнения, что знания могут быть получены исключительно за счет силы разума и логических аргументов (известный как рационализм). Таким образом, существует мнение, что эмпиризм основывается на знаниях, или может прийти с опытом.
Эмпирический подход посредством получения знаний через опыт быстро стал научным подходом и значительно повлиял на развитие физики и химии в семнадцатом и восемнадцатом веках.
Идея о том, что знания должны быть получены через опыт, то есть эмпирически, превратился в метод исследования, который использует тщательные наблюдения и эксперименты, чтобы собрать факты и доказательства.
Характер научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:
- Что делать с теорией и основой гипотезой.
- Фактические, эмпирические методы опроса (то есть эксперименты, наблюдения).
Примером эмпирического метода исследования в науке является эксперимент.
Основные особенности эксперимента: осуществление контроля за переменами (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное объективное измерение и установление причинно-следственных связей.
Основные функции науки.
Эмпирические данные:
- Касается данных, собранных путем прямого наблюдения или эксперимента.
- Эмпирические данные не опираются на аргумент или убеждения.
- Вместо опыта наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются так, что другие исследователи могут повторить попытку, чтобы проверить работу.
Объективность:
- Исследователи должны оставаться совершенно незаинтересованными лицами в происходящем при изучении; они должны стараться оставаться полностью объективными в своих расследованиях. Это значит, что исследователи не должны быть под влиянием личных чувств и переживаний.
- Объективность означает, что все источники ошибок сводятся до минимума, а личные или субъективные представления исключаются. Стремление науки подразумевает, что факты будут говорить сами за себя, даже если окажется, что они отличаются от того, на что следователь надеялся.
Контроль: все посторонние переменные должны контролироваться, чтобы быть в состоянии установить причину и эффект.
Предсказуемость: мы должны стремиться, чтобы быть в состоянии предсказать их поведение в будущем, опираясь на результаты нашего исследования.
Проверка гипотез: заявление, сделанное в начале расследования, которое служит в качестве прогноза и является производным от теории. Существуют различные типы гипотез (проверяемые и альтернативные), которые должны быть изложены в форме, которая может быть проверена (то есть однозначно на практике).
Репликация:
- Это означает, можно ли конкретный метод и поиск повторить с другим человеком и/или по разным поводам, чтобы увидеть, есть ли похожие результаты.
- Если резкое открытие показало, что, но он не может быть повторен другими учеными данный метод не будет принят.
- Если мы получим те же результаты снова и снова на тех же условиях, мы можем быть уверенны в их точности вне всяких разумных сомнений.
- Это дает нам уверенность в том, что результаты достоверны и могут быть использованы для построения тела знания или в создании научной теории.
Хотя научное исследование является важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Заявления, которые не могут быть объективно измерены или объективно установлено значение, не входят в область научных исследований. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами.
ПознаниеЗначения личного заявления, такие как «аборты должны быть запрещены в этой стране», «я пойду на небеса, когда я умру», или «важно изучать психологию». Факты объективные отчетностью определены точно посредством эмпирического исследования. Примеры: «в Соединенных Штатах было более двадцати тысяч убийств в две тысячи девятом году», или «исследования показывают, что у лиц, которые подвержены крайне стрессовым ситуациям в течение длительного времени развивается больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто таковыми не являются».
Потому что значения не могут рассматриваться как true или false, наука не может доказать или опровергнуть их. Тем не менее, исследования иногда могут предоставить факты, которые могут помочь людям развить их значения. Например, наука может быть в состоянии объективно оценить влияние нежелательных детей на общество или психологические травмы, которыми страдают женщины, которые делают аборты. Влияние смертной казни на уровень преступности в Соединенных Штатах могут быть определенными.
Это фактическая информация может и должна быть доступной, чтобы помочь людям сформулировать их значения относительно абортов и смертной казни, а также, чтобы дать правительству возможность сформулировать соответствующую политику. Ценности часто вступают в игру в определении того, какие исследования целесообразно или важно вести. Например, правительство США недавно поддержал и выделил финансирование для исследований на ВИЧ, СПИД, терроризм, отрицая финансирование исследований с использованием стволовых клеток человека.
Хотя ученые с помощью исследований дают не всегда четкие ответы, чтобы помочь установить различные между ценностями и фактами. Иногда заявления, что ученые считают фактических позже, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неправильным. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука до сих пор лучший метод для рисования объективных выводов о мире вокруг нас. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми, основанными на более новых и более правильных данных. Хотя наука не совершенна, требования эмпиризма и объективность в результате дает гораздо больший шанс производить точное понимание человеческого поведения, чем с помощью других подходов.
No votes yet.
Please wait…
www.ladykiss.ru
Эмпирические методы психологии — Онлайн библиотека
По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений.
Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.
Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.
Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того, что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.
Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:
а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают;
б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать.
Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.
Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.
Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.
В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.
Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.
Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы.
Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования.
Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.
Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо, чтобы беседа превратилась в расспросы ли допрос.
Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте.
Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.
Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов.
Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов.
Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.
Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д.
Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач.
Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д.
Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий.
Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан.
Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя.
Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме.
Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс.
Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.
В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта.
Используя этот метод, исследователь должен выяснить:
а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;
б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;
в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.
Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта.
Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.
banauka.ru
Классификация методов психологии
Тема методов является очень важной для любой науки, а для психологии в особенности, поскольку именно методы психологии определяют границы ее возможностей. Принято считать, что психологи должны решать проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений, помогать воспитывать детей, повышать производительность труда, объяснять самому человеку, кто он есть на самом деле, наконец, делать людей счастливыми. Смогут ли психологи оправдать ожидания, зависит от наличия соответствующих методов.
С момента своего возникновения в качестве «объективной, или научной, психологии» под методами стали пониматься пути получения научных данных, верифицируемых знаний. Однако в зависимости от психологического направления приоритет отдавался различным способам получения таких данных: интроспекция и наблюдения в структурализме, эксперименты – в бихевиоризме и рефлексологии, тесты в психотехнике, опросники и беседы – в гуманистически ориентированных направлениях и т.д.
В современной практической психологии, которая соединяет достижения науки с запросами практики, применяются три группы методов:
1. Методы исследования, или получения эмпирических данных. Это самая большая группа методов. Они достаточно хорошо разработаны и еще лучше описаны в учебниках психологии. Эти методы не зависят от участников исследования и почти полностью определяются предметом или объектом исследования.
2. Методы воздействия – методы развития, формирования или изменения разных сторон психики человека. Их специфика во многом зависит от возможностей и предпочтений тех, кто это воздействия осуществляет.
3. Методы психологической коррекции и/или помощи. Основная особенность этих методов – осознание человеком необходимости изменений, добровольное участие и сотрудничество клиента с психологом.
Перейдем к краткому рассмотрению трех выделенных групп методов (рис.1.3.1).
Рис. 1.3.1. Классификация методов практической психологии («око» психологии)
1. Методы исследования.
Методы исследования в психологии можно разделить на четыре подгруппы: методы организации психологического исследования, методы сбора эмпирических данных, методы обработки результатов измерений, методы интерпретации и представления результатов исследований (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов и др.)
Наиболее распространенными методами организации исследованийв психологии являетсялонгитюдный методи метод «поперечных срезов». При лонгитюдной организации объектами исследования являются одни и те же люди в течение достаточно длительного времени. Однако на практике его бывает трудно осуществить, поэтому исследование часто организуется путем (использования) создания«поперечных срезов». Для этого создается группа испытуемых, сходных по какому-либо качеству, например, по возрасту или по времени освоения трудового навыка, и результаты этой группы сравниваются с результатами испытуемых, отличных по этому качеству. В этом случае нет необходимости ждать, пока шестилетние дети дорастут до десяти лет, чтобы определить особенности формирования логического мышления, достаточно сравнить результаты группы шестилеток и десятилеток.
1.2. Методы сбора эмпирических данных можно условно разделить на описательные и экспериментальные методы. К описательным методам относят наблюдение и самонаблюдение, ответы на анкеты и опросники, методы экспертных оценок, исследовательскую беседу, метод анализа продуктов деятельности. На стыке между описательными методами и экспериментом находятся психологические тесты. Дадим короткую характеристику этих методов.
Наблюдение и самонаблюдение.
Основное качество психолога – это наблюдательность, поэтому главным методом психологии было и остается наблюдение, идет ли речь о сборе эмпирических данных или о психологической помощи. Наблюдение в естественных условиях – самый простой по организации, но самый трудный по обработке полученных результатов метод. Видный отечественный психолог Е.А. Климов называет наблюдение базовым методом психологии и определяет его как «специальную организацию непосредственного познания». Он выделяет четыре признака такой организации:
Осознанность задач наблюдения. Психолог должен представлять, что и зачем он наблюдает.
Наличие обдуманной программы наблюдения и выделение единиц наблюдения. Поскольку психические явления по самому определению – это явления внутреннего мира, то наблюдать и фиксировать можно лишь внешние проявления психики, симптомы, подлежащие истолкованию. Об этом всегда нужно помнить.
Различение фиксируемых фактов и симптомов от их истолкований и оценок.
Естественная включенность процесса наблюдения в ситуацию взаимодействия с теми, за кем наблюдают. Известно, что когда человек осознает, что является объектом наблюдения, многие проявления его психики искажаются. Поэтому важно, чтобы наблюдение было «замаскировано».
В настоящее время при наблюдении активно используются технические средства – фото-, видео-, аудиоаппаратура, что существенно расширяет возможности метода.
В случае самонаблюдениячеловек фиксирует как события, которые с ним происходят, так и свои переживания и ощущения по поводу этих событий.
Анкетыдают возможность за короткий срок получить информацию о больших группах людей. В анкетах вопросы формулируются так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, типа «да» или «нет», либо предлагаются ответы на выбор. Вопросы в анкетах должны быть достаточно просты, а цели – понятны. Большая часть анкет направлена на изучение мнений и отношений.
Опросники– это разновидность анкет, но направленных на самопознание или на самооценку человека по тем или иным признакам. В опросниках также предполагается однозначный ответ – «да» или «нет», либо согласие или несогласие с предложенными утверждениями. Хотя вопросы должны быть понятны отвечающим, цели этих вопросов не должны быть столь же прозрачны, как в анкетах. В психологические опросники, как правило, включают вопросы на проверку искренности ответов. Эти вопросы касаются обычно таких особенностей поведения, которые не одобряются в обществе, но тем не менее, свойственны подавляющему большинству людей. Например, на вопрос «Приходилось ли Вам говорить о вещах, в которых Вы не разбираетесь?» искренний человек скорее ответит «Да», а тот, кто плохо себя знает или хочет произвести хорошее впечатление, скорее ответит «Нет». Недостатком опросных методов является то, что не всегда можно определить, говорит ли человек о своем реальном или желательном поведении. Кроме того, понимание вопросов может различаться у создателей опросника и тех, кто на него отвечает, особенно в случаях переводных опросников, каких у нас большинство.
Анализ продуктов деятельности– метод, охотно используемый в прикладных областях психологии, имеющих дело с теми или иными профессионалами. Анализируя вещественное изделие или вклад в него, можно судить об аккуратности, добросовестности, творческом потенциале человека. При анализе созданного человеком текста можно судить о складе его ума, интересах и многом другом.
Экспертные методы и методы групповой оценки личности и поведения также применяются главным образом в прикладных исследованиях. Эти методы предполагают использование перечней определенных характеристик человека и шкалы оценки этих свойств, по которым другие люди (специалисты в разных областях в случае экспертных оценок; члены конкретной группы при групповой оценке личности) оценивают поведение и деятельность испытуемого. Эти методы используют школьные психологи, а также специалисты по персоналу при решении задач отбора и расстановки кадров.
Беседа– это способ речевого взаимодействия двух и более людей. Она может быть как методом исследования психики, так и способом психокоррекционного или педагогического воздействия, а также средством установления взаимопонимания. Поэтому беседа входит и в раздел исследовательских, и в раздел коррекционных методов. При кажущейся простоте беседа как метод познания и воздействия является сложным делом. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
Между участниками беседы должен быть установлен контакт. Хорошим условием для установления открытых, доверительных отношений является ситуация, когда человек находится в некотором затруднении и у него есть надежда, что психолог ему сможет помочь.
Психологу следует заранее продумать программу беседы, но эта программа должна быть гибкой, чтобы беседа не превратилась в допрос.
Вопросы в беседе вытекают из контекста и перемежаются высказываниями и признаниями о себе ведущего беседу.
Вопросы не должны ставится во внушающей, подсказывающей или провоцирующей форме, не должны задаваться вопросы «в лоб», а только в косвенной, инициирующей свободные высказывания форме.
Ответы испытуемого – это материал для истолкования.
Беседа должна привнести что-то положительное в сознание изучаемого человека, а не только дать материал для исследователя. Важно, чтобы человек ушел в хорошем настроении.
Тесты – это стандартизированные процедуры измерения каких-либо свойств или процессов. Результаты выполнения сравниваются с полученными эмпирическим способом нормами. Слово «тест» широко употребляется и используется для обозначения практически любой психодиагностической процедуры, в том числе как синоним анкеты или опросника, что не является верным. Выделяют два вида тестов: тесты достижений и проективные тесты.
Тесты достиженийпозволяют оценивать интеллектуальные и перцептивные способности, двигательные функции и некоторые личностные черты. При выполнении этих тестов испытуемым нужно за определенное время решить возможно большее количество заданий или решить определенное количество заданий за минимальное время. Существуют единственно верный ответ на каждое задание. Самыми известными тестами достижений являются тесты определенияIQ, или коэффициента интеллектуальности.
Проективные тестынаправлены на изучение личностных характеристик, особенно таких, которые не осознаются человеком. Эти тесты основаны на принципе проекции: когда человеку предъявляют неоднозначный стимул, он склонен интерпретировать его в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами, которые, таким образом, проецируются на этот стимул. Чаще всего в качестве стимулов используются двусмысленные изображения или рисунки с неясными очертаниями, которые человек должен как-то назвать или описать. В других типах проективных тестов испытуемый сам создает рисунок на заданную тему или выбирает понравившуюся ему форму или цвет. Задача психолога состоит в интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая проявляется непроизвольно. Формализованных принципов интерпретации ответов не существует, ее правильность в значительной мере зависит от интуиции и опыта психолога. Поэтому проективные тесты – это скорее инструмент практического психолога, чем исследователя.
Наиболее известными проективными тестами являются тест Роршаха, цветовой тест Люшера и тематический апперцепционный тест (ТАТ). В тесте Роршаха (по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха) используются листы бумаги с чернильными пятнами, симметричность которых достигается в результате сгибания листа. Испытуемый должен сообщать все, что он видит в получившейся фигуре. При проведении цветового теста Люшера (по имени швейцарского психиатра М. Люшера) испытуемый раскладывает эталонные цвета в порядке их предпочтения. Каждый цвет символизирует одну из основных потребностей. В зависимости от месторасположения цвета делаются выводы о наличии или ограничении тех или иных потребностей, а значит и о том, что движет поведением человека в данный момент времени. ТАТ включает в себя 30 рисунков с неоднозначными ситуациями. Испытуемому предлагают рассказать первую пришедшую в голову историю по каждой картинке. Предполагается, что человек приписывает изображенным персонажам свои чувства и мысли. Например, на рисунке на переднем плане изображено лицо молодой женщины, а на заднем – пожилой. Кто-то будет рассказывать, что это дочь вспоминает свою старенькую мать, которую давно не видела, а кто-то, что это злая свекровь, мешающая жить невестке; третий может рассказать историю про сплетницу-соседку и так далее.
Основным методом получения надежных эмпирических данных является эксперимент, именно с него начиналась научная психология. Однако справедливости ради, надо сказать, что в настоящее время эксперимент в психологии теряет свои передовые позиции и все чаще в научных исследованиях заменяется описательными методами, по крайней мере, это верно для отечественной науки.
Эксперимент– это определенным образом организованная ситуация или вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие какого-либо из факторов влияет на другой фактор. Экспериментальные методы отличаются от неэкспериментальных тем, что исследователь активно планирует, создает, изменяет и контролирует условия, которые вызывают интересующее его явление. Эксперименты бывают лабораторные, полевые и естественные. Влабораторных экспериментахиспользуется специальное оборудование, а испытуемый помещается в искусственно созданные условия. Влияние факторов внешней среды и других людей сводится к минимуму. Некоторые психические явления и процессы невозможно изучить вне лабораторных условий. Например, время двигательных реакций на разные стимулы, особенности и закономерности восприятия сигналов в микроинтервалы времени, восприятие формы, величины, цвета, закономерности запоминания и воспроизведения информации и пр. В лабораторных экспериментах, как правило, изучаются отдельные, иногда раздробленные явления и процессы, поэтому результаты не всегда можно перенести на реальную деятельность. Приполевом экспериментеисследование проводится в ситуации реальной деятельности, лаборатория как бы переносится «в поле». Например, время реакции можно изучать и в лаборатории, и на рабочем месте оператора электростанции. Условием таких экспериментов является добровольное участие испытуемых и знание ими своих задач.
При организации естественного экспериментаисследуемые лица не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению. Исследователь же специально планирует, создает и варьирует условия, которые могут провоцировать интересующие его явления. Этот вид эксперимента в основном используется при изучении детей. Он был предложен и разработан русским психологом А.Ф. Лазурским. Примером естественного эксперимента может быть исследование влияния содержания телепрограмм на агрессивность детей. В этом эксперименте ребенок помещается в комнату, где лежит много разных игрушек и книг, а также имеется телевизор, по которому показывают мультфильмы, в которых герои дерутся и сражаются друг с другом или, наоборот, дружат и помогают. После выключения телевизора исследователь наблюдает, как ведет себя ребенок, в какие игры он играет, как и о чем разговаривает с игрушками. Все его действия тщательно фиксируются по определенной программе. Затем сравнивается количество агрессивных действий (битье, бросание и поломки игрушек, крики и удары) ребенка, который смотрел мультбоевик, с действиями ребенка, смотревшего нейтральную или доброжелательную передачу. Как Вы думаете, какой ребенок будет вести себя более агрессивно?
Корректно поставленный эксперимент требует большой подготовки и правильной организации. Прежде всего, должна быть гипотеза, для проверки которой он и проводится. Формулируются предположение о наличии закономерной связи, которая может существовать между условиями, варьируемыми исследователем, и поведением или реакциями испытуемого. Реакции и поведение испытуемого называютзависимыми переменными(в эксперименте с детьми – это действия с игрушками), а варьируемые условия –независимая переменная(содержание телепрограмм).
Для того, что исключить влияние посторонних факторов эксперимент может проводиться дважды – с контрольной и экспериментальной группами, разница между которыми заключается только в наличии (экспериментальная группа) или отсутствии (контрольная) независимой переменной. В нашем примере экспериментальную группу составят дети, которые играли в комнате с включенным телевизором. В контрольную войдут те, которые играли в этой же комнате, с теми же игрушками, но телевизор был выключен. Ведь вполне может оказаться, что агрессию детей стимулировали какие-то элементы ситуации исследования или игрушки.
Существует еще один вид эксперимента, который направлен не столько на изучение или выявление закономерностей, сколько на формирование каких-либо новых качеств или способов поведения. Этот тип эксперимента получил название формирующего эксперимента, чаще всего он используется в педагогической или социальной практике. Формирующий эксперимент ориентирован на преобразование изучаемого объекта в желательном направлении, его оптимизацию или развитие. Многие новые педагогические программы представляют собой формирующий эксперимент. К сожалению, только не всегда корректно фиксируются изменения в уровне обученности детей, с которыми этот эксперимент проводится, и сравнение с результатами при традиционных формах обучения.
Формирующий эксперимент как метод психологии относится и к исследовательским методам и к методам воздействия.
Методы обработки эмпирических данных.
Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости, результаты эмпирических исследований должны быть подвергнуты определенной обработке. В психологии используются две группы методов обработки эмпирических данных: количественные икачественные.К количественным относят статистические методы. Чаще всего используют такие статистические показатели, как средние значения, показатели вариативности, или дисперсии, различных признаков. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, для определения влияния тех или иных условий – факторный анализ. Главным для проведения статистических процедур является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых. Трудно делать достоверные выводы, если закономерность проявилась у двух-трех человек. Может быть, она будет верна и для большинства других людей, а может быть, только для этих трех.
Наряду с количественными методами в психологии, часто используются и качественные методы. Их применение связано не только с тем, что они позволяют, выявить общие, и специфические особенности, но и с тем, что в некоторых случаях психолог по этическим или техническим соображениям не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. К качественным методам относят описания и интерпретации отдельных случаев, результатов наблюдений, ответов на проективные тесты. Суждения людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе – это тоже материал, с которым имеет дело психолог. Для анализа такого материала используют методы контент- и интент-анализа.
Контент-анализзаключается в выявлении, обобщении и количественной оценке слов и других языковых элементов, которые встречаются в высказывании или речи человека. По этим результатам могут сравниваться высказывания разных людей или одного человека, но находящегося в различных состояниях.
Интент-анализзаключается в определении целевой ориентации высказывания: с каким намерением человек сказал то-то и то-то, к кому он обратился, что он ждет в ответ, какие слова использует – это все анализируется и интерпретируется психологом. Интент-анализ является субъективной процедурой. Он используется в исследованиях, которые ведутся параллельно с психологическим воздействием.
Методы интерпретации эмпирических данных. Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что же они означают, какое новое знание мы приобрели и как донести эти результаты до участников исследований и научной общественности.
Интерпретация эмпирических данных является основой для создания психологических теорий и выбора направлений индивидуальной психологической работы.
Можно выделить три метода интерпретации материалов исследования: генетический, структурный и уровневый. Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюции изучаемого явления; выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на некоторой фазе развития. Эти связи понимаются с позиции целостности системы. При уровневой интерпретации определяется уровень развития, выраженности или представленности того или иного отдельного психического свойства. Уровневая интерпретация является наименее корректной как для психолога-исследователя, так и для практика, но именно такую информацию часто ждут заказчики психологических исследований (учителя может интересовать уровень развития интеллекта его учеников, работодателя – работоспособность, исполнительность или надежность нового работника, клиента службы знакомств – личностные качества кандидата). Что и кому и как можно говорить – это вопрос профессиональной этики.
Результаты исследований и их интепретация публикуются в научных отчетах, статьях, журналах и монографиях. По ним защищаются кандидатские и докторские диссертации. Из научной литературы эти результаты либо в виде теорий и гипотез, либо в виде фактов и феноменов попадают в учебники и популярную психологическую литературу.
В процессе проведения психологических и педагогических исследований иногда получают не только точные знания, но и так называемые артефакты, т.е. результаты, являющиеся не следствием закономерностей, а следствием случайных неконтролируемых обстоятельств, ситуации эксперимента или даже бессознательного влияния исследователя. Ж. Годфруа выделяет следующие виды артефактов:
Эффект «плацебо» – преднамеренное или непреднамеренное внушение, оказываемое врачом или психологом. Если испытуемые убеждены в эффективности какого-то препарата или процедуры, то часто можно наблюдать положительные эффекты.
Эффект «Хотторна» – одно лишь участие в эксперименте оказывает такое действие, что люди ведут себя так, как от них ожидают экспериментаторы.
Эффект «аудитории» – присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения или эффективность решения задачи.
Эффект «Пигмалиона» – если экспериментатор уверен в истинности какой-либо гипотезы, то он невольно ведет себя так, что получает подтверждение своим предположениям.
Эффект «первого впечатления» – оценивая личность или черты характера того или иного человека, наибольшее значение придается первому впечатлению, даже если в дальнейшем оно не подтверждается.
Эффект «Барнума» – люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки делаются научным языком или преподносятся под магическим или ритуальным соусам.
Нельзя не отметить тот факт, что многое из того, что считается неприемлемым при проведении научных исследований оказывается важным и необходимым при реализации методов воздействия в психологии. По этим признакам также можно развести академическую и практическую психологию. Например, эффекты «плацебо», «Хотторна» и «Пигмалиона» являются составной частью психотерапии. На «эффекте аудитории» построено большинство социально-психологических тренингов.
studfiles.net
Персональный сайт — Типы эмпирических данных в психологическом исследовании
Типы эмпирических данных в психологическом исследовании
Психологическое наблюдение и измерение как самостоятельные методы, позволяют фиксировать качественные и количественные переменные. Фиксирование переменных – задача наблюдения и измерения в эксперименте.
Психологические данные могут рассматриваться как результаты реализации отдельных эмпирических методов (наблюдение, эксперимент, психологическое шкалирование, психодиагностика) и как фиксируемые при разных методиках показатели.
Психологические переменные фиксируются как первичные показатели, кот. при обработке структурируются в тех или иных схемах сравнений. Экспериментальные данные – это вторичные показатели.
Можно выделять типы данных с точки зрения исследовательской цели. Цели обследования: диагностика, экспериментально-клинический метод; Цели исследования.
Можно выделить тип данных с точки зрения возможностей их актуального получения. Классификация Кеттэлла.
L – данные – life record
T – данные — test
Q – данные — questionnaire
L – данные явл. жизненными документами (напр, анамнез). Неважно, каким методическим приемом они получены. Это свидетельства прошлого, а значит, при их интерпретации психолог должен реализовать нормативы анализа документов.
T – и Q – данные получены в актуальном исследовании, т.е. психолог может осуществлять формы контроля при их получении и фиксации. T – данные явл. рез-татами тестов, в кот. фиксируют нек. показатели достижения. Особенность этих данных – их дифференциально-психологический характер. Сопоставление достижений одних испытуемых с другими.
Тип данных и критерий воспроизводимости, т.е. возможности повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей. Проблема надежности данных и их интерсубъективности (возм. быть получ. разными исследователями). Надежность данных условие оценки валидности экс-та.
Критерий объективности данных (Теплов): Соответствие выбираемых методик гипотезе и цели исследования. Оценка репрезентативности. Псих. переменными могут быть не только представляющие внутренний мир человека. Напр: зарплата – часть самооценки.
group304psy.narod.ru