Вопросы и ответы

Приемы работы с трудными подростками – Работа с трудными подростками — советы психолога

Методы и приемы работы с трудными детьми

Методы и приемы организации работы с «трудными детьми»

  Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К  «трудным» детям  часто относят  или слишком ярких детей,  быстро усваивающих материал, - им бывает скучно на уроках  и они мешают всему классу.  Или, наоборот   это дети, которые не  справляются с требованиями программы  обучения и воспитания,  не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми  интеллектуальными, нравственными,  эмоционально-волевыми и динамическими  качествами, отношением к деятельности и её результатам. Одним из направлений работы с «трудными» детьми является работа с проблемными детьми, которые, как правило, создают  проблемы   в общении, поведении, учебной деятельности. Недостатки в развитии  трудных детей, как правило, вызваны педагогическими причинами.  Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребёнка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей, учителей, воспитателей в работе с детьми. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания.  Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодёжью по месту жительства, не демократичность отношений  в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, соблазн улицы. Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях Формируется чувство не защищённости  и одиночества. Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей  сегодня зависит от общих усилий  учителей, воспитателей,  кружководов, социальных педагогов,  их тесного контакта с семьёй и сверстниками  подростков

Методы и приемы работы: 

В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

Приемы, способствующие формированию у ребенка правильного поведения.

1)Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2)Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

3)Вовлеченность в интересную деятельность.

4)Пробуждение гуманных чувств.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

            1) Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2)Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3)Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

4)Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

5)Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

6)Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

Вспомогательные приемы.

1)Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

2)Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех.

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся

  • Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине.

  • Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

  • Шаг 3. Обратиться к школьному социальному педагогу и психологу для оформления запроса по работе с такими детьми

  • Шаг 4. Составить карту учащегося.

  • Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.

-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.

 

     

infourok.ru

Основы работы психолога с трудными подростками

Общая характеристика раздела

В психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Психологу необходимо помнить, что по отношению к разным группам применяются различные диагностические и коррекционные методы. Однако алгоритм работы с трудными подростками един:

1) диагностика;

2) составление реабилитационной программы;

3) реализации программы.

Для получения диагностического заключения и составления эффективной коррекционной программы целесообразно использовать процедуру, включающую как контактные скриннинговые пробы, так и, при наличии показаний, «батареи» соответствующих методик.

При составлении реабилитационной программы необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для группы подростков с патогенной дезадаптацией выступают медико-педагогические (оздоровительные) воздействия, которые осуществляются как в образовательных, так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях. Отклонения в поведении подростков с психосоциальной и социальной дезадаптацией эффективно преодолеваются в процессе индивидуально дифференцированного подхода к ребенку в школе, при оздоровлении отношений в семье, учете возрастных закономерностей развития подростка.

Этапы подготовки программы реабилитации:

1. Проведение предварительной беседы с подростком и установление с ним контакта (см. прил. 16 «Методические приемы, применяемые в индивидуальном консультировании»).

2. Определение проблемы.

3. Проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося. Если подросток замкнут, целесообразно сначала использовать рисунки, например,

«Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных» (в кого превратил волшебник твоих близких) Если он подвижен и контактен, лучше использовать вербально ориентированные опросники. Необходимо отметить, что отклонения в поведении подростков чаще всего характеризуются через уровень самооценки, референтные и ценностные ориентации, наличие акцентуаций, статусную позицию в коллективе.

4. Определение особенностей психического развития и психологических факторов риска, а также составление психологического портрета испытуемого с указанием возможных направлений коррекции (см. прил. 17 «Карта личностного развития подростка»).

5. Составление отдельного психологического заключения о ребенке для каждого получателя.

6. Составление программы необходимых коррекционных воздействий.

К мерам специализированной психологической помощи относятся конкретные психопрофилактические и психокоррекционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики. В литературе наряду с приемами индивидуального консультирования трудных подростков рекомендуются индивидуальные профилактические беседы, интервью, групповая и индивидуальная психокоррекция (см. прил. 19 «Карта индивидуальной коррекционной работы с подростком»)

Задачи коррекционного направления:

1. Коррекция отношения к себе: объективность самооценки; устранение психологических защит; достижение уверенности и антиконформности; принятие адекватной роли.

2. Коррекция отношения к другим: достижение способности к эмпатии; приобретение навыков адекватного равноправного общения; способность к предотвращению конфликтов; приобретение лидерских и организаторских навыков; овладение способами выхода из затруднительных ситуаций.

3. Коррекция отношения к жизни: устойчивость по отношению к неудачам.

Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Например, попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д.

7. Участие в комплексной коррекционной программе.

Работа с трудным подростком осуществляется в соответствии с этапами реабилитационной программы.

Задание 1. Предварительная беседа.

Определение проблемы с помощью «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (см. прил. 18), диагностического приёма «Три вопроса», упражнения «Позитивные и негативные круги».

Цель – установить контакт (с помощью предлагаемых методов) с подростком; определить склонность конкретного подростка к отклоняющемуся поведению; выявить специфику психологических проблем подростка.

studfiles.net

6.2.3.Работа с трудными подростками

6.Перечислите этапы естественного проживания горя.

7.Какие факторы могут привести к возникновению патологического

горя?

8.Какие самые травматичные ситуации для ребенка?

9.Всегда ли и во всех ли случаях следует сообщать ребенку о смерти близкого человека? Обоснуйте свой ответ.

10.Перечислите четыре общих типа жестокого обращения с детьми.

11.Какими факторами формируется и поддерживается чувство вины

ужертв насилия?

12.Что такое пренебрежение потребностями ребенка и почему его причисляют к видам насилия?

13.Чем характеризуется травма, полученная в результате вынужден­ ной миграции?

14.Каковы социально-психологическиефеномены, препятствующие включению беженцев в социум новой страны и культуры?

15.В чем состоит работа с детьми, пережившими травму?

16.В чем заключается помощь психолога при угрозе суицида?

17.Верно ли высказывание: «Ребенок может совершить суицид, про­ сто так ни из-зачего»?

18.Какой подросток называется «трудным»?

19.Дайте определение понятия «социальная дезадаптация».

20.Перечислите факторы, способствующие возникновению социаль­ ной дезадаптации (в порядке их значимости).

21.В чем заключается школьная дезадаптация? Каковы ее основные черты?

22.Каковы возможные причины подросткового чувства одиночества?

23.Назовите компоненты самосознания, дайте определение каждому из них.

24.Укажите аспекты эмоционально-ценностногоотношения к себе.

Вчем заключается самоуважение и чем оно отличается от аутосимпа­ тии?

25.Какой подход предпочтителен при работе с учителями и родителя­ ми? О чем психологу-консультанту,работающему в школе, следует не­ пременно помнить?

26.В чем заключается техника экстернализации проблемы? В каких случаях ее следует использовать?

27.Для чего применяется техника позитивной коннотации и в чем ее

суть?

Задания для самостоятельной работы

■ Проделайте работу по уничтожению своего страха (актуального ил детского) в соответствии с алгоритмом, представленным выше. Отметьте и запишите те трудности, с которыми вы сталкивались при выполне­ нии задания. Выпишите свои способы борьбы со страхом. Проанализи­ руйте, каким образом вы используете данную стратегию в жизни. В ка­ ких еще случаях вы используете ту же стратегию, что и при борьбе со страхом.

studfiles.net

Работа с трудными подростками

Важную роль в воспитательной работе школы является работа с так называемыми трудными подростками. В связи с этим именно комплексный подход к работе с трудными детьми является не только важнейшим принципом, но и наиболее эффективным путем организации этой работы. Уровень современных требований к преподавателю, воспитателю так высок, что предполагается тонкое понимание нюансов и оттенков личности. Иначе говоря, он предполагается более высокий профессионализм и более глубокий и тонкий диагноз причин и сущности отношения личности, который возможен лишь при знании истории развития воспитанника. При этом особое значение имеет материал, касающийся периода младшего школьного возраста, который играет исключительно важную роль в адаптации к социальным условиям вообще и к школьной жизни в частности, поскольку именно в этом возрасте закладываются и в основе своей формируются умение учиться, социальная приспособляемость и т. д. В связи с этим при изучении личности трудного подростка необходимо уделить достаточно внимания анализу «предтрудного» периода, где чаще всего кроется объяснение многих особенностей его личности.

Следует учитывать факт, что глобальное определение недостатков личности подростка и оставление его «наедине» с необходимостью искоренения этих недостатков («ты жесток, стань добрым», «ты груб, стань вежливым») является, как правило, непосильной задачей для ребят. Сложные составные личности, как, например, грубость или жестокость, совсем не просто изжить и вместо них привить другие, социально полезные качества: вежливость, доброту, отзывчивость и т. д. Поэтому изучение личности и условий жизни трудного подростка должно непременно сочетаться с его перевоспитанием. А поскольку эффективность последнего в значительной мере обусловлена влиянием социального окружения, то работа с трудными подростками должна начинаться изучение личности должно сопровождаться деятельностью педагога по оздоровлению (коррекции) влияния этой среды (семьи, групп неформального общения, отношения к подростку в классе и т. д.).

Но прежде, чем перейти к вопросу об осуществлении индивидуальной воспитательной работы, необходимо уточнить основные понятия, которыми мы будем в дальнейшем оперировать, а именно: трудный, педагогически запущенный или трудновоспитуемый подросток (они будут употребляться как синонимы), а также индивидуальный подход, или индивидуальная работа.

К категории трудных относятся школьники, которые имеют отклонения в нравственном развитии, Направленность трудновоспитуемого предполагает господствующую отрицательную линию поведения (подозрительность, скептицизм, неорганизованность, лживость и др.), определенную систему мотивов — самоутешение, самооправдание, сваливание своей вины па других, на обстоятельства, — аномальные потребности (дромомания, алкоголизм, воровство) или аморальный способ удовлетворения потребностей (например, потребность во впечатлениях удовлетворяется за счет азартных игр, драк, ссор, чтения запоем книг о шпионах), вредные привычки и болезненное самолюбие... Лишь около 5—6% трудных детей имеют ярко выраженные антисоциальные установки. Большая часть — это дети, которые могут быть в одних условиях хорошими, в других — совершать дурные поступки. Например, большинство трудных детей не выдадут товарища, но могут избить его, если он нарушит какое-либо правило «дружбы». С одним учителем эти дети находятся в хороших отношениях, с другими — в конфликте.

Индивидуальный подход в работе с трудными подростками — это воспитательное воздействие на учащегося, первым этапом которого является глубокое изучение индивидуальных особенностей каждого подростка. Второй этап — это выбор методов, приемов учебно-воспитательного воздействия на него и осуществление определенной комплексной системы.

По определению психолога В. А. Крутецкого, сущность индивидуального подхода состоит в выборе и осуществлении таких воспитательных воздействий, которые наиболее соответствуют ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в данный момент находится, и поэтому имеет максимальный эффект. Поэтому воспитательные меры, которые дают положительные результаты по отношению к данному ребенку, часто не дают ожидаемого эффекта по отношению к другому.

Принципы организации индивидуальной работы с трудновоспитуемыми учащимися

Основой индивидуального подхода к ребенку является знание его личности и характера влияния на нее со стороны ближайшего окружения. Поэтому педагогу нужна последовательная программа такого изучения, которая охватывает самые важные стороны жизни подростка, дает возможность получить объективные данные об особенностях его личности, разобраться в причинах отклонений в поведении и даст материал как для проектирования личности трудновоспитуемого, так и для разработки индивидуального плана его перевоспитания

На основании изучения личности трудновоспитуемого составляется его психолого-педагогическая характеристика, определяются наиболее перспективные линии и средства воздействия на каждого из них и в соответствии с этим составляется отдельно для каждого подростка программа перевоспитания.

Программа работы с трудным подростком предусматривает целостную систему воспитательных мероприятий. Особое внимание следует уделить объединению в процессе перевоспитания трудных подростков педагогические коллективы школ и внешкольных учреждений, родителей.

Глубокую заинтересованность педагогов в судьбе каждого ребенка, знание каждой семьи и целенаправленная последовательная корректировка ее влияния также является непременным условием успешной работы с подростком.

Существуют различные причины снижения воспитательного потенциала семьи. В одних семьях родители допускают ошибки из-за своей педагогической неграмотности, в других — эти ошибки обусловлены различными психологическими причинами, например, конфликтным характером взаимоотношений в семье, в третьих — наблюдается нравственная деформация личности родителей, в четвертых нарушена структура семьи и отсутствие одного из родителей также может отрицательно сказаться на воспитании.

Наличие этих факторов, их своеобразные сочетания отличают семьи с низким и высоким воспитательным потенциалом друг от друга. Лишь на основе знаний этих индивидуальных особенностей различных типов семей становится реальным осуществление дифференцированного подхода к руководству семейным воспитанием. Дифференцированный подход — это прежде всего поиск наиболее эффективных путей педагогического воздействия на семью, а через нее и на трудновоспитуемых учащихся. Он должен соблюдаться при выборе методов, путей, форм работы с семьей, при планировании содержательной стороны работы с нею.

Изучение семейной ситуации развития трудновоспитуемых подростков достигнет своей цели при соблюдении следующих условий:

  1. Обследование семейной ситуации развития трудновоспитуемых учащихся должно быть направлено на повышение воспитательного потенциала семьи.

На основе глубокого анализа семейной ситуации необходимо выбрать наиболее эффективные пути изменения этой ситуации, применить наиболее целесообразные методы и формы воздействия на семью и трудновоспитуемого подростка.

  1. Изучение семейной ситуации развития трудных подростков должно сопровождаться продуманным педагогическим руководством семейным воспитанием, основанным на глубоком анализе этой ситуации в каждой -конкретной семье. Классный руководитель должен стремиться к поэтапному изменению этой ситуации, путем наращивания в семье положительных отношений и постепенного снятия отрицательных факторов.
  2. Изучение социальной ситуации развития трудных подростков в семье должно проводиться комплексно, с учетом взаимодействия всех составляющих ее компонентов: сложившихся в семье взаимоотношений между членами семьи, объективных условий жизни в семье, влияющих на них факторов, а также отношения к этому самого подростка.
  3. Изучение должно проводиться систематически, т. к. условия жизни в семье и отношение к ним самого подростка претерпевают изменения, которые также важно учитывать при коррекционной работе с семьей и трудными подростками. Принцип систематичности подразумевает накопление информации о семье, результатах совместного взаимодействия семьи и школы.
  4. При изучении важно использовать различные источники и методы сбора сведений о семье, о сложившихся в ней взаимоотношениях. Чем разнообразнее эти методы, тем глубже и шире можно изучить ситуацию развития подростков в семье. Опытные педагоги реализуют в своей работе комплексное изучение семьи при помощи набора таких методов как наблюдение, метод анализа документов, беседа-интервью, сочинения подростков, анкеты, опросы.
  5. Обследование семьи должно проводиться планомерно, по определенной программе (см. приложение 4). Это позволит педагогу избежать случайностей в обследованиях, накопления ненужных данных.

Для полной реализации программы изучения семьи учителю необходимо располагать достоверными и научно организованными методиками. С этой целью можно использовать программу интервью с родителями (см. приложение 5), опросник для учащихся 7—10 классов (приложение 6), специальную методику изучения отношений ученика с людьми из ближайшего окружении (приложение 7) и соответствующие инструкции к ним.

Предлагаемые материалы не следует рассматривать как обязательную документацию классного руководителя. Они могут быть использованы полностью или частично, по усмотрению педагога для получения общих или выборочных сведений об изучаемом ребенке и его семье.

Так, для получения данных о характере воспитательной деятельности семьи (II раздел программы изучения семьи — приложение 4) целесообразно использовать вопросы 8, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 34, 35, 36, 40 интервью с родителями (см. приложение 5), вопросы 1, 4, 7, 8, 11, 14, 17 анкеты для учащихся (см. приложение 6) и полностью или отдельные вопросы методики изучения отношений ученика с людьми из ближайшего окружения (см. при­ложение 7). Для изучения регулятивной деятельности семьи (III раздел программы изучения семьи) целесообразно использовать вопросы 7, 17, 19 (а и г) (20, 22, 30, 31, 38, 39 (приложение 5), 20, 22, 23, 24, 27 (приложение 6), 4, 10, 11, 12, 15, 16, 23 (приложение 7) и т. д.

При использовании этих, как и всех других методик углубленного изучения семьи, чрезвычайную актуальность приобретают вопросы этики учителя. Эта работа возлагает на него большую дополнительную ответственность за целесообразное использование полученных данных. Совершенно недопустимо разглашение результатов анализа, использование их в целях, далеких от задач воспитания ученика.

Использование полученных данных с целью упрекнуть ученика или его родителей, выставить их в невыгодном свете перед классом и на родительском собрании, педсовете следует расценивать как педагогическую ошибку и бестактность.

Результаты анкетирования, как и сами анкеты, не должны попадать в руки учащихся, в т. ч. и ученического актива.

На основе проведенного анализа педагог должен дать объективную оценку социальной ситуации развития трудного подростка в семье, оценку успешности выполнения семьей определенных обязанностей по отношению к подростку и обществу, выбрать оптимальные пути и методы воздействия на семью с целью повышения ее воспитательного потенциала, определить основные этапы этой работы.

Сведения, полученные при анализе отдельных сфер, необходимо учитывать при планировании работы с семьей. С семьями, в которых преимущественно нарушена воспитательная сфера при нормальном выполнении других, необходимо намечать работу по педагогической пропаганде; с семьями, в которых нарушения воспитания сопровождаются серьезным разладом в коммуникативной сфере, целесообразней проводить пропаганду знаний по социальной психологии семьи, прививать родителям навыки педагогически целесообразного обращения с подростками.

Если в семье нарушения наблюдаются лишь в одной из сфер (чаще всего в воспитательной или в сфере досуга),то работу целесообразно проводить классному руководителю с периодическим привлечением лекторов, руководителей школы, членов родительского комитета. Если ошибки семьи связаны преимущественно с внутрисемейными конфликтами, то желательно очень тактично помочь супругам отрегулировать взаимоотношения. Если же конфликтов наблюдаются в сфере отношений семьи и общества (например, родители нарушают тем или иным способом нормы общественного поведения), то в этом случае необходимо привлекать социальные службы по делам детей.

Современный уровень работы педагога с воспитанником требует детализации, поэтапности процесса. Пусть этапов будет немного, три и даже два, но это деление должно обеспечить постепенность перехода от одних внутренних целей к другим, выполнение в определенной последовательности несложных задач, посильных для подростка. Процесс перевоспитания немыслим без оптимистической гипотезы, уверенности педагога в том, что в каждом трудном подростке есть положительные качества, которые надо найти и умело использовать в воспитательной работе, без этого невозможна никакая работа по перевоспитанию. Опора на положительное — основа работы по перевоспитанию. В педагогической практике существует множество примеров, когда педагоги, воспитатели, сумев разглядеть у подростка любовь к природе, животным, музыке, спорту, труду, любознательность, организаторские способности, использовали, развивали это положительное и на нем строили весь .процесс перевоспитания, постепенно изменяя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т. п.

Об этом неоднократно говорил В. А. Сухомлинский, который категорически отрицал такой путь исправления, как выставление наружу недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Этот путь уязвляет самолюбие, чувство собственного достоинства, человеческую гордость. Таким путем нельзя воспитать стойкие нравственные убеждения. С первого дня пребывания в школе надо уметь рассмотреть в ребенке все лучшее, неустанно укреплять это лучшее и развивать.

Этот начальный этап работы по перевоспитанию довольно сложен, требует значительных затрат времени, однако без него нельзя успешно выполнить возложенные на школу задачи. Даже если это положительное придется собирать по крохам, все равно важно вычленить его из общего числа отрицательных качеств.

Подросток должен быть поставлен в условия, которые требовали бы от него проявления положительных качеств личности. Приобщение к труду, к новым видам коллективной деятельности, человечность в отношениях, предоставление возможности проявить себя с положительной стороны, помощь в ликвидации пробелов в знаниях, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, поддержка всех лучших проявлений личности — все эти факторы содействуют развитию положительных качеств личности. Положительные подкрепления стимулируют, содействуют формированию устойчивости условного рефлекса. В таких условиях у подростка появляется уверенность в своих силах, надежда, что и он сумеет достичь определенных успехов в учебном, трудовой, общественной деятельности.

Осуществляя индивидуальную работу с трудными подростками, необходимо придерживаться также и следующих принципов:

  1. посильность заданий, требований учебного, воспитательного характера для каждого конкретного учащегося.
  2. постепенность, детализация заданий в силу того, что учащийся сразу не может выполнить выдвигаемые перед ним требования (будь вежлив, не нарушай дисциплину, хорошо учись и т. п.), все эти требования необходимо детализировать, выдвинуть промежуточные, поэтапные. Например, общее требование «не нарушай дисциплину на уроке» можно детализировать следующим образом: привыкай внимательно слушать учителя, следи за ответами товарищей и продумывай, чем ты можешь их дополнить, приучай себя добросовестно и аккуратно выполнять все задания; используя различные педагогические приемы, учителю следует помочь ученику добиваться успехов именно в выполнении этих промежуточных заданий;
  3. строгая дифференциация средств и методов воздействия соответственно индивидуальным особенностям каждого учащегося;
  4. систематический контроль успеваемости и поведения учащегося, своевременная оценка достигнутых успехов, доброжелательная помощь в преодолении недостатков и др.;
  5. объективность мер воздействия. Обязательно все меры поощрения и наказания должны быть объективны, и их объективность должна быть понятной подростку;
  6. важнейшим требованием работы с трудновоспитуемыми учащимися является педагогический такт воспитателя, т. е. его чувство меры, умение оценивать педагогическую ситуацию и подобающим образом реагировать на нее. Одним из главных показателей тактичного поведения учителя является умение не оскорбить, не унизить ученика и его родителей даже при применении самых строгих мер воздействия.

В процессе изучения и перевоспитания школьника перед учителем довольно остро стоит вопрос о критериях, т. е. показателях объективной оценки как личности ребенка, так и эффективности воспитательного влияния.

Итак, действия или поступки человека — один из основных объективных критериев его личности. Однако, исходя из анализа одного поступка, мы можем ошибиться в истолковании мотивации, цели истинного содержания этого поступка. Лишь систематическое и целенаправленное наблюдение за одним и тем же подростком в процессе его деятельности предоставит в распоряжение педагога материал для объективного анализа личности ученика. При этом отсеется случайный, нетипичный поступок и проявится типичная для данного подростка картина поведения. Итак, первые два условия изучения личности — систематичность изучения и объективный характер наблюдений, т. е. наблюдения без предвзятости, когда фиксируются и анализируются все положительные и отрицательные действия, поступки, рассуждения подростка. На практике часто приходится сталкиваться с нарушением учителями этих двух условий.

Однако поступки не являются единственным и исчерпывающим критерием оценки личности, особенно личности формирующейся.

Правильная педагогическая оценка действия, а тем более личности школьника предполагает знание целей и мотивов его поступков. А непременным условием целесообразной с педагогической точки зрения реакции учителя является учет этих показателей. В связи с этим импульсивность, резкость педагога, как непосредственная реакция на действие ученика, свидетельствует о его педагогической беспомощности и неумелости, хотя, нужно признать, что у педагога-мастера это может выступать действенной воспитательной силой.

Цель — сознательное предвидение результата, на достижение которого направлены действия человека. Цель организует и побуждает человека к деятельности, выступает ее мотивом. Поэтому индивидуальный подход к воспитаннику предполагает не только беспристрастные наблюдения, но и спокойные, доброжелательные и умелые беседы для выяснения целей и мотивов его действия.

Степень педагогической оправданности последующих педагогических акций во многом зависит от объективности и умелого анализа этого исходного материала. Мотив — движущая сила, причина действий и поступков человека — раскрывает сущность человеческого поведения, природу действий человека, характер причин, побудивших его к совершению того или иного поступка. Мотив выступает в качестве одного из компонентов структуры деятельности, а также источника активности личности, аккумулируя в себе всю ее внутреннюю энергию. Система мотивов определяет направленность личности, ее гражданский облик. Знания о целях и мотивах деятельности необходимы для понимания внутреннего смысла действий и поступков подростков. Цель и мотивы действий часто не осознаются подростком и уже поэтому не всегда они могут быть вскрыты в беседе с ним. И здесь на помощь приходит педагогу его чутье, педагогическая интуиция, такт, умение доброжелательно наблюдать и анализировать поступки ребят. Например, перед нами с визгом, криком и головокружительными «выбрыками» несколько раз пробежал, не замечая никого вокруг, ученик. Опытному учителю понятно: подросток демонстрирует перед ним свое геройство, хочет, чтобы оценили его физкультурные навыки, и поэтому с удовольствием воспримет любые поручения учителя, которые нужно выполнить: на той же скорости сбегать домой, к завхозу, защитить спортивную честь класса на соревнованиях и т. д. И не нужны здесь упреки в неумении вести себя в общественных местах и стремлении выяснить: -зачем он это сделал? (В этом он ведь и сам себе не сознается).

Ведущими методами изучения личности учащегося являются психолого-педагогические наблюдения и заранее продуманные, построенные по определенному плану, направленному на выяснение очень конкретных вопросов, беседы с подростками.

Можно рекомендовать такие методы как изучение и анализ результатов творческой деятельности, создание специальных педагогических ситуаций, в которых наиболее полно раскрываются те или иные качества воспитанников, социометрические — «методики выбора» («с кем ты хочешь сидеть за одной партой», «кому ты можешь доверить свою тайну» и т. д.).

Известно, что мастерство воспитания не терпит готовых рецептов. Каждый воспитательный метод приемлем и целесообразен лишь в определенной педагогической ситуации, по отношению к определенному ученику и в руках определенного педагога. Особенно недопустимы категоричные предписания по отношению к трудным подросткам, реакции которых на меры воздействия отличаются крайним непостоянством, непоследовательностью, резкостью и часто бывают неожиданными и труднообъяснимыми не только для воспитателя, но и для самого воспитанника.

Именно поэтому высокая эффективность воспитания и перевоспитания трудных подростков возможна лишь на основе глубокого понимания психологических особенностей переходного возраста, их учета в индивидуальной работе.

Если вас заинтересовала информация приведенная в данной статье и вам будут интересны дополнительные материалы (приложения) о которых говорится в статье обращайтесь, я вам скину электронный вариант приложений.

Похожие статьи

scool-ua.com.ua

Работа с трудными подростками

СИСТЕМА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ И «ПРОБЛЕМНЫМИ» ДЕТЬМИ

   Детей, совершивших правонарушения и состоящих на внутришкольном учёте, в классе на протяжении всех лет нет. Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы, лекции, классные часы-информации, дискуссии, кинолектории, встречи с врачами, работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение раннего табакокурения, алкоголизма, наркомании. 

Сложилась система  работы  с трудными и «проблемными» детьми.

Цель: Совместно с родителями создать оптимальный климат для обучения и воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей младших школьников.

Задачи: 1. Помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной

деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательным и усидчивым.

2. Прививать детям самостоятельность и чувство ответственности.

3. Воспитывать в детях послушание и самообладание.

4. Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и ограничений.

5. Укреплять здоровье, развивать физические задатки.

           План работы с детьми «группы риска»                   

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностическая работа

Наблюдение и выявление детей «группы риска» среди учащихся

В течение года

Класс.рук. Соц.педагог

Оформление актов обследования материально-бытовых условий жизни детей

По мере постановки на учет

Клас.рук

Соц.педагог

РК

Коррекционная работа

Ведение индивидуальных дневников наблюдения

В течение года

Клас.рук

Соц.педагог

Выявление интересов детей «группы риска», их вовлечение в кружки, секции

В начале года

Соц.педагог

 Клас.рук.

Посещение на дому детей «группы риска»

В течение года

Клас.рук.

Соц.педагог

Повышение внутренней самооценки детей через создание «ситуации успеха»

В течение года

Клас.рук.

Работа психолога с детьми «группы риска»

Беседы,    коррекционные занятия

В течение года

 психолог

Клас.рук

Профилактика таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания

Классные часы

Беседы со школьной медсестрой, встречи с родителями-медиками, социальным педагогом

В течение года

Клас.рук.

Работа с родителями

Беседы,   консультации для родителей

В течение года

Клас.рук.

В процессе деятельности , в первую очередь, важно взаимодействовать с учителями-предметниками для совместной разработки общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения,    привлекать учителей к работе с родителями. Большое значение придаётся  работе с родителями. 

Совместно с педагогом-психологом необходимо изучать индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации, координировать связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога староюсь  анализировать развитие каждого ребенка класса, определяя его познавательные, творческие способности и возможности, помогая ребенку повысить внутреннюю самооценку через создание «ситуации успеха», координирую выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Одним из основных направлений работы педагога с учащимися, имеющими трудности в поведении, является метод переубеждения. Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком,  руководствуюсь  следующими приемами:

-   создание положительного общественного мнения;

-   переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;

- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

При этом важно вовлекать  ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал. Дается оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося.

Эффективным, по моему мнению, является метод реконструирования, цель которого - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются следующие:

-   создание положительных перспектив,

- использование ведущих положительных качеств ребенка в вос-питательной деятельности;

-   ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

-  составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Большое внимание уделяется  сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие  системы дополнительного образования детей для расширения    познавательных,    творческих    способностей   своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения. Необходимо  поощрять и поддерживать участие школьников   в  различные  творческие объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих как в  прогимназии, так и в других учреждениях дополнительного образования детей.

Сотрудничество с библиотекарем также приносит свои результаты в работе с детьми, так как сотрудничая с ним,  учитель расширяет круг чтения детей, что способствует формированию у них культуры чтения, правильного отношения к нравственным и безнравственным поступкам сначала героев произведений, а затем  окружающих и своих собственных, содействует лучшему усвоению норм поведения, осознанию собственной индивидуальности и самоценности.

 Классные часы, встречи и беседы с родителями-врачами, социальным педагогом способствуют профилактике таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания: «Умей сказать «Нет!», «Как принять правильное решение», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Влияние алкоголя на развитие организма» и др. 

Такая система работы с трудными и «проблемными» детьми позволяет добиваться хороших результатов. На протяжении многих лет нет ни одного ребенка, стоящего на учете в школе, Инспекции по делам несовершен-нолетних.

infourok.ru

Работа с трудными подростками

Сложное поведение подростка редко бывает беспричинным и очень часто имеет объективный характер. Поэтому методы работы с трудными подростками должны, в первую очередь, отталкиваться от взаимоотношений родителей с детьми. Иногда дети в подростковом возрасте часто оказывают сопротивление жестким рамкам, которые им поставили. Такие протестные реакции могут отражаться в различных отклонениях в поведении. В большинстве случаев такие реакции происходят неосознанно, но чаще всего взрослые считают, что ребенок это делает от злого умысла и полностью осознано. Работа с трудными подростками основана на выстраивании доверительных отношений и выявления причин плохого поведения, если они не связаны с проблемами поражения психофизического развития.

Воспитательная работа с трудными подростками

Очень часто в воспитании родители и педагоги допускают одни и те же ошибки. При уступчивости взрослых дети становятся избалованными, при чересчур жестком отношении происходит «ложное воспитание», в случае проявления упрямства ребенком необходимо показывать сопротивление, но не ломать его волю и характер, иногда возможное решение приходит путем компромиссов. Также, при конфликте двух сверстников, педагогам нельзя принимать чью-то позицию, необходимо быть посередине. Когда взрослые требуют беспрекословного подчинения, то это ограничивает ребенка в способности вырабатывать свое мнение, становиться самостоятельным и очень часто приводит к агрессивному поведению или, наоборот, к скованности и замкнутости.

Работа психолога с трудными подростками является неотъемлемой частью в процессе коррекции поведения. Но это сложный процесс, так как психологу придется находить варианты, чтобы заинтересовать подростка в новом направлении его пути. Обычно в этот период дети отказываются работать, системно учиться и пр.

Так как во многом причина девиантного поведения трудного подростка кроется в недостатках воспитания, то работа с родителями - также обязательный пункт в процессе коррекции.

Положительный итог в индивидуальной работе с трудным подростком во многом зависит от того, поверил ли сам педагог (или родитель) в возможность изменений самого ребенка, в его перспективы.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *